Алексей Леонов — 11-й космонавт СССР — скончался в возрасте 85 лет 11 октября 2019 года. Он стал первым представителем человечества, побывавшем в открытом космосе, а его полет был последним громким успехом советской космонавтики в борьбе за первенство на орбите. Расскажем подробнее о легендарном космонавте.
17:15 17.03.2015
(обновлено: 10:01 20.03.2015)
Космическая одиссея Леонова и Беляева
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
алексей леонов, павел беляев, космос
Инфографика, Алексей Леонов, Павел Беляев, Космос
11 октября 2019 года Алексей Леонов умер. Ему было 85 лет. Этот текст о нем был опубликован в марте 2014 года.
«Меня поразила тишина. Тишина, необыкновенная тишина. И возможность услышать свое собственное дыхание и сокращение сердца. Я слышал, как бьется мое сердце, я слышал мое дыхание», — Алексей Леонов
18 марта 1965 года в 10 часов 00 минут по московскому времени с Байконура стартовал космический корабль «Восток». На его борту находились два советских космонавта: командир Павел Иванович Беляев и пилот Алексей Архипович Леонов. Через полтора часа один из них шагнул в бездну, избавился от крепкой оболочки корабля и вышел в открытый космос. С планетой Земля его связывал лишь фал длиной 5,5 метров. Так далеко от своей Родины не летал еще никто.
ТАСС-ДОСЬЕ. 11 октября 2019 года о кончине космонавта Алексея Леонова. Он стал первым человеком, вышедшим в открытый космос. Это произошло 54 года назад, в ходе полета корабля «Восход-2» 18-19 марта 1965 года.
Для выхода в безвоздушное пространство специалистами ОКБ-1 (ныне — Ракетно-космическая корпорация «Энергия» им. С. П. Королева; г. Королев Московской обл.) трехместный корабль «Восход» был переоборудован в двухместный, чтобы освободить место для надевания скафандра и организации входа в шлюзовую камеру.
Скафандр для внекорабельной деятельности «Беркут» и шлюзовая камера «Волга» для выхода в космос были разработаны конструкторским бюро опытного завода номер 918 в подмосковном пос. Томилино (ныне — Научно-производственное предприятие «Звезда») под руководством главного конструктора Гая Северина (1926-2008). «Беркут» представлял собой скафандр вентиляционного типа, то есть не позволял регенерировать выдыхаемый космонавтом воздух, как в современных скафандрах, и был рассчитан на 20-30-минутное пребывание в космосе (общий вес — 100 кг). Шлюзовая камера в рабочем состоянии имела форму цилиндра длиной 2,5 м, внешним диаметром 1,2 м и внутренним — 1 м. Она была надувной и располагалась снаружи корпуса корабля. До выхода на орбиту камера в свернутом виде помещалась под обтекателем «Востока-2», а перед спуском на Землю основная ее часть отделялась от корабля. На случай нештатной ситуации в шлюзовой камере имелась резервная кислородная система, соединяемая со скафандром при помощи специального троса (7 м). Кроме того, на скафандре за спиной космонавта крепились дополнительные аварийные баллоны с кислородом общей емкостью около 4 л (их должно было хватить на 20 мин.).
- Полет и выход в космос
- Посадка, регистрация рекорда
- Биография космонавта Алексея Леонова
- Образование, ученая степень
- Служба в ВВС
- В отряде космонавтов
- Первый в открытом космосе
- Деятельность после полетов в космос
- Награды, почетные звания
- Возвращение домой
- Космическая одиссея Леонова и Беляева
- Доспехи
- Корабль
- ***
- Алексей Леонов
- Непредвиденные обстоятельства
- Угрозы
- Подготовка
Полет и выход в космос
Корабль «Восход-2» с Алексеем Леоновым (второй пилот) и Павлом Беляевым (командир) стартовал с космодрома Байконур 18 марта 1965 года (10:00 мск). Когда корабль совершал первый виток вокруг Земли, была надута шлюзовая камера, на втором витке начался выход Алексея Леонова в космос. Космонавт пять раз удалялся от корабля на расстояние до 5,35 м. Для подачи кислорода и связи с бортом «Восхода-2» (параметры орбиты — от 167 км до 475 км) использовался страховочный трос.
Выход не обошелся без нештатных ситуаций. Из-за разницы давления скафандр раздулся. Это препятствовало возвращению космонавта в шлюзовую камеру (диаметр люка был критически малым). Поэтому Леонов, рискуя жизнью, вынужден был стравливать в скафандре давление почти до критического (с 0,4 до 0,27 атмосфер). В нарушение инструкции космонавту пришлось входить в шлюзовую камеру головой вперед, а для закрытия за собой люка — переворачиваться в тесном пространстве (из рассказа Алексея Леонова в книге «Мировая пилотируемая космонавтика: История. Техника. Люди», 2005).
Общее время, проведенное Алексеем Леоновым в безвоздушном пространстве, составило 23 мин. 41 сек., из них 12 мин. 9 сек. — за пределами корабля (в свободном полете). На внешней поверхности корабля были установлены две телевизионные камеры, которые передавали изображение на Землю. Кроме того, сам космонавт вел съемку специальной кинокамерой С-97.
Общая продолжительность полета «Восхода-2» составила 1 сутки 2 часа 2 минуты.
Посадка, регистрация рекорда
При возвращении космонавтов на Землю 19 марта отказала автоматическая система ориентации корабля, и посадка проводилась вручную. Экипаж приземлился в нерасчетном районе — в 180 км севернее Перми, вдали от населенных пунктов. Космонавты были обнаружены через четыре часа в тайге, но из-за глубокого снега эвакуированы только спустя двое суток.
20 октября 1965 года Международная авиационная федерация (ФАИ) утвердила мировой рекорд продолжительности пребывания человека в космическом пространстве вне космического корабля — 12 мин. 9 сек. За первый в истории человечества выход в открытое космическое пространство ФАИ присудила Алексею Леонову свою высшую награду — Золотую медаль «Космос», а Павлу Беляеву были вручены диплом и медаль федерации.
Биография космонавта Алексея Леонова
ТАСС-ДОСЬЕ. 11 октября 2019 года стало известно, что в Москве на 86-м году жизни советский космонавт Алексей Леонов — первый человек, совершивший выход в открытый космос.
Алексей Архипович Леонов родился 30 мая 1934 году в селе Листвянка Тисульского района Кемеровской области в многодетной семье. Отец, Архип Алексеевич (1893-1981), работал председателем сельсовета, был репрессирован (1936), затем реабилитирован (1939). Мать, Евдокия Минаевна (в девичестве Сотникова; 1895-1967), была учительницей. В 1948 году вместе с семьей переехал в Калининград (областной центр).
Образование, ученая степень
В 1955 году Алексей Леонов окончил 10-ю Военную авиационную школу первоначального обучения летчиков в городе Кременчуге (Украина), в 1957 году — Чугуевское военное авиационное училище летчиков (Украина; ныне — Харьковский национальный университет Воздушных сил им. Ивана Кожедуба) по специальности «летчик-истребитель». По окончании в 1968 года инженерного факультета Военно-воздушной инженерной академии им. Н. Е. Жуковского (ВВИА) получил специальность «конструкция и эксплуатация воздушно-космических аппаратов и двигателей к ним» (квалификация — «летчик-инженер-космонавт»). В 1981 году окончил адъюнктуру при ВВИА.
В 1981 году в ВВИА защитил диссертацию кандидата технических наук.
Служба в ВВС
С 1957 года служил летчиком 113-го истребительного авиационного полка 10-й Гвардейской истребительной авиационной дивизии 69-й Воздушной армии Киевского военного округа, с 1959 года — старшим летчиком 294-го отдельного разведывательного авиационного полка 24-й Воздушной армии в составе Группы советских войск в Германии.
Военный летчик 1-го класса (1965). Налетал 278 часов, совершил 115 прыжков с парашютом.
В отряде космонавтов
7 марта 1960 года приказом Главкома ВВС был зачислен слушателем-космонавтом в отряд космонавтов Центра подготовки космонавтов ВВС (ЦПК; ныне — Научно-исследовательский испытательный центр подготовки космонавтов им. Ю.А. Гагарина, НИИ ЦПК), вошел в число первых 20 летчиков, отобранных для полетов в космос (первый отряд космонавтов).
В ЦПК занимал должности космонавта (с 1961 года), инструктора-космонавта (с 1966 года), заместителя командира 1-го отряда космонавтов (с 1966 года), заместителя начальника управления и старшего инструктора-космонавта (с 1969 года), заместителя начальника ЦПК (с 1970 года). В 1975 году ему была присвоена квалификация космонавта 2-го класса. В 1976-1982 годах был командиром отряда космонавтов.
Алексей Леонов совершил два космических полета, налетав в общей сложности 7 суток 33 минуты, и первый в мире выход в открытый космос (общее время — 23 минуты 41 секунда, из них 12 минут 9 секунд — за пределами корабля).
Первый полет состоялся 18-19 марта 1965 года, в котором он был вторым пилотом корабля «Восход-2» (командир — Павел Беляев). 18 марта вышел в открытый космос.
В 1967-1970 годы Леонов возглавлял группу космонавтов, готовившихся к полету на Луну. После закрытия лунной программы проходил подготовку по программе ДОС («Долговременная орбитальная станция»), но на первые станции «Салют» не летал.
В ходе второго полета, 15-21 июля 1975 года, как командир экипажа участвовал в первой стыковке космических кораблей разных стран — «Союз-19» (СССР) и Apollo (США). Тогда на орбите состоялась встреча и историческое рукопожатие членов двух экипажей — Алексея Леонова, Валерия Кубасова, Вэнса Бранда, Томаса Стаффорда, Дональда Слейтона.
26 января 1982 года был отчислен из отряда космонавтов и назначен на должность первого заместителя начальника ЦПК по летной и космической подготовке, которую занимал до 1991 года.
Первый в открытом космосе
В 1965 году ТАСС передал сообщение о первом в истории выходе человека в открытый космос: «19 марта в 12 часов 02 минуты по московскому времени космический корабль «Восход-2», пилотируемый экипажем в составе командира корабля полковника Беляева Павла Ивановича и второго пилота подполковника Леонова Алексея Архиповича, благополучно приземлился в районе города Пермь. Посадка произведена командиром корабля полковником Беляевым с использованием системы ручного управления. Товарищи Беляев и Леонов чувствуют себя хорошо. Программа научных исследований выполнена полностью. В процессе полета успешно проведен сложный научно-технический эксперимент по выходу в космическое пространство космонавта в специальном скафандре с автономной системой жизнеобеспечения, открывающий новый этап в освоении космоса человеком. Материалы, полученные в полете космического корабля-спутника «Восход-2″, обрабатываются и анализируются».
В том сообщении не упоминалось, что именно Леонов совершил тот самый первый выход в открытый космос. Лишь немногие специалисты знали, с каким риском был сопряжен этот эксперимент. Только много лет спустя широкой общественности стало известно, что Леонов поначалу не мог вернуться на корабль, потому что из-за перепада давления его скафандр раздулся и не пролезал в люк. Но космонавт не потерял самообладания и, действуя в условиях острого цейтнота, сумел все же стравить через клапан часть воздуха из скафандра и протиснуться в шлюзовую камеру.
Деятельность после полетов в космос
В сентябре 1991 года, после ухода из ЦПК приказом Минобороны СССР был зачислен в распоряжение Главкома ВВС для последующего увольнения с действительной военной службы (по возрасту). 9 марта 1992 года был уволен с военной службы в звании генерал-майора авиации.
В 1991-1997 годы — председатель Международной ассоциации участников космических полетов.
С 1991 года занимал руководящие должности в международной компании «Четек», в 1992-1993 годы был директором космических программ фирмы «Четек».
В 1992 году был избран президентом чекового инвестиционного фонда «Альфа-Капитал» (учредитель — Альфа-Групп).
С 2000 года занимал должность вице-президента Альфа-банка. В настоящее время — советник первого заместителя председателя совета директоров банка Олега Сысуева.
Был членом КПСС. Избирался депутатом Моссовета (1966, 1979-1984), а также членом высшего совета Всероссийской политической партии «Единая Россия».
Занимался благотворительностью (программа «Линия жизни» — помощь детям с заболеванием сердечно-сосудистой системы).
Награды, почетные звания
Дважды Герой Советского Союза (1965, 1975). Награжден двумя орденами Ленина (1965, 1975), орденами Красной Звезды (1961), «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» III степени (1975), «За заслуги перед Отечеством» I, III и IV степеней (2019, 2014, 2000), Дружбы (2011).
Лауреат премии Ленинского комсомола (1980), Государственной премии СССР (1981), премии правительства РФ им. Ю. А. Гагарина в области космической деятельности за 2011 г.
Отмечен благодарностью президента РФ (1996), почетной грамотой правительства РФ (2009).
Удостоен иностранных званий и наград: Герой Социалистического Труда Болгарии (1965), Герой Труда Вьетнама, ордена Георгия Димитрова (Болгария, 1965), Карла Маркса (ГДР, 1965), Государственного Знамени (Венгрия, 1965), «За отличие» I степени (Сирия, 1966), «За заслуги» III степени (Украина, 2011) и др.
Среди его наград — золотые медали им. К. Э. Циолковского (Академии наук СССР) и им. Ю. А. Гагарина (Международной авиационной федерации, FAI), международная премия Фонда Андрея Первозванного «Вера и Верность» (2016).
Летчик-космонавт СССР (1965). Заслуженный мастер спорта (1965). Член Союза художников СССР (1965), почетный член Российской академии художеств (2004). Действительный член Международной академии астронавтики, академик Российской академии астронавтики.
Почетный гражданин более 30 городов России и стран мира: Калуги (1965), Калининграда (1965), Кемерово (1967), Перми (1965), Байконура (1976, Казахстан), Сан-Антонио (Чили) и др. А также почетный гражданин Московской (2014), Владимирской (2016) областей.
С детских лет увлекался живописью (написал около 200 картин). В содружестве с художником-фантастом Андреем Соколовым создал ряд почтовых марок СССР на космическую тему.
Имел 2 разряд по велоспорту, 3 разряд по фехтованию.
Был женат. Супруга — Светлана Павловна (род. 1940), была редактором в редакционно-издательском отделе ЦПК, ныне — на пенсии. Дочь Виктория (1961-1996) работала в Главном управлении «Совфрахт» Министерства морского флота СССР. Оксана (род. 1967) — выпускница Военного института иностранных языков, переводчик.
На родине Алексея Леонова (в Листвянке), в Кемерово и на Аллее космонавтов в Москве установлены его бронзовые бюсты. Имя космонавта носят Международный аэропорт Кемерово, средняя общеобразовательная школа №4 в городе Гагарин Смоленской области, улицы в Калининграде, Кемерово, Перми, Кременчуге (Украина). В честь Леонова назван один из кратеров на Луне.
В 2014 году власти Кемеровской области учредили региональную награду — медаль Алексея Леонова.
В 2017 году в российский прокат вышел художественный фильм режиссера Дмитрия Киселева «Время первых» о выходе в открытый космос Алексея Леонова, в котором его сыграл Евгений Миронов. Сам космонавт был одним из главных консультантов при работе над картиной. В том же году был издан художественный биографический альбом «Алексей Леонов. Человек и Космос», собравший репродукции картин космонавта, его воспоминания, а также цитаты выдающихся деятелей, коллег и друзей Леонова, редкие фотографии, документы и исторические справки.
18 марта 1965 года впервые в мире был осуществлен выход человека в открытое космическое пространство. Его совершил летчик-космонавт СССР Алексей Леонов во время полета на космическом корабле «Восход-2» (18-19 марта 1965 года), на котором он был вторым пилотом, а Павел Беляев — командиром.
Для выхода человека в открытое безвоздушное пространство на многоместном космическом корабле «Восход» была дополнительно установлена шлюзовая камера (кодовое название «Волга»), которая имела цилиндрическую конструкцию и состояла из 36 надувных секций, разделенных на три изолированных друг от друга группы. Камера сохраняла свою форму даже в случае выхода из строя двух из них.
Шлюзовая камера сообщалась с кабиной люком с герметизирующей крышкой, которая открывалась внутрь гермокабины как автоматически с помощью специального механизма с электроприводом, так и вручную. Управление приводом осуществлялось с пульта.
Для выхода космонавта в космическое пространство служил люк в верхней части камеры, снабженный герметизирующей крышкой, которая также могла открываться и автоматически и вручную. В шлюзовой камере были размещены две кинокамеры для съемки процесса входа космонавта в камеру и выхода из нее, система освещения, агрегаты системы шлюзовой камеры. Снаружи был установлен киноаппарат для съемки находящегося в космическом пространстве космонавта, баллоны с запасом воздуха для наддува шлюзовой камеры и баллоны с аварийным запасом кислорода.
Шлюзовая камера располагалась вне жесткого корпуса космического корабля. При выходе на орбиту в свернутом виде она помещалась под обтекателем корабля. В космосе камера надувалась. А после выхода космонавта в космическое пространство перед спуском на 3емлю основную ее часть отстреливали, и корабль входил в плотные слои атмосферы почти в обычном виде — имея лишь небольшой нарост в области входного люка. Если бы «отстрел» камеры по каким-нибудь причинам не состоялся, то экипажу пришлось бы вручную обрезать мешающую спуску на Землю шлюзовую камеру. Для этого им нужно было облачиться в скафандры и, разгерметизировав корабль, высунуться в люк.
Для выхода из корабля в космическое пространство был разработан специальный скафандр «Беркут» с многослойной герметичной оболочкой, с помощью которой внутри скафандра поддерживалось избыточное давление, обеспечивающее нормальную жизнедеятельность космонавта. Снаружи скафандр имел специальное покрытие белого цвета для предохранения космонавта от теплового воздействия солнечных лучей и от возможных механических повреждений герметичной части скафандра. Скафандрами были снабжены оба члена экипажа, чтобы командир корабля мог при необходимости оказать помощь космонавту, вышедшему в космическое пространство.
Алексей Леонов и его 12 минут «свободного плавания» в космосе
При подготовке к полету Беляев и Леонов отрабатывали все действия и возможные аварийные ситуации при выходе в открытый космос во время наземных тренировок, а также в условиях кратковременной невесомости на борту летящего по параболической траектории самолета.
18 марта 1965 года в 10 часов по московскому времени космический корабль «Восход-2» с космонавтами Павлом Беляевым и Алексеем Леоновым успешно стартовал с космодрома Байконур. Сразу же после подъема на орбиту, уже в конце первого витка, экипаж стал готовиться к выходу Леонова в открытый космос. Беляев помог Леонову надеть на спину ранец индивидуальной системы жизнеобеспечения с запасом кислорода.
Управление шлюзованием осуществлял командир корабля Беляев с пульта, установленного в кабине. При необходимости управление основными операциями шлюзования могло осуществляться Леоновым с пульта, установленного в шлюзовой камере.
Беляев наполнил шлюзовую камеру воздухом, и открыл люк, соединяющий кабину корабля со шлюзовой камерой. Леонов «вплыл» в шлюзовую камеру, командир корабля, закрыв люк в камеру, начал ее разгерметизацию.
В 11 часов 28 минут 13 секунд в начале второго витка была произведена полная разгерметизация шлюзовой камеры корабля. В 11 часов 32 минуты 54 секунды открылся люк шлюзовой камеры, а в 11 часов 34 минуты 51 секунду Леонов вышел из шлюзовой камеры в космическое пространство. Космонавта с кораблем связывал фал длиной 5,35 метра, в составе которого был стальной трос и электрические провода для передачи на борт корабля данных медицинских наблюдений и технических измерений, а также осуществления телефонной связи с командиром корабля.
В открытом космосе Леонов стал проводить предусмотренные программой наблюдения и эксперименты. Он совершил пять отходов и подходов от шлюзовой камеры, причем самый первый отход был сделан на минимальное расстояние — один метр — для ориентации в новых условиях, а остальные на полную длину фала. Все это время в скафандре поддерживалась «комнатная» температура, а его наружная поверхность разогревалась на солнце до +60°С и охлаждалась в тени до —100°С. Павел Беляев с помощью телекамеры и телеметрии следил за работой Леонова и был готов, если это потребуется, оказать необходимую ему помощь.
Алексей Леонов в 11 часов 47 минут вошел в шлюзовую камеру корабля. А в 11 часов 51 минуту 54 секунды, после того как был закрыт люк, начался наддув шлюзовой камеры. Таким образом, летчик-космонавт находился вне корабля в условиях космического пространства 23 минуты 41 секунду. По положениям Международного спортивного кодекса чистое время пребывания человека в открытом космосе исчисляется с момента появления его из шлюзовой камеры (от обреза выходного люка корабля) до входа обратно в камеру. Поэтому время нахождения Алексея Леонова в открытом космическом пространстве вне космического корабля считается равным 12 минут 09 секунд.
С помощью бортовой телевизионной системы процесс выхода Алексея Леонова в космическое пространство, его работа вне корабля и возвращение в корабль передавались на Землю и наблюдались сетью наземных пунктов.
После возвращения в кабину Леонова космонавты продолжили выполнять эксперименты, запланированные программой полета.
В полете было еще несколько нештатных ситуаций, которые, к счастью, не привели к трагедии. Одна из таких ситуаций возникла при возвращении: не сработала система автоматической ориентации на Солнце, и поэтому не включилась вовремя тормозная двигательная установка. Космонавты должны были осуществить посадку в автоматическом режиме на семнадцатом витке, но из-за отказа автоматики, вызванного «отстреливанием» шлюзовой камеры, пришлось уйти на следующий, восемнадцатый виток и садиться с использованием ручной системы управления. Это была первая посадка в ручном режиме, и при ее осуществлении обнаружилось, что с рабочего кресла космонавта невозможно заглянуть в иллюминатор и оценить положение корабля по отношению к Земле. Начинать же торможение можно было только сидя в кресле в пристегнутом состоянии. Из-за этой нештатной ситуации была потеряна необходимая при спуске точность. В результате приземлились космонавты 19 марта далеко от расчетной точки посадки, в глухой тайге, в 180 километрах северо-западнее Перми.
Нашли их не сразу, посадке вертолетов помешали высокие деревья. Поэтому ночь космонавтам пришлось провести около костра, используя для утепления парашюты и скафандры. На следующий день в мелколесье, в нескольких километрах от места приземления экипажа, спустился десант спасателей для расчистки площадки для небольшого вертолета. Группа спасателей на лыжах добралась до космонавтов. Спасатели построили бревенчатую избушку-шалаш, где оборудовали спальные места для ночлега. 21 марта площадка для приема вертолета была подготовлена, и в тот же день на борту Ми-4 космонавты прибыли в Пермь, откуда и сделали официальный доклад о завершении полета.
20 октября 1965 года Международная авиационная федерация (ФАИ) утвердила мировой рекорд продолжительности пребывания человека в космическом пространстве вне космического корабля 12 минут 09 секунд, и абсолютный рекорд максимальной высоты полета над поверхностью Земли космического корабля «Восход-2» — 497,7 километра. ФАИ присудила Алексею Леонову высшую награду — Золотую медаль «Космос» за первый в истории человечества выход в открытое космическое пространство, лётчику-космонавту СССР Павлу Беляеву были вручены диплом и медаль ФАИ.
Первый выход в открытый космос советские космонавты провели на 2,5 месяца раньше американцев. Первым американцем побывавшем в космосе был Эдвард Уайт, выполнивший выход в открытый космос 3 июня 1965 года, во время его полёта на корабле «Джемини-4» (Gemini-4). Продолжительность пребывания в открытом космосе составила 22 минуты.
За прошедшие годы круг задач решаемых космонавтами за бортом космических кораблей и станций значительно увеличился. Постоянно проводилась и проводится модернизация скафандров. Как следствие — многократно возросла продолжительность пребывания человека в космическом вакууме за один выход. Выход в открытый космос сегодня — обязательная часть программы всех экспедиций на Международную космическую станцию. Во время выходов проводятся научные исследования, ремонтные работы, установка нового оборудования на внешнюю поверхность станции, запуск малых спутников и многое другое.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников
Возвращение домой
Борьба Леонова за жизнь была завершена; люк за его спиной захлопнулся, отделив тесный светлый уютный мирок кабины «Восхода-2» от темного бесконечного холода космического пространства. Но тут возникла другая проблема. Начало повышаться парциальное давление кислорода в кабине, оно дошло уже до 460 мм и продолжало расти, — и это при норме в 160 мм. Малейшая искра в электросхемах приборов могла привезти к взрыву. Позднее выяснилось, что из-за того, что долгое время «Восход-2» был стабилизирован относительно Солнца, он нагревался неравномерно (с одной стороны +150°С, а с другой -140°С), что привело к незначительной деформации корпуса. Датчики закрытия люка сработали, но осталась небольшая щель, из которой улетучивался воздух. Система автоматики исправно обеспечивала жизнеобеспечение космонавтов, подавая в кабину кислород. Разобраться самостоятельно с этим экипаж был не в силах, и космонавтам оставалось лишь с ужасом наблюдать за показаниями приборов. Когда общее давление достигло 920 мм, люк под его напором захлопнулся, и угроза миновала — вскоре атмосфера внутри кабины нормализовалась.
Но и на этом беды космонавтов не закончились. В штатном режиме корабль должен был начать программу посадки после 17-ого витка, но тормозная двигательная установка не сработала в автоматическом режиме, и корабль продолжал с бешеной скоростью нестись по орбите. Сажать корабль пришлось в ручном режиме, Беляков сориентировал его в правильное положение и направил в безлюдную местность в тайге в районе Соликамска. Больше всего тогда командир боялся попасть в густонаселенный район и задеть линии электропередач или дома. Был также риск залететь на недружественную на тот момент территорию Китая, но всего этого удалось избежать. После включения тормозных двигателей и торможения в атмосфере потянулись мучительные секунды ожидания. Но все обошлось: парашютная система сработала в штатном режиме, и «Восход-2» приземлился в 30 километрах юго-западнее города Березники в Пермской области. Командир блестяще справился с задачей, отклонившись от расчетной точки всего на 80 км с учетом того, что корабль летел со скоростью около 30 000 км/ч.
С вертолета очень быстро обнаружили красные парашюты, повисшие на верхушках деревьев, но вот найти место для посадки и вытащить удачно приземлившийся экипаж не было никакой возможности. Двое суток Беляев и Леонов просидели в заснеженной тайге, ожидая прибытия помощи. Не вылезая из скафандров, они закутались в теплоизоляционную обшивку, обмотались стропами парашютов, развели костер, но в первую ночь согреться не удалось. Наутро им сбросили продукты и теплые вещи (пилоты сняли куртки со своих плеч), на канатах спустили группу с врачом, которая, добравшись до приземлившихся космонавтов, смогла обеспечить им лучшие условия. Все это время неподалеку вырубали площадку для приземления эвакуационного вертолета, куда космонавты могли добраться на лыжах. Уже 21 марта Беляев и Леонов были в Перми, откуда доложили об удачном завершении полета лично генсеку КПСС Леониду Брежневу, а 23 марта героев встречала Москва.
Космическая одиссея Леонова и Беляева
3D-реконструкция выхода Алексея Леонова в открытый космос, переговоры экипажа «Восхода-2» во время полета, нештатные ситуации, с которыми столкнулись космонавты на орбите, доза радиации, полученная Леоновым при работе в безвоздушном пространстве, а также другие интересные факты из истории этой легендарной научной миссии — в инфографике Ria.ru.
Доспехи
Первый скафандр для выхода в открытый космос назывался «Беркут» (к слову, все советские и российские скафандры носят имена хищных птиц: «Орлан», «Ястреб», «Сокол», «Кречет»), вместе с ранцем он весил 40 килограмм, что, конечно же, не имеет никакого значения в условиях невесомости, но дает представление о серьезности конструкции. Все системы были максимально простыми, но эффективными. Например, конструкторы решили обойтись без регенерационной установки для экономии места и выдыхаемый углекислый газ выпускался через клапан прямо в открытый космос.
Однако на тот момент в скафандре использовались несколько новейших технологий того времени: экранно-вакуумная изоляция из нескольких слоев металлизированной ткани защищала космонавта от перепадов температуры, а светофильтр на стекле шлема спасал его глаза от яркого солнечного света.
«Беркут» использовался всего один раз во время полета «Восхода-2» экипажем Беляева и Леонова и является на данный момент единственным универсальным скафандром, то есть предназначавшимся как для спасения пилотов при разгерметизации корабля, так и для выходов в открытый космос.
Корабль
«Восход-2» стал усовершенствованной версией первого корабля, на котором в 1964 году впервые был совершен одновременный полет сразу трех космонавтов: Владимира Комарова, Константина Феоктистова и Бориса Егорова. В кабине было так тесно, что им пришлось лететь без скафандров, и в случае разгерметизации корабля им грозила неминуемая гибель. Вес «Востока-2» составлял почти 6 тонн, диаметр 2,5 метра, а высота почти 4,5 метра. Новый корабль приспособили для полета двух человек и оснастили уникальным надувным шлюзом для выхода в открытый космос «Волга» — там камера надувалась и готова была принять космонавта. Ее внешний диаметр 1,2 метра, внутренний всего 1 метр, а длина – 2,5 метра. При подготовке к посадке камера отстреливалась и корабль приземлялся без нее.
Стоит отметить, что полет «Восхода-2» со шлюзовой камерой и экипажем на борту был рискованным, так как предварительно проверить работу всех систем не удалось. 22 февраля 1965 года, меньше чем за месяц до полета Беляева и Леонова, беспилотный корабль «Космос-57» (копия «Востока-2») во время испытательного полета был взорван из-за ошибочной команды на самоуничтожение. Несмотря на это, Королев (главный конструктор всей программы) и Келдыш (Президент Академии Наук СССР), посоветовавшись с космонавтами, решили не отменять запланированный полет.
***
П. Беляев и А. Леонов
20 октября 1965 года Международная авиационная федерация (FAI) отметила рекорд пребывания человека в открытом космическом пространстве вне корабля — 12 минут и 9 секунд. Алексей Леонов получил высшую награду FAI — золотую медаль «Космос» за первый выход в открытое космическое пространство в истории человечества. Командир экипажа Павел Беляев также получил медаль и диплом.
Леонов стал пятнадцатым человеком в космосе, и первым человеком, совершившим следующий принципиальный шаг после Гагарина. Остаться один на один с бездной, самым враждебным пространством для человека, посмотреть на звезды лишь через тонкое стекло шлема, услышать стук своего сердца в абсолютной тишине и вернуться назад — это настоящий подвиг. Подвиг, за которым стояли тысячи ученых, инженеров, рабочих и миллионы простых людей, но совершил его один человек — Алексей Леонов.
На первом же витке полета была надута шлюзовая камера. Оба члена экипажа заняли свои места и облачились в скафандры. На втором витке Леонов перелез в шлюзовую камеру, а командир плотно задраил за ним люк. В 11:28 из «Волги» стравили воздух — время пошло, теперь Леонов был полностью автономен. В 11:32 с пульта управления был открыт наружный люк, через две минуты в 11:34 Леонов покинул шлюз и отправился в открытый космос.
В момент выхода пульс космонавта составлял 164 удара в минуту. Леонов отдалился от корабля на метр, а затем снова вернулся. Тело свободно разворачивалось в пространстве. Через стекло своего шлема он смотрел на проплывающее прямо под ним Черное море, на корабли, плывущие по его темно-синей глади.
Он несколько раз повторил свой маневр отхода и подхода к кораблю, свободно вращаясь и раскинув руки, все это время разговаривая по радиостанции с командиром корабля и наземными службами. Над Волгой Беляев подключил телефон в скафандре Леонова к передачам Московского радио, по которому Левитан читал сообщение ТАСС о выходе человека в открытый космос. В это время весь мир с помощью телетрансляции с камер корабля мог видеть, как Леонов машет рукой всему человечеству прямо из открытого космоса.
Рекордный полет Леонова продолжался 12 минут и 9 секунд.
Алексей Леонов
Будущий космонавт родился в деревне Листвянка, что в Кемеровской области. Он был восьмым ребенком в семье ветеринара Архипа и учительницы Евдокии. Архип Алексеевич вернулся в село после работы на шахтах Донбасса и освоил профессию ветеринара.
В возрасте 45 лет Архипа репрессировали как «врага народа». Он конфликтовал с председателем колхоза. После ареста семью выгнали из дома, а имущество разграбили односельчане. Евдокия с детьми перебралась в Кемерово.
Архипу Алексеевичу повезло. За него заступился человек, с которым он служил в армии. К тому же в 1939 году от руководства карательными органами был отстранен Николай Ежов и некоторые дела, открытые во время его руководства, были пересмотрены. Так Архипа Леонова реабилитировали, и он вернулся к семье.
После войны Архип с семьей перебрались в новообразованную Калининградскую область. По Потсдамским соглашениям 1945 года, СССР и Польша поделили Восточную Пруссию. Из той части, которая отошла к СССР, были депортированы этнические немцы, и созданная Калининградская область остро нуждалась в рабочих руках.
Будущий космонавт учился в нескольких школах Калининграда. Он окончил общеобразовательную школу №21, которая сегодня носит его имя. Еще в школе Алексей хорошо рисовал и подумывал о карьере художника. Но после выпуска по комсомольскому набору попал в Чугуевское летное училище. Интересно, что страсть к рисованию помогла Леонову стать космонавтом.
Согласно его воспоминаниям, часть, в которой он служил после окончания училища, посетил первый начальник Центра подготовки космонавтов Евгений Карпов. Именно талант художника обратил внимание Карпова на молодого летчика, и он пригласил Леонова в отряд космонавтов.
Алексея отобрали из более чем трех тысяч кандидатов. Он стал одним из 20 членов первого отряда космонавтов. Впоследствии у троих оказались проблемы со здоровьем, еще троих отчислили за пьяную драку, одного за моральное разложение — он развелся с женой. Еще один член отряда космонавтов в 1961 году погиб в барокамере во время возгорания кислорода. Сам Леонов признавался, что подумывал уйти их космонавтов, так как не выдерживал нагрузки, но его отговорил Юрий Гагарин.
Подготовка требовала физической и психической выносливости. Леонов вспоминал, что ежедневно пробегал не менее пяти километров и проплывал около 700 метров. Помимо физической подготовки, космонавтов готовили к перегрузкам на центрифуге, иногда до потери сознания, и заставляли долгое время проводить в одиночестве в барокамере.
Чтобы космонавты могли освоиться с невесомостью, использовали специально оборудованный самолет Ту-104. Во время полета он выполнял фигуры, которые позволяли в специальной камере в салоне создать невесомость в течение 25 секунд.
Советский Союз всеми силами пытался удержать первенство в космической гонке. В картине «Время первых» (2017), консультантом которой был космонавт Леонов, показано, что подготовку форсировал генерал-лейтенант Каманин.
Но журналисты выяснили, что сам Королев был инициатором ускорения космической программы. Он понимал, что первенство не удержать, и чувствовал, что руководство страны теряет интерес к космосу. Поэтому ему срочно нужно было продемонстрировать очередное достижение космической программы.
В марте 1965 года космонавты Леонов и Беляев отправились в исторический полет в космос. Он должен был показать миру, что не только первый человек в космосе родом из СССР, но и первый, кто выйдет в открытое космическое пространство, будет советский космонавт.
Так в возрасте 31 года Алексей стал первым человеком, вышедшим в открытый космос. Сейчас скафандр, которым пользовался космонавт, кажется настолько примитивным, что подвиг Леонова вызывает еще большее восхищение.
Согласно официальной статистике, Леонов провел в открытом космосе 16 минут. Пребывание не далось легко. Уже через несколько минут после пребывания в безвоздушном пространстве космоса Леонов обнаружил, что из-за разницы давления скафандр сильно раздулся и не пролезет в шлюз.
Ситуация осложнялась тем, что «Восход-2» через несколько минут входил в тень Земли, а поэтому космонавт рисковал оказаться в открытом космосе в полной темноте. Леонов вспоминал, что из-за волнения так обильно потел, что перестал нормально видеть. Пот залил не только глаза, но и стекло скафандра. За время пребывания в космосе Алексей Архипович, по его словам, потерял шесть килограмм.
После возвращения на Землю на вопрос комиссии, почему он не сообщил в Центр управления полетом (ЦУП) о проблеме со скафандром, Леонов ответил, что у него было лишь полчаса и он не хотел, чтобы в ЦУПе началась паника.
Он не знал, что в это время его коллега Павел Беляев пытался понизить содержание кислорода в кабине корабля, чтобы избежать возгорания и взрыва.
На этом приключения космонавтов не закончились. Во время возвращения на Землю они чуть не погибли из-за того, что в кабине резко возросло давление. Кроме того, произошли технические неполадки, и капсула приземлилась за сотни километров от запланированного места. Космонавты оказались в глухой тайге, и лишь спустя семь часов их обнаружила спасательная экспедиция.
Леонов вспоминал, что в тайге вертолеты не могли приземлиться, а космонавты дотянуться до спущенных трапов. Спасатели сбрасывали теплые вещи и одеяла, но они повисали на деревьях, а бутылки с коньяком, сброшенным для согрева, разбивались.
Леонов умер, прожив долгую и счастливую жизнь. Врачи сказали, что причина его смерти — острая сердечная недостаточность. Он был из тех, о ком говорят: родился в рубашке. Полет 1965 года был не единственным случаем, когда космонавт избежал смерти.
В январе 1969 года он вместе с космонавтами Береговым и Николаевым направлялся в Кремль на встречу с руководством страны. В этот день лейтенант милиции Виктор Ильин решил избавить страну от генерального секретаря Леонида Брежнева, но перепутал лимузин и расстрелял машину с космонавтами. Коллеги Леонова получили легкие ранения, а сам Алексей отделался лишь испугом.
Летом 1971 года он был отстранен от полета на станцию «Салют-1» из-за того, что его напарник Валерий Кубасов не прошел медицинскую комиссию. На станцию отправился другой экипаж, члены которого погибли в результате аварии при возвращении на Землю.
В отставку Леонов вышел в звании генерал-майор авиации и дважды Героя Советского Союза.
Непредвиденные обстоятельства
При подготовке к полету на земле были отработаны 3000 различных аварийных ситуаций и их решений. Но Леонов говорил, что по закону в космосе случится и 3001-ая, и ее тоже нужно будет решить. Так и произошло.
«Я молча, не докладывая на Землю (вот это мое было очень большое нарушение), принимаю решение и сбрасываю давление из скафандра практически в 2 раза, на 0,27 вместо 0,5. И у меня сразу руки встали на место, я смог работать в перчатках».
Но это порождало страшные последствия — из-за падения парциального давления кислорода он попадал в зону закипания азота (, известная у ныряльщиков). А нужно было спешить. Командир корабля Беляев, видя, что тень неумолимо приближается, и в полной темноте и при предельном минусе Леонову уже ничто не сможет помочь, торопил своего пилота.
Тогда Леонов в нарушение всех инструкций сделал последнюю отчаянную попытку — сбросил с помощью клапана давление в скафандре до предельного минимума, втолкнул кинокамеру в шлюз и, развернувшись вперед головой, втянулся внутрь на руках. Это удалось сделать лишь благодаря отличной физической подготовке — измотанный организм отдал последнюю энергию этому усилию. Внутри камеры Леонов с большим трудом развернулся, задраил люк и, наконец, отдал команду выровнять давление. В 11:52 в шлюзовую камеру начал поступать воздух — это и стало окончанием выхода Алексея Леонова в открытый космос.
Угрозы
Вы все, конечно же, смотрели фильм «Гравитация», получивший 7 Оскаров, а потому должны иметь хорошее представление о всех опасностях, угрожающих космонавту в открытом космосе. Это опасность потерять связь с кораблем, опасность столкнуться с космическим мусором и, наконец, опасность истечения запасов кислорода до возвращения на корабль. Помимо этого существует и опасность перегрева или переохлаждения, а также поражения радиацией.
Леонов был привязан к кораблю прочным фалом длиной пять с половиной метров. В ходе полета, он неоднократно вытягивался на всю длину и снова подтягивался к кораблю, фиксируя все свои действия на кинокамеру. В 60-х еще не существовало ракетных ранцев (устройство для перемещения и маневрирования космонавта) позволяющих полностью свободно отделяться от корабля и возвращаться на него, так что тонкая крепкая веревка на двух металлических карабинах — это в буквальном смысле все, что связывало Леонова с жизнью и возможностью вернуться домой.
вероятность столкнуться с каким-либо космическим мусором, вращающимся на орбите Земли, в 1965 году была еще очень мала. До полета «Восхода-2» в космосе побывали всего лишь 11 пилотируемых кораблей и несколько спутников, при этом на довольно низких орбитах с относительно большой плотностью атмосферных газов, соответственно, большая часть мельчайших частиц краски, обломков и прочего мусора, остающегося после этих кораблей, вскоре сгорала, не успев причинить никому вреда. До формулирования было еще далеко, и советская космическая программа не воспринимала эту опасность всерьез.
Скафандр «Беркут», разработанный специально для выхода в открытый космос и имевший полную автономность, имел запас всего в 1666 литров кислорода, а для поддержания необходимого давления газа и жизнедеятельности космонавта необходимо было тратить больше 30 литров в минуту. Таким образом, максимальное время пребывания вне корабля составляло всего лишь около 45 минут, и это на все про все: вход в шлюз, выход в открытый космос, пребывание в свободном полете, возвращение в шлюз и ожидание времени его закрытия. Общее время выхода Леонова составило 23 минуты 41 секунду (из них вне корабля 12 минут 9 секунд). Никакого запаса на исправление ошибок или спасение не предусматривалось.
Температурный режим и радиация
Леонов успел фактически чудом успеть завершить свой выход до попадания корабля в тень от Земли, где низкие температуры могли осложнить все его действия и привести к смерти. В кромешной тьме он бы не смог справиться с фалом и входом в шлюз. Нахождение на солнечной стороне в течение каких-то 12 минут заставляло его обливаться потом. «Терпения уже не было, по лицу пот тек не градом, а потоком, да такой едкий, что глаза жгло» — вспоминает Леонов. Что касается радиации, то тут ему относительно повезло. На апогее орбиты почти в 500 километрах над землей, «Восход-2» задевал только нижний край радиационно-опасной зоны, где излучение может составлять до 500 рентген/час (смертельная доза за несколько минут), кратковременное нахождение в ней и хорошее стечение обстоятельств не привели к страшным последствиям. По приземлении у Леонова зафиксировали дозу в 80 миллирад, что значительно превышает норму, но к повреждениям здоровья не приводит.
Алексей Леонов был женат лишь один раз. Свою жену Светлану Доценко он повстречал в 1957 году. Знакомство состоялось не лучшим образом. Алексей вспоминал, что увидел компанию девушек и шутки ради поставил одной из них подножку. Она упала. Алексею пришлось извиняться и проводить Светлану домой. Он выяснил, что у них есть общие интересы — живопись.
Спустя три дня после знакомства Алексей и Светлана оформили отношения и никогда не расставались. Еще через четыре года после создания семьи у них родилась дочь Виктория. Она была сотрудницей Главного управления морского флота и умерла в возрасте 35 лет от гепатита, осложненного пневмонией.
Младшей дочери Леоновых Оксане в 2019 году исполнилось 52 года. Она училась в Военном институте иностранных языков на переводчика. Работала по специальности, вышла замуж и переехала в США. Сейчас Оксана проживает в Лос-Анджелесе и работает в компании, которая занимается видео- и кинопрокатом. У Оксаны двое детей — сын Даниил и дочь Карина.
Леонов известен не только благодаря фильму «Время первых» (2017), где его образ воплотил Евгений Миронов, но и ряду других картин. Так, например, существует легенда, что космонавт в ушанке, который чинит космическую станцию гаечным ключом в картине «Армагеддон» (1998) появился благодаря Леонову.
Якобы во время подготовки знаменитого полета с выходом в открытый космос Алексей настоял, чтобы ему разрешили взять с собой перочинный нож, купленный в хозяйственном магазине за пять рублей. В ноже оказалась крестовая отвертка, которая помогла починить скафандр во время выхода в открытый космос. История стала известна американцам и вдохновила сценаристов на создание образа находчивого космонавта.
Еще раз на экранах заграничных блокбастеров Леонов появился спустя 19 лет. В картине «Валериан и город тысячи планет» (2017) режиссер Люк Бессон вначале показал документальные кадры с Леоновым, приветствующим американских астронавтов во время стыковки «Аполлона» с «Союзом».
Алексей Леонов известен в мире космонавтики благодаря своему юмору. Так, во время встречи с американскими астронавтами с «Аполлона» он предложил им тюбики с борщом, на которые поместил надпись «Московская водка». А во время банкета в НАСА по поводу совместного полета в поздравительной речи хотел пожелать американцам успешной жизни, но перепутал и произнес вместо английского слова successful выражение, которое американцы поняли как sex full life — ‘жизнь, полная секса’.
Еще Алексей Леонов защитил кандидатскую диссертацию и получил ученую степень кандидата технических наук. Он автор четырех изобретений и 10 научных трудов.
Не забывал Алексей Архипович и об увлечении живописью. При жизни состоялись несколько выставок его работ, а в конце 1960-х и начале 1970-х совместно с Андреем Соколовым он разработал дизайн почтовых марок на космическую тематику.
Леонов — космонавт, который прожил достойную жизнь. Он посвятил свою жизнь исследованию космоса и пропаганде знаний о том, как он устроен.
Алексей Леонов не только первым вышел в открытый космос, но и смог вернуться живым, несмотря на проблемы со скафандром и кораблем. Его жизнь вдохновила представителей мира кино на создание нескольких картин.
Оригинал статьи: https://www.nur.kz/family/school/1825997-aleksej-leonov-biografia-foto-pricina-smerti/
Подготовка
Прошло почти четыре года со дня полета Юрия Гагарина, весь мир был увлечен космической гонкой двух сверхдержав — СССР и США. Они отправили уже по несколько пилотируемых кораблей; в 1964 впервые на советском «Восходе» нового типа в космос отправились сразу три человека, теперь предстоял следующий принципиальный шаг — выход в открытый космос.
Обе державы, усиленно занимавшиеся космической программой, одновременно приходили к очевидным проблемам, требующим решения. Рано или поздно при планируемых длительных полетах потребуются профилактические и ремонтные работы снаружи корабля, кроме самих космонавтов выполнять их будет некому, следовательно, нужно было разработать безопасную и действенную систему их осуществления. В СССР этой проблемой занимался Королев, а главным специалистом-исполнителем стал молодой космонавт из первого отряда — Алексей Леонов. По программе разработали усовершенствованный вариант новейшего космического аппарата «Восход», шлюзовую систему и специальный защитный скафандр. К февралю 1965 года все было готово, оставался последний бросок.