Сущность цивилизации в рамках культуры согласно О. Шпенглеру

Сущность цивилизации в рамках культуры согласно О. Шпенглеру ЮнАрмия

Теория культурно-исторических типов Я. Данилевского

Согласно данной теории, цивилизация – это отдельный культурно-исторический тип, народы которого внесли весомый вклад в историю. Каждый из этих культурно-исторических типов проявляет себя в нескольких сферах: религиозной, культурной, политической и социально-экономической. Гармоничное сочетание этих сфер между собой говорит о совершенстве той или иной цивилизации.

Исторический процесс выражается в поэтапной смене культурно-исторических типов, которые проходят несколько этапов развития:

  • подготовительный (длится 1000 лет),
  • этап становления государственности (400 лет)
  • расцвет творческих возможностей народа (50-100 лет)

Затем начинается упадок и разложения.

Данилевский отрицал существование единой мировой культуры. Согласно его теории, имели место лишь отдельные субъекты исторического развития. Он выделял три вида исторических образований:

  • племена
  • народы, которые известны только своими разрушительными подвигами
  • народы, ставшие создателями основных культурно-исторических типов (египетский, китайский, ассирийско-вавилоно-финикийский (халдейский или древне семитический), индийский, иранский, еврейский, греческий, римский, аравийский (ново-семитический), германо-романский культурно-исторические типы).

«Цивилизация: понятие и основные научные теории современной науки» 👇

К этим культурно-исторических типам также относятся — мексианский и перуанский. Но они погибли насильственной смертью, так и не достигнув своего расцвета.

Все культурно-исторические типы подчиняются общим законам развития.

Цивилизация как стадия общественного развития

Цивилизация как стадия общественного развития имеет ряд характеристик, в частности специфичным для цивилизации является наличие социума, а также расхождение между естественными и искусственными факторами, которые способствуют развитию социума. На этом этапе главным является общественный показатель, ведущим является рациональное видение мира, так же для этого этапа характерно превалирование искусственных, а не естественных производственных сил.

Кроме того, цивилизация как стадия обведённого развития характеризуется следующими показателями:

  • земледелие, ремесла, торговля
  • классовое разведение
  • государственность
  • наличие городов
  • частная собственность
  • деньги
  • развитие образования, религии
  • строительство

Стадия цивилизации имеет ряд характерных черт, которые отличают ее от предыдущей стадии истории – варварства:

  • экономические отношения, базу которых составляет разделение труда, труд делится как по горизонтали, то есть присутствуют разнообразные профессий, так и по вертикали, то есть имеются социальные различия;
  • средства и предметы труда (в том числе и живой труд) контролируются правящим классом;
  • обменная сеть, которой руководит купечество или государство, эти структуры в свою очередь вытеснят прямой обмен товарами и услугами.

Политическая структура, контроль над которой принадлежит тому классу, который так же имеет административные и исполнительные инструменты. Основой родоплеменного строя были происхождение и родственные отношения, этот тип общества постепенно стал заменятся на другой общественный тип, в котором власть принадлежала правящему классу, эта власть была основана на принуждении. Государство предоставляет классовую структуру общества и единую территорию, именно эти показатели отвечают за цивилизационной политической системы.

Взгляды ученых на передачу культурного опыта

О. Шпенглер считал, что культуры не могут обмениваться культурными началами друг с другом. Такого же мнения придерживался российский ученый Н. Я. Данилевский. Но далеко не все исследователи разделяли подобные взгляды, к примеру, В.С. Соловьев утверждал, что эволюция истории в основном происходит за счет именно передачи культурного опыта.

Передача культурного опыта может быть такой: буддизм впервые зародился в Индии, потом был передан представителям монголоидной расы, а эту в свою очередь коренным образом повлияло на историю и культуру народов Восточной и Северной Азии

Н. Я. Данилевский считал, что народы северной Африки и передней Азии относятся к другому культурному типу. Изначально на этот культурно-исторический тип оказал определенное влияние эллинизм, затем христианство, а затем ислам.

Сущность понятия «цивилизация»

Термин «цивилизация» имеет латинское происхождение: civilis — гражданский, государственный.

Про Юнармию:  История российских спортивных побед и побед русских на олимпиадах, которые вы никогда не забудете

Впервые это понятие в середине XVIII веке использовал французский экономист Виктор Рикети Мирабо в своем трактате «Друг законов». Под «цивилизацией» он понимал общий уровень культурного развития.

В эпоху Просвещения понятие ассоциировалось с концепцией прогресса, но постепенно это понятие стало расширяться. Цивилизация отождествлялась не только с уровнем культуры, но и с уровнем материального благосостояния, а также с уровнем интеллектуального и социального развития.

В начале XIX века уже заговорили о цивилизациях. Таким образом, признавалось цивилизационное разнообразие народов мира.

Таким образом, что можно выделить три значения термина «цивилизации».

  • синоним понятия «культура»,
  • уровень, ступень общественного развития, материальной и духовной культуры (например, античная цивилизация, древнеегипетская цивилизация)
  • следующая за варварством ступень общественного развития.

Столкновение цивилизаций по Хантингтону

Теория американского социолога Самуэля Хантингтон является весьма популярной на сегодняшний день. По мнению ученого мир вступает в новую эпоху, в эту эпоху конфликты будут не вокруг политических и экономических обстоятельств, конфликты будут между цивилизациями. Различия в культурах будут способствовать возникновению конфликтов. Люди будут определять себя исходя из того к какой цивилизации они относятся. Главными на сегодняшний день являются следующие цивилизации:

  • западная
  • конфуцианская
  • японская
  • исламская
  • индуистская
  • православнославянская
  • латиноамериканская
  • африканская цивилизация

Именно от них будет зависеть дальнейшее развитие истории человеческого общества.

Цивилизации отличаются друг от друга по многим характеристикам: языку, особенностям проживания, традициям, праздникам, но главное их отличие состоит в вероисповедании. Именно от религии зависит то как человек воспринимает окружающую действительность.

Безусловно различие не всегда ведут к конфликту, конфликт же в свою очередь не всегда подразумевает насилие. Однако следует заменить, что самое ожесточённое противостояние было именно между представителями разных цивилизаций, как показывает нам история.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Теория социокультурных суперсистем П. Сорокина

Сорокин рассматривает цивилизацию как социокультурную общность, ядром которой являются доминирующая культура и ее ценности. По периферии этого ядра располагаются инородные культурные образования со своей социальной организацией.

Цивилизация в понимании Сорокина не является монолитным образованием. Это сложная социокультурная система, развитие которой определяется как культурным ядром, так и процессами, происходящими на периферии.

Сорокин считал, что продукты цивилизаций и их базовые ценностные установки переходят в более поздние культурные системы. Это реальная жизнь цивилизаций, на основе обобщения истории которой можно построить определенную типологию. В ней Сорокин выделяет три типа социокультурных суперсистем:

  • Чувственный (sensate). В таких социокультурных суперсистемах преобладает эмпирически-чувственное восприятие. Действительность оценивается с утилитарной и гедонистической точки зрения (например, поздняя античная культура в период упадка).
  • Идеациональный (ideational). Для этой социокультурной суперсистемы характерно преобладание сверхчувственных, духовных ценностей, поклонение некоему Богу или Идее (например, эпоха Средневековья).
  • Идеалистический (idealistic). Эта социокультурная суперсистема представляет собой сочетание первых двух. Здесь чувство уравновешивает интеллект, религию – наука, а эмпирическое восприятие – интуиция (например, античная культура в период расцвета, эпоха Возрождения).

Теория О. Шпенглера

Известный немецкий философ О. Шпенглер уделял большое внимание изучению понятия «цивилизация». Фундаментальным является его знаменитый труд «Закат Европы» (1918). Для Шпенглера культура является живым организмом. Различные культуры способны рождаться, расцветать и умирать. После того как культура умирает она становится цивилизацией. Культурные начала не могут переходить от одной культуры к другой, культуры являются закрытыми обществами. Однако не все исследователи могли согласиться с подобным мнением О. Шпенглера, некоторые считали, что наоборот весь исторический процесс построен на передаче опыта от одной культуры к другой.

«Цивилизационная модель культуры» 👇

Еще одно утверждение О. Шпенглера касается разделения исторического процесса на три стадии:

  • древнюю
  • средневековую
  • новую

По его мнению, каждая культура имеет свой собственный особый не похожий на другие культуры исторический процесс.

Шпенглер считал, что каждая культура имеет свою собственную душу, появляется новая культура – появляется новая душа. Когда культура умирает появляется цивилизация. Шпенглер выделял ряд отличительных черт цивилизации:

  • космополитизм
  • города-гиганты
  • научный атеизм
  • массовость
Про Юнармию:  Военно-патриотический, черное море, русский

В своих работах ученый указывал около восьми основных культурных разновидностей: египетская, вавилонская, индийская, китайская, классическая (греко-римская), арабская, мексиканская, западная. Основой любой культуры является ее парасимвол. Парасимвол выражается в религии, науке, философии, искусстве.

Теория локальных цивилизаций О. Шпенглера

Итальянский философ Джанбатиста Вико был автором теории круговорота локальных цивилизаций. Согласно данной теории, каждая нация проходит три стадии развития: божественную, героическую и человеческую, в течение которых происходит рождение, распад и упадок наций и их культур.

Затем эта идея получила развитие в работах немецкого философа Освальда Шпенглера и английского и философа Арнольда Тойнби.

На страницах труда Шпенглера «Закат Европы» описывается метод исследования истории, в рамках которого рассматриваются некоторые культурные формации древности, и на основе проводимых им параллелей с современным периодом пытается дать прогноз развития Запада.

Автор пытается проследить судьбу западноевропейско-американской культуры, которая, по мнению Шпенглера, находится в совершенном состоянии, причем проследить ее на стадиях, этой культурой еще не пройденных.

Шпенглер предпринимает попытку развенчать европоцентризм, с позиций которого трактовалась история.

Его культурологическая концепция строится на сопоставлении и противопоставлении культуры и цивилизации.

Шпенглер выделяет восемь типов культур, достигших полноты своего развития: античность, Западня Европы, арабская культура, Египет, Вавилон, Индия, Китай, культура майя.

Он считал, что у истории нет целей и какой-то конкретной направленности, а человечество не является единым целым.

Периодизация мировой истории

И Данилевский, и Шпенглер не соглашались с принятым мнением о делении мирового исторического процесса на три периода:

  • древний,
  • средневековый,
  • новый.

Ученые придерживались идеи, что история не единый процесс, на самом деле мировая история состоит из множества историй разных культур. Так, если цивилизацию Шпенглер называл итогом жизни культуры, то мировую историю он называл коллективной биографией.

По мнению Шпенглера, культуры обладают душой, как все живые организмы. Когда некая культура зарождается, происходит пробуждение души. После смерти души культуры она становится цивилизацией.

Возникновение терминаПравить

Попытку установить время появления термина «цивилизация» одним из первых предпринял французский историк Люсьен Февр. В своей работе «Цивилизация: эволюция слова и группы идей» он зафиксировал первое появление термина в напечатанном виде в работе «Древность, разоблачённая в своих обычаях» (1766) французского философа Буланже.

Когда дикий народ становится цивилизованным, ни в коем случае не следует считать акт цивилизаций законченным после того, как народу даны чёткие и непререкаемые законы: нужно, чтобы он относился к данному ему законодательству как к продолжающейся цивилизации.Буланже Н. А.

Тем не менее оба автора отмечают, что до приобретения термином социокультурного значения (как стадии развития культуры, противопоставленной дикости и варварству) оно имело юридическое значение — судебное решение, которое переводит уголовный процесс в разряд процессов гражданских — которое со временем было утрачено.

Путь от младенчества к зрелости проделывает не только каждый отдельный индивид, но и сам род человеческий, движущийся от дикости к цивилизации.

Not only the individual advances from infancy to manhood, but the species itself from rudeness to civilization.

Культурно-исторические типы Н. Данилевского

Сущность цивилизации в рамках культуры согласно О. Шпенглеру

Рис.2 – Н.Я. Данилевский

Отечественный ученый придерживался мнения, что специалисты в сфере культурологии должны определять и изучать культурно-исторические типы социума. Фундаментом выделения, с точки зрения Н.Я. Данилевского, должны быть особенности таких видов культурной деятельности, как религиозная, общественная, бытовая, научная, художественная.

Ученый придерживался того мнения, что каждый культурно-исторический тип обладает своей неповторимой культурой жизнедеятельности, не характерной и непередаваемой иным типам, так как они формируются автономно друг от друга, а также важны и понимаемы лишь в пределах данной народности либо группы народов.

Н.Я. Данилевским были выделены этапы развития некой локальной цивилизационной культуры:

  • роста;
  • культурное и политическое самоопределение;
  • расцвет;
  • исчерпание сил;
  • накопление неразрешимых противоречий;
  • утрата веры. 
    Замечание 1«Ни один из культурно-исторических типов, – как говорил Н.Я. Данилевский, – не наделен привилегией вечного и неисчерпаемого прогресса». Культурологом также были выделены двенадцать культурно-исторических типов, часть из которых преодолела все этапы жизнедеятельности, а часть из них так и не прошла в связи с их уничтожением.
Про Юнармию:  Астапов сергей

Характерные черты цивилизации

Цивилизация характеризуется следующими отличительными чертами:

  • космополитизм;
  • существование городов-гигантов;
  • научный атеизм или мертвая метафизика;
  • проявление массовости вместо народности.

Шпенглер полагал, что существует восемь основных культурных типов:

  • вавилонский,
  • египетский,
  • индийский,
  • китайский,
  • арабский или магический,
  • классический или аполлоновский (греко-римский),
  • западный или фаустовский,
  • мексиканский.

Шпенглер не выделял отдельно русскую культуру, но допускал ее существование как самостоятельной культурной ветви

У каждой культуры имеется своя база – парасимвол, который отражается во всех культурных сферах того или иного народа и определяет характеристики каждой культуры:

  • образ мысли,
  • характер философии и науки,
  • характер искусства,
  • верование.

«Камень» — это парасимвол египетской культуры, а «безграничная равнина» — это парасимвол русской культуры

Подход О. Шпенглера к определению понятия «цивилизация»

Освальд Шпенглер – известный немецкий философ – в своих исследованиях также затрагивал тему сущности понятия «цивилизация». Свои умозаключения по этому вопросу он отразил в научном труде «Закат Европы».

Шпенглер сравнивает культуру с живым организмом, который в процессе развития проходит через несколько фаз. Так, у культуры есть фаза рождения, расцвета, угасания и смерти. Когда культура умирает, формируется ее иная форма – цивилизация.

Особенности употребления термина «цивилизация»

Слово «цивилизация» имеет латинское происхождение, в переводе с латинского «civilis» означает «гражданский» или «государственно-правовой». Понятие «цивилизация» можно рассматривать с различных подходов. Значений у этого слова достаточно много, существует как минимум три основных определения этого термина. Впервые данный термин стал употребляться еще в XVIII веке. Ученые стали пользоваться словом «цивилизация» для обозначения высококультурного общества, основной этого общества были государственно-правовые, рациональные и честные идеи. Цивилизованное общество было противоположностью обществу патриархальному. Отношения в этом обществе противопоставлялись родоплеменным отношениям, которые присутствовали у некоторых народов как европейских, так и не европейских.

В XIX веке термин «цивилизация» продолжал использоваться, однако вместе со старым значением, это слово получает ряд дополнительных оттенков. Используется это понятие в качестве инструмента для дополнительных исследований. Например, В 1877 году американский этнограф и историк Л.Г. Морган в своей работе «Древнее общество» попробовал самостоятельно определить периоды исторического развития общества. По его мнению, цивилизация является последним третьим завершающим этапом развития человеческого общества, ей предшествовали такие этапы как дикость и варварство.

В 1884 году немецкий политический деятель и философов Ф. Энгельс в своём труде «Происхождение семьи, частной собственности и государства» сделал попытку сравнить классификацию Моргана с идеями К. Маркса об общественно-экономических фармациях. Энгельс сопоставлял дикость и варварство с первобытнообщинным строем, а цивилизацию он сопоставлял непосредственно с обществом. Л.Г. Морган каждый период подразделял еще на три ступени: низшую, среднюю высшую. В цивилизации этими ступенями стали:

«Понятие цивилизации в культуре» 👇

  • рабство
  • крепостничество
  • капитализм

Если брать за основу данный подход, то теперь культура и цивилизация не являются синонимическими понятиями. Культура является органичной, в то время как цивилизация характеризуется техницизмом. Таким образом два понятия – «культура» и «цивилизация» начинают противопоставляться. Второе понимание слова предполагает движение расколотого мира к единому.

Есть так же и третья интерпретация слова «цивилизация». Согласно ей, существует множество различных отдельных друг от друга самостоятельных цивилизаций.

Начиная примерно со второй половины XIX века понятие, «цивилизация» используется во множественном числе и обозначает ряд локальных культурных обществ. Существует известная концепция Н.Я. Данилевского, согласно которой, выделяется десять типов цивилизаций. Как только появилось подобная интерпретация этого понятия, перед учёными возник ряд новых актуальных вопросов: каковы причины появления культуры? Является ли все проявления культуры разнозначными? Следует ли разграничивать культуру и цивилизацию.

Оцените статью
ЮнАрмия