Культура
занимает огромное место в жизни человека
и общества, она является сложной и
многосторонней системой, которая
выполняет свои многообразные функции,
т.к. культура — важнейшая часть в жизни
человека, то проблема функций культуры
является предметом изучения многих
наук. Различные ученые выделяют в
качестве основной какую-то одну из
функций.
Функции
культуры различны и многообразны, они
различаются и по субъекту культурной
деятельности:
1.
На уровне человеческого рода культура
выступает как средство выделения
общества из природы
2.
На уровне социальной группы она объединяет
людей, дифференцирует их, выделяет в
обществе, как целостности
3.
На уровне индивида культура помогает
развиваться личности, ее внутренним
способностям
Но
все же гуманитарные науки выделяют
несколько основных функций культуры,
влияющих на различные сферы общества
и жизнь человека:
1.
Познавательная и смыслообразовательная
— это производство новых смыслов, норм,
ценностей, знаний, а так же духовное
творчество. Сюда входят наука, система
образования и воспитания, религия,
искусство.
2.
Поддержание преемственности или функция
традиции. Это передача социальной
наследственности из поколения в
поколения, учет прошлого опыта поколений,
традиций и использование их, а так же
адаптация и соответствующая интерпретация
в новой культурной среде. Культура
сохраняет социальный опыт поколений в
понятиях и словах, математических
символах, формулах науки, в языке
искусства, который раскрывает внутренний
мир человека, его творческие возможности.
Культура в рамках данной функции является
ПАМЯТЬЮ ОБЩЕСТВА, своеобразной кладовой
накопленного им опыта.
3.
Нормативная функция включает в себя
создание и распространение определенных
морально-этических требований, норм,
формирующихся в процессе проецирования
социальных требований на жизнь отдельного
человека, осознания им моральных,
политических и эстетических принципов.
4.
Целеполагающая. В ценностной и смысловой
сферах культуры фиксация целей, перспектив
и проектов человеческой деятельности.
5.
Коммуникативная- обеспечение знакового
взаимодействия между субъектами
деятельности, их дифференциация и
единство: люди вступают в общение друг
с другом в процессе любого рода трудовой
деятельности, но каждый индивид и
социальная группа включаются в общение
задолго до того, как они вступают в
производственный процесс, поэтому
основой общения становятся общие,
одинаково осмысленные значения,
закрепленные в языке и изобразительных
средствах.
6.
Компенсаторная. Это отвлечение, разрядка
от производственного процесса материальной
или духовной деятельности, жизненных
проблем. Она стоит вне обычной жизни,
здесь создается особая реальность,
которая позволяет на некоторое время
уйти от действительности к идеалу, в
ней проявляются созидательные способности
человека, снижается психологическое
напряжение. К данной сфере влияния
культуры относятся: религиозные обряды,
художественная деятельность, праздники
, общение с природой.
7.
Латентная(скрытая). Одна и та же сфера
культуры имеет как позитивный, так и
негативный характер, например, религия
может как соединять, так и разъединять
с одной стороны, с другой стороны несет
в себе много знаний, является хранительницей
человеческих традиций и мудрости, но
является и скоплением предрассудков.
Как мы уже поняли,
культура имеет огромное значение для
жизни общества и человека, она объединяет,
связывает людское сообщество во времени
и пространстве, делает из биологической
особи разумное человеческое существо.
Предначертанные культуре задачи находят
выражение в целом ряде её конкретных
общественных функций.1
Выделение функций культуры как целостного
образования определяет направления в
изучении культуры, складываются целые
школы структурно-функционального
анализа в социологии.
Число функций,
которые выполняет в обществе культура,
в работах разных авторов неодинаково,
да и обозначаются они по-разному. Однако
большинство ученых сходятся во мнении,
что ведущая роль должна быть отведена
гуманистической,
или человекотворческой
функции (функции социализации). Все
остальные так или иначе связаны с ней
или вытекают из неё. Гуманизм (лат.
humanus
– человеческий, человечный) в современном
знании представляет систему взглядов,
в которой признаётся ценность человека
как личности, его неотъемлемое право
на свободу и благополучие, развитие и
проявление своих способностей.
Человекотворческой
эту функцию
называют потому, что культура – это
единственное, что позволяет сделать
человека человеком. Происходит это в
процессе социализации,
который
заключается в усвоении человеческим
индивидом определенной системы знаний,
норм и ценностей, позволяющих ему
действовать в качестве полноправного
члена общества.
Эта функция культуры
является синтетической, объединяющей
и подчиняющей следующий перечень
функций, который не является безусловным,
но, на наш взгляд, наиболее приемлемым:
а)функция приспособления к среде,
б)познавательная (гносеологическая),
в)информационно-коммуникативная,
г)регулятивная (нормативная), д)ценностная
(аксиологическая), е)семиотическая
(знаковая), ж)функция разграничения и
интеграции человеческих групп.
Функция
приспособления к среде может
считаться самой древней и едва ли не
единственно общей для человека и
животных. Однако если животные,
приспосабливаясь к природным
обстоятельствам, вынуждены меняться
сами или обречены на гибель, то Гомо
сапиенс, по преимуществу, меняет
окружающую его среду. В условиях холодного
севера человек не обрастает мехом, а
мастерит себе одежды из звериных шкур,
«приручает» огонь и учится строить
себе тёплое жилище. В современных
условиях умение подниматься в космос
на сложнейших аппаратах или опускаться
в глубины морские на батискафе тоже
является свидетельством того, как
культура помогает человеку приспособиться
к окружающей среде. Однако человек
существует не только в мире природы, но
и в обществе, где в течение тысячелетий
тоже вырабатываются средства
приспособляемости: от общественных
норм, государственных структур и законов
до оружия, изготовляемого в целях обороны
или нападения.
Информационно-коммуникативная
функция
носит многофакторный характер.
Информационная функция обеспечивает
историческую преемственность и передачу
социального опыта. У человечества нет
иного пути сохранения, приумножения и
распространения во времени и пространстве
накопленных духовных богатств, как
через культуру. А она, как известно, не
наследуется генетически и биологически.
Культурная наследственность человечества
определяется предшествующими поколениями
и опредмечивается в знаковых системах:
устных преданиях древности, памятниках
литературы и искусства, в «языках» науки
и искусства. Коммуникативная функция
неразрывно связана с информационной и
состоит в том, что культура не существует
вне общества, она формируется через
общение. Это общение может быть прямым,
непосредственным (общение людей одного
круга, одной профессии) или косвенным
(с помощью произведений литературы и
искусства). С развитием техники, новейших
транспортных средств и средств массовой
информации (печати, радио, телевидения,
кино, аудио- и видеозаписи, Интернета
и электронных носителей информации)
коммуникативные возможности культуры,
т.е. её способность сохранять, передавать
и тиражировать культурные ценности,
неизмеримо возросли. Усиление
информационно-коммуникативных
возможностей культуры способствует
формированию единой общечеловеческой
цивилизации.
Регулятивнная
(нормативная) функция проявляется
прежде всего как система норм и требований
общества ко всем своим членам во всех
областях их жизни и деятельности —
труде, быте, межличностных отношениях.
Регулятивная функция поддерживает
социальное равновесие в обществе с
помощью нормативных систем, важнейшими
из которых являются нормы морали и
права. Культура отбирает те из них,
которые соответствуют её гуманистическим
требованиям и принципам. И если нормы
морали, несмотря на определённые
расхождения, у большинства народов мира
совпадают, то различия в нормах права
гораздо более заметны. Законы и
конституции, имеющие юридическую силу,
объясняются конкретной историей каждой
нации, достигнутым уровнем культуры и
т.п. Весьма устойчивы и консервативны
обычаи и обряды – нормы, передающиеся
из поколения в поколение. На работе и в
быту, в общении с другими людьми, в
отношении к природе, в соблюдении правил
личной гигиены, этикета – во всём этом
проявляется регулятивная функция
культуры.
Ценностная
(аксиологическая) функция
отражает важнейшее качественное
состояние культуры и выражается в том,
что культура, как система ценностей,
формирует у человека ценностные ориентиры
и потребности. По мере накопления опыта
многие ценности пересматриваются,
уходят в прошлое, появляются новые,
обогащающие уже сложившуюся традицию.
Наиболее устойчивыми остаются ценности,
не имеющие социальной, национальной
или иной групповой ориентации. У разных
народов на разных этапах развития,
например, меняются понятия о «добре» и
«зле», о моральных принципах, но все они
имеют и некое общечеловеческое «ядро».
Как человек, взрослея, набирается ума
и опыта, так и любой народ, сохраняя свои
традиции, вынужден учитывать всё новые
обстоятельства, постепенно меняющие
систему ценностей. Аксиологическая
функция как бы «подправляет» регулятивную,
и подобным образом – в постоянной борьбе
между охранительной традицией и
созидающим новаторством – и происходит
прогресс культуры.
Семиотическая
(знаковая) функция
представляет собой определенную знаковую
систему культуры, без изучения которой
невозможно овладеть её достижениями.
Так, средством общения людей является
язык (устный или письменный). Специфические
языки нужны для познания мира музыки,
живописи, архитектуры, театра, танца и
т.п. Собственными знаковыми системами
обладают естественные науки (математика,
физика, химия, биология). Язык формул
может постичь только желающий прикоснуться
к загадкам мироздания. Знаковые системы
позволяют человеку передавать полученную
им информацию свободно во времени и
пространстве. Если первоначальные
знаковые системы на протяжении тысячелетий
передавались из поколения в поколение
лишь устно и графически, на сравнительно
небольшие расстояния во времени и
пространстве, то теперь, в век НТР с
развитием техники и средств массовой
информации возможности тиражирования
и трансляции культурных ценностей
значительно выросли. Конечно, не надо
при этом забывать и традиционные
учреждения, облегчающие нам доступ к
информации: библиотеки, музеи, архивы
и т.п.
Функция
разграничения и интеграции человеческих
групп
отражает роль культуры как могучего
фактора дифференциации и разграничения
между человеческими группами. Культура
всегда предстаёт в какой-то конкретной
национально-исторической форме и
является выразителем национального
духа. Более того, именно в этом многообразии
и состоит богатство мировой цивилизации.
Надо отметить, что кроме разграничения
людей на племена, этносы, нации культура
обеспечивает формы интегрированного
существования и социально-функциональных
групп (производственные, профессиональные,
учебные и прочие коллективы), и
социально-бытовых (сословия, семьи,
кланы), и религиозно-конфессиональных
(религиозные общины, секты) и мн.др. Во
всех этих коллективах вырабатываются
общие цели и идеалы, групповые интересы
и потребности. Человек самоидентифицирует
себя с группой и заинтересован в её
воспроизводстве, в сохранении её
культурных отличий.
Приведенное выше
раздельное рассмотрение основных
функций культуры в обществе, конечно,
весьма условно. В реальной жизни
разграничить их так, как это сделали
мы, невозможно. Они тесно сплетены,
переходят одна в другую и практически
представляют единый процесс, в целом
обеспечивая движение человечества по
извилистым и часто непредсказуемым
путям прогресса.
Функции
культуры (
лат. function
–исполнение).
Культура
выполняет следующие функции:
—
трансляционную, передавая
опыт человечества
—
воспитательную,
(часто воспитание идет через познание);
—
нормативную
или регулятивную (освоение нормы ведет
к гармонии и личности и общества);
адаптивную
(знание
нормы ведет к толерантности);
аксиологическую
или ценностную (освоение культуры
влияет на формирование шкалы ценностей
индивида);
-семиотическую
(организуя
бескрайний мир культуры в некую знаковую
систему).
КУЛЬТУРА
– ЭТО ЗОНА ТОЛЕРАНТНОСТИ И МИРА.
Структура и состав современного культурологического знания.
Цели и задачи
учебного курса Культурология.
Определив
функции культуры, сделаем вывод о
необходимости изучения культуры в
различных ее проявлениях. Именно такие
задачи определяет наука
КУЛЬТУРОЛОГИЯ.
Название
науки – Культурология – появилось
сравнительно недавно: в конце Х1Х –
начале ХХ века. В 1871 году в книге
английского антрополога Э.Тайлора
«Первобытная культура» одна из глав
была названа – «Наука о культуре». В
1915 году лауреат Нобелевской премии,
выдающийся немецкий химик В.Оствальд
в книге «Система наук» предложил
именовать науку о цивилизациях
«культурологией». Однако, потребовалось
еще несколько десятилетий, чтобы новый
термин прижился в научном обороте.
Значительную роль в обосновании данной
науки и закреплении ее названия
принадлежит английскому антропологу
Л.Уайту.
В 1949 году он публикует книгу «Наука о
культуре», к которой введение в научный
оборот термина культурология серьезно
обосновывается.
В
настоящее время в структуре культурологии
выделяют пять
основных направлений научного поиска:
1) история культуры; 2) теория, философия
культуры, история культурологических
учений; 3) социология культуры; 4) культурная
антропология; 5) прикладная культурология.
1.истории
культуры является
исследование последовательного развития
человеческой культуры во времени;
2.
философии культуры
является изучение культуры как
универсального и всеобъемлющего
феномена, а также анализ суммы философских
представлений о культуре;
3.социологии
культуры является
взаимоотношения общества и культуры;
4.культурной
антропологии
является изучение человека как творца.
Прикладная
культурология
связана с применением результатов
научных исследований на практике
(музееведение, архивоведение, менеджмент
культуры).
Таким
образом, КУЛЬТУРОЛОГИЯ – наука, в которой
могут работать специалисты разных
гуманитарных направлений, взаимодополняя
друг друга. Своего
рода пограничная наука. В этом состоит
ее особенность
Безусловно методы
познания
истины в каждом из направлений
культурологии могут быть узко
специфическими. Однако, существуют и
универсальные методологические подходы
к изучению культуры. Такими методологическими
принципами могут быть: принцип
историзма,
когда культуру рассматривают как
явление, находящееся в процессе
исторических изменений, возникновения,
исчезновения; диалектический
принцип, благодаря
которому культуру рассматривают в
развитии и взаимосвязях; компаративный
метод,
который устанавливает сходство через
сравнение; системный,
синергетический подход,
рассматривающий культуру как сложнейшую
динамическую самоорганизующуюся
систему. От хаоса к порядку и наоборот.
Целостный
подход
сохраняет приоритет целого. В отличие
от системного подхода, который
выделяет составные части единого.
Единство не рассматривается как
механическое сложение составных частей
системы. Оно приобретает новое качество.
Системный и целостный подходы
взаимодополняют друг друга, находятся
в диалектическом единстве.
Очевидно,
что знание истории культуры является
фундаментальным культурологическим
знанием. Вот почему в учебном курсе
Культурологии для начинающих освоение
проблем культуры основное
внимание
сосредоточено
на истории изучаемого предмета.
В освоении нашего курса мы будем
придерживаться уже названных методических
принципов. Нашей задачей является:
1)
знакомство с локальными культурами в
процессе
исторических изменений (принцип
диалектического историзма);
2)
сравнение культур, установление их
сходства и различий (компаративный
метод)
3)
мы обратим внимание на интеграционные
процессы в истории культуры
(см.аккультурация, интеграция) и таким
образом увидим, что мировая культура
представляет собой одновременно
целостную, но сложную систему
( синергетический подход)
В заключении
приведем ссылку на мнение одного из
основателей российской культурологической
школы С.Н Иконниковой. В философской
традиции Х1Х века выделялось два типа
знаний: знания о природе и знания о
культуре. Знания о природе – естествознание,
медицина, технические науки, статистика,
экономика определялись как собственно
научные знания (science).
Они опирались на опыт и точные факты,
устанавливали объективные законы.
Знания о культуре в широком смысле
слова не всегда получали статус наук,
их называли гуманистикой (humanities).
Знания этого типа непосредственно
связаны с человеком, с его субъективными
предпочтениями и мнениями. Они тоже
описывают конкретные факты, но
предназначены для постижения смысла и
значения событий, памятников, произведений
искусства и литературы. Гуманистика
оперирует не строгими понятиями и
категориями, а ценностями, символами,
знаками. Ее главные
задачи: воздействие на духовный мир
личности, раскрытие добрых идей,
побуждение к творчеству,
сотрудничеству,
взаимопониманию.
(Культурология. Учебник. Под ред.
Ю.Н.Солонина и М.С.Кагана. М.,2005, с.27).
Именно такую высшую
задачу ставим мы в нашем курсе
Культурологии.
Как уже отмечалось, в Древнем Риме под словом «культура» (cultura) понимали возделывание почвы, ее обработку, а позже — все изменения в природе, происходящие под воздействием человека. В дальнейшем этим термином обозначали все созданное человеком. Культура стала пониматься как созданная человеком «вторая природа», надстроенная над первой, естественной, природой, как весь созданный человеком мир. Она охватывает всю совокупность достижений общества в материальной и духовной жизни.
Культура — это специфический способ организации и развития человеческой .жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе. В этом понятии фиксируется как общее отличие человеческой жизнедеятельности от биологических форм жизни, так и качественное своеобразие исторически конкретных форм этой жизнедеятельности на различных этапах общественного развития, в рамках определенных эпох.
Выделяют два основных вида культуры — материальную и духовную. Материальная культурапредставлена материальными предметами в виде сооружений, зданий, орудий труда, произведений искусства, предметов повседневного обихода и т.д. Духовная культуравключает в себя знания, верования, убеждения, духовные ценности, идеологию, мораль, язык, законы, традиции, обычаи, достигаемые и усваиваемые людьми. Духовная культура характеризует внутреннее богатство сознания, степень развитости самого человека.
Не всякие материальные или духовные продукты, созданные людьми, становятся частью культуры, а только те, которые приняты членами общества или его частью и закреплены, укоренены в их сознании посредством записи на бумаге, других носителях информации, в виде навыков, знаний, обычаев, обрядов и т.д. Закрепленный таким образом продукт может быть передан другим людям, последующим поколениям как культурное наследие.
Разделение культуры на материальную и духовную соответствует двум основным видам производства: материальному и духовному.
Классификация культуры может проводиться и по особенностям поведения, сознания и деятельности людей в конкретных сферах общественной жизни (культура труда, быта, художественная культура, политическая культура), по способу жизнедеятельности отдельного индивида (личная культура), социальной группы (культура класса) и т.д.
Культура воплощается в практической деятельности людей — производственной, бытовой, политической, художественной, научной, учебной и т.д., поэтому культурное содержание можно выделить в сфере любой целенаправленной социальной деятельности человека. Это многообразие проявлений культуры обусловливает многозначность ее определений. Понятие культуры употребляется в значении исторических эпох (например, античная или средневековая культура), разных этнических общностей (культура древних греков, русская культура и т.д.), специфических сфер жизни или деятельности (культура труда, политическая культура).
Основными элементами культурыслужат язык, ценности, нормы. Язык — это понятийный, знаково-символический элемент культуры, система коммуникации, осуществляемая с помощью звуков и символов. Благодаря языку человек структурирует и воспринимает окружающий мир. Язык обеспечивает взаимопонимание людей и служит важнейшим средством общения, хранения и передачи информации из поколения в поколение. Тем самым общий язык поддерживает сплоченность общества.
Ценности — одобряемые и разделяемые большинством общества убеждения относительно поставленных перед человеком целей и основных средств их достижения. Ценности определяют смысл деятельности человека и общества в целом. В процессе взаимодействия между собой люди оценивают предметы и явления с точки зрения их соответствия своим потребностям, с точки зрения их полезности и допустимости. Совокупность принимаемых личностью ценностей называется ценностной ориентацией. Различают ценности всего общества в целом и ценности отдельных социальных общностей, классов, групп. Система ценностей может складываться стихийно, а может представлять собой теоретически сформулированную систему взглядов. В последнем случае говорят об идеологии.
Культура играет большую роль в жизни общества. Она выступает средством сосредоточения, хранения и передачи человеческого опыта. В связи с этим выделяется несколько функции культуры.Во-первых — это регулятивная функция. Формируя систему ценностей, культура регулирует характер поведения людей. Например, человек, разделяя ту или иную ценность, будет стремиться к реализации ценностных установок и установлению связи с теми, кто разделяет его ценностную ориентацию. Таким образом, ценностное содержание культуры выступает в качестве регулятора человеческого поведения.
Развиваясь в рамках общества, индивид усваивает общепринятые правила и культурные ценности, включаясь в комплекс межчеловеческого общения, — тем самым формируется его личность. Таким образом, культура способствует становлению личности, выполняя образовательнуюи воспитательную функции.
Культурные нормы не являются достоянием только одного человека. Они разделяются многими людьми, а иногда и всем обществом в целом. В этом случае культура выполняет объединяющую (интегративную) функцию, обеспечивая единство общества.
В культуре сосредоточен богатый исторический опыт общества (группы, класса, народа). В связи с этим она выполняет ретранслирующую функцию — передачу этого опыта последующим поколениям.
Культура общества в целом — многоплановое явление, состоящее из множества ее разновидностей. Общество неоднородно, входящие в него группы имеют свой набор ценностей и норм. Поэтому выделяют несколько разновидностей культуры.
Различают народную, элитарную и массовую формы культуры. Народная культураразвивается как коллективное творчество народа на основе преемственности и традиции. Она представляет собой синтез материальных и духовных ценностей. Образцами народной культуры служат сказки, песни, былины, одежда, обряды, орудия труда и быта и т.д. Авторы произведений народного творчества неизвестны. Передаваясь из поколения в поколение, произведения народной культуры могут дополняться, видоизменяться, но в то же время сохраняют присущий каждому народу особый колорит, те характерные черты, по которым можно определить, какой народ создал данное произведение. В науке совокупность проявлений народного творчества называется фольклором(от англ. folklore — народная мудрость). Фольклор принято делить на устно-поэтическое творчество, комплекс музыкальных, игровых и хореографических видов творчества и изобразительное и декоративно-прикладное искусство. Фольклор каждого народа отличается самобытностью, ярко выраженным этническим своеобразием, особенностями региональных и стилевых проявлений.
Элитарная культура рассчитана на ее восприятие ограниченным кругом людей, которые обладают особой художественной восприимчивостью. Эта часть общества оценивается как элита(от франц. elite — лучшее, отборное).
Элитарная, или салонная, культура была в прежние времена уделом высших слоев общества, например дворянства. В настоящее время элитарной культурой называют сложные для понимания широких слоев населения произведения музыки, драматургии, литературы, кинематографа. Создание произведений в рамках элитарной культуры часто служит средством самоутверждения их авторов. Результаты такого творчества становятся предметом оживленной полемики критиков и искусствоведов, но не всегда востребованы как объект массового духовного потребления. Однако в истории есть немало примеров, когда то явление культуры, которое получало название элитарного, оказывалось временной формой самоутверждения отдельных социальных групп, быстро становилось модным и превращалось в объект культурного освоения широкими слоями населения, т.е. объект массовой культуры.
Массовая культура — наиболее типичный способ существования культуры в условиях современного общества. В отличие от элитарной массовая культура сознательно ориентирует распространяемые ею ценности на усредненный уровень развития потребителей ее произведений. Средствами распространения массовой культуры служат книги, пресса, кино, телевидение, радио, видео- и звукозаписи, т.е. те объекты, которые могут многократно тиражироваться с помощью современных технических средств. Запросы потребителей массовой культуры складываются стихийно и способствуют конкуренции в сфере «индустрии развлечений». Она, будучи прибыльным делом, стала своеобразным сектором экономики, называемым в обиходе шоу-бизнесом. Массовая культура характеризуется общедоступностью и легкостью усвоения создаваемых ею ценностей, не требующих особо развитого эстетического вкуса, и рассчитана в большинстве случаев на проведение досуга. Она таит в себе возможности мощного средства воздействия на общественное сознание для нивелирования взглядов и идеализации существующих общественных институтов.
По большей части нравственная неразборчивость массовой культуры, ставка на зрелищность и привлечение аудитории любой иеной способствуют культивированию сцен насилия, низменных инстинктов, популяризируют представителей криминального мира, абсолютизируют западный образ жизни.
Многоплановость социальных связей и групп, специфика исторических эпох обусловили обширное видовое разнообразие культур. Например, выделяют светскую и религиозную, национальную и интернациональную, политическую, экономическую, эстетическую, художественную, нравственную, научную, правовую и другие виды культуры.
Все достижения общества в материальной и духовной сферах можно охарактеризовать как общую культуру. В то же время общество состоит из множества социальных групп, у каждой из которых существует своя система культурных ценностей. Такая система ценностей, установок, способов поведения и жизненных стилей определенной социальной группы, отличающаяся от господствующей н обществе культуры, но связанная с ней, называется субкультурой.Так, различают городскую и деревенскую, молодежную и национальную, криминальную и профессиональную субкультуры и т.д. Они отличаются от доминирующей и друг от друга ценностями, нормами поведения, стилем жизни и даже языком.
Особую разновидностью субкультуры представляет контркультура,которая не просто отличается от доминирующей, но и противостоит ей, находится с ней в конфликте. Если представители субкультур, хотя специфично и неполностью, но все же воспринимают базисные ценности и нормы общества, то представители контркультур отказываются от этих ценностей и противопоставляют себя обществу. Например, криминальная контркультура, контркультура неформальных молодежных группировок (панков, хиппи) и др.
Культура не есть нечто застывшее, неизменное. Она динамична, постоянно развивается, пополняясь новыми элементами. В то же время сохраняется преемственность между историческими этапами развития культуры, что позволяет говорить об особенностях национальных культур. В некоторых случаях изменения могут касаться художественного стиля, производственных технологий, правил поведения и т.д., но при этом сущность культуры в целом остается неизменной.
Изменения в культуре могут происходить как в процессе целенаправленной деятельности людей (в литературе, науке, искусстве), так и в результате стихийного заимствования культурных ценностей. Взаимное проникновение элементов культуры из одного общества в другое при их соприкосновении называется диффузией. Такое проникновение может быть двусторонним, когда оба народа приобретают достижения культуры каждого из них, и односторонним, когда культурное влияние одного народа преобладает над влиянием другого. Новые образцы культуры могут насаждаться принудительно в результате порабощения одного народа другим или насаждаться победившей в политической борьбе социальной группой.
Процесс эволюционного развития культуры, включающий ее преемственность, изменение и развитие, называется культурным воспроизводством. Культура есть способ существования общества. Невозможно правильно понять процесс общественного развития, его динамику, если не вникнуть в сущность ценностно-культурных идеалов людей, определяющих содержание и смысл их поступков. С другой стороны, общество само выступает источником развития культуры. Все это означает неразрывную взаимосвязь культуры и общества. Нет общества без культуры, так же как нет и культуры без общества.
Вопросы и задания
1. Объясните понятие «культура».
2. Какие виды культуры вы знаете? В чем состоит их отличие друг от друга?
3. Охарактеризуйте основные элементы культуры.
4. Какие функции выполняет культура?
5. Какие виды культуры существуют? В чем состоят критерии их выделения?
6. Заполните таблицу:
7. Дайте определение понятиям «субкультура»и «контркультура». При ведите примеры их проявления.
8. Что такое диффузия культуры? Приведите примеры взаимовлияния культур.
Функциональный анализ культуры дает возможность выявить ту социальную роль, которую она выполняет в обществе, и тем самым понять одну из ее существенных сторон.
Таким образом, рассмотрение функциональной системы культуры является важным моментом постижения ее сущности. Поэтому уже первые шаги в научном осмыслении культурного феномена оказались связанными с попыткой обозначить тот круг ее ролей, которые она выполняет в обществе. Так, согласно утверждениям немецкого просветителя Я. Аделунга, культура характеризуется пятью социальными признаками:
1. Уменьшает роль и сферу применения физической силы в обществе.
2. Снижает значимость чувственного познания.
3. Увеличивает роль сознания и разума;
4. Смягчает нравы.
5 Воспитывает вкус.
Возникновение культуры ученый справедливо связывал с переходом человечества от животного состояния к общественной жизни. В своем дальнейшем развитии, установив господство разума над чувствами, она, на чем настаивал немецкий просветитель, будет способна сделать людей счастливыми.
Как видно, социальная роль культуры осмысливается Я. Аделунгом через просветительский пафос, сущность которого составляла уверенность в неограниченных возможностях разума. В последнем немецкий ученый, как и все Просвещение в целом, видел основу социального прогресса. Потому культура вызывала интерес у просветителей преимущественно как средство развития интеллектуальных способностей человека. Согласно же гегелевской концепции, социальная роль культуры выражается в образовании человека. Она возводит его от незнания к знанию.
В нашей современной отечественной науке не существует однозначного решения вопроса о социальных функциях культуры. Так, авторы одного из учебных пособий по культурологии усматривают в функциональной системе культуры всего лишь две таких функции: культура является условием сохранения традиций и служит средством реализации творческих возможностей человека. Здесь остались вне сферы внимания авторов другие не менее существенные ее функции. Двумя функциями — трансляция социального опыта и социализация индивида — ограничивается функциональная сфера культуры и в другом учебном пособии. Определенный интерес представляют исследования Э.В.Соколова, который посвятил этой теме отдельный раздел своей работы. Он полагает, что социальная роль культуры определяется семью основными функциями: освоение и преобразование мира, коммуникативная, сигнификативная (выражение информации в знаковых системах), накопление и хранение информации, нормативная, проективной разрядки, защитная (речь идет о физиологической и психологической защите человека)26.
Однако необходимо отметить, что предложенная исследователем схема функций культуры не лишена недостатков. Слабые стороны подобной теоретической функциональной модели культуры очевидны и вытекают они прежде всего из метода ее построения. В этой связи следует заметить, что претензии автора на создание завершенной модели оказались необоснованными. В предложенный им перечень функций можно было бы включить и такие функции, как эвристическая, воспитательная, функция общения и т.д.
Проблема здесь состоит в том, что сколько бы мы ни пополняли подобный ряд новыми функциями, он всегда останется незавершенным и всякий раз к нему можно будет присовокупить еще какую-либо функцию. Очевидно, что методом перечисления невозможно охватить все многообразие ее социальных ролей. Следует указать и на второй недостаток рассматриваемой функциональной схемы, который заключается в том, что в ней не проводится различие в значимости функций, а потому в одном ряду с такими основополагающими функциями, как познавательная, коммуникативная и нормативная оказалась, например, функция эмоциональной разрядки. В других исследованиях авторов, где анализируется вопрос о социальной роли культуры, можно встретить как сужение подобного функционального ряда, так и его расширение27.
Безусловного, что культура является социальным феноменом и ее зарождение связано с процессом становления общества. Две социальные системы — общество и культура — могли взаимодействовать и развиваться лишь при наличии между ними гомоморфного соответствия* Гомоморфизм — вид взаимосвязи, который существует между несимметричными системами (например, географическая карта и изображенная на ней местность, чертеж машины и сама машина).
Другими словами, не являясь симметричными структурными образованиями, социальный и культурный организмы на стадии своего становления могли взаимодействовать и совершенствоваться лишь при условии, когда в ответ на зарождающуюся в обществе потребность формировалась соответствующая функциональная сфера культуры.
Только при наличии подобного гомоморфизма могли сложиться и развиваться общество и культура. Известно, что первичной и доминирующей потребностью общества в период своего становления была потребность в самосохранении и развитии зарождающегося социального организма. Поскольку эта потребность остается определяющей и в любом современном социальном образовании, то есть основание утверждать, что культура как социальное явление должна прежде всего выполнять в обществе стабилизирующую роль и стимулировать его развитие. Следовательно, это и будет та основная, господствующая функция в функциональной системе культуры, на которой вырастают ее «этажи», или функциональные слои.
Как же складывается функциональная система культуры? Каков механизм ее образования?
Как уже отмечалось, субъектом культуры является человек, который для обеспечения своей жизнедеятельности вступает во взаимосвязь с природой и с другими людьми. Система отношений человека с природой и обществом опосредуется культурой, где последняя определяет качественное состояние этой системы взаимосвязей, которое выражается как в технологии (например, обработка земли мотыгой или плугом), так и в уровне отношений и форм общения субъектов в процессе их взаимодействия с природной средой. Но в ходе преобразовательной деятельности человека складываются потребности в поиске более эффективных форм отношений, как субъектно-объектных (человек и природа), так и субъектно-субъектных (индивид и индивид, индивид и социальная общность), что порождает формирование новых культурных структур, способных выполнять необходимую функцию.
Действительно, уже первобытное сообщество, вступив в необходимый для его жизнедеятельности процесс познания и преобразования окружающей природной среды, оказалось перед необходимостью в самоорганизации и сплочении, так как этот процесс мог осуществляться лишь в коллективных формах.
Первобытный трудовой коллектив нуждался также в коммуникативных средствах связи. Надо было, например, подавать условный сигнал при совместной охоте или отдавать команды во время коллективных трудовых действий. Коммуникативная система нужна была не только как организующее начало трудовой деятельности; не в меньшей мере она оказалась необходимой и для передачи трудового опыта и складывающихся культурных традиций.
Итак, уже на начальной стадии своего становления общество, чтобы сохранить себя как целостный организм и взаимодействовать с природой в целях своего жизнеобеспечения, нуждалось в таком социальном образовании, которое могло бы выполнять соответствующую роль: быть средством познания и преобразования природы, сплачивать отдельных людей в социальное сообщество, регулируя отношения между ними, а также служить средством их общения и передавать социальный опыт.
Таким образом, как обеспечение реализации основной функции культуры — сохранение и развитие социальной общности — формируется генетически первый уровень функциональной системы, который составят такие функции, как познавательная, преобразовательная, коммуникативная, нормативная и функция социализации. Первичность в данном случае следует также понимать и как значимость, важность ее в функциональной системе.
С развитием общества происходит и усложнение его культуры; последняя должна была адекватно реагировать на динамику потребностей социума — совершенствовать свои структуры, вырабатывать новые функциональные сферы. Теперь каждая основная функция становится базой для формирования новых функций, которые в совокупности образуют следующий уровень функциональной системы культуры. Так, на основе познавательной ^функции зарождается прогностическая функция, а познавательная, преобразовательная функция и функция социализации яви-^лись «базой» воспитательной функции. В сфере коммуникации, целью которой является передача информации, заложились основы общения как специфической формы отношений между людьми, где передача информации уже не является самоцелью — здесь возникает интерес к самому процессу общения и потребность в познании другого. Следовательно, можно говорить о рождении новой функции культуры — функции общения. Развитие коммуникации предполагает создание средств кодирования, хранения и передачи информации, то есть культура должна была выработать необходимую для этого знаковую систему (семиотическая функция). Такова логика генезиса функциональной системы культуры.
Резюмируя сказанное, следует заметить, что функциональная сфера культуры представляет собой не хаотичный конгломерат, не произвольный перечень функций, аих систему. Построенная нами модель этой системы носит открытый характер, то есть в нее могут быть «вписаны» по тому же логическому принципу и другие функции культуры.
1.Что дает функциональный анализ культуры для понимания ее сущности?
2В чем состоит метод построения системы функций культуры?
3. Какая из функций культуры является, на ваш взгляд, господствующей и почему?
совокупность ролей, к-рые выполняет культура по отношению к сообществу людей, порождающих и использующих (практикующих) ее в своих интересах; совокупность селектированных истор. опытом наиболее приемлемых по своей социальной значимости и последствиям способов (технологий) осуществления коллективной жизнедеятельности людей. При этом все Ф.к. социальны, т.е. обеспечивают именно коллективный характер жизнедеятельности людей, а также определяют или корректируют почти все формы индивид. активности человека в силу его связанности с социальным окружением. Число такого рода Ф.к. весьма велико, и они могут быть выстроены в иерархич. структуру от наиболее общих до сравнительно частных, обеспечивающих Ф.к. более высокого уровня.
Наиболее общей и универсальной Ф.к. следует признать обеспечение социальной интеграции людей: формирование оснований их устойчивого коллективного существования и деятельности по совместному удовлетворению интересов и потребностей, стимулирование повышения уровня их групповой консолидированности и эффективности взаимодействия, накопление социального опыта по гарантированному социальному воспроизводству их коллективов как устойчивых сообществ.
Ко второму уровню рассматриваемой иерархии можно отнести Ф.к., обеспечивающие осн. формы интегрированного существования сооб-в людей, такие как организация людей в их совместной жизнедеятельности посредством их структурной дифференциации на разл. рода относительно самодостаточные группы: социально-территориальные соседские общины (племена, этносы, нации), социально-функциональные (производств., военные, учебные и прочие коллективы, специальности, профессии, проф. констелляции, классы), социально-бытовые (семьи, кланы, социальные страты, сословия), коммуникативные (по диалектам, языкам, языковым семьям), религиозно-конфессиональные (религ. общины, секты, деноминации, конфессии) и т.п.; регуляция процессов взаимодействия между людьми посредством истор. селекции, нормирования и стандартизации наиболее удачных элементов социального опыта в этой области и реализации их в работе регулятивных механизмов конвенционального (ценностные ориентации, мораль, нравственность, обычаи, этикет и пр.) или институционального (право, политика, идеология, церемониал и т.п.) свойства; консолидация и самоидентификация людей в коллективе посредством выработки общих целей и идеалов их совместного существования, групповых интересов и потребностей, чувства солидарности личности с коллективом и защищенности им, удовлетворенности действующими нормами и правилами совместного общежития и взаимодействия, формирования системы образов групповой идентичности (этнич., социальных, конфессиональных, гос. и иных маркеров) и оснований личной самоидентификации человека в коллективе и самоотождествления с ним, заинтересованности членов коллектива в его социальном воспроизводстве как процессе, отвечающем их индивид. и групповым интересам.
Третий уровень — Ф.к., обеспечивающие осн. средства совместной жизнедеятельности людей. К. ним можно отнести:
культуру демогр. и социального воспроизводства членов сооб-ва, функционирующую посредством выработки норм сексуальных отношений, брачно-семейных и родств. обязательств, норм соседского общежития, стандартов физич. развития индивида и охраны его репродуктивных возможностей, а также системы форм и средств целенаправленной межпоколенной трансляции социального опыта (воспитание, просвещение, образование, традиции, обряды и ритуалы и пр.), выработки норм и стандартов социализации и инкультурации (см. Социализация, Инкультурация) личности, ее социальной и культурной адекватности об-ву проживания, стимулирования ее заинтересованности в приемлемых для об-ва формах социальной самореализации, в т.ч. в творч. и инновативной деятельности, в превращении индивида из “продукта и потребителя” культуры в ее “производителя”;
культуру адаптации сооб-ва к природным и историч. условиям его обитания, реализуемую посредством накопления опыта и воплощения его в нормах, правилах и формах непосредств. жизнеобеспечения (прежде всего в обеспечении продовольствием, теплом, жильем, в методах и традициях охраны здоровья и межличностной взаимопомощи людей), обеспечении коллективной безопасности сообщества (оборона) и индивид. безопасности членов сооб-ва, их имущества и легитимных прав, интересов (правоохранит. система);
культуру развития искусственной материально-пространств. среды обитания сооб-ва и обеспечения его членов социальными благами, выраженную в формировании принципов, норм, правил и стандартов построения территориальной инфраструктуры зоны проживания (населенных пунктов и их внутр. структуры, транспортных коммуникаций, размещения наиболее важных производств и иных функциональных зон и пр.), развития системы энергообеспечения и производства средств производства (инструментария), обеспечения производства и распределения товаров потребления и услуг и т.п.;
культуру собственности, власти и социальной престижности, связанную с развитием приемлемых для сооб-ва технологий и форм властно-собственнических претензий и отношений, способов обретения богатства, формированием иерархии социальных статусов, порядка статусного роста и его символич. маркировки (титулатура, регалии, престижные образцы одежды, украшений, обстановки быта, стилистики поведения, этикета и пр.);
культуру социального патронажа, проявляющуюся в традициях оказания материальной и иной поддержки людям, оказавшимся в ситуации неконкурентоспособности (по возрасту, увечью, врожденным физич. недостаткам, пострадавшим от войны или стихийного бедствия и т.п.), благотворительности, милосердия, помощи терпящим бедствие, идеологии гуманизма и абсолютизации ценности человеч. жизни, мифологии социальной справедливости, “уравниловки”, патронажа коллектива над личностью и т.п.;
культуру познания и мировоззрения, накопления и кумуляции социально значимых знаний, представлений и опыта: рациональных (наука и обыденные рац. наблюдения), иррациональных (религия, мистика, эзотерика, суеверия), логико-метафизич. (философия, здравый смысл, народная мудрость), образных (искусство, метафоричность мышления и суждений, игровые формы поведения и пр.);
культуру коммуницирования и обмена информацией и социальным опытом между людьми, реализуемую в виде процессов: символизации объектов и явлений (формирование обозначающих понятий, слов, знаков, символов и пр.), сложение языков обмена информацией (“естеств.” устных и письм. вербальных, невербальных языков жестов и телесной пластики, символич. и церемониальных действий, искусств. специализир. языков служебных и технич. символов — математич., естественнонауч., компьютерных, топографич., чертежных, нотных и пр., разнообразных систем указат. знаков, звуковых сигналов, знаков различия, функциональной атрибутики, языков цифрового, графич. и звукового кодирования объектов и продуктов и т.п.), сложение систем фиксации информации (в графич., звуковой, видовой и иной техн. форме), ее тиражирования и трансляции (синхронной и диахронной, непосредств. и дистантной, механич. и электронными средствами и т.п.), а также институтов, занимающихся накоплением, сохранением и обеспечением доступа к социально значимой информации (архивы, библиотеки, музеи, хранилища, информ. банки данных, картотеки и пр.);
культуру физич. и психич. реабилитации и релаксации человека, включающую принятые в сооб-ве нормы и формы охраны здоровья и личной гигиены, традиции кулинарии, социальные нормы отдыха (системы выходных, отпусков, освобождения от активной деятельности по возрасту и состоянию здоровья), традиции физич. культуры и спорта, оздоровит. и культурно-просветит. туризма и иных форм активного отдыха, традиции общенац. и народных праздников, карнавалов, массовых гуляний, разнообр. формы развлекат., игрового и интеллект. досуга, систему институтов организованного досуга и т.п. Следует подчеркнуть, что во всех рассматриваемых случаях Ф.к. речь идет не о практич. технологиях по достижению утилитарного результата (созданию продукта потребления), а о социальных нормах, регулирующих допустимость и предпочтительность тех или иных способов осуществления этой деятельности.
Четвертый и последующие уровни Ф.к. связаны уже с дифференциацией культуры на специализир. функциональные сегменты (“экон. культура”, “военная культура”, “культура торговли”, “религ. культура”, “пед. культура” и т.п.) и системы критериев качества осуществления тех или иных социальных функций (“культура труда и потребления”, “культура быта”, “культура языка”, “культура научного мышления”, “культура худож. творчества” и пр.). В обоих случаях здесь имеется в виду прежде всего уровень соответствия применяемых технологий (а отсюда и качеств. параметры результатов) в той или иной сфере жизнедеятельности общепринятым технол. нормам в соответствующей сфере, к-рые сложились в процессе истор. селекции такого рода технологий по признакам их приемлемости и допустимости с т. зр. социальной цены и долговременных социальных последствий (критерий утилитарной эффективности в данном случае менее значим) и закрепились в ценностных комплексах специфич. свойства, называемых обычно “проф. культурой” и “культурой образа жизни”.
Т.о., во всем многообразии Ф.к. можно выделить такие “профильные” направления, как социально-интегративное, организационно-регулятивно-нормативное, познавательно-коммуникативное, рекреационное и оценочное.
Лит.: Токарев С.А. Разграничительные и объединительные функции культуры. М., 1973; Соколов Э.В. Понятие, сущность и основные функции культуры. Л., 1989; Морфология культуры. Структура и динамика. М., 1994; Орлова Э.А. Введение в социальную и культурную антропологию. М., 1994; Александрова Е.Я., Быховская И.М. Культурологические опыты. М., 1996; Они же. Апология культурологии // Обществ. науки и современность, 1997. № 2.
Большой толковый словарь по культурологии..
.
.