Общество
11 окт 2019, 16:21
11 октября 2019 года Алексей Леонов умер. Ему было 85 лет. Этот текст о нем был опубликован в марте 2014 года.
«Меня поразила тишина. Тишина, необыкновенная тишина. И возможность услышать свое собственное дыхание и сокращение сердца. Я слышал, как бьется мое сердце, я слышал мое дыхание», — Алексей Леонов
18 марта 1965 года в 10 часов 00 минут по московскому времени с Байконура стартовал космический корабль «Восток». На его борту находились два советских космонавта: командир Павел Иванович Беляев и пилот Алексей Архипович Леонов. Через полтора часа один из них шагнул в бездну, избавился от крепкой оболочки корабля и вышел в открытый космос. С планетой Земля его связывал лишь фал длиной 5,5 метров. Так далеко от своей Родины не летал еще никто.
Алексей Леонов — имя, которое говорит само за себя. Первый человек, вышедший в открытый космос! Его именем назван кратер на Луне, аэропорт в Кемерово, улица в Перми и школа в городе Гагарин.
В нашем фильме мы нашли человека, который занимался спасением Леонова, когда он приземлился в глухой тайге, за две тысячи километров от нужной точки! А еще Леонов впервые рассказал о том, что с ним консультировались продюсеры голливудского фильма «Гравитация». Ведь он как никто знает о том, чем могут грозить внештатные ситуации в космосе. Сколько он их сам пережил!
С работой Леонова связано много мифов. Мы покажем хронику выхода Леонова в космос. Диктор восторженным голосом говорит о подвиге советского космонавта. Следующий выпуск новостей — Леонова с командиром корабля Беляевым уже встречают как героев в Москве. Но что осталось за кадром? Оказывается, Леонов чуть не погиб во время того полета!
Леонов еще не раз был на волосок от смерти! Так, в 1969 году Леонов был в кортеже Леонида Брежнева — все ехали в Кремль на прием в честь космонавтов. В этот же день на Брежнева было совершено покушение. Самого генсека не затронуло, но был убит водитель, с которым рядом сидел Леонов. Пуля пролетела всего в 20 сантиметрах от космонавта! «Меня спасло разве что чудо» — говорит Леонов.
Также мы увидим живопись космонавта! Картины Леонов пишет уже более полувека!
В фильме принимают участие:
Алексей Леонов — космонавт, дважды Герой СССР;
Иосиф Кобзон — певец, народный артист СССР;
Виктор Горбатко — космонавт, дважды Герой СССР;
Виктор Благов — главный специалист по управлению космическими полетами;
Борис Михайлов — начальник испытательного отдела НПП «Звезда»;
Виктор Наумкин — летчик поисково-спасательной службы;
Наталья Королева — дочь Сергея Королева;
Анатолий Гущин — актер;
Юрий Лончаков — начальник Центра подготовки космонавтов;
Александр Файн — генеральный директор инвестиционной компании.
Повтор от 24.07.2014
18 марта 1965 года советский космонавт Алексей Леонов стал первым человеком, вышедшим в открытый космос. Чтобы он смог покинуть пределы космического корабля «Восход-2», конструкторы усовершенствовали устройство скафандра и разработали специальную шлюзовую камеру. Нововведения инженеров и хронология героического полета — в инфографике «Ленты.ру».
«Человек вышел в космическое пространство!» — сообщил землянам командир корабля Павел Беляев. «Восход-2» находился над Черным морем. По словам Леонова, он даже смог разглядеть судно на волнах. Когда космонавты пролетали над Волгой, Беляев включил Леонову радиотрансляцию: Юрий Левитан читал сообщение ТАСС о первом выходе человека в космос. «Когда мы приземлились, нас нашли не сразу», — рассказал позже Алексей Леонов. Приключения космонавтов продолжились на Земле.
- Шлюзовая камера
- Скафандр
- Последняя тайна космонавта Алексея Леонова
- Аполлон-20 1 часть
- Аполлон-20 2 часть
- Аполлон-20 3 часть
- «Время первых». Второй трейлер
- Корабль
- Возвращение домой
- Читайте также
- Читайте также
- ***
- Подготовка
- В свободном плавании
- Каким был космонавт Алексей Леонов
- Человек в открытом космосе
- Пространство и время
- Непредвиденные обстоятельства
- Полет
- Доспехи
- Угрозы
- Освоение космоса
Шлюзовая камера
Корабль «Восход-2» был обновленной версией «Восхода-1», усовершенствованной для выхода в космос. Новый аппарат вмещал не троих, а двоих космонавтов, зато одетых в скафандры. Это было необходимо, ведь во время открытия шлюзовой камеры происходила разгерметизация корабля. Изначально рассматривалось несколько вариантов выхода в космос. Один из основных предусматривал использование специального люка, однако это привело бы к большим потерям воздуха, и от идеи отказались.
Таким образом, шлюзовая камера служит промежуточным звеном между кораблем и открытым космосом, снижая риск разгерметизации. После завершения миссии в космосе камеру полагалось отсоединить от корабля (отстрелить), чтобы сохранить баллистические свойства капсулы с космонавтами при возвращении на Землю. В случае если бы отстрелить камеру не удалось, космонавтам пришлось бы отрезать ее от люка вручную.
Скафандр
Костюм для первого выхода человека в космос разработали в научно-производственном объединении «Звезда». Он получил название «Беркут». В отличие от скафандров СК-1, применявшихся в предыдущих полетах, новый костюм должен был обладать мощными системами жизнеобеспечения, терморегуляции, защиты от солнечной радиации и космического холода.
Верхний комбинезон «Беркута», перчатки и обувь состояли из многослойного металлизированного материала (нескольких слоев пластиковой пленки, покрытой алюминием). Этот материал был очень прочным и образовывал жесткую герметичную оболочку, не боялся низких и высоких температур и их перепадов.
Первым американцем, вышедшим в открытый космос, стал летчик-испытатель ВВС США Эдвард Уайт. Он 3 июня 1965 года в ходе экспедиции Gemini 4 пробыл в открытом космосе 22 минуты.
Однако скафандр новой конструкции весил почти 100 килограммов, что было значительно больше 30-килограммового СК-1. Утяжеляла его и система жизнеобеспечения: в ранце на спине располагалось устройство вентиляции, пара двухлитровых баллонов с кислородом и манометр для измерения давления. В шлюзовой камере находился запасной баллон кислорода, соединявшийся со скафандром при помощи шланга. Также скафандр поменял свой цвет с оранжевого на белый — он лучше отражает солнечные лучи, а на шлеме появились светофильтры для защиты от яркого солнечного света.
Увеличившаяся более чем в три раза масса нового скафандра почти не влияла на ограничение подвижности космонавта, в отличие от жесткой герметичной оболочки. «Для того, например, чтобы сжать кисть руки в перчатке, требовалось усилие в 25 килограммов», — вспоминал Леонов.

Последняя тайна космонавта Алексея Леонова
15 октября 2019 21:15
Кто отправил дважды героя Советского Союза на Луну вместе с американцами в составе экспедиции «Аполлон-20»?

Многие верят, что Леонов все-таки побывал на Луне. Тайно.
Ушел из жизни дважды герой Советского Союза, летчик-космонавт Алексей Архипович Леонов — землянин, первым шагнувший в открытый космос. Его похоронили 15 октября на Федеральном военном мемориальном кладбище в подмосковных Мытищах. Ушла ли вместе с ним тайна, которая «числилась» за легендарным космонавтом? Она волнует умы обывателей с того момента, когда стало известно, что в 1976 году Алексей Леонов побывал на Луне в составе совместной советско-американской секретной экспедиции «Аполлон-20».

Внутри «Аполлона-20»: антураж очень достоверный.
Теперь мы никогда не узнаем правду? Леонов уже не расскажет, а власти США и России — тем более. В силу того, что участники экспедиции летали на Луну исследовать обнаруженный там инопланетный космический корабль. Так, по крайней мере гласит легенда, повод вспомнить о которой дало нынешнее скорбное событие.
Сообщаю: тайна экспедиции «Аполлона-20» была раскрыта еще при жизни Алексее Архиповича. Но об этом мало кто знает.
Мона Лиза и ее вечная гробница
По официальной и общеизвестной версии, пилотируемые экспедиции на Луну закончились в декабре 1972 году. И после того, как наш естественный спутник покинули Юджин Сернан и Харрисон Шмитт — члены экипажа «Аполлона-17», люди там больше не появлялись. Десятилетиями это оказалось очевидным. Но в 2007 году вдруг появились якобы документальные кадры и история, поясняющая откуда они взялись.
На кадрах — космический корабль пришельцев, обнаруженный на Луне, и сами пришельцы, обнаруженные внутри корабля мертвыми.
Из сопровождающей информации следовало, что корабль пришельцев — эдакая огромная сигара — был замечен на одном из снимков лунной поверхности, сделанных с борта «Аполлона-15» . В НАСА удостоверились, что сигара реальная и снарядили к ней совершенно секретную экспедицию — «Аполлон-20». Экспедиция состоялась в августе 1976 года. В состав экипажа входил летчик-космонавт СССР Алексей Леонов. Его сопровождали американские астронавты Уильям Рутледж и Мариета Снайдер.

Эмблема совместного советско-американского полета.
Леонов и Рутледж высадились на Луну, добрались до инопланетного корабля, лежащего на краю кратера. Проникли внутрь. Снайдер оставалась на орбите в командном модуле. Снимал Рутледж. Он и рассказывал о том, что видел.
Вот самая суть повествования. Длина корабля более 3 тысяч метров, диаметр — около 500 метров, возраст полтора миллиарда лет. Леонов и Рутледж добрались до рубки и нашли там останки пилотов — мужчины и женщины. Тело мужчины сильно разложилось, а женщина выглядела хорошо. Посетители решили, что ее сохранности способствовала тонкая пленка, которой было покрыто тело. Ни жива, ни мертва — так отозвался астронавт об инопланетянке.

Корабль пришельцев, обнаруженный на Луне. Его летел обследовать экипаж «Аполлона-20».

Инопланетный корабль и его «реконструкция».
Женщина лежала в рубке голой. Гениталии, грудь, кожа, волосы выглядели вполне по-человечески. За исключением пальцев, которых было по 6 на каждой руке и ноге. К пальцам на руках и к лицу тянулись кабели и какие-то рычаги. Рост женщины составлял 165 сантиметров. Мона Лиза — так ее назвали. Доставили на Землю вместе с головой мужчины. Где сейчас инопланетяне, неизвестно.

Инопланетянка по имени Мона Лиза — нетленна вот уже полтора миллиарда лет.

Тело инопланетянки, покрытое некой прозрачной пленкой.
Вслед за фильмом появилось интервью самого Уильяма Рутледжа, проживающего ныне в Африке. Ему уже под 80. Бывший астронавт подтвердил, мол, так дело и было. А на вопрос, «что же Алексей Архипович Леонов про «Аполлон-20» молчит?», ответил, что его — Леонова, наверное, никто не спрашивал. Если спросить неожиданно, то космонавт признается. Но если он уже знает, что кадры обнародованы, то будет, конечно, все отрицать.
История с посещением корабля, лежащего на Луне, всплыла в 2017 году в связи с сенсационным астрономическим открытием. Его не забыть. Астрономы из Гавайского университета (University of Hawaii) обнаружили сигарообразный объект, двигавшийся из созвездия Лиры по направлению к Солнцу на огромной скорости. Многие вполне серьезные ученые посчитали его инопланетным кораблем, назвали Оумуамуа — «посланник, прибывший первым издалека» в переводе с гавайского языка. А некоторые увидели, что Оумуамуа поразительно похож на лунный корабль — тот, в котором побывал Леонов. Только был гораздо меньше: порядка 800 метров в длину и около 80 метров в диаметре.

Оумуамуа — уменьшенная копия инопланетного корабля, обнаруженного на Луне.
Я уж было собрался звонить Алексей Архиповичу, давнему другу «Комсомольской правды», чтобы застать космонавта врасплох, как советовал Рутледж. И послушать, что он скажет. Какими словами меня охарактеризует.
Но тут появилось признание французского художника Терри Спета (Thierry Speth), который заявил, что никакого Рутледжа на самом деле нет и не было. От его имени выступал он — Спета. А история про «Аполлон-20» и инопланетную Мону Лизу это фейк — выдумка, которую он сочинил. Брехня, говоря по-нашему. Кадры якобы с борта «Аполлона-20» , с Луны и из корабля пришельцев тоже изготовленная им мистификация. Тела инопланетян — муляжи.

Книга, по которой и была снята мистификация.
Француз выдавал отснятые им сюжеты за документальные, выкладывал сериями на YouTube, сообщая, что переводил в видеоформат кадры с оригинальной 16-миллиметровой пленки. Они снискали невероятную популярность. Многие не верят в то, что признание Спеты было искренним. Мол, обманул, что наврал.
Аполлон-20 1 часть
Аполлон-20 1 часть
Аполлон-20 2 часть
Аполлон-20 2 часть
Аполлон-20 3 часть
Аполлон-20 3 часть
В подтверждение признания художник продемонстрировал свою книгу «Apollo 20 la mission inconnue: Mémoires du Commandant de la mission William Rutledge», в которой выдуманная история предстала полностью. Жанр — квази документальная фантастика аля Дэн Браун.
— Хотелось привлечь внимание людей к тайнам космоса, — сказал в свое оправдание выдумщик. И пояснил, что «пристегнул» к своей мистификации Леонова для пущей убедительности — его хорошо знали на Западе, как участника реального советско-американского полета по программе «Союз-Аполлон». К тому же Спета догадывался, что его герой не будет поднимать скандал в случае чего.

Смутная фигура внутри «Аполлона-20» -это якобы Алексей Леонов.
Я сейчас жалею, что не позвонил тогда — 2 года назад — Алексею Архиповичу и не задал дурацкие вопросы. А мог бы. Но постеснялся. И не спросил, знал ли космонавт, что его отправили на Луну. Вот что уж точно останется тайной. Последней тайной.
Итак, история с «Аполлон-20» вымышленная. Но не от начала до конца. Огромный сигарообразный объект, лежащий в кратере, похоже, реальный. Он виден на нескольких снимках, сделанных с борта «Аполлона-15». Например, на снимке AS15-P-9630 из каталога лунных фотографий. И на некоторых других он виден.
Гипотеза энтузиастов-уфологов такова: в кратере — материнский корабль, который потерпел аварию более миллиарда лет назад. Оумуамуа — разведывательный зонд с этого корабля. Или «спасательный катер», который тоже сломался. Затерялся где-то по пути, но все-таки как-то «вырулил» и прибыл безмолвным и неуправляемым по сильно вытянутой эллиптической траектории.

Один из снимков НАСА, на которых виден сигарообразный объект.
Энтузиасты предлагают уподобиться экипажу вымышленного «Аполлона-20» и слетать к «Большому Оумуамуа» на самом деле.
17 марта 2014 19:49
Что довелось пережить космонавтам Алексею Леонову и Павлу Беляеву 18 марта 1965 года

18 марта 1965 года советский космонавт Алексей Леонов впервые вышел в открытый космос
Это было не просто экспериментом. В 60-е годы, когда космонавтика шла вперед семимильными шагами, предполагалось, что вскоре человек начнет осваивать планеты Солнечной системы. Орбитальные станции должны были стать своеобразной ступенькой, оттолкнувшись от которой космический корабль мог бы достигнуть далекой планеты. А чтобы технически обслуживать такие станции, необходимо было научиться покидать космический корабль и выходить в открытый космос. Представляя отряду космонавтов новый проект, Сергей Королев заметил: «как моряк океанского лайнера должен уметь держаться на воде, так и космонавты, находящиеся на борту космического корабля, должны уметь «плавать» в открытом космосе».
Для ответственного задания был выбран наиболее сработанный экипаж космонавтов — командир корабля подполковник Павел Беляев, второй пилот майор Алексей Леонов. И хотя у Павла Беляева еще на Земле во время тренировок случилась нештатная ситуация – он стал задыхаться в барокамере – тандем «Леонов-Беляев» не стали разбивать. И, возможно, это помогло космонавтам в острых ситуациях во время полета.

18 марта 1965 года через час тридцать пять минут после старта «Восхода-2», в начале второго витка вокруг Земли, Алексей Леонов покинул космический корабль. Этот исторический момент передавали на Землю несколько телекамер, закрепленных на обшивке корабля. Леонов находился в открытом космосе 12 минут, 9 секунд, удалившись от «Восхода» на 5,35 м. С кораблем Леонова связывал трос, через который подавался в скафандр кислород, и осуществлялась связь с бортом судна. Алексей Леонов должен был выйти из корабля, снять на кинокамеру и сфотографировать вид на Землю из открытого космоса и возвратиться на «Восход». Об успешно выполненном эксперименте космонавты бодро доложили партии и правительству прямо с борта корабля. Но на самом деле во время этого непростого полета возникло несколько нештатных ситуаций, четыре из которых ставили космонавтов на грань жизни и смерти.
Шли по краю смертельного слоя радиации
Нестыковки начались с первых моментов полета – космический корабль с Алексеем Леоновым и Павлом Беляевым на борту забросили на орбиту, отдаленную от Земли на 495 км. Это случилось в результате технической ошибки — «Восход-2» должен был летать по орбите, удаленной от Земли на 350 км. Из-за этой ошибки корабль рисковал застрять на орбите на 3 года, а запас жизнеобеспечения космонавтов был рассчитан лишь на трое суток. Опасность для экипажа была и в том, что первый губительный для человека радиационный слой находится на высоте 500 км. Экипажу «Восхода-2» повезло – они шли всего на 5 км ниже, вдоль границы опасного слоя. Если бы в этот момент на Солнце была сильная вспышка, смертельный слой «просел» и космонавты получили бы смертельную дозу радиации в 500 рентген.
Леонов мог не вернуться на борт
Во время предполетного инструктажа Леонову было дано указание: докладывать на Землю обо всех своих действиях в открытом космосе и все внезапные трудности выносить на обсуждение специалистов. Но на деле этот строгий приказ пришлось не раз нарушить. С Земли не было видно реальной ситуации, и советы из Центра управления полетом просто помешали бы космонавту работать. Леонов прекрасно понимал, что в открытом космосе кроме него самого и его напарника Павла Беляева ему никто не сможет по-настоящему помочь. Непосредственно перед выходом в космос скафандр надел не только Леонов, но и Павел Беляев, чтобы в случае неудачи помочь напарнику вернуться в корабль.

Избыток кислорода чуть не погубил корабль
После возвращения космонавта на борт корабля внезапно начало расти парциальное давление кислорода. От нормы 160 мм оно перешло опасную отметку 460 мм (состояние гремучего газа) и достигло 920. Космонавты понимали, что малейшая искра могла привести к страшному взрыву. Это была самая опасная и сложная ситуация в полете «Восход-2». Леонов и Беляев пытались бороться с этим опасным фактором: снижали температуру до 10 градусов, понижали влажность. Экипажу приходилось бороться с кислородным опьянением — космонавты буквально засыпали на ходу. Причину случившегося выяснили позже. Из-за того, что корабль долгое время был ориентирован на Солнце, одна его сторона прогрелась до +150 градусов, а другая охладилась до -140. Неизбежно возникла деформация, и при закрытии люка осталась микроскопическая щель, из которой улетучивался кислород. Умная система жизнеобеспечения корабля начала нагнетать его сверх меры. В конце концов повысившееся давление плотно придавило люк, утечка кислорода прекратилась — прекратилось и его нагнетание. Только на Земле, после полета, разобрались, что это было. А в космосе только время и счастливый случай помогли космонавтам выйти из опасной ситуации.
«Восход» сажали вручную
При подготовке к посадке отстреливалась шлюзовая камера, от чего датчики ориентации на Солнце покрылись пылью. И когда космонавты включили систему автоматической ориентации перед посадкой, система просто не сработала. Топливо было на исходе, и нужно было принимать решение: выключить автоматику и перейти на ручное управление кораблем. Ждать советов Центра управления полетом не было времени – топливо расходовалось с каждой минутой, к тому же «Восход» вышел из зоны радиовидимости. С Земли успели только дать команду сажать космический корабль, и в течение следующих четырех часов о судьбе корабля и экипажа ничего не было известно.
«Восход-2» был рассчитан на автоматическую систему наведения и сконструирован так, что места пилотов находились посередине корабля, и управлять судном в ручном режиме можно было лишь, глядя в боковое стекло. Чтобы сориентировать корабль, космонавтам пришлось отстегнуться и поменять положение: Павел Беляев лег поперек корабля, Леонов его держал, давая ему указания для ориентации корабля по направлению к Земле. Когда ручная ориентация была завершена, включили двигатель и срочно заняли места в кабине и зафиксировались. Космонавты при ориентации спуска должны быть обязательно пристегнуты. Ведь при любом неловком движении космический корабль мог сорваться во вращение.
Приземлились в глухой тайге
Есть версия, что корабль «Восход-2» сел в нерасчетном месте из-за разбалансировки корабля. Но Алексей Леонов говорит, что сесть в тайге приняли решение сами космонавты. Возвращение на Землю в районе крупных городов могло привести к катастрофе – там много промышленных предприятий и линий электропередач. «Восход-2» приземлился в глухой пермской тайге, в сильный мороз. Просидеть в скафандрах пришлось больше суток, пока их не нашли спасатели. А отправления домой ждали еще двое суток – готовили в тайге площадку для посадки вертолета. Чтобы отогреть замерзающих космонавтов, построили сруб, с вертолета сбросили огромный котел. Развели костер и усадили отогреваться в котел с горячей водой Леонова и Беляева. Когда посадочная площадка была готова, космонавтам пришлось совершить до нее лыжный марш-бросок.
А 23 марта первого человека, побывавшего в открытом космосе, уже встречали в Москве. Советским космонавтам удалось опередить американцев — астронавт Эдвард Уайт шагнул за борт комического корабля 3 июня 1965 года. Он находился в открытом космосе 22 минуты и удалился от корабля на 7,6 м.
«Время первых». Второй трейлер
Алексей Леонов о выходе в открытый космос: Пока бы они готовили доклад, я бы уже умер
Алексей Леонов — первый человек, который вышел в открытый космос — стал главным консультантом фильма «Время первых». Первым быть всегда сложно, но почетно.О смертельно-опасных случаях и цепочке препятствий покоритель невесомости рассказал в эксклюзивном интервью «КП» (подробности)
Корабль

«Восход-2» стал усовершенствованной версией первого корабля, на котором в 1964 году впервые был совершен одновременный полет сразу трех космонавтов: Владимира Комарова, Константина Феоктистова и Бориса Егорова. В кабине было так тесно, что им пришлось лететь без скафандров, и в случае разгерметизации корабля им грозила неминуемая гибель. Вес «Востока-2» составлял почти 6 тонн, диаметр 2,5 метра, а высота почти 4,5 метра. Новый корабль приспособили для полета двух человек и оснастили уникальным надувным шлюзом для выхода в открытый космос «Волга» — там камера надувалась и готова была принять космонавта. Ее внешний диаметр 1,2 метра, внутренний всего 1 метр, а длина – 2,5 метра. При подготовке к посадке камера отстреливалась и корабль приземлялся без нее.

Стоит отметить, что полет «Восхода-2» со шлюзовой камерой и экипажем на борту был рискованным, так как предварительно проверить работу всех систем не удалось. 22 февраля 1965 года, меньше чем за месяц до полета Беляева и Леонова, беспилотный корабль «Космос-57» (копия «Востока-2») во время испытательного полета был взорван из-за ошибочной команды на самоуничтожение. Несмотря на это, Королев (главный конструктор всей программы) и Келдыш (Президент Академии Наук СССР), посоветовавшись с космонавтами, решили не отменять запланированный полет.
Возвращение домой

Борьба Леонова за жизнь была завершена; люк за его спиной захлопнулся, отделив тесный светлый уютный мирок кабины «Восхода-2» от темного бесконечного холода космического пространства. Но тут возникла другая проблема. Начало повышаться парциальное давление кислорода в кабине, оно дошло уже до 460 мм и продолжало расти, — и это при норме в 160 мм. Малейшая искра в электросхемах приборов могла привезти к взрыву. Позднее выяснилось, что из-за того, что долгое время «Восход-2» был стабилизирован относительно Солнца, он нагревался неравномерно (с одной стороны +150°С, а с другой -140°С), что привело к незначительной деформации корпуса. Датчики закрытия люка сработали, но осталась небольшая щель, из которой улетучивался воздух. Система автоматики исправно обеспечивала жизнеобеспечение космонавтов, подавая в кабину кислород. Разобраться самостоятельно с этим экипаж был не в силах, и космонавтам оставалось лишь с ужасом наблюдать за показаниями приборов. Когда общее давление достигло 920 мм, люк под его напором захлопнулся, и угроза миновала — вскоре атмосфера внутри кабины нормализовалась.
Но и на этом беды космонавтов не закончились. В штатном режиме корабль должен был начать программу посадки после 17-ого витка, но тормозная двигательная установка не сработала в автоматическом режиме, и корабль продолжал с бешеной скоростью нестись по орбите. Сажать корабль пришлось в ручном режиме, Беляков сориентировал его в правильное положение и направил в безлюдную местность в тайге в районе Соликамска. Больше всего тогда командир боялся попасть в густонаселенный район и задеть линии электропередач или дома. Был также риск залететь на недружественную на тот момент территорию Китая, но всего этого удалось избежать. После включения тормозных двигателей и торможения в атмосфере потянулись мучительные секунды ожидания. Но все обошлось: парашютная система сработала в штатном режиме, и «Восход-2» приземлился в 30 километрах юго-западнее города Березники в Пермской области. Командир блестяще справился с задачей, отклонившись от расчетной точки всего на 80 км с учетом того, что корабль летел со скоростью около 30 000 км/ч.
С вертолета очень быстро обнаружили красные парашюты, повисшие на верхушках деревьев, но вот найти место для посадки и вытащить удачно приземлившийся экипаж не было никакой возможности. Двое суток Беляев и Леонов просидели в заснеженной тайге, ожидая прибытия помощи. Не вылезая из скафандров, они закутались в теплоизоляционную обшивку, обмотались стропами парашютов, развели костер, но в первую ночь согреться не удалось. Наутро им сбросили продукты и теплые вещи (пилоты сняли куртки со своих плеч), на канатах спустили группу с врачом, которая, добравшись до приземлившихся космонавтов, смогла обеспечить им лучшие условия. Все это время неподалеку вырубали площадку для приземления эвакуационного вертолета, куда космонавты могли добраться на лыжах. Уже 21 марта Беляев и Леонов были в Перми, откуда доложили об удачном завершении полета лично генсеку КПСС Леониду Брежневу, а 23 марта героев встречала Москва.
Читайте также
Читайте также
***

П. Беляев и А. Леонов
20 октября 1965 года Международная авиационная федерация (FAI) отметила рекорд пребывания человека в открытом космическом пространстве вне корабля — 12 минут и 9 секунд. Алексей Леонов получил высшую награду FAI — золотую медаль «Космос» за первый выход в открытое космическое пространство в истории человечества. Командир экипажа Павел Беляев также получил медаль и диплом.
Леонов стал пятнадцатым человеком в космосе, и первым человеком, совершившим следующий принципиальный шаг после Гагарина. Остаться один на один с бездной, самым враждебным пространством для человека, посмотреть на звезды лишь через тонкое стекло шлема, услышать стук своего сердца в абсолютной тишине и вернуться назад — это настоящий подвиг. Подвиг, за которым стояли тысячи ученых, инженеров, рабочих и миллионы простых людей, но совершил его один человек — Алексей Леонов.
Подготовка
Прошло почти четыре года со дня полета Юрия Гагарина, весь мир был увлечен космической гонкой двух сверхдержав — СССР и США. Они отправили уже по несколько пилотируемых кораблей; в 1964 впервые на советском «Восходе» нового типа в космос отправились сразу три человека, теперь предстоял следующий принципиальный шаг — выход в открытый космос.
Обе державы, усиленно занимавшиеся космической программой, одновременно приходили к очевидным проблемам, требующим решения. Рано или поздно при планируемых длительных полетах потребуются профилактические и ремонтные работы снаружи корабля, кроме самих космонавтов выполнять их будет некому, следовательно, нужно было разработать безопасную и действенную систему их осуществления. В СССР этой проблемой занимался Королев, а главным специалистом-исполнителем стал молодой космонавт из первого отряда — Алексей Леонов. По программе разработали усовершенствованный вариант новейшего космического аппарата «Восход», шлюзовую систему и специальный защитный скафандр. К февралю 1965 года все было готово, оставался последний бросок.
В свободном плавании

Алексей Леонов – первый человек в открытом космосе
Вместе с Гагариным, Николаевым и Поповичем в первый отряд космонавтов, созданный в 1959 году, входил и Алексей Леонов. Отбор летчиков для будущего полета в космос был достаточно жестким. Возраст — не старше 30. Требовалось крепкое здоровье, а также опыт полетов на новейшей технике. Комиссию интересовало также, не попадали ли летчики в непредвиденные условия.
Умение находить выход из трудного положения могло сыграть важную роль в отборе кандидатов. Космос оставался на тот момент во многом неисследованным пространством. Новые условия могли потребовать от летчиков находить выход из непредвиденных ситуаций. Незадолго до отбора Леонов оказался в одной из таких — из-за отказа приборов пришлось сажать самолет прямо в поле — в 500 метрах от посадочной полосы.
18 марта 1965 года в космическое пространство отправился многоместный корабль «Восход-2» с экипажем из двух человек — командиром Павлом Беляевым и пилотом Алексеем Леоновым. Новый корабль, в отличие от своего предшественника, был снабжен шлюзовой камерой — через нее космонавт мог выйти в открытый космос. Для выполнения этой задачи был разработан скафандр «Беркут», поддерживавший нормальную для организма человека температуру, а также газовый состав и влажность среды.
Еще на земле врачи высказывали опасение за психологическое состояние космонавтов. Было неизвестно, как поведет себя человек вне космического корабля. Все же космос оставался бесконечно огромным пространством с совершенно неестественной для человека средой.
Оказавшись на земной орбите, экипаж сразу стал готовиться к эксперименту. Вскоре раздались слова командира корабля:
«Человек вышел в открытое космическое пространство и находится в свободном плавании».
Алексей Леонов находился за пределами корабля 12 минут 9 секунд. Весь процесс выхода в открытый космос снимали установленные в шлюзе кинокамеры. Отдалившись от корабля на 5 метров, космонавт оставался связан с ним специальным тросом.

Алексей Леонов в открытом Космосе
Выход в открытый космос был связан с огромным риском. Вот что об этом вспоминал сам космонавт:
«Скафандр деформировался. У меня не хватало сил согнуть его, перчатки заламывались, пальцы вышли из них, а ноги из сапог. Такое резкое падение давления могло вызвать у меня усиленное выделение азота, буквально закипание крови».
После завершения эксперимента космонавтов преследовали другие трудности. Во время возвращения на землю отказала автоматическая система управления кораблем. Павлу Беляеву пришлось сажать его вручную — впервые в истории отечественной космонавтики.
Посадка корабля состоялась в тайге в районе Перми, из-за чего космонавтов удалось эвакуировать только через двое суток. После этого случая была специально создана методика эвакуации космических экипажей из малодоступной местности.
Каким был космонавт Алексей Леонов
11 октября умер советский космонавт Алексей Леонов. Он был первым человеком, побывавшим в открытом космосе. Леонову было 85 лет. Какой была жизнь покорителя космоса и художника — в материале РБК

Семья Леоновых, 1950 год. Крайний слева — будущий летчик-космонавт Алексей Леонов
В 1939 году отец был реабилитирован, семья переехала в Кемерово. «В бараке, где мы жили в Сибири, в 16-метровой квартире нас жили 11 человек. У меня штатное место было под кроватью. К нам в барак приехал самый настоящий летчик, он меня заметил, подошел, я говорю ему: «Я я хочу быть, как вы!» — а он мне: «Нужно быть здоровым, смелым и умываться с утра». Вот так я решил летчиком стать», — рассказывал космонавт.

В 1955 году Леонов окончил 10-ю Военную школу первоначального обучения летчиков в Кременчуге, куда он поступил по комсомольскому набору в 19 лет. В 1957 году окончил Чугуевское военное авиационное училище летчиков (ВАУЛ). Затем вернулся в Кременчуг, где служил летчиком-перехватчиком

Зимой 1959 года Совет министров СССР принял постановление об отборе и подготовке космонавтов к первому полету на космическом корабле «Восток». Были рассмотрены документы 3461 летчика, отобрали 347 человек, среди которых был и Леонов. После долгой подготовки, 18–19 марта 1965 года, совместно с Павлом Беляевым Леонов совершил полет как второй пилот на корабле «Восход-2» и стал первым вышедшим в открытый космос человеком. «А Земля-то круглая. Это были первые слова, которые я сказал, шагнув в пустоту», — смеялся Леонов. В 1965 году за этот полет ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

После этого Леонов стал участником подготовки лунной программы СССР. Она продолжалась до 1969 года, но прекратилась после успешной высадки на Луну 21 июля 1969 года экипажа «Аполлона-11». «С Луной американцы нас действительно опередили. И всерьез верить в то, что они не были на Луне, могут только абсолютно невежественные люди. И, к сожалению, вся эта нелепая эпопея о якобы сфабрикованных в Голливуде кадрах началась именно с самих американцев», — писал Леонов в своей книге.
В июле 1975 года он отправился в космос второй раз как командир космического корабля «Союз-19» по программе совместного со США пилотируемого полета. Тогда впервые в мире прошла стыковка кораблей двух разных стран. После этого он был награжден еще одной Золотой Звездой и орденом Ленина.

22 января 1969 года Виктор Ильин совершил попытку покушения на генерального секретаря ЦК КПСС Леонида Брежнева. Его кортеж в сопровождении кортежа космонавтов, в котором были Леонов, Георгий Береговой, Андриан Николаев, Валентина Терешкова и Алексей Архипович, ехал из Внуково, где встречали экипажи кораблей «Союз-4» и «Союз-5», совершивших первую в мире стыковку. Когда автомобиль подъехал к Красной площади, переодетый в милицейскую форму Ильин начал стрелять по одному из автомобилей, решив, что в нем сидит Брежнев. «Я на него смотрю, а он из двух пистолетов стреляет в упор. 16 патронов выпалил, даже не понимая, в кого он стрелял. Я подумал тогда, что мне крышка», — вспоминал Леонов. Во время покушения был смертельно ранен шофер космонавтов Илья Жарков.
На фото слева направо: летчики-космонавты Валерий Быковский, Алексей Леонов, председатель президиума ВС СССР Николай Подгорный, летчики-космонавты Валентина Терешкова, Леонид Брежнев, летчики Владимир Шаталов, Борис Волынов, Константин Феоктистов (на заднем плане), Евгений Хрунов, Андриян Николаев, Алексей Елисеев и Павел Попович.

Леонов был известен не только как космонавт, но и как художник. «Перед полетом я много думал, какая техника должна быть: краска в космосе не пойдет, пастель не пойдет, акварель — тоже. Оставался карандаш. Карандаш «Тактика» средней твердости и хорошая бумага. Я уже по рассказам товарищей знал, что увижу: черное небо, голубую Землю. И когда я сделал первые работы, они стали говорить, что горизонт у меня не так изгибается. Мы долго спорили — я-то замерял его! Я точно знал, сколько градусов должна быть дуга!» — вспоминал космонавт.
Перед поступлением в авиационное училище он пробовал поступить в Рижскую академию художеств, но не мог остаться там из-за нехватки средств. Тем не менее Леонов рисовал всю жизнь. Вместе с художником-фантастом Андреем Соколовым он создал серию почтовых марок на космическую тему. В 1965 году был принят в Союз художников. Его работы есть в собрании Третьяковской галереи, Дрезденской галереи, в музее города Гагарин и в Кемерово, где прошло его детство. Там же находится единственная в России школа творчества для детей с нарушениями работы опорно-двигательного аппарата, работающая благодаря помощи Леонова.

С супругой Светланой будущий космонавт познакомился в Кременчуге, куда вернулся после учебы. У пары две дочери, старшая Виктория умерла в 1996 году. Младшая Оксана живет в США.

В 1991 году Леонов вышел на пенсию. «Мы не ради денег летали. Никто и не думал заикаться об этом. И к славе не стремились. Амбиции заключались в ином — мы мечтали быть первыми, хотели сделать то, что не по силам другим», — рассказывал он.
Был советником первого заместителя председателя совета директоров Альфа-банка, членом Высшего совета партии «Единая Россия». В 2017 году вышел фильм «Время первых» о выходе Леонова в открытый космос, основанный в том числе на воспоминаниях космонавта из одноименной книги.

Алексей Леонов умер 11 октября в Главном военном клиническом госпитале имени Бурденко после продолжительной болезни. Ему было 85 лет. Похороны и прощание с космонавтом пройдут 15 октября в 11:00 мск на Федеральном военном мемориальном кладбище в подмосковных Мытищах.
Человек в открытом космосе
Космос все больше представал для человечества как иная среда, где пространство и время отличались от земных. И если во времена Циолковского это во многом оставалось в теории, то полеты Гагарина, Леонова и других первооткрывателей позволяли подтверждать выдвигавшиеся положения уже эмпирическим, то есть опытным путем. Как происходило освоение внеземного пространства? С какими трудностями сталкивались космонавты во время полетов? И почему, вообще, полеты в космос были важны для изучения пространства и времени?
Planet earth photo created by rawpixel.com — www.freepik.com
17 марта 2022
Пространство и время
«Некоторым хочется сравнить „плавание“ в космосе с плаванием в воде. В воде чувствуешь опору, скольжение. В космосе подобного ощущения нет. Просто как бы летаешь возле корабля».
Прошедший эксперимент имел огромное значение. Свое место за пределами земли стали занимать космические станции, позволявшие проводить исследования на протяжении длительного времени. Через несколько лет после своего полета, обобщая полученные знания, Алексей Леонов совместно с психологом Василием Лебедевым создал труд «Восприятие пространства и времени в космосе».

Алексей Леонов был известен не только как космонавт, но и как художник. Картина «Выход в открытый космос»
Исследователи сделали важное заключение о задачах космонавта:
Непредвиденные обстоятельства

При подготовке к полету на земле были отработаны 3000 различных аварийных ситуаций и их решений. Но Леонов говорил, что по закону в космосе случится и 3001-ая, и ее тоже нужно будет решить. Так и произошло.
«Я молча, не докладывая на Землю (вот это мое было очень большое нарушение), принимаю решение и сбрасываю давление из скафандра практически в 2 раза, на 0,27 вместо 0,5. И у меня сразу руки встали на место, я смог работать в перчатках».
Но это порождало страшные последствия — из-за падения парциального давления кислорода он попадал в зону закипания азота (, известная у ныряльщиков). А нужно было спешить. Командир корабля Беляев, видя, что тень неумолимо приближается, и в полной темноте и при предельном минусе Леонову уже ничто не сможет помочь, торопил своего пилота.
Тогда Леонов в нарушение всех инструкций сделал последнюю отчаянную попытку — сбросил с помощью клапана давление в скафандре до предельного минимума, втолкнул кинокамеру в шлюз и, развернувшись вперед головой, втянулся внутрь на руках. Это удалось сделать лишь благодаря отличной физической подготовке — измотанный организм отдал последнюю энергию этому усилию. Внутри камеры Леонов с большим трудом развернулся, задраил люк и, наконец, отдал команду выровнять давление. В 11:52 в шлюзовую камеру начал поступать воздух — это и стало окончанием выхода Алексея Леонова в открытый космос.
Полет

На первом же витке полета была надута шлюзовая камера. Оба члена экипажа заняли свои места и облачились в скафандры. На втором витке Леонов перелез в шлюзовую камеру, а командир плотно задраил за ним люк. В 11:28 из «Волги» стравили воздух — время пошло, теперь Леонов был полностью автономен. В 11:32 с пульта управления был открыт наружный люк, через две минуты в 11:34 Леонов покинул шлюз и отправился в открытый космос.
В момент выхода пульс космонавта составлял 164 удара в минуту. Леонов отдалился от корабля на метр, а затем снова вернулся. Тело свободно разворачивалось в пространстве. Через стекло своего шлема он смотрел на проплывающее прямо под ним Черное море, на корабли, плывущие по его темно-синей глади.
Он несколько раз повторил свой маневр отхода и подхода к кораблю, свободно вращаясь и раскинув руки, все это время разговаривая по радиостанции с командиром корабля и наземными службами. Над Волгой Беляев подключил телефон в скафандре Леонова к передачам Московского радио, по которому Левитан читал сообщение ТАСС о выходе человека в открытый космос. В это время весь мир с помощью телетрансляции с камер корабля мог видеть, как Леонов машет рукой всему человечеству прямо из открытого космоса.
Рекордный полет Леонова продолжался 12 минут и 9 секунд.
Доспехи

Первый скафандр для выхода в открытый космос назывался «Беркут» (к слову, все советские и российские скафандры носят имена хищных птиц: «Орлан», «Ястреб», «Сокол», «Кречет»), вместе с ранцем он весил 40 килограмм, что, конечно же, не имеет никакого значения в условиях невесомости, но дает представление о серьезности конструкции. Все системы были максимально простыми, но эффективными. Например, конструкторы решили обойтись без регенерационной установки для экономии места и выдыхаемый углекислый газ выпускался через клапан прямо в открытый космос.
Однако на тот момент в скафандре использовались несколько новейших технологий того времени: экранно-вакуумная изоляция из нескольких слоев металлизированной ткани защищала космонавта от перепадов температуры, а светофильтр на стекле шлема спасал его глаза от яркого солнечного света.
«Беркут» использовался всего один раз во время полета «Восхода-2» экипажем Беляева и Леонова и является на данный момент единственным универсальным скафандром, то есть предназначавшимся как для спасения пилотов при разгерметизации корабля, так и для выходов в открытый космос.
Угрозы

Вы все, конечно же, смотрели фильм «Гравитация», получивший 7 Оскаров, а потому должны иметь хорошее представление о всех опасностях, угрожающих космонавту в открытом космосе. Это опасность потерять связь с кораблем, опасность столкнуться с космическим мусором и, наконец, опасность истечения запасов кислорода до возвращения на корабль. Помимо этого существует и опасность перегрева или переохлаждения, а также поражения радиацией.
Леонов был привязан к кораблю прочным фалом длиной пять с половиной метров. В ходе полета, он неоднократно вытягивался на всю длину и снова подтягивался к кораблю, фиксируя все свои действия на кинокамеру. В 60-х еще не существовало ракетных ранцев (устройство для перемещения и маневрирования космонавта) позволяющих полностью свободно отделяться от корабля и возвращаться на него, так что тонкая крепкая веревка на двух металлических карабинах — это в буквальном смысле все, что связывало Леонова с жизнью и возможностью вернуться домой.
вероятность столкнуться с каким-либо космическим мусором, вращающимся на орбите Земли, в 1965 году была еще очень мала. До полета «Восхода-2» в космосе побывали всего лишь 11 пилотируемых кораблей и несколько спутников, при этом на довольно низких орбитах с относительно большой плотностью атмосферных газов, соответственно, большая часть мельчайших частиц краски, обломков и прочего мусора, остающегося после этих кораблей, вскоре сгорала, не успев причинить никому вреда. До формулирования было еще далеко, и советская космическая программа не воспринимала эту опасность всерьез.
Скафандр «Беркут», разработанный специально для выхода в открытый космос и имевший полную автономность, имел запас всего в 1666 литров кислорода, а для поддержания необходимого давления газа и жизнедеятельности космонавта необходимо было тратить больше 30 литров в минуту. Таким образом, максимальное время пребывания вне корабля составляло всего лишь около 45 минут, и это на все про все: вход в шлюз, выход в открытый космос, пребывание в свободном полете, возвращение в шлюз и ожидание времени его закрытия. Общее время выхода Леонова составило 23 минуты 41 секунду (из них вне корабля 12 минут 9 секунд). Никакого запаса на исправление ошибок или спасение не предусматривалось.
Температурный режим и радиация
Леонов успел фактически чудом успеть завершить свой выход до попадания корабля в тень от Земли, где низкие температуры могли осложнить все его действия и привести к смерти. В кромешной тьме он бы не смог справиться с фалом и входом в шлюз. Нахождение на солнечной стороне в течение каких-то 12 минут заставляло его обливаться потом. «Терпения уже не было, по лицу пот тек не градом, а потоком, да такой едкий, что глаза жгло» — вспоминает Леонов. Что касается радиации, то тут ему относительно повезло. На апогее орбиты почти в 500 километрах над землей, «Восход-2» задевал только нижний край радиационно-опасной зоны, где излучение может составлять до 500 рентген/час (смертельная доза за несколько минут), кратковременное нахождение в ней и хорошее стечение обстоятельств не привели к страшным последствиям. По приземлении у Леонова зафиксировали дозу в 80 миллирад, что значительно превышает норму, но к повреждениям здоровья не приводит.
Освоение космоса

Экипаж космического корабля «Восход-1»: Константин Феоктистов, Владимир Комаров, Борис Егоров
Запуск первого искусственного спутника земли, состоявшийся 4 октября 1957 года, открыл перед человечеством совершенно новую — космическую эру. Достижения Сергея Павловича Королева, а также других советских инженеров и конструкторов, позволили вскоре осуществить давнюю мечту Константина Эдуардовича Циолковского — одного из авторов теории межпланетных сообщений. В космическое пространство отправился первый «гражданин земли».
Полет Юрия Гагарина был важным, однако не единственным прорывом в это время. С момента запуска корабля «Восток-1» вызовы стали появляться один за одним. Уже в следующем — 1962 году, состоялся первый групповой полет космических кораблей. За пределами земли одновременно оказались сразу два советских космонавта — Андриян Николаев и Павел Попович.
Два года спустя была решена новая задача — землю покинул первый многоместный корабль «Восход-1». Экипаж был разделен по профессиональному признаку: летчик Владимир Комаров, инженер Константин Феоктистов, врач Борис Егоров.
Со временем стало понятно, что отдельных запусков кораблей оказывалось отнюдь недостаточно. Космос было важно осваивать: проводить исследования и эксперименты на земной орбите, давать оценку условиям за пределами планеты. Дабы осуществить намеченный замысел, следовало привлечь к работе в новом пространстве специалистов из разных областей. Впрочем, для выполнения этой задачи предстояло также решить еще одну задачу
Почему было важно выйти в открытый космос? Ответ на вопрос давал сам Сергей Павлович Королев:
«Моряк, находящийся на борту океанского лайнера, должен уметь плавать в океане. Точно так же космонавт, находящийся на борту космического корабля, должен уметь плавать в космосе».
Космонавты должны были научиться выходить за пределы своего корабля. Сначала — для ремонта и простых монтажных работ. С появлением и успешным функционированием космических станций — для их оснащения и проведения внешних коммуникаций. Освоение космоса требовало постоянного присутствия человека. А значит и постоянного внимания к условиям его пребывания в новом пространстве. Неслучайно, работа к открытом космосе получила впоследствии специальный термин — ВКД («Внекорабельная деятельность»).






