От потайной двери до хрустальных осколков. 10 фактов о Мариинском театре

От потайной двери до хрустальных осколков. 10 фактов о Мариинском театре ЮнАрмия

14 октября (2 октября по старому стилю) 1860 года в Санкт-Петербурге открылся Мариинский театр. Сегодня это один из ведущих театров мира, на сцене которого идут знаменитые оперы и балеты. На его подмостках блистают прославленные артисты, а премьеры становятся событиями международного масштаба.

14 октября 1860 года в Петербурге был открыт один из лучших мировых театров оперы и балета – Мариинский. Он расположился на Карусельной площади, которая позже была переименована в Театральную. На его сцене выступали Матильда Кшесинская, Анна Павлова, Вацлав Нижинский и другие звезды балета. Спустя полтора столетия Мариинка, как театр ласково называют петербуржцы, остается символом города и его визитной карточкой. В его афише  как уже признанные зрителем постановки, так и новые спектакли: в любом случае залы главного здания и Новой сцены всегда переполнены.

SPB.AIF.RU вспоминает 10 самых интересных и необычных фактов из его истории.

Здание Мариинского театра, 1860-е годы. Архив Мариинского театра.

Мариинский театр является одной из культурных жемчужин России и входит в число лучших театров планеты. За более чем два столетия он подарил миру целую плеяду выдающихся артистов и исполнителей.

Здесь начинал путь основоположник американского балета Джордж Баланчин. На сцене блистали Матильда Кшесинская, Рудольф Нуреев, Анна Павлова. Слава о театре всегда гремела далеко за пределами России. Сюда приезжали с гастролями итальянская и французская труппы. Театр открыл миру гениальных художников-декораторов Константина Коровина, Александра Бенуа, Симона Вирсаладзе.

Репертуар включал произведения Моцарта, Россини и Вебера. На протяжении последних десятилетий театр регулярно выступает на лучших мировых сценах в Нью-Йорке, Лондоне, Париже, Вене, Берлине и Токио. С театром сотрудничают крупнейшие в мире Ковент-Гарден и Метрополитен-опера, оперные театры Тель-Авива и Сан-Франциско.

Мариинский театр является эталоном искусства во всем мире. Артисты из разных уголков планеты восхищаются постановками и мечтают о работе в легендарной Мариинке.

Годом рождения Мариинского театра считается 1783. Но в этом году был создан, скорее, отец Мариинского. Именно тогда Екатерина Великая издала Указ о создании театрального комитета «для управления зрелищами и музыкой». 5 октября того самого года на Карусельной площади был открыл Большой Каменный театр. Площадь жители вскоре стали именовать театральной, так она до нас и дошла.

Петербургский Большой театр был построен по проекту архитектора Ринальди. Он был огромным и величественным, оборудован по последнему слову современной техники. Предпочтение отдавалось, конечно, французского или итальянскому репертуару, к тому же русская труппа нередко уступала сцену зарубежным. Первой оперой, поставленной в Большом театре, был «Лунный мир» Джованни Паизиелло. Но одной оперой театр не ограничивался: ставились драмы и вокально-инструментальные концерты.

В начале XIX в. Большой театр стал частью культурной жизни Петербурга

В начале XIX века Большой театр стал не только одним из символов города наряду с Адмиралтейством и Петропавловской крепостью, но и важной частью культурной жизни Петербурга. В то время театр был перестроен под руководством архитектора Тома де Томона и приобрел парадный вид. Но в 1811 в театре случился пожар, и все внутреннее убранство погибло, был поврежден и фасад здания. Через семь лет его восстановили, затем театр пережил еще одну важную перестройку, совершенную в 1836 Альберто Кавосом. Интересно, что в это время на сцене театра большой популярностью пользовалась опера отца архитектора Кавоса «Иван Сусанин». Это было, конечно, еще до создания Глинкой оперы с тем же названием.

От потайной двери до хрустальных осколков. 10 фактов о Мариинском театре

Мариинский театр. (wikipedia.org)

Открылся перестроенный театр в 1836 постановкой той самой оперы «Жизнь за царя» Глинки. А ровно через 6 лет на этой же сцене впервые поставили «Руслана и Людмилу» работы того же композитора. Само собой, Большой театр стал по-настоящему знаменит. Правда, труппу театра постепенно переводили в Александринский и находящийся неподалеку Театр-цирк.

Здание современного Мариинского театра возведено на месте Театра-цирка

Дело в том, что в 1846 году был введен запрет на постановку опер русских композиторов, а русскую труппу заменили итальянской. Через 4 года запрет отменили, но ситуация едва ли улучшилась: собственного здания у русской труппы не было, и артисты давали представления в маленьком деревянном здании Театра-цирка.

От потайной двери до хрустальных осколков. 10 фактов о Мариинском театре

Опера «Руслан и Людмила». (wikipedia.org)

В 1859 Театр-цирк сгорел, и вот именно на его месте и было возведено здание современного Мариинского театра. Руководил строительством все тот же Альберто Кавос. Театр назвали в честь супруги царя Александра IIМарии Александровны. Вы уже, наверное, догадались, что отпраздновали открытие нового театра постановкой оперы «Жизнь за царя».

Вторая половина XIXвека была временем расцвета театра. На его сцене ставили такие знаменитые произведения как «Борис Годунов» Мусоргского, «Орлеанская дева», «Чародейка», «Пиковая дама» Чайковского, «Псковитянка», «Майская дочь» и «Снегурочка» Римского-Корсакова, «Князь Игорь» Бородина, «Демон» Рубинштейна. В самом начале XXвека в репертуаре Мариинского театра была знаменитая театралогия Вагнера «Кольцо Нибелунга», «Электра» Рихарда Штрауса, «Хованщина» Мусоргского. Все эти имена и названия известны даже тем, кто далек от оперного искусства.

От потайной двери до хрустальных осколков. 10 фактов о Мариинском театре

Балет не отставал от оперы. На сцене ставили не только классику («Корсара», «Жизель» и «Эсмеральду»), но и «Баядерку», «Спящую красиавицу», «Щелкунчика» и «Лебединое озеро». Знаменитой хореографией «Лебединое озеро» Чайковского обязано творческому союзу хореографов Иванова и Петипа.

В 1885 на сцену Мариинского перенесли почти все выступления со сцены закрывающегося Большого театра. На месте Большого Каменного театра возвели Санкт-Петербургскую консерваторию. В 1917 театр объявили Государственным, а в 1935 переименовали в честь С. Кирова. Но труппа не сидела без дела, в это время появляются новые известные оперы («Любовь к трем апельсинам» Прокофьева, «Саломея» и «Кавалер розы» Штрауса) и балеты («Пламя Парижа» и «Бахчисарайский фонтан» Асафьева, «Ромео и Джульетта» Прокофьева).

В Великую Отечественную войну Мариинский театр эвакуирован в Пермь

Во время Великой Отечественной войны театр был эвакуирован в Пермь, где продолжал свою деятельность. В 1944 Мариинский приехал в Ленинград и отпраздновал возвращение угадайте чем? Правильно! «Иваном Сусаниным» Глинки. Так уж у театра повелось. В 60-х годах на сцене театра выступали знаменитые танцоры Нуреев и Барышников. В 1988 году руководство театром принял Валерий Гергиев, занимающий этот пост до сих пор. Мариинский театр активно сотрудничает со знаменитыми зарубежными театрами оперы и балета, в частности, с театром Ла Скала, Ковент Гарден, Метрополитен Оперой и Оперой де Бастиль.

Режим работы Мариинского театра

Мариинский театр находится на Театральной площади, д.1. О новых премьерах и расписании можно узнать на официальном сайте театра, там же доступны самые свежие новости из закулисной жизни. Билеты на интересные премьеры и постановки следует покупать заранее, так как цена может резко контрастировать. Самые недорогие по стоимости билеты раскупают в первую очередь, те, что остаются, могут быть весьма дорогими.

Стоимость билетов в кассе театра и на его сайте не отличается. Часы работы касс Мариинского театра — с 11:00 до 19:00, есть перерыв с 14:00 до 15:00. Предпочтителен дресс-код. Все, кто хочет окунуться в атмосферу театральной жизни и праздник искусства, который всегда дарит при посещении великолепная Мариинка, могут добраться сюда как на частном, так и на общественном транспорте — на метро, автобусе или такси.

От потайной двери до хрустальных осколков. 10 фактов о Мариинском театре

Особенности архитектуры и интерьера Мариинского театра

Прекрасное сооружение, в котором расположен Мариинский театр, выполнено архитектором в стиле неоклассицизма. Его красота поражает. Построено было здание в 1859 году по проекту итальянского зодчего Альберто Кавоса. Позже к строению присоединился трёхэтажный корпус, дополнивший его ансамбль и предназначенный для мастерских, гримерок, репетиций.

Дополнительный зал, построенный под самой кровлей здания, появился позже. Это добавило главному фасаду монументальности. Затем появилась и башенка над куполом, искусно замаскировавшая вентиляционную трубу. Общая площадь театра составляет 1,25 га, зрительный зал занимает около 1300 кв. метров. Он представляет собой один из самых восхитительных и красивых театральных залов мира.

Убранство зрительного зала оставили таким же, каким он был изначально, ещё несколько веков назад. Поражают воображение посетителей лепнина и позолота, прекрасные скульптуры, что украшают интерьер. Также восстановили весь драгоценный декор построенной для императора царской ложи вместе с украшающей её монограммой. В ней восстановлены буквы государевых имён.

Огромная тяжелейшая люстра, освещающая зал Мариинки, сочетается с живописным расписным плафоном, рисунок на котором выполнен итальянским живописцем Дузи. Он искусно изобразил амуров, слившихся в танце вокруг двенадцати танцующих нимф. Вокруг размещены 12 круглых медальонов, которые содержат портреты самых знаменитых русских драматургов.

Имеются и филиалы Мариинского театра: открыты они во Владикавказе и Владивостоке. Новая сцена театра появилась в 2013 году. Также функционирует музей при театре, в котором представлены экспозиции архивных костюмов и декораций. Заинтересовавшийся гость театра может совершить увлекательную экскурсию в жизнь Мариинки по театральному закулисью в сопровождении экскурсовода.

Главная сцена, требующая ремонта, будет отреставрирована, по словам В. Гергиева, с сохранением своего неповторимого изящества. А созданная для нужд театра вторая сцена, расположившаяся на другом берегу Крюкова канала, построена по проекту французского архитектора Доминика Перро. Она называется Мариинка-2. После своего строительства она вызвала самые неоднозначные оценки.

Многие называют вторую сцену Мариинского театра «коробкой из бетона», сравнивают её с главным зданием и яростно критикуют. Другим нравится смелые и интересные решения в интерьере и экстерьере. Но вот что интересно: внутренняя обстановка помещений резко отличается от внешнего облика здания. Он был выполнен в современном стиле из бетона и мрамора. Для строительства Мариинки-2 снесли целый квартал.

Про Юнармию:  МОЛОДЕЖНОЕ ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ«ВЫZOV»

Никто не останется равнодушным после посещения Мариинского театра. Её вековая история и стены видели множество оглушительных премьер, гениальных артистов, знаменитых мировых оперных певцов. Их выступления на сцене вызывают неподдельные, самые чистые эмоции. Архитектура театра сделала его достоянием и символом Северной столицы, её визитной карточкой.

От потайной двери до хрустальных осколков. 10 фактов о Мариинском театре

Потайная дверь

Специально для царской семьи в театре была обустроена роскошная ложа, однако представители августейшей династии редко посещали ее: они предпочитали смотреть спектакли из семейной царской ложи, располагавшейся напротив места директора театра. Там в стене была сделана потайная дверь, которая вела прямиком в гримерки солисток – для того, чтобы император мог поблагодарить артисток после выступления.Говорят, этой дверью часто пользовался будущий император Николай II, влюбленный в Матильду Кшесинскую, чтобы навестить балерину и побыть с ней наедине.

От потайной двери до хрустальных осколков. 10 фактов о Мариинском театре

История Мариинского театра

Указ об утверждении театрального комитета «для управления зрелищами и музыкой» был издан 12 июля 1783 года великой императрицей Екатериной II. Сделано это было не просто так: XVIII век считался временем сближения России с Европой и, как следствие, страна перенимала культурные традиции европейски столиц. День издания указа считается днём возникновения Мариинского театра — места, где рождаются таланты и всё вокруг меркнет перед искусством.

Мариинка берёт начало своей истории с образования петербургского Большого, или Каменного театра, который был основан в 1783 году согласно приказу Екатерины. Здесь шли музыкальные и драматические постановки. Выполненный в стиле классицизма, он имел самую современную по тем временам сцену, оснащённую по последнему слову техники. Но в 1811 году случилась катастрофа: прекрасное здание театра вместе со всем внутренним убранством было поглощено пожаром.

Театр реконструировали по новому проекту, и светская жизнь здесь закипела: конные экипажи подъезжали по сооружённому пандусу прямо к фронтону, откуда стоило сделать лишь пару шагов до театрального вестибюля. Здесь представители знати встречались для светского общения, своё вдохновение черпал сам Александр Сергеевич Пушкин, писавший в то время поэму «Евгений Онегин». Недаром главный её герой «скользит взглядом по ложам»: занимали их преимущественно дамы.

В Большом театре Петербурга ставили спектакли русской оперной труппы, которые затем были перенесены на сцену Театра-цирка, который находился напротив Большого. В последнем же в основном ставили произведения, в которых участвовали зарубежные актёры: итальянская и французская труппы. Шли здесь музыкальные, оперные выступления, инструментальные концерты и спектакли драмы.

Театр-цирк также постигла печальная участь: в 1859 году случившийся в нём пожар уничтожил практически всё здание. Архитектор Альберто Кавос сотворил новый проект для него, и на этом месте было построено чудесное сооружение, в котором открылся новый театральный сезон. Название «Мариинский» театр приобрёл в честь супруги императора Александра II, царствующей императрицы Марии Александровны.

Мария Александровна вообще слыла «покровительницей изящных муз». При её участии вершилось множество новаторских дел: был учреждён российский Красный крест, положено начало женскому образованию в стране. Именно под контролем императрицы с тех пор открылись в первый раз так называемые всесословные гимназии. Приложила Мария Александровна руку и к развитию искусства.

Великолепная публика собралась на открытии названного в её честь Мариинского театра и постановке оперы «Жизнь за царя», автором которой стал Михаил Глинка. Сам автор изначально хотел назвать произведение «Иван Сусанин», но цензор всех Императорских театров С. Гедеонов не позволил. Зато в советское время имя оперы заменили на то, которое и планировал Глинка. Эта великолепная опера имела большой успех у высокой публики.

Специально для пользования царской семьёй в театре была построена отдельная ложа. Она была роскошной. Украшала её монограмма, в которой живописно сочетались первые буквы имени императора Александра II и его супруги. Правда, уже в советское время монограмму сняли, заменив её на изображение серпа и молота, и вернули только в 1990-е годы. В царской ложе была сделана тайная дверь.

Вёл потайной ход оттуда прямиком в гримёрки артистов театра. Сделано это было с той целью, чтобы члены императорской семьи могли пройти к артистам после выступления и выказать им личную благодарность. Есть легенда, что тайную дверь частенько использовал император Николай I, который был без ума от игры своей любимой балерины, утончённой и изящной Матильды Кшесинской. Он проходил в её гримёрку и лично благодарил за выступление.

Первоначальное убранство зала также сияло великолепием. С момента открытия внутренний интерьер был практически сохранён до наших дней. Он представляет собой лепнину и скульптуры, украшавшие зал, мягкое сияние золота в декоре, драпировку и обивку кресел в цвете морской волны, создающие лирическое настроение и колорит. За короткий срок Мариинский театр обрёл бешеную популярность: к его дверям выстраивались очереди.

Особенно многочисленной публика была перед премьерами. Сцена Мариинки была признана одной из самых обширных в мире, зал также поражал своей вместимостью, насчитывая во время открытия целых 1600 мест. Полвека подряд театр сохранял свою популярность, ставя премьеры самых значимых опер в истории русского музыкального искусства. Это был золотой век Мариинского театра, и ему было чем гордиться.

«Борис Годунов» талантливейшего М. Мусоргского и «Снегурочка» Н. Римского-Корсакова, оперы великолепного П. И. Чайковского «Иоланта», «Чародейка» и «Пиковая дама»; «Князь Игорь» А. Бородина — все эти произведения, блиставшие на сцене, приводили публику в полнейший восторг. До мурашек и слёз доводили публику знаменитые солисты: Николай и Медея Фигнеры, Леонид Собинов и Мария Славина, Фёдор Стравинский и, наконец, Фёдор Шаляпин.

Природный талант и необыкновенное трудолюбие сделали Шаляпина поистине народным любимцем и фаворитом публики. Тысячи людей собирались в Мариинском театре послушать его выступление в роли оперного певца, роль которого он вознёс до небес. Сочетание огромного таланта драматического артиста с невероятными, как казалось, вокальными данными было поистине феноменальным.

Фёдор Шаляпин был новатором и создателем «русского исполнительского стиля»; в своём образе он умело использовал свой талант, мимику, жесты и эффектные костюмы, добившись огромного успеха и всенародной любви. Когда свершилась Октябрьская революция 1917 года, Фёдор Иванович Шаляпин в течение двух лет поддерживал свой театр и коллег, возглавив его. И неизвестно, что бы было с театром, если бы не упорство и талант артиста.

В 1886 году вместо Большого театра была построена Санкт-Петербургская консерватория. Все спектакли перенесли в Мариинку. Требующиеся во II-й половине XIX века мероприятия по реконструкции Мариинского театра совершал Виктор Шрётер, бывший главным архитектором Императорских театров Петербурга. Он добавил к левой части главного корпуса трёхэтажное здание, в котором расположились репетиционные залы, мастерские и котельная.

Театр приобрёл и ещё один дополнительный зал под самой крышей. Именно сюда в 1909 году пришли для позирования и написания общего портрета Александр Блок, Фёдор Шаляпин, Иннокентий Анненский, а также Николай Гумилёв и Максимилиан Волошин. Но завершить работу над портретом, увы, не удалось: разразился конфликт между двумя последними участниками, который привёл к дуэли.

Именно в верхнем зале Мариинского театра, а точнее, в мастерской художника Головина, на глазах у всех Волошин дал Гумилёву пощёчину. Причиной была женщина, поэтесса Елизавета Дмитриева, от которой очарованный Гумилёв долгое время добивался взаимности. Но у Дмитриевой был кавалер, в то время служивший в армии, и за него решил ответить на ухаживания Гумилёва Волошин.

Публичная ссора привела к дуэли, состоявшейся на Чёрной Речке, но, к счастью, оба её участника остались живы: пистолет Гумилёва дал промашку, а оружие Волошина — осечку. Тем не менее, тот конфликт остался в истории Мариинского театра. Так же, как и история колокола, который играет роль артиста в труппе Мариинки и выступает в пьесах «Борис Годунов» и «Хованщина».

Во время Октябрьской революции этот колокол был сорван с церкви и сброшен в Крюков, один из питерских каналов. Пролежал он там достаточно времени, пока его не подняли со дна и не передали Мариинскому театру в качестве реквизита. Ходит в театре шутка, что с тех пор в труппе артистов стало на одного больше. Вот уже несколько десятилетий в колокол звонят на сцене при постановках пьес.

В 1920 году Мариинский театр был переименован. Объявленный в 1917-м государственным и переданный Наркомпросу, он стал называться Государственным академическим театром оперы и балета (ГАТОБ). Затем, в 1935 году, когда убили революционера С. М. Кирова, театр снова переименовали, дав имя Кировского. Тогда множество зданий, улиц и площадей в стране стало называться в честь Кирова.

В 1941 году, когда началась Великая Отечественная война, театр был эвакуирован в Пермь. Артисты выступали в госпиталях, давали свои спектакли, направленные на поднятие боевого духа советских солдат. Здание же театра в Санкт-Петербурге подвергалось вражеским налётам постоянно и было порядком повреждено, но всё же смогло устоять. А в 1944-м, когда сняли блокаду, труппа вернулась в родные театральные стены.

Про Юнармию:  Санкт петербург герб описание

Традиционно сезон начался с оперы «Жизнь за царя». Но тогда она уже называлась «Иван Сусанин». Здание театра вновь подверглось капитальной реконструкции в 1970 году, выполненной по проекту Саломеи Гельфер. И тогда стал известен ещё один интересный факт: вскрытый пол оркестровой ямы почему-то был усыпан осколками битого хрусталя. Строителей эта находка повергла в недоумение: по какой причине он там находился, никому не было известно.

Причина открылась после того, как битый хрусталь собрали и выкинули как мусор. Капитальный ремонт был закончен, и в зале снова появились зрители. Они заметили, что звучание и акустика зала стали намного хуже. Оказалось, тогда, в XIX веке, осколки специально подкладывали для улучшения качества звука и акустического эффекта! Именно битый хрусталь создавал необходимое, идеальное звучание.

Сейчас Мариинский театр бережно сохраняет классические традиции русской школы, постановки незыблемой классики, балетный репертуар, заставляющий сердца ценителей прекрасного встрепенуться. Сильнейшее влияние оказывает на них таинство, начинающееся с момента поднятия тяжёлого занавеса, когда рождается сценическое действие. Раскрыть феномен балета и сцены возможно лишь в начале акта, но тайна остаётся тайной, когда занавес снова опускается.

От потайной двери до хрустальных осколков. 10 фактов о Мариинском театре

Как создавалось «Лебединое озеро»?

Между тем, его история началась с создания площадки в театре-цирке. В 1858 году здание, построенное архитектором Альбертом Кавосом, дополнительно оборудовали и для постановок оперных спектаклей. Но проекту не повезло. От пожара, который случился уже на следующий год, все сгорело. Но авторы идеи не отчаялись, и на этом же месте возвели новый театр. Архитектором стал все тот же Кавос. Театр получил название Мариинского, в честь царствующей императрицы Марии Александровны, жены Александра II. По стилю он напоминал оперу в Дрездене и поражал современников своим величием и масштабами. Зал насчитывал 1600 мест, а сцена была одной из самых больших в мире и оборудована по последнему слову техники. Не случайно Мариинский называли «великолепнейшим в Европе». Ну а открылся он в октябре 1860 года знаковым для русской классики спектаклем – оперой «Жизнь за царя» Михаила Глинки.

Сразу же после начала сезона новый театр завоевал большую популярность. Премьеры сопровождались неизменным аншлагом. Зрители аплодировали «Борису Годунову» Мусоргского и «Снегурочке» Римского-Корсакова, «Князю Игорю» Бородина и «Иоланте» Чайковского. Кстати, для великого композитора очень важной оказалась встреча с Мариусом Петипа, который возглавил балетную труппу в 1869-м. Именно сотрудничеству этих двух талантливых людей мы обязаны появлению знаменитых на весь мир балетов – «Спящая красавица» и «Лебединое озеро», ставших национальным достоянием.

От потайной двери до хрустальных осколков. 10 фактов о Мариинском театре

Пользовались народной любовью и выдающиеся певцы – Фигнер, Славина, Собинов. Запоминающейся страницей стал Мариинский в жизни прославленного Федора Шаляпина. Здесь он поднялся до настоящих высот, сочетая потрясающий вокал и дарование драматического актера. А когда грянула революция и Императорский театр переименовали в Государственный, два года возглавлял коллектив. Всячески, пользуясь своей огромной популярностью и авторитетом, Шаляпин помогал артистам пережить кризис, выдержать не лучшие для искусства времена. Пытался договориться и с «театральным пролетариатом», Народным комиссариатом просвещения, которому теперь подчинялся театр, входил в различные комитеты и комиссии. И хотя ему первому было присвоено звание «народного артиста республики», найти общий язык с новой властью не удалось. В 1922-м Федор Иванович уехал, покинув не только «милый, родной Мариинский», но и страну.

От потайной двери до хрустальных осколков. 10 фактов о Мариинском театре

Ссора Гумилева и Волошина

Зал Мариинского театра, в котором работал Александр Головин, получил имя художника. Это помещение прославилось еще и благодаря известному скандалу, произошедшему в его стенах. В те годы в Петербурге было популярны стихотворения Елизаветы Дмитриевой, писавшей под псевдонимом Черубина де Габриак. В девушку был влюблен поэт Николай Гумилев, но получил отказ, поскольку у Елизаветы уже был жених. Тогда отверженный Гумилев начал распространять слухи о бурном романе с Дмитриевой. Жених поэтессы находился на службе в армии, поэтому за Елизавету вступился ее друг – поэт Максимилиан Волошин. В мастерской художника Головина в Мариинском театре на глазах у толпы людей Волошин подошел Гумилеву и дал ему пощечину. Этот инцидент привел к дуэли поэтов на Черной речке: в тот раз Гумилев промахнулся, а пистолет его соперника дал осечку.

От потайной двери до хрустальных осколков. 10 фактов о Мариинском театре

Занавес и платье императрицы

Примечательно, что Мариинский театр, обладавший внушительными размерами, даже в начале своей работы испытывал недостаток площадей. Уже в 1883-м его начинают «достраивать». Архитектор Виктор Шретер заменил деревянные конструкции металлическими, модернизировал системы отопления и вентиляции, расширил и надстроил боковые флигели. Внутри увеличил вестибюль и главное фойе, а верхние ярусы оформил в королевском стиле.

Любопытна история и главного занавеса, который сегодня является официальной эмблемой театра. Его оформил в 1914 году главный художник Петербургских Императорских театров Александр Головин. Для этого он использовал две техники – живопись и аппликацию. А для росписи позаимствовал узор изысканной серебряной вышивки, которой был украшен шлейф платья императрицы Марии Александровны во время коронации. Кстати, платье уже более 160 лет хранится в Оружейной палате Московского Кремля.

В 1934-м, после гибели руководителя города Сергея Кирова, театру было присвоено звание Кировский. Несмотря ни на что, спектакли на его сцене шли регулярно. Так, поздно вечером 22 июня 1941-го прозвучали последние аккорды «Лоэнгрина» Вагнера. А на следующий день началась война. В Великую Отечественную театр эвакуировали в Пермь (в те годы Молотов — прим.ред.). Артисты в составе концертных бригад выступали в армейских частях, пунктах мобилизации и госпиталях. Само здание не раз было повреждено во время вражеских бомбежек, но выстояло.  Вернулась основная труппа в Ленинград в 1944-м, после снятия блокады.

От потайной двери до хрустальных осколков. 10 фактов о Мариинском театре

Мариинский театр сегодня

Валерий Гергиев стал и руководителем Мариинки. По его инициативе театр получил новую сцену, на которой проходят самые смелые и актуальные театральные постановки. Сейчас театр развивается и процветает на радость любителей искусства и театралов. Филиалы Мариинского открыты в разных регионах нашей страны. На сцене театра каждый найдёт что-то своё: как незыблемую классику, что идёт в репертуаре десятки лет, так и новинки.

В наши дни Мариинский театр находится под патронажем Министерства культуры Российской Федерации. В театральную группу входят знаменитые на весь мир артисты: Анна Нетребко, Ильдар Абдразаков, Юрий Марусин, Ольга Бородина и другие. Балетную труппу составляют такие известные артисты, как Диана Вишнёва и Данила Корсунцев, Ульяна Лопаткина и Тимур Аскеров, Виктория Терёшкина.

Регулярно на сцене Мариинки проходят постановки оперы и балета, которые доступны для всех: и взрослых, и детей. В их числе «Ромео и Джульетта», «Борис Годунов», «Царь Эдип», «Чародейка», «Фауст», «Садко», «Времена года», «Сон в летнюю ночь» и многие другие. Можно бесконечно наслаждаться игрой талантливейших артистов, получать удовольствие от прекрасного звука и акустики.

В театре ставят спектакли и цирковые представления, концерты и спектакли, конференции. Традиционно стены Мариинки собирают полные аншлаги. Классические европейские и русские оперные спектакли проходят на главной сцене на Театральной площади, со зрительным залом, вмещающим 1625 гостей-зрителей. Здание театра представляет собой памятник архитектуры.

От потайной двери до хрустальных осколков. 10 фактов о Мариинском театре

Уникальная люстра

Зрительный зал главного здания Мариинского театра украшает огромная трехъярусная люстра из бронзы. Конструкция весит 2,5 тонны и состоит из 210 лампочек и 23 тысяч хрустальных подвесок. Плафон люстры окружен 12 портретами известных русских писателей – Капниста, Фонвизина, Гоголя и других, поскольку изначально Мариинский театр предназначался не только для оперных и балетных, но и для драматических постановок.

От потайной двери до хрустальных осколков. 10 фактов о Мариинском театре

Популярные вопросы

Вопрос: Почему Мариинский театр называется именно так?

Ответ: Мариинский театр в своем современном названии возник во время правления Александра II, хотя до этого театр существовал уже многие годы и назывался Большим Каменным театром. Театр захлестывали многие события, без которых он бы не стал таким, как сейчас. Особенно сильно на него повлияло несколько пожаров, после которых приходилось многое реконструировать и восстанавливать, а труппам переезжать в другие здания.

Обновленный театр открылся в 1860 году оперой Глинки «Жизнь за царя». Свое название он получил в честь супруги царя Марии Александровны.

Вопрос: Чем известен Мариинский театр?

Ответ: Мариинский театр вошел в историю как эталон высококлассного искусства и гениальных постановок. Театр вырастил артистов, которые стали известны всему миру. Среди них Джордж Баланчин, Рудольф Нуреев, Галина Уланова, Анна Павлова, Михаил Барышников, Вацлав Нижинский и многие другие. На сегодня Мариинка гастролирует по всему миру, представляя лучшие шедевры театрального искусства зарубежной публике, и знакомит российского зрителя с произведениями западной мысли.

Репертуар Мариинского театра

Открытие Мариинского театра, состоявшееся в 1860 году, сопровождалось постановкой «Жизнь за царя» композитора Глинки под руководством К. Лядова, главного дирижёра русской оперы. Его сменил капельмейстер Эдуард Направник, отдавший Мариинскому театру целых полвека своей жизни. За эти годы театр развил и упрочил великую и первую русскую музыкальную сцену и её незыблемые традиции.

Это было золотое время Мариинки: полвека самых ярких и запоминающихся премьер, ставших наиболее значительными во всей истории оперной русской музыки. В их числе были такие шедевры, как «Майская ночь», «Псковитянка», «Снегурочка» Римского-Корсакова, «Орлеанская дева», «Пиковая дама», «Чародейка» Чайковского, «Орестея» Танеева, великолепный «Борис Годунов» Мусоргского, «Князь Игорь» Бородина, «Демон» Рубинштейна и др.

Про Юнармию:  Поклонники российской армии собирают подарки для российских военных. [1]

Репертуар театра пополнился свежими и яркими премьерами в начале XX века — незабываемыми операми Вагнера, в их числе тетралогия «Кольцо нибелунга», операми «Хованщина» Мусоргского и «Электра» Рихарда Штрауса. В 1847 году в Петербург случайно приехал в целом малоизвестный в то время танцовщик из Франции Мариус Петипа. Не планируя оставаться в России надолго, Петипа прожил здесь 63 года и стал «отцом русского балета».

В 1869-м Мариус Петипа возглавил балетную труппу Мариинки, продолжив славные традиции Артюра Сен-Леона и Жюля Перро. Тщательно сохраняя самобытность классики спектаклей «Эсмеральда», «Корсар» и «Жизель», он лишь бережно корректировал постановки. Танец слился с музыкой в произведении, поставленном Петипа, — хореографической композиции «Баядерка».

А счастливое знакомство Петипа с Чайковским способствовало рождению настоящей музыкально-хореографической поэмы «Спящая красавица». Слова Чайковского о том, что «балет — та же симфония», подтвердились Петипа уже после ухода композитора из жизни — совместная с Ивановым хореография подарила «Лебединому озеру» вторую жизнь на сцене Мариинского театра.

В творческом союзе Мариуса Петипа и Льва Иванова возник и «Щелкунчик» в великолепной хореографии. Постановка «Раймонды», балета Глазунова, упрочила славу Петипа как хореографа-симфониста. Он был новатором, творческие идеи которого с удовольствием подхватывались молодыми талантами — например, М. Фокиным, которым были поставлены на сцене Мариинского «Шопениана» музыки гениального Шопена, «Лебедь» Сен-Санса.

Современные и нашумевшие премьеры появляются и в 1930-е годы прошлого века. Это оперы — «Любовь к трём апельсинам» Сергея Прокофьева, «Кавалер розы» и «Саломея» Рихарда Штрауса и др.; появляется на театральной сцене и новое направление хореографии — драмбалет. Его яркие примеры — это «Ромео и Джульетта» Сергея Прокофьева, «Пламя Парижа» и «Бахчисарайский фонтан» Бориса Асафьева.

21 июня 1941 года поздно вечером закончилась оперная премьера тогда уже Кировского театра. Это был «Лоэнгрин» Вагнера, прошёл его второй спектакль. Началась Великая Отечественная война, которая заставила труппу эвакуироваться в Пермь. Но с окончанием войны театральный сезон традиционно открывала опера Глинки «Иван Сусанин». В 1960-е годы состоялись потрясающие премьеры балетов «Спартак» Арама Хачатуряна, «Каменный цветок» Сергея Прокофьева и др.

История Мариинского театра помнит премьеры опер Чайковского «Евгений Онегин» и «Пиковая дама» 1980-х годов. Эти постановки до сих пор сохраняются в нынешнем репертуаре театра. Появилось новое поколение талантливых артистов, которые раскрыли все грани театрального искусства. С 1988 года на место главного дирижёра театра пришёл Валерий Гергиев. Он смог открыть русскую музыку всему миру, является основателем многочисленных международных фестивалей.

От потайной двери до хрустальных осколков. 10 фактов о Мариинском театре

Колокол со дна канала

За кулисами Мариинского театра хранится большой колокол, который участвует в операх «Борис Годунов» и «Хованщина». Считается, что ему уже более 200 лет. Он был сорван большевиками с одной из петербургских церквей и выброшен в Крюков канал. Несколько лет колокол пролежал на дне, а в 1930-х годах его достали и передали в пользование Мариинскому театру.

От потайной двери до хрустальных осколков. 10 фактов о Мариинском театре

Секрет названия

Театр был назван Мариинским – в честь Марии Александровны, супруги Александра II. Образ императрицы увековечен и в эмблеме театра – занавесе, который в 1914 году сшили по рисунку художника Александра Головина. Орнамент  полностью повторяет рисунок на шлейфе платья Марии Александровны и напоминает зрителям об этой великой женщине.

От потайной двери до хрустальных осколков. 10 фактов о Мариинском театре

Портрет Шаляпина

Мастерская Головина стала по-настоящему легендарной, когда именно здесь художник написал знаменитый портрет Федора Шаляпина в костюме Бориса Годунова. Артист позировал для картины в гриме сразу же после постановки оперы Мусоргского. Впоследствии Головин изобразил Шаляпина также в образах Демона, Мефистофеля и полководца Олоферна, но именно портрет в роли Годунова стал самым известным. В настоящее время он выставлен в Русском музее.

Для чего нужны осколки

В 1970-х годах в Мариинском театре проводили ремонт. Когда рабочие вскрыли старый пол под оркестровой ямой, внутри они обнаружили осколки битого хрусталя. Решив, что это мусор, строители выгребли и выбросили их. Уже во время первой постановки после реконструкции выяснилось, что битый хрусталь лежал под полом не просто так. Слой осколков значительно улучшал акустику в зале. Постоянные посетители театра уверяют: с тех пор звук в Мариинке несколько испортился, что, впрочем, незаметно для современного поколения.

От потайной двери до хрустальных осколков. 10 фактов о Мариинском театре

Возвратили историческое имя

Последующие годы стали расцветом и триумфом театра. Особенно – балета. В 50-70-х на его сцене были поставлены «Спартак» Хачатуряна, «Шурале» Яруллина, «Каменный цветок» Прокофьева, «Легенда о любви» Меликова. Блистали Галина Уланова, Наталья Макарова, Михаил Барышников, Рудольф Нуреев.

В начале 70-х в театре провели еще одну реконструкцию, в результате которой здание приобрело нынешний вид. Пришло и новое поколение артистов, активно заявивших о себе. В 1988-м художественным руководителем стал Валерий Гергиев, а спустя четыре года театру было возвращено его историческое имя.

Сегодня Мариинский – это большой, сложный и красивый комплекс. Его филиалы работают в Северной Осетии и Владивостоке, всегда ждет зрителей концертный зал, а в 2013-м открылась вторая сцена. Весной нынешнего года, в условиях карантина, театр организовал онлайн-трансляции своих спектаклей и концертов, которые посмотрели свыше 25 млн человек. И сегодня, как и 160 лет назад, зрители спешат в Мариинский театр, чтобы еще раз встретиться с прекрасным и окунуться в его неповторимую атмосферу.

От потайной двери до хрустальных осколков. 10 фактов о Мариинском театре

Три здания театра

Немногие знают о том, что Новая сцена стала не вторым, а третьим зданием театра. Самое первое помещение, в котором давала спектакли труппа, было каменным, а первые постановки в нем проходили уже в 1783 году, при императрице Екатерине II. Много лет спустя, в 1859 году, на Карусельной площади сгорел Театр-цирк, и на его месте был построен Мариинский театр, куда и переехали артисты. Здание же каменного театра перестроили под Санкт-Петербургскую консерваторию.

От потайной двери до хрустальных осколков. 10 фактов о Мариинском театре

Мариинский театр имеет богатую историю, он является одним из ведущих мировых театров, а наших артистов с нетерпением ждут с гастролями в разных уголках света.

Особенностью Мариинки является сочетание академизма с новаторскими постановками. Театр даже имеет второе название — часто можно услышать, как его величают «Санкт-Петербургским Большим театром». Такое название восходит вовсе не к сравнению с Большим театром в Москве, а скорее связано с историческим наименованием Мариинки.

Театр возник с руки Екатерины II в 1783 году. Она издала указ, по которому на Карусельной площади появилось здание — Большой Каменный театр. Проект здания доверили итальянскому архитектору Антонио Ринальди. Он взялся за дело с полной отдачей и стремлением создать что-то такое, чего не было раньше. Как итог — 5 октября город увидел новый, выполненный на высококачественном уровне тогдашней техники театр.

Со временем Мариинка претерпевала множество внутренних и внешних изменений. Одно в ней было незыблемым — высокий уровень профессионализма и невероятная самоотдача артистов, режиссеров и остальных деятелей культуры. С XVIII века Мариинка является эталоном театрального искусства, в ее стенах проходили одни из лучших постановок своего времени, сюда приезжали работать зарубежные деятели, для которых было честью сотрудничать с русским театром.

От потайной двери до хрустальных осколков. 10 фактов о Мариинском театре

Императрица Мария Александровна, жена императора России Александра II. В честь нее театр и получил свое название после восстановления в 1860-м году

Конфуз с осликом

От потайной двери до хрустальных осколков. 10 фактов о Мариинском театре

Интересные факты о Мариинском театре

От потайной двери до хрустальных осколков. 10 фактов о Мариинском театре

Мариинка — символ Санкт-Петербурга

Одной из главных заслуг Мариинского театра можно назвать воспитание плеяды всемирно известных артистов. Из Мариинки вышло огромное количество гениальных певцов, артистов балета, художников-декораторов. Назовем такие имена — Федор Шаляпин, Софья Преображенская, Рудольф Нуреев, Анна Павлова, Константин Коровин, Александр Бенуа. Перечислять можно долго, ведь Мариинка поистине умеет собирать в своих стенах гениев.

От потайной двери до хрустальных осколков. 10 фактов о Мариинском театре

Анна Павлова в миниатюре «Лебедь»

Слава о русском театре распространилась на весь мир. В его репертуаре были шедевры мирового искусства, среди них постановки по произведениям Моцарта, Россини, Вебера. Здесь ставили оперы Римского-Корсакова, Мусоргского. С гастролями приезжали французская и итальянская труппы.

Наших же артистов активно приглашали с гастролями за рубеж. Артисты Мариинского театра выступали на лучших мировых сценах Нью-Йорка, Вашингтона, Лондона, Парижа, Вены. Их с нетерпением ждали в Японии. На сегодня театр сотрудничает с крупнейшими в мире Ковент-Гарден и Метрополитен-оперой, оперными театрами Тель-Авива и Сан-Франциско.

Современный Мариинский театр неразрывно связан с именем гениального русского дирижера мирового уровня Валерия Гергиева. Он руководит Мариинкой с 1988 года. Активно внедряет в театр новаторские идеи, при этом сохраняя аутентичную историческую сцену и вековые традиции. Благодаря ему удалось расширить мировое влияние Мариинки, а также привезти в Россию зарубежные постановки, которые у нас показывают на языке оригинала.

Мариинский театр продолжает быть одним из сильнейших во всем мире. Благодаря ему о наших артистах и постановках узнают во всем мире, восхищаются их техникой и мастерством. Это позволяет театру представлять на мировой арене выдающиеся произведения, быть поводом для гордости и примером для подражания.

Оцените статью
ЮнАрмия