Культурология вошла в учебные планы российских вузов в во

Появление культурологии в вузовских курсах по разным специальностям вполне закономерно: интегративный характер этой учебной дисциплины позволяет решать широкий спектр мировоззренческих, образовательных, методических и социальных задач. Востребованность гуманитарных дисциплин обусловлена возрастающей ролью гуманитарного знания в современном обществе. Преподавание культурологии должно быть личностно и профессионально ориентировано, что усложняет задачу преподавателя на этапе отбора учебного материала.

Данное учебно-методическое пособие выстроено в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта по культурологии и направлено на реализацию компетентностного подхода в обучении. Оно предназначено для студентов различных негуманитарных специальностей. Тексты лекций созданы с учётом содержания новых учебников и учебных пособий по культурологии.

Планы семинарских занятий направлены на развитие креативных качеств личности студента, развитие логического мышления и повышение общего уровня культуры обучаемых. Разделы «Литература», «Приложения» и «Персоналии» предоставляют краткую справочную информацию для студентов и преподавателей. Учебно-методическое пособие содержит контрольно-измерительные материалы, позволяющие проводить систематическую проверку знаний студентов на разных этапах обучения.

Термин «культурология» впервые был применен в 1915 г. немецким философом В.Оствальдом, однако широкую известность получил с 1939 г., благо­даря трудам американского культур-антрополога Л.А.Уайта. Уайт видел необходимость в том, чтобы вычленить из традиционной культу­р­­ной ан­тро­по­ло­гии (этнологии), исследовав­шей преимущественно культурные различия между на­родами, специаль­ную науку – культурологию, ориентированную на изу­че­нии уни­­версаль­ных явлений культуры, единых для разных народов. Это позволяло ставить вопрос о культуре как общем понятии, универсальной «специ­фиче­с­кой мо­даль­ности чело­ве­че­ского бытия» (Г.С.Кна­бе), соз­дать общую теорию культуры, как категории. Тем не ме­нее, в западной на­уке термин «культурология» не привился, а проблема, поставленная Уайтом, иссле­довалась в основном в русле лингвистической философии (се­ми­отика, струк­турализм, пост­структура­лизм, постмодерн), приверженцами фран­цузской школы «Анналов» (историческая антро­пология), социологами американской Гар­вар­д­ской школы и их последователями (структурный функциона­ли­з­м).

Вме­с­те с тем куль­турология в те­че­ние 1960-1980-х гг. начала по­с­те­пенно рас­пространять­ся в советской науке, а в 1990-х гг. произошел своего рода «куль­­ту­ро­логический бум» прежде всего в сфере российского об­ра­зо­вания. В принципе можно проследить два основных источника оте­чест­вен­ной культурологии.

В послевоенные десятилетия в СССР периодически проходили кам­пании «критики взглядов буржуазных ученых». В 1960-е гг. на волне од­ной из таких кам­паний армян­ский социолог Э.С.Маркарян, яко­бы диску­тируя с Л.Уайтом, фактически ввел термин «культурология» в на­шу на­уку и под видом критики «буржуазных концепций» начал знакомить научную общественность СССР с культурологическими концепциями Уайта и дру­гих аме­риканских «неоэволюционистов», а так же с собственными ком­мен­­та­ри­ями к ним. В подобной инициативе пер­выми его поддержали рос­товские ученые Ю.А.Жда­нов и В.Е.Да­ви­до­вич, лени­н­г­р­а­д­цы С.Н.Арта­нов­с­кий и М.С.Каган, свердловчанин Л.Н.Ко­ган, к ним присоеди­ни­лись и московские спе­циалисты С.А.Ару­тю­нов, Б.С.Ерасов, Э.А.Ор­­лова и др. Я упоми­наю здесь лишь старшее поколение ученых; разумеется, среди научной мо­лодежи апологетов этого движения было гораздо боль­ше (включая и ав­тора этих строк, выросшего на книгах Маркаряна). В период с середины 1960-х по начало 1990-х гг. вышло уже несколько десятков книг по куль­турологии, напи­сан­ных оте­­чес­твен­ны­ми учеными и около десятка переводов в основном западных социологов куль­туры (Э.Дюркгейма, А.Моля и др.).

В середине 1980-х гг. в Институте научной информации по обще­ст­вен­ным наукам (ИНИОН АН СССР) открылась спе­ци­альная лабо­ратория по изучению культуры, где под руководст­вом И.Л.Галинской и С.Я.Левит начался мас­совый перевод на русский язык классичес­ких трудов западных философов культуры и ан­тропологов, которые через несколько лет начали издаваться боль­шими ти­ра­жами. Наши культурологи стар­шего поколения стали первыми профессиональными комментаторами этих трудов. Апо­ге­ем этой тенденции в начале 1990-х гг. стало преобразование Всесоюзного НИИ культуры, занимав­ше­гося в основном пробле­ма­ми музееведения, в Россий­ский институт куль­ту­рологии. Лидером науч­ных исследований в ин­сти­туте стала Э.А.Орлова – наибольший «западник» в нашей культуро­логии, что на нес­колько лет определило направленность работы института в целом. Это бы­­­ла одна линия воз­ник­но­ве­ния российской культурологии – на базе освоения теорий западной фи­лосо­фии, антропологии, социологии, психологии и т.п.

Но была и другая линия. В условиях идеологической зашоренности, царившей в стране, либеральная интеллигенция искала какой-то отно­си­тель­но ле­ги­тим­ный спо­соб выражения собственного, немарксистского миро­­ощу­ще­ния и выра­жения его в культурно значимых тек­стах. В основном это были представители гуманитарного знания (историки, филологи, литерату­роведы, ис­кусствоведы и др.). И они нашли искомый выход в сфере так называемого «куль­туроведения» (термин Ю.В.Рождественского), которое начало проявляться в повышен­ном интересе к объ­ектам старины и исторической традиции, в движении охраны национального культурного наследия и т.п. В числе этих ученых сле­дует назвать имена С.С.Аверинцева, А.И.Арнольдова, Л.И.Бат­­кина, Г.Д.Га­чева, А.Я.Гуреви­ча, П.С.Гуревича, В.В.Ива­но­­ва, Д.С.Ли­ха­че­ва, Ю.М. Лот­мана, В.М.Ме­­жу­ева, Е.М.Ме­ле­тинского, Ю.В.Рож­дест­вен­с­ко­го, В.Н.Топо­ро­ва и др.

Усилиями этой группы ли­бе­ральной ин­теллигенции формировалась другая ветвь россий­­ской культурологии, бази­ро­вавшаяся пре­жде всего на традици­ях отечест­вен­ной исторической, филологической и искусствоведческой наук, на лингвистических рекон­ст­рук­ци­ях нравов и быта мину­в­ших вре­мен, на изуче­нии мифов и языческой об­ря­д­ности в рам­ках развитой оте­че­ст­венной шко­­лы ми­фологии, на семан­ти­ческом ана­лизе искус­ства как источнике инфор­мации о культуре прошлого и т.п., но – гла­в­ное – на различных вариаци­ях теории локальных циви­ли­за­ций, идущей еще из XIX в. от Н.Я.Да­ни­ле­в­ского и возрожденной в середине XX в. Л.Н.Гуми­левым. Кста­ти, именно в середине 1980-х гг. впервые в СССР на русском языке вы­ш­ли книги и зарубежных классиков теории цивилизаций: О.Шпен­глера и А.Тойнби. Сво­­еобразным ответвлением цивилизационных исследований, выросшим непос­ред­­ственно из концепций русских «евразийцев» и этногеогра­фи­ческих воззрений Гу­ми­лева, является шко­ла «социоестественной истории» (Э.С. Куль­­­пин и др.), синтезиру­ю­щая современные идеи социальной синергетики и давние теории геодетерминированности исторических про­цессов.

Следует отметить, что огромное влияние на формирование этой вет­ви культурологии оказала чрезвычайно мощ­ная тра­диция российского вос­то­ко­ведения; не будет пре­уве­личением ска­зать, что российская гумани­тар­ная культурология в су­щественной мере вос­пользовалась опытом востоко­вед­ных ис­сле­до­ва­ний, рас­пространив его масштабы на изучение рус­­­ской и западной культур. Ра­зумеется, и здесь не обошлось без обращения к до­с­ти­же­ни­ям зарубежных коллег: во-первых, французских семиотиков, под вли­я­нием которых сложилась знаменитая московско-тар­ту­с­кая семи­оти­че­с­кая шко­ла во гла­ве с Ю.М.Лотманом и Б.А.Успенским; и, во-вторых, фран­цуз­с­ких же ис­то­риков шко­лы «Ан­на­лов», чья методика ока­залась бли­­зка рос­сийским тради­циям изучения культуры повседневности и под воздей­ст­вием которой началось фор­мирование отечественного ана­лога шко­лы мен­таль­ностей во главе с А.Я.Гу­ре­вичем, Ю.Л.Бес­сме­ртным, А.Л.Ястребицкой.

Таким образом, в течение 1960-1980-х гг. в стране шло параллельное фор­миро­вание двух сравнительно автономных культурологий: социаль­ной, апел­лировавшей к опыту англо-американской и немецкой антрополо­гии, и гума­ни­тарной, имевшей в своей основ­е отечественные корни и свя­зан­­ной с фран­цузскими школами семиотики и «новой исто­рии». Все 1990-е гг. были посвящены попыткам объединения этих ветвей и превращения культурологии в некую «супернауку», синтезирующую в себе социальнонаучный и гуманитарный подходы к познанию общества и культуры.

В 1989 г. культурология была легализована как новое направление (специальность) высшего образования, и как общеобразовательная дис­ци­п­­ли­на. В стране на­чали открываться первые культурологические ка­федры, создаваться первые учебники по общеобразовательной куль­турологии, в чем безусловное первенство принадлежит Московскому Го­­су­дар­ственному тех­ническому университету им.Баумана и непосред­ст­вен­­­­но Н.Г.Багда­сарь­ян, а так же Российс­кому открытому университету (ны­не – Университет РАО) и сотрудничавшим с ним в те годы С.П.Мамонтову и Б.С.Ерасову (авторам двух первых в России учебников по общеобразовательной культурологии).

В чис­ле осно­ва­телей специального культу­ро­­ло­ги­че­с­кого об­­разова­ния в стране сле­­дует назвать Г.В.Драча – в Росто­ве, С.Н.Иконникову – в Санкт-Пе­тер­бурге, Г.И.Зве­ре­ву, Т.Ф.Кузнецову и автора этих строк – в Мос­кве.

С 1996 г. культурология была вве­дена в номен­к­ла­туру специальностей Мин­­на­уки и ВАК РФ. Были учреждены ученые сте­пе­­ни доктора и кандидата культурологии, стали открываться диссер­таци­он­ные советы по куль­туро­ло­ги­ческим специальностям.

Но был и еще один фактор, определявший претензии культурологии, как «супернауки». Дело в том, что основным заказчиком культурологического зна­ния было (и в большой мере остается сейчас) образование. В 1992 г., когда из вузовских программ была убрана марксистская теория, то на культурологию обратили внимание как на дисциплину, способную заменить исторический материализм. Соответственно от культурологии ожидали, что содержательно она станет «общей теорией всего», т.е. безграничным по своему размаху обществоведением (аналогично истмату). Но заказчик не учел того, что общество и его культура – это не одно и то же. А культу­ро­ло­гия изучает именно культуру (в отличие от социологии, изучающей общест­во). Этот социальный заказ в известной мере дезориентировал культу­ро­ло­гов, которые в 1990-х гг. занялись построением теорий общества и его дина­мики на базе культуры.

Хотя на этот счет было написано немало интересных работ, но нацеленность на ложный предмет изучения, в конечном счете, сыграла против культурологии. Ведь у нее были не только сторонники, но и весь­ма сильные противники, которые упорно боролись с наукой о культуре как сфе­­рой знаний, неизбежно конкурирующей в ряде проблемных областей с фи­­ло­софией, а так же практически со всеми социальными и гуманитарными на­у­ками. Серьезный кри­­зис наступил в 2000 г., когда под нажимом влиятельного лобби фи­ло­со­фов и социологов и вопреки протестам Российской Академии Наук Минис­терство по делам науки и изобретений издало при­каз, «закрывающий» культурологию в качестве самостоятель­ной науки, как не оправдавшей социальный заказ. Взрыв возму­ще­ния деятелей гуманитарной сферы, поддержанный извест­ными ко­рифеями литературы и искусства, а так же негативная позиция Министерства культуры привели в от­мене этого приказа и выработке компро­мис­сного решения. Культурология была восстановлена в виде двух спе­циальностей: 1) те­ория и история культуры и 2) му­­зееве­де­ние и ох­­рана памятников истории и культур­ы. Возобновлены за­щиты диссер­та­ций по культурологическим наукам. А что касается культурологического образования, то оно и не прерывалось.

Про Юнармию:  Особенности московской битвы

Итак, «супернаука» не состоялась. Культурология, наконец, локализовала объект и предмет своего познания на культуре, ушла от организационных форм к технологиям и продуктам человеческой жизнедеятельности. Но объ­е­ди­нения социального и гумани­тарного направлений куль­ту­ро­логии так и не произошло. Они остались сравнительно самостоятельными течени­я­ми изучения культуры, ориентированными на разные методологии. Это разделение получило даже региональное выражение. Например, московские культурологи в массе своей больше склоняются к социально-научному направлению, а санкт-петербургские – к гуманитарному (разумеется, и там, и там можно найти представителей обоих направлений, но доминирующая ориентация все же чувствуется). А ведущий научный центр – Российский институт культурологии даже организационно разделен на два этих направления.

Культурологические учебные заведения и подразделения почти все скло­няются к гуманитарной культурологии. Образовательный Гос­стандарт 2000 г. также усиливает до­ми­ни­ро­ва­ние гуманитарной состав­ля­ющей в учебных планах (приблизительно 45% на гуманитарное и лишь 20% – на социально-науч­ное знание в общем объеме часов).

В 2006 г. в Санкт-Петербурге было создано Российское культурологическое общество (РКО), которое призвано сыграть роль общественной академии для культурологов (в Российской Академии Наук пока еще нет отделения культурологии). В числе задач, которые должно решить РКО – выработка общих критериев, по которым то или иное исследование может быть отнесено к профилю «культурология», расширение номенклатуры культурологических спе­циальностей, расширение поля социального заказа на культурологию, формирование культурологического экспертного сообщест­ва, формирование научно-популярного сегмента культурологической науки, проведение грамотной информационной политики в интересах культурологии и пр.

На сегодняшний день культурология остается комплексно востребован­ной только системой образования. Вместе с тем, культурологи начинают уверенно завоевывать площадки социальной коммуникации, социокультурной эк­с­пертизы, общеадминистративной референтуры. Но все это не имеет системно­го характера. Общество еще не осознало широких познавательных и экспертных возможностей культурологии, возможностей практического применения широпрофильных знаний культурологов. Но это осознание постепенно начинает формироваться.

Культурология в системе современного знания

Культурология, русский язык

И культура речи

Часть I. Культурология

Методические указания к семинарским

Занятиям и самостоятельной работе студентов

Е.А. Мезенцев к. филос. н. Тема: 3, 4, 7, 14, 16, словарь терминов, справочные материалы и ресурсы Интернет.

Рыбакова Н.В., к. филол. н. Введение, тема: 10, 11, 12, 13, 15

Нагапетян Е.Н. к. филос. н. Тема: 1, 2, 5, 8, 9, 15

Методические указания по дисциплине «Культурология, русский язык и культура речи» Часть I «Культурология» включают основные вопросы, предназначенные для обсуждения на семинарских занятиях, терминологический аппарат, тематику докладов и рефератов, библиографию к каждой теме, контрольные вопросы, методические указания, а так же задания для самостоятельной работы студентов.

Печатается по решению редакционно-издательского совета Омского государственного технического университета.

«Культура — это огромное целостное явление, которое делает людей, населяющих определенное пространство, из просто населения — народом, нацией, – писал Д.С. Лихачёв в статье «Культура как целостная среда». – Если у людей, населяющих какую-то географическую территорию, нет своего целостного культурного и исторического прошлого, традиционной культурной жизни, своих культурных святынь, то у них (или их правителей) неизбежно возникает искушение оправдать свою государственную целостность всякого рода тоталитарными концепциями, которые тем жестче и бесчеловечнее, чем меньше государственная целостность определяется культурными критериями. Культура — это святыни народа, святыни нации». Возможностью целостно осмыслить явления культуры и общества на разных этапах и уровнях развития, осознать место и роль личности в историко-культурном движении становится появление культурологии как синтезной области знания.

Культурология прочно вошла в состав современного гуманитарного знания, стала необходимым элементом всякого серьезного образования, и прежде всего, университетского. Включение культурологии в систему учебных дисциплин явилось следствием признания того, что чем бы не занимался человек, какому бы виду деятельности он себя не посвятил, и какой бы профессии не готовился без знания и понимания закономерностей культурных процессов и особенно без ясных представлений о культурных перспективах человечества невозможно стать компетентным специалистом.

Студент должен научиться самостоятельно анализировать проблемы современного социокультурного развития, видеть роль науки и техники в формировании культуры общества; понимать и объяснять новые общественные, культурные феномены; владеть способностью вести культурный диалог с различными социокультурными группами логически верно аргументировать и доказывать, опираясь на современные научные данные; стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства. Вследствие этого, культурология – как гуманитарная интеграционная область знания, как учебная дисциплина – становится базовым предметом в системе образования и профессиональной подготовки современного специалиста.

В целом, курс «Культурология» имеет своей задачей сформировать у студентов понимание базовых, ключевых понятий, составляющих теоретическую основу проблематики культуры, изложение которой носит комплексный, системный характер.

Разработанный авторами курс включает планы семинарских занятий, темы докладов и сообщений, словарь терминов. Для самостоятельного и углубленного изучения тем предлагается перечень видеоматериалов и ссылки на ресурсы Интернет. К каждому занятию прилагаются методические рекомендации, которые позволяют ориентироваться в логике предложенного семинара, выборе компетентных источников для подготовки. Организация содержания базируется на системообразующих понятиях, овладение которыми обеспечивает студенту возможность самостоятельного усвоения материала.

Подготовку к семинарскому занятию следует начать с повторения материала, изученного на лекции, рекомендуется использовать основную и дополнительную литературу. К каждому занятию приведен список докладов и сообщений, помогающий более глубоко изучить данную тему. Контрольные вопросы детализирует и конкретизирует аспекты тем и проблем занятия, обучают способности обобщения, анализа информации. Предложенный список источников включает работы известных исследователей разных областей знания, что создаёт условие для компетентной и продуктивной проработки материала.

В течение семестра предполагается выполнение студентами творческих заданий, написание статей, подготовки докладов, публичных выступлений на конференциях.

Актуальность и значимость курса «Культурология» обусловлена его направленностью на расширение общегуманитарного кругозора будущих специалистов. Система семинарских занятий составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.

I. Планы семинарских занятий и методические указания

Культурология в системе современного знания

1. Предмет и структура культурологии.

2. Понятие «культура». Культура и природа.

3. Культура и цивилизация.

Основные понятия:культурология, культура, черты культуры, аксиология, деятельность, цивилизация, культурные конвенции.

1. Гуревич, П.С. Культурология / П.С. Гуревич. – М.: Гардарики, 2002. – С.8-31.

2. Культурология: Учеб. Пособие / под ред.Г.В.Драча. – Ростов-н / Д: Феникс, 2002. – С. 9-21.

3. Культурология: Учебник для технических вузов /под ред.М.В. Булановой-Топорковой. – Ростов-н / Д: Феникс, 2001. – С.5-10.

4. Культурология /Е.В.Головнева и др. – Омск: ОмГТу, 2005. – С.4-6.

5. Культурология: Учебник / Под ред. Ю.Н.Солонина, М.С.Кагана. – М.: Высшее образование, 2007. – С.5-81.

6. Кнехт, Н.П. Культурология сегодня: новые подходы // Социально-гуманитарные знания. – 2007. – №2. – С. 103-111.

1. Гуревич, П.С. Культурология / П.С. Культурология. – М.: Гардарики, 2002. – С.31-47.

2. Культурология: Учеб. Пособие/ под ред.Г.В.Драча. – Ростов-н / Д: Феникс, 2002. – С.21-31.

3. Культурология: Учебник для технических вузов /под ред.М.В. Булановой-Топорковой. – Ростов-н / Д: Феникс, 2001. – С.10-23.

4. Культурология /Е.В.Головнева и др. – Омск: ОмГТУ, 2005. – С.7-10.

5. Культурология: Учеб для вузов / под ред. Ю.Н.Солонина, М.С.Кагана. – М.: Высшее образование, 2010. – С.60-134.

1. Гуревич, П.С. Культурология / П.С.Гуревич. – М.: Гардарики, 2002. – С.54-76. Кравченко, А.И.

2. Культурология / А.И. Кравченко. – М.: Академический Проект, 2001. – С.7-50.Культурология: Учеб. Пособие/ под ред. Г.В. Драча. – Ростов-н / Д: Феникс, 2002. – С.98-105.

3. Культурология: Учебник для технических вузов /под ред.М.В. Булановой-Топорковой. – Ростов-н / Д: Феникс, 2001. – С.421–430.

4. Культурология /Е.В.Головнева и др. – Омск: Изд-во ОмГТУ, 2005. – С.10-12.

1. Бердяев, Н. Философия неравенства. Письмо тринадцатое. О культуре/ Н.А.Бердяев. – М.: Има-пресс, 1990. – http:www.vehi.net/Berdyaev/neraven/13.html.

2. Гердер, И.Г. Идеи к философии истории человечества / И.Г.Гердер. – М., 1977. – С. 224-231, 247.

3. Гуревич, П.С. Культура как объект социально-философского анализа // Вопросы философии. – 1984. – №5. – С. 48-63.

4. Данилевский, Н.Я. Россия и Европа / Н.Я.Данилевский. – М., 1991. – С. 88-109, 472.

5. Тойнби, А. Постижение истории/А.Тойнби. – М., 1991. – http://lib.ru/HISTORY/TOYNBEE/history.txt.

6. Флоренский, П.А. Культ, религия, культура // Богословские труды. – М., 1977. – С.101-119.

7. Шпенглер, О. Закат Европы – М.,1993. – Т. 1. – С. 3-18, 150-153.

Целью изучения темы «Культурология в системе современного знания» является знакомство с основными этапами становления и развития культурологии. Культурология является наукой, формирующейся на стыке социального и гуманитарного знания о человеке и обществе и изучающей культуру как целостность. Культурология выполняет интегративную функцию для систем гуманитарных знаний и связана с искусством, просветительством (в России), социологией и этнографией. Предметом культурологии выступает культура как исторический социальный опыт людей, закрепленный в универсалиях, традициях, нормах, обычаях и законах. Главной целью культурологии является достижение культурного совершенства человека.

В данном семинарском занятии студенты должны получить представление о культурологии как науке, ее месте в системе гуманитарных дисциплин и современного знания, изучение предмета культурологии, ее структуры, а также связи с природой, цивилизацией и этносом. Необходимым условием является усвоение студентами основных понятий культурологии, отражающих ее глубинные проблемы и характеристики.

Подготовку к семинарскому занятию следует начать с определения понятия «культурология», ее предмета и структуры. Для этого необходимо рассмотреть два основных подхода к изучению культурологии (интегративистский и изоляционистский). Говоря о становлении культурологии как науки, необходимо обратиться к первым культурологическим проблемам, возникшим в эпоху Просвещения (соотношение естественного и искусственного, природного и неприродного) и рассмотреть теорию И.Г.Гердера, изучившего культуру как систему, выделившего основные черты культуры, раскрывшего цель существования культуры и ее воспитательную функцию. Для более точного понимания данного вопроса нужно опираться на дополнительную литературу, представленную в первоисточниках (Дж. Вико, И.Г.Гердера).

Про Юнармию:  Семеновский полк в честь кого назван

Дайте определение понятия «культура», покажите природу его многозначности. Рассмотрите две основные концепции культуры (аксиологическую и деятельностную), укажите на роль ценностей в культуре.

Вопрос «Культура и природа» необходимо рассмотреть, опираясь на работу П.А.Флоренского, подчеркивающего взаимосвязь между природой и культурой. Расскажите о культурной форме, через которую мы воспринимаем природу. Укажите на роль человека как связующего звена между природой и культурой. Выделите наиболее существенное при переходе от природы к культуре. Отметьте, что культура создается в процессе свободной, творческой деятельности, направленной на преодоление природы.

Сложность рассмотрения вопроса о соотношении понятий культура и цивилизация заключается в многозначности толкования этих понятий. Существующие различные точки зрения на цивилизацию (цивилизация – это синоним культуры, цивилизация – это высший этап развития общества, следующий за варварством, цивилизация – это высшая ступень развития общества, материальной и духовной культуры, цивилизация – это период деградации, упадка культуры) необходимо сравнить и проанализировать. Для этого нужно использовать работы О.Шпенглера, Н.Я.Данилевского и А.Тойнби. Рассмотрите различное понимание цивилизации, выделите ее критерии, сопоставьте культуру и цивилизацию.

1 Что изучает культурология?

2 В какую эпоху начала формироваться культурология как наука?

3 Кто из ученых ввел в научный оборот термин «культурология»?

4 Что входит в состав культурологического знания?

5 Какое место занимает культурология в системе наук?

6 В чем суть изоляционистского подхода к изучению культурологии?

7 В чем преимущество интегративистского подхода?

8 Перечислите основные методы культурологии.

9 Что является предметом изучения культурологии?

1. Дайте определение понятию «культура».

2. В чем причина многозначности понятия «культура»?

3. Какого человека можно назвать культурным?

4. Как соотносятся между собой культура и природа?

5. Кто является связующим звеном между культурой и природой?

1. Дайте определение понятию «цивилизация».

2. В чем причина многозначности понятия «цивилизация»?

3. Как соотносятся между собой культура и цивилизация?

4. Назовите основные критерии цивилизации?

5. Вечны ли цивилизации?

Культурология как наука.

1. Возникновение и становление культурологии как науки.

2. Предмет, методы, задачи культурологии.

3. Структура культурологического знания.

4. Основные понятия культурологии.

1. Культурология прочно вошла в состав гуманитарного знания. Она необходимый элемент всякого серьезного образования, и, прежде всего, университетского.

Культурология — это комплексная наука о сущности и формах проявления культуры как специфического способа человеческой жизнедеятельности, закономерностях ее возникновения и функционирования. Культурологическое знание носит интеграционный характер. Культурология изучает не только культуру в целом, но и различные, часто весьма специфические формы культурной жизни, взаимодействуя с такими отраслями гуманитарного знания, как философия, социология, история, антропология, этнология, психология и лингвистика.

Фундаментальность культурологии выражается в синтезе гуманитарного знания. Само название «культурология» появилось сравнительно недавно (конец XIX-начало XX века). Теоретик английского эволюционизма, этнограф и антрополог Эдуард Тайлор (1832-1917) в книге «Первобытная культура» (1871) назвал одну из глав «Наука о культуре», дает определение культуры. Выдающийся немецкий химик, лауреат Нобелевской премии В. Оствальд (1853-1932) в труде «Система наук» (1915) предложил именовать науку о цивилизациях «культурологией».

Но самая значительная роль в обосновании данной науки и закреплении ее названия как культурологии принадлежит американскому антропологу Лесли Уайту (1900-1975). В 1939 году в статье «Проблемы терминологии родства» он использовал понятие культурологии для обозначения класса явлений, имеющих наряду с функциональным еще и ценностное, символическое значение. Особая способность человека — символизация — позволяет создавать класс явлений, именуемых культурой и изучаемых культурологией. Обоснованию культурологии Л. Уайт посвятил свой труд «Наука о культуре» (1949). «Объяснение культуры может быть только культурологическим», — утверждал он.

Разработка ее отдельных аспектов относится к более раннему периоду. Уже в античности можно обнаружить постановку ряда вопросов. Определяя роль культуры в обществе античные философы стремились ответить на вопросы как соотносится в человеке «природа» и «культура», благо или зло для человечества несет это социальное явление. В качестве самостоятельного явления культуру начинают пристально изучать лишь в ХУ111-Х1Х в.в.

Первоначально это осуществлялось в рамках философии, истории, этики и было связано с философскими концепциями Джамбаттиста Вико (1668-1744), Иоганна Гердера (1744-1803), Иммануила Канта (1724-1804). Уделяя должное внимание вопросам культуры, эти мыслители еще не делали ее непосредственно объектом исследования. Она выступала лишь сопутствующим звеном в осмыслении существования истории и нравственности.

Становление культурологии как собственно научной дисциплины начинается со второй половины XIX века и процесс ее развития был преимущественно связан с возникновением этнографии (наука, изучающая особенности быта, культуры, обычаев и нравов народов мира). Определенный вклад в развитие культурологии как науки внесли исследования этнографической школы эволюционистов (Герберт Спенсер (1820-1903), Эдуард Тайлор (1832-1917, Льюис Морган (1818-1881) и др.).

Они считали, что принцип эволюционизма в общественных науках выражается в идее о том, что история природы и человеческая история подчиняются одним и тем же законам, а методы естественных и общественных наук едины в своей основе. Таким образом, общество с его социальными и культурными институтами развивается по тем же законам, как и любой живой организм.

В этнографических исследованиях эволюционная теория утвердила мысль о единстве человеческого рода и его культуры. История культуры школой эволюционистов стала пониматься как единый процесс поступательного совершенствования. Однако в своей основе это была «линейная» теория социокультурной эволюции, где развитие общества и культуры рассматривались как процесс, развертывающийся лишь по восходящей линии.

Этнография возникла и успешно развивалась в ряде стран — во Франции, Германии, США. Наиболее влиятельными были английская и американская школа. Т.к. изучение культуры народов относилось к сфере знаний о человеке, эта наука здесь именовалась «антропологией», а сложившиеся школы получили соответственно названия «культурная антропология» (США), «социальная антропология» (Англия).

Культурная антропология (Ф. Боас (1858-1942) — американский этнограф, антрополог; Л. Уайт (1900 -1975) — американский теоретик культуры, антрополог и др.) изучает взаимодействие человека и культуры. Предмет культурной антропологии — принципы сотворения человеком культуры как «второй природы», как «мира человека». Здесь доминировали эмпирические исследования, а в культуре изучаемого народа интерес представляли и его психологические особенности, его история, постижение его духовного мира.

Социально-антропологическая школа (Б. Малиновский (1884-1942) – английский социолог, этнограф; Радклифф-Браун (1881-1955) — английский этнограф и социолог) — проявлялась тенденция построения этнографии по типу естественных наук. Психология и история народа не вызывала у них интереса. В понимании человека отправной точкой социальной антропологии являлось изучение созданного им предметного мира.

В отечественной науке процесс становления общей теории культуры начинается во второй половине XIX века. Наиболее активно она стала развиваться с 60-х годов XX века в сфере философского знания. Из известных отечественных философов-культурологов можно назвать С.С. Аверинцева, М.М. Бахтина, А.Я. Гуревича, П.С. Гуревича, В.В. Ионова, Л.Е. Кертмана, Ю.М. Лотмана, М.К. Мамардашвили, Э.С. Маркаряна, В.М. Межуева и др.

Связь культурологии с другими науками носит двойственный характер:

1) культурология входит в состав любой науки, ведь каждая из них содержит три уровня изучения своего предмета исследования и обобщения полученных знаний:

— высшим уровнем считают философию данной области познания или сферы деятельности – философию истории, философию экономики, философию искусства и т.д. На этом уровне решаются задачи наиболее общего осмысления предмета познания, формулирование его сути, места в системе мироздания и в мировоззрении человека.

— низший уровень (первый) познания связан со сбором фактов и их первичной систематизацией и классификацией.

— теории среднего уровня, позволяющие анализировать устойчиво повторяющиеся, упорядоченные последовательности явлений человеческого бытия, имеющие системный характер. Это и есть культурологический аспект исследования, существующий в любой области знаний о человеке и его деятельности. Здесь можно выделить три уровня обобщений: философский, предметный, социокультурный (данные исследования и обобщения лишь опосредованно связаны с предметом самой деятельности, акцентируют внимание на ее исполнителе, мотивах и организации его участия в процессе).

Таким образом, в любой области социального и гуманитарного познания может иметь место культурологический подход («культурология экономики», «культурология политики», «культурология искусства» и т.д.

2) культурология как самостоятельная наука.

2. Предмет изучения культурологии — культура как целостная система. Культура как система имеет структуру, общие закономерности функционирования и развития культуры как специфически человеческого способа жизни, отличного от мира живой природы, обладает типологическими особенностями и спецификой. Культурологические процессы протекают в основных сферах жизнедеятельности человека — материальной (культура труда и материального производства) и духовной (важнейший вид культуры, включающий интеллектуальную и эстетическую деятельность людей).

Основными задачами культурологии являются:

— наиболее глубокое, полное и целостное объяснение культуры, ее сущности, содержания, признаков и функций;

— изучение генезиса (происхождения и развития) культуры в целом, а также отдельных явлений и процессов в культуре;

— определение места и роли человека в культурных процессах;

— разработка категориального аппарата, методов и средств изучения культуры;

— взаимодействие с другими науками, изучающими культуру;

— изучение сведений о культуре, пришедших из искусства, философии, религии и других областей, связанных с ненаучным познанием культуры;

— исследование развития отдельных культур;

— разработка теоретической модели культуры

— исследование общих тенденций единого культурного процесса человечества.

— исследование качественной специфики локальных и региональных культур, их связи с другими культурами.

Про Юнармию:  День защиты детей состоится 8 июня. В лагерях дневного пребывания дети смогут провести день отдыха и каникулы в течение трех дней

Целью культурологии становится такое изучение культуры, на основе которого формируется ее понимание.

Для этого необходимо выявить и проанализировать:

— факты культуры, в совокупности составляющие систему культурных феноменов;

— связи между элементами культуры;

— динамику культурных систем;

— способы производства и усвоения культурных феноменов;

— типы культур и лежащие в их основе нормы, ценности и символы (культурные коды);

— культурные коды и коммуникации между ними.

Интенсивный рост разнообразных культурологических исследований во второй половине XX и начале XXI в. привел к дифференциации знаний о культуре и выделению нескольких взаимосвязанных отраслей.

В соответствии с задачами культурологической науки все ее знания подразделяются на два вида:

— фундаментальные (призвана выявлять общие закономерности развития культуры и изучать культурные процессы на основе общих закономерностей социокультурной жизни, ее проявлений и процессов);

— прикладные (разработать методику целенаправленного прогнозирования и управления социокультурными процессами в рамках государственной социальной и культурной политики).

В состав культурологии (структура) входят разделы:

1) философия культуры;

2) история культуры;

3) культурная антропология;

4) социология культуры;

5) прикладная культурология;

6) история культурологических учений.

В узком смысле под культурологией понимается общая теория культуры, на основе которой развиваются культурологические дисциплины, изучающие отдельные формы культуры, такие как искусство, наука, нравственность, право и пр. Если провести аналогию между культурологией и физикой, то общая теория культуры подобна общей физике, а частные культурологические науки соотносятся с ней так же, как отдельные физические науки (механика, электродинамика, термодинамика и др.) с общей физикой.

3. Культура – чрезвычайно сложный и многогранный объект изучения. Ее различные стороны и феномены не поддаются четкому обособлению друг от друга. Поэтому границы между отдельными науками о культуре в составе культурологического знания не являются жесткими, строго очерченными. Тем не менее можно более или менее ясным образом очертить специфику названных выше культурологических дисциплин и их отношение к культурологии как к общей теории культуры.

Знания о культуре долгое время формировались в лоне философии. Культурология «отпочковалась» от философии так же, как это произошло с другими науками — физикой, химией, биологией, социологией. Но науки, обретя самостоятельность, не утрачивают своей связи с философией. Во всякой науке есть философские проблемы. Они касаются ее мировоззренческих оснований и методологических принципов научного познания. Это относится и к соотношению культурологии с философией культуры. Подобно тому, как философия физики или философия биологии есть область философских проблем этих наук, так и философия культуры – сфера философских проблем культурологии.

К последним относятся вопросы о сущности культуры, перспективах, целях и судьбах ее развития, ее роли в общественной жизни и историческом прогрессе человечества и др. К философии культуры приходится обращаться для обоснования предпосылок, на которых должно строиться научное исследование культуры, для оценки позитивных и негативных моментов в развитии культуры, для формирования идеалов, на которые должно ориентироваться культурное развитие общества и личности, для определения путей и способов движения к этим идеалам. В современной культурологии философские соображения играют гораздо более значительную роль, чем в естественных науках.

История культуры изучает ход культурно-исторического процесса в разных странах и регионах мира. Она описывает культурные достижения народов, выясняет своеобразие их культур, собирает, анализирует и обобщает обширный фактический материал, на который опирается исследователь, разрабатывая теорию культуры. История культуры самым тесным образом связана с всеобщей историей и составляет, в сущности, одну из важнейших ветвей исторической науки.

Культурная антропология рассматривает жизнь человека в определенной культурной среде и исследует ее воздействие на формирование и развитие личности. В центре внимания находится зависимость психики и духовного мира людей от особенностей культуры, в которой они живут. Изучается роль различных культурных факторов – семьи, системы воспитания и образования, существующих в культуре знаний, норм и ценностей, условий быта и труда на каждом этапе жизненного пути человека. Данные культурной антропологии, проливающие свет на соотношение частного и общего, уникального и универсального в обусловленном культурой образе жизни человека, имеют большое значение для культурологической теории.

В социологии культуры на первый план выдвигаются вопросы, связанные с анализом взаимосвязи культуры и социальной, экономической, политической жизни общества. Культура трактуется как система средств, с помощью которых организуется и регулируется совместная жизнь и деятельность людей, социальных учреждений и институтов, как один из важнейших факторов организации и интеграции имеющихся в обществе социальных групп и общества в целом. Если культурология изучает культуру «изнутри», сосредоточиваясь на ее внутренней структуре, соотношении ее частей и форм, специфике ее содержания и закономерностей эволюции, то социология культуры рассматривает культуру «извне», фиксируя ее внешнее проявление в общественном бытии и стараясь выявить закономерности ее функционирования в обществе.

Прикладную культурологию отличает практическая направленность: она занимается вопросами работы учреждений культуры (музеев, библиотек, клубов и т. д.) и организации разнообразных культурных мероприятий (зрелищ, фестивалей, праздников и пр.), проблемами менеджмента в сфере культуры и культурной политики государства. В прикладной культурологии на основе общих теоретических представлений о культуре проводятся конкретные исследования, связанные с диагностикой культурных интересов и запросов публики, с культурологической экспертизой рекламы, содержания СМИ, систем образования, социальных проектов и реформ.

История культурологических учений важна как источник сведений о процессе развития знаний о культуре. Знать ход их исторической эволюции необходимо для того, чтобы оценить сегодняшнее состояние культурологической науки и тенденции ее дальнейшего развития. История культурологических учений, разумеется, неотделима от истории культуры и общей истории.

В настоящее время изучение культуры в ее разнообразных аспектах ведет к дальнейшему росту дифференциации культурологического знания. Возникают новые направления культурологических исследований, которые имеют тенденцию приобретать статус особых наук: психология культуры, культурная лингвистика, культура семьи, культура детства, культура труда, культура досуга и т. п. Культурологические науки развиваются в междисциплинарных связях с философией, историей, этнографией и другими социально-гуманитарными науками.

Центральной проблемой культурологического знания является человек как творец и носитель культуры.

Поскольку проблемы культурологии многоплановы, поэтому здесь не может быть и единого способа их осмысления. Опираясь на другие обществоведческие науки, заимствуя и развивая их опыт, культурология применяет различные методы научного познания – наблюдение, эксперимент, аналогия, моделирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, выдвижение гипотез, анализ текстов. В культурологии используются методы, связанные с понимающим вхождением в культуру, вживанием во внутренний смысл ее явлений и ценностей.

Собственно культурологические методы:

— генетический – исследование культуры, которое позволяет понять интересующий нас феномен с точки зрения его возникновения и развития. Этот подход позволяет сделать диахронный «срез» изучаемого объекта или процесса, т.е. проследить его развитие от момента возникновения и до настоящего времени;

— компаративный – требуетпроводить сравнительно-исторический анализ различных культур или каких-либо конкретных областей культуры в определенном интервале. При этом обычно сравниваются схожие элементы разных культур, что дает возможность показать специфику этих культур.

— системный – рассматривает культуру как универсальное свойство общества. Этот метод ориентирован на изучение конечного результата культуры, ее материальных и духовных ценностей. Анализируя культуру как целостное явление, он позволяет сопоставить ее с другими социальными явлениями, понять ее как одну из важнейших сторон жизни общества;

— структурно-функциональный метод заключается в разложении изучаемого объекта культуры на составные части и в выявлении внутренней связи, обусловленности, соотношения между ними.

— аксиологический или ценностный – это отражение качественного состояния культуры. Культура как система ценностей формирует у человека вполне определенные ценностные потребности и ориентации)

— семиотический метод (семиотика – это наука о знаковых системах) – исходит из понимания культуры как текста, как символической системы. При этом любое явление культуры, как материальной, так и духовной, понимается как упорядоченный набор знаков и символов, имеющих определенное содержание – текст, который и должен быть прочитан исследователем;

— социологический – изучает культуру и ее феномены с точки зрения их конкретной целесообразности для тех или иных социальных слоев или социальных групп. Любое явление культуры оценивается с точки зрения его принадлежности к определенной социальной группе и того, как оно выражает ее интересы;

— деятельностный – понимает культуру как творческую человеческую деятельность;

— герменевтический – характерен для большинства гуманитарных наук, отражает необходимость не столько знания о каком-то феномене, сколько о его понимании. Понимание тех или иных культурных феноменов позволяет проникать в сущность протекающих процессов;

— биосферный – характеризуется глобальным пониманием проблем культуры;

— просветительский – исходит из представления о культуре как о самостоятельной сфере духовной деятельности, имеющей решающее значение для общества.

— субстанциональный — цель раскрыть сущность культуры.

— диалогический — любая культура только в глазах другой культуры раскрывает себя полнее и глубже;

— психологический – важен при изучении особенностей национальной культуры;

— метод моделирования — создание модели определенного периода в развитии культуры, чтобы выявить наиболее существенные черты;

4. Культурология как любая другая наука имеет свою систему понятий. Их многообразие обусловлено многогранностью культуры, богатством ее содержания и полифункциональностыо. В понятийной системе этой науки можно выделить особую группу, которая имеет статус «основных понятий» и «категорий». К ним можно отнести: культура, цивилизация, менталитет, культурная картина мира.

Оцените статью
ЮнАрмия