Выстрел крейсера «Аврора». Правда против мифов. » MАRX Центр

Выстрел крейсера «Аврора». Правда против мифов. » MАRX Центр ЮнАрмия

Краткое описание

Миф о «залпе Авроры» родился буквально на следующий день после штурма Зимнего дворца, сигналом к которому послужил выстрел с легендарного крейсера. Такие сведения стали появляться в местной печати. Впоследствии, уже в сталинские годы версия о том, что «Аврора» стреляла по Зимнему настоящими снарядами активно тиражировалась: так об этом было написано в «Кратком курсе истории ВКП(б)», во МХАТе был поставлен спектакль «Залп Авроры», по которому в 1960-е годы вышел одноименный фильм; в 1937 году Михаил Ромм снял фильм «Ленин в октябре», где на этом эпизоде также акцентируется зрительское внимание. Не обошел стороной миф о «залпе» и литературу: Алексей Толстой в «Хождении по мукам» пишет о пробитой снарядом крыше Зимнего дворца.

Примеры использования

Это было все, что осталось от еще недавно шумной и пьяной сутолоки столицы. Ушли праздные толпы с площадей и улиц. Опустел Зимний дворец, пробитый сквозь крышу снарядом с «Авроры». (Алексей Толстой. «Хождение по мукам». Книга 2)

Действительность

Первыми — и главными разоблачителями мифа стали сами матросы с крейсера «Аврора». На следующий день после описываемых событий в газете «Правда» появилась статья, в которой моряки пытались доказать, что никакого обстрела Зимнего с их стороны не было: если бы крейсер стрелял «по-настоящему», был бы полностью разрушен не только дворец, но и прилегающие к нему районы, утверждали они. Текст опровержения был таким:

«Ко всем честным гражданам города Петрограда от команды крейсера «Аврора», которая выражает свой резкий протест по поводу брошенных обвинений, тем более обвинений не проверенных, но бросающих пятно позора на команду крейсера. Мы заявляем, что пришли не громить Зимний дворец, не убивать мирных жителей, а защитить и, если нужно, умереть за свободу и революцию от контрреволюционеров. Печать пишет, что «Аврора» открыла огонь по Зимнему дворцу, но знают ли господа репортеры, что открытый нами огонь из пушек не оставил бы камня на камне не только от Зимнего дворца, но и от прилегающих к нему улиц? А разве это есть на самом деле?

К вам обращаемся, рабочие и солдаты г. Петрограда! Не верьте провокационным слухам. Не верьте им, что мы изменники и погромщики, и проверяйте сами слухи. Что касается выстрелов с крейсера, то был произведен только один холостой выстрел из 6-дюймового орудия, обозначающий сигнал для всех судов, стоящих на Неве, и призывающий их к бдительности и готовности. Просим все редакции перепечатать. Председатель судового комитета А. Белышев Тов. председателя П. Андреев Секретарь /подпись/». («Правда», № 170, 27 октября 1917 г.)

Спустя много лет, уже в перестройку, «проникнутая ложной тенденцией» статья была перепечатана в журнале «Огонек».

Опровергают миф об обстреле Зимнего с крейсера и военные: корабль, действительно снискавший себе боевую славу участием в русско-японской и Первой мировой войне, с 1916 года проходил капитальный ремонт, а значит, весь боезапас с него к моменту октябрьских событий должен был быть уже давно снят — в соответствии с действовавшими инструкциями.

Источники и литература

Краткий курс истории ВКП(б).

Кардин В. Легенды и факты. // Новый мир, 1966. №2. С. 237.

Кардин В. «Легенды и факты»: годы спустя. // Вопросы литературы, 2000. №6.

25 октября 1917 года выстрел крейсера «Аврора» возвестил о начале Октябрьской социалистической революции и в дальнейшем стал одним из ярких её символов. Выстрелом не ограничилось участие крейсера в революционных событиях. Моряки с крейсера сражались на фронтах Гражданской войны, а сам корабль продолжал служить в составе нового Красного флота. С 1923 года крейсер стал учебным кораблём. В предвоенные годы он совершил несколько дальних заграничных плаваний и подготовил сотни курсантов.

В помощь ПВО

На начало Великой Отечественной войны «Аврора» находилась в Ораниенбауме. Курсантов отправили на другие корабли, а сам крейсер был включён в систему противовоздушной обороны Ленинграда и Кронштадта. Первоначально в команде корабля было 260 человек, но по мере приближения немецких войск экипаж сокращался. Многие краснофлотцы ушли на фронт, а с крейсера сняли часть вооружения.

В июле была сформирована батарея «А» («Аврора»). Она располагалась в районе Дудергофа, на ней было девять 130-миллиметровых орудий с крейсера, и обслуживали их в основном матросы из экипажа. 10 сентября 1941 года батарея приняла неравный бой с противником. Моряки сражались до последнего снаряда. Когда закончились боеприпасы, они вывели из строя орудия и продолжали сражаться. Из 165 человек личного состава к своим вышли только 26.

Сам крейсер продолжал участвовать в боевых действиях. 16 сентября во время налёта вражеской авиации зенитчики крейсера сбили один гитлеровский самолёт. Комбинированные артиллерийские и авиационные налёты немцев стали постоянными. Но экипаж «Авроры» продолжал нести вахту у единственного боеспособного зенитного орудия и Краснознамённого флага. 1 декабря артиллерия противника выпустила по крейсеру 56 снарядов. Четыре из них попали в цель. Крейсер лёг на грунт. Последнее 130-миллиметровое орудие было снято с крейсера и установлено на бронепоезде «Балтиец».

Возвращение красного флага

Даже после этих печальных событий над «Авророй» продолжал развеваться красный флаг, и гитлеровцы, видя его, продолжали вести по кораблю огонь. В августе 1943 года было ещё три попадания, осколком был сбит Краснознамённый флаг, но краснофлотец А. Волков спас его и вновь водрузил над кораблём.

Обстрелы «Авроры» прекратились, только когда немцы были отброшены от Ленинграда. Ленсовет в августе 1944 года принял решение о установке крейсера в качестве музея-памятника у Петроградской набережной. Чуть раньше, 20 июля 1944 года, корабль был поднят, переведён в Ленинград, а со временем отремонтирован. По сей день крейсер находится на месте своей вечной стоянки, и по завершении в июле 2016 года последнего по времени ремонта все желающие могут посетить этот легендарный корабль.

Российское военно-историческое общество постоянно обращается к героической истории Российского военно-морского флота, а продолжить знакомство со славной историей легендарного крейсера вы можете пройдя тест, опубликованный на портале «История.РФ».

24 мая 1900 года на воду был спущен корабль, которому предстояло стать самым знаменитым долгожителем русского флота

Для России, особенно для России ХХ столетия, крейсер «Аврора» — один из главных символов Октябрьской революции. Главных в прямом смысле слова: его точные или символические изображения можно найти на множестве предметов советской поры – от орденов до монет, от марок до чайных чашек. А сам крейсер, поставленный на вечную стоянку в Ленинграде, был непременной частью любой официальной экскурсии по городу, ставшему колыбелью революции. Неудивительно, что за этим парадным фасадом истории знаменитого корабля оставались малоизвестными многие другие факты его действительно боевой биографии. О десяти из них сегодня, в очередную годовщину спуска легендарного корабля на воду, который состоялся 24 мая (по н. ст.) 1900 года, и рассказывает портал «История РФ».

«Аврора», наследница «Авроры»

Первым в русском флоте имя римской богини утренней зари Авроры получил 23 ноября 1833 года парусный фрегат типа «Спешный». Этот корабль прослужил России верой и правдой 28 лет и за это время успел по-настоящему прославить свое имя. Так, с 21 августа 1853 года по 19 июля 1854 года парусная «Аврора» совершила свое первое кругосветное плавание, а с 9 октября 1856 года по 1 июня 1857 года — второе. Формально оба плавания состоялись в рамках дальневосточного похода фрегата, который продолжался в общей сложности более трех с половиной лет. В него вошло и участие «Авроры» в обороне Петропавловска-Камчатского в годы Крымской войны. Фрегат участвовал в морских боях с английскими и французскими кораблями, высаживал десанты на захваченные противником участки побережья и отражал штурмы порта Петропавловска, а в марте 1855 года помогал эвакуировать по приказу губернатора Восточной Сибири жителей, гарнизон и имущество камчатской столицы на Амур.

Ветераны на палубе

«Аврора» немного опоздала с закладкой по отношению к своим систер-шипам — бронепалубным крейсерам 1-го ранга «Диана» и «Паллада». Предписание о ее постройке на верфи Нового Адмиралтейства было выдано только 23 июня (по н. ст.) 1896 года, и только через неполных четыре года крейсер спустили на воду. При этом торжественном моменте присутствовал царствующий император Николай II с супругой, расположившийся в Императорском павильоне. Спуск состоялся в 11.15 утра и прошел, как говорят моряки, без перегиба и течи. Чтобы подчеркнуть, что новая «Аврора» получила, согласно русской военно-морской традиции, имя своей знаменитой предшественницы, на палубе крейсера в почетном карауле стоял один из немногих матросов фрегата, доживший до торжественного дня, а на церемонии спуска присутствовал адмирал Константин Пилкин, служивший вахтенным офицером на знаменитом паруснике в годы его дальневосточного похода.

От Цусимы до Манилы

В свою первую кампанию свежепостроенная «Аврора» отправилась в 1902 году, а через два года уже стала участницей Русско-японской войны. На долю крейсера выпало участие в долгом переходе Второй Дальневосточной эскадры с Балтики на Дальний Восток и в печально знаменитом Цусимском сражении. Кстати, в Цусимском проливе «Аврора» была единственной из трех крейсеров типа «Диана»: два других корабля оставались в осажденном Порт-Артуре. Крейсер входил в состав крейсерского отряда под командованием контр-адмирала Оскара Энквиста и вместе с другими кораблями этой группы после завершения сражения ушел в сторону Манилы. В конечном итоге именно на борту «Авроры» в этот порт прибыл командир отряда контр-адмирал Энквист: ему пришлось перейти на крейсер, поскольку его командир капитан 1-го ранга Евгений Егорьев погиб, а принявший командование старший помощник Аркадий Небольсин был трижды ранен.

Как погиб командир «Авроры»

Капитан 1-го ранга Евгений Егорьев, сын коллежского асессора, был первым моряком в семье. Он окончил Морской корпус в 1874 году и с того момента неторопливо, но уверенно шагал по ступеням флотской лестницы. За четверть века он дорос до звания капитана 1-го ранга и проявил себя как отличный наставник будущих военных моряков, неоднократно назначался командиром учебных судов. Должность командира бронепалубного крейсера «Аврора» должна была стать вершиной его карьеры — и стала, хотя иначе, чем, возможно, представлялась ему самому. В разгар Цусимского сражения капитан первого ранга Егорьев был смертельно ранен в боевой рубке осколками снаряда, разорвавшегося на мостике. Его еще живым вынес и спустил в каюту матрос Андрей Подлесный, но офицер умер на руках у моряка. Поскольку вернуться в Кронштадт в обозримом будущем корабль не мог, сохранить тело командира для погребения в родной земле не было никаких шансов. 21 мая 1905 года его, по морской традиции, похоронили в море у берегов острова Лусон.

Воевавший без битв

К родным берегам «Аврора» вернулась только 19 февраля 1906 года, проведя пять месяцев интернированной в Маниле. Корабль отремонтировали и перевооружили, и крейсер продолжил службу на Балтике, совершая регулярные заграничные походы, в том числе и как учебное судно Морского корпуса. Ни в одном серьезном сражении с германскими кораблями «Аврора» так и не участвовала: видимо, ее боевая судьба раз и навсегда была исчерпана Цусимой. К тому же крейсер к 1914 году пережил достаточно много и в большой степени технически и морально устарел, потому и оставался в основном «плавающей партой». Самой крупной операцией времен Первой мировой войны, в которой «Аврора» приняла участие, стала высадка десанта в Рижском заливе: крейсер поддерживал русские войска на суше артиллерийским огнем и отбивался от атак немецкой авиации.

Про Юнармию:  Бег трусцой. Это как, скорость, польза и вред, техника выполнения

Настоящая история выстрела в октябре

В время Февральской революции матросы крейсера поддержали ее, а для командира корабля и старшего помощника попытка подавить матросское выступление закончилась смертью. К моменту Октябрьской революции среди членов экипажа «Авроры» было уже достаточно сторонников большевиков, чтобы крейсер однозначно выбрал их сторону. Правда, никакого сигнала к началу штурма Зимнего дворца он не давал. Как вспоминали сами моряки «Авроры», выстрел, который стал легендарным, был сделан в качестве предупреждения стоявшим в акватории Невы кораблям, а настоящим сигналом штурмующим стали два выстрела из Петропавловской крепости, причем выпущенные снаряды попали в окна Зимнего. Но этим активное участие крейсера в революционных событиях не исчерпывалось: именно из его радиорубки было передано знаменитое воззвание Владимира Ленина «К гражданам России». Это был первый официальный документ правительства большевиков.

Как «Аврору» едва не пустили на слом

Революция и Гражданская война дорого обошлись русскому флоту: он потерял немалую часть кораблей и существенную часть моряков. Не стала исключением и «Аврора», которая к 1922 году лишилась артиллерии и боезапаса и встала на прикол, но вскоре вернулась в строй в качестве учебного корабля советского Балтийского флота, совершив в следующие два десятка лет несколько заграничных походов. К десятой годовщине революции легендарный крейсер был награжден орденом Красного Знамени, а накануне Великой Отечественной войны технически и морально устаревший корабль чуть было не пустили на слом. Во всяком случае, флотские историки уверенно говорят, что 16 мая 1941 года нарком ВМФ подписал приказ о присвоении имени «Аврора» одному из новых кораблей, что для старого всегда означало конец истории.

Корабельные пушки на земле

Как боевой корабль, способный дать сражение противнику в море, «Аврора» к началу обороны Ленинграда ценности уже не представляла. Но она была неплохо вооружена, и именно корабельная артиллерия стала главным достоинством крейсера. Девять 130-миллиметровых пушек с него сняли и отправили на сухопутный фронт под Дудергоф. Сухопутную батарею ждала печальная судьба: к середине сентября она перестала существовать, причем большинство орудий подорвали сами моряки, чтобы они не достались немцам.

Как «Аврора» была «Варягом»

Крейсер пережил блокаду, хотя и провел большую часть времени на грунте после очередной бомбежки, а боеспособным на нем оставалось всего одно зенитное орудие. Но флаг «Аврора» не спускала, из-за чего и подвергалась регулярным немецким обстрелам. Так что снятие блокады корабль встретил в печальном состоянии. Но крейсер решено было поднять, восстановить и сохранить как морской музей и как учебный корабль новообразованного Ленинградского Нахимовского военно-морского училища. Пока шел ремонт, крейсер успел сняться в кино: ему отвели роль крейсера «Варяг» в одноименном фильме. После съемок корабль вернулся к ремонтной стенке, от которой он окончательно отошел только осенью 1948 года: 17 ноября крейсер занял место постоянной стоянки на Большой Невке.

Дважды орденоносная «Аврора»

Дальнейшая судьба знаменитого корабля была куда спокойнее всей его предыдущей службы. Многочисленные ремонты мало что оставили от его первоначального вида, и в итоге это дало специалистам основание утверждать, что нынешняя «Аврора» не имеет почти ничего общего с тем, чем она была в начале ХХ века. Постепенно крейсер все больше становился музеем и все меньше учебным судном, взамен боевой истории приобретая легендарно-революционную. Вершиной этого стало награждение крейсера 22 февраля 1968 года орденом Октябрьской революции, что сделало его единственным в нашей стране дважды орденоносным кораблем. Сегодня оба ордена — Боевого Красного Знамени и Октябрьской революции — изображены на кормовом Андреевском флаге «Авроры». Как и прежде, он развевается на флагштоке, хотя сам корабль уже выведен из состава флота: в виде исключения легендарный крейсер, отмечающий 119-й день рождения, сохранил статус военного корабля — самого долгоживущего в отечественном флоте.

Он был заложен еще в XIX веке, но по сей день остается в составе Балтийского флота, на нем вновь развевается Андреевский флаг. 70 лет назад, 17 ноября 1948 года, крейсер «Аврора» встал на вечную стоянку у Петровской набережной — тогда еще Ленинграда. Так или иначе, крейсер участвовал во всех важнейших событиях ХХ века, став символом многих из них. «Известия» — о долгой и непростой судьбе едва ли не самого знаменитого корабля русского флота.

Программа-минимум

Своим рождением «богиня утренней зари» обязана новой военной программе, принятой Российским правительством в 90-е годы XIX столетия. Согласно этому плану, флот должен был получить два однотипных бронепалубных крейсера водоизмещением около 6,5 тыс. т. Назвали их «Диана» и «Паллада». Чуть позже Морское ведомство постановило добавить к ним третью сестру — «Аврору». Окончательное решение о строительстве крейсеров было принято в 1895 году, заложены они были в 1897-м, на воду спущены в 1900-м, а в строй вошли лишь в 1903 году. Все корабли были разработаны нашими инженерами и построены на верфях Нового Адмиралтейства. Это был полностью отечественный проект.

Крейсер «Аврора» перед спуском на воду, 1 ноября 1900 года

Корабли предназначались для самостоятельных действий в открытом море с целью блокирования торгового сообщения вероятного противника, которым на тот момент считалась Британия. В обиходе крейсера называли истребителями торговли. Из задач вытекали и конструктивные особенности: довольно высокая скорость, приличные мореходные качества и относительно большой запас хода в автономном плавании. Ради этого пришлось пойти на жертвы, ослабив орудийную мощь и броневую защиту, которой была прикрыта лишь палуба. Крейсера были вооружены 152-миллиметровыми орудиями главного калибра — их на «Авроре» первоначально было восемь. По проекту на судах должны были стоять более мощные пушки, но когда крейсера спустили на воду, обнаружился значительный перевес, и калибром пришлось пожертвовать.

Восемь лет оказались слишком большим сроком: крейсера успели морально устареть. Россия заключила союз с Францией и Англией, а вероятными противниками теперь считались Германия и Австро-Венгрия, которые трансатлантической морской торговли практически не вели. С техническим совершенством тоже возникли проблемы: не превышавшая 20 узлов скорость уже не считалась высокой, а артиллерия была явно слаба для эскадренного боя. Да еще при испытаниях оказалось, что корабли на полном ходу зарываются носом в воду. Но использовать их было необходимо, поэтому, когда возникла угроза войны с Японией, крейсера «Диана» и «Паллада» дружно отчалили на Дальний Восток.

Тихоокеанский рубеж

«Аврора» задержалась на ходовых испытаниях и отправилась догонять сестер уже после начала боевых действий — в составе 2-й Тихоокеанской эскадры, первоначально состоявшей из семи броненосцев, восьми крейсеров, девяти миноносцев и целого отряда вспомогательных судов под началом контр-адмирала Зиновия Рожественского. Но дело как-то сразу не заладилось: однажды ночью в Северном море нашим броненосцам показалось, что их атакуют вражеские корабли, и они открыли в темноте пальбу. Под огонь попала «Аврора», в которую угодили пять снарядов. Судовому священнику оторвало руку, вскоре он скончался.

Крейсер «Аврора» в составе второй Тихоокеанской эскадры, 1 сентября 1904 года

Когда эскадра обогнула полсвета и пришла на Мадагаскар, стало ясно, что помогать ей некому — флот уничтожен, Порт-Артур сдан. Самостоятельно сражаться с японцами Рожественский был не в состоянии, но и возвращаться было нельзя, это грозило позором для России. В итоге, получив некоторое подкрепление из собранных с миру по нитке устаревших кораблей, Рожественский повел эскадру к Владивостоку через Цусимский пролив, где его ожидал адмирал Того со всеми своими силами. В самом начале боя Рожественский получил тяжелые раны и сражением командовать не мог. Оставшиеся без единого начала русские корабли вынуждены были действовать самостоятельно против слаженных маневров противника. Разгром был полным. Слово «Цусима» на долгие годы стало нарицательным. Но всё же русские моряки в том бою покрыли себя не позором, а славой.

Крейсер «Аврора» летом 2018 года включили во Всемирный список объектов особой туристической привлекательности. Портал iz.ru вспомнил историю знаменитого корабля, который теперь находится на вечной стоянке в Петербурге

«Аврора» после спуска на воду в 1900 году — на церемонии, которая проходила на Адмиралтейских верфях в Петербурге, присутствовал и император Николай II. Достроят и введут в эксплуатацию корабль лишь спустя три года — в 1903-м

Вскоре после спуска на воду, в 1905 году, «Аврора» в составе Тихоокеанской эскадры приняла участие в Цусимском сражении. Во время боя повреждения получил не только сам корабль, но и кормовой Андреевский флаг — его шесть раз сбивали осколки снарядов, но каждый раз команда поднимала флаг вновь. На фото — кормовой флаг вечером после сражения

После боя «Аврора» вынуждена была направиться в Манилу на ремонт — поскольку власти потребовали от военных кораблей покинуть порт, пригрозив иначе задержать и судно, и команду, Николай II разрешил экипажам отказаться от дальнейшего участия в боевых действиях. Так для «Авроры» закончилась Русско-японская война

Пробоины на борту крейсера после Цусимского сражения

После ремонта «Аврора» успела еще принять участие в Первой мировой войне, и в 1917 году вернулась в Петроград. В октябре 1917-го, после штурма Зимнего, ей приписывали обстрел дворца, однако сами моряки заявили, что дали лишь один холостой залп в качестве сигнала для остальных судов в акватории Невы

После войны корабль несколько раз попадал в объективы камер. Вот, к примеру, съемки кинофильма «Залп «Авроры» в ноябре 1964 года

Фактически музеем «Аврора» стала в конце 1940-х — тогда же корабль отвели на место окончательной стоянки. Затем музей постепенно расширили, а в 1980-х еще и провели ремонт судна, которое пришло в аварийное состояние

Старший матрос крейсера «Аврора» с кубинскими туристами, 1976 год

Вновь крейсер ремонтировали уже в 2014 году — тогда работы заняли около двух лет, на место своей стоянки он вернулся в 2016-м

Во время ремонта на корабле восстановили дореволюционный облик части помещений, а также восстановили тиковую палубу, но при этом советские символы на крейсере демонтировать не стали

Крейсер «Аврора» у Петроградской набережной в ноябре 2017-го, во время Фестиваля света, посвященного 100-летию революции 1917 года

«Аврора» состояла в отряде крейсеров контр-адмирала Оскара Энквиста и в ходе боя добросовестно выполняла приказ Рожественского — прикрывала транспорты. Впрочем, задача эта была явно не по силам четырем русским крейсерам, против которых действовали сначала восемь, а потом 16 японских.

«Аврора» выпустила по противнику более 300 снарядов главного калибра и 1,5 тыс. более мелких. Получила 18 попаданий, потеряла около 100 человек — 15 убитыми и 83 ранеными. На боевом посту погиб и капитан крейсера Евгений Егорьев. Тем не менее с наступлением темноты израненный крейсер под началом старшего офицера капитана 2-го ранга Аркадия Небольсина (тоже получившего три ранения) сумел оторваться от японцев и на последних лопатах угля дойти до Манилы. Вместе с ней ушли крейсера «Олег» и «Жемчуг», тоже имевшие серьезные повреждения.

Филиппинский порт находился под протекцией США, и американские власти в соответствии с международными правилами потребовали расписки, что наши моряки отказываются от ведения боевых действий. В ответ на посланную Энквистом в штаб флота телеграмму был получен ответ: «Ввиду необходимости исправить повреждения разрешаю вам дать обязательство американскому правительству не участвовать в военных действиях. Николай». Война для них была окончена.

Про Юнармию:  АК-47 с его автоматом и История создания

Евгений Романович Егорьев — русский морской офицер, капитан 1-го ранга, герой Цусимского сражения. Капитан крейсера «Аврора», погиб в бою 14 мая 1905 года

Дозорный

На родную Балтику «Аврора» возвратилась лишь в 1906 году. После капитального ремонта корпуса, механизмов и частичного перевооружения крейсер стал учебным судном. «Аврора» вместе с сестрой «Дианой» (третий корабль серии «Паллада» был потоплен, потом поднят и вошел в состав японского флота) и «Богатырем» составили «отряд заграничного плавания», предназначенный для прохождения практики гардемаринами Морского корпуса и Морского инженерного училища. Корабль побывал практически во всех портах Северного и Средиземного морей, ходил в Атлантическом и Индийском океанах, даже участвовал в торжествах по случаю коронации короля Сиама в Бангкоке.

Перед мировой войной крейсер еще раз прошел перевооружение, в ходе которого получил возможность принимать на борт до 150 мин. Количество орудий главного 152-миллиметрового калибра увеличилось до 10, а торпедные аппараты были демонтированы. Уже в начале военных действий на борту были установлены и только вошедшие в обиход зенитные пулеметные установки.

Войну «Аврора» встретила в составе второй бригады крейсеров Балтийского флота вместе с «Олегом», «Богатырем» и «Дианой». Их главной задачей было патрулирование на подступах к Кронштадту на случай появления немецких линкоров и дредноутов. Впрочем, Балтийское море было так густо усеяно минами, что последнее представлялось почти нереальным.

Ситуация изменилась, когда на театре военных действий появились немецкие подводные лодки. 11 октября 1914 года, всего через несколько месяцев после начала войны, на входе в Финский залив германская подводная лодка U-26 под командованием капитан-лейтенанта фон Беркхейма обнаружила два русских корабля: завершавший дозорную вахту новенький броненосец «Паллада» (он унаследовал имя погибшего крейсера) и подошедшую ему на смену «Аврору». Естественно, немец атаковал более новое и мощное судно. От попадания торпеды на «Палладе» сдетонировал боезапас, и корабль камнем пошел ко дну, унеся с собой весь экипаж. Чтобы не повторить печальную участь, «Аврора» вынуждена была немедленно уйти в шхеры — моряки крейсера даже не имели возможности помочь погибающим товарищам.

Повреждения носовой части крейсера «Аврора» после возвращения на родную Балтику в 1906 году

После этого случая патрулирование большими кораблями в открытом море прекратилось. «Аврору» снова довооружили, доведя число 152-миллиметровых орудий до 14. Для морского боя эти пушки были слабоваты, зато для поддержки операций на суше подходили идеально. И в 1916 году крейсер действительно не раз поддерживал огнем русские полки.

Психологическое оружие

Зимой 1916 года корабль встал на капитальный ремонт, который должен был завершиться к апрелю 1917 года. Перед тем как крейсер встал в Константиновский док, с него было снято вооружение и выгружен боезапас. Вынужденная бездеятельность зимой 1916–1917 годов была одной из главных причин быстрой радикализации моряков-балтийцев, когда для одних они стали источником беспорядков, а для других — авангардом революции. В экипажах быстро распространялись анархистские, социалистические и коммунистические настроения, а едва в феврале 1917 года вспыхнула искра революции, флотские экипажи моментально взорвались. Капитан крейсера Михаил Никольский был убит выстрелом в голову 28 февраля, старший офицер Павел Огранович заколот штыком. В эти же дни в Гельсингфорсе был растерзан матросней контр-адмирал Небольсин, спасший «Аврору» после Цусимы.

Значительная часть экипажа, который по штату состоял из 550 человек, сошла на берег. Кто в красногвардейские дружины, кто просто «на волю». Командиром крейсера выбрали бывшего минного офицера лейтенанта Никонова, впрочем, обязанностей у него было немного: всё решал судовой комитет, а боевых задач перед крейсером не стояло. Но ремонт кое-как заканчивался, и к октябрю корабль был готов к ходовым испытаниям. Но снова вмешалась революция, на сей раз большевистская. В ночь на 25 октября Военно-революционный комитет Петросовета возложил на «Аврору» задачу по «восстановлению движения по Николаевскому мосту», который захватили и развели юнкера. Судно на самом малом ходу вошло в Неву, юнкера, увидев железную махину с торчащими орудиями, предпочли ретироваться — они ведь не знали, что боевых снарядов на крейсере нет. Моряки «Авроры» свели мост, позволив красногвардейцам пройти к Зимнему.

Петроград. 25 октября 1917 года. Крейсер «Аврора», совершивший «выстрел, возвестивший о начале новой эры»

Далее последовал эпизод, навечно вписавший «Аврору» в историю, а именно «выстрел, возвестивший о начале новой эры». Выстрел из носового орудия, видимо, действительно был, но холостой — боевых зарядов на судне не было. Он имел психологическое значение, как и само появление большого боевого корабля, и должен был подавить у защитников Зимнего дворца желание сопротивляться. Сигналом к штурму выстрел не мог служить, поскольку никакой штурм и не планировался. Разрушения же дворцу (а они действительно были, хоть и незначительные) нанесли орудия Петропавловской крепости или полевые пушки, бившие с другого берега Невы.

Символ революции

Через три дня крейсер вернулся к стенке завода для окончания ремонта. В 1918 году он пару раз выходил в море, но к концу года окончательно встал на консервацию в Кронштадте. Практически весь экипаж ушел на фронты Гражданской, порядок поддерживали менее полусотни матросов. Спустя пять лет встал вопрос об утилизации корабля либо его расконсервации. Специально собранная комиссия дала заключение: «Внешнее состояние корабля и характер приведения его на долговременное хранение дают возможность после сравнительно несложных ремонтных работ привести корабль в готовность для использования в качестве учебного корабля». Так «Аврора» вернулась к жизни, единственной на флоте сохранив свое старое название. Шефство над «крейсером революции» взял сам ЦИК — тогда правительство страны.

Крейсер на ремонте в Кронштадте в сентябре 1922 года

Судно снова перевооружили, установив вместо давно снятых 152-миллиметровых орудий 10 скорострельных 130-миллиметровых пушек. Усилили зенитное вооружение. Конечно, как боевая единица крейсер-ветеран не имел серьезного значения, но теперь он превратился в символ революции, зримый и осязаемый. Кроме того, «Аврора» несла и практические воспитательные задачи: на ней проходили практику курсанты военно-морских училищ. С учебной и представительской миссией в 1920-е годы крейсер побывал в Копенгагене и ряде других портов, участвовал в учениях флота, но из Балтийского моря не выходил из-за изношенности главных механизмов. А в 1933 году его поставили на прикол, сделав несамоходной стационарной учебной базой.

Войну «Аврора» встретила в Ораниенбауме. С корабля сняли орудия, но оставили зенитки — они помогали прикрывать город и корабли от налетов вражеской авиации. В сентябре крейсер получил серьезные пробоины, и его пришлось посадить на мель, но его зенитные орудия по-прежнему сражались.

Сражалась и Батарея А, сформированная из авроровцев и вооруженная снятыми с крейсера 130-миллиметровыми пушками. В первых числах сентября 1941 года установленная в районе Дудергофа батарея дала первый залп по врагу. Через неделю немцам удалось обойти позиции и ворваться на батарею, которая оказалась практически беззащитна. Моряки отбивались, до последнего момента продолжая стрельбу из орудий, потом вывели их из строя. Из 165 человек личного состава к своим вышли только 26 моряков.

18 августа 1984 года, выход «Авроры» в Неву для транспортировки на завод для последующего ремонта

В 1948 году ремонт был закончен, и восстановленная в историческом облике «Аврора» встала туда, где она стоит и по сей день, — к Петровской набережной напротив здания Нахимовского училища. Крейсеру предстояло стать кораблем-памятником и одновременно учебной базой нахимовцев. В 1956 году на борту был открыт Корабельный музей как филиал Центрального военно-морского музея. В 1984 году корабль пришлось снова ремонтировать, на сей раз уже с заменой всей подводной части, которая пришла в негодность. Ее просто отрезали и приварили новую. Старые механизмы и детали сняли. К сожалению, должного уважения к памяти старого корабля проявлено не было, и «Аврора» практически превратилась в модель. Часть «новодела» была устранена при последнем ремонте 2014–2016 годов, хотя восстановить всё в точности оказалось уже невозможно.

Крейсер «Аврора» — часть нашей истории, свидетельница всех важнейших событий ХХ века. Последний свидетель цусимской катастрофы, последний «живой» корабль, на который поднимался последний российский император, настоящий ветеран двух мировых войн. Это вовсе не крейсер «одного выстрела», как его воспринимали в советские годы, тем более что и выстрел тот оказался холостым.

Для любой революции нужно знаковое событие. Для Великой Французской буржуазной революции таким событием стал штурм Бастилии, крепости-тюрьмы, символа власти короля. Для Великой Октябрьской революции в Росси стал выстрел крейсера «Аврора».

Спроси у любого более-менее грамотного человека – как началась Октябрьская революция, и тут же получишь ответ – с выстрела крейсера «Аврора».  Но кто дал команду к стрельбе? Кто стрелял? Был ли выстрел холостым или боевым? И что вообще делал боевой корабль в центре столицы? На эти вопросы мало кто знает ответы. Тем более по прошествии ста лет, события эти обросли таким количеством мифов, что разобраться где фейк, а где правда, стало очень сложно.

Выстрел крейсера «Аврора». Правда против мифов. » MАRX Центр

Начнём с вопроса — что боевой корабль делал в центре столицы, когда всё ещё шла война. Как он оказался в Петрограде, и кто дал приказ ему прийти в столицу?

Крейсер участвовал в боях на Балтики и после нескольких военных копнений нуждался в ремонте. Вот на капитальный ремонт «Аврора» и прибыла осенью 1916 года в столицу, где были расположены доки и заводы по ремонту кораблей. Кстати, экипаж «Авроры» состоял из 20 офицеров и 550 матросов. Большевиков на крейсере было всего 42 человека. Но несмотря на свою малочисленность большевики пользовались огромной поддержкой у матросов.

Руководителем судового комитета был машинист Александр Белышев, которому и принадлежала вся власть на крейсере. Почему ему, машинисту, а не офицеру? Потому что после Февральской революции на кораблях установилось двоевластие. Офицер командовал, когда корабль участвовал в боевых действиях и ему подчинялись безоговорочно. Но когда корабль был в порту, здесь уже и сам офицер был вынужден подчинятся избранному матросами судовому комитету.

Выстрел крейсера «Аврора». Правда против мифов. » MАRX Центр

Александр Белышев. На крейсер «Аврора» попал в 1914 году, был машинистом. В марте 1917 года вступил в партию большевиков. В октябре того же года назначен комиссаром крейсера. После демобилизации с флота работал на предприятиях Ивановской области слесарем. Избирался руководителем заводского профсоюза. Переехав в Ленинград работал главных механиком на заводе. Умер в 1974 году.

Как «Аврора» оказалась в Неве в центре столицы?

Ситуация в стране была тяжелая — политический кризис принял такую форму, что или большевики захватывают власть и спасают страну, или большевиков до единого уничтожают, страна разваливается на части, становясь колонией, такой своеобразной «новой Африкой» для Западных стран (что и случилось в 1991 году).

В эти октябрьские дни 1917 года Ленин практически материл своих соратников за задержку восстания. И наконец ему удалось, практически заставить, начать подготовку к взятию власти. Но Петроград не зря называли «северной Венецией». В городе множество мостов – захвати несколько, перекрой их, и всё, никто никуда уже не идёт. А большевикам нужно было направить свои главные силы – рабочих живущих по окраинам столицы в центр города. Но мосты уже были перекрыты врагами – верными частями Временного правительства.

Выстрел крейсера «Аврора». Правда против мифов. » MАRX Центр

Мосты нужно было отбить и обеспечить проход демонстрантов в центр города. Операцию по освобождению мостов и возложили на матросов.

Про Юнармию:  В ДНР создана общественная организация «Молодогвардейское военно-патриотическое движение Юнармия»

В ночь на 25 октября судовому комитету «Авроры» пришёл приказ от Военно -Революционного Комитета (ударная сила большевиков) выдвинуться по Неве в центр столицы, захватить Николаевский мост, который удерживали юнкера (младшие офицеры) которые были сторонниками Временного правительства.

При приближении «Авроры» к мосту, перепуганные юнкера разбежались. Отряд матросов высадился на берег и занял мост.

Выстрел с «Авроры»В конце 90х годов 20 века, среди юмористов была распространена такая тупая шутка, которая казалась, наивным советским гражданам, очень остроумной: «Какое самое страшное оружие на планете? Ответ: крейсер «Аврора» один выстрел и 70 лет разрухи». Не знали тогда люди, что настоящую разруху, на грани голодной смерти, они увидят лично, так как через пару лет начнутся «лихие девяностые».

К утру 25 октября, большевики контролировали все важные пункты в столице. Осталось взять лишь «Зимний дворец» в котором находилось Временное правительство. Было решено, что сигналом к штурму дворца послужит выстрел с крейсера «Аврора».

В 21:40 по приказу Александра Белышева, комендор крейсера Евдоким Огнев произвел один холостой выстрел, который не только послужил сигналом для штурма дворца, но и послужил деморализующим фактором для его защитников. Больше с крейсера не стреляли.

Выстрел крейсера «Аврора». Правда против мифов. » MАRX Центр

Евдоким Огнев. На флоте с 1909 года. На крейсер «Аврора» был переведен в 1911 году. В январе 1918 года переведен с флота в Красную Аримию. Весной того же года, в Ростовской области, был убит во время боя казаком-перебежчиком Крысиным в спину.

Практически на следующий день в Петроградской прессе начали печатать фейки. Что приказ о стрельбе отдала женщина – Лариса Рейснер (имевшая репутацию «валькирии революции»), что стреляли не один раз, а несколько и что выстрел был не холостым, а боевым снарядом.

Команда «Авроры» сразу отреагировала на эти лживые сплетни и 27 октября заявили, что если бы они стреляли боевыми снарядами, да ещё несколько раз, то не только от «Зимнего дворца», но и от прилегающих к нему кварталов, камня на камне не осталось. Желающим даже предлагали убедиться в лживости слухов лично. Впоследствии некоторые историки утверждали, что на крейсере, котоырй был только что с ремонта, вообще боевых снарядов не было.

Обратим внимание, фейки и ложь начали фабриковаться на вторые сутки после произошедших событий, когда все участники, так сказать, были на месте происшествия. И чем больше времени проходило от эпохального залпа «Авроры», тем больше мифов становилось. Мифотворчество задело даже самих большевиков и сочувствующих им писателей.

Выстрел крейсера «Аврора». Правда против мифов. » MАRX Центр

К примеру, явно сочувствовавший большевикам и их революции американский журналист Джон Рид, в своих воспоминаниях о тех событиях (он лично участвовал в штурме дворца), написал в своей книге «Десять дней которые потрясли мир» в 1919 году, следующее:«Тротуар под нашими ногами был засыпан штукатуркой, обвалившейся с дворцового карниза, куда ударило два снаряда с «Авроры». Других повреждений бомбардировка не причинила».

Вслед за командой хочется повторить. Попади «Аврора» дважды, боевыми снарядами в «Зимний дворец», то под его развалинами оказались и его защитники и штурмующие и сам американский журналист.

Версия про боевой выстрел с «Авроры» оказалась очень живучей. Но не стоит удивляться возникновению такой мифологии. Кроме злого умысла очернить большевиков, была и просто человеческая психология, которую сотрудники правоохранительных органов называют «врёт как очевидец».

Большая часть команды крейсера в 1918 году ушли воевать на фронта Гражданской войны. В 20-30 годы «Аврора» выходила на учения в Балтийское море. В период блокады Ленинграда гитлеровцы испытывали к кораблю особую неприязнь, его бомбили и старались потопить любыми средствами. Хотя «Аврора» уже не представляла из себя военной цели, уничтожить её хотели, как символ. В 1948 году крейсер встал на постоянную стоянку в Большой Невке и стал служить музеем.

В «лихие 90е» крейсер стали сдавать в аренду для проведения праздников. Но всё закончилось в 2009 году скандалом после шумной вечеринки устроенном журналом «Русский пионер». Среди гостей шумного празднества оказались Илья Клебанов, Эльвира Набибулина и Валентина Матвиенко. Ведущей на празднике была Тина Канделаки, а развлекал гостей песнями Сергей Шнуров. После этого «Аврору» в аренду сдавать запретили.

Выстрел крейсера «Аврора». Правда против мифов. » MАRX Центр

По распоряжению министра обороны России Сергея Шойгу, «Аврору» ремонтировали в 2014-2016 годах, а после крейсер стал филиалом Центрального военно-морского музея.

С крейсером «Аврора» был связан один курьёзный случай, когда он перепугал всех жителей Ленинграда. Случилось это в 1920 году. К трехлетию Октябрьской революции было решено поставить спектакль-феерию про штурм «Зимнего Дворца». В спектакле участвовало десять тысяч человек, а кульминацией должны были стать залпы с крейсера. Но всё, как обычно, пошло не по плану. Команде крейсера была дано задание, начать стрельбу холостыми выстрелами и стрелять до тех пор, пока не будет дан приказ прекратить стрельбу. В положенный момент «Аврора» начала стрелять. После пятого залпа режиссёр спектакля решил, что залпов достаточно и нажал кнопку сигнала о прекращении стрельбы. Но провод порвался. И «Аврора» продолжала стрельбу. На площади среди участников спектакля началась паника. Чтобы прекратить стрельбу на «Аврору» отправили помощника режиссёра на велосипеде. Но когда он доехал до крейсера, пока была дана команда прекратить стрельбу, весь Петроград уже дрожал от страха. После этого случая, решили больше боевой корабль в представлениях не задействовать.

https://youtube.com/watch?v=oaiX884ws6U%3Ffeature%3Doembed

Легендарный крейсер «Аврора» был спущен на воду в 1900-м. У крейсера есть главная загадка: стрелял или не стрелял в 1917-м? Официальная версия его участия в штурме Зимнего дворца менялась так часто, что отличить в ней правду от лжи практически невозможно. В этом смысле интересен даже не столько ответ сам по себе, сколько его эволюция во времени.

26 октября 1917 года, наутро после взятия Зимнего большевиками, никто из действующих лиц, кажется, не сомневался, что «Аврора» стреляла по Зимнему боевыми снарядами. «Известия», на тот момент еще неподконтрольные большевикам, на следующий день после переворота так излагали хронику событий минувшего дня. «Ввиду полученных сведений в Городской думе об обстреле Зимнего дворца с крейсера “Аврора”, думское большинство послало три делегации: в Совет рабочих и солдатских депутатов, во Временное правительство и  на крейсер “Аврора” с целью избежать кровопролития. Заседание прервано до возвращения делегации». Это было за некоторое время до штурма. Делегации вернулись ни с чем. Потом Думе удалось установить телефонную связь с Временным правительством. Зимний дворец подвергается обстрелу со стороны крейсера «Аврора».

Сам ночной штурм газета описывала следующим образом: «Как передают, в 9 часов вечера из Гельсингфорса прибыли в Петроград 4 миноносца и учебное судно “Верный”. Вместе с крейсером “Аврора” они подошли к Зимнему дворцу и открыли огонь. Затем войска, стоящие на стороне военно-революционного комитета (структура большевиков, стоявшая во главе переворота. – А.М.) повели наступление на дворец. Из дворца лишь изредка отвечали юнкера».

Однако на открывшийся сразу после захвата большевиками власти Второй съезд Советов пришли, как пишут «Известия», «представители крейсера “Аврора” и миноносца “Забияка”, заявившие, что по Зимнему дворцу они стреляли только холостыми. На крейсере один случайно убитый». Не удовлетворившись выступлением, экипаж «Авроры» пишет открытое письмо: «Печать пишет, что “Аврора” открыла огонь по Зимнему дворцу, но знают ли г-да репортеры, что открытый нами огонь из пушек не оставил бы камня на камне не только от Зимнего дворца, но и прилегающих к нему улиц. Это обычный прием буржуазной прессы забросать грязью и не основательностью фактов происшествий, строить козни рабочему пролетариату. Что же касается выстрелов с крейсера, то был произведен только один холостой выстрел, обозначающий сигнал для всех судов, стоящих на Неве, и призывающих их к бдительности и готовности». Письмо опубликовано в «Правде» 27 октября.

Зачем понадобилось это официальное опровержение? Дело в том, что ленинцы, захватившие власть, были в политической изоляции. Не только малочисленные дожившие до октября 1917 года либералы, но и практически все социалистические партии откровенно называли их погромщиками. Поэтому первые дни большевики всячески старались улучшить свой имидж: подчеркивали «практическую бескровность» переворота (термин «переворот», кстати, использовали и они сами), заверяли, что не будут громить посольства и т.д. В этот же ряд встает и история с холостыми выстрелами. Тем более что Зимний дворец тогда – не только прибежище министров-капиталистов, но и военный госпиталь, в котором лежат раненные товарищи-солдаты.

Однако с разгромом всех врагов нужда скромничать исчезает, вместо нее появляется нужда в революционном пафосе. К 11-й годовщине Октября журнал «Огонек» публикует фотографию помещения с небольшой дыркой в стене и подписью: «Одна из комнат Зимнего дворца с пробитой залпом с “Авроры” стеной в Октябрьские дни 1917 года». Изданный в 1938 году «Краткий курс истории ВКП(б)» освещает этот сюжет одним уклончивым предложением: «Крейсер “Аврора” громом  своих пушек, направленных  на Зимний дворец, возвестил 25 октября начало новой эры».

Послевоенные вегетарианские коммунисты уже только в страшном сне могли увидеть, как легендарный крейсер «Аврора» стреляет по бессмертному творению Растрелли боевыми снарядами. Так версия о холостом выстреле стала канонической.

Когда все ценности советской власти были осмеяны и втоптаны в грязь, а классическая фотография штурма Зимнего оказалась кадром из фильма Эйзенштейна, под подозрение попала и «Аврора». Несмело вернулась версия о стрельбе боевыми. Сейчас она снова не в чести, хотя уже по другой причине: не мог легендарный русский крейсер, один раз воевавший с японцами и два раза с немцами, стрелять по бессмертному творению Растрелли.

Обычно отвечать на загадки истории помогает логика, но не в данном случае. Теоретически, стоя перед Николаевским мостом, «Аврора» могла попасть в восточную стену Зимнего дворца, которую не полностью закрывает от нее Адмиралтейство. С другой стороны – в руках восставших находилась Петропавловская крепость, стрелять из которой по Зимнему гораздо сподручнее. История с холостым выстрелом как сигналом к началу восстания тем более нелогична: тот, кто привел солдат на площадь, и должен им командовать, когда и куда бежать. Тем более что, как мы видим из письма моряков «Авроры», в 1917 году идеи о связи штурма и выстрела еще не было.

Есть версия, что «Аврора» стреляла боевым, но не по дворцу, а по Дворцовой площади или саду перед Зимним, где находились оборонявшие его юнкера. И немного промазала. Эта версия объясняет, почему стреляли с крейсера, а не из крепости: от крепостных орудий Дворцовую площадь закрывает здание дворца. К тому же, как писали газеты, обстрел с крейсера начался задолго до штурма. Что укладывается в эту схему.  Однако если стрелять по людям, то надо стрелять фугасными снарядами, с большим объемом взрывчатого вещества. Но попадание такого снаряда в стену Зимнего дворца вызвало бы повреждения, отрицать наличие которых большевикам было бы невозможно. Возможно, юнкеров хотели только попугать и поэтому стреляли снарядами без взрывателей. Пугать можно и холостыми, но у них звук выстрела отличается, и тренированное ухо сразу отличит один от другого.

Впрочем, есть еще одна универсальная версия, которой нельзя пренебрегать: тогда у революционных матросов не было недостатка в алкоголе и наркотиках. Поэтому выстрелить могли по любой причине.

На заставке: журнал “Огонек”, номер 45 от 4 ноября 1928 г.

Выстрел крейсера «Аврора». Правда против мифов. » MАRX Центр

Фото Замира Усманова

Оцените статью
ЮнАрмия