- Освальд Шпенглер – немецкий философ, историк, культуролог, один из основоположников современной философии культуры. Образ, символ и стиль культуры. Исследование современной социокультурной ситуации, попытка проанализировать истоки цивилизационного кризиса
- Общие сведения об авторе
- Философия культуры
- Философия культуры
- Систематизации культур по Шпенглеру
- Стадии развития великих культур
- Общие понятия теории цивилизации
- Теория цивилизации Шпенглера
- Культурно-исторические типы Н. Данилевского
- Теория А. Тойнби
Освальд Шпенглер – немецкий философ, историк, культуролог, один из основоположников современной философии культуры. Образ, символ и стиль культуры. Исследование современной социокультурной ситуации, попытка проанализировать истоки цивилизационного кризиса
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
ФГБОУ ВПО «Пензенский государственный университет»
Факультет педагогики, психологии и социальных наук
Кафедра «Изобразительное искусство и культурология»
на тему «Типология культуры Освальда Шпенглера»
Выполнил: студент группы 13МС1
Освальд Шпенглер (1880-1936) — немецкий философ, историк, культуролог, один из основоположников современной философии культуры. Выделив в истории цивилизации ряд уникальных, взаимопроницаемых культур, считал, что любая из них существует 1000 лет, после чего вырождается, превращаясь в цивилизацию — «бездушный интеллект» или «массовое общество». В своей главной работе «Закат Европы» — Шпенглер указывает на неизбежность будущего разрушения западной (европейской) цивилизации.
Шпенглер бесконечно учен, он сам говорит, что сделанное им открытие запоздало потому, что со смерти Лейбница ни один философ не владел всеми методами точного знания. Математика и физика, история религий и политическая история, все искусства, в особенности архитектура и музыка, судьбы народов и культур — всё это странно сплетаясь друг с другом, составляет единый предмет Шпенглеровских размышлений.
Шпенглер превратился в философа и пророка, имя которого было у всех на устах. Только в 1921-1925 годах и только в Германии вышло 35 работ Шпенглера.
В «Закате Европы» сформулирована оригинальная культуро-философская концепция автора, о которой до сих пор ведутся теоретические споры. Базовыми понятиями для этой концепции являются культура и цивилизация, которые немецкий теоретик понимает нетрадиционно, вкладывая в эти два слова особый смысл. Нельзя понять выдвигаемые Шпенглером положения, не разобравшись в используемых им терминах. Стоит прислушаться к мнению Г.М. Тавризян, считающей, что историко-культурная концепция Шпенглера строится на сопоставлениях, соотнесении и, большей частью, антономичном противопоставлении «культуры» и «цивилизации». В то же время справедливая критика традиционных теорий, исследование современной социокультурной ситуации, попытка проанализировать истоки культурного кризиса делают «Закат Европы» чрезвычайно актуальным. Чтобы определить, какой смысл О.Шпенглер вкладывает в термины «культура» и «цивилизация», увидеть взаимосвязь между этими понятиями, необходимо выявить их место в его концепции.
1. Образ, символ и стиль культуры
шпенглер культуролог философия цивилизационный
Ключом к пониманию всемирной истории культуры, с точки зрения ученого, выступает символ. Для того чтобы воссоздать дух эпохи, пишет он, недостаточно лишь проиллюстрировать историю теми или другими событиями, памятниками, произведениями искусства. Необходимо выяснить более глубокую взаимосвязь форм культуры, которые воспринимаются как символ. «Народы, языки и эпохи, битвы и идеи, государства и боги, искусства и произведения, науки, правовые отношения, хозяйственные формы и мировоззрения, великие люди и великие события являются символами и подлежат в качестве таковых толкованию». В каждой культуре и в каждой исторической эпохе существует свой символ, представляющий её знак. Символы и знаки создают образ культуры, по особым законам складываются в целое, которое воссоздает облик эпохи.
Собственная «идея» каждой культуры, о которой говорит Шпенглер, вовсе не аналогична идее культуры, как её понимает, например Гегель. Если у Гегеля первичной была логика, то у Шпенглера первичной является душа культуры. Большое значение имеет, какой смысл у Шпенглера приобретает термин «душа» применительно к культуре. Для него термин «душа культуры» есть яркое и в тоже время точное выражение того обстоятельства, что основание культуры несводимо к разуму. У каждой культуры есть своя собственная душа, реализующаяся во множестве индивидуальных жизней. Душа каждой культуры уникальна и не может быть до конца выражена рациональными средствами. Потому так трудно вникнуть во внутренний мир людей иной культуры, понять природу их символов, чувств, верований.
Все культуры характеризуются ограниченной продолжительностью в истории и замкнуты в себе самих.
Восемь великих культурно-исторических типов занимают свое место на карте мировой истории:
8. Народов майя.
Культуры обладают общей структурой, но имеют индивидуальный стиль и облик. В истории нельзя обнаружить такие абстракции, как формы мышления вообще, государство вообще.
Шпенглер считает, что каждая культура имеет своё собственное естествознание и даже свою уникальную природу, т.к. природа воспринимается человеком через культуру.
Таким образом, Шпенглер называет культурами определенные общественные образования вместе с их характерными особенностями. Каждая нация, по его мнению, наделяет людей своей идеей, своими страстями, своей жизнью, и все культуры «строго привязаны на протяжении своего существования» к тем странам, которые послужили основой для их возникновения. Культура для О.Шпенглера живое существо высшего порядка, выросшее «со своей возвышенной беспечностью», «подобно цветам в поле».
2. Цивилизация как закат культуры
В основе каждой культуры лежит душа, а культура — это символическое тело, жизненное воплощение этой души. Но ведь всё живое когда-нибудь умирает. Живое существо рождается, чтобы реализовать свои душевные силы, которые затем угасают со старостью и уходят в небытии вместе со смертью. Такова судьба всех культур. Длительность цикла развития культуры Шпенглер определяет примерно в 1000 — 1500 лет.
Каждая культура проходит возрастные ступени отдельного человека. У каждой есть своё детство, юность, возмужалость и старость. Культура рождается в тот миг, когда из прадушевного состояния вечно-младенческого человечества пробуждается и отслаивается великая душа. Она расцветает на почве строго ограниченной местности, к которой она и остается привязанной, наподобие растения.
Смерть культуры есть исчерпание её души, когда её смыслы уже не вдохновляют людей, обращенных теперь не к осуществлению культурных ценностей, а к утилитарным целям и благоустройству жизни. Этот период Шпенглер связывает с наступлением эпохи цивилизации. Цивилизация есть неизбежная судьба культуры. Современность — фаза цивилизации, а не культуры. В связи с этим отпадает ряд жизненных содержаний как невозможных. Как только цель достигнута, и вся полнота внутренних возможностей завершена и осуществлена вовне, культура внезапно коченеет, отмирает, её кровь свёртывается, силы надламываются — она становится цивилизацией. И она, огромное засохшее дерево в первобытном лесу, ещё многие столетия может топорщить свои гнилые сучья.
Цивилизация — это те самые крайние и искусственные состояния, осуществить которые способен высший вид людей. Шпенглер называл цивилизацией одряхлевшую культуру, реализовавшую свои цели, подошедшую к концу своего существования.
В чём же различия между культурой и цивилизацией? Очень хорошо их сформулировал Н. Бердяев: «культура не развивается бесконечно, она несёт в себе семя смерти, в ней заключены начала, которые неотвратимо влекут её к цивилизации. Цивилизация, же есть, смерть духа культуры динамичное движение внутри культуры с её кристаллизованными формами неотвратимо влечёт к выходу за пределы культуры. На этих путях совершается переход культуры к цивилизации. Культура — есть творческая деятельность человека. В культуре творчество человека получает свою объективизацию. Цивилизация — переход от культуры, от созерцания, от творчества ценностей к самой жизни. И, наконец: культура — религиозна по своей основе, цивилизация — безрелигиозна. Культура происходит от культа, она связана с культом предков, она невозможна без священных преданий. Цивилизация есть воля к могуществу, к устроению поверхности земли. Культура — национальна. Цивилизация — интернациональна. Культура — аристократична, а цивилизация — демократична.»
По чему же цивилизация, несущая человеку социальное и техническое благоустройство жизни вызывает у Шпенглера ощущение гибели культуры? Ведь сохраняются прекрасные произведения искусства, научные достижения, мир культурных символов. Шпенглер увидел более глубокую и неочевидную сторону дела. Культура жива до тех пор, пока она сохраняет глубоко интимную, сокровенную связь с человеческой душой. Душа культуры живёт не сама по себе, а лишь в душах людей, живущих смыслами и ценностями данной культуры.
Если культура перестаёт притягивать и вдохновлять человеческие души, она обречена. Для античности это состояние наступило в римскую эпоху. Для Европы, пишет Шпенглер, время заката придёт через 2000 лет.
Отсюда Шпенглер видит опасность, которую несёт с собой цивилизация. Нет ничего дурного в благоустройстве жизни, но когда оно поглощает человека целиком, то на культуру уже не остаётся душевных сил. Он ничего не имеет против удобств и достижений цивилизации, но он предупреждает против цивилизации, вытесняющей подлинную культуру.
Шпенглер не отрицает цивилизацию, но он и не человек «цивилизации», способный откинуть в сторону старый «культурный хлам» ради того, чтобы уютно чувствовать себя в мире обыденных забот. Отсюда вытекает его двойственное мироощущение.
Из всего выше сказанного мы можем сделать вывод, что отказ от культуры совершается нагло и агрессивно. Человек не испытывает желания подняться до высот культуры, сделать усилие, чтобы её поднять. Он требует, чтобы всё было выровнено до его унылого уровня, а всякая утонченность, изысканность и воспитанность объявляются ненужными излишествами. Внутреннее богатство духа сменяется внешней, лихорадочной и даже инстинктивной активностью. И встает вопрос: но разве Шпенглер не приближался своими утверждениями к истине? Возьмется ли кто-нибудь утверждать, что в XX в. человек живет более богатой в духовном отношении жизнью, чем представитель века XIX? Кто может, аргументировано заявить, что в литературе, живописи, музыке, поэзии люди западного мира в XX в. создали более выдающиеся произведения по сравнению с прошлым столетием? Я думаю, что никто. И если что и является несомненным, так это прогресс в науке и технике.
Размещено на Allbest.ru
(Освальд Шпенглер. Родился в 1880 г. Гуманитарное образование. Закончил философский Лейпцигский университет.
Числил себя в учениках Ницше. В начале XX в (1911) начал писать. За 3 года написал двухтомный труд «Закат Западного мира» («Закат Европы»).
1914 ― закончил. Началась I М.В. и всем стало не до философии. Напечатали только в 1918.
I М.В. ― это время для Европы было очень сложным. Европа впервые столкнулась с военными действиями такого масштаба. Раньше ― только локальные воины. Эти события отразились на мировоззрении европейцев. Европа вынуждена понять, что основные ценности начали девальвироваться. Базовый слой в сознании ― уважение к религии, следование христианским традициям. События I М.В. пошатнули религиозное сознание. В умах возник и сформировался вопрос: так ли всемогущ Бог, если допускает гибель стольких? Христианство стало превращаться в традицию.
Вторая ценность была в науку. Европейцы были уверены, что наступает время научной цивилизации, которая всемогуща. Первые же месяцы войны обнаружили, что наука не собиралась устраивать рай на земле. У неё свои цели и задачи: телеграф, телефон, ж/д. Наука разработала и новые виды оружия: пушки, танки и самое страшное ― отравляющие газы. Наука утратила статус ценности. Наука не связала себя с понятием добро и зло. Её задача ― поиск истины.
В I М.В. Европа осознала, что человеческая личность со своей индивидуальностью нигде не играет особой роли. Вера в значимость человеческой личности начала распадаться.
Европа вышла другой из I М.В. Сами люди, возвратившиеся с фронтов застали жизнь другой.
Поколение, вернувшееся с войны оказалось в противоречивом состоянии: они рады, что вернулись, но жизнь не могла предложить им ничего хорошего.
Как раз издалась книга Шпенглера. Они увидели, что автор предсказал всё до I М.В. Предсказал появление мегаполисов.
Поразили прежде всего пророчества.
В книге он писал, что европейская культура приблизилась к своему концу. Книга отвечала на многие вопросы, совпадала со многими впечатлениями. Книгу перевели на все европейские языки.
Первое издание на русском языке появилось в 1922 году. II том издать не удалось. До 80-х гг. Шпенглера держали в спецхранах. II том переводили 7 лет (уже после 80-х).
У Шпенглера нет научного стиля. Метафоры, сравнения, поэтические образы, идиомы. II том издали в сер. 90-х.
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к
профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные
корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.
Выделяет 8 культур:
1. Египетская 2. Китайская 3. Индийская 4. Майа 5. Греко-римская (Аполлоновская) 6.Германо-романская (Фаустовская) 7. Византийско-арабская (Магическая) 8. Вавилонская.
Критерии выделения культур.
Каждая культура вырастает из своей особой идеи. Идея ― прасимвол или прафеномен. Идеи разные и культуры разные. Родства между культурами нет (близок к Данилевскому)
Аполлоновская культура. Её прасимвол ― телесность. Это культура, которая стремиться к материальной форме. Развивается скульптура. Из наук ― геометрия. Каждая идея ― воплощение. Религия ― олимпийский пантеон.
Европейская культура. Прасимвол ― глубина. Доктор Фауст ― психологическая глубина сложности, противоречивости. Искусства ― живопись. Наука ― алгебра. Музыка ― полифония.
Шпенглер представлял культуру аналогом живого организма. Он биологист, как Данилевский. Бессмертных культур нет и не бывает.
Культура проходит несколько стадий развития. Стадии Шпенглер рассматривает как развитие человека ― детство, юность, старость. Но в таблицах использует 4-е времени года.
Смерть культуры. Это период, который следует называть «цивилизация». Он не считает, что смерть культуры её исчезновение. Культура уходит в тот момент, когда у народа исчезает творческий потенциал. На место творчеству приходит работа, на место науки ― изобретения. Человек как носитель культуры не развивается. Этот переход не означает катастрофы.
Европа подошла к своему краю. Европа вступила в стадию цивилизации.
Срок жизни ― 1 тыс. лет.
Считал, что между культурами есть переклички, но это «отблеск костра на стене».
«Закат Европы» ― его единственная книга. Умер во II М.В.
Концепции близки друг к другу. Оба биологисты, отказываются от понятия единый человеческий путь. Различаются тем, что Данилевский следовал логике естественных наук, Шпенглер выстраивал по законам философии, идеалистической концепции. У Шпенглера появилось понятие «судьба».
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему
учебному проекту
Общие сведения об авторе
Освальд Шпенглер (1880–1936) был выдающимся философом из Германии, а также культурологом, историком, представителем современной философии культуры (см. рисунок).
Рис. — О. Шпенглер
Главным творением Шпенглера по праву стоит считать «Закат Европы», принесшее ему всеобщую известность и успех. Цель данного монументального труда можно описать следующим образом: исходя из замыслов философа, книга есть попытка предопределения истории, передачи драмы жизни и гибели западной культуры.
На творческую деятельность Шпенглера в большой мере повлияли такие философы как Шопенгауэр, Ф. Ницше, А. Бергсон, а также эстетическое учение В. Воррингера, творчество Гете.
Философия культуры
В своём подходе при изучении культуры Шпенглер старается уйти от концепции единства всего культурно-исторического процесса, подводимого под единую стержневую логику, которая охватывает всю историю, оканчиваясь в важной точке.
Шпенглер утверждал сравнительно-типологический принцип процесса изучения исторической картины мира, таким образом, ставя под сомнение фундаментальные основы европоцентризма.
Шпенглер не признавал никакой единой мировой культуры. Его культурная концепция состояла в том, что имеют место самые разные виды культуры со своей особой судьбой и кармой. Шпенглер придерживался мнения, что у человечества нет ни идеи, ни плана, а весь линейный процесс развития всемирной истории, по его мнению, бездарен.
Каждая культура обладает своей идеей, не схожей с той, которую понимал, например, Гегель. Он видел основой идеи логику, а Шпенглер брал за данную основу душу культуры. Логика, наука и искусство являются чем-то вторичным относительно души.
Можно сказать, что Шпенглер подразумевал под термином культуры символически отображенную систему, в которой реализуется некая душа: «Культура в качестве совокупности чувственно-ставшего выражения души в жестах и трудах, в качестве тела ее, смертного, переходящего, культура в качестве совокупности значимых символов жизни, чувствования и понимания: таков язык, которым только и может поведать душа, как она желает». Культура соответствует по своей смысловой нагрузке понятиям истории и общества.
Цивилизация есть старость культуры, ведущая к постепенному отмиранию энергии в душе культуры, признаками которой можно считать атеизм, материализм, революционные процессы.
Стоит понимать, что Шпенглер вкладывает в определение «душа» культуры.
«Душа культуры» согласно Шпенглеру, есть яркое и точное определение того факта, что культурный фундамент нельзя сводить к разуму. Каждой культуре присуща своя собственная душа, реализуемая в бесконечном количестве индивидуальных жизней.
Душа культуры — это уникальное и невыразимое определение посредством рациональных средств. Это одна из ключевых причин, согласно которой люди иных культур не в состоянии понять внутренний мир социума другой культуры, ее чувств, символов, таинств.
«Каждая великая культура обладает тайным языком мирочувствования, вполне понятным только тому, чья душа в полной мере принадлежит данной культуре».
Шпенглер рассматривал три исторические культуры, такие как:
- античная,
- европейская,
- арабская.
Каждая культура обладает соответствующей душой. Из этого исходит то, из чего каждая душа состоит:
- Аполлоновской душе присуще идеальное чувственное тело
- Фаустовская душа выбрала своим символом беспредельное пространство, динамизм;
- Магическая душа, олицетворяющая противостояние между душей и телом, выражает магическую взаимосвязь между ними.
Культуре суждено пройти ступени возраста, соответствующие жизни отдельно взятого человека:
- детство,
- юность,
- зрелость,
- старость.
Кроме того, Шпенглер отмечал, что все культуры можно считать равноправными, уникальными, неповторимыми, ни одну из них нельзя оценить с какой-то внешней стороны, позиции другой культуры: «феномен иных культур говорит на ином языке, а другим людям характерны другие истины».
Идеи Н.Я. Данилевского развиваются О. Шпенглером (1880 — 1936) в работе «Закат Европы» (1914). Известно, что он читал книгу Данилевского, хотя нигде на нее не ссылается.
Отстаивая идею дискретного характера истории, Шпенглер утверждает, что не существует поступательного развития культуры с его закономерностями, а есть лишь круговорот локальных культур. Уподобляя культуры живым организмам, понимая их как живые существа высшего порядка, Шпенглер считает, что они зарождаются неожиданно и «вырастают с возвышенной бесцельностью, подобно цветам в поле», будучи абсолютно изолированными и лишенными общих связей. Жизненный цикл каждой культуры с фаталистической неизбежностью заканчивается смертью.
Шпенглер выделяет восемь типов культур, достигших своего завершения: китайская; вавилонская; египетская; индийская; античная (греко-римская), или «аполлоновская»; арабская, или «магическая»; западно-европейская, или «фаустовская»; культура народа майя. В особый тип, как находящийся еще на стадии возникновения, О. Шпенглер выделял «русско-сибирскую» культуру.
Противопоставляя понятия культура и жизнь, Шпенглер понимает под культурой внешнее проявление внутреннего строя души народа, стремление коллективной души народа к самовыражению. В этом смысле культура не тождественна разуму, она возникает из устремления к «космичности», что передается в «такте», «ритме», «тональности» переживания коллективной души. Тем самым Шпенглер порывает с традицией просветительского гуманизма. Каждой культуре, каждой душе присуще первичное мироощущение, свой «первосимвол», из которого и проистекает все богатство ее форм; вдохновленная им, она живет, чувствует, творит. «Каждая из великих культур обладает тайным языком мирочувствования, вполне понятным только тому, кто к этой культуре принадлежит. Чтобы понять культуру Индии, нужно иметь душу брамина»8. Так для фаустовской» души европейской культуры «первосимволом» выступает только ей свойственный способ переживания пространства и времени — «устремленность в бесконечность», которого не знали другие великие культуры. Идея бесконечности в математике, подзорная труба, дальнобойное орудие, Суэцкий канал, перспектива в живописи — все эти разно-порядковые явления есть ни что иное, как проявление этого «первосимвола». «Аполлоновская» душа античной культуры, напротив, осваивала мир, основываясь на принципе «обозримого предела». Для греков просто не существует то, что далеко и невидимо, они воспринимают только зрительно обозримое трехмерное пространство. Им чуждо все иррациональное, не известен нуль и отрицательные числа. Они не знают истории, археологии, астрономии, «аполлоновская» душа не нуждается в историчности. Грекам известны солнечные и водяные часы, но они не пользуются точным отсчетом времени. Античный человек не замечает течения времени и полностью растворен в его потоке.
Историко-культурный тип замкнут в себе, существует обособленно, изолированно. Культура живет собственной, особой жизнью, культивируя свой «такт», «ритм», «вкус», «тональность». Она ничего не может воспринять от других культур. Не существует никакой исторической преемственности, никакого влияния или заимствования. Новая молодая культура, воспринимая влияние какой-либо другой, немедленно подчиняет воспринятое присущему ей «ритму», «такту», «вкусу». Культуры самодостаточны, а потому диалог невозможен. Человек, принадлежащий к определенной культуре, не только не может воспринять иных ценностей, но и не в силах их понять. Китаец или араб смотрят на мир иными глазами, чем грек, они живут другими интересами, их волнуют другие заботы. Западно-европейская душа отделена от восточной непроходимой пропастью. Все нормы духовной деятельности человека имеют смысл только в рамках конкретной культуры и значимы только для нее.
По мнению Шпенглера, единства человечества не существует, понятие «человечество» для него лишь пустой звук. «Всемирная история» — это созданная рационализмом иллюзия, порожденная европейским культурным типом. Каждый тип культуры с неизбежностью судьбы проходит одни и те же жизненные этапы (от рождения до смерти), порождает одни и те же явления, окрашенные, однако, в своеобразные тона, присущие только ему. Тем не менее, в самой концепции Шпенглера можно найти примеры взаимодействия культур. Действительно, античность передала европейской культуре идеи христианства и вдохновила эпоху Ренессанса. Да и сама книга «Закат Европы», воссоздающая образы давно погибших культур, свидетельствует, что идеи общности человеческой истории и культуры имеют далеко не беспочвенное основание.
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему
учебному проекту
Идеи Н.Я. Данилевского развиваются О. Шпенглером (1880 — 1936) в работе «Закат Европы» (1914). Известно, что он читал книгу Данилевского, хотя нигде на нее не ссылается. Отстаивая идею дискретного характера истории, Шпенглер утверждает, что не существует поступательного развития культуры с его закономерностями, а есть лишь круговорот локальных культур. Уподобляя культуры живым организмам, понимая их как живые существа высшего порядка, Шпенглер считает, что они зарождаются неожиданно и «вырастают с возвышенной бесцельностью, подобно цветам в поле», будучи абсолютно изолированными и лишенными общих связей. Жизненный цикл каждой культуры с фаталистической неизбежностью заканчивается смертью. Шпенглер выделяет восемь типов культур, достигших своего завершения: китайская; вавилонская; египетская; индийская; античная (греко-римская), или «аполлоновская»; арабская, или «магическая»; западно-европейская, или «фаустовская»; культура народа майя. В особый тип, как находящийся еще на стадии возникновения, О. Шпенглер выделял «русско-сибирскую» культуру. Противопоставляя понятия культура и жизнь, Шпенглер понимает под культурой внешнее проявление внутреннего строя души народа, стремление коллективной души народа к самовыражению. В этом смысле культура не тождественна разуму, она возникает из устремления к «космичности», что передается в «такте», «ритме», «тональности» переживания коллективной души. Тем самым Шпенглер порывает с традицией просветительского гуманизма. Каждой культуре, каждой душе присуще первичное мироощущение, свой «первосимвол», из которого и проистекает все богатство ее форм; вдохновленная им, она живет, чувствует, творит. «Каждая из великих культур обладает тайным языком мирочувствования, вполне понятным только тому, кто к этой культуре принадлежит. Чтобы понять культуру Индии, нужно иметь душу брамина»8. Так для фаустовской» души европейской культуры «первосимволом» выступает только ей свойственный способ переживания пространства и времени — «устремленность в бесконечность», которого не знали другие великие культуры. Идея бесконечности в математике, подзорная труба, дальнобойное орудие, Суэцкий канал, перспектива в живописи — все эти разно-порядковые явления есть ни что иное, как проявление этого «первосимвола». «Аполлоновская» душа античной культуры, напротив, осваивала мир, основываясь на принципе «обозримого предела». Для греков просто не существует то, что далеко и невидимо, они воспринимают только зрительно обозримое трехмерное пространство. Им чуждо все иррациональное, не известен нуль и отрицательные числа. Они не знают истории, археологии, астрономии, «аполлоновская» душа не нуждается в историчности. Грекам известны солнечные и водяные часы, но они не пользуются точным отсчетом времени. Античный человек не замечает течения времени и полностью растворен в его потоке. Историко-культурный тип замкнут в себе, существует обособленно, изолированно. Культура живет собственной, особой жизнью, культивируя свой «такт», «ритм», «вкус», «тональность». Она ничего не может воспринять от других культур. Не существует никакой исторической преемственности, никакого влияния или заимствования. Новая молодая культура, воспринимая влияние какой-либо другой, немедленно подчиняет воспринятое присущему ей «ритму», «такту», «вкусу». Культуры самодостаточны, а потому диалог невозможен. Человек, принадлежащий к определенной культуре, не только не может воспринять иных ценностей, но и не в силах их понять. Китаец или араб смотрят на мир иными глазами, чем грек, они живут другими интересами, их волнуют другие заботы. Западно-европейская душа отделена от восточной непроходимой пропастью. Все нормы духовной деятельности человека имеют смысл только в рамках конкретной культуры и значимы только для нее. По мнению Шпенглера, единства человечества не существует, понятие «человечество» для него лишь пустой звук. «Всемирная история» — это созданная рационализмом иллюзия, порожденная европейским культурным типом. Каждый тип культуры с неизбежностью судьбы проходит одни и те же жизненные этапы (от рождения до смерти), порождает одни и те же явления, окрашенные, однако, в своеобразные тона, присущие только ему. Тем не менее, в самой концепции Шпенглера можно найти примеры взаимодействия культур. Действительно, античность передала европейской культуре идеи христианства и вдохновила эпоху Ренессанса. Да и сама книга «Закат Европы», воссоздающая образы давно погибших культур, свидетельствует, что идеи общности человеческой истории и культуры имеют далеко не беспочвенное основание.
Освальд Шпенглер (1880–1936) был выдающимся философом из Германии, а также культурологом, историком, представителем современной философии культуры (см. рисунок).
Рис. — О. Шпенглер
На творческую деятельность Шпенглера в большой мере повлияли такие философы как Шопенгауэр, Ф. Ницше, А. Бергсон, а также эстетическое учение В. Воррингера, творчество Гете.
Философия культуры
В своём подходе при изучении культуры Шпенглер старается уйти от концепции единства всего культурно-исторического процесса, подводимого под единую стержневую логику, которая охватывает всю историю, оканчиваясь в важной точке.
Шпенглер утверждал сравнительно-типологический принцип процесса изучения исторической картины мира, таким образом, ставя под сомнение фундаментальные основы европоцентризма.
Шпенглер не признавал никакой единой мировой культуры. Его культурная концепция состояла в том, что имеют место самые разные виды культуры со своей особой судьбой и кармой. Шпенглер придерживался мнения, что у человечества нет ни идеи, ни плана, а весь линейный процесс развития всемирной истории, по его мнению, бездарен.
Каждая культура обладает своей идеей, не схожей с той, которую понимал, например, Гегель. Он видел основой идеи логику, а Шпенглер брал за данную основу душу культуры. Логика, наука и искусство являются чем-то вторичным относительно души.
Цивилизация есть старость культуры, ведущая к постепенному отмиранию энергии в душе культуры, признаками которой можно считать атеизм, материализм, революционные процессы.
Душа культуры — это уникальное и невыразимое определение посредством рациональных средств. Это одна из ключевых причин, согласно которой люди иных культур не в состоянии понять внутренний мир социума другой культуры, ее чувств, символов, таинств.
Шпенглер рассматривал три исторические культуры, такие как:
- античная,
- европейская,
- арабская.
Каждая культура обладает соответствующей душой. Из этого исходит то, из чего каждая душа состоит:
- Аполлоновской душе присуще идеальное чувственное тело
- Фаустовская душа выбрала своим символом беспредельное пространство, динамизм;
- Магическая душа, олицетворяющая противостояние между душей и телом, выражает магическую взаимосвязь между ними.
Культуре суждено пройти ступени возраста, соответствующие жизни отдельно взятого человека:
- детство,
- юность,
- зрелость,
- старость.
(Освальд Шпенглер. Родился в 1880 г. Гуманитарное образование. Закончил философский Лейпцигский университет.
1914 ― закончил. Началась I М.В. и всем стало не до философии. Напечатали только в 1918.
I М.В. ― это время для Европы было очень сложным. Европа впервые столкнулась с военными действиями такого масштаба. Раньше ― только локальные воины. Эти события отразились на мировоззрении европейцев. Европа вынуждена понять, что основные ценности начали девальвироваться. Базовый слой в сознании ― уважение к религии, следование христианским традициям. События I М.В. пошатнули религиозное сознание. В умах возник и сформировался вопрос: так ли всемогущ Бог, если допускает гибель стольких? Христианство стало превращаться в традицию.
Вторая ценность была в науку. Европейцы были уверены, что наступает время научной цивилизации, которая всемогуща. Первые же месяцы войны обнаружили, что наука не собиралась устраивать рай на земле. У неё свои цели и задачи: телеграф, телефон, ж/д. Наука разработала и новые виды оружия: пушки, танки и самое страшное ― отравляющие газы. Наука утратила статус ценности. Наука не связала себя с понятием добро и зло. Её задача ― поиск истины.
В I М.В. Европа осознала, что человеческая личность со своей индивидуальностью нигде не играет особой роли. Вера в значимость человеческой личности начала распадаться.
Европа вышла другой из I М.В. Сами люди, возвратившиеся с фронтов застали жизнь другой.
Поколение, вернувшееся с войны оказалось в противоречивом состоянии: они рады, что вернулись, но жизнь не могла предложить им ничего хорошего.
Как раз издалась книга Шпенглера. Они увидели, что автор предсказал всё до I М.В. Предсказал появление мегаполисов.
Поразили прежде всего пророчества.
В книге он писал, что европейская культура приблизилась к своему концу. Книга отвечала на многие вопросы, совпадала со многими впечатлениями. Книгу перевели на все европейские языки.
Первое издание на русском языке появилось в 1922 году. II том издать не удалось. До 80-х гг. Шпенглера держали в спецхранах. II том переводили 7 лет (уже после 80-х).
У Шпенглера нет научного стиля. Метафоры, сравнения, поэтические образы, идиомы. II том издали в сер. 90-х.
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.
Выделяет 8 культур:
1. Египетская 2. Китайская 3. Индийская 4. Майа 5. Греко-римская (Аполлоновская) 6.Германо-романская (Фаустовская) 7. Византийско-арабская (Магическая) 8. Вавилонская.
Критерии выделения культур.
Каждая культура вырастает из своей особой идеи. Идея ― прасимвол или прафеномен. Идеи разные и культуры разные. Родства между культурами нет (близок к Данилевскому)
Аполлоновская культура. Её прасимвол ― телесность. Это культура, которая стремиться к материальной форме. Развивается скульптура. Из наук ― геометрия. Каждая идея ― воплощение. Религия ― олимпийский пантеон.
Европейская культура. Прасимвол ― глубина. Доктор Фауст ― психологическая глубина сложности, противоречивости. Искусства ― живопись. Наука ― алгебра. Музыка ― полифония.
Шпенглер представлял культуру аналогом живого организма. Он биологист, как Данилевский. Бессмертных культур нет и не бывает.
Культура проходит несколько стадий развития. Стадии Шпенглер рассматривает как развитие человека ― детство, юность, старость. Но в таблицах использует 4-е времени года.
Европа подошла к своему краю. Европа вступила в стадию цивилизации.
Срок жизни ― 1 тыс. лет.
Собственную концепцию культуры разработал и обосновал немецкий философ О. Шпенглер в своей работе «Закат Европы, которая и сейчас остается актуальной. Шпенглер создал так называемую плюралистическую модель культурного развития.
Философ предложил концепцию культуры, согласно которой культура уподобляется живому организму. Культура как живой организм в процессе своего развития проходит те же фазы: рождение, юность, зрелость, дряхление и умирание. По Шпенглеру, культуры не вечны, со временем они теряют свое жизнеутверждающее начало и превращаются в цивилизацию. Вслед за Н.Я. Данилевским, Шпенглер считает, что каждая культура изолирована. Но В.С. Соловьев подвергает критике данный тезис, утверждая, что одним из факторов развития истории является взаимодействие культурных начал.
Тем не менее, Шпенглер не приемлет деление исторического процесса на древний, средневековый и новый периоды. У него исторический процесс распадается на множество самостоятельных культур, которые возникали на определенной территории, в определенной стране и генетически с ней связаны. На всем протяжении своего существования культуры проходят те же стадии развития, что и живой организм, а что касается истории, то это лишь свод биографических данных.
В основе любой культуры находится ее душа, а смерть культуры вызвана ее гибелью, исчерпанием ее ресурсов. По Шпенглеру, это тот период, когда стремления людей направлены на обретение материального благосостояния, комфорта. У философа это время соответствует понятию цивилизации, когда культура замирает в своем развитии, ее духовная сфера не вдохновляет людей. Цивилизация – это крайнее, уже искусственное состояние культуры. Но этот этап культура не может избежать, в этом ее предназначение.
Каждая культура наделена прасимволической основой, в которой сосредоточена ее уникальность, проявляющаяся в образе мышления, религиозного мировоззрения, искусстве, науке и других составляющих компонентах культуры.
Существующую реальность Шпенглер разделяет на историю и природу, в чем видит причины и пути возникновения и развития мировых культур. Реальность-природа постигается человеком органами чувств в том виде, в котором она уже существует. Реальность-история создается человеком с целью изучения окружающего мира и его соотнесения со своим собственным миром. Объектом исторического познания предстает мир в его динамической сущности. Природное же познание заключается в изучении статичного мира.
Систематизации культур по Шпенглеру
У каждой культуры есть своя душа, которая обладает уникальностью, поэтому все культуры одинаково значимы и равноправны. Ученый выделяет восемь культур, каждой из которых свойственнен определенный тип души. Их три типа:
- аполлоническая душа находится в основе египетской, индийской, вавилонской, китайской и греко-римской культур;
- магической душе принадлежит арабо-византийская культура;
- фаустовской душе – западноевропейская культура.
Отдельно Шпенглер ставит культуру майя и нарождающуюся русско-сибирскую культуру. Для каждой культуры отведен срок жизни в тысячу лет. Все они автономны, локальны и независимы друг от друга.
Стадии развития великих культур
Исследуя процесс культурного развития, Шпенглер выделяет общие фазы развития великих культур:
Предкультурная стадия характеризуется кочевым образом жизни. Человек плотояден, природа мыслится как стихия, враждебная человеку, с которой он находится в постоянном противоборстве. В процессе освоения земледелия человек переходит к оседлости, наделяет природу душой, и природа становится Матерью. Человек существует вне культуры, вне истории.
Ранний период развития: феодализм, аристократическая государственность. Зарождение культуры связывается с появлением городов и социальных классов. В условиях феодализма формируется национальная государственность.
Поздний период развития культуры. С развитием культуры появляется класс буржуазии, урбанистические ценности начинают преобладать в обществе, город доминирует над сельской местностью. Буржуазия приобретает авторитет. Этот период развития культуры имеет три стадии:
- Формирование государства и его иерархической структуры.
- Все социальные слои населения объединяются в единую нацию, составляя основу государственности, в котором царит абсолютная монархия как единственная форма правления.
- Свержение абсолютизма, приход к власти народа.
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в «Мои шпаргалки».
Общие понятия теории цивилизации
Цивилизацией принято называть межэтническую культурно-историческую группу людей, которая является чем-то большим, нежели нация, но меньшим, чем человечество (определение согласно А. Тойнби).
Изучение в сфере локальных цивилизаций принято связывать с именами таких исследователей как:
- Освальд Шпенглер;
- Николай Яковлевич Данилевский;
- Арнольд Тойнби.
Более подробно о видении каждого из них будет подробно описано далее в данной статье.
Теория цивилизации Шпенглера
Рис. 1 – О. Шпенглер
О. Шпенглер говорил о локальных цивилизациях в своем известнейшем произведении «Закат Европы», где культуролог из Германии описывал восемь локальных культур, ни коим образом не соприкасающихся и не вступающих в диалог.
Можно сказать, что каждая из них преодолела некие этапы возникновения, становления и упадка. После культура трансформируется в цивилизацию.
Шпенглер разделяет определения культуры и цивилизации, аргументируя это тем, что период цивилизации наступает лишь в том случае, когда в развитии культуры появляется фаза превалирования материального над духовным компонентом культуры.
Современники во многом подвергали критике точку зрения О. Шпенглера за то, что он отказывал культурам во взаимном действии друг с другом и чрезмерно изолировал их.
Культурно-исторические типы Н. Данилевского
Рис.2 – Н.Я. Данилевский
Отечественный ученый придерживался мнения, что специалисты в сфере культурологии должны определять и изучать культурно-исторические типы социума. Фундаментом выделения, с точки зрения Н.Я. Данилевского, должны быть особенности таких видов культурной деятельности, как религиозная, общественная, бытовая, научная, художественная.
Ученый придерживался того мнения, что каждый культурно-исторический тип обладает своей неповторимой культурой жизнедеятельности, не характерной и непередаваемой иным типам, так как они формируются автономно друг от друга, а также важны и понимаемы лишь в пределах данной народности либо группы народов.
Н.Я. Данилевским были выделены этапы развития некой локальной цивилизационной культуры:
- роста;
- культурное и политическое самоопределение;
- расцвет;
- исчерпание сил;
- накопление неразрешимых противоречий;
- утрата веры.
Замечание 1 «Ни один из культурно-исторических типов, – как говорил Н.Я. Данилевский, – не наделен привилегией вечного и неисчерпаемого прогресса».
Культурологом также были выделены двенадцать культурно-исторических типов, часть из которых преодолела все этапы жизнедеятельности, а часть из них так и не прошла в связи с их уничтожением.
Теория А. Тойнби
Рис. 3 – А. Тойнби
Теорию данного ученого о локальных цивилизациях принято считать самой представительной и кульминационной. А. Тойнби является последователем мнений О. Шпенглера и Н.Я. Данилевского. а свои главные заметки и исследования он явил миру в монументальном труде под названием «Постижение истории», который большинство культурологов и ученых иных отраслей по всему миру трактуют как шедевр исторической, культурологической и социологической мыслей.
А. Тойнби придерживался того мнения, что цивилизация обладает замкнутым циклом исторического существования, который состоит из возникновения, роста за счет энергии «жизненного прорыва», надлома, ведущего к упадку и разложению.
Он (то есть надлом) возникает в том случае, когда наступает внутреннее противоречие в социуме между творческим меньшинством, уже не способным найти разрешения тех или иных проблем, и людьми, не желающими ни трудиться, ни защищать отечество, но требующее своего обеспечения. Стоит отметить, что автор обозначил порядка 20 цивилизаций, но среди них выделил лишь пять «живых», по терминологии А. Тойнби:
- западную,
- православно-христианскую,
- исламскую,
- индуистскую,
- дальневосточную.
Попадая под влияние природно-географической среды и иных факторов, цивилизация приобретает сугубо свой собственный и неповторимый облик.
Арнольд Тойнби придерживался той точки зрения, что цивилизация есть единый организм со своей системой ценностей, высшими из которых являются религиозные.
Принципы локально-цивилизационного подхода до сих пор используются современными учеными. К примеру, С. Хантингтон также под цивилизацией трактует культурные социумы, обладающие своими языком, историческим наследием, традициями и, в своем преимуществе, религией. Этот автор также определил восемь ключевых цивилизаций, отношения между которыми можно назвать конфликтными. Это можно объяснить тем, что даже если политические и экономические расхождения можно нивелировать для достижения некого консенсуса, то примирить различные ценности и убеждения почти не представляется возможным.