Фотография газеты «Ульяновец» и микрофона
ВведениеПравить
Теория журналистики, как и любая другая наука, классифицирует тот материал, который она изучает. И многообразие журналистких материалов обуславливает необходимость деления на жанры.
Жанр журналистики – это форма представления материала в журналистском тексте. В каждом жанре есть свои специфические структурно-семантические признаки. Определение жанра – важнейший компонент для создания журналистом (настоящим или будущим) текста. Именно от него зависит то, как предстоит раскрыть тему и какие средства для это использовать.
В статье вашему вниманию представляются классификации А. А. Тертычного, Е. В. Черниковой, В. Л. Цвик, Г. В. Лазутиной, М. Н. Кима, С. Г. Распоповой.
Кратко и понятно по учебникам Кима, Тертычного, Распоповой
В современной журналистике, с появлением большого количества каналов распространения информации, возникло большое количество самых различных информационных жанров, каждый из которых нужен для того, чтобы более чётко, в зависимости от особенности ситуации, донести нужную информацию до людей. Каждый из жанров содержит в себе свои исключительные черты, которые определяют форму повествования текста.
Заметка – краткий и довольно распространенный жанр в журналистике. В нём содержится только «чистая» информация, без различных предисловий, мнений автора и т.д. Используется для того, чтобы наиболее кратко и ясно изложить суть какого-либо случившегося явления. Новостная заметка – одна из самых популярных форм представления информации в современной журналистике. Путём описания происходящих явлений, отражения основных моментов события, журналисты формируют краткие и насыщенные информацией статьи, которые за кратчайшее время позволят читателям узнать какую-либо новость.
Классическая заметка состоит, в среднем, из 25-45 слов, из неё читатель может узнать только самую суть события. Если журналист хочет, чтобы у его читателя возникли какие-либо позитивные эмоции от прочтения, то заметка является не самым лучшим выбором для подачи материала.
Жанровое определение «заметка» соотносится с типом материала, отличающегося небольшими (с точки зрения устоявшихся в журналистике соответствующих представлений об объеме публикаций) размерами, в котором излагаются результаты определенного изучения предмета выступления (знакомства с этим предметом). В таких материалах если и упоминается о том, из какого источника почерпнута информация, то очень кратко; обычно не рассказывается о глубине этого изучения, о том, какими методами была получена информация о предмете. (Тертычный А.А., «Жанры периодической печати»)
Интервью – беседа с каким-либо лицом, представляющим интерес для аудитории. В последнее время данный жанр в журналистике начал популяризироваться. Интервью предполагает ответы (развернутые или неразвернутые) на заранее подготовленные журналистом вопросы. Подробнее о сути, видах и признаках жанра Вы можете узнать из этой статьи.
Вопросы для интервью представляют наибольшую важность для успеха журналисткой работы. Вопросы должны быть краткими, развернутыми, их нужно задавать по одному. Их не принято обсуждать заранее. Все они должны следовать логическому подходу к освещению события или явления: Что? Где? Когда? В информационном интервью важно не раскрытие героя, а факт из первых рук. Человек выступает источником информации о произошедшем событии. Например, пожарный рассказывает о том, как протекает тушение пожара.
«Выделение жанра «интервью» произошло в результате того, что ряд публикаций, в ходе создания которых (при сборе материала) был применен метод интервью, фиксирует собой реальный процесс интервьюирования или же специально строится в вопросно-ответной форме (форме интервью)». (А.А. Тертычный)
Стоит заметить, что репортаж часто проводится вместе с видеоматериалом, для того чтобы зритель сам смог глазами увидеть все происходящие события.
«Репортаж является одним из наиболее излюбленных жанров отечественных журналистов. История российской журналистики помнит десятки имен выдающихся репортеров и прежде всего имя В.А. Гиляровского («дядюшки Гиляя», «короля репортеров»), прославившегося в конце XIX – начале XX в. своими талантливыми рассказами о мрачных трущобах московского Хитрова рынка, о страшном событии на Ходынском поле, о жизни рабочего люда на промышленных предприятиях Москвы и т.д.» (А.А. Тертычный)
Подробнее о признаках, видах и сути этого жанра мы уже написали здесь.
Беседа – жанр похож на интервью, однако в беседе оба участника принимают непосредственное участие в разговоре. Если интервью предполагает под собой, в классическом понимании, форму вопрос-ответ, то беседа – обмен информацией между собеседниками в процессе обсуждения какого-либо вопроса.
Сейчас многие интервью смешаны с беседой, журналист и задаёт вопросы и сам общается с гостем на заданную тему, такая форма позволяет наиболее полным образом раскрыть саму сущность обсуждаемого вопроса.
Отчёт – обзорный жанр журналистики, представляет собой выжимку из какого-либо массового мероприятия. Главная задача журналиста в отчёте – точно передать информацию, суть происходящего на конференции, собрании, съезде и т.д.
Существует несколько видов отчёта:
- один направлен на отражение какой-либо специфической тематики в рамках массового мероприятия;
- другой вид – отражение хронологии событий;
- последний вид – отражение хронологии событий вместе с аналитикой от журналиста.
Понятие «жанр»Править
Жанром называют устойчивую форму журналистского произведения. Жанр держится на трех основах: предмет, функция и метод. И каждый жанр работает с определенным типом жизненного материала.
Жизненный материал, попавший в поле зрения журналиста — это и есть предмет, одна из важнейших основ жанра.
Вторая составляющая понятия «жанр» — это функция, т.е. какую цель преследует журналист, создавая свое произведение, какова функциональная обоснованность материала. Например, статья специализируется на постановке и решении проблем, поиске ответов на вопрос «что делать»? Функции других жанров распределяются таким образом, что с их помощью обеспечивается решение наиболее распространенных задач. Заметка сообщает новости и отвечает на вопрос «что происходит?», репортаж показывает, как это происходит, а в интервью главным является мнение.
Последняя составляющая жанра — это метод работы с информацией. К примеру, если речь идет об информационных жанрах, то это могут быть такие методы, как:
- наблюдение
- изучение документов
- расспрашивание
Журналисты-практики зачастую используют в своей работе много разных жанров. Достаточно будет открыть любую газету и там можно будет найти и репортаж, и заметку, и очерк, и статью.
Строгое разделение по жанрам существует лишь в теории, в основном это касается информационных жанров.Это обусловлено тем, что многим жанрам свойственно взаимопроникновение, и на практике границы между ними часто размываются.
Жанр определяет способ деятельности журналиста только в самых общих чертах — речь идет о направлении мысли, о «порядке осмотра мира», но отнюдь не о конкретных приемах и поступках. Больше того, предполагается, что журналист, зная общий путь к цели, непременно постарается изобрести свой собственный ход, придерживаясь только основных ориентиров.
Как отличить один от другого?
Советская школа журналистики предлагала определять жанр по функциональному критерию. В соответствии с этой точкой зрения, существовали только информационные, аналитические и художественно-публицистические жанры. Этот подход к изучению жанровой природы журналистских материалов со временем дополнился уточняющими критериями оценки: предметом познания, способом отражения объекта, характером литературно-изобразительных средств и т.д. Использование большого количества критериев постепенно привело к усложнению и размыванию границ жанровой типологии. Чтобы самостоятельно разобраться в жанрах журналистики, предлагаем запомнить и применять содержимое данной таблицы:
На сегодняшний день популярные учебные пособия предлагают множество попыток разобраться с основными теоретическими вопросами жанровой классификации журналистики. Принимая во внимание ограниченный объём нашей работы, мы перечислили только несколько из них.
Жанров в журналистике очень много, это даже не все, что есть. Чтобы в этом убедиться, прочитайте наши статьи о жанрах публичной и деловой коммуникации. Они обладают разной актуальностью и популярностью, разными возможностями, однако каждый журналист может найти свою собственную сферу. Тем более, что современная журналистика тяготеет к объединению жанров, форм, элементов. Не стоит бояться, что придется всю жизнь писать новости, если этого очень не хочется. Вы всегда сможете найти иной путь.
Информационные
Все жанры в этом виде объединены одной целью – рассказ об определенном событии. Здесь нужно быстро отреагировать на произошедшее. Главные принципы – объективность, достоверность, точность. Жанры отвечают на вопросы: «Что? Где? Когда?»
М. Н. Ким относит к информационным жанрам заметку, отчет, интервью, репортаж.
- Заметка – раскрывает основной смысл события, имеет небольшой объем. Автор выделяет обычную и хроникальную заметку.
- Отчет – это рассказ об общественно-значимом мероприятии (совещание, конференция, собрание). Отчет может быть также аналитическим жанром, а его информационный вариант характеризуется отсутствием анализа высказываний участников события, журналист лишь фиксирует их слова.
- Интервью – это беседа с одним или несколькими лицами, раскрывающая мнение респондентов о конкретном событии. Интервью также может быть аналитическим, тогда упор делается на показ явления, выяснение его причин. Автор выделяет интервью-диалог, интервью-монолог, портретное интервью, социологическое (опрос, анкета).
- Репортаж – это рассказ о событии с непосредственным наблюдением журналиста за происходящим, отличается документальностью, актуальностью, оперативностью, наглядностью и достоверностью. Автор выделяет событийный, проблемный (аналитический) и познавательно-тематический репортаж.
А. А. Тертычный среди информационных жанров выделяет заметку, корреспонденцию, отчет, интервью, блиц-опрос, вопрос-ответ, репортаж, некролог. Поскольку большинству терминов мы уже дали объяснение, остановимся на том, чего еще не упомянули.
- Блиц-опрос – это получение ответа на один или несколько вопросов от большого количества людей.
- Вопрос-ответ – это два текста разных авторов, объединенных одной тематикой под одной рубрикой. Первая часть содержит вопрос, проблему, а вторая – разъяснение по этому вопросу.
- Некролог – извещение о смерти человека.
Е. В. Черникова в качестве новостных жанров выделяет заметку, репортаж, информационное интервью.
Г. В. Лазутина и С. С. Распопова считают информационными жанрами заметку (краткая новостная, расширенная новостная), репортаж, критическая заметка («острый сигнал»).
Критическая заметка – рассказ о негативном факте действительности, предупреждающий о неблагоприятных последствиях и побуждающий к изменениям.
В. Л. Цвик рассматривает тележурналистику, критериями информационных произведений на телевидении он называет близость, своевременность, известность, воздействие на аудиторию, масштабность, конфликт, необычность, персонификацию (показ через человека). Информационные жанры на ТВ – информационное сообщение/видеосюжет (соотносится с заметкой и бывает хроникальным и авторским), отчет, выступление, прямое включение, интервью (протокольное, информационное, анкета), репортаж, специальный репортаж, спортивный репортаж
- Выступление – это обращение человека к аудитории, когда говорящий является основным (или единственным) объектом показа.
- Прямые включения – это рассказ непосредственно с места события.
- Спортивный репортаж – это словесное сопровождение прямой трансляции спортивного состязания.
Художественно-публицистические жанры
Художественно-публицистические жанры находятся на границе журналистики и литературы. От журналистики они взяли необходимость выбора актуальной темы, от литературы – более широкие возможности использования изобразительно-выразительных средств. Общие признаки – публицистичность и художественность.
М. Н. Ким относит к художественно-публицистическим жанрам очерк, эссе, обозрение, памфлет, фельетон.
- Обозрение – это описание совокупности фактов современной действительности для создания целостной и наглядной картины современности. Выделяют информационно-публицистическое, публицистическое и художественно-публицистическое обозрение.
- Очерк – это рассказ о частных фактах с использованием элементов различных жанров для общего вывода к глобальному вопросу, требующему ответа на настоящий момент. Различают художественно-выразительный (впечатления от события), художественно-публицистический (создание образа человека и трактовка его судьбы), исследовательский (рассмотрение социально-важной проблемы), путевой (описание путешествия).
А. А. Тертычный считает публицистическими жанры очерка (портретный, проблемный, путевой), фельетона, памфлета, пародии, сатирического комментария, житейской истории, легенды, эпиграфа, эпитафии, анекдота, шутки.
- Фельетон – это художественный текст, осмеивающий негативные общественные явления.
- Памфлет – это сатирическое произведение, не просто осмеивающее негативные явления, но и ставящее цель уничтожить противника морально.
- Пародия – это подражание действиям и словам различных известных людей, традициям и обычаям для создания модели явления, не всегда пародия стремится к осмеянию.
- Житейская история – это описание эпизода из жизни человека с целью погружения аудитории в атмосферу бытия героя.
- Легенда – это история, основанная на существующем факте, но дополненная вымышленными событиями, служит для развлечения и воспитания аудитории.
- Эпиграф – это краткий фрагмент, предваряющий тексты других жанров (часто также публицистических), в котором выражается мысль, настроение основной части.
- Эпитафия – это напоминание о достоинствах умершего человека с точки зрения его роли в обществе.
- Анекдот – это краткий юмористический рассказ.
- Шутка – это рассказ, предназначенный для развлечения или разыгрывания аудитории.
Е. В. Черникова считает художественно-публицистическими жанрами очерк, зарисовку, фельетон, памфлет, эссе.
- Зарисовка – это случай из повседневной жизни, который показывает типичное состояние общества и социальной среды.
- Эссе – это рассуждения о «вечных», не теряющих актуальность проблемах с примерами из окружающей действительности.
Г. В. Лазутина и С. С. Распопова называют публицистику «очерковой журналистикой» и выделяют собственно очерк, а также зарисовку, житейскую историю, эссе.
В. Л. Цвик выделяет в теле-публицистике жанры очерка, зарисовки, эссе, фельетона, памфлета. Особо автор подчеркивает, что к сатирическим жанрам (памфлет, фельетон) относятся только документальные программы, то есть снятые журналистами для телеэкрана.
Аналитические жанры
Многие исследователи в области журналистики уже не одно десятилетие говорят о том, что проблема определения жанра находится в центре напряженного внимания науки. Эта проблема возникла из-за спорных вопросов о теории и природе жанра, его границах и перспективах. Поэтому объективная характеристика аналитических программ должна включать в себя несколько точек зрения на типологию журналистских жанров.
Аналитические жанры также, как и все остальные журналистские жанры, связаны с повесткой дня, актуальными событиями. Однако есть существенное отличие в подходах: аналитические жанры ставят перед собой цель понять, почему произошло какое-то событие или явление, а иногда и спрогнозировать, что произойдет дальше. Аналитическое произведение гораздо глубже и основательнее, чем информационное.
- Корреспонденция – это текст, в котором на конкретном примере раскрывается значимое для общества явление или проблема.
- Статья – это исследование совокупности ситуации для выхода на крупномасштабную проблему или тенденцию, актуальную для страны или даже для всего мира. По тематике выделяются общественно-политические статьи, теоретические (популяризация теорий или положений), проблемные (обсуждение значимых проблем, поиск выхода из кризисных ситуаций), полемические (реакция на выступление оппонентов, развенчание их точки зрения и доказывание собственной).
- Рецензия – это аргументированная оценка и анализ произведения науки или искусства для ответа на главный вопрос, заслуживает ли оно внимания аудитории. Разновидности рецензии – теоретическая (на научное произведение) и художественная (на художественное произведение).
Письмо – открытое обращение к лицу или группе по поводу острой, но нерешаемой в данный момент проблемы.
Обозрение – объемная картина, фиксирующая новые проблемы, тенденции за определенный период.
- Специальный репортаж – это р-ж, который выходит за рамки информационного репортажа, близок к очерку или к расследованию по глубине раскрытия темы. У него существенно больше хронометраж, серьезнее и глобальнее объект журналистского исследования.
- Ток-шоу – это разговорная программа с участием приглашенных гостей и аудитории, где обсуждается вопрос, на который в итоге программы дается ответ.
- Пресс-конференция – вид интервью, где большое количество интервьюеров отвечают на вопросы схожей тематики.
- Брифинг – краткое совещание официальных лиц с представителями прессы по определенному вопросу.
СсылкиПравить
Жанровые палитры онлайновых и печатных СМИ существенно различаются. Это касается и перечня жанров, и частоты их использования. В статье на примере наиболее популярных сайтов российских СМИ показано, какие жанры востребованы в практике современных онлайновых изданий. Доминируют на медийных сайтах новостные заметки. Их больше, чем текстов в других жанрах вместе взятых. Репортажи и интервью востребованы слабо, очерк и расследование почти исчезли. Зато активно используются такие жанры, как подборка, случай/житейская история и рекомендация. Практически все материалы с текстовой составляющей — мономедийные. Мультимедийный лонгрид, несмотря на технические возможности публикации подобных материалов, остается редкостью.
Ключевые слова: жанры журналистских текстов, онлайновые СМИ, новостная заметка, мультимедийный лонгрид
Жанры журналистских текстов были предметом внимания множества исследователей на протяжении длительного времени. Жанровым системам журналистских текстов посвящен целый ряд работ отечественных и зарубежных авторов (Тертычный, 2017; Колесниченко, 2017; Шостак, 2016; Лазутина, Распопова, 2011; Mast, 2008; Кройчик, 2000 и др.), а также журналистов-практиков (Бершидский, 2013; Григорян, 2007; Третьяков, 2004 и др.).
Однако в большинстве случаев жанры исследовались в привязке к печатным СМИ. Что же касается онлайновых изданий, то в работах по интернет-журналистике (Лукина (ред.), 2013; Баранова, 2014; Уланова, 2017; Шестеркина (ред.), 2016; Калмыков, Коханова, 2012 и др.) внимание уделяется, главным образом, новым технологическим возможностям подачи информации (мультимедийность, гипертекстуальность, интерактивность) в дополнение к используемым в онлайновой среде мономедийным жанрам печатной прессы. При этом жанровые системы в данных работах если и приводились, то по сути повторяли жанровые системы печатной прессы.
Необходимо же признать, что Интернет уже привел и в дальнейшем еще более выраженно приведет к трансформации всей жанровой системы журналистских текстов. Это и модификация старых жанров, и появление новых, и иная востребованность жанров в журналистской практике. Пока что данные вопросы осмыслены крайне фрагментарно. Так, отмечается, что в Интернете востребованы, прежде всего, оперативно написанные новости и мультимедийные репортажи (Лукина, 2009). Уделено внимание рерайту как главному способу наполнения контентом новостных сайтов (Амзин, 2013; Лащук, 2013).
Поднимается вопрос и о необходимости переопределения понятия «жанр» применимо к текстам для онлайновой среды, где существенную часть материалов составляют «гипертексты-трансформеры» (Тертычный, 2013: 174), меняющиеся с течением времени из-за добавления новой информации и сочетающие вербальные и невербальные элементы (креолизованный текст). Широко исследуется новый формат подачи журналистской информации, получивший название «мультимедийная история» или «мультимедийный лонгрид» (Амзин (ред.), 2016; Кульчицкая, Галустян, 2016 и др.), а также интерактивные форматы, предусматривающие взаимодействие с читателем (Волкова, 2014).
Востребованность же жанров в онлайновой среде как с позиции производителей контента (какие жанры чаще используются), так и с позиции потребителей (публикации в каких жанрах чаще просматриваются, читаются) изучена гораздо меньше. Если брать полюс производства, то рекомендации журналистам сфокусироваться на тех или иных жанрах как наиболее подходящих для онлайновой среды основаны в большей мере на предположениях авторов, нежели на эмпирической базе. Например, высказывается мнение, что в онлайне будут востребованы, прежде всего, новостные заметки и длинные материалы познавательного или развлекательного характера (англ. Feature), а такие традиционные для печатной прессы жанры, как репортаж и интервью, следует использовать лишь в исключительных случаях, когда журналист наблюдал за сверхинтересным событием или поговорил со сверхинтересным собеседником (Rich, 2010). Речь идет о волнах интереса аудитории и необходимости подстройки под эти волны не только тем, но и жанров публикаций1. Отдельный объект исследования — неновостная («медленная»2) интернет-журналистика, особенности подготовки больших текстовых материалов для сайтов СМИ (Jacobson, Marino, Gutsche, 2016; Le Masurier, 2014 и др.).
Понимание же того, какие жанровые формы реально востребованы в практике современных журналистов, а какие уходят на периферию либо исчезают, крайне необходимо. Этому и посвящено данное исследование. Оно позволит исследователям сфокусироваться, прежде всего, на наиболее востребованных, а не маргинальных жанрах. Журналисты-практики же и медиаменеджеры смогут оптимизировать контент-стратегию своего издания с учетом примеров успешных медийных сайтов.
Гипотеза исследования: в онлайновой среде жанры используются иначе, чем в печати. Некоторые традиционные для бумажной прессы жанры в онлайне могут оказаться невостребованными. В то же время онлайновая среда приводит к появлению новых жанровых форм, наиболее востребованные из которых также предстоит определить. Кроме того, необходимо выявить, в какой мере действительно востребованы журналистами такие подходящие с точки зрения теоретиков для онлайновой среды жанры, как новостные заметки и мультимедийные лонгриды3.
Было определено два ключевых вопроса, касающихся проведения исследования, — это выбор сайтов СМИ для мониторинга и выбор перечня жанров, которые будем выявлять на этих сайтах.
Исследование будет наиболее показательным, если замер провести по СМИ-лидерам в рунете. Но так как единого общепризнанного рейтинга сайтов СМИ нет, для выявления лидеров было решено использовать четыре рейтинга: рейтинги посещаемости сайтов СМИ Liveinternet4 и Mail.ru5, рейтинг цитируемости от компании «Медиалогия»6 и рейтинг по количеству переходов на сайты СМИ из соцсетей Mediametrics7. Отбор СМИ проводился в октябре 2017 г Данные цитируемости от «Медиалогии» использовались за июль 2017 г. как наиболее актуальные из имевшихся на тот момент.
По каждому рейтингу была отобрана двадцатка лидеров. Далее за первое место в каждом рейтинге давалось 20 баллов, за второе — 19, за третье — 18 и т. д. После чего был проведен подсчет баллов и определена десятка лидеров:
1) сайт газеты «Комсомольская правда» www.kp.ru,
3) сайт информационного агентства «РБК» www.rbc.ru,
4) сайт интернет-издания Life www.life.ru,
5) сайт интернет-издания Лента.ру www.lenta.ru,
6) сайт интернет-издания Газета.ру www.gazeta.ru,
7) сайт газеты «Московский комсомолец» www.mk.ru,
8) сайт газеты «Аргументы и Факты» www.aif.ru,
9) сайт интернет-газеты «Вести» www.vesti.ru,
10) сайт газеты «Известия» www.iz.ru.
Затем были отсмотрены все материалы, опубликованные либо анонсированные на главной странице сайта, за исключением ссылок на материалы, опубликованные на других сайтах. Исключались также материалы без текстовой составляющей (видеозаписи, фотогалереи). Если же фото или видео сопровождалось текстом хотя бы на уровне расширенной подписи, такой материал учитывался. Для сайтов с бесконечной полосой прокрутки (www.kp.ru, www.life.ru) брались все материалы, опубликованные не позднее, чем за три дня до дня мониторинга.
Мониторинг проводился в октябре и ноябре 2017 г. Каждый сайт отсматривался в будний день в вечернее время (между 17 и 20 ч), так как в будни СМИ, как правило, публикуют больше материалов, а к вечеру на сайте набираются тексты, написанные за день, и поэтому исследование будет более репрезентативным.
Что же касается перечня жанров, которые предполагалось выявить, то была предпринята попытка учесть как «старые», широко распространенные в печатной прессе жанры, так и «новые», характерные именно для онлайновых СМИ. В результате сформировался такой список из 10 жанров (с кратким описанием каждого из них):
1. Короткая новость — сообщение, написанное по принципу «перевернутой пирамиды», со ссылкой на один источник и объемом в пределах 1 тыс. знаков.
2. Расширенная новость — сообщение, написанное по принципу «перевернутой пирамиды», с упоминанием нескольких разнотипных источников (стороны конфликта, эксперты и др.) объемом свыше 1 тыс. знаков.
3. Репортаж — текст, построенный как рассказ очевидца или участника события с целью показать событие как процесс и с возможностью для читателя увидеть и пережить случившееся («эффект присутствия»).
4. Интервью — текст, построенный в форме вопросов журналиста и ответов собеседника.
5. Колонка — высказывание автором своего мнения.
6. Аналитическая статья — разъяснение проблемы или явления с опорой на факты и пояснения экспертов.
7. Портрет — рассказ о человеке, его биографии или образе жизни.
8. Очерк — осмысление общественно значимой проблемы через личную историю с выходом на типизацию персонажей и описание картины нравов.
9. Рецензия — оценка художественного произведения.
10. Расследование — разоблачение журналистом нарушителей закона и/или моральных норм.
Перечень также необходимо дополнить форматом мультимедийный лонгрид. Это материал, представляющий собой сочетание текстовых и аудиовизуальных элементов, когда аудиовизуальные элементы становятся неотъемлемой частью материала, а не дополнением к мономедийному тексту, который является самостоятельным материалом и может быть полноценно воспринят без мультимедиа. С одной стороны, этот формат стал визитной карточкой современной мультимедийной журналистики. С другой — реальная востребованность данного формата неизвестна.
В случае смешения жанров текст следует относить к тому жанру, который лучше отражает форму материала. Например, репортаж с элементами аналитики или содержащий интервью — это все равно репортаж, если приоритетная цель текста — наглядно описать происходящее с возможностью для читателя увидеть и пережить случившееся. Расширенная новостная заметка с элементами аналитики — это все равно расширенная новостная заметка, но при условии, что сообщение о событии доминирует над его осмыслением. Если же наблюдается обратное, текст следует отнести к аналитической статье.
Также была зарезервирована позиция «Прочее» для жанровых форм, не подпадающих под приведенные выше определения. В таком случае необходимо было указывать, что из себя представляет материал и как можно обозначить данный жанр. Потом жанры из списка «Прочее» планировалось сгруппировать и посмотреть, что и насколько часто востребовано в СМИ.
Вначале укажем, какие же жанровые формы были добавлены в графу «Прочее». Далее приведены определения этих жанров с кратким описанием:
1. Карточки — рассказ о событии или явлении, разделенный на блоки для удобства восприятия.
2. Кейс — рассказ о создании и развитии бизнеса.
3. Тест-драйв — рассказ об автомобиле, его характеристиках и впечатлениях от поездки на нем.
4. Анонсирование книг — перечень книжных новинок с их кратким содержанием.
5. Обзор матча — рассказ о наиболее ярких моментах матча.
6. Онлайн-трансляция — хроника мероприятия, публикуемая по ходу события.
7. Опрос (знаменитостей, публики) — ответы разных людей на один и тот же вопрос журналиста.
9. Подборка — несколько примеров событий или персонажей, объединенных общей темой. Например, звездные пары, которые развелись в нынешнем году, самые богатые ныне живущие монархи или селфи, ставшие смешными из-за того, что в кадр влезли домашние животные.
10. Рекомендация — полезные советы, касающиеся здоровья, ухода за домом и т. д.
11. Реконструкция — развернутое описание того, как происходило значимое историческое событие, такое, как, например, захват власти большевиками в Петрограде осенью 1917 г. или тайное перезахоронение И.В. Сталина в октябре 1961 г
12. Случай/житейская история — рассказ о необычном (как правило, трагическом или курьезном) событии из жизни обычных людей. Например, о том, как женщина в ходе семейной ссоры разбила сковородой автомобиль мужа. Или о том, как преступник-рецидивист грабил людей, угрожая им батончиком «Сникерс», замаскированным под пистолет.
13. Тест — проверка знаний читателя в какой-либо сфере путем выбора правильного ответа из списка вариантов.
Получившаяся в результате жанровая палитра выглядит следующим образом (табл. 1).
Как следует из таблицы 1, доминирующими жанрами являются новостные заметки. В сумме на короткую и расширенную новостные заметки приходится две трети материалов (409 из 618). Это может объясняться как тем, что почти все попавшие в выборку СМИ — новостные (возможно, за исключением газеты «Аргументы и факты», хотя сайт этой газеты и ее бумажная версия различаются очень существенно), так и технологией журналистской работы в онлайновой среде. Производство новостей легко ставится на поток и требует минимальных усилий и незначительных затрат времени по сравнению с текстами других жанров. Так, короткая новость, как правило, пишется путем компилирования чужой информации, а при подготовке расширенной новостной заметки обычно добавляются развернутые позиции сторон (это как дозвоны или списывания с участниками события, так и развернутое цитирование пресс-релиза), пояснения экспертов (медийные эксперты легко доступны для комментариев) и статистический бэкграунд (информацию о похожих событиях можно быстро найти через поиск в Яндекс.Новости).
Популярность колонок объясняется тем, что этот жанр тоже относительно прост в производстве. Пишется колонка, прежде всего, «из головы», на основе уже имеющихся знаний и жизненного опыта. Редко подготовке колонки предшествует глубокое исследование темы (хотя в идеале должно быть именно так). Колонки также хорошо удовлетворяют запрос аудитории на объяснение происходящего и на выплеск эмоций. Если же колонка написана знаменитостью, это повышает внимание к тексту вне зависимости от прочих характеристик материала.
Аналитическая статья оказалась самым популярным среди «трудоемких» жанров, хотя и с относительно небольшой долей в общем объеме материалов (5%). То есть запрос на осмысление происходящего СМИ в определенной степени удовлетворяют. Близкий к аналитической статье и сравнительно востребованный жанр — реконструкция. Впрочем большинство таких материалов касались событий осени 1917 г., что связано с повышенным (100-летний юбилей) интересом к этому периоду истории.
Популярность таких жанров, как случай/житейская история и подборка объясняется, прежде всего, тем, что подобные материалы органично вписываются в онлайновую среду. Особенно если курьезное происшествие не только описано словами, но есть еще и видеозапись или иллюстративный ряд. Подборка же на бумагу плохо ложится из-за своей объемности (если это текст + фото), а в Интернете объем роли не играет. К тому же эти жанры относятся к неоперативным, и подобные материалы могут длительное время висеть на сайте, собирая просмотры.
Последнее также объясняет популярность жанра рекомендация, хотя для СМИ в онлайновой среде данный жанр нельзя назвать специфичным, так как в Интернете на любой практический вопрос можно найти множество вариантов ответа. И человек, интересующийся, к примеру, цветоводством, скорее, будет читать литературу по этому вопросу и профильные сайты, нежели публикации СМИ, которые ограничены по объему и написаны часто неспециалистами, т. е. априори менее информативны и достоверны.
Традиционные для печатной прессы жанры интервью и репортаж востребованы в онлайновой среде слабо. В случае с интервью это может быть связано с «неудобностью» этого жанра для восприятия. Спешащему и склонному перепрыгивать с одного материала на другой читателю онлайна некогда следить за развитием мысли собеседника, ему нужны ключевые идеи и цитаты в удобоваримом виде. Репортаж же предусматривает выезд на место события или погружение в среду, т. е. готовится такой текст по меркам онлайновой журналистики очень долго. Большинство же материалов готовится с опорой исключительно на Интернет и телефон. Не исключено, что ужавшиеся из-за кризиса редакции попросту не имеют возможности часто отправлять корреспондентов на репортажи и предпочитают занимать их подготовкой новостей, которых за то же время можно написать в разы больше.
Слабая востребованность жанров очерк и расследование (было выявлено лишь по одному материалу в каждом из жанров) объясняется и большой трудоемкостью работы над ними, и недостаточной квалификацией многих современных журналистов, которые не в состоянии подготовить подобные материалы. В случае с очерком его низкая популярность может объясняться и иным восприятием информации, нежели в советское время, когда очерк был одним из ведущих сложных жанров прессы. В то время пресса предполагала медленное чтение, а цензура побуждала разбирать общественные
явления через частные истории, не называя, но подразумевая недостатки в организации жизни. Сейчас же скорости выросли, цензуру отменили и потребность в таком стиле изложения отпала.
Примечательна низкая востребованность жанра (формата) мультимедийный лонгрид. На главных страницах большинства СМИ не оказалось ни одного подобного материала. Это может быть связано как с большой ресурсоемкостью производства лонгридов, так и с невозможностью с помощью лонгридов привлечь и удержать читателей. Не исключено также, что наиболее экономически оправданной бизнес-моделью в онайновой среде является быстрое производство коротких новостных заметок на темы дня/часа, а не вложения в производство сложных текстов, предполагающих погружение в тему и мультимедийное сопровождение. По соотношению трудозатраты/внимание аудитории новостная интернет-журналистика может серьезно переигрывать журналистику больших материалов, в том числе мультимедийных.
Далее в таблице 2 представлена жанровая палитра по изданиям из исследования.
Анализируя жанровые палитры различных изданий, можно сделать предположение о контентных стратегиях этих СМИ. Так, в «Комсомольской правде», РБК и Газете.ру доминируют материалы со значительной прибавочной стоимостью (расширенные новостные заметки и др.). На сайтах же Life, Ленты.ру, «Известий» и «Московского комсомольца» доминируют короткие новостные заметки — тексты, являющиеся компиляцией сообщений информагентств или других СМИ. И если у «Московского комсомольца» эти заметки хоть и многочисленны, но в целом составляют меньшинство, то у оставшихся трех СМИ основная часть публикаций сайта — это короткие новости. Таким образом, даже некоторые наиболее популярные медийные сайты рунета занимаются по сути рерайтом чужих новостей.
В то же время «Комсомольская правда», «Life» и «Московский комсомолец» выставляют на главную страницу весь производимый контент, создавая ощущение изобилия и разнообразия. Впрочем при внимательном рассмотрении обнаруживается, что рядом с оперативными публикациями могут оказаться материалы недельной давности и даже более старые. Очевидно, расчет делается на случайного читателя, который заходит на сайт далеко не каждый день и который будет и новые, и старые материалы воспринимать как новые.
Большое количество материалов в жанре Случай/житейская история на сайте «Life» — это показатель маркетинговой стратегии издания, заключающейся в публикации развлекательных новостей. Стратегия унаследована у газеты «Жизнь», идейным преемником которой стал сайт. Возможности же Интернета используются, прежде всего, затем, чтобы публиковать видеозаписи происшествий, добытые у очевидцев или правоохранительных органов.
Публикацию значительного количества материалов в жанре рекомендация на сайте газеты «Аргументы и факты» можно объяснить связью сайта с газетой-еженедельником, где публикация подобных текстов — норма. Еще одно возможное объяснение — ориентация на аудиторию пожилого возраста, для которой органично получать подобную информацию именно из СМИ, а не с тематических интернет-ресурсов. Однако в целом сайт «Аргументов и фактов» воспринимается как состоящий из двух слоев: оперативные новости (главным образом, рерайт материалов информагентств) и свои неоперативные материалы — портретные тексты про известных людей, ответы на вопросы читателей, рекомендации.
В итоге исследование показало — «удешевление» журналистики, когда ставка делается на потоковое производство (или рерайт) новостных заметок, деградацию большинства характерных для печатной прессы сложных жанров и поиск новых жанровых форм, которые, однако, пока еще не стали ведущими на сайтах СМИ. В разной степени эти тренды проявляются у всех изданий, охваченных исследованием.
Гипотезу о том, что в онлайновой среде жанры используются иначе, чем в печати, что некоторые традиционные для печатной прессы жанры в онлайне уходят на периферию и что онлайновая среда способствует появлению новых жанровых форм журналистских текстов, можно считать подтвержденной. Подтвердилось также предположение о популярности новостных заметок на сайтах СМИ. А вот предположение о востребованности мультимедийных лонгридов, скорее, не подтвердилось. Такие публикации на сайтах есть, но они редки и воспринимаются как экзотика, а не как один из ведущих жанров (форматов) интернет-журналистики.
Результаты исследования подтверждают довод о том, что для онлайновой среды традиционные, разработанные для печатной прессы жанровые системы журналистских текстов не подходят и нуждаются в актуализации. Необходимо выявлять новые жанры и находить новые основания для классификации жанров. Причем делать это желательно с учетом реальной востребованности жанров, а не только теоретических предположений о возможностях интернет-журналистики и единичных примеров, подтверждающих, что соответствующие жанровые формы существуют в принципе.
Контекст дальнейших исследований желательно расширить, включив не только самые массовые и популярные медийные сайты рунета, но и региональные и локальные онлайновые издания, а также нишевые медийные проекты. Тогда представление о востребованности жанров в практической работе современных российских журналистов будет более полным. И помимо анализа сайтов (который лучше делать периодически, а не разово) необходим опрос журналистов для выявления их взглядов на востребованность жанров и выяснение, почему используются одни формы и не используются другие. Опрос необходим, прежде всего, для разделения творческих и экономических причин популярности жанров. В первом случае жанр выбирают исходя из его возможностей для раскрытия темы, во втором — исходя из ресурсов редакции, загруженности журналистов и возможности производить либо приобретать мультимедийный контент.
Другим направлением исследований должно стать выявление востребованности различных жанровых форм на полюсе потребления. Тем более что редакционные метрики позволяют подсчитать не только клики на заголовки текстов, но и время просмотра, долю доскроллов до конца материала (если материал занимает более одного экрана компьютера). Нужно попытаться связать жанровые формы с этими показателями и попытаться выявить именно жанровую составляющую влияния на популярность материала (наряду с влиянием темы, привлекательности заголовка и качества материала). В идеале вышеперечисленные показатели желательно связать с сегментами аудитории для выявления жанровых предпочтений различных целевых групп. Эта информация может быть крайне полезна как исследователям, так и практикам.
1 Reuters Handbook of Journalism http://handbook.reuters.com/index.php?title=Main_Page (дата обращения 18.11.2017).
2 Перевод используемого в англоязычной литературе термина Slow Journalism.
3 Мультимедийный лонгрид принято считать не жанром, а форматом подачи материала. Однако для целей данной работы допустимо объединить разножанровые мультимедийные лонгриды в одну жанровую форму.
4 Режим доступа: http://www.liveinternet.ru/rating/#period=month;group=media; (дата обращения 18.10.2017).
5 Режим доступа: https://top.mail.ru/Rating/MassMedia/Month/Visitors/ (дата обращения 18.10.2017).
6 Режим доступа: http://www.mlg.ru/ratings/media/federal/ (дата обращения 18.10.2017).
7 Режим доступа: http://mediametrics.ru/top_smi/ (дата обращения 18.10.2017).
Амзин А.А. и др. Как новые медиа изменили журналистику. 2012—2016. Екатеринбург. Гуманитарный университет, 2016.
Амзин А.А. Новостная интернет-журналистика. Режим доступа: http://alex-alex.ru/nij/NU-2-20131006.pdf (дата обращения 27.10.17).
Бершидский Л.Д. Ремесло. М., Литрес, 2013. Режим доступа: http://www.Utres.ra/pages/biblio_book/?art=5978171 (дата обращения 27.10.17).
Волкова И.И. Игровые форматы мультимедийной журналистики // Вестн. РУДН. Сер. Литературоведение. Журналистика. 2014. № 1. С. 105—112.
Гильманова А.Н. Жанровые формы в российских и зарубежных интернет-СМИ // Вестн. Северного (Арктического) федерального ун-та. 2015. № 6. С. 59-65.
Гуськова С.В., Балабанова Ю.Р. Трансформация жанров в работе региональных информационных интернет-агентств (на примере СМИ Центрального федерального округа) // Вестн. Челябинск. гос. ун-та. Филологические науки. Вып. 99. 2016. № 1. С. 50-56.
Лукина М.М. Трансформация журналистского текста в условиях интернет-среды // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. 2009. № 3. С. 54-73.
Тертычный А.А. Особенности жанрообразования в интернет-СМИ // Научные ведомости БелГУ. 2013. № 6. С. 172-179.
Jacobson S., Marino J., Gutsche R. (2016) The Digital Animation of Literary Journalism. Journalism 17 (4): 527—546.
Le Masurier M. (2014) What is Slow Journalism? Journalism Practice 9 (2): 138-152.
Mast C. (2008) ABC des Journalismus. Konstanz: UVK.
Rich C. (2010) Writing and Reporting News: a Coaching Method. Wadsworth, Cengage Learning.
Поступила в редакцию 29.11.2017
«Журналистика бомж-туризма» — учебник для путешественников-неформалов, способных творчески мыслить и литературно отображать увиденное.