1)Потому что знаки этого письма похожи на клинышки, бралась глиняная табличка, и пока глина мягкая, деревянной палочкой для письма или заостренным тростником наносились знаки, на вид получалось как клинообразные штрихи.
3)Самый древний из известных алфавитов возник в Финикии (примерно на территории нынешнего Ливана) около 3,5 тыс. лет назад.
Знаков меньше потому, что знак в алфавитном письме обозначает звук (часто только согласный) или слог, а звуков и слогов меньше, чем слов, которые передавались клинописью и передаются иероглифами.
4)Пятикнижье Моисея, он писал эти книги в пустыне . во время исхода из Египта. Если Бог дал эти 10 заповедей, значит они все важны и нужны.
6)Мидийская, Лидийская, Нововавилонская, Египетская, Бактрийская империи
Кли́нопись — наиболее ранняя из известных систем письма. Форму письма во многом определил писчий материал — глиняная табличка, на которой, пока глина ещё мягкая, деревянной палочкой для письма или заострённым тростником выдавливали знаки; отсюда и «клинообразные» штрихи.
Большая часть клинописных систем письма восходит к шумерскому письму (через аккадскую клинопись). В позднем бронзовом веке и в эпоху античности существовали системы письма, внешне похожие на аккадскую клинопись, но иного происхождения (угаритское письмо, кипро-минойское письмо, персидская клинопись).
Письменность в Древнем Двуречье
Обновлено 18 Сентября, 2022
Для понимания того, как происходил обмен информацией между людьми в Древнем мире, следует знать, как называлась письменность в Древнем Двуречье. Шумеры и другие народы этого региона писали на табличках из глины острыми палочками. Интересен тот факт, что такой клинописью в бронзовом веке пользовались люди, говорившие на более чем 10 языках и диалектах.
Создание клинописи
Древняя Месопотамия, или Междуречье, стала одним из древнейших центров цивилизации, по дате появления сопоставимая только с Древнем Египтом.
Рис. 1. Древнее Междуречье. Карта.
К концу IV тыс. до н. э. там уже появились первые на планете города, например Эреду и Ур, расположенные на юге современного Ирака. Датой создания клинописи можно считать промежуток между 3500 и 3000 годами до н. э. Самым древним памятником шумерского письма считается найденная археологами табличка из города Киш, она относится к 3500 году до н. э.
К 3300 году до н. э. относятся документы из города Урук, где жил царь Гильгамеш, герой древнейшего в мировой литературе эпоса. Урук превратился из деревни в крупный городской центр в IV тыс. до н. э. Одновременно с клинописью жители Двуречья изобрели плавку меди и колесо. Шумерское царство было расположено между Тигром и Евфратом, а на востоке оно соседствовало с Эламом.
Возникшую в Древнем Двуречье клинопись стали использовать носители таких языков и диалектов:
- шумерский;
- эламский на юго-западе современного Ирана;
- хурритский;
- аккадский;
- ассиро-вавилонский;
- эблаитский;
- ханаанский;
- угаритский;
- хеттский;
- древнеперсидский.
Письменность потребовалось для того, чтобы фиксировать торговые и административные контакты между сельским и городским населением. В городах проживали ремесленники, торговцы, жрецы и правящая элита общества.
Рис. 2. Клинопись Двуречья.
Особенности клинописи
Жители Междуречья использовали от 300 до 900 знаков для слоговой системы, а позже их количество сократилось до 36 букв древнеперсидского алфавита. Первую систему записи текста пиктограммами изобрели шумеры.
Сначала символы были привязаны к количеству какого-нибудь объекта, например «две меры зерна». Следующим этапом стало появление идеограмм, то есть символы стали обозначать идеи. Так, слово «плодовитость» обозначалось знаками птицы и яйца.
Далее символы разложили на короткие отрезки, и они стали похожи на клинья, откуда появилось и название письменности. Сами символы вскоре развернули на 90 градусов против часовой стрелки. С помощью такой письменности учёные получают сведения не только из административных и юридических журналов шумеров, но и переводят литературные произведения.
К середине II тыс. до н. э. клинопись стала использоваться по всей территории Ближнего Востока. Самыми известными её архивами следует считать Богазкёйский из столицы державы хеттов, Хаттусы, а также Амарнский из Верхнего Египта.
Рис. 3. Письменность Междуречья.
Что мы узнали?
Кратко о том, почему созданное в Двуречье письмо называют клинописью, можно рассказать в докладе по истории для 5 класса. Для своей эпохи она была удобной, поэтому стала использоваться по всему Ближнему Востоку, а самый большой архив сохранился в столице государства хеттов.
Тест по теме
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
Оценка доклада
А какая ваша оценка?
СсылкиПравить
- УРАРТСКИЕ КЛИНООБРАЗНЫЕ НАДПИСИ
- (фр.) Досье BNF «Зарождение письменности» Архивная копия от 23 февраля 2008 на Wayback Machine
- Н. В. Козырева. Статья «Возникновение и развитие дописьменной системы хранения и передачи информации»
- Юникод
Аккадский Архивная копия от 21 июля 2011 на Wayback MachineКлинописьFreeIdgSerif - Аккадский Архивная копия от 21 июля 2011 на Wayback Machine
- Клинопись
- FreeIdgSerif
- Шрифты клинописи TeX/LaTeX/PDFLaTeX от Карела Писки (Type 1, GPL)
- Ur III, Аккадские и ассирийские шрифты Архивная копия от 6 февраля 2010 на Wayback Machine от Сильви Вансеревена (TrueType, freeware)
- UR III шрифт Архивная копия от 3 июня 2009 на Wayback Machine от Гийома Малинга (TrueType, freeware)
Другие типы клинописиПравить
Клинописными по форме, но самостоятельными по происхождению являются древнеперсидская клинопись и угаритский алфавит. Последний, по мнению А. Г. Лундина, представлял собой адаптацию к написанию на глине иной письменности (протоханаанейской или синайской), от которой произошло также финикийское письмо, в пользу чего свидетельствует порядок знаков и их чтение.
Кипро-минойское письмо также представляло собой попытку адаптировать письмо эгейского типа к написанию исключительно на глине. Наиболее близкими к клинописному начертанию являются знаки таблички, найденной в Ашдоде (см. также филистимский язык).
- Archaeology & Language — Pimlico, 1998. — С. 43. — ISBN 978-0-7126-6612-1
- Возникновение и развитие дописьменной системы хранения и передачи информации. Дата обращения: 11 мая 2013. Архивировано из оригинала 19 декабря 2013 года.
- Шмандт-Бессера Д. У истоков месопотамской письменности и государства. Дата обращения: 11 апреля 2022. Архивировано 8 февраля 2020 года.
- // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
Использование клинописи для других языковПравить
К середине 3-го тыс. до н. э. клинопись, использовавшаяся теперь как минимум для шумерского и аккадского языков, развилась в более-менее стабильную словесно-слоговую систему, включавшую около 600 знаков, для которых была характерна как полифония, так и омофония. В последующие века все 600 знаков никогда не использовались одновременно в одном месте, и в каком-то смысле дальнейшая история клинописи — это история выборок форм знаков и их значений, в зависимости от времени, места и жанра, с добавлением некоторых значений и неиспользованием многих других, упрощением отдельных знаков и формированием характерных местных пошибов.
Вслед за распространением по Передней Азии шумеро-аккадской культуры повсеместно начинала распространяться и клинопись. В первую очередь, вместе с аккадским языком, но постепенно адаптируясь и для местных языков. От некоторых языков нам известны лишь отдельные глоссы, имена собственные или изолированные тексты (касситский, аморитский, амарнско-ханаанский, хаттский). Известны лишь 4 языка, которые адаптировали и систематически использовали клинопись для большого корпуса текстов: эламский, хурритский, хеттский и урартский:
В таблицах в соответствующих статьях приводятся наборы силлабограмм, использовавшихся в соответствующем виде клинописи. В заголовках строк указывается предполагаемая согласная фонема (или аллофон), а в заголовках столбцов — последующие или предшествующие гласные. В ячейках, соответствующих пересечению согласного и гласного, указывается стандартная транслитерация данного слога — при этом выбирается значение, наиболее близкое к предполагаемому фонетическому звучанию. Например, знак 𒍢, который транслитерируется как zí, используется в эламском языке для передачи слогов ʒi/ci и ʒe/ce, а возможно также и ǰi/či и ǰe/če. Когда близкое по звучанию транслитерационное значение оказывается не самым основным (например, pí для 𒁉 в хурритском), более обычная транслитерация указывается в скобках прописными (BI). Более редкие силлабограммы даются курсивом.
ИсторияПравить
Таблички из Киша (3500 г. до н. э.)
Древнейшим памятником шумерского письма является табличка из Киша (около 3500 г. до н. э.). За ней по времени следуют документы, найденные на раскопках древнего города Урук, относящиеся к 3300 году до н. э. Появление письменности совпадает по времени с развитием городов и сопутствующей этому полной перестройкой общества. В то же время в Древней Месопотамии появляется колесо и знание о плавке меди.
Между Тигром и Евфратом находилось Шумерское царство, а на востоке — царство Элам. В городах этих довольно урбанизированных государств жили управляющие, торговцы, ремесленники. Вне городов — земледельцы и пастухи.
Как торговые, так и административные контакты всех этих групп необходимо было запечатлеть в определённой форме. Именно из этой необходимости и появилась письменность.
Первыми систему записи создали шумеры. Элам, где использовали в то время лишь набор разрозненных пиктограмм, адаптировал шумерскую письменность под свой язык.
От счёта — к письму
Согласно гипотезе профессора Техасского университета (Остин) Дениз Шмандт-Бессера, изначально для учёта имущества в Шумере и Эламе использовали систему глиняных фишек различной формы (токенов), при этом каждый токен обозначал один объект (корову, барана и т. п.). Затем размер и форма токена стали претерпевать изменения, а вскоре на них стали появляться пометки (след пальца, засечки, узнаваемые геометрические формы).
К 3300 году до н. э. на поверхности контейнера вместе с печатью владельца стали появляться отпечатки токенов, содержащихся в конверте. Таким образом, информация, заключённая в наборе значков, помещённых в глиняный шар, дублировалась с помощью оттиска тех же самых значков на его поверхности. Это позволяло считывать информацию, содержащуюся в конверте, не разбивая его, и затрудняло несанкционированное изменение информации.
При этом не существовало абстрактного понятия «универсальной единицы измерения». Каждый символ существовал только в связи со своим качественно-количественным признаком. Одна овца не равна одной мере зерна.
Таким образом, первые символы письменности имели форму считаемых объектов (товаров). Например, знак «1 коза», «2 овцы», «3 меры зерна». Играя роль «символа-картинки», они по определению были пиктограммами.
Впоследствии стали образовываться устойчивые сочетания пиктограмм, смысл которых постепенно отходил от суммы смыслов картинок. Например, знак «птица» вместе со знаком «яйцо» дали сочетание «плодовитость» не только в применении к птицам, но и как абстрактный термин. Эти сочетания уже были идеограммами («символ-идея»).
К 3000 году до н. э. получавшиеся пиктограммы и идеограммы стали использовать фонетически, составляя из этих символов («символ-звук») слова, не имеющие порой никакого, даже косвенного, отношения к изображённым предметам.
Одновременно изменяется и стиль письма. Для упрощения записи все символы разложены на короткие отрезки (клинья — откуда название письменности), которые уже не надо было вырезать в глине, а можно было просто наносить при помощи калама — специальной палочки с заострённым концом треугольной формы.
Параллельно с этим происходит разворот существующих символов на 90° против часовой стрелки.
Словарь новой письменности постоянно пополняется, начертания оттачиваются и стандартизируются. Письменность уже способна довольно точно передавать шумерский язык, не только административные и юридические журналы, но и литературные произведения, такие, как «Эпос о Гильгамеше».
Начиная со II тысячелетия до н. э. клинопись распространяется по всему Ближнему Востоку, о чём свидетельствуют Амарнский архив и Богазкёйский архив.
Постепенно эта система записи вытесняется другими появляющимися к тому времени системами записи языка.
В 1802 году немецкий учитель Георг Фридрих Гротефенд, не имея билингвы, сумел с помощью комбинаторного метода частично дешифровать древнеперсидскую клинопись. Он проанализировал две надписи, скопированные в руинах Персеполя в XVIII веке датским путешественником Карстеном Нибуром. Обнаружив группы повторяющихся знаков, Гротефенд предположил, что надписи содержат имена и титулы древних персидских царей из династии Ахеменидов. Опираясь на генеалогию династии, известную по сообщениям Геродота, Гротефенд определил в надписях имена царей Дария I и Ксеркса I, а также имя отца Дария Гистаспа. Использовав затем эти имена в их авестийской и древнееврейской передачах, Гротефенд получил звуковые значения для 13 знаков, 9 из которых, как выяснилось позднее, оказались правильными. Его работа, однако, осталась малоизвестной.
Позднее британский дипломат и лингвист Генри Роулинсон скопировал огромную Бехистунскую надпись и окончательно дешифровал персидскую клинопись. Благодаря тому, что надпись была трёхъязычной, были также дешифрованы (в сотрудничестве с целым рядом ассириологов) эламская и аккадская клинопись. Они оказались потомками шумерской клинописи. В Вавилоне и Ниневии были обнаружены большие архивы с документами и даже словарями, что дало возможность уже к концу XIX века в основном дешифровать шумерскую клинопись.
Основная работа по дешифровке аккадской клинописи была проведена Эдуардом Хинксом, Роулинсоном и Юлиусом Оппертом.
Большинство клинописных форм письма (хурритская, хеттская и т. п.) являлись дальнейшим развитием аккадской клинописи, поэтому были прочитаны без труда, а благодаря большому количеству детерминативов и логограмм в основном были поняты и языки, скрывавшиеся за этими письменностями. Некоторые поздние формы клинописи (персидская, угаритская) лишь внешне напоминали аккадскую, являясь оригинальными формами письма.
ЛитератураПравить
- Клинопись. Древняя система письма / Авт. текстов: А. А. Ясеновская, Б. Е. Александров. — М.: ГМИИ, 2022. — 148 с. — ISBN 978-5-89189-066-4.
- Козлова Н. В. Возникновение и развитие письменности в Месопотамии IV—III тыс. до н. э. // Историография истории древнего Востока: В 2 т. Т. 1: Учебное пособие / под ред. В. И. Кузищина. — M.: Высшая школа, 2008. — .
- Козлова Н. В., Касьян А. С., Коряков Ю. Б. Клинопись // Языки мира: Древние реликтовые языки Передней Азии / Институт языкознания РАН ; ред. колл: Н. Н. Казанский, А. А. Кибрик, Ю. Б. Коряков. — М.: Academia, 2010. — .