Значение культуры в средние века и Конспект » Культура Средневековья»

Значение культуры в средние века и Конспект " Культура Средневековья" ЮнАрмия

Культура Средневековья

Начало эпохи связано с падением Римской империи в конце V в. Наиболее характерные черты средневековая культура обретает к X в. Средневековье складывается вместе с возникновением христианства. С победой христианства связана полная переориентация всех духовных устремлений культурного мира, утверждение новых мировоззренческих парадигм. Для христианина древнегреческие мыслители Платон и Аристотель не могли оставаться высшими авторитетами. Высшей инстанцией стало Священное Писание, которое всякий христианин должен был считать и считал единственным источником истины.

Отличие культуры Средних веков от античной культуры: сомнение вместо идеальной гармонии; приоритет сверхчувственного вместо реального; понимание красоты физической как отражение красоты духовной вместо (калокагатии) — «в здоровом теле — здоровый дух».

Культура Рима усваивалась во время его завоевания «варварами», взаимодействовала с традиционной языческой родоплеменной культурой народов Северо — Западной Европы. Взаимодействие этих начал дало импульс становлению собственно западноевропейской культуры. Она формировалась как целостность:

Средневековая культура, в отличие от античной, начиналась не с возникновения городов, а на их развалинах. Города расцвели, в ситуации расцвета монастыря и замка. Город вторичен, он отвоевывал свое право на существование у монастыря и, прежде всего — у замка.

История Средневековья — это борьба:

Античный город образовывали земледельцы, средневековой город ремесленники и торговцы. Средневековой город противопоставлен деревне. Облик города: скученный, узкие, кривые улочки, крошечные площади. Как и средневековый замок, город устремлялся ввысь. Дома многоэтажные. Над ними возвышались ратушная башня и башни соборов. Отсутствие общей планировки. Исключение составляли городской замок, ратуша и соборы.

Основные компоненты средневековой культуры: культура религиозно-церковная, культура светская (феодальная) и культура народная.

А. Религиозно-церковная культура наиболее развитая и доминирующая. В ней нашло отражение христианское миросозерцание средневекового общества. Мир представлялся иерархически выстроенным по вертикали и полным контрастных противоположностей: земного и небесного, священного и мирского, духовного и телесного, добра и зла и т.д. Верх, небеса, господство света представлялись царством Божественного, святого, духовного, совершенного. Бог — первоначало, «несущее свет», «духовное Солнце». Низ, земля, плоть — царство низменного, греховного, материального. В этом одна из причин устремленности вверх куполов православных церквей и шпилей готических соборов.

Природа человека мыслилась двойственной, духовно-телесной. Он должен был заботиться о своей бессмертной душе, отданной Богу, а телом, плотью пренебрегать, сводя к минимуму телесные потребности с помощью поста и молитвы. Идеальным типом человека, «героем» средневековой христианской культуры был аскет, отшельник, оставивший мирскую жизнь и посвятивший себя посту и молитве.

Религиозная культура средневековья особо проявилась в памятниках архитектуры — церкви и соборы романского и готического стилей. Соборы строились по определенным сакральным канонам, имели в плане форму латинского креста, образуемую тремя или пятью продольными нефами и одним поперечным нефом (трансептом). Крест в христианской традиции связан с образом мирового древа, достигающего небес, а также становится символом распятия, воплощая идею святоносности и мученичества Христа, утверждая победу над смертью. Трехнефное строение храма — воплощение идеи троичности Бога, пространство алтаря — надгробный памятник Христу, купол и своды — символ неба и т.д.

Б. Культура светская, феодальная, рыцарская определяла уклад средневекового общества, его политику, своеобразный нравственный кодекс поведения. Идеи товарищества, верности данному слову, вежливости и предупредительности по отношению к другому человеку, особенно к женщине, остаются значимыми и в современной культуре. Большую роль играли ритуалы, как церковные, так и светские. К последним можно отнести посвящение в рыцари, клятву верности, турниры, ритуал служения Прекрасной Даме и др. Круг интересов феодально-рыцарского сословия воплотился в поэзии трубадуров, труверов и миннезингеров.

В. Культура народная. Одним из первооткрывателей народной средневековой культуры считается русский философ М.М. Бахтин, который развил концепцию народной культуры как культуры смеховой, карнавальной. Народная культура — антипод религиозно-церковной, официальной. Идее духовного спасения и бессмертия народная культура противопоставляет идею бессмертия телесного. Двойственную природу имеет и карнавальный смех, который не только отрицает, уничтожает то, что подвергается осмеянию, но и утверждает что-то положительное, новое. Карнавальный смех демократичен, он уничтожает сословные и имущественные различия между людьми, делает всех равными.

Этапы развития средневековой культуры:

Особенность культуры варварских государств — слияние культуры новых племен, их представлений с «дряхлой культурой» римской античности. Это проявляется в расцвете ювелирных искусств, изобилии драгоценных камней, любви к яркости и броскости.

Особенность романского стиля — господство церкви; создание монастырей — очагов культуры; строительство крепостей. Появление романского стиля — это рождение как системы самой средневековой культуры, а также и рождение самой Европы как некоего целого.

Особенность готики — развитие городов; появление новой социальной силы — горожан; утверждение придворной, светской, рыцарской культуры, лирики, культа «прекрасной дамы».

Суть трех этапов — «из камней феодализма и обломков римского права складывается огромная, универсальная цивилизация Средних веков» (Г. Честертон).

Название «романский» происходит от слова «Рома» (от лат. Roma — Рим) и указывает на его связь с античной, древнеримской культурой. Романский стиль развивается прежде всего во Франции (XI в.).

Романский стиль — крепко стоящие на земле сооружения. Геометрия храма простая и ясная, величие и гармония, рельефы и росписи напоминают идею греховности всего земного и Страшного суда.

В средневековой культуре определяющая роль принадлежит религиозно-философским учениям: (Августин 354 — 430 — путь к спасению души и истине — путь к порядку и числу, к понятию красоты. Свою теорию Блаженный Августин изложил в 30 книгах под названием «Исповеди», написанных в виде молитв и рассказывающих о его жизни и мыслях). Идеи Августина нашли выражение, как в романском, так и в готическом стилях.

Последователи Августина, схоласты (от греч. scholasticos — школьный) стремились систематизировать христианское учение и соответственно влияли на усиление строгих правил канона в искусстве. Существовавшая у схоластов иерархия в их сочинениях — часть, подчасть, глава, член, вопрос, раздел, пункт — соответствует строгой иерархии в построении мироздания: Бог, ангелы, святые, люди, животные, растения, камни. На основе этих понятий строился декор в церквях.

Основной вид искусства романского времени — архитектура, существовавшая в виде: замков (крепость) и соборов (монастырский ансамбль).

Монастырские ансамбли — аббатства: храм, помещение для аббата, кельи для монахов, двор, сад, служебные постройки. Отличительные черты архитектуры: простота форм, преобладание массы над пространством. Мощные стены объединяют внутреннее пространство — место молений, отрешенности от всего земного — от внешнего мира. Размеры храмов внушительны, они монументальны, торжественны.

Про Юнармию:  Методические рекомендации

Романский стиль не сумел преодолеть противоречие материального и духовного. Эту задачу разрешила готика.

Готический стиль — объединение архитектуры, скульптуры и живописи. Цветные витражи и одухотворенная скульптура, изысканные формы арок, удлиненных сверху. Готический собор более грандиозен, чем романский, но и более демократичен: в нем нет четкого разделения пространства, имеющееся в романских постройках. Появились большие окна с витражами, множество скульптур и целых скульптурных композиций. Они украсили все элементы здания внутри и особенно снаружи, на фасадах (соборы Парижской Богоматери, Реймсский, Кельнский).

В готической архитектуре осуществляется поиск конструктивных решений (стрельчатая арка, нервюры — ребра свода, аркбутаны — полуарки, выносящие тяжесть свода главного нефа за стены собора, наружу и передающие ее на контрфорсы, находящиеся тоже снаружи, столбы — вся эта система конструкции образует каркас и дает возможность создать здание любой высоты и длины). Общей идее космичности служит все своеобразие готического декора.

XIII-XIV в.в. — время расцвета готического стиля, расцвета средневекового искусства, науки, развития университетов, культуры, литературы.

Не меньшую роль, чем в предшествующий период играют философские течения (Фома Аквинский ок. 1227-1274, учение «томизм» — стремление примирить разум и веру. Фома рассуждает о свойствах красоты: целостности, гармонии, лучезарности. С этим последним понятием связаны представления о яркости цвета, значении света и находит свое выражение в миниатюрах, в витражах).

Черты духовной культуры Средневековья:

Особенности культуры Средневековья:

Таким образом, Средневековье сыграло важную роль в культурном развитии Европы. В этот период начинают складываться европейские нации и национальные языки, общество приобретает развитую, многослойную социальную структуру: развиваются города, а вместе с ними ремесла, торговля, школы и университеты, искусство во всех основных его видах.

Конспект урока по всеобщей истории «Культура Средневековья».

Вернуться к Списку конспектов по Всемирной истории

Достижения средневековой культуры Западной Европы

Культура Средневековой Европы – это культурная эпоха, охватывающая период V-XV столетий, формировавшаяся под влиянием взаимодействия христианства, наследия греко-римской античности и варварских традиций и мировоззрения.

Средние века пришли на смену античности и предшествовали Новому времени.

Средневековая культура развивалась в рамках феодальных отношений, где уже было преодолено рабство. Духовным фундаментом Средневековья стало христианство. Ключевыми чертами были:

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

В мировоззренческом плане средневековая культура является вертикальной: восхождение путем слияния, подчинения, подвига, молитвы к Богу.

Начало формирования средневековой культуры

После заката Восточной римской империи принято говорить о воцарении средних веков. Эпоха развивалась под влиянием таких источников:

Ранее средневековье отличалось сложностью и неоднородностью, многоплановостью формирующих новую культуру процессов. В V-VI страны Запада переживали упадок по причине варварской навалы и падения прежних Римских империй.

В течение V – первой половины VII веков происходит этап рецепции наследия античности.

Цивилизация римского универсализма, которая еще в период поздней античности попала под определяющее влияние христианства, начала довольно динамично трансформироваться. Христианство оказалось на первых порах достаточно пластичным и восприимчивым к новым культурам и традициям. Оно смогло вобрать и переработать разнообразные варварские народные идеи в единую структуру. Синтез оказался мучительным, а порой даже противоречивым для себя самого.

Раннее Средневековье, несмотря на отсутствие сопоставимых античному миру достижений, стало началом истории западноевропейской культуры.

Периодизация европейского Средневековья

Рост самосознания варварских народов, синтез разнообразных культурных источников, их переработка.

В VI – начало VII веков папа Григорий І выступает против допущения мудрости язычников в христианство. Активизируется развитие агиографической литературы. Святые мученики становятся героями чуда, которого достигает человек после страданий. Уже во второй половине VII века культурная жизнь приходит в упадок.

Каролингское возрождение (конец VIII – средина IX вв.) при Карле Великом – попытка укрепления разноплеменного государства в единый монолит. Реформируется литургия с установлением ее единообразия, принят единственный канонический текст Библии для каждого подданного. Издается указ об создании школ при каждой епархии, создаются учебники. Центром просвещения становится академия в Ахене. К Х столетию импульс иссякнет, а культура погрузится в «безмолвие».

Зрелое (X-XIII вв

Средневековая культура обретает свои «классические» формы. Период процветания и роста. Формируется философия схоластики в XII веке. Появляются первые университеты. Качественно улучшается система образования и школ. Создаются частные светские школы. Университеты и города (не все) получают автономию. Зарождается интерес к опытному знанию. С X века складывается романский стиль, который преобладал последующие два столетия. С XI века начинает развиваться готический стиль.

Осуществляются крестовые походы против мусульман. Возвышение их идей происходит в XІІІ веке. Города увеличиваются и богатеют, растет численность населения. Формируется зона международной торговли с XIII века. Окончательно складывается феодальное устройство экономически-общественных отношений.

В 1054 единая христианская церковь окончательно распадается на Римо-католическую (западную) и Православную (восточную).

Наказание за вероотступничество и ересь обретает жесткие меры и способы, становится распространенной практикой. В 1215 году папа Иннокентий ІІ учреждает особый церковный суд католической церкви – «Инквизицию».

Позднее (XIV-XV вв

Время тяжелых времен: голода, пандемии, войны (крестьянские, Столетняя), депопуляция, нашествие монголо-татар и опустошение земель. Происходит распад социального строя и возникает потребность в новых социально-политических отношениях, который усилился «духовным голодом». Начинается распад феодальных отношений, уступая буржуазным. Образуются централизованные государства во Франции и Англии.

Снижается значение рыцарства с появлением огнестрельного оружия, возрастает роль пехоты. Большинство крестьян Франции, Западной Германии и Англии в XIV веке получили личную свободу. Распространение учености университетскими обществами заложило основы для развития в XIV веке Проторенессанса, который был дополнен изобретением книгопечатанья в XV веке.

Создаются предпосылки к культурному возрождению с поворотом к эмоциональной открытости, распространению идей гуманизма, пересмотру религиозных постулатов и примата папы Римского (Реформация).

Основные достижения средневековой культуры

Главными художественными стилями Средних веков были романский и готика.

Романский стиль. Особенности: наиболее полно воплотился в архитектуре – храмы-крепости (толстые тяжелые стены и колонны, маленькие окна), преобладание круглых арок. Соборы внешне выглядят грубо и приземисто, однако стиль раскрывается в благородстве простоты, часто имея расписанные красками декоративно-орнаментальные комплексы. Базилика – основная модель плана.

Мастера были простыми, а порой и неграмотными людьми, которые привносили в творчество народную живую религиозность.

Достижением романской пластики стало усиление фигуры человека в декоративно-орнаментальных композициях, которые затрагивали темы притч и легенд Евангелия.

Ключевые творения романского стиля: соборы в Клюни и Отене, цитадель Каркассона, Пизанский собор, Кафедральный собор Лиссабона, Лимбургский собор (Германия), церковь Нотр-Дам-ля-Гранд (Франция).

Про Юнармию:  Какие достижения месопотамии использует современный человек

Готика: появляется в результате смены мировоззрения верующих – интенсификации человеческой чувственности, является противоположной романскому стилю. Характеристики:

Готический храм нес в себе идею о быстротечности времени. Произошла и конструкторская революция, которая позволила более не опираться лишь на толстые стены, а использовать в качестве опоры арки, полуарки, колонны, каменные опоры разного вида. Это позволило создавать ажурные громадные сооружения.

Основные сооружения: Миланский собор, Нотр-Дам-де-Пари, Шартрский собор, Кельнский собор, Ка д’Оро (Венеция), Палац Дожей (Венеция), архитектура Праги.

Философия и наука

В рамках Средних веков развивалось несколько важных философских направлений, которые характеризовались господством религиозного мировоззрения (христианская мысль) и теоцентризма. Волновали вопросы соотношения веры и разума, места человека в мире, его отношений с Богом.

Дух имеет первенство над материей в рамках философской доктрины. Философия была служанкой теологии, а потому ключевые вопросы изучались в рамках богословия. Развивалась логика. Актуализировались вопросы об первенстве единичного или общего в рамках дискуссий между реалистами и номиналистами.

Доминирующим направлением философии становится схоластика (с латыни – «школьная философия»). Она выходит из теологии, пытаясь изучить и объяснить догмы христианства за счет логического и рационалистического инструментария. Создается концепт о возможности примирения разума и веры, если первый подчинится ей на основе откровения.

В ХІІ веке схоластика выступает в роли противника авторитета официальной церкви. Философия начинает рационализироваться, развиваются методы диалектики (Петр Абеляр). Активно изучается наследие Аристотеля в арабских переводах. Тома Аквинский синтезирует католическую теологию и аристотелизм создавая будущую официальную доктрину католической церкви.

Впервые появляются идеи радикального разрыва философии и теологии, веры и разума (Дунс Скотт, Уильям Оккам). Однако уже к XV веку ортодоксальная схоластика вырождается в игру терминов и слов, лишенную позитивного смысла.

Зарождается в период Средних веков и опытное знание (XII в.). Особую роль сыграли алхимики, которые поспособствовали развитию знаний относительно свойств разнообразных веществ. Создавалось специально оборудование для опытов (аппараты для фильтрации, перегонный куб, химические печи). Расширяются познания в области медицины (школа в Салерно), физики и химии (Р. Бэкон). Обогащаются географические знания: путешествия в Китай Марко Поло, исследования Западноафриканского побережья братьями Вивальди из Генуи.

Общественное устройство и города

Разделения общества на 3 сословия:

Положение в обществе осмыслялось как данность и поддавалось наследственной преемственности (сын сапожника должен стать сапожником). Впервые появляется понятие профессии как «призвания» или «служения». Ремесленные цехи и артели объединяются в гильдии и организации, которым подражают объединения врачей, художников, юристов.

В рамках закрытых корпораций формируются основы профессиональной этики и управления: уставы, нормы поведения, принципы защиты рабочих от властей.

С XI века города становятся центрами культурной жизни. Появляется прослойка городских жителей – буржуа. Магдебургское право дало городам возможность самоуправления. Символом автономии стали ратуши. Средневековье – период геральдики (символика городов, гербы). Города, будучи лишены рамок, смыкаются с народной культурой и обретают характера свободомыслия, бунтарского духа (в литературе).

В рыцарской среде зарождается куртуазная культура, которая основывалась на идеале рыцаря: верного и преданного своему сеньору, абсолютной вере в бога и почитании-любви жены сеньора.

Куртуазная культура породила феномен галантности мужчин к женщине. Куртуазность означала поклонение знатной даме сердца, которая воспевалась в стихах, поемах, песнях-речетативах (трубадуры). На ряду с этим женщины рассматривались исключительно как оплот греха. Многие незнатные терпели насилие, мужчины не считались с их мнением. Женщина была товаром, который «продавался для замужества».

Куртуазная культура была идеальный образом, к которому стремились, а не отображением реальности.

Литература, книгопечатанье

Книги в раннем Средневековье – роскошь. В XII веке книги дешевеют, создаются множественные мастерские по переписыванию книг, в том числе не монахами. После изобретения книгопечатания в XV веке книги становятся более доступными. В период зрелого средневековья появляются первые библиотеки в светских заведениях – домах крупных феодалов, дворах королей, университетах.

Достижением Средних веков становятся:

Образование

На ряду с церковными школами появляются частные, муниципальные и гильдейские школы в силу наплыва учащихся. С XIV века становится возможным преподавание на национальных языках. В цехах происходит обучение ремеслу. В соборных школах преподавались семь свободных искусств (наследие античности):

Сперва школы становились всеобщими, а позже, по мере укрупнения, – университетами (лат. universitas – общность, совокупность). Болонский университет стал первым университетом в мире (1088). Парижский был самым крупным в Европе. Особым авторитетом пользовались университеты Испании. Университет средневековья был независимым от бургомистра и епископа. Не было четкой специализации.

Университеты во многом определялись школярами – средневековыми студентами. Они сами приглашали ректора на свои деньги в рамках собственных объединений, сами создавали статут и контролировали работу преподавателей. Сперва школяры проходили младший факультет (артистический), где изучались семь свободных искусств. Позже происходило распределение по факультетам – медицинский, юридический, богословский.

Университеты становятся центрами развития наук и ускоряют развитие светской интеллигенции. К концу XV университеты переживают упадок по причине аристократизации учащихся (высшие сословия) и преподавателей (передача в наследственность).

Городская культура средневековья в Западной Европе

Период Средневековья насчитывает больше тысячи лет от падения Римской империи до промышленной революции. В это время зародилась европейская цивилизация, и произошел скачок от всеобщего упадка до расцвета культуры.

В эпохе Средневековья, длившейся с V по XV века, можно выделить три периода:

Термин «Средневековье» возник в эпоху Итальянского Возрождения. Его ввел представитель итальянского гуманизма Франческо Петрарка. По мнению Петрарки, Средние века отделяли золотое время Античности от прогрессивного будущего, которое несомненно ждет впереди.

Средневековье вступило в права после падения Римской империи. Европейские цивилизации формировались на основе варварских культур.

Во время Раннего Средневековья оформились королевства, территорию которых заняли современные Франция, Германия и Италия. Позже сюда добавились земли Великобритании, Германии, Испании.

Разделение общества на классы и господство натурального хозяйства вызвало возникновение феодализма. Вместе с тем активно развивались торговля и ремесла. Это привело к образованию многочисленных городов. Они возрождались на месте разрушенных полисов, рядом с монастырями, оживленными дорогами, небольшими портами.

Значение культуры в средние века и Конспект " Культура Средневековья"

Становление городов началось в Италии. Этому способствовала морская торговля с Византией.

Факторами, влияющими на возникновение города, могли стать:

Экономическая сфера города стала двигателем прогресса. Развитие ремесла и торговли стимулировали развитие образования, духовной и политической жизни горожан. При церквях открывались школы, строились университеты, расширялась торговая сеть, совершенствовалась система управления.

Особенности жизни и нравы горожанина

Границы города определялись городской стеной. Укрепления сдерживали разрастание городских границ и строительство новых жилых домов. Часто дома располагались вплотную и могли иметь до трех этажей в высоту. Жилые помещения соседствовали с ремесленными мастерскими и торговыми лавками.

Про Юнармию:  Алексей Леонов. Первая прогулка в открытом космосе

Город обычно застраивался вокруг монастыря или собора. Но центром неизменно считалась торговая площадь с фонтаном. Рядом располагалась ратуша, где проводились городские собрания и заседания суда.

Стремление отделиться от феодального гнета привело к созданию городской общины, а позже — городского совета.

Культура городов строилась на идеалах свободы.

Несмотря на схожесть уклада жизни горожан, который определяется развитием производства и торговли, состав городского населения довольно многообразен. Выделяются следующие категории:

Каждой категории горожан были присущи свои черты и культура. Порой столкновения и борьба между сословиями приводили к смешению культурных традиций.

Горожане не держали прислугу. Отличие от феодалов состояло в использовании наемного труда. Занятие ремесленной деятельностью и торговлей приводило к найму одного или нескольких рабочих. Срок найма мог достигать целого сезона.

С развитием торговли появляется понятие о зажиточности и роскоши. Начинается соперничество между горожанами. Согласно сохранившимся письменным источникам, богатство не выставлялось напоказ, главным было обеспечение комфортного существования для семьи.

О материальном достатке и положении на социальной лестнице можно было судить по внешнему виду жителя города. Яркий наряд свидетельствовал о высоком статусе. В праздничные дни горожане надевали лучшую одежду.

Быт и развлечения Средневекового города

Развитие торговли в городах привело к необходимости регулирования торговых операций и использованию монет для этой цели. Потребность в деньгах вызвала появление чеканки монет крупного достоинства из драгоценных материалов — серебра и золота.

Деньги вошли в повседневную жизнь всех категорий городского населения. А обесценивание монет вызывало народные бунты и возмущение крестьян. Это наложило свой отпечаток на городскую культуру Западной Европы.

Формирование городов привело к возникновению нового типа человека — свободного от произвола феодалов, стремящегося к успеху в выбранной сфере. Меняется и мышление, и образ жизни.

Вольнолюбивые мысли ярче всего отражала городская литература. Если верхушка горожан черпала вдохновение в культуре рыцарства, то низшие слои общества, состоящие из крестьян, обратили свое внимание на фольклор.

Крестьяне, прибывающие в города из деревень, привнесли в городскую литературу бунтарские мотивы и сатирическую направленность. Церковные произведения разбавлялись художественными элементами. Возникали даже пародии на литургии, молитвы, псалмы.

Развитие литературы привело к возникновению театрального искусства. Инсценировка библейских сюжетов, разыгрывание драматических сценок с назидательным смыслом и пьес проводилось на городских площадях во время праздников.

У городских жителей было множество поводов для организации развлечений: приезд короля, окончание войны, профессиональные праздники ремесленников. На центральной площади города выступали актеры, музыканты, акробаты, жонглеры.

Большое значение в жизни города имели и ярмарки. В течение нескольких дней велась крупная торговля, и купцы имели возможность продать практически весь свой товар. Ярмарки могли быть специализированными: ремесленные, по торговле скотом или тканями.

Проводились и внецерковные формы развлечений — карнавалы. В отличие от официальных праздников, на них стирались границы между слоями населения. Часто артисты выступали здесь с сатирическими сценками и пародиями. Неотъемлемой частью было представление, разыгрываемое шутами. Возникали даже объединения таких артистов.

Известная игра лапта пользовалась популярность и несколько веков назад. В средневековом Париже существовал цех по производству принадлежностей для этой игры.

Проведение праздников позволяло отстраниться от политических и экономических проблем в государстве. На профессиональных торжествах подводились итоги работы цеха или гильдии, официальные мероприятия укрепляли существующие нормы, карнавалы уравнивали общественные категории.

Роль церкви и университетов в развитии

В отличие от Византии, где власть императора оказывала сильное влияние на религию, европейская церковь заняла особое положение и выполняла некоторые политические функции. Одной из них была борьба с еретиками. Инструментом этой борьбы служила инквизиция.

Историк Хуан Антонио Льоренте, изучавший испанскую инквизицию, подсчитал, что за 300 лет церковь обвинила 340 тысяч человек и отправила на сожжение около 30 тысяч.

Христианство закрепилось на всей территории Западной Европы. Религия настолько прочно вошла в жизнь европейцев, что со временем часто становилась причиной войн и захватов территории. Примером могут служить многочисленные Крестовые походы.

В то же время церковь стремилась сглаживать социальные конфликты, защищала нуждающихся и угнетенных.

Церковь являлась крупным землевладельцем, на территории монастырей развивались товарное хозяйство и торговые отношения. Под ее покровительством возникали рынки и ярмарки. Церковные организации контролировали образование и производство книг.

Средневековая церковь способствовала появлению современного понятия семьи. Для раннего Средневековья были характерны браки между близкими родственниками и многочисленные внебрачные связи. Достижением церкви считается становление мысли о привычном для нас понимании брака.

Сильное влияние оказала церковь и на развитие культуры. В том числе, архитектуры, живописи и скульптуры.

Византийская церковь привнесла в архитектуру купольную форму крыши и мозаику. Позже для строительства стал использоваться камень, и начали возводиться здания в романском стиле. Для XII века характерным стал готический стиль.

Значение культуры в средние века и Конспект " Культура Средневековья"

С развитием архитектуры менялась и живопись. Гамма красок стала богаче, изображения людей реалистичнее. Эти изменения позволили выделить следующие стили:

Церковь стала двигателем и для развития и популяризации образования в городах. Важнейшими формами воспитания в период Средневековья являлись:

Народное образование ремесленников и торговцев происходило в процессе получения опыта жизнедеятельности этих сословий. Позже сюда добавилось начальное образование, которое горожане получали в школах при церквях. Длительность обучения составляла 3-4 года.

Классическое рыцарское воспитание включало обучение семи рыцарским искусствам:

Выделялись и возрастные периоды в образовании рыцаря. С 7 до 14 лет он считался пажом, с 14 до 21 года – оруженосцем, в 21 год его посвящали в рыцари.

Религиозное (или школьное) образование было разрешено для всех сословий с XI века. Первые школы открылись при церковных приходах.

Кроме церковных школ, обучением занимались народные школы. С развитием гильдий получили распространение ремесленные школы, в которых давались и специальные знания.

С XII века в городах Европы начали открываться и университеты. Они сразу становились центрами культуры, науки, философии и искусства.

Ученые отмечают сходство между ремесленной и университетской организациями. Формы работы ремесленных цехов соответствуют формам университетского сообщества. К ним можно отнести дисциплину, собрание членов, выборы главы.

Увеличение количества городов вызвало большой прогресс в образовании. Усложнялись социальные отношения, развивалась городская культура, менялось содержание образования. Возникали все предпосылки для перехода от Средневековья к Новому времени.

Оцените статью
ЮнАрмия