Питирим Александрович Сорокин (1889–1968), русский по рождению, после высылки жил в Америке с 1923 года, занимался социологией. Для культурологии особый интерес представляет его фундаментальный труд «Социальная и культурная динамика. Исследование смены основных систем искусства, знания, этики, права и социальных отношений» (1930–1937).
Концепция Сорокина стоит особняком среди прочих культурологических теорий XX века. Хотя его взгляды перекликаются с теориями О. Шпенглера и А. Тойнби, Сорокин, в отличие от них, допускает наличие прогресса в общественном развитии. Он также характеризует состояние западноевропейской культуры как кризисное, но оценивает его как необходимую фазу в становлении формирующейся всемирной цивилизации.
«Совокупность смыслов», ценностей и норм в науке, в величайших философских, религиозных, этических и художественных смыслах образует, по Сорокину, идеологическое целое. Эта идеологическая система вполне осязаемо реализует себя в предметах материальной культуры, в поведении ее носителей, агентов и членов. Кроме обширных культурных систем существуют еще более обширные системы, которые можно было бы назвать культурными суперсистемами. Идеология любой из суперсистем, по мнению П. А. Сорокина, базируется на определенных основных посылках или определенных конечных принципах, развитие, разработка и провозглашение которых в совокупности образуют идеологию суперсистемы. Коль скоро идеологии суперсистем – это самые обширные из идеологий, то их основные посылки или конечные принципы являются обобщенными из истин, предположений или ценностей.
Перед человечеством вставал вопрос: «Какова природа истинной и конечной ценности?». И на этот вопрос давалось три ответа. Конечная истинная ценность чувственна. Кроме нее нет других реальностей и не существует внечувственных ценностей, – таков был первый ответ. Из этой основной посылки развилась огромная суперсистема, называемая сенситивной. Был и второй ответ на этот вопрос: конечной истинной является сверхчувственный и сверхразумный бог (Брахма, Дао, Священной Ничто и прочие ипостаси Бога). Чувственные или какие-либо другие реальности или ценности являются либо миражами, либо низменными и тенеподобными псевдореальностями. Такая основная посылка и соответствующая ей культурная система называется идеационной.
Третий ответ заключается в том, что конечная истинная ценность – это Многоликая Бесконечность, обнимающая все различия, беспредельно качественно и количественно. Человеческий ум, которому положены определенные пределы, не может воспроизвести ее доподлинно, не может охватить ее. Эта Многоликая Бесконечность невыразима. Мы способны лишь на очень отдаленное приближение к трем Ее аспектам: рациональному (логическому), чувственному и сверхчувственному (сверхразумному). Все три аспекта реальны и гармонически соединяются в Ней. Реальны Ее сверхчувственно-разумные и чувственные ценности. Она может называться Богом, Дао, нирваной, Священным Ничто, сверхсущностью и «расчлененной эстетической непрерывностью». Эта типично мистическая концепция конечной истины, реальности и ценности (и основанная на ней соответствующая суперсистема) называется идеалистической (интегральной).
Учение Сорокина о культурных суперсистемах оказывается не чем иным, как учением о типологии цивилизаций. В современном мире произошли глубокие изменения и резкие сдвиги. Они неминуемо должны были заменить представление о нации как единице исторического процесса какими-то иными понятиями. Недостатки европоцентризма стали очевидны, а угроза исчезновения западной культуры помогла людям переплавить эту непосредственно переживаемую ими опасность в свое понимание прошлого. Цивилизация становиться, таким образом, основной категорией современной исторической науки.
П. А. Сорокин создал наиболее рациональную теорию цивилизаций. Как и М. Вебер, он отверг «редукционистские» концепции культуры, которые были созданы его предшественниками. Культура – явление особого рода, значительно более сложное и совершенное, чем живой организм. Кроме того, она, по его мнению, детерминируется экономикой напрямую. Согласно П. А. Сорокину, культура выступает как система значений – ценностей. С их помощью общество интегрируется, поддерживает взаимосвязь своих институтов. Культура определяет энергию и направленность человеческих усилий. Только понимание процесса развития цивилизаций позволит нам правильно оценить ход социального и культурного развития человечества и направить его в должную сторону. Он полагал, что холистическая теория в понимании представителей морфологической школы неприменима к культурам, потому что они не являются замкнутыми комплексами.
В отличие от Тойнби, Сорокин выделил несколько тенденций развития современных цивилизаций. Первая из них – перемещение центра творческих сил. Как известно, эти центры перемещались в истории человечества постоянно. Последним известным нам центром был западноевропейский. Теперь его силы иссякли, и творческая инициатива переходит на Американский континент (в целом) и на восток, в частности, в Россию. Вторая тенденция обнаруживается в постепенном упадке сенсуалистической культуры, основой которой является уверенность, что за пределами свидетельств наших органов чувств нет ни реальности, ни ценности. Вытеснив средневековую спиритуалистическую культуру, сложившуюся на основе веры в то, что подлинной реальностью является Бог и царство Божье, сенсуалистическая культура распространилась по всей Европе и господствовала с XV по XX век.
Борьба между умирающей и зарождающейся новой культурой идет повсюду, в каждом человеке, в каждом коллективе и обществе в целом. Меняется представление о характере подлинной реальности и подлинной ценности. Не только в религии и философии, но и в науке утверждается представление, что подлинная реальность обладает не только эмпирическим, сенсуалистическим аспектом, но и несенсуалистическим, рациональным и сверхрациональным аспектами.
Нарождающаяся интегральная культура исходит из предпосылки, что подлинная реальность и ценность бесконечны по своим аспектам и что мы не располагаем терминологией, которая могла бы их отразить. Изменилось и представление о человеке: согласно новому представлению, человек творец со сверхрационалистическими возможностями и искрами гениальности. Идет борьба и в философии. Материалистическая философия еще разделяется многими, но, по мнению Сорокина, она мало что добавила к прежним материалистическим системам. Другими словами, как полагает П. А. Сорокин, здесь нет искры гениальности. Мы ее находим в ряде новых течений, идеалистических и интегральных по своему характеру. Аналогичных процесс наблюдается и в религии, где на смену догматическим религиозным системам идет «святой дух творчества» и «универсальная религия творческой альтруистической любви». Таким образом, по убеждению Сорокина, если не произойдет апокалиптическая катастрофа, интегральная культура поможет человечеству вступить в новую творческую эру.
С точки зрения Питирима Сорокина необходима выработка единых образовательных, экономических и политических мер, расчищающих путь к новой культуре. Эта интегральная культура будет базироваться на новых ценностях, пока недоступных нашему сознанию.
Стадник Виктория Антоновна1, Пятилетова Людмила Владимировна21Уральский государственный университет путей сообщения, студент2Уральский государственный университет путей сообщения, кандидат философских наук, доцент кафедры философии и истории
АннотацияОдной из значительных культурологических концепция ХХ века по праву считается теория культурно-исторического процесса П. Сорокина. Используя количественные и качественные методы исследования, П. Сорокин создал новую типологию культуры, в первую очередь, позволяющую диагностировать «современное» состояние западной культуры. В этом смысле можно говорить о появлении действительно рабочего инструментария культуролога (и шире – гуманитария) для диагностики актуального состояния любой культуры. Выделяя и подробно описывая три типа культуры (идеационную, сенситивную и («смешанную») идеалистическую), П. Сорокин констатирует кризис современной западной культуры. Однако, по мнению П. Сорокина, господство сенсативной культуры в западном мире на протяжении последних шести столетий не ведёт к её окончательной гибели: это лишь этап движения культуры к идеационному её типу.
П. Сорокин предложил типологию культур; критерием выделения стало «содержание» культуры, что позволило уловить динамику культурно-исторического процесса.
Определяя культуру предельно широко (в классификации подходов к культуре это, скорее, антропологический подход), П. Сорокин говорит о том, что культурой можно обозначить всё созданное и преобразованное в результате человеческой активности двух и более индивидов, в конечном счёте поведенчески воздействующих друг на друга.
В культуре выделяются два взаимосвязанных аспекта: внутренний (смыслы, ценности, значения культуры) и манифестирующий внутренний аспект – внешний, или материальный (формальное выражение внутреннего содержания культуры).
Явления культуры могут образовывать культурную систему, что находит выражение в смысловой связанности её «внутренних» элементов. По мере всё большей охваченности смысловым единством элементов культуры выделяются «культурные комплексы» вплоть до «культурной суперсистемы», где все элементы культуры логически взаимосвязаны. Однако в действительности этого достичь практически невозможно. Таким образом, культурные системы балансируют между двумя крайними состояниями: от полной неупорядоченности» до «предельного порядка».
Кризис культуры сопровождается полным распадом её основополагающих элементарных форм. Так, в ХХ веке П. Сорокин констатирует кризис западной культуры, выраженный в рассогласованности образа мыслей, поведения – всей жизни человека западного общества, что является следствием разложения науки, философии, искусства, права, морали, религии, институтов брака, семьи и т.д.
Ядром любой суперсистемы являются представления о природе и потребностях человека, а также способах их удовлетворения.
В зависимости от способа ответа на вопросы П. Сорокин выделяет идеационную (подлинная реальность – недоступное органам человеческих чувств бытие; истинные потребности – духовные, достижение которых – в трансформации личности, её духовном перерождении, в аскезе) и сенсативную культуру (отражённое органами человеческих чувств и есть подлинная реальность; истинные потребности человека носят физический характер, источником их удовлетворения является внешняя среда).
Ни идеационная, ни сенсативная культура в чистом виде не существуют, скорее дело – в их пропорции: культуры могут пребывать в режиме «смешения» (идеалистический тип культуры: признание и чувственной, и сверхчувственной реальностей (и, соответственно, потребностей и способов их удовлетворения), но последняя обладает высшей ценностью, подчиняя себе чувственные компоненты) этих типов, либо в доминировании того или другого типа культуры. Так, западная культура, по мнению П. Сорокина, находится в режиме сенсативной культуры, что и обусловливает «диагноз» её упадка.
Возникшее в западном искусстве авангардно-модернистское искусство становится своего рода реакцией на упадок культуры, поскольку всё в нём направлено на прорыв в сверхчувственный мир.
Наука в сенсативной культуре тоже отмечена печатью упадка, что в первую очередь выражается в равноценности всех истин (постмодернизм), истина становится правдой. (Сегодня западный мир изобрёл новое понятие – постправды («правда – то, что мне нравится»)).
Подобное разложение захватывает и юриспруденцию, и мораль в целом. Общество впадает в архаическое состояние «войны всех против всех» (Т. Гоббс).
Все статьи автора «Пятилетова Людмила Владимировна»