Остались вопросы?

Остались вопросы? ЮнАрмия

Практикум по обществознанию на тему: «Культура и ее достижения» 7 класс

1. Верны ли суждения? Культура – это:

А. Совокупность всего созданного человеком на протяжении всей истории.

Б. Все виды преобразовательной деятельности общества, а также все их результаты.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

2. Духовной культурой называется

1) культура чтения2) религиозный культ 3) процесс и результат

3. Верны ли следующие суждения о культуре?

А. Материальная и духовная культуры слабо связаны друг с другом

Б. Общество может существовать, не создавая культуру.

4. Под культурой в наиболее широком смысле понимается

1) уровень развития науки и техники 2) совокупность всех достижений человека3) уровень образованности населения 4) все жанры искусства

5. Проявлением какой формы культуры являются фестиваль некоммерческого кино, серия тематических концертов симфонической музыки?

1) массовой 2) народной 3) экранной 4) элитарной

6. Установите соответствие между компонентами духовной жизни и её видами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

КОМПОНЕНТЫ ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ

A) философия Б) вера B) религиозные организации Г) знания Д) искусство

ВИДЫ ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ

1. духовная жизнь общества

2. духовная жизнь личности

7. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«Всякая культура сочетает традиции и новации. Традиции — консервативное начало; они обеспечивают __________(А) культурного процесса, без них в культуре воцарился бы _________ (Б). Новации тоже необходимы: благодаря им происходит ______(В) культуры. Однако соотношение между традициями и новациями складываются по-разному. Так, инновационная культура, в отличие от традиционной, восприимчива к новациям и отличается _____(Г). При ней коллективистское начало уступает место __________ (Д): человек обретает автономию и свободу. Создаются условия для различных форм ________ (Е), результаты которого получают социальное признание и входят в жизнь».

1.индивидуализм 2. развитие 3. теория 4. динамичность 5. творчество 6. хаос 7. стабильность 8. личность 9. Обычай

9.Многие твои сверстники считают себя культурными людьми. Что ты думаешь об этом? Можешь ли ты о себе сказать, что ты культурный человек? (Если да, то приведи аргументы, если же нет, то ответь почему?)

10.Давно ли ты был(а) в музее? Знаешь ли ты какие есть музеи в нашем городе? Что тебе больше всего заинтересовало в нашем музее?

11.Что относится к памятникам материальной культуры? Перечисли

12.Каким образом достижения культуры передаются другим поколениям?

13. Как стать культурным человеком?

14. Разгадай кроссворд

По горизонтали
4. Один из основных принципов в деловом общении
6. Совокупность представления о том, как должен вести себя человек в соответствии со своим статусом

По вертикали
1. Каким словом можно описать внешний облик деловой женщины
2. Термин, обозначающий полный набор столовых приборов для одного человека на накрытом столе.
3. Черта характера, которая характеризует личность хорошими манерами, добрыми делами и образованностью.
5. Процесс накрытия стола, с размещением на нём столовых приборов

Тест по обществознанию Что такое культура 9 класс с ответами. Тест состоит из двух частей. Часть А — 6 заданий, часть В — 4 задания.

А1. Первоначально термин культура обозначал

1) хорошие манеры
2) семейные традиции
3) систему ценностей общества
4) возделывание земли

А2. Верны ли следующие суждения о составляющих культуры?

А. Культура народа включает в себя нормы и ценности, с помощью которых регулируются отношения между людьми.
Б. Культура народа включает совокупность всех созданных им материальных ценностей.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

А3. Совокупность культурных черт или элементов, возникших на базе исходного элемента и функционально с ним связанных, называется

1) культурное наследие
2) культурный комплекс
3) культурные универсалии
4) духовная культура

1) созданы природой
2) созданы человеком
3) не представляют какой-либо ценности
4) относятся к нематериальной культуре

А5. Культурным наследием является

1) обычай кровной мести
2) древнерусские былины
3) современный молодежный сленг
4) современный модный телесериал

A6. К культурным универсалиям не относится

1) похоронный ритуал
2) кочевой образ жизни
3) игры
4) личное имя

В1. Найдите черты сходства и отличия духовной и политической сфер общества.

1) находится в развитии
2) является подсистемой общества
3) создает культурные ценности
4) регулирует отношения между государством и обществом
5) включает в себя деятельность религиозных организаций

Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку — порядковые номера черт отличия.

В2. Найдите в предложенном списке области духовной сферы общества.

1) наука
2) сословие
3) производство
4) религия
5) искусство

Номера, под которыми указаны области духовной сферы общества, выпишите в порядке возрастания.

В3. Соотнесите виды культуры и их примеры: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) Материальная культура.
Б) Духовная культура.

1) Симфония.
2) Скульптура.
3) Рукопожатие при встрече.
4) Перстень.
5) Церемония вступления в брак.

Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.

В4. Все перечисленные ниже термины, за исключением одного, относятся к духовной сфере общества.

Школа, больница, музей, библиотека, церковь.

Найдите и укажите термин, выпадающий из этого ряда.

Ответы на тест по обществознанию Что такое культура 9 класс
А1-4
А2-3
А3-2
А4-2
А5-2
А6-2
В1. 12 345
В2. 145
В3. А24 Б135
В4. Больница

Тест по обществознанию Сфера духовной культуры для 8 класса с ответами. В тесте представлены 2 варианта, в каждом варианте по 13 заданий.

Вариант 1

А1. Быть личностью — значит

1) быть как все
2) иметь яркую внешность
3) следить за модой
4) проявлять качества, важные для общества

А2. Понятие «моральный выбор» не характеризует

1) общественное мнение
2) государственные законы
3) совесть
4) мнение окружающих

A3. Что является высшим проявлением гражданственности?

1) национализм
2) гуманизм
3) патриотизм
4) нравственность

А4. Какое из понятий не соответствует понятию «добро»?

1) гуманизм
2) нравственность
3) ревность
4) любовь

А5. Система непреложных основ вероучения

1) догматы
2) учение
3) правило
4) молитва

А6. Верны ли суждения о моральном долге?

А. Для выполнения морального долга человеку нужно действовать осознанно, добровольно.
Б. Для выполнения морального долга нужно иметь мужество преодолеть себя.

А7. Верны ли суждения о самообразовании?

А. Основной источник самообразования — чтение, изучение литературы.
Б. Самообразование заканчивается с завершением обучения в школе.

Про Юнармию:  Генерал мороз плакат

А8. Верны ли суждения о культуре?

А. Первоначально понятие «культура» было связано с ремеслом.
Б. Культура создается природой.

А9. Верны ли суждения о науке?

А. Наука зародилась одновременно с появлением религии.
Б. Современная наука выходит за рамки отдельных стран.

А10. Верны ли суждения о религии?

А. Религия регулирует поведение людей в обществе.
Б. Религия дает самое точное представление о мире.

В1. Все термины, приведенные ниже, за исключением одного, связаны с понятием «внешняя культура». Укажите термин, не связанный с этим понятием.

1) скульптура
2) церковь
3) способности
4) орудия труда
5) картина

В2. Взаимодействующими звеньями конкурентоспособности в современном мире являются

1) страна
2) религия
3) искусство
4) спорт
5) образование
6) личность

В3. Установите соответствие между терминами и определениями. Одному элементу первого столбика соответствует один элемент второго.

1) мораль
2) религия
3) совесть

А) способность личности самостоятельно формулировать собственные нравственные обязанности и реализовать нравственный самоконтроль
Б) вера в сверхъестественные силы, а также соответствующее поведение и специфические действия
В) особые духовные правила, регулирующие поведение человека, его отношение к другим людям

Вариант 2

А1. Что является высшей моральной ценностью?

1) любовь к ближнему, к человеку
2) философские законы
3) религиозные заповеди
4) знания, накопленные человечеством

А2. Какое из понятий не соответствует понятию «зло»?

1) аморальность
2) деградация личности
3) безнравственность
4) гуманизм

A3. Понятие конкурентоспособности образования включает в себя

1) увеличение количества изучаемых предметов в школе
2) открытие большого числа высших учебных заведений
3) соответствие качества образования современным требованиям
4) внедрение американских стандартов образования

А4. Отрицание существования Бога, духов, различных сверхъестественных сил

1) сектантство
2) конфуцианство
3) монотеизм
4) атеизм

А5. Использование только доказанных фактов, законов и теорий, особого языка характерно

1) для религии
2) для науки
3) для морали
4) для искусства

А6. Верны ли суждения о морали?

А. Мораль регулирует поведение человека с позиции добра и зла.
Б. Мораль регулирует деятельность людей через различные организации.

А7. Верны ли суждения о нравственности?

А. Философы считают, что нравственность бывает доброй и злой.
Б. Нравственность — это забота человека не только о себе, но и о других людях.

А8. Верны ли суждения о духовной сфере жизни?

А. Духовная сфера жизни включает в себя мораль, право, религию.
Б. Приобщаться к духовной сфере жизни можно различными способами.

А9. Верны ли суждения о свободе?

А. Свобода — это возможность делать выбор в сложном положении.
Б. Свобода — это возможность поступать в соответствии со своими желаниями.

А10. Верны ли суждения о добре и зле?

А. Всегда быть добрым легко.
Б. Зло часто прикрывается маской добра.

В1. Все термины, приведенные ниже, за исключением одного, связаны с понятием «христианство». Укажите термин, не связанный с этим понятием.

1) католичество
2) старообрядчество
3) православие
4) язычество
5) протестантство

В2. Что из перечисленного соответствует требованиям информационного общества к современному человеку?

1) проявлять инициативу
2) уметь доказывать свою конкурентоспособность
3) постоянно стремиться обновлять и применять свои знания
4) выполнять любые требования начальства
5) требовать повышения заработной платы
6) уметь пользоваться гражданскими правами

1) моральный долг
2) моральный выбор
3) «золотое правило морали»

А) решение, которое оценивает общественное мнение
Б) не делай другому того, чего себе не желаешь
В) сознательное предъявление требований к самому себе

Ответы на тест по обществознанию Сфера духовной культуры для 8 класса

А1-4
А2-2
А3-3
А4-3
А5-1
А6-3
А7-1
А8-4
А9-2
А10-1
В1. 3
В2. 156
В3. 1В 2Б 3А

А1-1
А2-4
А3-3
А4-4
А5-2
А6-1
А7-3
А8-3
А9-3
А10-2
В1. 4
В2. 1236
В3. 1В 2А 3Б

Контрольный тест по обществознанию Что такое культура для 9 класса

Контрольный тест по обществознанию Что такое культура для 9 класса с ответами. Тест состоит из 2 частей (Часть А и Часть В). В части А — 6 заданий, в части В — 4 задания.

А1. Первоначально термин «культура» обозначал:

1) хорошие манеры 2) семейные традиции 3) систему ценностей общества 4) возделывание земли

А. Культура народа включает в себя нормы и ценности, с помощью которых регулируются отношения между людьми. Б. Культура народа включает совокупность всех созданных им материальных ценностей.

А3. Совокупность культурных черт или элементов, возникших на базе исходного элемента и функционально с ним связанных, называется:

1) культурное наследие 2) культурный комплекс 3) культурные универсалии 4) духовная культура

1) созданы природой 2) созданы человеком 3) не представляют какой-либо ценности 4) относятся к нематериальной культуре

1) обычай кровной мести 2) древнерусские былины 3) современный молодежный сленг 4) современный модный телесериал

А6. К культурным универсалиям не относится:

1) похоронный ритуал 2) кочевой образ жизни 3) игры 4) личное имя

1) находится в развитии 2) является подсистемой общества 3) создает культурные ценности 4) регулирует отношения между государством и обществом 5) включает в себя деятельность религиозных организаций

1) наука 2) сословие 3) производство 4) религия 5) искусство

Номера, под которыми указаны характеристики власти, выпишите в порядке возрастания.

В3. ­Соотнесите виды культуры и их примеры: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) Материальная культура Б) Духовная культура

1) Симфония 2) Скульптура 3) Рукопожатие при встрече 4) Перстень 5) Церемония вступления в брак

В4. Все перечисленные ниже термины, за исключением одного, относятся духовной сфере общества

школа больница музей библиотека церковь

Ответы на контрольный тест по обществознанию Что такое культура для 9 класса А1-4 А2-3 А3-2 А4-2 А5-2 А6-2 В1. 12 345 В2. 145 В3. 24 235 В4. Больница

Тест по обществознанию Что такое культура 9 класс

А) Материальная культура. Б) Духовная культура.

1) Симфония. 2) Скульптура. 3) Рукопожатие при встрече. 4) Перстень. 5) Церемония вступления в брак.

Ответы на тест по обществознанию Что такое культура 9 класс А1-4 А2-3 А3-2 А4-2 А5-2 А6-2 В1. 12 345 В2. 145 В3. А24 Б135 В4. Больница

Изначально термин культура обозначал возделывание земли какие суждения

Используя текст и обществоведческие знания, приведите три объяснения мысли автора о том, что культура организует человеческую жизнь.

Прочитайте текст и выполните задания 21—24.

Слово «культура» происходит от латинского слова colere, что означает культивировать, или возделывать, почву. В Средние века это слово стало обозначать прогрессивный метод возделывания зерновых, таким образом возник термин agriculture, или искусство земледелия. Но в XVIII и XIX вв. его стали употреблять и по отношению к людям; следовательно, если человек отличался изяществом манер и начитанностью, его считали «культурным». Тогда этот термин применялся главным образом к аристократам, чтобы отделить их от «некультурного» простого народа. Немецкое слово Kultur также означало высокий уровень цивилизации. В нашей сегодняшней жизни слово «культура» всё ещё ассоциируется с оперным театром, прекрасной литературой, хорошим воспитанием.

Про Юнармию:  После монгольского нашествия первые признаки нового культурного подъема в конце 13 века и культура Руси до монгольского нашествия

Современное научное определение культуры отбросило аристократические оттенки этого понятия. Оно символизирует убеждения, ценности и выразительные средства (применяемые в искусстве и литературе), которые являются общими для какой-либо группы; они служат для упорядочения опыта и регулирования поведения членов этой группы. Верования и взгляды подгруппы часто называют субкультурой.

Усвоение культуры осуществляется с помощью научения. Люди уникальны, поскольку их поведение лишь частично обусловлено инстинктами. Муравей и другие общественные насекомые обладают генетически запрограммированной способностью добывать пищу и строить такие сложные сооружения, как муравейники. Птицам не надо учиться в нужное время совершать перелёты или строить гнезда. Это знание заложено в их генах, и «правильное» поведение осуществляется автоматически. Хотя учёные выявили, что на поведение животных в какой-то мере влияет обучение, но в большей своей части это поведение инстинктивно.

Наоборот, человеческое поведение в меньшей степени обусловлено прямым генетическим контролем. Нам действительно свойственны рефлексы — автоматические ответы на стимулы. Например, что-то внезапно устремилось к нашим глазам. Мы моргаем и резко отворачиваемся. Нам также свойственны побуждения — внутренние биологические потребности, например голод и жажда. Для их удовлетворения люди и животные должны выполнять сложный ряд действий. Скажем, для утоления голода надо выбрать рецепт приготовления блюда, взять деньги, пойти в магазин, купить нужные продукты, приготовить пищу определённым образом и, наконец, приступить к еде; при этом предполагается умение вести себя за столом. Такое поведение усвоено в ходе научения или обучения. И так как люди обладают поразительной способностью к обучению, у них может выработаться великое множество реакций и типов поведения. Короче говоря, культура организует человеческую жизнь. В жизни людей культура в значительной мере осуществляет ту же функцию, которую в жизни животных выполняет генетически запрограммированное поведение.

О культуре

Слово “культура” происходит от латинского слова cultura, что означает культивировать, или возделывать почву. В средние века это слово стало обозначать прогрессивный метод возделывания зерновых, таким образом, возник термин agriculture или искусство земледелия. Но в XVIII и XIX вв. его стали употреблять и по отношению к людям, следовательно, если человек отличался изяществом манер и начитанностью, его считали “культурным”. Тогда этот термин применялся главным образом к аристократам, чтобы отделить их от “некультурного” простого народа. Немецкое слово Kultur также означало высокий уровень цивилизации. В нашей сегодняшней жизни слово “культура” все еще ассоциируется с оперным театром, прекрасной литературой, хорошим воспитанием. Современное научное определение культуры отбросило аристократические оттенки этого понятия. Оно символизирует убеждения, ценности и выразительные средства (применяемые в литературе и искусстве), которые являются общими для какой-то группы; они служат для упорядочения опыта и регулирования поведения членов этой группы. Верования и взгляды подгруппы часто называют субкультурой. Усвоение культуры осуществляется с помощью учения. Культура создается, культуре обучаются. Поскольку она не приобретается биологическим путем, каждое поколение воспроизводит её и передает следующему поколению. Этот процесс является основой социализации. В результате усвоения ценностей, верований, норм, правил и идеалов происходят формирование личности ребенка и регулирование его поведения. Если бы процесс социализации прекратился в массовом масштабе, это привело бы к гибели культуры.

Остались вопросы?

Слово «культура» в начальном понимании не означало ка­кой-то особенный предмет, состояние или содержание. Оно было связано с представлением о каком-то действии, усилии, направленном на что-то. Употреблялось это слово в антично­сти с определенным дополнением: культура духа, культура ума и т.п. Далее мы кратко рассмотрим историю данного термина. Понятие «культура» — центральное в культурологии . Этот термин впервые появился в латинском языке. Поэты и ученые Древ­него Рима употребляли его в своих трактатах и письмах в зна­чении «возделывать» что-то, «обрабатывать» что-то, улуч­шать. В классической латыни слово «cultura» употреблялось в значении земледельческого труда — agri cultura. Это оберегание, уход, отделение одного от другого, сохранение отобран­ного, создание условий для его развития, причем целенаправ­ленного.

Римский государственный деятель и писатель Марк Пор­ций Катон (234-149 гг. до н.э.) написал трактат о земледелии. В нем он советует выбирать земельный участок следующим способом: «нужно не лениться и обойти покупаемый участок земли несколько раз; если участок хорош, чем чаще его осматривать, тем больше он будет нравиться. Если участок «не нравится», не будет и хорошего ухода, т.е. не будет культуры». Отсюда следует, что первоначально слово «куль­тура» означало не только обработку, но и почитание, даже по­клонение чему-то.

Римский оратор и философ Цицерон (106-43 гг. до н.э.) ис­пользовал этот термин в применении к духовности. Древние римляне употребляли слово «культура» в сочетании с каким-то объектом в родительном падеже: культура речи, культура поведения и т.п. Для нас тоже вполне привычно звучат такие словосочетания, как «культура ума», «культура общения», «фи­зическая культура».

Позже культуру стали понимать как человечность, то что выделяет человека из природы, из варварского состояния. Жители древней Эллады и римляне во времена античности называли более отсталые в культурном развитии народы вар­варами.

В эпоху средневековья чаще, чем слово «культура», упот­реблялось слово «культ»: культ Бога , культ определенных ри­туалов, культ и культура рыцарства. Оригинально расшиф­ровал понятие «культура» Николай Рерих. Он разбивал его на две части: «культ» — почитание и «ур» — свет, т.е. почита­ние света; в переносном смысле культура — это утвержде­ние светоносного начала в душах людей.

Есть немало ученых, которые ведут происхождение слова «культура» от древнего слова «культ». Они считают, что культу­ра сопричастна духовности, в т. ч. религии . Первоначальной фор­мой религии некоторые считают фетишизм — веру в сверхъес­тественные свойства неодушевленных предметов, культ камней, деревьев, идолов и т.д. Остатки фетишизма мы встречаем в со­временных религиях: крест в христианстве, черный камень в исламе и др.

Предметом поклонения, культа являлись не только неоду­шевленные предметы; солнце, луна, звезды, буря, гроза, но и родители: при матриархате — мать, в период патриархата — мужчины. История человечества знает самые разные куль­ты — в эпоху античности предметами религиозного поклоне­ния были бога, храмы, герои, правители и т.д. Все эти культы и верования именно в эту эпоху (древний Восток и античность) привели в разных странах к созданию всех мировых религий, которые дожили до наших дней. О близости культуры и рели­гии, по мнению таких русских философов как В. С. Соловьев, Н. А. Бердяев , свидетельствует символический характер куль­туры, который она получила от культовой символики (танцы, молитвы, песнопения и другие обрядовые действия).

Про Юнармию:  Александр Стрелов. Фрегат "Аврора", оборона Петропавловска-Камчатского и секретная карта Невельского

Значение понятия «культура» с течением времени расши­рялось, обогащалось. Так, если в средние века культура ассоциировалась с личными качествами человека (культура ры­царя), то в эпоху Возрождения под личным совершенствова­нием начинают понимать гуманистический идеал человека. Он воплощен в таких произведениях искусства, как «Давид» Микеланджело, «Сикстинская мадонна» Рафаэля и других.

Просветители ХVII-ХVIII веков (Гердер в Германии, Мон­тескье, Вольтер во Франции) считали, что культура проявляет­ся в разумности общественных порядков и политических уч­реждений. В художественной форме это пытался выразить Т. Кампанелла в своем романе-утопии «Город солнца». Культу­ра в понимании просветителей измеряется достижениями в области науки и искусства. А цель культуры — сделать людей счастливыми.

Французские просветители XVIII века понимали историю общества как постепенное развитие от варварства и невеже­ства к просвещенному и культурному состоянию. Невежество — «мать всех пороков», а просвещенность — высшее благо и добродетель. Культ разума становится синонимом культуры.

Переоценка разума и культуры привела отдельных фило­софов (Руссо) к критическому отношению к культуре. Не только Ж. Ж. Руссо, но и философы, и романтики в Германии видели в современной буржуазной культуре те противоречия, которые препятствовали свободному развитию человека и его духовности. Преобладание материально-вещного, массового, количественного начала в культуре приводило к испорченно­сти и развращенности нравов. Выход — в моральном и эсте­тическом совершенствовании личности (Кант, Шиллер). Сле­довательно, культура понималась как область духовной сво­боды человека.

В ХIХ веке понятие «культура» становится научной кате­горией. Оно означает не только высокий уровень развития об­щества, но и пересекается с таким понятием, как «цивилиза­ция» . Понятие цивилизации содержало в себе представление о новом образе жизни, сущностью которого были урбаниза­ция и возрастание роли материально-технической культуры. Понятие цивилизации многозначно. Многие исследователи связывают с этим какую-то культурную общность людей, обладающих некоторым социальным стереотипом, освоивших большое, замкнутое пространство и получивших прочное ме­сто в мировом раскладе (православная цивилизация, античная цивилизация, египетская и др.).

В марксизме понятие культуры тесно связано с коренны­ми изменениями в сфере материального производства и от­ношений в обществе. По Марксу, освобождение и развитие культуры связаны с практической деятельностью пролетари­ата, с политической и культурной революциями, которые он должен совершить. Предлагается линейный путь развития истории, которая есть не что иное, как последовательный ряд общественно-экономических формаций, каждая из которых является более развитой в культурном отношении, чем пред­шествующая. Развитие культуры, согласно учению марксиз­ма, представляет собой противоречивый процесс взаимодей­ствия «двух культур», каждая из которых выражает интере­сы и цели господствующих классов. Из этого следует, что каж­дый тип культуры является результатом деятельности чело­века и представляет собой многообразие изменений приро­ды и общества. Такое деятельное понимание культуры утвер­дилось в XX веке.

Культура, по мнению Ж. П. Сартра, это дело рук челове­ка, в ней он узнает себя и только в этом критическом зеркале он может увидеть свое лицо. Человек является культурным в той мере, в какой он участвует в общественном производстве. При этом он не только создает культуру, но и оказывается ее действительным содержанием. При таком понимании куль­туры ее можно определить как способ деятельного существо­вания человека.

Культура как объект научного исследования. Знаково-символическая природа культуры

Культурные процессы и явления отличаются сложностью и многоплановостью. Поэтому в современной науке насчитывается несколько сотен определений культуры. Некоторые из них широко известны: культура — это совокупность достижений человечества; все богатство материальных и духовных ценностей; это собирательное понятие, объединяющее науку, искусство, мораль, религию и другие формы человеческого творчества. В таких определениях содержится описание и перечисление элементов культуры, как свидетельств усовершенствования человеческого рода. Несмотря на привычность и общеупотребимость этих представлений, все же нельзя не заметить их ограниченности: в них изначально присутствует субъективная оценка культуры.

Философско-научное познание стремится раскрыть сущность и социальное предназначение культуры в целом ряде определений. Например, культура — это:

  • надбиологический способ адаптации (приспособления) человеческого сообщества к изменяющейся природной среде;
  • формы и способы коммуникации людей;
  • социальная память человечества;
  • нормативно-преемственное программирование общественного поведения людей;
  • характеристика типа общества или определенной стадии его развития;
  • единство человеческих действий, отношений и учреждений, обеспечивающих социальную стабильность.

Несмотря на видимое разнообразие, эти определения принципиально не противоречат одно другому, их смыслы взаимодополняемы.

Если отвлечься от содержания культуры, то ее можно определить как совокупность знаков, объединенных в системы. Знаки — это предметы, выступающие в роли сигналов, носителей значения. Смысл или значение знаков устанавливается сообществом в совместной практической жизнедеятельности. Вряд ли человечество смогло бы пользоваться плодами культуры, если бы знаковое отношение устанавливалось исключительно индивидуально, без учета интересов больших и малых групп людей. Соответственно, более точным будет определение культуры как совокупности знаков и знаковых систем коллективного и универсального назначения.

Среди культурных знаков различают знаки «естественные», то есть возникшие стихийно, постепенно (звуки речи, обозначения письма и счета и др.), и искусственные, специально придуманные людьми для достижения сознательно поставленных целей (например, математические формулы или знаки дорожного движения). Правила возникновения знаков и манипулирования ими познаваемы, но не всегда осознаваемы нами. Реальные связи вещей и процессов отражаются во взаимосвязях знаков. Благодаря системной организации, которая присуща всем знакам общего пользования, социальная информация сохраняется, накапливается и передается от человека к человеку, от поколения к поколению. В связи с тем, что объем социальной памяти не бесконечен, культуру также определяют как способ организации и отбора знаков в соответствии с их значимостью для будущей деятельности людей.

Однако, как и предыдущие, знаковое определение опирается лишь на внешние стороны бытия культуры. Представим себе, что вследствие какой-то страшной эпидемии люди исчезли. Все созданные человечеством и зафиксированные в знаках культурные объекты превращаются в «мертвое символическое тело» (О. Шпенглер). Иначе говоря, объективное существование культуры как царства знаков оправдывается только тогда, когда живут люди, которые их создают, воспроизводят и, главное, понимают их значение. Поэтому в философском смысле слова, культура — это универсальный способ творческого самовыражения человека, способность человека изменять природу, общество и самого себя, а также наделять продукты своей деятельности общезначимыми функциями.

Значительную роль в постижении сущности культуры играют и религиозно-философские определения, в которых она предстает как соборность, духовная связь поколений, как возможность преодоления смертной природы человека, возможность победы добра над злом, добровольное исполнение людьми их нравственных обязанностей, деятельное проявление любви к Богу.

Таким образом, культура — это многогранное понятие, обозначающее исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими ценностях. Как объект исследования, культура изучается целым рядом наук историко-филологического цикла, семиотикой (наукой о природе знаков), культурологией и культурной антропологией, социологией, политологией, а также богословием и философией.

Оцените статью
ЮнАрмия