«Шагнувший в бездну»: 55 лет первому выходу человека в открытый космос
«Шагнувший в бездну»: 55 лет первому выходу человека в открытый космос
хочу стать космонавтом
космос — риа наука
международная космическая станция (мкс)
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
общество, ссср, космос — риа наука, международная космическая станция (мкс), алексей леонов, космос, россия
Хочу стать космонавтом, Общество, СССР, Космос — РИА Наука, Международная космическая станция (МКС), Алексей Леонов, Космос, Россия
Корабль «Восход-2» с космонавтами Павлом Беляевым и Леоновым был запущен с космодрома Байконур 18 марта1965 года ракетой-носителем «Восход». Через 1,5 часа после старта Леонов в скафандре впервые «шагнул в бездну». Он провел за пределами корабля более 12 минут и «отплывал» от него более чем на 5 метров.
Обогнать американцев
Задачу совершить полет корабля «Восход» с выходом в открытый космос советское руководство поставило в апреле 1964 года. Необходимо было обогнать США, которые планировали аналогичную задачу в программе «Джемини».
Первый выход человека в космос
«СССР и США шли параллельными курсами. Первый американский выход в открытый космос состоялся через 2,5 месяца после нашего. То есть и мы, и американцы придавали этому очень большое значение», — отметил Железняков.
Для осуществления выхода был разработан скафандр «Беркут», а чтобы не разгерметизировать весь корабль инженеры придумали складную надувную шлюзовую камеру «Волга». При запуске она крепилась снаружи к «Восходу» и заполнялась воздухом после выведения корабля на орбиту.
«Тот момент, когда космонавт покидает корабль и оказывается вне его, был очень важен. Нужно было отработать эту технологию, потому что тогда предполагалось довольно масштабное освоение космоса, строительство орбитальных станций и заводов, путешествия на другие планеты», — пояснил академик РАКЦ.
Раздувшийся скафандр
При испытаниях «Беркута» на Земле невозможно было смоделировать реальный космический вакуум, поэтому, когда Леонов вышел в открытый космос, его скафандр раздулся – руки вышли из перчаток, ноги из сапог. Это грозило тем, что космонавт не сможет втиснуться в шлюзовую камеру и погибнет.
Алексей Леонов: космонавт, без которого не было бы МКС
Но Леонов спасся, нарушив инструкцию: снизил давление в скафандре – и «костюм» сел на «место». После этого он вопреки правилам вошел в шлюз головой вперед, а не ногами.
«То, что произошла нештатная ситуация, в этом нет ничего удивительного. Это все-таки был первый опыт. Не все знали, не все могли предусмотреть», — считает Железняков.
По его словам, Леонов был хорошо подготовлен. «Было ли снизить давление в скафандре обдуманным решением или каким-то импульсивным, сейчас уже не выяснишь, но оно было единственным верным, которое в тот момент он принял. Это спасло ему жизнь и способствовало выполнению программы», — пояснил академик РАКЦ.
Алексей Леонов — космонавт, изобретатель, художник
Алексей Леонов был 11-м космонавтом мира и первым человеком, совершившим выход в открытый космос.
1 из 16
Учился в школе летчиков в Кременчуге и Чугуевском военное авиационном училище.
2 из 16
В 1960 году был зачислен в первый отряд советских космонавтов.
3 из 16
В марте 1965 года Леонов совершил свой первый орбитальный полет на корабле «Восход-2».
4 из 16
К выходу в открытый космос, который длился 12 минут, Леонов готовился больше двух лет.
5 из 16
Позже он признавался, что не знал, что его ждет, а его близким не было известно о предстоящем событии.
6 из 16
«Я шел в никуда! Я ничего не знал и никто в мире не знал, что я там встречу и что со мной будет. Было ли мне страшно? Нет. Меня вело любопытство и желание узнать, что же там», — говорил он.
«Я шел в никуда! Я ничего не знал и никто в мире не знал, что я там встречу и что со мной будет. Было ли мне страшно? Нет. Меня вело любопытство и желание узнать, что же там», — говорил он.
7 из 16
В конце 1960-х годов Алексей Леонов готовился к облету Луны и высадке на ее поверхность.
8 из 16
Если бы Советский Союз выиграл «лунную гонку», Леонов стал бы первым человеком на Луне.
9 из 16
В 1975 году Леонов участвовал в знаменитом полете по программе «Союз — Аполлон» и первой стыковке космических кораблей СССР и США.
10 из 16
В 1992 году вышел в отставку в звании генерал-майора авиации.
11 из 16
Алексей Леонов — кандидат технических наук, автор четырех изобретений и более десяти научных трудов.
12 из 16
Удостоен многочисленных наград: был дважды Героем Советского Союза, лауреатом Государственной премии СССР , награжден двумя орденами Ленина, орденом Красной Звезды, орденами «За заслуги перед Отечеством» I, III и IV степеней.
Удостоен многочисленных наград: был дважды Героем Советского Союза, лауреатом Государственной премии СССР , награжден двумя орденами Ленина, орденом Красной Звезды, орденами «За заслуги перед Отечеством» I, III и IV степеней.
13 из 16
Космонавт увлекался живописью и был почетным членом Российской академии художеств.
14 из 16
А еще он снимал любительские фильмы, к которым придумал шуточную заставку «Продукция киностудии «Леоновфильм».
15 из 16
Космонавт Алексей Леонов.
16 из 16
Алексей Леонов был 11-м космонавтом мира и первым человеком, совершившим выход в открытый космос.
1 из 16
Учился в школе летчиков в Кременчуге и Чугуевском военное авиационном училище.
2 из 16
В 1960 году был зачислен в первый отряд советских космонавтов.
3 из 16
В марте 1965 года Леонов совершил свой первый орбитальный полет на корабле «Восход-2».
4 из 16
К выходу в открытый космос, который длился 12 минут, Леонов готовился больше двух лет.
5 из 16
Позже он признавался, что не знал, что его ждет, а его близким не было известно о предстоящем событии.
6 из 16
«Я шел в никуда! Я ничего не знал и никто в мире не знал, что я там встречу и что со мной будет. Было ли мне страшно? Нет. Меня вело любопытство и желание узнать, что же там», — говорил он.
7 из 16
В конце 1960-х годов Алексей Леонов готовился к облету Луны и высадке на ее поверхность.
8 из 16
Если бы Советский Союз выиграл «лунную гонку», Леонов стал бы первым человеком на Луне.
9 из 16
В 1975 году Леонов участвовал в знаменитом полете по программе «Союз — Аполлон» и первой стыковке космических кораблей СССР и США.
10 из 16
В 1992 году вышел в отставку в звании генерал-майора авиации.
11 из 16
Алексей Леонов — кандидат технических наук, автор четырех изобретений и более десяти научных трудов.
12 из 16
Удостоен многочисленных наград: был дважды Героем Советского Союза, лауреатом Государственной премии СССР , награжден двумя орденами Ленина, орденом Красной Звезды, орденами «За заслуги перед Отечеством» I, III и IV степеней.
13 из 16
Космонавт увлекался живописью и был почетным членом Российской академии художеств.
14 из 16
А еще он снимал любительские фильмы, к которым придумал шуточную заставку «Продукция киностудии «Леоновфильм».
15 из 16
Космонавт Алексей Леонов.
16 из 16
Он добавил, что Леонов проявил мужество и смекалку в этой ситуации.
Хождение по лезвию
Шлюзовую камеру «Волга» тестировали в ходе беспилотного полета корабля «Восход» в феврале 1965 года. Однако ее испытания, в частности отстрел, не были завершены из-за того, что на борт корабля с Земли случайно передали команду на его сведение с орбиты. И так как «Восход» спускался в незапланированном районе, то корабль был подорван.
Поэтому тесты шлюза пришлось срочно повторять при полете фоторазведывательного спутника «Зенит» буквально за неделю до запуска корабля «Восход-2» с Беляевым и Леоновым.
«Это был большой риск, но обдуманный, не безрассудный. Все, что происходило тогда в пилотируемой космонавтике, было хождением по лезвию», — сказал Железняков.
Но он считает такой подход правильным. «Именно из-за такого риска тогда и были такие достижения. Сейчас мы не можем этим похвастаться, потому что очень много подстраховки», — пояснил академик РАКЦ.
В честь космонавта Алексея Леонова назвали подмосковный университет
По его словам, огромную роль в успехе первого выхода в открытый космос сыграл главный конструктор ракетно-космической техники Сергей Королев. «Он мог принять даже такое, скажем, скользкое решение, потому что где-то внутренне понимал, что и сама техника, и люди, которые ее пилотируют, в экстренной ситуации могут друг друга дополнить и способствовать выполнению задачи», — подытожил Железняков.
Плеяда героев
За 55 лет с подвига Леонова в открытом космосе побывали 232 человека. Среди них – 67 советских и российских космонавтов, 144 астронавта США, по четыре француза, японца и канадца, три немца, два китайца и по одному швейцарцу, шведу, итальянцу и британцу.
Осуществлены 416 выходов в открытый космос, в том числе 150 в российских скафандрах, 265 — в американских и один — в китайских.
Самый длительный выход – 8 часов 56 минут – был совершен 11 марта 2001 года астронавтами НАСА Джеймсом Воссом и Сьюзен Хелмс на Международной космической станции. Космонавты Антон Шкаплеров и Александр Мисуркин осуществили рекордный российский выход 2 февраля 2018 года продолжительностью 8 часов 12 минут.
Рекордсменом по количеству выходов и их суммарной длительности вот уже более 20 лет является космонавт Анатолий Соловьев – за 16 выходов он набрал 78 часов 46 минут.
Участник высадки на Луну рассказал о встрече с Алексеем Леоновым
Первый выход человека в космос
Первый выход человека в космос
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
18 марта 1965 года впервые в мире был осуществлен выход человека в открытое космическое пространство. Его совершил летчик-космонавт СССР Алексей Леонов во время полета на космическом корабле «Восход-2» (18-19 марта 1965 года), на котором он был вторым пилотом, а Павел Беляев – командиром.
Необходимость выполнения космонавтами внекорабельной деятельности как эффективного средства решения ряда важных задач во время пилотируемых космических полетов предвидел еще ученый Константин Циолковский, который уже в 1926 году приступил к обоснованию основных принципов создания скафандра, системы шлюзования и страховки, предназначенных для обеспечения работы человека в открытом космосе. Вскоре после полета Юрия Гагарина (1961) главным конструктором Сергеем Королевым было принято решение о начале подготовки к проведению операции выхода человека из кабины космического корабля в открытое космическое пространство.
Для выполнения этой задачи был доработан трехместный космический корабль «Восход». Его сделали в двухместном варианте. Это увеличивало свободный объем, облегчающий перемещение космонавтов в кабине при подготовке к выходу в открытый космос. Для выхода предназначалась шлюзовая камера «мягкого» типа, разворачиваемая в рабочее положение на орбите. Она имела цилиндрическую конструкцию и состояла из 36 надувных секций, разделенных на три изолированных друг от друга группы. Камера сохраняла свою форму даже в случае выхода из строя двух из них.
Шлюзовая камера соединялась с кабиной космонавтов герметичным люком. Также герметичным люком оборудовалась она и со стороны, обращенной в космическое пространство. Таким образом, космический корабль имел два герметичных объема, которые были разделены между собой и в то же время могли сообщаться друг с другом. Такая конструкция позволяла совершить выход за пределы корабля, не разгерметизируя кабину космонавтов.
Внутри шлюзовой камеры помещались два киноаппарата (для съемки процесса входа космонавта в нее и выхода), система освещения, пульт управления. Снаружи камеры был установлен киноаппарат для съемки находящегося в космическом пространстве космонавта, баллоны с запасом воздуха для наддува шлюзовой камеры и баллоны с аварийным запасом кислорода. Во время работ вне космического корабля космонавт снабжался кислородом от ранцевой автономной системы жизнеобеспечения.
Шлюзовая камера располагалась вне жесткого корпуса космического корабля. При выходе на орбиту она помещалась в свернутом виде под обтекателем корабля. Перед спуском на Землю основную часть камеры «отстреливали», и корабль входил в плотные слои атмосферы почти в обычном виде – имея лишь небольшой нарост в области входного люка. Если бы «отстрел» камеры по каким-нибудь причинам не состоялся, то экипажу пришлось бы вручную обрезать мешающую спуску на Землю шлюзовую камеру. Для этого им нужно было облачиться в скафандры и, разгерметизировав корабль, высунуться в люк.
Для выхода человека в открытый космос разработали специальный скафандр («Беркут») мягкого типа. Он имел многослойную герметичную оболочку, с помощью которой внутри поддерживалось избыточное давление, обеспечивающее нормальную жизнедеятельность космонавта. Снаружи скафандр имел специальное покрытие белого цвета для предохранения человека от теплового воздействия солнечных лучей. Шлем скафандра имел двойное герметичное остекление и защитный фильтр, которые обеспечивали космонавту достаточный обзор и предохраняли глаза от воздействия солнечных лучей.
Этими скафандрами были снабжены оба члена экипажа, чтобы один из них мог при необходимости оказать помощь другому, вышедшему в космическое пространство.
Подготовку к полету основной (командир корабля Павел Беляев, второй пилот Алексей Леонов) и дублирующий экипажи начали в конце 1963 года. Космонавты отрабатывали все действия и возможные аварийные ситуации при выходе в открытый космос во время тренировок на наземных стендах, а также в условиях кратковременной невесомости на борту летящего по параболической траектории самолета.
18 марта 1965 года в 10 часов по московскому времени космический корабль «Восход-2» с космонавтами Павлом Беляевым и Алексеем Леоновым успешно стартовал с космодрома Байконур. Сразу же после подъема на орбиту, уже в конце первого витка, экипаж стал готовиться к выходу Леонова в открытый космос.
Беляев помог ему надеть на спину ранец индивидуальной системы жизнеобеспечения с запасом кислорода. Потом подключил его к скафандру.
Управление шлюзованием осуществлял командир корабля Беляев с пульта, установленного в кабине. При необходимости управлять основными операциями шлюзования мог и Леонов с пульта, установленного в шлюзовой камере.
Беляев наполнил камеру воздухом, и открыл люк, соединяющий кабину корабля с ней. После того, как Леонов «вплыл» в камеру и проверил герметичность скафандра, командир корабля закрыл люк и начал ее разгерметизацию.
В 11 часов 28 минут 13 секунд в начале второго витка полета была произведена полная разгерметизация шлюзовой камеры корабля. В 11 часов 32 минуты 54 секунды открылся ее люк, а в 11 часов 34 минуты 51 секунду Леонов вышел в космическое пространство. Его с кораблем связывал только фал длиной 5,35 метра, в составе которого был стальной трос и электрические провода для передачи на борт корабля данных медицинских наблюдений и технических измерений, а также осуществления телефонной связи с командиром корабля.
В открытом космосе Леонов совершил пять отходов и подходов от шлюзовой камеры, причем самый первый отход был сделан на минимальное расстояние – один метр – для ориентации в новых условиях, а остальные на полную длину фала. Все это время в скафандре поддерживалась «комнатная» температура, а его наружная поверхность разогревалась на солнце до +60°С и охлаждалась в тени до –100°С. Павел Беляев с помощью телекамеры и телеметрии следил за работой Леонова и был готов, если это потребуется, оказать необходимую ему помощь.
После выполнения ряда экспериментов Алексею Леонову поступила команда возвращаться, но сделать это оказалось непросто. Он не смог втиснуться в люк шлюза. В космическом вакууме скафандр сильно раздулся, не выдержали ни ребра жесткости, ни плотная ткань, а диаметр люка был небольшой. В обычном состоянии зазор между скафандром у каждого плеча Леонова и краем люка составлял всего 20 миллиметров. Космонавт сделал несколько безрезультатных попыток протиснуться в шлюз. Ситуация становилась критической, так как в его скафандре заканчивался запас кислорода, рассчитанный всего на 20 минут. Тогда Леонов, без согласования с Землей из-за нехватки времени, решил сбросить давление в скафандре до аварийного. В нормальных условиях это грозило закипанием азота в крови и к гибели человека. Но Леонов рассчитал, что кипение быть не должно. Он уже час дышал чистым кислородом, и к этому времени азот должен был «вымыться» из крови.
После сброса давления, скафандр уменьшился, и Леонов протиснулся в шлюз головой вперед вопреки инструкции, предписывающей заходить в него ногами. Это произошло в 11 часов 47 минут.
В 11 часов 51 минуту 54 секунды, начался наддув шлюзовой камеры. После ее заполнения Леонов перешел в кабину космического корабля. За время эксперимента он взмок, как будто на него вылили ушат воды – так велика была физическая нагрузка. Космонавт вспоминал, что для того, чтобы только сжать кисть руки в перчатке, ему требовалось усилие в 25 килограммов.
С помощью бортовой телевизионной системы процесс выхода Алексея Леонова в космическое пространство, его работа вне корабля и возвращение в него передавались на Землю и наблюдались сетью наземных пунктов.
После возвращения в космический корабль Леонова произошло «закислораживание» кабины. Причину этого выяснили специалисты, когда экипаж вернулся на Землю. Оказалось, что люк между кораблем и шлюзовой камерой не полностью закрылся, образовалась щель. Экипаж не мог это определить, так как датчик люка показывал его штатное закрытие. Система регенерации начала нагнетать давление, и кислород стал расти. Его стало так много, что при малейшей искре мог произойти взрыв. Только когда общее давление достигло большой величины, оно придавило люк. После этого рост давления прекратился, а затем оно стало падать. Состав воздушной смеси в корабле стал нормализовываться.
Когда ситуация стабилизировалась, космонавты смогли продолжить выполнять эксперименты, запланированные программой полета. Но на этом трудности у экипажа не закончились. Еще одна нештатная ситуация возникла у них при возвращении на Землю. Космонавты должны были осуществить посадку в автоматическом режиме на семнадцатом витке, но из-за отказа автоматики, вызванного «отстреливанием» шлюзовой камеры, пришлось уйти на следующий, восемнадцатый виток и садиться с использованием ручной системы управления. «Отстрел» камеры повлиял на автостабилизацию полета, вышла из строя система ориентации.
Это была первая посадка в ручном режиме. Ручную ориентацию корабля нужно было осуществлять по визуальному прибору-визиру «Взор», использование которого в таком режиме было затруднено. Из-за перекомпоновки кабины «Востока-2» изменили расположение прибора так, что, сидя в кресле командира экипажа, было невозможно оценить положение корабля по отношению к Земле. Проведя ориентацию корабля, командир экипажа должен был успеть вернуться в кресло, пристегнуть привязные ремни и включить тормозную двигательную установку. На все эти действия ушло некоторое время, что привело к изменению баллистики посадочной траектории в сторону перелета. В результате приземлились космонавты 19 марта далеко от расчетной точки посадки, в глухой заснеженной тайге, в 180 километрах северо-западнее Перми.
Нашли их не сразу, посадке вертолетов помешали высокие деревья. Спасатели на лыжах смогли добраться до них только на следующий день. Поэтому ночь космонавтам пришлось провести в креслах кабины спускаемого аппарата. Утеплились они за счет споротых кусков внутренней экранно-вакуумной теплоизолирующей обшивки кабины. Спасатели принесли с собой продукты, медикаменты, некоторые теплые вещи для экипажа. Космонавтам пришлось еще одну ночь провести в тайге, пока готовилась площадка для приема вертолета. Для ночевки спасатели построили бревенчатую избушку-шалаш, где оборудовали спальные места. 21 марта место для приема вертолета было расчищено, и в тот же день на борту Ми-4 космонавты прибыли в Пермь, откуда и сделали официальный доклад о завершении полета.
20 октября 1965 года Международная авиационная федерация (ФАИ) утвердила мировой рекорд продолжительности пребывания человека в космическом пространстве вне космического корабля 12 минут 09 секунд, и абсолютный рекорд максимальной высоты полета над поверхностью Земли космического корабля «Восход-2» – 497,7 километра.
На самом деле Алексей Леонов находился вне корабля в условиях космического пространства 23 минуты 41 секунду, но по положениям Международного спортивного кодекса чистое время пребывания человека в открытом космосе исчисляется с момента появления его из шлюзовой камеры (от обреза выходного люка корабля) до входа обратно в камеру.
ФАИ присудила Алексею Леонову высшую награду – Золотую медаль «Космос» за первый в истории человечества выход в открытое космическое пространство, летчику-космонавту СССР Павлу Беляеву были вручены диплом и медаль ФАИ.
Во время первого выхода в открытый космос была продемонстрирована принципиальная возможность пребывания и работы человека вне космического корабля и было показано, что при движениях в открытом космосе основное значение приобретает, прежде всего, зрительный анализатор, затем тактильная и мышечно-суставная рецепция.
Первым американцем, побывавшем в открытом космосе, стал астронавт Эдвард Уайт. Это произошло 3 июня 1965 года, во время его полета на корабле «Джемини-4» (Gemini-4). Продолжительность пребывания в открытом космосе составила 22 минуты.
За прошедшие годы круг задач решаемых космонавтами за бортом космических кораблей и станций значительно увеличился. Постоянно проводилась и проводится модернизация скафандров. Как следствие – многократно возросла продолжительность пребывания человека в космическом вакууме за один выход. Выход в открытый космос сегодня – обязательная часть программы всех экспедиций на Международную космическую станцию. Во время выходов проводятся научные исследования, ремонтные работы, установка нового оборудования на внешнюю поверхность станции, запуск малых спутников и многое другое.
18 марта 1965 года впервые в мире был осуществлен выход человека в открытое космическое пространство. Его совершил летчик-космонавт СССР Алексей Леонов во время полета на космическом корабле «Восход-2» (18-19 марта 1965 года), на котором он был вторым пилотом, а Павел Беляев — командиром.
Для выхода человека в открытое безвоздушное пространство на многоместном космическом корабле «Восход» была дополнительно установлена шлюзовая камера (кодовое название «Волга»), которая имела цилиндрическую конструкцию и состояла из 36 надувных секций, разделенных на три изолированных друг от друга группы. Камера сохраняла свою форму даже в случае выхода из строя двух из них.
Шлюзовая камера сообщалась с кабиной люком с герметизирующей крышкой, которая открывалась внутрь гермокабины как автоматически с помощью специального механизма с электроприводом, так и вручную. Управление приводом осуществлялось с пульта.
Для выхода космонавта в космическое пространство служил люк в верхней части камеры, снабженный герметизирующей крышкой, которая также могла открываться и автоматически и вручную. В шлюзовой камере были размещены две кинокамеры для съемки процесса входа космонавта в камеру и выхода из нее, система освещения, агрегаты системы шлюзовой камеры. Снаружи был установлен киноаппарат для съемки находящегося в космическом пространстве космонавта, баллоны с запасом воздуха для наддува шлюзовой камеры и баллоны с аварийным запасом кислорода.
Шлюзовая камера располагалась вне жесткого корпуса космического корабля. При выходе на орбиту в свернутом виде она помещалась под обтекателем корабля. В космосе камера надувалась. А после выхода космонавта в космическое пространство перед спуском на 3емлю основную ее часть отстреливали, и корабль входил в плотные слои атмосферы почти в обычном виде — имея лишь небольшой нарост в области входного люка. Если бы «отстрел» камеры по каким-нибудь причинам не состоялся, то экипажу пришлось бы вручную обрезать мешающую спуску на Землю шлюзовую камеру. Для этого им нужно было облачиться в скафандры и, разгерметизировав корабль, высунуться в люк.
Для выхода из корабля в космическое пространство был разработан специальный скафандр «Беркут» с многослойной герметичной оболочкой, с помощью которой внутри скафандра поддерживалось избыточное давление, обеспечивающее нормальную жизнедеятельность космонавта. Снаружи скафандр имел специальное покрытие белого цвета для предохранения космонавта от теплового воздействия солнечных лучей и от возможных механических повреждений герметичной части скафандра. Скафандрами были снабжены оба члена экипажа, чтобы командир корабля мог при необходимости оказать помощь космонавту, вышедшему в космическое пространство.
Алексей Леонов и его 12 минут «свободного плавания» в космосе
При подготовке к полету Беляев и Леонов отрабатывали все действия и возможные аварийные ситуации при выходе в открытый космос во время наземных тренировок, а также в условиях кратковременной невесомости на борту летящего по параболической траектории самолета.
18 марта 1965 года в 10 часов по московскому времени космический корабль «Восход-2» с космонавтами Павлом Беляевым и Алексеем Леоновым успешно стартовал с космодрома Байконур. Сразу же после подъема на орбиту, уже в конце первого витка, экипаж стал готовиться к выходу Леонова в открытый космос. Беляев помог Леонову надеть на спину ранец индивидуальной системы жизнеобеспечения с запасом кислорода.
Управление шлюзованием осуществлял командир корабля Беляев с пульта, установленного в кабине. При необходимости управление основными операциями шлюзования могло осуществляться Леоновым с пульта, установленного в шлюзовой камере.
Беляев наполнил шлюзовую камеру воздухом, и открыл люк, соединяющий кабину корабля со шлюзовой камерой. Леонов «вплыл» в шлюзовую камеру, командир корабля, закрыв люк в камеру, начал ее разгерметизацию.
В 11 часов 28 минут 13 секунд в начале второго витка была произведена полная разгерметизация шлюзовой камеры корабля. В 11 часов 32 минуты 54 секунды открылся люк шлюзовой камеры, а в 11 часов 34 минуты 51 секунду Леонов вышел из шлюзовой камеры в космическое пространство. Космонавта с кораблем связывал фал длиной 5,35 метра, в составе которого был стальной трос и электрические провода для передачи на борт корабля данных медицинских наблюдений и технических измерений, а также осуществления телефонной связи с командиром корабля.
В открытом космосе Леонов стал проводить предусмотренные программой наблюдения и эксперименты. Он совершил пять отходов и подходов от шлюзовой камеры, причем самый первый отход был сделан на минимальное расстояние — один метр — для ориентации в новых условиях, а остальные на полную длину фала. Все это время в скафандре поддерживалась «комнатная» температура, а его наружная поверхность разогревалась на солнце до +60°С и охлаждалась в тени до —100°С. Павел Беляев с помощью телекамеры и телеметрии следил за работой Леонова и был готов, если это потребуется, оказать необходимую ему помощь.
Алексей Леонов в 11 часов 47 минут вошел в шлюзовую камеру корабля. А в 11 часов 51 минуту 54 секунды, после того как был закрыт люк, начался наддув шлюзовой камеры. Таким образом, летчик-космонавт находился вне корабля в условиях космического пространства 23 минуты 41 секунду. По положениям Международного спортивного кодекса чистое время пребывания человека в открытом космосе исчисляется с момента появления его из шлюзовой камеры (от обреза выходного люка корабля) до входа обратно в камеру. Поэтому время нахождения Алексея Леонова в открытом космическом пространстве вне космического корабля считается равным 12 минут 09 секунд.
С помощью бортовой телевизионной системы процесс выхода Алексея Леонова в космическое пространство, его работа вне корабля и возвращение в корабль передавались на Землю и наблюдались сетью наземных пунктов.
После возвращения в кабину Леонова космонавты продолжили выполнять эксперименты, запланированные программой полета.
В полете было еще несколько нештатных ситуаций, которые, к счастью, не привели к трагедии. Одна из таких ситуаций возникла при возвращении: не сработала система автоматической ориентации на Солнце, и поэтому не включилась вовремя тормозная двигательная установка. Космонавты должны были осуществить посадку в автоматическом режиме на семнадцатом витке, но из-за отказа автоматики, вызванного «отстреливанием» шлюзовой камеры, пришлось уйти на следующий, восемнадцатый виток и садиться с использованием ручной системы управления. Это была первая посадка в ручном режиме, и при ее осуществлении обнаружилось, что с рабочего кресла космонавта невозможно заглянуть в иллюминатор и оценить положение корабля по отношению к Земле. Начинать же торможение можно было только сидя в кресле в пристегнутом состоянии. Из-за этой нештатной ситуации была потеряна необходимая при спуске точность. В результате приземлились космонавты 19 марта далеко от расчетной точки посадки, в глухой тайге, в 180 километрах северо-западнее Перми.
Нашли их не сразу, посадке вертолетов помешали высокие деревья. Поэтому ночь космонавтам пришлось провести около костра, используя для утепления парашюты и скафандры. На следующий день в мелколесье, в нескольких километрах от места приземления экипажа, спустился десант спасателей для расчистки площадки для небольшого вертолета. Группа спасателей на лыжах добралась до космонавтов. Спасатели построили бревенчатую избушку-шалаш, где оборудовали спальные места для ночлега. 21 марта площадка для приема вертолета была подготовлена, и в тот же день на борту Ми-4 космонавты прибыли в Пермь, откуда и сделали официальный доклад о завершении полета.
20 октября 1965 года Международная авиационная федерация (ФАИ) утвердила мировой рекорд продолжительности пребывания человека в космическом пространстве вне космического корабля 12 минут 09 секунд, и абсолютный рекорд максимальной высоты полета над поверхностью Земли космического корабля «Восход-2» — 497,7 километра. ФАИ присудила Алексею Леонову высшую награду — Золотую медаль «Космос» за первый в истории человечества выход в открытое космическое пространство, лётчику-космонавту СССР Павлу Беляеву были вручены диплом и медаль ФАИ.
Первый выход в открытый космос советские космонавты провели на 2,5 месяца раньше американцев. Первым американцем побывавшем в космосе был Эдвард Уайт, выполнивший выход в открытый космос 3 июня 1965 года, во время его полёта на корабле «Джемини-4» (Gemini-4). Продолжительность пребывания в открытом космосе составила 22 минуты.
За прошедшие годы круг задач решаемых космонавтами за бортом космических кораблей и станций значительно увеличился. Постоянно проводилась и проводится модернизация скафандров. Как следствие — многократно возросла продолжительность пребывания человека в космическом вакууме за один выход. Выход в открытый космос сегодня — обязательная часть программы всех экспедиций на Международную космическую станцию. Во время выходов проводятся научные исследования, ремонтные работы, установка нового оборудования на внешнюю поверхность станции, запуск малых спутников и многое другое.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников
11 октября 2019 года Алексей Леонов умер. Ему было 85 лет. Этот текст о нем был опубликован в марте 2014 года.
«Меня поразила тишина. Тишина, необыкновенная тишина. И возможность услышать свое собственное дыхание и сокращение сердца. Я слышал, как бьется мое сердце, я слышал мое дыхание», — Алексей Леонов
18 марта 1965 года в 10 часов 00 минут по московскому времени с Байконура стартовал космический корабль «Восток». На его борту находились два советских космонавта: командир Павел Иванович Беляев и пилот Алексей Архипович Леонов. Через полтора часа один из них шагнул в бездну, избавился от крепкой оболочки корабля и вышел в открытый космос. С планетой Земля его связывал лишь фал длиной 5,5 метров. Так далеко от своей Родины не летал еще никто.
Подготовка
Прошло почти четыре года со дня полета Юрия Гагарина, весь мир был увлечен космической гонкой двух сверхдержав — СССР и США. Они отправили уже по несколько пилотируемых кораблей; в 1964 впервые на советском «Восходе» нового типа в космос отправились сразу три человека, теперь предстоял следующий принципиальный шаг — выход в открытый космос.
Обе державы, усиленно занимавшиеся космической программой, одновременно приходили к очевидным проблемам, требующим решения. Рано или поздно при планируемых длительных полетах потребуются профилактические и ремонтные работы снаружи корабля, кроме самих космонавтов выполнять их будет некому, следовательно, нужно было разработать безопасную и действенную систему их осуществления. В СССР этой проблемой занимался Королев, а главным специалистом-исполнителем стал молодой космонавт из первого отряда — Алексей Леонов. По программе разработали усовершенствованный вариант новейшего космического аппарата «Восход», шлюзовую систему и специальный защитный скафандр. К февралю 1965 года все было готово, оставался последний бросок.