Надежда Алексеевна Рыбкина
Эксперт по предмету «Культурология»
Задать вопрос автору статьи
Поскольку нашей задачей является рассмотрение бытия культуры на уровне ролевого субъекта (человечества), выяснение того, как живет и развивается мировая культура, постольку следует представить ее как целое, положенное как единство. В отечественной культурологии дается следующее ее определение: мировая культура как целое есть способ деятельности, технология ролевого субъекта (человечества), порожденная внебиологической (социально-экономической) субстанцией и характеризуемая в своем бытии единством приспособительного, преобразовательного и стереотипно-продуктивного моментов.
Мировая культура во времени и пространстве пестра, неисчерпаема в своих единичных проявлениях, поражающе богата формами, многообразна. В современном ее состоянии она представлена буржуазной и социалистической культурой, многообразными культурами развивающихся стран и т.д. Наряду с этим в современном состоянии мировой культуры существуют как вершинные проявления культурного творчества, выраженные в успехах развитой науки, новейших технологиях, свершениях искусства, так и ее реликтовые, архаические образования, подобные тем, которые еще имеются у аборигенов Андаманских островов, дебрей Амазонки или внутренних районов Новой Гвинеи. Еще более многолики и многокрасочны проявления культуры, взятые в их истекшем историческом бытии. Не говоря уже о первобытных формах человеческой жизни на заре истории, даже начиная с твердо зафиксированных шумерской и древнеегипетской культур, взор исследователя наталкивается на трудноисчислимое множество подчас почти несовместимых фактов культурного бытия, на неповторимое своеобразие граней и оттенков явлений культуры.
Очень экспрессивно высказался об этом американский культуролог Р. Редфилд, описывая впечатления человека, приступившего к исследованию культуры. Он рассказывает, как ему при чтении знаменитого двенадцатитомника «Золотой ветви» Фрэзера пришлось испытать огромный восторг. «Как на параде, — пишет он, — передо мной проходили великолепные и экзотические матери, тела которых отливали бронзой, жрецы в масках, переодетые в одежды другого пола; люди, умащенные благовониями и принесенные в жертву богам; демоны, изгоняемые из дворцов Камбоджи; девушки из индейской деревни, которых при достижении зрелости заставляли сидеть в одиночестве в темноте; короли, умерщвленные как боги, и боги, которые восстают из мертвых, когда их убивают — дикое, невообразимое множество табу, магических ритуалов и обычаев, связанных с женитьбой, урожаем, опасностью и смертью. Эти тома напоминают арабские сказки «Тысячи и одной ночи», «половодье странного и чудесного».
И не с тем ли мы сталкиваемся, когда открываем неувядающую «Первобытную культуру» Э. Тайлора, повествующую не столько о собственно первобытной культуре, сколько о культуре бесписьменных народов прошлого столетия, собранной им по крупицам и поражающей обилием выразительных фактов. В таких книгах журналистов и ученых о наших современниках, как «Своими глазами» Ю. Овчинникова, «Индейцы без томагавков» М. Стингла, «Культура и мир детства» М. Мид и многих им подобных, содержатся свидетельства о том, что и сегодня в разных уголках мира живут и действуют своеобразные, неповторимые, уникальные культуры, подчас настолько не похожие друг на друга, что диву даешься. Во всяком случае, несомненно, что культура от своего возникновения и до наших дней никогда не была трафаретно-однообразной, безлико монотонной, она не похожа на уныло одинаковые, конвейерно-серийные продукты.
Вместе с тем многообразные формы культуры, как бы ни были они разительно не похожи друг на друга, являются порождением одного и того же корня, тождественны в своей сущности как способы единой человеческой деятельности. Это издавна понимали многие проницательные исследователи культуры. Еще Э. Тайлор, подходя к сравнительному изучению отличающихся друг от друга культурных форм, подчеркивал, что «характер и нравы человечества обнаруживают однообразие и постоянство явлений, заставившее итальянцев сказать: «Весь мир есть одна страна». Он справедливо полагал, что любой этнографический музей показывает наглядно черты единства, совпадения в предметах материальной культуры и способах деятельности независимо от хронологической и географической отдаленности. Это и дает возможность, по его мнению, поставить рядом обитателей озерных жилищ древней Швейцарии с ацтеками, североамериканских оджибве с южноафриканскими зулусами, а английского земледельца со среднеафри-канским негром. Неделимость мира, единство мировой культуры, общность культурного богатства человечества признавались всеми прогрессивными мыслителями как подлинно гуманистический принцип рассмотрения культуры.
Легкозаметить, что говоря о возникновении и развитии представлений о культуре, мы уклонялись от определения того, что же все-таки такое культура. Это не случайное уклонение. В 1952 году американские антропологи А. Кребер и К. Клакхон опубликовали книгу с обзором имевшихся к тому времени концепций и определений культуры. Они проанализировали более ста пятидесяти определений, каждое из которых отражало существенную сторону понятия культуры и, безусловно, имело право на существование. В 1963 году Кребер и Клакхон переиздали свое исследование, существенно дополнив перечень определений культуры за счет новых интерпретаций, появившихся за десятилетие, прошедшее со времени выхода первого издания. Это был, пожалуй, наиболее полный из имевшихся в мировой литературе обзоров определений и концепций культуры. Но и он не был достаточно полным, ибо Кребер и Клакхон сосредоточивались на подходах, имевшихся в англо-американской литературе. Многообразие определений и концепций, имевшихся в немецкоязычной и франкоязычной традиции, в общем, осталось вне поля зрения исследователей.
Тем не менее, эта работа дает достаточно четкое представление о типах и способах определения понятия культуры. Кребер и Клакхон разделили все определения культуры на шесть основных типов (от А до F), некоторые из которых, в свою очередь, разделяются на несколько групп.
А. Описательные определения, в которых упор делается на перечисление всего того, что обнимается понятием культуры. Родоначальником такого способа определения культуры является знаменитый антрополог Э. Тайлор. По Тайлору, «культура, или цивилизация в широком этнографическом смысле слагается в своем целом из знаний, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и некоторых других способностей и привычек, усвоенных человеком как членом общества».
В. Исторические определения, где упор делается на процессы социального наследования, на традицию. Примером здесь может служить определение, данное знаменитым лингвистом Э. Сепиром: культура – это «социально унаследованный комплекс способов деятельности и убеждений, составляющих ткань нашей жизни». Недостатком определений такого рода является подчеркивание стабильности и неизменности, отчего упускается из виду активность человека в развитии и изменении культуры.
культура – «это материальные и социальные ценности любой группы людей (институты, обычаи, установки, поведенческие реакции), независимо от того, идет ли речь о дикарях или цивилизованных людях» (социолог У. Томас).
D. Психологические определения, где упор делается либо на процесс адаптации к среде (D-I), либо на процесс научения (D-I1), либо на формирование привычек (D-III). Под индексом D-IV Кребер и Клакхон помещают «чисто психологические определения». Ниже следуют образцы определений, характерных для каждой из этих четырех групп.
D-II: «Культура – это социологическое обозначение для наученного поведения, то есть поведения, которое не дано человеку от рождения, не предопределено в его зародышевых клетках, как у ос или социальных муравьев, а должно усваиваться каждым новым поколением заново путем обучения у взрослых людей» (антрополог Р. Бенедикт).
D-1II: Культура — это «формы привычного поведения. общие для группы, общности или общества. Она состоит из материальных и нематериальных элементов» (социолог К. Янг).
D-IV: «Под культурой мы будем понимать совокупность всех сублимаций, всех подстановок или результирующих реакций, короче, все в обществе, что подавляет импульсы или создает возможность их извращенной реализации» (психоаналитик Г. Рохайм).
И, наконец, F. Генетические определения, где культура определяется с точки зрения ее происхождения. Они разделяются на четыре группы: F-I, где культура рассматривается как продукт или артефакт, F-II, где упор делается на идеях, F-II1, где подчеркивается роль символов, и F-IV, где культура определяется как нечто, происходящее из того, что не есть культура. Ниже следуют наиболее характерные образцы определений каждой группы.
F-I: «В самом широком смысле слова культура обозначает совокупность всего, что создано или модифицировано сознательной или бессознательной деятельностью двух или более индивидов, взаимодействующих друг с другом или воздействующих на поведение друг друга» (социолог П. Сорокин).
F-II: «Культура – это относительно постоянное нематериальное содержание, передаваемое в обществе посредством процессов обобществления» (социолог Г. Беккер).
A-III: «Культура – это имя для особого порядка, или класса, феноменов, а именно: таких вещей и явлений, которые зависят от реализации умственной способности, специфичной для человеческого рода, которую мы называем «символизацией». Говоря точнее, культура состоит из материальных объектов – орудий, приспособлений, орнаментов, амулетов и т.д., – действий, верований и установок, функционирующих в контекстах символизирования. Это тонкий механизм, организация экзосоматических путей и средств, используемых животным особого рода, то есть человеком, для борьбы за существование или выживание» (социолог Л. Уайт).
F-IV: «То, что отличает человека от животных, мы называем культурой» (естествоиспытатель и философ В. Оствальд).
Каждое из этих многообразных определений сосредоточивается на какой-то одной стороне, или характеристике, или качестве культуры. Как правило, они не являются взаимоисключающими. Разумеется, из краткого определения понять ход мыслей того или иного автора зачастую трудно или просто невозможно. Для этого нужен более широкий контекст. Но, тем не менее, можно приблизительно представить себе, в чем были бы согласны авторы буквально всех приведенных определений. Они были бы согласны, что культура – это то, что отличает человека от животных, что культура – это характеристика человеческого общества. Далее, они, наверное, согласились бы, что культура не наследуется биологически, но предполагает обучение. И еще: они наверняка признали бы, что культура напрямую связана с идеями, которые существуют и передаются в символической форме (посредством языка).
Это самые общие суждения о культуре, относительно которых возможно согласие среди исследователей самых разных направлений в социальных и гуманитарных науках. Далее, конечно, начались бы разногласия. На них мы сейчас сосредоточиваться не будем. Для нас важно, что этих, предполагающих консенсус, представлений о культуре достаточно для обоснования культурного анализа.
6. Функции культуры.
Функции культуры – совокупность ролей, которые выполняет культура по отношению к сообществу людей. Люди порождают культуру и используют ее в своих интересах. Под функциями культуры можно понимать совокупность селектированных историческим опытом наиболее приемлемых по своей социальной значимости и последствиям способов (технологий) осуществления коллективной жизнедеятельности людей. При этом все функции культуры социальны, т.е. обеспечивают именно коллективный характер жизнедеятельности людей, а также определяют или корректируют почти все формы индивид. активности человека в силу его связанности с социальным окружением. Число такого рода функций культуры весьма велико, и они могут быть выстроены в иерархическую структуру от наиболее общих до сравнительно частных.
Наиболее общими функциями культуры являются:
1. Функция социализации – человек как биологический вид становится человеком в социальном смысле лишь только в том случае, если он включен в культуру. Только действую в предметном поле культуры и находясь в общении человек усваивает язык, формы человеческой деятельности, приобретает знания и т.д.
2. Функция адаптации – благодаря культуре происходит приспособление человека к изменяющимся природным и социальным условиям его существования.
3. Нормативно-регулятивная функция – в культуре происходит накопление ценностных ориентаций, норм, традиций и обычаев, обеспечивающих устойчивое взаимодействие между людьми.
4. Коммуникативная функция – в культуре формируются формы и символические средства, обеспечивающие общение между людьми.
5. Интегративная функция – культура является основанием устойчивого коллективного существования людей и их деятельности по совместному удовлетворению интересов и потребностей.
6. Познавательная функция – посредством культуры происходит накопление социально значимого опыта и знаний людей и передача их последующим поколениям.
7. Функция реалибитации и релаксации – благодаря культуре в обществе создается система норм, образцов, форм, традиций и стереотипов, позволяющих человеку восстанавливать и поддерживать свои физические и духовные силы, следить за здоровьем.
8. Функция самоидентификации – через культуру передается система этнических, социальных, конфессиональных, государственных и других маркеров, позволяющих человеку ощущать себя частицей социальной целостности.
Культура – это то, что выделяет человека из природной среды. Поэтому возникновение культуры связывают со временем выделения человека из животного мира.
I этап развития мировой культуры – культура первобытного общества или архаическая культура – с момента появления человека -2,5 млн. лет назад – до IV тыс. до нашей эры
II этап развития мировой культуры – культура древнего мира или культура цивилизаций — IV тыс. до нашей эры – V век нашей эры
III этап развития мировой культуры – культура средних веков — с V века н.э. – до сер. ХVII века
IV этап развития мировой культуры – культура нового времени — с сер. ХVII – 1917 г.
V этап развития мировой культуры – культура новейшего времени – 1917 г. – до наших дней.
Каждый этап в истории культуры — это своеобразный мир со своим особенным отношением к человеку, к жизни, к природе, со своим мировоззрением, идеалами, желаниями и потребностями. Изучая их, мы познаем, как жили и о чем думали люди предшествующих поколений.
- Культура первобытного общества и древнего мира. Ранние формы культуры. Основные черты первобытной культуры. Успехи первых цивилизаций Востока и особенности греко-римской культуры. Ранние формы культуры. Основные черты первобытной культуры.
- Мировая, национальная и этническая культуры;
- Понятие художественной культуры
- Мировая культура
- На тему «Мировая культура»
- Сценарий для мировой культуры
- Место и роль России в мировой культуре
- Подсистемы художественной культуры
- Мировая культура как целое;
- Еще термины по предмету «Культурология»
- Спектакли «Русские сезоны» в Париже С. Дягилева
- Авангардизм
- Повышай знания с онлайн-тренажером от Автор24!
Культура первобытного общества и древнего мира. Ранние формы культуры. Основные черты первобытной культуры. Успехи первых цивилизаций Востока и особенности греко-римской культуры. Ранние формы культуры. Основные черты первобытной культуры.
Культура первобытного общества (или архаическая культура) существовала на протяжении самого длительного периода в истории человечества. Возникновение культуры непосредственно связано с происхождением человека, который, по мнению современных учёных, выделился из животного мира около 2,5 миллионов лет назад.
Длительность первобытной эпохи в истории разных народов имеет свои временные вариации. Ее конец соответствует появлению у каждого народа первого государства, которые возникают приблизительно в IV — I тыс. до н.э.
Всю историю первобытного общества делят на три эпохи:
· каменный век
· бронзовый век
· железный век
Древнейшей из трех эпох является каменный век. В свою очередь он подразделяется на три периода:
· древний каменный век (палеолит)
· средний каменный век (мезолит)
· новый каменный век (неолит)
Иногда выделяют еще энеолит (медно-каменный век — переход от камня к металлу)
Хронологические рамки бронзового веказанимают III — II тыс. до нашей эры. А в I тыс. до нашей эры начинается железный век.
Начальной формой организации общества в древнем каменном веке было так называемое «первобытное стадо» или праобщина. Это был очень длительный период существования человечества, когда человек начал выделяться из животного мира, постепенно накапливая опыт изготовления и использования орудий труда. Эти орудия труда первоначально были очень примитивными: ручные рубила из кремня, разнообразные скребла, палки-копалки, остроконечники и т.д. Постепенно в период позднего палеолита человек научился добывать огонь, что сыграло очень важную роль в его жизни. Огонь стал использоваться для приготовления пищи, отпугивания хищников, а позже — для изготовления первых металлических изделий и глиняной посуды.
Первобытное стадо жило под открытым небом или использовало пещеры. Специальные жилища, которые напоминали собой землянки или полуземлянки появились только в период мезолита. Хозяйство имело присваивающий характер. Люди занимались собирательством или охотой и поэтому полностью зависели от природы. Такой способ хозяйствования не мог обеспечить необходимого количества пищи, поэтому все свое свободное время человек тратил на ее поиски. Для этого ему приходилось вести кочевой образ жизни. Количество населения было невелико, продолжительность жизни не превышала 30 лет.
Важным фактором жизни первобытного человека следует считать необходимость совместного труда для добывания пищи, что требовало от людей общения, взаимопонимания, воспитывало умение жить в коллективе, способствовало преодолению зоологического индивидуализма. На протяжении тысячелетий происходил процесс ограничения биологических инстинктов прачеловека, который сопровождался формированием норм поведения, обязательных для каждого члена первобытного стада. Таким образом, единство материального и духовного факторов в жизни первобытного общества стало характерным для первобытной культуры как синкретичного явления (нерасчлененность, комплексность, слитность, характеризующая первоначальное, неразвитое состояние).
Процесс развития шел очень медленно, поэтому культура первобытного общества считается стабильной. Постепенно материальная культура усовершенствовалась (появились специальные орудия труда: резцы, ножи, иголки, топор, лук и стрелы). Развивалась и духовная культура — появился язык.
Одним из наивысших достижений первобытного общества считают эволюцию от первобытного стада к созданию семьи и родовой общины. Как происходила эта эволюция трудно сказать. Лишь известно, что происходила она много тысяч лет и завершилась в период позднего палеолита. На смену первобытному стаду приходит род – объединение кровных родственников. Этот процесс происходил параллельно формированию человека современного типа. 40 – 25 тыс. лет назад формируется новый тип человека – homo sapiens (человек разумный). Важнейшей предпосылкой формирования человека современного типа стало регулирование родом брачных отношений, запрещение смешения крови близких родственников.
Важное место в жизни первобытного общества играло также искусство, которое способствовало передаче опыта и знаний. Первыми рисунками были изображения животных, сцены охоты на них. Наиболее известны рисунки из пещеры Ласко (Франция), Альтамира (Испания), Капова (Россия).
Среди изображений на стенах пещер палеолитический человек оставил рисунки коней, диких быков, носорогов, бизонов, львов, медведей, мамонтов. Этих зверей рисовали, на них охотились, видели в них основной источник своего существования, а также их боялись как своих потенциальных врагов. Постепенно человек все больше покорял природу. Поэтому в искусстве человек стал занимать центральное место, становясь главным предметом изображения.
Одним из первых свидетельств внимания первобытного человека к себе, к проблемам своего происхождения можно считать «палеолитические венеры». Так археологи назвали многочисленные женские скульптуры из камня, кости или глины, которые находили в разных концах Европы и Азии. В этих фигурках подчеркивались особенности женской анатомии. Их связывают с культом матери – прародительницы.
Некоторые исследователи допускают, что первобытные люди не понимали связи между половыми отношениями и появлением детей. Поэтому появление новорожденного воспринимали как проявление высшей силы. А тот факт, что эта сила действовала через женщин, давала им преимущества в обществе, что и привело к появлению матриархата. Не исключено, что в условиях первобытного стада, где брак имел полигамный характер, происхождение и родство устанавливалось по материнской линии. Поэтому скульптурное изображение женщин могло быть связано с культом общей матери всего рода. На ранних этапах развития в обществе существовал матриархат (дословно – власть матери) – эпоха в развитии первобытного общества, для которой характерен матрилинейный род, равноправная роль женщины в семье, хозяйственной и общественной жизни.
Большое значение в сохранении коллективного опыта предков имели мифы. Миф (дословно – слово, сказание, предание). Мифология – совокупность мифов, сказаний, которые передают верования древних народов о происхождении мира и явлениях природы, о богах и легендарных героях. Мифы являлись формой отображения действительности, не подвергались сомнению и не проверялись. Часто содержали и фантастические версии действительности.
Миф стал основанием для возникновения религии. Религиозные взгляды людей появились уже на относительно зрелом этапе развития первобытного общества.
Ранние формы религии — тотемизм, анимизм, фетишизм и магия. В первобытном обществе они не создавали единой системы.
I. Тотемизм — форма религии, для которой характерна вера в существование родственных отношений между данной группой людей с породой животных, видом растений либо другим элементом окружающей природы, так называемым тотемом. Тотем является «родичем и другом», и на него можно воздействовать с помощью магии.
II. Фетишизм — форма религии, для которой характерна вера в сверхъестественные возможности отдельных предметов (наиболее распространенная форма — ношение амулетов, талисманов).
III. Магия — колдовство, волшебство, совокупность обрядов, связанных с верой в способность человека определенным образом воздействовать на людей, животных, природу, богов и т.д.
IV. Анимизм — форма религии, для которой характерна вера в общую одухотворенность природы (анима — душа), вера в существование духов, в наличие души у человека, животных, растений. Возникают представления о бессмертии души и ее существовании отдельно от тела.
Большую роль в организации первобытного общества, в деле преодоления животного, зоологического начала в поведении человека сыграли разнообразные табу — запреты. Нарушение запретов сурово наказывалось. Однако кары ожидали в первую очередь не от людей, а от высших, тайных сил в виде мгновенной смерти, тяжелой болезни или чего-либо ужасного.
Система табу у разных народов сложна и многообразна, но главными следует считать два запрета:
· Одно из первых табу касалось инцеста — брака с кровными родственниками. Появление этого табу связывают с эпохой мезолита, когда начал происходить переход к оседлому образу жизни.
· Другим важным табу являлось запрещение каннибализма (людоедства). Этот запрет не носил такого последовательного и абсолютного характера как первый. Каннибализм еще в недавнем прошлом встречался у отдельных племен.
С развитием человечества и усложнением знаний и производственных процессов, усложняются и обряды. Одним из важнейших из них был обряд инициации — посвящение юношей в полноправных взрослых. Это был обряд испытания юноши на физическую силу, выносливость, умение терпеть боль, подолгу обходиться без пищи.
Наибольшего развития первобытная культура достигает в эпоху неолита, когда с возникновением земледелия происходит «неолитическая революция». Этим термином принято обозначать переход человечества от присваивающего к производящей форме хозяйства.
С переходом людей к продуктивному производству, меняется и культурный мир. Усложняются и становятся более эффективными орудия труда, увеличивается количество посуды, дальнейшее развитие получают знания в области строительства, усовершенствуется технология обработки дерева, шкур животных. Актуальной становится проблема сохранения пищи, совершенствуется процесс передачи знаний. Появляются предпосылки для зарождения и развития письменности: увеличивается объем информации, усложняется её характер.
Одним из наиболее важных культурных последствий «неолитической революции» становится быстрое увеличение населения. Земледельческие и скотоводческие племена начали быстро увеличиваться и активно заселять соседние территории. В этих условиях отдельные кочевые группы либо ассимилировались, либо вытеснялись в менее пригодные для жизни условия. Родовая община начинает переживать кризисные явления. На смену родовой постепенно приходит соседская община. Возникают племена и союзы племен.
Несмотря на заметную зависимость от стихийных сил природы, первобытное общество шло по пути от незнания к знанию, по пути все возрастающего овладения силами природы. Уже в эпоху палеолита было положено начало астрономии, математики, календаря. Солнце, Луна и звезды выполняли функции компаса и часов.
Архаическая культура — самый длительный, загадочный и сложный для нашего понимания период развития культуры. Время уничтожило и закрыло плотной пеленой многие следы человеческого прошлого. И все же факты свидетельствуют, что это тысячелетия не примитивного, полудикого существования, а грандиозной, напряженной духовной работы. Здесь закладывались основы общечеловеческой культуры, формировался духовный потенциал, который возвестил о появлении качественно иного существа на Земле. Тут впервые вспыхивает свет эстетического сознания.
Таким образом, культурные достижения первобытной эпохи послужили основой для дальнейшего развития мировой культуры.
Мировая, национальная и этническая культуры;
Мировая культура – многовековая совокупность культур целостного мира, которая определяется системой общечеловеческих ценностей, синтезирующих лучшие черты и достижения всех национальных культур.
Но понятие «культура» можно рассматривать и как локальную культуру конкретного, исторически определенного общества, обладающего своими специфическими чертами и особенностями. Они объясняются различиями в географических и социально-исторических условиях жизни разных стран и народов, их относительной обособленностью друг от друга.
Особое место среди локальных (специфических) культур занимают этнические и национальные культуры, создаваемые отдельными племенами, народами, нациями. Они являются минимально целостными общественными образованиями, обладающими всеми основными качествами культуры, необходимым набором функций, видов деятельности, свойств культуры. Понятия «этническая культура» и «национальная культура» близки, но не тождественны.
Этническая культура (этнос – с греч. народ) — совокупность выработанных коллективным разумом этноса объектов материальной и духовной культуры, являющихся его спецификой и касающихся преимущественно бытовой культуры.
Этносы как малые компактные национальные сообщества очень просты по своему устройству. Например, национальные меньшинства, племя, народность. Признаками такой группы этноса являются общность происхождения (вплоть до мифологической), расовые антропологические особенности, язык, религия, традиции и обычаи, фольклор, быт, предпочтения в пище и др. Самым главным признаком этноса является чувство этнической идентичности – осознание общей истории и культуры, отличающей «нас» от «них».
Этническая культура – наиболее древний слой национальной культуры, несущий в себе обычаи предков, носители которой, прежде всего, связаны единством «крови и почвы». Этническая культура включает в себя орудия труда, нравы, обычаи, постройки, одежду, пищу, жилище, знания, верования, виды народного искусства этноса. Некоторые элементы этнической культуры становятся символами самобытности народа и патриотической привязанности к его историческому прошлому – самовар, сарафан, блины у русских; вареники, сало, рушники у украинцев, клетчатая юбка у шотландцев, спагетти у итальянцев. Подобные этнические символы есть у каждого народа.
Этническая культура всегда локализована в географическом пространстве и однородна по своей политической, экономической и социальной структуре. В этнической культуре различают два слоя:
— исторически ранний (нижний), образованный унаследованными из прошлого наиболее устойчивыми культурными элементами, закрепленными многовековой традицией; считается, что они составляют каркас этнической культуры;
— исторически поздний (верхний), состоящий из новообразований, современных культурных явлений.
Этническая культура предстает как единство преемственности внутрипоколенных и межпоколенных традиций, действующих на протяжении столетий, тысячелетий, и обновления этих традиций с учетом современных культурных процессов.
Черты этнической культуры: мифологичность, иррациональность,консерватизм, преемственность и ориентация на сохранение традиций. Этническая культура консервирует архаичные, не отвечающие современным условиям нормы жизни, ей чужды перемены и новшества, она тяготеет к замкнутости. Этническая культура – исходный базис национальной культуры.
В отличие от этнической, национальная культура представляет собой боле сложное образование. Если этнос указывает на социокультурную общность людей, то нация обозначает территориальное, экономическое и лингвистическое объединение людей, имеющих социальную структуру и политическую организацию.
Национальная культура – это синтез культур различных классов, слоев и групп, объединенных единством территории, государственности и общностью экономической жизни. Идентификационные ментальные признаки этноса здесь уходят на второй план. Национальная культура включает наряду с традиционно-бытовой, профессиональной и обыденной также специализированные области культуры, охватывает субкультуры всех больших групп, которых может не быть в этнической. Большинство современных национальных культур полиэтничны.
Национальная культура воплощается в ценностях образа жизни конкретной страны, в той или иной мере разделяемых населяющими ее этносами. Поэтому, с одной стороны, этнические культуры формируют национальную культуру в рамках государства, а с другой стороны, национальная культура накладывает свои отпечатки на этнические культуры. Если этнические культуры несут отпечатки культуры мифа, иррационального, племенного, то национальные культуры – культуры Логоса, рационального — соотносятся с государством, политикой, экономикой.
Национальная культура объединяет людей, живущих на больших пространствах и не обязательно связанных кровно-родственными отношениями. Обязательным условием появления национальной культуры является письменная культура, в то время как этническая культура может быть бесписьменной. Из этнической культуры писатели заимствуют сюжеты и образы, композиторы – мелодии и ритмы, архитекторы – стили и приемы оформления построек. От веками складывающихся традиций этнической культуры зависят своеобразие и неповторимость «лица» любой национальной культуры.
Таким образом, национальная культура формируется на основе письменности и образования и связана с рождением литературного языка, национальной литературы, философии и науки. Творцом данной культуры является интеллигенция, которая несет главную ответственность за духовное состояние нации. Интеллигенция формирует эталоны и образцы для массового подражания, они определяют культурную стратегию общества. Образование рассматривается в качестве основного условия приобщения народа к своей культуре, под которой понимается культура, создаваемая художественной и научной интеллигенцией.
Черты национальной культуры: рациональность, динамизм, творчество, открытость для контактов с новым.
Этнические и национальные культуры образуют органическое единство, они невозможны друг без друга. Сегодня уходят из народной жизни старые приметы, городская культура проникает в деревенский быт вместе с электричеством, холодильником, аудиовидеотехникой. Этническая культура все больше переселяется в музеи, ее надо знать и изучать, но жить – в современной культуре.
Вывод. Задача культурного человека — видеть и уважать этнические составляющие национальной культуры, с одной стороны, а с другой стороны, не допускать растворения национальной культуры в «общемировой», не допускать подмены национальных и этнических культурных ценностей общечеловеческими, ибо последние, так или иначе, присутствуют в любых национальных культурах.
Понятие художественной культуры
Художественная культура – это один из самых ярких видов культуры, который выступает в качестве ее устойчивого компонента, передающего с помощью образно-символического варианта ценности культуры, которые были созданы людьми в разные исторические периоды.
Являясь сферой культуры, художественная культура призвана решать задачи интеллектуального и чувственного отражения бытия посредством художественных образов, рождающихся в мышлении художника.
Художественную культуру изучали:
- Философия
- Эстетика
- Исторические науки
- Литературоведение
Структура художественной культуры:
- Художественное творчество
- Организационную инфраструктуру
- Материальную инфраструктуру
- Художественное образование
- Художественную критику
- Художественные образы
- Эстетические взгляды
- Техническую эстетику и дизайн
- Государственное урегулирование этой области
В художественную культуру включены художественные ценности и идеалы, которые обладают эстетическими качествами. Для эстетической оценки и деятельности важное значение имеет лежащая в их основе понимание прекрасного, имеющее социальную и историческую определенность. Однако имеются художественные ценности, которые носят вневременной характер, это ценности – шедевры мировой культуры, к примеру, Монна Лиза, произведения Пушкина, Моцарта, Чайковского и др.
Являясь частью творческой деятельности, прекрасное имеет основные эстетические категории:
- Возвышенное
- Низменное
- Комическое
- Трагическое
Как правило, в большинстве случаев художественная культура является синонимом к искусству, но между ними имеются различая.
Художественная культура является сложным системным образованием и при ее анализе можно выделить сходство и различия в однопорядковых, но не однозначных феноменах – искусства и художественной культурой.
«Мировая художественная культура» 👇
Мировая культура
👍 Проверено Автор24
совокупность лучших достижений культуры человечества в целом.
На тему «Мировая культура»
Статья от экспертов
Сценарий для мировой культуры
Автор дополняет традиционное прочтение «Феноменологии духа» положением, согласно которому труд Гегеля представляет собой изображение процесса превращения истории в культуру.
Место и роль России в мировой культуре
Статья посвящена обзору цивилизационных теорий, классификации цивилизаций и анализу влияния взаимодействия современных цивилизаций на геополитические процессы в мире. Авторы акцентируют внимание на важности цивилизационного подхода в рассмотрении исторического процесса в контексте геополитического взаимодействия.
Подсистемы художественной культуры
Следует отметить, что художественная культура имеет в себе $2$ значительные подсистемы:
Первой подсистемой является искусство, которое выступает в качестве особого рода творческой деятельности, результатом которой становится преобразование мира согласно законам красоты.
В искусстве выделяют прикладное искусство, дизайн, в которое входит около ста его видов, например, декорирование, кулинария, а так же выделяют чистое искусство, в структуру которого входят:
- Архитектура
- Изобразительное искусство
- Музыка
- Литература
- Танец
- Театр
- Кинематограф
Для творческой деятельности чистого искусства характерным является произведение художественной и образной системы. Художественный образ является сутью искусства, который является ключевым для всех его жанров и видов.
Художественный образ представляется в виде образа человека и мира, который перерабатывается в сознании творца, музыканта, художника, писателя, скульптора, архитектора, актера и т.д. Художественный образ выражается через краску, звук, форму.
Искусство понимается в виде творческой, инновационной деятельности, которая направлена на поиск новых художественных форм. К важному понятию искусства относится категория прекрасного, а бытием искусства становится процесс творческого познания мира.
Ко второй подсистеме художественной культуры относятся общеобразовательные учреждения и организации, которые дают возможность окунуться в художественные традиции, приобщиться к художественным идеалам и ценностям.
Художественная культура имеет свою характерную логику развития, в которой объединяются традиции и новаторство.
Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу
Поиск по теме
Мировая культура как целое;
Тенденции культурной универсализации в мировом современном процессе
1. Мировая культура как целое.
2. Культура и природа.
3. Общечеловеческий характер глобальных проблем.
Среди всей огромной массы людей нет двух, которые были бы совершенно одинаковыми, каждый имеет свои неповторимые особенности. Возникает вопрос, что же объединяет столь разных людей в единое человечество? Прежде всего, единая общечеловеческая культура, возникающая на основе целостного мира. Целостность мира послужила основой становления современного человечества и единой общечеловеческой культуры.
Современная культура, объединяющая человечество, основана на общечеловеческих ценностях, движении защиты прав личности, гуманизме, творческом развитие личности, распространении научного знания и передовых технологий, взаимообогащении национальных культур.
Общечеловеческая культура — наилучшие формы, образцы художественно-поэтической, научной, производственной деятельности, единые способы миро ощущения и мировосприятия жизни и действительности, выработанные разными народами, поколениями, на основе которых человечество сейчас строи единую цивилизацию.
Мировая культура во времени и пространстве пестра неисчерпаема в своих единичных проявлениях поражающе богата многообразна имеет массу модификаций представлена развитыми, развивающимися всевозможными переходными формами. Тем не менее для нее характерны такие общие черты как внебиологичность выступающие в качестве субстанциональной основой культуры; технологичность то есть наличие механизмов приспособительно – преобразовательного отношения субъекта – творца к среде; продуктивность то есть творчески порождающий характер бытия в мире; стереотипичность – способность воспроизведению. При таком рассматривание мировая культура как целое является способом деятельности, технологий родового субъекта (человечества), порожденной социумом, характеризуем в своем бытии единством приспособительно–преобразовательного и стереотипно – продуктивного моментов. Как бы ни были многообразны формы культуры в них наглядно обнаруживается черты единства совпадения в предметах культуры в способах деятельности людей независимо от хронологической и географической отдаленности. Неделимость мира единства мировой культуры общность культурного богатства человечества признавалась всеми прогрессивными мыслителями как подлинно гуманистический принцип рассмотрения культуры.
Тенденция рассмотрения мировой культуры как целого на основе признания единства истории, где субъект творит мировой процесс деятельности по производству материальных и духовных ценностей, где есть общие механизмы производства сохранения распространения обмена созданными человечеством культурными богатствами все более пробивает себе дорогу. Представление о мировой культуре взятой как целое в ее делящем бытии (всемирной истории) не исключает а предполагает ее синхронное единство в каждый данный исторический период. Рассмотрение этого вопроса накапливается на необходимость определения конкретно – исторического типа связей образующих культурное целое. Известно, что связность – это определяющий признак целого. Временное единство культуры обретает подлинную наглядность с исторического периода нового времени, а переход к информационного общества делает этот процесс неоспоримым. Всепланетарный обмен деятельностью информацией позволяет передавать от одного субъекта к другому свои «сущностные силы» и является фундаментальной связью Универсальная модель культуры – это концепция единого плана построения культуры. Элементы, общие для всех известных культур: возрастное деление, календарь, организация общества, система родства, календарь и т.д.
Психическое единство человека, реакции человеческого организма на разнообразные стимулы и условия жизни — основа первых попыток объяснения сходства и различия культур. Поиски исследователями совершенной модели культуры, не только объясняющей сходство и различия, но и дающие представления о взаимодействии и взаимовлиянии культурных элементов. Концепция универсальной социокультурной системы Д. Аберле, А. Коэна, А. Дэвиса, составлена в русле этих представлений.
Искоренение нищеты, всемирный порядок, вечный мир и материальное благополучие. Какая сила заставляет человека, народы и страны отказываться от вышеуказанных благ?
Дело в том, что представители самобытных культур, осознанно или нет, чувствуют, что за экономической, политической, правовой и технологический гомогенизациями последуют и побочные эффекты, каковые, в первую очередь, вызовут изменения их традиций, культуры и жизненного уклада. Одной из существенных потребностей человека является собственная принадлежность к чему-либо, будь то социальная группа, конфессия, политическая или сексуальная ориентация, географический ареал и др.; среди этих форм идентичности культурная идентичность является главной и всеобъемлющей; она в значительной мере определяет человеческую ментальность, психологию и жизненный уклад в целом. Надо быть апологетом «теории заговора», чтобы обвинить США в том, что они разработали такую идеологию, которая намерена уничтожить разнообразие культур и языков, сделать мир культурно однородным. Хотя необходимо отметить, что те явления, которые сопутствуют составным частям глобализации, непрямым путем вызывают изменения национальных культур.
Также считают, что процессы глобализации обуславливают разрыв памяти. Культура суть форма исторической памяти; она — коллективная память, в которой происходит фиксация, сохранение и запоминание уклада жизни, социального и духовного опыта данного общества. Культура как память сохраняет не все, что было создано народом, носителем этой культуры, а то, что объективно оказалось ценным для нее. Если мы воспользуемся аналогией и осмыслим значение и роль памяти в реальной жизни конкретного человека, тогда нам станет более ясным и значение культурной памяти в жизни нации. Человек, теряя память, теряет и собственную биографию, собственное «Я» и индивидуальную целостность; он существует физически, но не имеет прошлого, настоящего и будущего. Он не знает, кто он, для чего существует, чего хочет и т.д. Ту роль, которую играет память в жизни индивида, в историческим бытии общества и нации исполняет культура. Культура суть форма памяти, которая передается сквозь поколения, и посредством которой культурная жизнь нации сохраняет непрерывность, последовательность и единство. В биологических организмах эту функцию выполняет генные структуры: видовые популяции определяются генетической наследственностью, которая передается по крови. Социальный же опыт людей передаётся последующим поколениям не по крови, а посредством культуры, и именно в этом смысле можно назвать культуру негенетической памятью.
Нация осознает свое единство, она имеет историческую память, посредством которой воспринимается ее прошлое в качестве основы настоящего и будущего. В национальном самосознании связь времен осмыслена как единая непрерывность, поэтому сохраняется контакт даже с далекими предками: они и их деяния перманентно присутствуют в жизни современников. Образ жизни, который определен культурой, рассматривается не просто как ординарный бытовой фактор, а как значительное завоевание, в достижение которого внесли вклад усердие и труд многих поколений.
Для национального сознания собственный жизненный уклад нации воспринимается не только как своеобразный, только ему присущий способ оформления жизни, но также и как превосходство по отношению к другим культурам. Для национального сознания твердость культуры и уклада жизни осмысливается как преодоление конечности. Каждый представитель нации видит преодоление собственной эмпирической конечности в бессмертии национальной культуры, где будущие поколения сохранят уклад жизни, присущий этой культуре, как это делают современники и как это делали предки. Своеобразное чувство, которое постоянно сопутствует национальному самосознанию, сознание самобытности собственной нации и ее отличий от других наций называется национальным чувством. Представители одной нации отличаются от представителей другой физическим типом, различны и их обычаи, тип поведения и бытовые навыки. В процессе исторического развития нация вырабатывает определенные представления и ценностную ориентацию.
Общение с другой культурой лишь усиливает симпатии к собственной нации. Сознание принадлежности к нации означает, что человек связан с ней общностью характера, что судьба и культура нации влияет на него, что сама нация живет и реализуется в нем. Он воспринимает нацию частью своего «Я»; поэтому оскорбление собственной нации воспринимает как личное оскорбление, а успехи представителей своей нации и признание их другими вызывает чувства национальной гордости. Человек настолько определен культурой, что изменение даже в такой незначительной сфере какой является кулинария, кухня, стол, воспринимается весьма болезненно (вспомним историю прихода корпораций «Макдональдс» и «Кока-кола»).
Очевидно, что традиционные, немодернизированные общества сильнее сопротивляются процессами глобализации, для них культура — это историческая память, что, как очевидно, воспринимается родной моделью оформления жизни.
Отказ от культуры означает разрыв памяти и, следовательно, аннулирование собственной самобытности. Непрерывность культуры для национального сознания, осознают это или нет, означает отрицание личной смерти и обоснование бессмертия. Культура предлагает своему носителю приемлемые требования к порядку поведения, ценностям и нормам, которые являются основой психического равновесия индивида. Но, стоит человеку попасть в такую ситуацию, когда в его повседневности участвуют различные культурные системы и когда социальная среда требует от него действий, противоположных нормам его культуры, а часто даже и исключающих ее, человек все же старается сохранить свою культурную идентичность, хотя среда и требует культурной адаптации. Создается ситуация, в которой человек или группа людей вынуждены исполнять требования различных культурных систем, которые часто противостоят друг другу и друг друга исключают. Все это обуславливает разрушение целостности сознания и приводит к внутреннему дискомфорту личности или социальной группы, что, в свою очередь, отражается на поведении, которое может быть агрессивным и выражаться в националистических, криминальных, антиконфессиональных действиях личности а также в депрессивном и меланхолическом настроениях.
Еще термины по предмету «Культурология»
попытка польского философа Ф. Конечны в 30- х гг. XX столетия создать науку, главная цель которой — разработка теории цивилизации, выяснение происхождения и природы многообразия цивилизаций. «Наука о цивилизации» понимает последнюю как социальную целостность, «особую форму организации коллективности людей», «метод устройства коллективной жизни». Строй жизни, и своеобразие цивилизаций определяются пятью категориями, или факторами: благом, истиной, здоровьем, благополучием и красотой.
Спектакли «Русские сезоны» в Париже С. Дягилева
форма популяризации театрально-музыкального искусства России на Западе (1907–1913). Оперные и балетные спектакли, оформленные художниками «Мир искусства», составили эпоху не только русской, но и мировой культуры.
Авангардизм
термин, который объединял различные течения в искусстве XX века, отошедшие от реалистической традиции. Искусства авангарда элитарно по своей природе, т. к. не ориентируется на общедоступность и понятность, отказывается от любых правил, норм и канонов. А всегда стремился в наиболее острой и оригинальной форме выразить новые эстетические идеи, ему свойственны крайний нигилизм, мистификация, эпатаж.
Смотреть больше терминов
Повышай знания с онлайн-тренажером от Автор24!
- Напиши термин
- Выбери определение из предложенных или загрузи свое
- Тренажер от Автор24 поможет тебе выучить термины с помощью удобных и приятных
карточек