МИНИСТЕРСТВО
КУЛЬТУРЫ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ
АГЕНТСТВО ПО КУЛЬТУРЕ И КИНЕМАТОГРАФИИ
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ КУЛЬТУРЫ
И ИСКУССТВ
Менеджмент
в сфере культуры
- формат
- размер
- добавлен
05 ноября 2009 г.
СПб.: Издательство «Лань»; «Издательство ПЛАНЕТА МУЗЫКИ»,
2007. — 528 с.
Даны ответы на вопросы что такое сфера культуры, в чем специфика
управления культурой, каковы функции менеджера, какими ресурсами он
располагает, как следует управлять информационными потоками в
данной области, каким путем искать источники финансирования.
- Марков А. , Бирженюк Г. Основы социокультурного проектирования. Учебное пособие
- Менеджеры проекта
- Реферат — Особенности производства культурных услуг
- 4), Канд. Экон. Наук, доц. Шекова (гл. 3 § 3. 1, 3. 3, 3. 4; гл. 5 § 5. 1) Рецензенты
- 071401 — Социально-культурная деятельность»
- Оглавление
- Ресурсный потенциал культуры
- Диплом — Предпринимательская деятельность в сфере культуры
- Курсовая работа — Маркетинговые исследования в социально-культурной сфере
- Курсовая работа — Маркетинговая деятельность предприятий социально-культурной сферы
- Пилялин Е. Менеджмент культуры
- Болотников И. , Тульчинский Г. Менеджмент в сфере культуры
Марков А. , Бирженюк Г. Основы социокультурного проектирования. Учебное пособие
- формат
- размер
- добавлен
04 ноября 2009 г.
Рекомендовано
к изданию Редакционно-издателъским
советом Московского государственного
университета культуры и искусств
Кротова Н.В. — доктор
экономических наук, профессор
Подвойский В.П.
— доктор педагогических наук, профессор
Чижиков В.М., Чижиков
ВВ. Теория и
практика социокультурного менеджмента:
Учебник.
М.: МГУКИ,
2008. 608 с.
В учебнике
рассматриваются теоретические и
практические проблемы социокультурного
менеджмента, раскрываются основные
научные идеи и теории деятельности,
условия формирования социокультурного
менеджмента показаны механизмы и
модели управления, виды социокультурного
менеджмента и функции менеджера. В
учебнике раскрыты система подготовки
и переподготовки менеджеров, проблемы
и технология управления персоналом в
социокультурном учреждении, способы
преодоления конфликтных ситуаций,
излагаются механизмы финансирования,
маркетинга социокультурных учреждений
и другие проблемы.
Учебник предназначен
для студентов, преподавателей, аспирантов
и соискателей вузов, изучающих дисциплины
управления в социально-культурной
сфере,
Московский
государственный университет культуры
и искусств, 2008 Чижиков В.М., 2008, Чижиков
В.В., 2008
Менеджеры проекта
И. М.
Болотников, С.
В.
Перминова
Менеджмент
в сфере культуры:
учебное пособие / под М50 общ. ред. И.
М. Болотникова, Г. Л. Тульчинского. —
СПб. : СПбГУКИ, 2007. — 448 с. 13ВК
978-5-94708-090-2
В пособии
последовательно рассматриваются понятие
и содержание сферы культуры, технологии
и особенности менеджмента в культуре,
возможные роли государства в управлении
сферой культуры, источники финансирования
работы учреждений культуры, организация
эффективного фандрейзинга, методы
разработки и обеспечения реализации
культурных программ, планирования,
учета и контроля, система работы с
персоналом. Особый интерес представляют
впервые осуществленный анализ опыта и
итогов административных нововведений
в сфере культуры России, конкретное
рассмотрение негосударственной
поддержки социально-культурной сферы
(спонсорство, благотворительность,
патронаж, деятельность некоммерческих
организаций, фондов).
По мере вхождения
России в рынок менеджмент в сфере
культуры начал приобретать особое
значение. В этом утверждении нет
никакого преувеличения. Практика
показывает, что любая творческая
деятельность нуждается в материальном,
прежде всего финансовом, обеспечении.
Но хорошо известно, что самое щедрое
финансирование может превратиться в
растрату при отсутствии грамотного,
успешного менеджмента. Кроме того,
современные организационные технологии
во многих случаях позволяют добиться
достаточно высокого уровня финансирования
культуры при условии их успешного
применения.
Таким образом,
профессиональный менеджмент в сфере
культуры все в большей степени становится
своеобразным фундаментом эффективной
социально-культурной деятельности.
Именно этим и определяются практический
смысл и значение учебных материалов
и курсов, посвященных менеджмент-технологиям,
ориентированным на данную область
применения. Именно поэтому основной
акцент в данной работе делается на
технологическое содержание менеджмента
в сфере культуры.
Такая конкретизация
представляется достаточно уместной.
Во-первых, общее рассмотрение принципов,
функций и методов менеджмента
реализуется в курсе общего (внеотраслевого)
менеджмента. Во-вторых, круг литературы
по общему менеджменту в настоящее
время довольно широк и репрезентативен,
тогда как материалы по конкретным
менеджментным технологиям редки.
В данном учебном
пособии почти не рассматриваются
вопросы права и экономики культуры.
Дело в том, что планируются самостоятельные
издания по этим проблемам.
Авторы выражают
искреннюю благодарность коллегам,
своим студентам, слушателям, дипломантам
и аспирантам — всем тем, без плодотворного
сотрудничества с которыми систематическое
развитие и обогащение курса, а значит
и появление этого пособия, были бы
невозможны.
Абчук
Владимир Авраамович, доктор
технических наук, профессор, заслуженный
деятель науки Российской Федерации.
Российский государственный
педагогический университет им, А. И.
Терпена.
Болотников
Игорь Михайлович, доктор
философских наук, профессор, заслуженный
работник высшей школы Российской
Федерации. Санкт-Петербургский
государственный университет культуры
и искусств.
Дитрих
ван Веринг Катанка (Dietrich
van
Wering
Kathinka)
заместитель
председателя Европейского Фонда
поддержки и развития культуры при
Совете Европы.
Дымникова
Анна Иосифовна, доктор
экономических наук, профессор.
Санкт-Петербургская государственная
академия театрального искусства.
Евланов
Владимир Николаевич, старший
преподаватель. Санкт-Петербургский
государственный университет культуры
и искусств.
Клеппер
Ева Вениаминовна, кандидат
педагогических наук, профессор.
Московский государственный университет
культуры и искусств.
Кротова
Надежда Васильевна, доктор
экономических наук, профессор,
заслуженный работник культуры Российской
Федерации. Московский государственный
университет культуры и искусств.
Марков
Александр Петрович, доктор
педагогических наук, доктор философских
наук, профессор, заслуженный деятель
науки Российской Федерации.
Санкт-Петербургский гуманитарный
университет профсоюзов.
Монастырский
Денис Викторович, кандидат
педагогических наук. Федеральное
агентство по культуре и кинематографии.
Перминова
Светлана Васильевна, доктор
культурологии, профессор, заслуженный
работник культуры Российской Федерации.
Санкт-Петербургский государственный
университет культуры и искусств.
Тульчинский
Григорий Львович, доктор
философских наук, профессор, заслуженный
деятель науки Российской Федерации.
Санкт-Петербургский государственный
университет культуры
и
искусств.
Шекова
Екатерина Леонидовна, кандидат
экономических наук, доцент.
Санкт-Петербургский государственный
университет, факультет менеджмента.
Рекомендовано
УМО высших учебных заведений РФ
по образованию
в области народной художественной
культуры,
социально
культурной деятельности и информационных
ресурсов
в качестве учебного
пособия для студентов
высших учебных
заведений, обучающихся по специальности
Реферат — Особенности производства культурных услуг
- формат
- размер
- добавлен
30 апреля 2010 г.
4), Канд. Экон. Наук, доц. Шекова (гл. 3 § 3. 1, 3. 3, 3. 4; гл. 5 § 5. 1) Рецензенты
М. А. Ариарский,
доктор культурологии, профессор, зав.
кафедрой
В. М. Чижиков, доктор
культурологии, профессор, зав. кафедрой
менеджмента социально-культурной сферы
МГУКИ
071401 — Социально-культурная деятельность»
Под общей редакцией
профессора И. М. Болотникова, профессора
Г. Л. Тульчинского
Учебное пособие
издается по решению Редакционно-издательского
совета Санкт-Петербургского государственного
университета культуры и искусств.
Дитрих
ван Веринг Катанка (гл. 3 § 3.5), д-р экон.
наук, проф. А. И. Дымникова (гл. 3 § 3.2),
В. Н. Евланов (гл. 5
§ 5.3), канд. пед. наук, проф., Е В. Клеппер
(гл. 6 § 6.1-6.6), д-р экон. наук, проф., Н. В.
Кротова (гл. 6 § 6.1-6.6), д-р пед. наук, д-р
филос. наук, проф., А. П. Марков (гл. 4 §
4.1-4.2), канд. пед.
наук, Д. В. Монастырский
(гл. 2 § 2.3), д-р культурологии, проф.,
С. В. Перминова (гл.
5 5.4), д-р филос. наук, проф., Г. Л. Тульчинский
(гл. 1; гл. 2 § 2.1-2.4;
гл. 3 § 3.1, 3.3-3.5; гл. 4 §§ 4.3-4.4; гл. 5 § 5.1, 5.3,
Оглавление
Структура и
содержание учебника «Теория и практика
социокультурного менеджмента» полностью
соответствует требованиям и дидактическим
единицам одноименной учебной дисциплины
действующего государственного
стандарта специальности «Социально-культурная
деятельность», которая определяет
концептуальные основы подготовки
специалистов, получающих квалификацию
«Менеджер социально-культурной
деятельности» в вузах культуры и искусств
и других высших учебных заведениях
страны.
В учебнике впервые
целостно и системно излагаются
теоретические проблемы и практические
вопросы социокультурного менеджмента,
раскрывается сущность происходящих в
стране социально-культурных реформ,
механизмов развития местного самоуправления
в культуре. Новизна учебника заключается
в диалектической взаимосвязи
изложенных научных идей и теории
деятельности как социальной основы
менеджмента, экономических преобразований
в стране, развития предпринимательства,
трансформаций отношения населения к
частной собственности, эволюции
психологии рядовых граждан, бизнесменов
и менеджеров. Материальные и духовные
продукты культуры и услуги рассматриваются
в учебнике не в общепринятом
культурологическом значении, а как
уникальный, не имеющий вещной формы
товар, реализуемый на рынке.
По основным
концептуальным вопросам подходы авторов
данного учебника к социально-культурной
деятельности и методам управления не
расходятся с общепризнанными научными
школами, но расширяют теоретические и
практические представления о природе,
сущности, видах и методах управления в
социокультурной сфере.
За последние
пятнадцать лет из-за рубежа в страну
пришло много переведенной на русский
язык литературы, в которой прописаны
рецепты стратегического менеджмента,
советы и рекомендации по управлению
современным производством, маркетингу
и т.д.
Она полезна для
отечественного предпринимателя, однако
для социально-культурной деятельности
с ее своеобразной структурой организаций,
учреждений и органов, материальной
базой, кадрами, формами и методами
работы, спецификой продуктов и услуг
эта литература мало адаптирована.
Проблема обеспеченности учебной
литературой по менеджменту
социально-культурной деятельности
усугубляется и тем, что эти вопросы
во времена плановой экономики не
являлись первостепенными и долгие
годы оставались на периферии практического
освоения и глубоких научных исследований.
Более того, многие
отечественные исследов т
вообще
ставили под сомнение возможность и
необходимость управления в этой сфере.
Во всяком случае, для культуры, которая
является доминирующей в социально-культурной
деятельности, управление как вид
деятельности считалось неприемлемым.
В этих оценках есть определенный смысл,
если рассматривать культуру и, шире,
социально-культурную деятельность лишь
с одной позиции — как саморазвивающуюся
систему, где могут превалировать
субъект-субъектные отношения, способные
обеспечить саморазвитие обоих субъектов.
Такая во многом «идеальная»
модель по своему замыслу привлекательна,
но дело в том, что она может быть пригодна
лишь для идеального общества, которого
пока в природе не существует.
Ученые и специалисты
не менее убежденно раскрывают наличие
в социокультурной деятельности других
факторов — необходимость условий, как
для саморазвития, так и для развития
личности, наличие информационного,
эстетического, педагогического
пространства или среды, деятельности
по организации деятельности людей,
социокультурной реабилитации
малозащищенных слоев общества и т.д.
Выдвигая такие
цели и решая соответствующие им задачи,
социокультурные учреждения превращаются
из субъектов социокультурной
деятельности в субъекты социокультурной
политики, вступая во взаимодействие, с
одной стороны, с органами культуры, а с
другой — общественными организациями,
формированиями, фондами, общественностью
и отдельными людьми. Такая цепочка
взаимосвязей не может развиваться без
организации, управления на всех этажах
вертикали и горизонтали отношений.
Современные методы и технологии
управления в социально-культурной
деятельности остаются малораз-работанными
и сильно засоренными неадаптированными
концепциями и теориями, заимствованными
из зарубежных исследований общего
менеджмента.
Навыки управления,
основанные на зарубежном опыте общего
менеджмента, не могут восполнить тот
пробел, который образовался в теории и
практике социокультурного менеджмента.
Все это актуализируют потребность
в дальнейшем изучении механизмов
социокультурного менеджмента. Не
исключена вероятность, что внедрение
инновационных моделей управления в
социокультурной сфере, предложенных
в учебнике, потребует от общей теории
управления пересмотра некоторых ее
положений или их дальнейшего развития.
Очевидно, что сопоставление общих
управленческих требований с социокультурным
процессом выявляет круг нерешенных
социокультурных проблем, разрешение
которых важно само по себе и необходимо
для результативного управления
социокультурной сферой. Речь идет также
об оценке существенного ценностного
сдвига, который произошел и развивается
в v
.щественном, индивидуальном сознании
и практике социокультурного управления
в последние полтора десятилетия и
который своеобразно проявляется в
каждом регионе, страны. Нельзя не видеть,
что государство во многом утратило роль
законодателя в культуре, передав эту
функцию в значительной мере своим
субъектам, оставив социально-культурные
институты наедине с собой, которые,
отойдя от прежних догм, медленно
эволюционизируют. В таких условиях
высшая школа обязана модернизировать
подготовку менеджеров социально-культурной
деятельности таким образом, чтобы эти
специалисты умели рационально
управлять, внедрять новые формы работы,
инновационные виды деятельности в
социокультурной сфере.
Несмотря на то,
что государственные учреждения культуры
продолжают финансироваться из бюджета,
тем не менее они вынуждены «вписываться»
в рыночные отношения — искать способы
заработать средства, привлекать
спонсоров, инвесторов. Это означает,
что социокультурная деятельность не
может успешно развиваться без
профессионального, компетентного
управления и регулирования.
Менеджмент стал
неотъемлемой частью деятельности
социокультурных учреждений, которые
вместе с государственными, частными
институтами и всем обществом погрузились
сегодня в рыночные отношения,
предъявляющие совершенно новые и жесткие
требования к деятельности и управлению
на всех уровнях — от небольшого
провинциального клуба до федеральных
органов управления культурой. Умелое
использование научно обоснованного
менеджмента, адаптированного к
социально-культурной деятельности,
означает жизнь, оставаться с надеждой
только на бюджетные остатки — значит
медленно умирать. Выбор уже сделан.
Некоторые учреждения культуры уже
давно закрылись, большая же часть —
успешно развивается и процветает. Однако
сложная и во многом непредсказуемая
экономическая и финансовая среда,
радикальные социальные перемены,
законодательная неопределенность
усложняют развитие управленческих
отношений в культуре, повышают цену
управленческих ошибок и значимость
управленческого мастерства. За последние
годы в стране появились первые книги
по менеджменту в культуре, социокультурному
менеджменту, которые в определенной
степени позволяют заполнить
образовавшийся вакуум. К ним относятся
учебные пособия: Рудич Л.И. Менеджмент
социокультурной сферы. Основы технологии.
Кемерово: Кузбассвузиздат, 1996. 268 с;
Михеева Н.А., Гален-ская Л.Н. Менеджмент
в социокультурной сфере. СПб.: Изд-во
Михайлова В.А. 2000. 170 с; Тульчинский
Г.Л. Менеджмент в сфере культуры. СПб.:
Лань, 2001. 384 с; Карпухин О.И. Культурная
политика и менеджмент. М., 1998. Чижиков
В.М., Чижиков В.В. Введение в социокультурный
менеджмент. М.: МГУКИ. 2003. 382 с. Отдавая
должное авторам указанных трудов как
первопроходцам в деле научного,
практического и технологического
освоения проблем социокультурного
менеджмента, высокому уровню их работ,
нельзя не отметить, что рассматриваемая
проблема заслуживает большего внимания
ученых и специалистов и большего
количества учебников, учебных пособий
и другой обучающей литературы.
Имея большой опыт
практической работы в социокультурной
сфере, опыт педагогической работы в
вузе, авторы данного учебника постарались
изложить проблемы социокультурного
менеджмента системно, в исторической
ретроспективе, сформулировали основные
понятия, принципы и категории, раскрыли
основные технологические процессы
современного менеджмента в учреждениях
социокультурной сферы. В учебнике
«Теория и практика социокультурного
менеджмента» предусматриваются
дидактические технологии изучения
каждой темы по циклам лекций, семинарским,
полугрупповым, мелкогрупповым и
индивидуальным занятиям. В процессе
изучения разделов учебника студенты
выполняют практические и лабораторные
работы (разработка проектов
социально-культурного развития
муниципальных образований, регионов;
разработка моделей управления
социокультурными учреждениями,
маркетинговых технологий, способов
привлечения и аккумулирования внебюджетных
средств; разработка уставов, положений,
должностных инструкций и др.).
Ресурсный потенциал культуры
- формат
- размер
- добавлен
20 ноября 2010 г.
СамГУ, специальность Культурология, 4 курс Содержание Введение Общая характеристика ресурсной базы социально-культурной деятельности Понятие о ресурсной базе Классификации ресурсов сферы культуры Специфические особенности ресурсного потенциала в сфере культуры Заключение Список литературы
Диплом — Предпринимательская деятельность в сфере культуры
- формат
- размер
- добавлен
21 декабря 2010 г.
Курсовая работа — Маркетинговые исследования в социально-культурной сфере
- формат
- размер
- добавлен
18 сентября 2011 г.
Курсовая работа — Маркетинговая деятельность предприятий социально-культурной сферы
- формат
- размер
- добавлен
30 июля 2009 г.
Пилялин Е. Менеджмент культуры
- формат
- размер
- добавлен
31 августа 2011 г.
Владивосток, 2007. Учебное пособие по дисциплине «Менеджмент культуры». Пособие содержит тематический план дисциплины, краткое изложение тем, контрольные вопросы и тесты к ним, а также вопросы для самоконтроля и список рекомендуемой литературы.
Болотников И. , Тульчинский Г. Менеджмент в сфере культуры
- формат
- размер
- добавлен
26 сентября 2010 г.
Учебное пособие, СПбГУКИ, 2007. — 448 с. В пособии последовательно рассматриваются понятие и содержание сферы культуры, технологии и особенности менеджмента в культуре, возможные роли государства в управлении сферой культуры, источники финансирования работы учреждений культуры, организация аффективного фандрейзинга, методы разработки и обеспечения реализации культурных программ, планирования, учета и контроля, система работы с персоналом.