Крейсер «Аврора» во время буксировки проходит Дворцовый мост, 1967 год
Он был заложен на судостроительной верфи «Новое Адмиралтейство» (ныне «Адмиралтейские верфи», Санкт-Петербург) 4 июня 1897 года, спустя три года в присутствии императора Николая II и императриц Марии Федоровны и Александры Федоровны состоялся торжественный спуск на воду. Водоизмещение «Авроры» на тот момент составляло 6731 т.
В настоящее время — в составе Балтийского флота, филиал Центрального военно-морского музея Минобороны. Является объектом культурного наследия РФ. Один из четырех сохранившихся в мире броненосцев постройки конца XIX – начала XX века.
ТАСС собрал наиболее любопытные факты из богатейшей истории легендарного крейсера.
«Богатырь» или «Полкан»
«Аврора» — последний в серии из трех кораблей водоизмещением 6,6 тыс. тонн, построенных в конце XIX века на петербургской верфи. Первые два корабля этого проекта были названы «Паллада» и «Диана», третий почти год был безымянным и именовался просто «крейсер водоизмещением 6630 тонн типа «Диана». В русском флоте название типу кораблей давалось не по имени головного корабля, а по наиболее короткому и звучному названию одного из однотипных кораблей.
Корпус крейсера «Аврора» после спуска на воду, 1900 год
Лишь в 1897 году он получил имя. По традиции, существующей со времен Петра I, право давать наименование крупным кораблям принадлежало царю, поэтому Николаю II был предложен список возможных названий строящегося крейсера: «Аврора», «Наяда», «Гелиона», «Юнона», «Психея», «Аскольд», «Варяг», «Богатырь», «Боярин», «Полкан», «Нептун». Император подчеркнул название в списке и на полях карандашом написал: «Аврора».
Кстати, крейсер «Аврора» — второй корабль русского флота, носящий это имя. Первым был трехмачтовый парусный фрегат, построенный в 1835 году на Охтинской верфи в Петербурге. В 1854 году он принял участие в героической обороне города Петропавловска-на-Камчатке.
По «Авроре» стреляли свои
В 1904 году крейсер вошел в состав 2-й Тихоокеанской эскадры под командованием контр-адмирала Зиновия Рожественского. Эскадра в составе 28 кораблей осенью 1904 года вышла из Либавы (ныне Лиепая, Латвия) и направилась на Дальний Восток, с тем чтобы объединиться с запертой в Порт-Артуре 1-й Тихоокеанской эскадрой и атаковать корабли японского флота. В ночь на 9 октября, когда эскадра находилась в Северном море, произошел инцидент, который в России называют Гулльским, а в Европе — «Русским произволом» (The Russian Outrage).
«Аврора» во время ходовых испытаний, 1903 год
Командующий эскадрой Рожественский получил сведения о нахождении на пути русских кораблей неизвестных миноносцев. В районе Доггер-Банки по ходу следования эскадры был обнаружен силуэт корабля, который двигался без отличительных огней и шел курсом, пересекающим курс русской флотилии, что являлось грубым нарушением международных правил плавания судов в море.
Командование эскадры решило, что ей грозит атака миноносцев, и с идущих впереди броненосцев открыли огонь по неизвестному кораблю. Позже выяснилось, что русские корабли обстреляли небольшие британские рыболовецкие суда, одно из которых было затоплено, еще пять получили повреждения, погибли два человека. Огонь был прекращен. Одновременно с этим на траверзе передового отряда показались силуэты еще двух кораблей, по которым тоже был открыт огонь. Ими оказалась «Аврора» и крейсер «Дмитрий Донской», которые находились в отдалении от основной ударной группы эскадры. В результате обстрела на «Авроре» пострадали два человека.
Команде было приказано лечь, а из боевой рубки засигналили всеми сигнальными средствами, имевшимися в распоряжении, зажгли так называемую рождественскую елку, фальшфейера, лучи прожекторов пустили вверх. «Александр III» в это время как раз навел дула своих огромных 12-дюймовых чудовищ и готовился ахнуть по «Авроре» залпом, от которого ей был бы капут. Стрельба стихла. Попаданий оказалось всего пять, и два из них в каюту судового священника.Пострадавших было двое. Священнику раздробило плечо, и он скончался при явлениях гангрены в Танжере. Матрос, раненный в ногу, поправился, но продолжать службу не мог и был уволен на родинуВладимир Кравченкосудовой врач «Авроры»
На следующий день в европейских газетах был поднят шквал негодования. Британский флот бросился следом за эскадрой Рожественского и блокировал ее у берегов Испании. Инцидент привел к серьезному дипломатическому конфликту, который удалось уладить лишь после того, как Россия согласилась возместить рыбакам все убытки и обеспечить родных погибших и раненых пенсиями. Эскадра между тем продолжила свой путь.
Крокодилы, хамелеоны и лемуры
У моряков на «Авроре», как и на многих других кораблях, были свои питомцы и любимцы. Некоторое время обитали два крокодила. Они были взяты на борт в одном из африканских портов по пути следования крейсера к берегам Японии. Одного звали Сам, другого — Того, по имени японского адмирала Хэйхатиро Того, который позднее руководил разгромом 2-й Тихоокеанской эскадры.
«Тропический климат, тяжелые условия плавания расшатывали здоровье, психику. Осточертело мертвящее однообразие. Матросов, даже прежде равнодушных к животным, неудержимо потянуло к ним. После гибели Шарика на крейсере появились два молодых крокодила, несколько хамелеонов, не только менявших цвет, но и форму тела — они надувались, преображались на глазах», — описывает присутствие пресмыкающихся на боевом корабле писатель Юрий Чернов в книге «Судьба высокая «Авроры».
Однажды, когда моряки решили, что приручение крокодилов удалось, их выпустили на ют (кормовая часть верхней палубы. — Прим. ТАСС) греться на солнце. Усыпив бдительность людей, Сам неожиданно бросился к борту и прыгнул в океан. Гибель крокодила произвела удручающее впечатление на матросов. О судьбе Того известно, что он ненадолго пережил собрата и был убит во время Цусимской битвы.
2-я эскадра Тихоокеанского флота, насчитывающая 38 боевых кораблей и вспомогательных судов, преодолев три океана, дошла до берегов Японии, но не смогла пройти узкий Корейский пролив. Там эскадру Рожественского ожидали превосходящие силы японского флота (89 кораблей) под флагом адмирала Хэйхатиро Того. Днем японцы обрушили мощнейший артиллерийский огонь на корабли русской эскадры, в первую очередь стремясь вывести из строя броненосцы.
Кормовой флаг крейсера «Аврора» после Цусимского сражения
«Аврора» с честью выдержала бой у Цусимы, выполняя приказ командования по защите кораблей и транспортов. Комендоры вели точный огонь по кораблям противника, корабль не раз своим телом закрывал израненные русские броненосцы.Но итог схватки был предрешен — большая часть русских кораблей была потоплена японцами или сдалась в плен. Остальные были либо затоплены экипажами, либо погибли позднее, во время преследования врагом. Уцелели три везунчика из отряда крейсеров — «Олег», «Жемчуг» и «Аврора», а также один миноносец и два вспомогательных судна.
В Цусимском бою «Аврора» получила около 10 попаданий снарядами калибра от 75 до 200 мм, были выведены из строя пять орудий. Экипаж потерял 16 человек убитыми, в том числе капитана корабля Евгения Егорьева, и 89 ранеными (по другим данным — 15 убитыми и 83 ранеными). Осколки шесть раз сбивали флаг, но он был возвращен на место экипажем. В ходе боя крейсер выпустил по противнику 303 снаряда калибром 152 мм, 1282 — калибра 75 мм и 320 — 37 мм.
Первый рентген после морского боя
На «Авроре» впервые на боевом корабле по настоянию судового врача Владимира Кравченко был смонтирован рентгеновский аппарат. Сам доктор в своей книге «Через три океана. Воспоминания врача о морском походе» писал, что скептики заявляли, что использование рентгеновского оборудования на судах невозможно. В существующей в то время практике оказания внегоспитальной помощи даже на суше, а не на флоте осколки искали в ранах с помощью зондов, зачастую без анестезии.
Между прочим, этот опыт широкого применения аппарата Рентгена на военном корабле после боя явился первым. Исследовано было более 40 раненых. За все время я наблюдал только один случай обморока, и это было во время исследования РентгеномВладимир Кравченкосудовой врач «Авроры»
Холостой с опровержением
Крейсер называют символом Октябрьской революции, однако считать его таковым можно лишь с натяжкой.
Приблизительно с 30-х годов благодаря художникам, поэтам, журналистам, режиссерам и некоторым писателям началось воспевание крейсера «Аврора». Слава этого крейсера особенно расцвела во время культа личности. Матрос, обвешанный пулеметными лентами, и крейсер «Аврора» становятся эмблемами Великой Октябрьской революции, а все остальное будто не существовалоНиколай Ховриниз воспоминаний матроса-большевика, члена ЦК Балтийского флота
Залп крейсера «Аврора», 1917 год
«Одним из распоряжений Военно-революционного комитета было приказание крейсеру «Аврора» встать на якорь у Николаевского моста на случай обстрела Зимнего дворца, где помещалось Временное правительство», — описывал Ховрин участие «Авроры» в событиях в ночь на 26 октября 1917 года. Не зная, как поведут себя находившиеся воинские подразделения, он считал, что мера эта явилась необходимой, тем более что на «Авроре» были крупнокалиберные пушки. Однако командование крейсера отказывалось от выполнения приказов, ссылаясь на неглубокий фарватер на Неве.
Кроме того, машины «Авроры» не были в то время собраны. Все же буксир вывел крейсер к мосту, где он и встал на якорь. Когда стали готовить пушки, то оказалось, что к ним нет прицелов. Кто-то запер прицелы в каюте. Так в поисках того и другого дотянули до вечера. Словом, все делалось для того, чтобы приказ Военно-революционного комитета не был выполнен. Но все же в самый решающий момент «Аврора» дала один холостой выстрел, и этим роль крейсера была исчерпанаНиколай Ховриниз воспоминаний матроса-большевика, члена ЦК Балтийского флота
После выстрела, позднее названного историческим, по Петрограду поползли слухи, что выстрелы по творению Растрелли производились боевыми снарядами. Для их опровержения в газете «Правда» от 9 ноября (27 октября) 1917 года была опубликована следующая заметка:
Покушения на «Аврору»
Не исключено, что революционной «Аврору» стали считать потому, что экипаж крейсера действительно поддерживал большевиков. В 1917–1918 годах, как заявляет бывший командир корабля Лев Поленов в своей книге «Сто лет в списках флота», было сделано несколько попыток уничтожить революционный крейсер или его экипаж. Первая попытка была предпринята в канун 1918 года, когда на корабль была отпущена к новогоднему столу партия окороков, которые, как выяснилось, были отравлены. Около 200 человек были госпитализированы в тяжелом состоянии.
«Аврора» в ходе восстановительных работ, 1923 год
В январе экипаж крейсера был предупрежден о намерении врагов революции уничтожить корабль. Для защиты «Авроры» балтийцы установили на льду Большой Невы проволочное заграждение, усилили охрану корабля. Во второй половине марта судовой комитет получил информацию о намерении анархистов подорвать «Аврору».
30 марта попытка теракта была предотвращена. На льду у носовой части крейсера, в районе погребов с боезапасом, матросы нашли подозрительный пакет и принесли в судовой комитет. Офицер, который исполнял обязанности старшего артиллериста, обезвредил «адскую машину» и разрядил ее, вынув взрыватель с часовым механизмом и 3,6 кг тола. Однако на этом события не закончились: офицер ушел к себе в каюту изучать устройство взрывателя и устройство мины, а затем, при докладе командиру, случайно в его руках сдетонировал взрыватель. У офицер-артиллериста были изувечены руки, рана в боку.
Пушки «Авроры» обороняли Ленинград
Начало Великой Отечественной войны застало «Аврору» в порту Ораниенбаума. Артиллерия корабля была в строю, он был включен в систему противовоздушной обороны подступов к Кронштадту и Ленинграду.
С июля 1941 года 130-мм орудия действовали в составе батареи «А», названной в честь крейсера и включавшей в состав своих расчетов моряков с «Авроры». В сентябре 1941 года эта батарея в течение недели сражалась в районе Дудергофа на Вороньей горе (самая высокая точка Ленинграда) против немецких танков, находясь в полном окружении. Бой шел до последнего снаряда, и из 165 человек личного состава пробились из окружения лишь 26. Моряки одного из орудийных расчетов предпочли смерть сдаче в плен, подорвавшись вместе с орудиями.
Сам крейсер в сентябре 1941 года, после артобстрела, накренился на правый борт, и, чтобы выровнять его, команде пришлось частично подтопить корабль, открыв кингстоны на противоположном борту.
Из-за отсутствия тепла и электричества личный состав с наступлением морозов переселился на берег, где впоследствии зимой занимался выгрузкой оставшегося вооружения. Одна из пушек, перевезенная «живым паром» по льду до мастерских, впоследствии была установлена на бронепоезде «Балтиец». Этот бронепоезд вплоть до 1944 года громил врага на подступах к Ленинграду.
«Аврора» в роли «Варяга»
23 октября 1945 года по решению народного комиссара ВМФ СССР крейсер «Аврора» был предоставлен для съемок кинокартины о крейсере «Варяг» съемочной группе студии им. Горького на срок до 1 июня 1946 года.
Корабль в то время ожидал ремонта на Балтийском заводе, где его должны были подготовить к установке на вечную стоянку. В связи с решением о съемке судостроителям пришлось планировать работы сразу по двум направлениям — восстановление корабля и придание ему внешнего вида крейсера «Варяг». Для гримирования под «Варяг» необходимо было установить четвертую, фальшивую трубу, несколько 152-мм орудий, сделать носовое украшение и командирский балкон в кормовой оконечности.
Подготовка к съемкам шла с 5 апреля по 15 июля 1946 года. После ее окончания крейсер был переведен на Восточный кронштадтский рейд, где «Авроре» предстояло сыграть роль «Варяга». В съемках участвовал почти весь личный состав, перевозил с берега на шлюпках людей, продукты, материалы. Последние кадры были отсняты 29 сентября, на следующий день крейсер был возвращен к стенке судоремонтной мастерской у Масляного Буяна.
В 1904 году 10 японских эсминцев внезапно атаковали русскую эскадру, стоявшую на внешнем рейде Порт-Артура, и вывели из строя 2 броненосца и 1 крейсер. Пытаясь прорваться из корейского порта Чемульпо в Порт-Артур, крейсер «Варяг» и канонерская лодка «Кореец» вступили в неравный бой с японской эскадрой. За час боя моряки потопили миноносец противников, повредили три крейсера, но и сами получили серьезные повреждения. Корабли вернулись в порт, и по приказу командира «Варяга» капитана Руднева «Кореец» был взорван, а крейсер затоплен. На следующий день Япония объявила России войну.
Сувениры из «Авроры»
С 1984 по 1987 год на Заводе имени Жданова (ныне «Северная верфь») производился ремонт корабля. Пока корабль отсутствовал на привычном месте у Нахимовского училища, а также после его возвращения к 70-летию Октябрьской революции по Ленинграду поползли слухи, что «Аврора» якобы стоит на бетонном основании, вся подводная часть корабля срезана. Эти сведения стали распространяться еще активнее после того, как в прессе прошел сюжет о том, что жители поселков Ленинградской области, расположенных вблизи Лужской губы, распродают куски корабля на сувениры.
Музей «Крейсер «Аврора», 1989 год
Как пишет Лев Поленов в своей книге, во время ремонта корабля на Заводе Жданова подводная часть крейсера в самом деле была отделена от надводной. Вместо старого дна к кораблю было приварено новое. «Несохраняемая» старая конструкция сначала четыре года простояла на разделочной базе ЛПО «Вторчермет», находящейся рядом с заводом, где ремонтировалась «Аврора». В 1988 году подводную часть переправили в Лужскую губу рядом с поселком Ручьи, где часть легендарного корабля была загружена балластом и затоплена. Там она и находится до сих пор, а куски части корабля местные жители и туристы кромсают на сувениры.
17 ноября 1948 г. в центре Ленинграда у Петроградской набережной на вечную стоянку был поставлен самый известный в нашей стране корабль. Крейсер «Аврора». Через 12 лет ему будет дан статус памятника, охраняемого государством. Имя корабля навсегда свяжут с одним-единственным историческим событием – Великой Русской революцией 1917 года.
Логическая связка «Говорим «Аврора» – подразумеваем революцию» оказалась настолько прочной, что на этой почве родятся перестроечные анекдоты из серии:
— Какое оружие самое страшное?
— Баковое орудие крейсера Аврора. Один выстрел и семьдесят лет разрушений.
Как и большинство анекдотов, этот и остроумный, и хлёсткий. Другое дело, что орудия «Авроры» сделали гораздо больше одного выстрела, а история корабля не исчерпывается участием в Революции.
Скажем, в трагичном для русского флота Цусимском сражении 14 мая 1905 г. моряки «Авроры» дрались, как черти. Шесть раз жестоким огнём был сбит флаг. Шесть раз его, изрешеченный осколками, поднимали на место. По японцам было выпущено 303 152-миллиметровых, 1282 75-миллиметровых и 32- 37-миллиметровых снарядов. Сам корабль получил 18 попаданий, но оставался на плаву, и был готов сражаться дальше. И это несмотря на то, что в самый разгар боя в рубке был убит командир крейсера – капитан 1 ранга Евгений Егорьев.
Интереснее всего, впрочем, даже не это. А то, что орудия «Авроры» успели задать жару англичанам и французам, а сам корабль потопил не одну репутацию флотских командиров «Владычицы морей» — Великобритании. Причём произошло это за полвека до Цусимы.
Это не фантастика. Дело в том, что знаменитый бронепалубный крейсер, заложенный в 1897 году по «высочайшему соизволению» императора Николая II, получил своё имя в честь фрегата «Аврора». Фрегат же был построен при императоре Николае I, который, согласно легенде, назвал его в честь Авроры Карловны Демидовой-Карамзиной, «одной из самых красивых женщин Петербурга».
Разница между двумя Николаями на русском престоле ощутима. В частности, она прослеживается в судьбе двух одноимённых кораблей. И судьба первой «Авроры» уж точно гораздо менее трагична.
В августе 1853 г. командующий фрегатом «Аврора» капитан-лейтенант Иван Изыльметьев вышел из Кронштадта, имея официальной целью совершить кругосветное путешествие. Неофициально фрегат шёл через два океана и мыс Горн к русскому городу Петропавловск на Камчатке. В воздухе пахло войной. Той самой, которую потом назовут Крымской, хотя боевые действия велись на пяти театрах. В том числе и в Тихом океане.
Борисполец П. Т. Фрегат «Аврора» во время бури. 1838 год. репродукция
То, что «Аврора» совершила в ходе этого противостояния, стало поистине чёрным эпизодом в истории английского флота. Нет-нет, никаких масштабных морских побоищ не состоялось. Просто Изыльметьев сумел повернуть дело так, что действия его противников обсуждались на специально организованных прениях в английском парламенте. В ходе которых неоднократно, с гневом и раздражением, отмечалось, что Британский флаг был «Авророй» «позорно унижен и обесчещен» – miserable degraded.
Для начала командующий англо-французской эскадрой контр-адмирал Дэвид Прайс бездарно упустил блокированный было в перуанском порту Кальяо русский фрегат. Хотя теоретически должен был ни в коем случае не дать ему уйти. Тем не менее, Изыльметьев, демонстрируя полную неготовность «Авроры» к каким бы то ни было действиям, сумел вывести свой фрегат из порта совершенно нештатным образом. Спустившись в шлюпки, матросы взяли корабль на буксир, и, пользуясь сильным туманом, на вёслах вывели его из бухты в открытое море. Дальше – паруса и большой привет союзникам. Один-ноль в пользу «Авроры».
Погоня шести боевых кораблей и парохода за одной «Авророй» длилась несколько месяцев. И не дала никаких результатов. Проклятый русский фрегат попросту исчез. Дэвид Прайс пошёл к Петропавловску, имея целью высадку десанта и захват города.
Там начался второй раунд. Явившись на рейд Петропавловска, Прайс обнаружил там «Аврору» и её 44 орудия, частично расположенные на береговых батареях. А также дружелюбные улыбки экипажа фрегата, что был полностью готов к отражению десанта. Понимая, что просчётов, медлительности и проявленной некомпетентности ему в Британском Адмиралтействе не простят, Дэвид Прайс пускает себе пулю в висок. Два-ноль в пользу «Авроры».
Довести счёт до красивого «какая боль, какая боль, Аврора vs англичане –5:0» удалось почти сразу. Первый и второй десант были отражены с серьёзным уроном – потери союзников составили 400 человек. Французский адмирал Феврие Де Пуант, принявший командование после Дэвида Прайса, отчалив от охраняемой «Авророй» Камчатки, умер по дороге домой, как писали, «от стыда и огорчения».
Но и это ещё не всё. В кампанию следующего года против «Авроры» и ещё трёх русских кораблей действовали эскадры Джеймса Стирлинга и Чарльза Эллиота. Первый, отчаявшись ловить «Аврору», плюнул на всё и ушёл к берегам Японии – на отдых. Второй же с истинно британским упорством продолжал искать. И наконец-то нашёл. «Маленькая русская эскадра» оказалась запертой в заливе Де Кастри (ныне – залив Чихачёва), в бассейне реки Амур.
Эллиот блокировал «Аврору» в этом заливе и послал за помощью в Японию. Не то чтобы на всякий случай – просто при попытке сблизиться с русскими кораблями англичане оказались обстрелянными. Так что лучше спокойно подождать подкрепления и раздавить наконец этих русских – всё равно уже «Аврора» никуда не денется.
Однако «Аврора» и другие наши корабли и тут сумели уйти. Эллиот был уверен, что прилегающий к заливу Де Кастри Сахалин – полуостров. И, значит, русские точно в ловушке. Изыльметьев же знал, что Сахалин – остров. И, значит, можно легко уйти, уже вторично оставив англичан с носом. Что и было проделано. Эллиот, дождавшийся, наконец, подкреплений, «в силе тяжкой» атаковал пустое место.
Дома Эллиота и Стирлинга ожидали обвинения в трусости и потере бдительности. В парламенте предлагали «судить этих бездарных офицеров, навсегда опозоривших славный Британский флот».
Но до дома надо было ещё добраться. А история о том, как «всесильные англичане» были несколько раз подряд обмануты русскими, уже успела разойтись. И вот результат. Чарльз Эллиот стоит в китайском Кантоне на том самом фрегате «Сибил», что должен был раздавить русскую «Аврору». Мимо идёт американский пароход. С него окликают англичанина. И, дождавшись ответа, задорно кричат: «Эй, вы! Слушайте! Русский корабль «Аврора», который вы искали два года, теперь пришёл в Гонконг и сам вас ищет!» После чего пароход даёт полный ход, и, прежде чем оскорблённый Эллиот успевает опомниться, сваливает в темноту.
Для нескольких поколений советских (и не только советских) людей имя этого крейсера стало своеобразным фетишем. Легендарный корабль, возвестивший своим залпом наступление новой эры в истории человечества, символ Великой Октябрьской социалистической революции — это самое растиражированное клише. А какова в действительности история крейсера «Аврора»?
В конце ХIХ века русский военный флот рос и пополнялся новыми кораблями. По классификации того времени существовал такой подкласс крейсеров — бронепалубные, то есть имеющие броневую палубу для защиты жизненно важных частей корабля от навесного огня вражеской артиллерии. Бортовой брони бронепалубные крейсера не несли и для дуэли с броненосцами не предназначались. Именно к такому типу боевых кораблей и принадлежал заложенный 23 мая 1897 года в Петербурге (в Новом адмиралтействе) крейсер «Аврора», однотипный с заложенными ранее «Палладой» и «Дианой».
В российском флоте существовала (и существует) традиция преемственности названий кораблей, и новые крейсера унаследовали имена парусных фрегатов. Постройка корабля заняла более шести лет – «Аврору» спустили на воду 11 мая 1900 года в 11 часов 15 минут, а в состав флота (после завершения всех достроечных работ) крейсер вошёл только 16 июля 1903 года.
Каким-то уникальным по своим боевым качествам этот корабль отнюдь не являлся. Ни особо резвой скоростью хода (всего 19 узлов — эскадренные броненосцы того времени развивали скорость 18 узлов), ни вооружением (8 152-мм орудий главного калибра — далеко не потрясающая огневая мощь) крейсер не мог похвастаться. Корабли другого принятого тогда на вооружение русского флота типа («Богатырь») бронепалубных крейсеров были гораздо быстроходнее и в полтора раза сильнее. И отношение офицеров и команд к этим «богиням отечественного производства» было не слишком тёплым — крейсера типа «Диана» имели массу недостатков и постоянно возникающих технических неполадок.
Тем не менее, своему прямому назначению — ведение разведки, уничтожение торговых судов неприятеля, прикрытие линейных кораблей от атак вражеских миноносцев, дозорная служба — эти крейсера вполне соответствовали, обладая солидным (около семи тысяч тонн) водоизмещением и, вследствие этого, хорошей мореходностью и автономностью. При полном запасе угля (1430 тонн) «Аврора» могла без дополнительной бункеровки дойти от Порт-Артура до Владивостока и вернуться обратно.
Все три крейсера предназначались для Тихого океана, где назревал военный конфликт с Японией, и первые два из них уже находились на Дальнем Востоке к моменту вступления «Авроры» в строй действующих кораблей. Третья сестра тоже спешила к родственницам, и 25 сентября 1903 года (всего через неделю после укомплектования, закончившегося 18 сентября) «Аврора» с экипажем в 559 человек под командованием капитана 1-го ранга И. В. Сухотина покинула Кронштадт.
В Средиземном море «Аврора» присоединилась к отряду контр-адмирала А. А. Вирениуса, состоявшего из эскадренного броненосца «Ослябя», крейсера «Дмитрий Донской» и нескольких миноносцев и вспомогательных судов. Однако на Дальний Восток отряд опоздал — в африканском порту Джибути на русских кораблях узнали о ночном нападении японцев на порт-артурскую эскадру и о начале войны. Следовать дальше было признано слишком рискованным, поскольку японский флот блокировал Порт-Артур, и существовала высокая вероятность встречи с превосходящими силами противника ещё на подходе к нему. Высказывалось предложение выслать навстречу Вирениусу отряд владивостокских крейсеров в район Сингапура и идти вместе с ними во Владивосток, а не в Порт-Артур, но это вполне разумное предложение принято не было.
5 апреля 1904 года «Аврора» вернулась в Кронштадт, где её включили в состав 2-й Тихоокеанской эскадры под командованием вице-адмирала Рожественского, готовившейся к походу на Дальневосточный театр боевых действий. Здесь на ней шесть из восьми орудий главного калибра прикрыли броневыми щитами — опыт боев артурской эскадры показал, что осколки фугасных японских снарядов буквально косят незащищённый личный состав. Кроме того, на крейсере сменился командир — им стал капитан 1-го ранга Е. Р. Егорьев. 2 октября 1904 года в составе эскадры «Аврора» вторично отправилась в путь — к Цусиме.
«Аврора» состояла в отряде крейсеров контр-адмирала Энквиста и в ходе Цусимского боя добросовестно выполняла приказ Рожественского — прикрывала транспорты. Задача эта была явно не по плечу четырём русским крейсерам, против которых действовали сначала восемь, а потом шестнадцать японских. От геройской гибели их спасло только то, что к ним случайно подошла колонна русских броненосцев, отогнавших наседавшего неприятеля.
Чем-то особенным крейсер в бою не отличился — автором приписываемых «Авроре» советскими источниками повреждений, которые получил японский крейсер «Идзуми», на самом деле был крейсер «Владимир Мономах». Сама же «Аврора» получила около десятка попаданий, имела ряд повреждений и серьёзные потери в людях — до ста человек убитыми и ранеными. Погиб командир — его фотография экспонируется ныне в музее крейсера в обрамлении пробитого осколком японским снарядом стального листа обшивки и обгорелых досок настила палубы.
Ночью же, вместо того, чтобы прикрыть израненные русские корабли от бешеных минных атак японцев, крейсера «Олег», «Аврора» и «Жемчуг» оторвались от своих главных сил и направились на Филиппины, где и были интернированы в Маниле. Впрочем, обвинять команду крейсера в трусости нет никаких оснований — ответственность за бегство с поля боя лежала на растерявшемся адмирале Энквисте. Два из этих трёх кораблей впоследствии погибли: «Жемчуг» был потоплен в 1914 году германским корсаром «Эмден» в Пенанге, а «Олега» в 1919 году потопили английские торпедные катера в Финском заливе.
На Балтику «Аврора» вернулась в начале 1906 года вместе с несколькими другими кораблями, уцелевшими от японского разгрома. В 1909-1910 годах «Аврора» вместе с «Дианой» и «Богатырём» входила в состав отряда заграничного плавания, специально предназначенного для прохождения практики гардемаринами Морского корпуса и Морского Инженерного училища, а также учениками Учебной команды строевых унтер-офицеров.
Первую модернизацию крейсер прошёл после русско-японской войны, вторую, после которой принял сохранённый ныне внешний облик, — в 1915 году. Усилили артиллерийское вооружение корабля — число 152-мм орудий главного калибра сначала было доведено до десяти, а затем и до четырнадцати. Многочисленную 75-мм артиллерию демонтировали — размеры и живучесть эсминцев возросли, и трёхдюймовые снаряды уже не представляли для них серьёзной опасности.
Первую Мировую войну «Аврора» встретила в составе второй бригады крейсеров Балтийского флота (вместе с «Олегом», «Богатырём» и «Дианой»). Русское командование ожидало прорыва мощного германского Флота Открытого моря в Финский залив и удара по Кронштадту и даже по Санкт-Петербургу. Для парирования этой угрозы спешно ставились мины, и оборудовалась Центральная минно-артиллерийская позиция. На крейсера же возлагалась задача несения дозорной службы в устье Финского залива с тем, чтобы своевременно известить о появлении германских дредноутов.
Крейсера выходили в дозор парами, и по истечении срока патрулирования одна пара сменяла другую. Первого успеха русские корабли добились уже 26 августа, когда у острова Оденсхольм сел на камни германский лёгкий крейсер «Магдебург». Подоспевшие крейсера «Паллада» (старшая сестра «Авроры» погибла в Порт-Артуре, и эта новая «Паллада» была построена после русско-японской войны) и «Богатырь» попытались захватить беспомощный корабль противника. Хотя немцы и сумели взорвать свой крейсер, на месте аварии русские водолазы нашли секретные германские шифры, которые в ходе войны сослужили добрую службу и русским, и англичанам.
Но русские корабли ждала новая опасность — с октября на Балтийском море начали действовать германские подводные лодки. Противолодочная оборона на флотах всего мира находилась тогда в зачаточном состоянии — никто не знал, как и чем можно поразить скрывающегося под водой невидимого врага, и как избежать его внезапных атак. Ни ныряющих снарядов, ни, тем более, глубинных бомб и гидролокаторов ещё и в помине не было. Надводные корабли могли рассчитывать только на старый добрый таран — ведь не принимать же всерьёз разработанную анекдотическую инструкцию, в коей предписывалось накрывать замеченные перископы мешками и сворачивать их кувалдами.
11 октября 1914 года на входе в Финский залив германская подводная лодка «U-26» под командованием капитан-лейтенанта фон Беркхейма обнаружила два русских крейсера: заканчивающую дозорную службу «Палладу» и подошедшую ей на смену «Аврору». Командир германской субмарины с немецкой педантичностью и скрупулёзностью оценил и классифицировал цели — по всем статьям новый броненосный крейсер представлял собой куда более заманчивую добычу, нежели ветеран русско-японской войны.
Флаг крейсера I ранга «Аврора» после Цусимского сражения (из собрания Н.Н.Афонина)
«Аврора» развернулась и укрылась в шхерах. И снова не стоит обвинять русских моряков в трусости — как уже говорилось, бороться с подводными лодками ещё не умели, а русское командование уже знало о случившейся десятью днями раньше трагедии в Северном море, где немецкая лодка потопила сразу три английских броненосных крейсера. «Аврора» вторично избежала гибели — судьба явно хранила крейсер.
Капитан 1 ранга Е.Г.Егорьев — командир «Авроры», погибший в Цусимском сражении (из собрания Н.Н.Афонина)
На роли «Авроры» в событиях октября 1917 года в Петрограде особо задерживаться не стоит — об этом сказано более чем достаточно. Заметим только, что угроза расстрелять Зимний дворец из орудий крейсера была чистой воды блефом. Крейсер стоял в ремонте, и потому весь боезапас с него выгрузили в полном соответствии с действовавшими инструкциями. А штамп «залп «Авроры» неверен чисто грамматически, поскольку «залп» — это одновременно произведённые выстрелы из как минимум двух стволов.
В гражданской войне и в боях с английским флотом «Аврора» участия не принимала. Острая нехватка топлива и прочих видов снабжения привела к тому, что Балтийский флот сократился до размеров ДОТа, — «действующего отряда» — состоявшего всего из нескольких боевых единиц. «Аврору» вывели в резерв, а осенью 1918 года часть орудий с крейсера сняли для установки на самодельных канонерских лодках речных и озёрных флотилий.
В конце 1922 года «Аврору» — единственный, кстати, корабль старого императорского российского флота, сохранивший своё данное ему при рождении имя, — решено было восстановить в качестве учебного корабля. Крейсер отремонтировали, установили на нём десять 130-мм орудий вместо прежних 152-мм, две зенитки и четыре пулемёта, и 18 июля 1923 года корабль вышел на ходовые испытания.
Затем в течение десяти лет — с 1923 по 1933 год — крейсер занимался уже знакомым ему делом: на его борту проходили практику курсанты военно-морских училищ. Корабль совершил несколько заграничных плаваний, участвовал в маневрах вновь возрождавшегося Балтийского флота. Но годы брали своё, и из-за плохого состояния котлов и механизмов «Аврора» после очередного ремонта в 1933-1935 годах стала несамоходной учебной базой. В зимнее время её использовали как плавбазу подводных лодок.
Во время Великой Отечественной войны старый крейсер стоял в гавани Ораниенбаума.
Орудия с корабля в очередной раз сняли, и девять его установленных на береговой батарее «стотридцаток» обороняли подступы к городу. Немцы не обращали особого внимания на дряхлого ветерана, стремясь прежде вывести из строя лучшие советские корабли (такие, как крейсер «Киров» и линкоры), однако свою порцию вражеских снарядов корабль всё-таки получил. 30 сентября 1941 года повреждённый в результате артиллерийского обстрела полузатонувший крейсер сел на грунт.
Но корабль снова — уже в третий раз за свою более чем сорокалетнюю историю — выжил. После снятия блокады Ленинграда в июле 1944 года крейсер вывели из состояния клинической смерти — подняли с грунта и (в который уже раз!) поставили в ремонт. С «Авроры» сняли котлы и бортовые машины, гребные винты, кронштейны бортовых валов и сами валы, а также часть вспомогательных механизмов. Установили вооружение, стоявшее на корабле в 1915 году, — четырнадцать 152-мм орудий Канэ и четыре 45-мм салютные пушки.
Теперь крейсеру предстояло стать кораблём-памятником и одновременно учебной базой Нахимовского училища. В 1948 году ремонт был закончен, и восстановленная «Аврора» встала туда, где она стоит и по сей день — к Петроградской набережной напротив здания училища нахимовцев. А в 1956 году на борту «Авроры» открыли Корабельный музей, как филиал Центрального военно-морского музея.
В советские годы, естественно, основное (да, пожалуй, и единственное) внимание уделялось революционному прошлому крейсера. Изображения «Авроры» присутствовали везде, где только можно, и силуэт трёхтрубного корабля сделался таким же символом города на Неве, как Петропавловская крепость или Медный всадник. Всячески превозносилась роль крейсера в Октябрьской революции, и существовала даже шутка-анекдот: «Какой корабль в истории имел самое мощное вооружение?» — «Крейсер «Аврора»! Один выстрел — и целая держава рухнула!».
В 1967 году в Советском Союзе широко праздновалось 50-летие Великой Октябрьской социалистической революции. В Ленинграде у Смольного горели костры, возле которых, опершись на винтовки, стояли люди в солдатских шинелях и в бушлатах революционных матросов семнадцатого года с непременным атрибутом — с перекрещенными на груди и на спине пулемётными лентами.
Понятно, что заслуженный корабль просто не могли обойти вниманием. К юбилею был сделан фильм «Залп «Авроры», где крейсер играл главную роль — самого себя. Для вящей достоверности изображаемых событий все съёмки производились на натуре. «Аврору» отбуксировали на историческое место к Николаевскому мосту, где снимался эпизод захвата авроровцами вышеупомянутого моста. Зрелище было впечатляющее, и тысячи ленинградцев и гостей города следили за тем, как серая трёхтрубная красавица медленно и величественно плывёт по Неве.
Впрочем, самой «Авроре» не впервой было выступать в роли кинозвезды. Ещё в 1946 году, в ходе ремонта, «Аврора» сыграла роль крейсера «Варяг» в одноимённом кинофильме. Тогда «Авроре», как истинной актрисе, пришлось даже загримироваться под свой персонаж — с орудий сняли щиты (на «Варяге» их не было), и установили четвёртую фальшивую трубу для правдивости образа самого геройского крейсера русско-японской войны.
Последний ремонт «Аврора» прошла в середине 80-х годов прошлого века, и с этим связаны слухи о «ненастоящей «Авроре». Дело в том, что у крейсера полностью заменили днище, а старое отволокли в Финский залив и там бросили. Вот эти ампутированные останки и породили слухи. 2004-05-26В 2004 г. крейсер «Аврора» вошел в состав Ассоциации исторических морских кораблей, в которую входят 90 кораблей-музеев из девяти стран мира. Россия впервые вступила в эту необычную организацию: одновременно с крейсером «Аврора» во флотилию Ассоциации был принят ледокол «Красин».
Сегодня основное занятие крейсера «Аврора», возраст которого уже перевалил за сто лет, — это служить музеем. И музей этот очень посещаемый — на борту корабля бывает до полумиллиона гостей в год. И честное слово, музей этот стоит посетить — и не только тем, кто ностальгирует по безвозвратно ушедшим временам.
1 декабря 2010 года крейсер «Аврора» приказом министра обороны России (угадайте, кого!) был выведен из боевого состава ВМФ и передан на баланс Военно-морского музея. Воинское подразделение, нёсшее службу на корабле, распустили. Экипаж крейсера «Аврора» переформировали на штат численностью трое военнослужащих и 28 человек гражданского персонала; статус корабля остался прежним.
27 июня 2012 года депутаты Санкт-Петербургского Законодательного Собрания приняли обращение к Главнокомандующему ВС РФ с просьбой вернуть крейсеру статус корабля № 1 в составе ВМФ РФ с сохранением на корабле военного экипажа.
Меня удивляет само отношение к памяти. Удивляемся отсутствию должного патриотизма, нежеланию служить в армии или во флоте. А простите, чем его подкреплять? С 1957 по 2010 год в стране было открыто 20 музеев-кораблей.Крейсер – 2 («Аврора» и «Адмирал Нахимов»)Атомный ледокол – 1 («Ленин»)Сторожевой корабль – 1Речной пароход – 1Дизельная ПЛ – 9Шхуна – 1Ледокол – 2Исследовательское судно – 2Траулер – 1
Может показаться, что начато за здравие, а закончено за упокой. Немного не так. Пренебрежение к символам не может не сказаться на многих аспектах мышления.И дело даже не в октябрьской пальбе холостыми. Это не главное в судьбе корабля. Намного важнее тысячи курсантов, которые прошли обучение на борту крейсера и тысячи снарядов его орудий, которые были выпущены по врагу, пусть даже и на суше. Важен символ корабля, прошедшего три войны. И важно, что таких символов должно быть намного больше. И представлять их надо несколько по-другому.
Почему так? Почему мы хотим видеть нашу страну сильной, армию и флот могучими, но не делаем для этого почти ничего? Я понимаю, что не от нас зависит. Тогда чего мы требуем от тех, кто должен прийти нам на смену, но не хочет этого? Мы так легко плюем в свое прошлое, что от этого становится страшно. И не ценим того, что осталось.
Написать все это меня побудил услышанный в автобусе диалог двух молодых людей. Они обсуждали самолеты второй мировой войны. И один привел другому следующий довод: «А где все эти наши чудо-самолеты? На полях войны остались. Вон в штатах «Мустанги» десятками летают, и «мессеры», и «Спитфайры» в Англии. А ты наш хоть один видел? Макеты на памятниках не в счет!» И второй не нашел что ответить. И я вспомнил парад Победы в Самаре. Когда летел единственный в стране Ил-2. Последний из 33 000. И мне тоже нечего было возразить, хотя очень хотелось. Парень был по-своему прав: ему просто не дали возможности прикоснуться к истории.
Владимир Контровский «Судьба крейсера»http://es3n.livejournal.com/52412.htmlhttp://www.aurora.org.ru/
Миф о залпе «Авроры» по Зимнему дворцу
Плакат к фильму «Залп „Авроры“» (СССР, 1965)
Миф о залпе «Авроры» родился сразу после штурма Зимнего дворца. Однако 25 октября 1917 года стрельбу по дворцу вёл не крейсер, а орудия Петропавловской крепости.
«Залп Авроры»
25 октября 1917 года примерно в 21:40 минут «Аврора» произвела один холостой сигнальный выстрел. Однако практически сразу после штурма Зимнего дворца родился миф о боевом залпе корабля. Такие сведения стали появляться в печати и литературе. Американский журналист и писатель Джон Рид, свидетель Октябрьской революции, в книге «Десять дней, которые потрясли мир» (вышла в 1919 году) отмечал: «Тротуар под нашими ногами был засыпан штукатуркой, обвалившейся с дворцового карниза, куда ударило два снаряда с «Авроры». Других повреждений бомбардировка не причинила».
Позднее версия о том, что легендарный крейсер бил по дворцу боевыми снарядами, стала общепринятой. В «Кратком курсе истории ВКП(б)» 1938 года отмечалось: «Крейсер «Аврора» громом своих пушек, направленных на Зимний дворец, возвестил 25 октября начало новой эры — эры Великой социалистической революции». Об этом событии ставили спектакли, в 1965 году вышел фильм «Залп «Авроры»». Алексей Толстой в романе «Хождение по мукам» писал: «Опустел Зимний дворец, пробитый сквозь крышу снарядом с «Авроры».
В реальности
Перед Октябрьской революцией на крейсере «Аврора» главенствовали большевики. Матросы Балтийского флота стали одной из главных ударных сил революции. Поэтому команда крейсера приняла участие в вооруженном восстании в Петрограде. Днем 25 октября 1917 года начальник полевого штаба восставших Антонов-Овсеенко дал указание команде корабля дать пару холостых выстрелов из 6-дюймового орудия. Также с корабля на берег сходила часть экипажа, чтобы участвовать в патрулировании города. По радио с корабля было передано написанное В. И. Лениным воззвание «К гражданам России!» Примерно в 21:40 канонир Евгений Огнев из шестидюймовки произвёл один сигнальный выстрел. Считается, что он стал сигналом для штурма Зимнего дворца.
В следующие дни в газетах стали появляться сведения, что корабль стрелял по дворцу боевыми снарядами. Эти сообщения сразу же опровергла команда «Авроры». Так, 27 октября 1917 года в редакцию газета «Правда» поступило письмо экипажа корабля. В нём был выражен протест против обвинений, бросающих «пятно позора на команду крейсера», которая якобы убивала мирных граждан. Отмечалось, что если бы боевой корабль вёл стрельбу боевыми снарядами, то «огонь из пушек не оставил бы камня на камне не только Зимнего дворца, но и прилегающих к нему улиц». Команда подтверждала, что был произведён один холостой выстрел 6-дюймового орудия, который был сигналом для всех судов, стоявших на Неве.
Кроме того, многие исследователи штурма Зимнего дворца отмечали, что «Аврора» просто не могла стрелять по этому объекту. Во-первых, из-за расположения корабля он не мог вести эффективный огонь. Во-вторых, перед революционными событиями на крейсере начали капитальный ремонт и сняли все боеприпасы.
Огонь вела Петропавловская крепость
Стоит отметить, что оборона Зимнего дворца была неудовлетворительной. В гарнизоне перед штурмом осталась небольшая горстка юнкеров и инвалидов, георгиевских кавалеров, часть 1-го Петроградского женского батальона смерти. При этом часть гарнизона разошлась и разбежалась уже перед штурмом: казаки, часть юнкеров, артиллеристы и броневой отряд. Также командование вообще не организовало оборону здания, снабжение гарнизона. Бесчисленные коридоры дворца и переходы не охранялись, у военных даже не было плана здания. Поэтому бой был в целом бестолковой стрельбой, от которой погибло всего несколько человек.
В конце концов большевики просто обнаружили места, где вообще не было охраны и без сопротивления вошли в здание. Побродив некоторое время по коридорам дворца, отряд Антонова-Овсеенко ранним утром 26-го добрался до Малахитового зала. Услышав голоса в соседнем помещении, красноармейцы открыли дверь в Малую столовую. Там располагались министры Временного правительства, перебравшиеся сюда из Малахитового зала. Они были арестованы.
Ранее, примерно в 23 часа, Зимний дворец обстреляли из орудий Петропавловской крепости. Было сделано 35 выстрелов, и только два едва зацепили здание. Очевидно, что артиллеристы не хотели стрелять по самому дворцу и преднамеренно стреляли поверх здания. В результате большинство снарядов упало на Дворцовой набережной, осколками было выбито несколько стекол в Зимнем дворце.
Интересно, что в самом Зимнем дворце ещё в 1915 году был открыт госпиталь. Под раненых решили отвести парадные залы, выходящие на Неву: Николаевский зал с Военной галерей, Аван-Зал, Фельдмаршальский и Гербовый. В итоге в больничные палаты переоборудовали восемь самых больших и красивых парадных залов второго этажа. В октябре состоялось торжественное открытие госпиталя на 1 тыс. человек. Его назвали в честь наследника престола царевича Алексея Николаевича. В Николаевском зале были расположены пораженные в голову, шею, грудную клетку и позвоночник; в Гербовом зале – с ранами в брюшной полости и бедре и т. д. Также на первом этаже разместили врачебные кабинеты, приёмную, аптеку, ванные и т. д. Госпиталь оборудовали по последнему слову науки и техники того времени. 27—28 октября 1917 года госпиталь Зимнего дворца закрыли, больных распределили между другими лазаретами столицы.
Он был заложен еще в XIX веке, но по сей день остается в составе Балтийского флота, на нем вновь развевается Андреевский флаг. 70 лет назад, 17 ноября 1948 года, крейсер «Аврора» встал на вечную стоянку у Петровской набережной — тогда еще Ленинграда. Так или иначе, крейсер участвовал во всех важнейших событиях ХХ века, став символом многих из них. «Известия» — о долгой и непростой судьбе едва ли не самого знаменитого корабля русского флота.
Программа-минимум
Своим рождением «богиня утренней зари» обязана новой военной программе, принятой Российским правительством в 90-е годы XIX столетия. Согласно этому плану, флот должен был получить два однотипных бронепалубных крейсера водоизмещением около 6,5 тыс. т. Назвали их «Диана» и «Паллада». Чуть позже Морское ведомство постановило добавить к ним третью сестру — «Аврору». Окончательное решение о строительстве крейсеров было принято в 1895 году, заложены они были в 1897-м, на воду спущены в 1900-м, а в строй вошли лишь в 1903 году. Все корабли были разработаны нашими инженерами и построены на верфях Нового Адмиралтейства. Это был полностью отечественный проект.
Крейсер «Аврора» перед спуском на воду, 1 ноября 1900 года
Корабли предназначались для самостоятельных действий в открытом море с целью блокирования торгового сообщения вероятного противника, которым на тот момент считалась Британия. В обиходе крейсера называли истребителями торговли. Из задач вытекали и конструктивные особенности: довольно высокая скорость, приличные мореходные качества и относительно большой запас хода в автономном плавании. Ради этого пришлось пойти на жертвы, ослабив орудийную мощь и броневую защиту, которой была прикрыта лишь палуба. Крейсера были вооружены 152-миллиметровыми орудиями главного калибра — их на «Авроре» первоначально было восемь. По проекту на судах должны были стоять более мощные пушки, но когда крейсера спустили на воду, обнаружился значительный перевес, и калибром пришлось пожертвовать.
Восемь лет оказались слишком большим сроком: крейсера успели морально устареть. Россия заключила союз с Францией и Англией, а вероятными противниками теперь считались Германия и Австро-Венгрия, которые трансатлантической морской торговли практически не вели. С техническим совершенством тоже возникли проблемы: не превышавшая 20 узлов скорость уже не считалась высокой, а артиллерия была явно слаба для эскадренного боя. Да еще при испытаниях оказалось, что корабли на полном ходу зарываются носом в воду. Но использовать их было необходимо, поэтому, когда возникла угроза войны с Японией, крейсера «Диана» и «Паллада» дружно отчалили на Дальний Восток.
Тихоокеанский рубеж
«Аврора» задержалась на ходовых испытаниях и отправилась догонять сестер уже после начала боевых действий — в составе 2-й Тихоокеанской эскадры, первоначально состоявшей из семи броненосцев, восьми крейсеров, девяти миноносцев и целого отряда вспомогательных судов под началом контр-адмирала Зиновия Рожественского. Но дело как-то сразу не заладилось: однажды ночью в Северном море нашим броненосцам показалось, что их атакуют вражеские корабли, и они открыли в темноте пальбу. Под огонь попала «Аврора», в которую угодили пять снарядов. Судовому священнику оторвало руку, вскоре он скончался.
Крейсер «Аврора» в составе второй Тихоокеанской эскадры, 1 сентября 1904 года
Когда эскадра обогнула полсвета и пришла на Мадагаскар, стало ясно, что помогать ей некому — флот уничтожен, Порт-Артур сдан. Самостоятельно сражаться с японцами Рожественский был не в состоянии, но и возвращаться было нельзя, это грозило позором для России. В итоге, получив некоторое подкрепление из собранных с миру по нитке устаревших кораблей, Рожественский повел эскадру к Владивостоку через Цусимский пролив, где его ожидал адмирал Того со всеми своими силами. В самом начале боя Рожественский получил тяжелые раны и сражением командовать не мог. Оставшиеся без единого начала русские корабли вынуждены были действовать самостоятельно против слаженных маневров противника. Разгром был полным. Слово «Цусима» на долгие годы стало нарицательным. Но всё же русские моряки в том бою покрыли себя не позором, а славой.
Крейсер «Аврора» летом 2018 года включили во Всемирный список объектов особой туристической привлекательности. Портал iz.ru вспомнил историю знаменитого корабля, который теперь находится на вечной стоянке в Петербурге
«Аврора» после спуска на воду в 1900 году — на церемонии, которая проходила на Адмиралтейских верфях в Петербурге, присутствовал и император Николай II. Достроят и введут в эксплуатацию корабль лишь спустя три года — в 1903-м
Вскоре после спуска на воду, в 1905 году, «Аврора» в составе Тихоокеанской эскадры приняла участие в Цусимском сражении. Во время боя повреждения получил не только сам корабль, но и кормовой Андреевский флаг — его шесть раз сбивали осколки снарядов, но каждый раз команда поднимала флаг вновь. На фото — кормовой флаг вечером после сражения
После боя «Аврора» вынуждена была направиться в Манилу на ремонт — поскольку власти потребовали от военных кораблей покинуть порт, пригрозив иначе задержать и судно, и команду, Николай II разрешил экипажам отказаться от дальнейшего участия в боевых действиях. Так для «Авроры» закончилась Русско-японская война
Пробоины на борту крейсера после Цусимского сражения
После ремонта «Аврора» успела еще принять участие в Первой мировой войне, и в 1917 году вернулась в Петроград. В октябре 1917-го, после штурма Зимнего, ей приписывали обстрел дворца, однако сами моряки заявили, что дали лишь один холостой залп в качестве сигнала для остальных судов в акватории Невы
После войны корабль несколько раз попадал в объективы камер. Вот, к примеру, съемки кинофильма «Залп «Авроры» в ноябре 1964 года
Фактически музеем «Аврора» стала в конце 1940-х — тогда же корабль отвели на место окончательной стоянки. Затем музей постепенно расширили, а в 1980-х еще и провели ремонт судна, которое пришло в аварийное состояние
Старший матрос крейсера «Аврора» с кубинскими туристами, 1976 год
Вновь крейсер ремонтировали уже в 2014 году — тогда работы заняли около двух лет, на место своей стоянки он вернулся в 2016-м
Во время ремонта на корабле восстановили дореволюционный облик части помещений, а также восстановили тиковую палубу, но при этом советские символы на крейсере демонтировать не стали
Крейсер «Аврора» у Петроградской набережной в ноябре 2017-го, во время Фестиваля света, посвященного 100-летию революции 1917 года
«Аврора» состояла в отряде крейсеров контр-адмирала Оскара Энквиста и в ходе боя добросовестно выполняла приказ Рожественского — прикрывала транспорты. Впрочем, задача эта была явно не по силам четырем русским крейсерам, против которых действовали сначала восемь, а потом 16 японских.
«Аврора» выпустила по противнику более 300 снарядов главного калибра и 1,5 тыс. более мелких. Получила 18 попаданий, потеряла около 100 человек — 15 убитыми и 83 ранеными. На боевом посту погиб и капитан крейсера Евгений Егорьев. Тем не менее с наступлением темноты израненный крейсер под началом старшего офицера капитана 2-го ранга Аркадия Небольсина (тоже получившего три ранения) сумел оторваться от японцев и на последних лопатах угля дойти до Манилы. Вместе с ней ушли крейсера «Олег» и «Жемчуг», тоже имевшие серьезные повреждения.
Филиппинский порт находился под протекцией США, и американские власти в соответствии с международными правилами потребовали расписки, что наши моряки отказываются от ведения боевых действий. В ответ на посланную Энквистом в штаб флота телеграмму был получен ответ: «Ввиду необходимости исправить повреждения разрешаю вам дать обязательство американскому правительству не участвовать в военных действиях. Николай». Война для них была окончена.
Евгений Романович Егорьев — русский морской офицер, капитан 1-го ранга, герой Цусимского сражения. Капитан крейсера «Аврора», погиб в бою 14 мая 1905 года