Когда Cruiser Aurora и Cruiser Aurora были спущены на воду

Когда Cruiser Aurora и Cruiser Aurora были спущены на воду ЮнАрмия

Никому при этом не приходило в голову, что по Неве идет даже не новодел, а самый натуральный муляж крейсера, прошедшего три войны и две революции. От корабля, воевавшего с Японией и Германией, на нынешней «Авроре» остались лишь кусок машины, радиорубка и рында. А подлинный крейсер революции уже три десятилетия гниет в Лужской губе Финского залива.

Местные жители разграбили его еще при советской власти. По сей день в деревнях можно встретить лестницы из авроровских трапов и корабельный иллюминатор, ставший окошечком туалета. «РБК Lifestyle» решил вспомнить славную историю знаменитого крейсера, который более чем за век пережил многое – от атак японских кораблей до съемок в его каютах порнофильма.

Когда Cruiser Aurora и Cruiser Aurora были спущены на воду

«Аврора» была спущена на воду 11 мая 1900 года в присутствии царской семьи. Еще три года крейсер достраивался и проходил испытания. Потом «Аврора» успела походить по Балтике, Атлантике, Средиземному морю, так что к моменту начала русско-японской войны оказалась едва ли не лучшим боевым судном, построенным за последнее время. Это подтвердилось во время знаменитого перехода Второй Тихоокеанской эскадры, сформированной на Балтике и брошенной на помощь осажденному японцами Порт-Артуру.

После подписания мирного договора с Японией и длительного ремонта «Аврора» вернулась на Балтику.

Она совершала походы по всему миру, выполняя представительские функции. Именно она, к примеру, возила российскую делегацию во главе с великим князем Борисом Владимировичем на коронацию короля Сиама в Бангкок.

Первую мировую войну «Аврора» встретила, совершая учебные рейсы с воспитанниками Морского корпуса по Балтике. Вопреки расхожему мнению активного участия в этой войне крейсер не принимал. Сначала «Аврора» с другими судами патрулировала Финский залив, затем прикрывала минные тральщики и один раз поддерживала сухопутные части артиллерийским огнем. Ни одного повреждения за все годы войны крейсер не получил.

Когда Cruiser Aurora и Cruiser Aurora были спущены на воду

Командир крейсера «Аврора»
капитан 1-го ранга Е.Р. Егорьев

В Цусимский пролив крейсер вошел в центре первой колонны российских кораблей и почти сразу принял бой. В ходе Цусимского сражения «Аврора» выпустила по противнику 1905 снарядов и в какой-то момент сама оказалась под перекрестным огнем японских кораблей. Однако благодаря грамотным действиям экипажа, потери оказались минимальными. Более чем из пятисот человек, находившихся на борту, в бою погибли лишь пятнадцать. В том числе капитан Евгений Егорьев.

Вместе с остатками разгромленной эскадры крейсер отошел в Манилу. Первая война закончилась для «Авроры» 27 мая 1905 года. Российские суда были интернированы американцами, а с экипажей взята подписка о дальнейшем неучастии в боевых действиях.

После подписания мирного договора с Японией и длительного ремонта «Аврора» вернулась на Балтику. Она совершала походы по всему миру, выполняя представительские функции. Именно она, к примеру, возила российскую делегацию во главе с великим князем Борисом Владимировичем на коронацию короля Сиама в Бангкок.

Осенью 1916 года «Аврора» окончательно вернулась в Кронштадт, а затем перешла для капитального ремонта в Петроград. Тут-то и началась самая интересная часть ее биографии. Узнав о длительной стоянке в столице, капитан первого ранга Михаил Никольский пришел в ужас. Вот что он написал в рапорте командованию: «Команда, до сих пор не поддававшаяся преступной агитации, поддастся ей и, как это часто бывает, перейдет в другую крайность – благодаря своей сплоченности из самой надежной во время войны станет самой ненадежной. Почва для этого самая благоприятная – долгая стоянка в Петрограде у завода».

Когда Cruiser Aurora и Cruiser Aurora были спущены на воду

Крейсер «Аврора» 1912 год

Слова капитана оказались пророческими. До февраля 1917 года жесточайшей дисциплиной ему удавалось сдержать экипаж от разложения. Нижних чинов попросту не выпускали на берег, стараясь занять работой. Понятно, что среди матросов зрело недовольство, и для взрыва недовольства требовалась лишь искра.

Когда Cruiser Aurora и Cruiser Aurora были спущены на воду

Участники октябрьского восстания 1917 г.

На «Аврору» привезли большую группу арестованных «агитаторов и подстрекателей». Среди матросов тут же поползли разговоры, что крейсер станет плавучей тюрьмой. Капитан потребовал немедленно перевести осужденных на берег. В тот момент, когда конвой вывел арестантов на палубу, экипаж вышел из подчинения и попытался освободить узников.

Никольский и старший офицер корабля Огранович пытались остановить толпу приказами, а когда поняли, что их все равно никто не слушает, открыли огонь из табельного оружия.

В результате стрельбы двое матросов были легко ранены, а один – Порфирий Осипенко – убит.

Городские власти сразу же предложили подавить бунт силами казаков, но капитан Никольский отказался. И совершенно напрасно. На следующее утро к крейсеру вышла демонстрация с красными флагами, лентами и повязками. Сдерживать матросов офицеры не стали, да и все равно не смогли бы. Экипаж присоединился к демонстрантам.

Агитаторы из числа рабочих потребовали расправы над командирами крейсера. Капитана и старшего офицера решили отвести в Таврический дворец, где собирали всех, кто пытался противодействовать восстанию. Никольского и Ограновича избили, и, сорвав погоны, выставили во главе процессии. Обоих при этом заставляли нести красные флаги. Офицеры отказались, за что тут же был убиты. Старшему офицеру воткнули в горло штык, капитану выстрелили в голову.

На «Авроре» началась новая жизнь с судовым комитетом, крупной большевистской ячейкой и ежедневными митингами, так что к октябрю она полностью подчинялась Петроградскому Совету. Если отойти от мифов, созданных советской агитацией, роль крейсера в последующих событиях выглядит весьма туманно. Изначально он отошел от заводской пристани для того, чтобы восстановить движение по Николаевскому мосту. Его захватили и развели юнкера. Крейсер подошел к мосту в упор и его защитники разбежались. Корабельные электрики свели мост, и «Аврора» отошла к Английской набережной. Оттуда в 21.40 и прозвучал тот самый холостой выстрел.

По плану переворота далее «Аврора» якобы должна была стрелять по резиденции Временного правительства боевыми. Это, однако, представляется весьма сомнительным. Во-первых, с такой позиции по Зимнему дворцу стрелять невозможно – помешают дома на набережной. Во-вторых, боевых снарядов на «Авроре» попросту не было. Весь арсенал выгрузили на базе в Кронштадте. Да и холостой заряд на борту оказался по чистой случайности.

Когда Cruiser Aurora и Cruiser Aurora были спущены на воду

«Аврора» икона и символом революции

Участия в Гражданской войне «Аврора» не принимала вовсе – практически весь экипаж ушел на сухопутные фронты. До 1923 года она без дела стояла у причала в Кронштадте, а затем вновь стала учебным кораблем. Кстати, отличилась она и в этом качестве. 20 июля 1923 года близ Кронштадта проходили шлюпочные учения. Вечером авроровцы высадились на форт «Павел I» дабы отдохнуть. Отдыхали, понятное дело, со спиртным. И курили, невзирая на то, что на форте хранился весь немалый запас мин Балтийского флота. Взрывы от начавшегося «в результате неосторожного обращения с огнем» пожара гремели более суток. В Кронштадте и расположенном на другом берегу Ораниенбауме не осталось ни одного целого стекла.

Великая Отечественная прошлась по «Авроре» катком. Уже в июле 1941-го с крейсера сняли все пушки и сформировали батарею под названием «Аврора», которая погибла в боях с немецкими танками. Само судно, вооруженное единственной зениткой, обстреливалось как с воздуха, так и с суши, быстро пришло в полную негодность и, в конце концов, затонуло.

Новодел за 35 миллионов

После войны поднять то, что осталось от героического крейсера революции, удалось лишь со второй попытки. «Аврора» оказалась на верфи, где ее перестроили под легендарный «Варяг» и отдали киностудии имени Горького для съемок одноименного фильма. То, что получилось в результате и встало на вечную стоянку к Нахимовскому училищу 17 ноября 1947 года.

Ничто, однако, не вечно под луной. К началу 1980-х годов нижняя часть корпуса «Авроры» попросту сгнила. Из трюма круглые сутки откачивали воду. Стало ясно, что до пафосного празднования 70-летия Октября крейсер не достоит. 18 августа 1984 года «Аврора» отправилась на Северную верфь. Тогда ее тоже провожали тысячи людей, высыпавших на набережные. Ленинградцы не знали, что видят подлинные останки крейсера революции в последний раз. По сути, на верфи началось строительство нового корабля. Оно обошлось государству в 35 млн руб. «Аврору» разрезали вдоль корпуса. В новую конструкцию вставили лишь несколько хорошо сохранившихся элементов старого судна. Так что на Петроградскую набережную вернулся полный новодел.

Когда Cruiser Aurora и Cruiser Aurora были спущены на воду

Курсанты Нахимовского военно-морского училища
на фоне крейсера «Аврора», 1984 год

Возник естественный вопрос: что же делать со старым корпусом. Уничтожить? В годы советской власти такое сочли бы идеологической диверсией. С трудом державшийся на плаву корпус отбуксировали к поселку Вистино на Лужской губе Финского залива. До войны там строили базу для военных кораблей. В 1941 году, с наступлением немцев, ее взорвали, дабы не досталась врагу. К одному из побитых взрывами пирсов и встала «Аврора».

Сперва крейсер революции по-тихому грабили военные. Потом, с их полного согласия, местные жители, работники рыболовецкого совхоза «Балтика», кинули клич: «Мужики, айда «Аврору» резать!». Откликнулись многие. Вандалы не скрывают, что вывозили имущество грузовиками. Иллюминаторы, двери, кафель из душевых, листовая медь, металлические трапы. Последние выпиливали при помощи сварки. В какой-то момент сработала остававшаяся нетронутой система пожаротушения, и весь корабль залило пеной.

Конец подлинного крейсера оказался совершенно незавидным. Когда брать на борту стало нечего, остов решили наполнить камнями и, оттащив от берега, превратить в волнорез. Первая часть операции прошла успешно. Вторая – нет. В десятке метров от берега корпус завалился на бок и намертво увяз в иле. Он так и лежит, словно скелет гигантской рыбы, и по сей день подвергается атакам стервятников. Зимой, когда залив замерзает, на лед выходят охотники за металлом. Летом у «Авроры» ныряют дайверы, пытаясь поднять хоть что-то и превратить в сувенир.

Когда Cruiser Aurora и Cruiser Aurora были спущены на воду

По иронии судьбы, с «Авророй» оказалось связано не только начало эры советской власти, но и ее конец. Ограбленный корпус топили в заливе в августе 1991. Через две недели грянул путч, и в стране началась новая жизнь. Подлинная «Аврора» страшно отомстила своему муляжу. От того, что началось на новеньком борту, пришли бы в ужас как те, кому приходилось служить на крейсере, так и те, кого принимали в пионеры на его борту.

На «Авроре» сняли самый настоящий порнофильм. «Русский Ларри Флинт» Сергей Прянишников проник на борт под предлогом съемки кино о революции. Правда, порнопродюсер не стал расшифровывать, что фильм «В борьбе за это» посвящен революции сексуальной. «Аврору» стали сдавать под корпоративы. Самый известный прошел с участием Валентины Матвиенко, Эльвиры Набиуллиной и Ильи Клебанова. Чиновники послушали Сергея Шнурова, посмотрели танцы полуголых балерин и перформанс арт-группы «Речники», заключавшийся в прыжках с борта крейсера в Неву.

Крейсер Аврора – не единственный пример того, как памятник, если его поскрести, окажется новоделом, цель которого лишь привлечение туристов. Мы выбрали пять из десятков, а то и сотен похожих примеров.

Крейсер «Аврора»: история самого известного корабля Балтийского флота

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

санкт-петербург, «аврора», морская держава

Морская держава, Санкт-Петербург, «Аврора», Морская держава

За свою службу корабль прошел более 100 тысяч миль, являлся участником трех войн, пережил неоднократные переоборудования и неизбежные ремонты. Сегодня судно является неотъемлемой частью путеводителей по Санкт-Петербургу, наравне со знаменитыми мостами и львами.

Содержание
  1. Урок морской истории
  2. Спасенная «Аврора»
  3. «Все на фронт!»
  4. Реконструкция крейсера
  5. Везучий неудачник
  6. Гордость отечества. Легендарные корабли военно-морского флота России
  7. Первый поход
  8. Судовой священник «Авроры» погиб от «дружеского огня»
  9. Рекордсмены по погрузке угля
  10. Капитан «Авроры» погиб одним из первых
Про Юнармию:  A reçu Калаш и Калашников, Михаил Тимофеевич

Урок морской истории

Судно было заложено 23 мая 1897 года на верфи «Новое адмиралтейство» в Санкт-Петербурге. По существующей со времен Петра I традиции право давать наименование крупным кораблям принадлежало царю, поэтому Николаю II и был доложен список для выбора наименования строящемуся крейсеру в 6630 т водоизмещения: «Аврора», «Наяда», «Гелиона», «Юнона», «Психея», «Боярин», «Полкан», «Нептун». В списке подчеркнуто имя «Аврора» и на полях карандашом написано: «Аврора».

«Государь-император 31 марта сего года высочайше повелеть соизволили: строящийся в С.-Петербурге, в Новом адмиралтействе крейсер 6630 т водоизмещения наименовать “Аврора” и зачислить его в списки судов Балтийского флота», – было объявлено в приказе по Морскому ведомству от 6 апреля 1897 года за №64.

Уже через три года крейсер «Аврора» вступил в строй. Полное водоизмещение корабля составляло 6731 т, длина – 126,8 м, ширина – 16,8 м, осадка средняя – 6,4 м. Эти характеристики корабль имеет и сейчас.

Спасенная «Аврора»

В Цусимском сражении «Аврора» попала под шквальный огонь 16 японских кораблей, получила 18 попаданий снарядов среднего и малого калибра, причинивших крейсеру довольно серьезные повреждения. Особенно существенный урон претерпела корабельная артиллерия. Экипаж потерял 15 человек убитыми и 82 ранеными. Погиб командир крейсера, капитан 1-го ранга Евгений Егорьев, смертельно раненный в голову осколком вражеского снаряда на боевом посту, в рубке.

От геройской гибели «Аврору» спасли русские корабли-броненосцы, которые отогнали неприятеля. Тем не менее изрядно потрепанные корабли не смогли прорваться во Владивосток и ушли на юг, в филиппинский порт Манила, где были интернированы до конца войны властями США, под чьим протекторатом находились в то время Филиппины.

Хранила судьба «Аврору» и в Первую мировую войну. 11 октября 1914 года на входе в Финский залив германская подводная лодка U-26 обнаружила два русских крейсера – «Аврору» и «Палладу», новый крейсер, построенный после Русско-японской войны.

Командир субмарины капитан-лейтенант фон Беркхейм оценил ситуацию и предпочел выпустить торпеду по более лакомой цели – «Палладе». Новый крейсер затонул вместе со всем экипажем, а ветерану удалось укрыться в шхерах. Так «Аврора» вторично избежала гибели.

В 1917 году имперское командование Балтийского флота подготовило приказ о затоплении крейсера в фарватере Финского залива, на подступах к Кронштадту, чтобы не допустить к Петрограду немецкие эскадры. Этому воспрепятствовала революционно настроенная команда корабля, а через несколько месяцев произошел Октябрьский переворот.

«Все на фронт!»

В 1941 году командование Балтийского флота планировало вывести «Аврору» из состава военно-морского флота и «пустить на иголки», но этому воспрепятствовала Великая Отечественная война, которая застала «Аврору» в Ораниенбауме. Для боевых операций крейсер был уже не пригоден, но он еще мог послужить родине пушками и людьми. В июле 1941 года с «Авроры» сняли 9 из 10 орудий главного калибра (130 мм) и установили на подступах к Ленинграду.

Эти девять орудий протянулись цепочкой на участке в 7–8 км от Вороньей Горы до Киевского шоссе, образовав знаменитую отдельную артиллерийскую батарею А специального назначения Краснознаменного Балтийского флота». Литера А означала «Аврора». Каждое орудие батареи А обслуживалось боевым расчетом из 15–17 человек. Помимо командиров и расчета командного пункта, на батарее было 152 человека личного состава крейсера.

В сентябре 1941 года в течение недели батарея вела бой против немецких танков и моторизованных колонн. На пушки с «Авроры» немцы направили десятки самолетов, тяжелую дальнобойную артиллерию, но батарея жила, отстреливалась и продолжала поражать врага. Взять батарею в лоб у врага так и не получилось, ее обошли с флангов и окружили. Прекратилось снабжение снарядами, оборвалась связь.

Когда у орудия № 1 кончились снаряды, орудийный расчет взорвал его. Немцы, ворвавшиеся на позицию, нашли там только шестерых тяжело раненных моряков. Фашисты привязали бойцов к останкам орудия, облили бензином и сожгли их.

Моряки орудия № 2 взорвали орудие вместе с собой и фашистами, ворвавшимися на позицию.

13 сентября вечером авроровцы взорвали последнее орудие, и только 14 сентября, на девятые сутки боев, фашисты заняли всю территорию, где располагалась батарея А, но там не осталось ни одного орудия и ни одного живого моряка. Большинство из них пало смертью храбрых, а 26 уцелевших воинов поодиночке ушли на Пулковские высоты и пополнили боевые расчеты Балтийской батареи.

Когда Cruiser Aurora и Cruiser Aurora были спущены на воду

От «Императора Николая II» до «Ильича». История страны в одном пароходе

Последнее 130-миллиметровое орудие было снято с крейсера в январе 1942 года и после ремонта установлено на бронепоезде «Балтиец», который в то время действовал на Ораниенбаумском пятачке.

В конце сентября крейсер получил несколько попаданий, в результате которых сел на грунт с креном 3° на правый борт. В конце ноября жизнь на корабле стала невозможной, и экипаж перевели на берег.

Обстрелы «Авроры» прекратились лишь со снятием блокады Ленинграда.

Великая Отечественная война еще не закончилась, но вскоре после того, как враг был отброшен от Ленинграда, встал вопрос о крейсере «Аврора». Судьба этого ставшего историческим корабля беспокоила многих моряков, жизнь которых была так или иначе с ним связана. Свои предложения высказывали многие офицеры флота. Обобщил их и выступил весной 1944 года с конкретным предложением, доказав его целесообразность, заместитель Народного комиссара ВМФ СССР адмирал флота И.С.Исаков. Именно по его инициативе в августе 1944 года исполком Ленинградского городского Совета депутатов трудящихся принял постановление о сохранении крейсера навечно и установке его у Петроградской набережной по реке Большая Невка, против здания Ленинградского нахимовского военно-морского училища.

Реконструкция крейсера

К концу 1970-х годов корпус крейсера «Авроры» пришел в аварийное состояние. Осенью 1980 года Главком ВМФ СССР С.Г.Горшков созывает межведомственную комиссию, и после полугодовой работы министру обороны СССР Устинову Д.Ф. было представлено заключение о техническом состоянии корпуса, делится исторической справкой пресс-служба судостроительного завода «Северная верфь».

В 1984 году Совет министров СССР постановил капитально отремонтировать легендарный крейсер к 70-летию Великой Октябрьской социалистической революции. К тому времени подводная часть корабля попросту сгнила, представляла собой сплошное решето. Из трюмов день и ночь откачивали воду, не спасала даже заливка днища слоем бетона. Требовалась серьезная реконструкция нижней части корпуса. Но времени на это дело корабелам Ждановского завода, а ныне судостроительного завода «Северная верфь», было отпущено слишком мало. И тогда замминистра судостроительной промышленности Игорь Белоусов подал спасительную идею: отрезать старую подводную часть, сделать такую же новую и сверху на нее поставить старую надводную часть. Так и поступили.

18 августа 1984 года «Аврору» кормой вперёд пришвартовали к стенке завода.

Работы начались с демонтажа всего вооружения и оборудования крейсера. С него сняли верхнепалубные сооружения и надстройки, мачты и дымовые трубы. Выгрузили механизмы, отопительные котлы, электрогенераторы. Освободили корпус от обшивки, изоляции, кабеля трубопроводов, палубных покрытий.

В следующем году крейсер ввели в плавучий док, предварительно подкрепив его главные поперечные переборки, после чего в доке была отделена практически вся подводная часть корпуса крейсера.

После достройки в эллинге к апрелю 1987 года на крейсер приварили оконечности с бронзовыми штевнями, на которые прикрепили куски подлинного корпуса; кроме того, установили надстройки, трубы и мачты.

Затем была начата реконструкция помещений, которые стараниями заводчан удалось восстановить в первозданном виде.

Когда Cruiser Aurora и Cruiser Aurora были спущены на воду

Как известные памятники Петербурга на верфях строили

В музее истории завода «Северная верфь» хранится часть корпуса «Авроры». Интересно, что для снижения потерь скорости крейсера из-за обрастания подводной части корпуса она была обшита деревом и медными листами. Деревянная обшивка представляла собой один слой тщательно подогнанных к корпусу и проконопаченных тиковых досок толщиной 102 мм и шириной от 254 до 381 мм, закрепленных на корпусе с помощью сквозных бронзовых болтов общим количеством 19 600 штук. Поверх дерева на густо пропитанную смолой бумагу внакрой прибивали медными гвоздями листы медной обшивки толщиной 1 мм. Масса медной обшивки с гвоздями составляла 27,06 т.

Сегодня крейсер «Аврора» – филиал Центрального военно-морского музея имени императора Петра Великого. После очередной реконструкции в ночь на 16 июля 2016 года крейсер вернулся на место вечной стоянки. Теперь это памятник, не только великим и трагическим событиях XX века, но и отечественному кораблестроению.

Бронепалубный крейсер 1 ранга «Аврора» является памятником российского кораблестроения, истории военного флота и событий революции 1917 года.

Имя «Аврора» (в древнеримской мифологии богиня утренней зари) крейсер получил в честь фрегата, защищавшего Петропавловск-Камчатский во время Крымской войны 1853-1856 годов.

Крейсер «Аврора» был заложен в Санкт-Петербурге на судостроительной верфи «Новое адмиралтейство» 4 июня (23 мая по старому стилю) 1897 года, спущен на воду 24 мая (11 мая по старому стилю) 1900 года, вступил в строй боевых кораблей флота России 29 июля (16 июля по старому стилю) 1903 года.

Когда Cruiser Aurora и Cruiser Aurora были спущены на воду

Символ революции крейсер «Аврора»

При его строительстве была использована сталь Александровского (ныне ОАО «Пролетарский завод») и Ижорского заводов, которая по своему механическому и химическому составу на то время была одной из лучших в мире. Корпус крейсера защитила бронь, которая обладала пластическими свойствами, предотвращающими её раскалывание при попадании снаряда. Для экономии веса вместо броневого пояса на «Авроре» применили так называемую карапасную палубу, напоминающую панцирь черепахи.

Загнутая на скосах к бортам и снижающаяся к носу и корме она должна была рикошетировать снаряды.

Корпус судна ниже ватерлинии был разделён на 14 непроницаемых отсеков, каждый из которых имел автономную систему водооткачки. Их суммарная мощность позволяла откачать воду из всего внутреннего объёма всего за один час. Энергетическая система «Авроры» состояла из трёх паровых машин тройного расширения мощностью 11 610 лошадиных сил, изготовленных на Франко-Русском заводе. Кроме них, Балтийским заводом были поставлены 24 водотрубных паровых котла угольного отопления.

На корабле была электрифицирована система освещения. При помощи электричества приводились в действие водоотливные турбины, вентиляторы корабельных помещений, котельные и машинные отделения. Новшеством стала система рефрижерации провизионной холодильной камеры. «Аврора» стала одним из первых кораблей, на которых установили беспроволочный телеграф.

Кроме того, здесь имелась своя телефонная сеть.

Наряду с новшествами, крейсер «Аврора» имел некоторые уже устаревшие агрегаты. В их числе — носовой таран. Днище было обшито громоздкой деревянной обшивкой с облицовкой медными листами для предотвращения обрастания его водорослями и моллюсками.

Корабль имел водоизмещение 6731 тонну (в 1917 году — 7600 тонн), длину 126,8 метров, ширину 16,8 метров, осадку 6,5 метра, скорость 20 узлов (37,2 км/ч), дальность плавания полным ходом 1440 миль.

Вооружение крейсера на 1903 год состояло из восьми 152-миллиметровых орудий, двадцати четырех 75-миллиметровых орудий, восьми 37-миллиметровых орудий, двух 63,5-миллиметровых десантных пушек, трех торпедных аппаратов и 150 мин (в последующем корабль неоднократно перевооружался). Экипаж состоял из 578 человек.

Крейсер предназначался для ведения разведки, уничтожения торговых судов неприятеля, прикрытия линейных кораблей от атак вражеских миноносцев, для несения дозорной службы.

Во время русско-японской войны 1904-1905 годов «Аврора» в составе второй Тихоокеанской эскадры участвовала в Цусимском сражении, избежав гибели, прорвалась в город Манилу (Филиппинские острова), где была интернирована американскими властями до конца войны. В 1906 году крейсер вернулся в Кронштадт и после ремонта стал учебным кораблем Морского кадетского корпуса.

В 1906-1912 годах с юнгами и гардемаринами на борту крейсер «Аврора» совершил ряд продолжительных дальних походов, где посетил порты многих стран мира.

В Первую мировую войну «Аврора» несла дозорную службу на Балтике, поддерживала артиллерийским огнём русские войска. С ноября 1916 года крейсер находился на капитальном ремонте в Петрограде. Экипаж «Авроры» активно участвовал в революционных событиях 1917 года. 7 ноября (25 октября по старому стилю) 1917 года в 21.40 крейсер выстрелом из носового орудия подал сигнал к штурму Зимнего дворца.

Про Юнармию:  «И вот тут наш герой точно проворовался». Собянинец Максим Решетников спрятал элитный «подарок» от контролёров Владимира Путина?

С 1918 года «Аврора» находилась в резерве Военно-морского флота, его орудия были сняты и переведены на вооружение Волжской флотилии. В 1922 году началось восстановление «Авроры», установлены 130-миллиметровые орудия главного калибра. С 1923 года крейсер стал учебным кораблем Балтийского флота. В 1924-1929 годах участвовал в заграничных походах.

С 1940 года «Аврора» — флагманский корабль бригады подлодок в Ораниенбауме (город Ломоносов), где встретила начало Великой Отечественной войны и находилась весь период обороны Ленинграда. Орудия, снятые с крейсера, использовались для усиления сухопутной обороны города. В сентябре 1941 года «Аврора» получила пробоину ниже ватерлинии и была поставлена на грунт (в затопленном состоянии находилась 950 дней). Корабль подвергался систематическим артобстрелам и бомбёжкам (к январю 1944 года получил свыше 1500 пробоин), но продолжал сражаться.

В июне 1944 года «Аврора» была поднята с грунта и отбуксирована в Ленинград для капитального ремонта, в ходе которого восстановлено вооружение, имевшееся на корабле в 1917 году.

С 1948 года крейсер «Аврора» находился на вечной стоянке у Петроградской набережной реки Большая Невка, с 1957 года — филиал Центрального военно-морского музея. До 1961 года использовался в качестве учебной базы Нахимовского военно-морского училища.

В 1984-1987 годах на крейсере были произведены ремонтно-восстановительные работы и переоборудование.

Его днище было целиком заменено на новое. Вместе с тем, были сохранены уникальные литые бронзовые форштевень и ахтерштевень с пером руля. При ремонте корабля было сохранено всё верхнепалубное оборудование, внешний вид восстановлен по состоянию на 1917 год. После ремонтно-восстановительных работ «Аврора» 16 августа 1987 года была возвращена на место своей стоянки.

Крейсер «Аврора» награжден орденами Красного Знамени (1927) и Октябрьской Революции (1968).

На корабле в 1992 году вновь был поднят Андреевский флаг, крейсер числился в составе Военно-морского флота России.

С 1 декабря 2010 года вступило в силу решение министерства обороны и главного штаба ВМФ РФ о расформировании команды корабля и замене ее на квалифицированных музейных работников. В середине октября 2012 года военный экипаж покинул крейсер.

В сентябре 2014 года «Аврору» отправили на ремонт на Кронштадтский морской завод Минобороны РФ. Крейсер должен вернуться на место «вечной стоянки» у Петроградской набережной Санкт-Петербурга в 2016 году.

С этого момента на корабле возобновит работу обновленный филиал Центрального военно-морского музея.

Бронепалубный крейсер первого ранга «Аврора» является памятником российского кораблестроения, истории военного флота и событий революции 1917 года.

Крейсер «Аврора» был заложен в Санкт-Петербурге на судостроительной верфи «Новое адмиралтейство» 4 июня (23 мая по старому стилю) 1897 года, спущен на воду 24 мая (11 мая по старому стилю), по другим источникам 11 мая (28 апреля по старому стилю) 1900 года, вступил в строй боевых кораблей флота России 29 июля (16 июля по старому стилю) 1903 года.

При его строительстве была использована сталь Александровского (ныне ПАО «Пролетарский завод») и Ижорского заводов, которая по своему механическому и химическому составу на то время была одной из лучших в мире. Корпус крейсера защитила броня, которая обладала пластическими свойствами, предотвращающими её раскалывание при попадании снаряда. Для экономии веса вместо броневого пояса на «Авроре» применили так называемую карапасную палубу, напоминающую панцирь черепахи. Загнутая на скосах к бортам и снижающаяся к носу и корме она должна была рикошетировать снаряды.

Корпус судна ниже ватерлинии был разделён на 14 непроницаемых отсеков, каждый из которых имел автономную систему водооткачки. Их суммарная мощность позволяла откачать воду из всего внутреннего объёма за один час. Энергетическая система «Авроры» состояла из трёх паровых машин тройного расширения мощностью 11 610 лошадиных сил, изготовленных на Франко-Русском заводе. Кроме них, Балтийским заводом были поставлены 24 водотрубных паровых котла угольного отопления.

На корабле была электрифицирована система освещения. При помощи электричества приводились в действие водоотливные турбины, вентиляторы корабельных помещений, котельные и машинные отделения. Новшеством стала система рефрижерации провизионной холодильной камеры. «Аврора» стала одним из первых кораблей, на которых установили беспроволочный телеграф. Кроме того, на судне имелась своя телефонная сеть.

Корабль имел водоизмещение 6731 тонну (в 1917 году — 7600 тонн, ныне — 5760 тонн, длину 126,8 метра, ширину 16,8 метра, осадку 6,5 метра (ныне 5,6 метра), скорость 20 узлов (37,2 км/ч), дальность плавания полным ходом 1440 миль.

Осенью 1903 года крейсер «Аврора» направился в составе отряда кораблей на Дальний Восток, но в связи с начавшейся Русско-японской войной (1904-1905) был возвращен в Россию из Красного моря. Судно было зачислено в состав второй Тихоокеанской эскадры, которая в сентябре 1904 года вышла на выручку осажденного японцами Порт-Артура.

Крейсер «Аврора» участвовал в Цусимском сражении (1905), избежав гибели, прорвался в город Манилу (Филиппинские острова), где был интернирован американскими властями до конца войны. В 1906 году крейсер вернулся в Кронштадт и после ремонта стал учебным кораблем Морского кадетского корпуса.

В Первую мировую войну «Аврора» несла дозорную службу на Балтийском море, поддерживала артиллерийским огнём русские войска. С ноября 1916 года крейсер находился на капитальном ремонте в Петрограде (с 1924 года — Ленинград, с 1991 года — Санкт-Петербург). Экипаж «Авроры» активно участвовал в революционных событиях 1917 года. 7 ноября (25 октября по старому стилю) 1917 года в 21.40 крейсер выстрелом из носового орудия подал сигнал к штурму Зимнего дворца.

С 1918 года «Аврора» находилась в резерве военно-морского флота, его орудия были сняты и переведены на вооружение Волжской флотилии. В конце 1922 года судно решено было восстановить в качестве учебного корабля. Крейсер отремонтировали, установили на нём десять 130- миллиметровых орудий вместо прежних 6-дюймовых, две зенитки и четыре пулемёта. С 1923 года крейсер стал учебным кораблем Балтийского флота. В 1924-1929 годах участвовал в заграничных походах. Из-за плохого состояния котлов и механизмов «Аврора» после очередного ремонта в 1933-1935 годах стала несамоходной учебной базой. В зимнее время её использовали как плавбазу подводных лодок.

Крейсер за время нахождения в боевом составе военного флота прошел более 100 тысяч морских миль.

С 1940 года «Аврора» швартовалась в Ораниенбауме (ныне город Ломоносов), где встретила начало Великой Отечественной войны (1941-1945) и находилась весь период обороны Ленинграда. Орудия, снятые с крейсера, использовались для усиления сухопутной обороны города. В сентябре 1941 года «Аврора» получила пробоину ниже ватерлинии и была поставлена на грунт (в затопленном состоянии находилась 950 дней). Корабль подвергался систематическим артобстрелам и бомбёжкам (к январю 1944 года получил свыше 1500 пробоин), но продолжал сражаться.

В июне 1944 года «Аврора» была поднята с грунта и в 1945 году отбуксирована в Ленинград для капитального ремонта, в ходе которого восстановлено вооружение, имевшееся на корабле в 1917 году.

После окончания ремонта в 1948 году крейсер «Аврора» был поставлен на вечную стоянку у Петроградской набережной реки Большая Невка и до 1956 года использовался в качестве учебной базы Нахимовского военно-морского училища.

В 1950 году по инициативе офицеров учебного корабля на нем начал создаваться корабельный музей.

5 июля 1956 года согласно директиве главнокомандующего Военно-Морским Флотом на «Авроре» был создан филиал Центрального военно-морского музея (ЦВММ).Постановлением Совета Министров РСФСР от 30 августа 1960 года крейсер «Аврора» был включен в число памятников, охраняемых государством.

В 1961 году в связи с реорганизацией Нахимовского военно-морского училища крейсер «Аврора» был передан в Ленинградскую военно-морскую базу.

В 1968 году корабль был награжден вторым орденом — орденом Октябрьской Революции. Первую награду — орден Красного Знамени — он получил в 1927 году.

В 1984-1987 годах крейсер прошел капитальный ремонт и реставрацию. Его днище было целиком заменено на новое. Вместе с тем, были сохранены уникальные литые бронзовые форштевень и ахтерштевень с пером руля. При ремонте корабля было сохранено всё верхнепалубное оборудование, внешний вид восстановлен по состоянию на 1917 год. После ремонтно-восстановительных работ «Аврора» 16 августа 1987 года была возвращена на место своей стоянки.

С 1992 года корабль входил в состав Военно-морского флота Российской Федерации. С 1 декабря 2010 года вступило в силу решение министерства обороны и главного штаба ВМФ РФ о расформировании команды корабля и замене ее на квалифицированных музейных работников. Корабль был выведен из состава ВМФ РФ и переведен под управление Центрального военно-морского музея.

В мае 2013 года крейсер «Аврора» был возвращен в состав ВМФ. 4 июня 2013 года — министром обороны РФ было утверждено техническое задание на ремонт корабля для восстановления технического состояния крейсера «Аврора» для использования его в качестве корабля-музея. Музейная экспозиция на время ремонта была демонтирована и передана на хранение в Центральный военно-морской музей.

21 сентября 2014 года крейсер «Аврора» отправили на ремонт на Кронштадтский морской завод, где был проведен доковый ремонт корпуса корабля, в ходе которого заварена трещина выше ватерлинии. Крейсер оборудовали новыми системами пожаротушения и сигнализации, покрасили корпус, восстановили исторический интерьер внутренних корабельных помещений, установили новую систему видеонаблюдения.

После окончания ремонта 16 июля 2016 года крейсер «Аврора» вновь занял свое место на вечной стоянке у Петроградской набережной.

На крейсере-музее было увеличено количество залов экспозиции корабельного музея с шести до девяти. На обновленном корабле появились медицинский кабинет, уголок священника, кабинет офицеров, где воссозданы интерьеры начала XX века. Всего на крейсере для посетителей было создано шесть тематических блоков экспозиции. Среди тем, которые они освещают история и судьба «Авроры», служба и быт личного состава на кораблях российского флота, исторические периоды службы крейсера во время Первой мировой войны, Октябрьской революции и гражданской войны.

Музейная экспозиция на борту крейсера находится в ведении управления культуры министерства обороны РФ.

Торжественное открытие обновленной экспозиции на «Авроре» состоялось в День Военно-Морского флота России — 31 июля, а для посетителей музей открылся 3 августа 2016 года.

Крейсер «Аврора» сегодня — это находящийся на плаву корабль, на котором работают системы и механизмы, обеспечивающие его жизнедеятельность в течение 20 суток в автономном режиме. Став кораблем-музеем, он сохранил и ряд функций действующего боевого корабля. На корабле имеется военный экипаж во главе с командиром, который обеспечивает эксплуатацию крейсера и его надлежащее техническое состояние.

В Петербурге отметили круглую дату 120 лет со дня спуска на воду легендарного крейсера «Аврора». Корабль, имя которого стало символом бурных исторических событий, русско-японской войны, Октябрьской революции, в наше время обязательный пункт программы любой туристической поездки в Северную столицу.

Подъем в кубрике объявляют ровно в шесть утра. На крейсере 1-го ранга послаблений в корабельном распорядке не бывает. «Аврора» хоть и на вечной стоянке, но здесь чтят все морские традиции.

Столетие назад на крейсере служило почти 600 человек, сегодня только 30. И большинство по призыву.

– Я из города Белгорода, когда попал сюда, был очень удивлен, впечатлен красотой, все серьезно, все боевые посты работают, – говорит Иван Буханцов, машинист электромеханической боевой части крейсера «Аврора».

Музей – это лишь пятая часть крейсера, все остальное и поныне действующий боевой корабль. Командир ведет туда, куда туристам входа нет. Здесь в румпельном отделении когда-то было резервное управление: эти штурвалы приходилось крутить вшестером.

– Весь труд был невероятно сложный. Одних кочегаров на корабле было 136. Уголь перед засыпкой в котел нужно было еще раздробить кувалдой, – рассказывает Юрий Шишкарев, командир крейсера «Аврора».

За спуском корабля, названного в честь богини утренней зари, 120 лет назад наблюдал сам император Николай II. Крейсер был серийным, но уникальным его сделала история из трех войн и двух революций. «Аврора» одна из немногих уцелела в Цусимском сражении с японцами, тогда погиб ее командир. В Первую мировую крейсер патрулировал Финский залив, а потом настал революционный 1917-й.

По легенде, вечером 25 октября 1917 года на палубу поднялась революционерка Лариса Рейснер и дала команду «пли». Тот самый залп, что якобы и послужил началом штурма Зимнего дворца, был дан из орудий, что стояли вот на этом месте. Но на самом деле, тот залп был лишь предупреждением о готовности для рядом стоящих кораблей. А настоящий сигнал к штурму был дан с Петропавловской крепости.

Но именно «Авроре» было суждено стать символом Октябрьской революции. И возможно, поэтому ее так и не решились списать на металлолом. В блокаду корабельные орудия вместе с экипажем были отправлены на защиту Ленинграда. И только после Великой Отечественной крейсер встал на вечную стоянку. В 2014-м на ремонт корабль провожал, кажется, весь город. Спустя два года «Аврора» величаво возвращалась под разведенными мостами.

Про Юнармию:  Википедия история и Оборона Севастополя 1941 – 1942 гг

На знаменитой тиковой палубе сегодня слышны лишь шаги командира. Для посещения «Аврора» пока закрыта, как и все остальные музеи города. Командир признается, экипаж скучает по туристам. Ежедневно крейсер посещали тысячи человек, чаще всего дети.

– Я краем уха да слышу те или иные вопросы, которые они задают родителям, интересно послушать, что говорят мамы, что отвечают отцы, приходится иногда и поправлять, а что делать, – признается Юрий Шишкарев, командир крейсера «Аврора».

Юбилей по флотской традиции отметят торжественным построением. Сразу после экипаж разойдется по своим постам. И в час, когда утро встает над Невой и во все остальное время, «Аврора» продолжит и дальше нести почетную службу.

Везучий неудачник

Главным событием в истории крейсера «Аврора» считается холостой выстрел, ставший сигналом к штурму Зимнего дворца в ходе Великой Октябрьской социалистической революции.

О главном же военном событии в истории крейсера — участии «Авроры» в трагическом для русского флота Цусимском сражении — известно значительно меньше.

Когда Cruiser Aurora и Cruiser Aurora были спущены на воду

«Аврора» — несомненно, везучий корабль. Крейсер, чьи технические характеристики значительно уступали самым современным кораблям того времени, не просто сумел уцелеть в сражении, но и избежал позорной участии спускания флага перед победившим противником.

Корабль, спуск которого на воду состоялся 24 мая 1900 года в присутствии императора Николая II и императриц Марии Фёдоровны и Александры Фёдоровны, был принят в состав русского флота в июне 1903 года и к моменту начала русско-японской войны был одним из новейших.

Новейших, но отнюдь не самых совершенных.  Проблемы с «Авророй» начались на стадии проектирования и не заканчивались никогда. Сроки выполнения работ по постройке судна неоднократно срывались, а когда дело дошло до испытаний, то инженеры хватались за голову от огромного количества недочётов и недоделок. Из-за перегруженности казённых верфей в Петербурге, где шло строительство «Авроры», работы по её строительству велись в спешке и одновременно при недостатке рабочих рук.

Машины и котлы «Авроры» оказались ненадёжными, крейсер так и не достиг планируемых показателей скорости, было немало вопросов и к вооружению корабля.

Гордость отечества. Легендарные корабли военно-морского флота России

Когда Cruiser Aurora и Cruiser Aurora были спущены на воду

Когда Cruiser Aurora и Cruiser Aurora были спущены на воду

Когда Cruiser Aurora и Cruiser Aurora были спущены на воду

«Полтава» — первый линейный корабль русского флота, и первый — построенный в Петербурге. Строительством судна руководил Петр I. Длина — 34,6 ширина — 11,7. Имел на вооружении 54 пушки 18, 12 и 6-ти фунтового калибров. После вступления в строй в 1712 году этот корабль участвовал во всех кампаниях русского Балтийского корабельного флота в годы Северной войны, а в мае 1713 года, прикрывая действия галерного флота по овладению Гельсингфорсом, был флагманским кораблем Петра I.
Питер Пикарт

«Лефорт» — парусный линейный корабль Балтийского флота Российской империи. Был заложен в 1833 году в Санкт-Петербурге и спущен на воду 9 (31) августа 1835 года. Оборонял Кронштадт во время Крымской войны. Но затонул в мирное время: в кораблекрушении погибли все находящиеся на борту корабля 843 человека, включая 14 офицеров, 61 унтер-офицера, 683 рядовых, 66 женщин и 19 детей из их семей. До гибели 28 сентября 1994 года парома Estonia катастрофа линейного корабля «Лефорт» являлась крупнейшей катастрофой на Балтийском море по числу жертв в мирное время.
Корабль «Лефорт». Неизвестный художник

Когда Cruiser Aurora и Cruiser Aurora были спущены на воду

Причина гибели «Лефорта» так и осталась загадкой, так как расчеты убедительно показывают, что при имевшихся на нём парусах он не мог быть опрокинут ветром, хотя первоначально эта версия входила в число трех основных. Комиссией по расследованию причин катастрофы признаны наиболее вероятными причинами аварии ослабление связей корабля, вызваные тем, что в 1856 году корабль дважды был использован в качестве транспорта для перевозки тяжелых грузов на орудийных палубах.
И. К. Айвазовский. «Гибель корабля

Когда Cruiser Aurora и Cruiser Aurora были спущены на воду

«Ингерманланд» — парусный 74-пушечный линейный корабль Балтийского флота России можно причислить к легендам. Но не за боевые заслуги, а мизерные сроки жизни. Судну было суждено погибнуть после 4 месяцев плавания. Его спустили на воду в мае 1842 года, а уже в августе по пути в районе Норвегии из-за ошибки счисления и сильнейшего шторма «Ингерманланд» выскочил на камни и разбился. Погибли 329 человек, спаслось – 509. Это был роскошный корабль водоизмещением 3000 тонн, с 74 пушками на борту.
К. В. Круговихин «Крушение корабля „Ингерманланд“ 30 августа 1842 года у берегов Норвегии», 1843 год.

Когда Cruiser Aurora и Cruiser Aurora были спущены на воду

«Двенадцать апостолов» — российский парусный линейный корабль I ранга, спущенный на воду в 1841 году. Фактическое число орудий на «Двенадцати апостолах» равнялось 130. Мощнейшими из них были 32 68-фунтовые пушки. Орудия стреляли как обычными сплошными ядрами, так и разрывными снарядами. Первым капитаном «Двенадцати апостолов» стал Владимир Алексеевич Корнилов. Входил в состав Черноморского флота. Во время обороны Севастополя был затоплен между Николаевской и Михайловской батареями.
И. К. Айвазовский «Корабль «Двенадцать апостолов». 1897 год.

Когда Cruiser Aurora и Cruiser Aurora были спущены на воду

Когда Cruiser Aurora и Cruiser Aurora были спущены на воду

Когда Cruiser Aurora и Cruiser Aurora были спущены на воду

Когда Cruiser Aurora и Cruiser Aurora были спущены на воду

Когда Cruiser Aurora и Cruiser Aurora были спущены на воду

Когда Cruiser Aurora и Cruiser Aurora были спущены на воду

Когда Cruiser Aurora и Cruiser Aurora были спущены на воду

Когда Cruiser Aurora и Cruiser Aurora были спущены на воду

Когда Cruiser Aurora и Cruiser Aurora были спущены на воду

Когда Cruiser Aurora и Cruiser Aurora были спущены на воду

Когда Cruiser Aurora и Cruiser Aurora были спущены на воду

Когда Cruiser Aurora и Cruiser Aurora были спущены на воду

Когда Cruiser Aurora и Cruiser Aurora были спущены на воду

Когда Cruiser Aurora и Cruiser Aurora были спущены на воду

Когда Cruiser Aurora и Cruiser Aurora были спущены на воду

Когда Cruiser Aurora и Cruiser Aurora были спущены на воду

Когда Cruiser Aurora и Cruiser Aurora были спущены на воду

Первый поход

Испытания крейсера в начале 1903 года продолжались, и для доведения «Авроры» до ума требовалось ещё немало времени, но его не было. Обострившаяся обстановка на Дальнем Востоке требовала немедленного усиления Тихоокеанской эскадры, для чего на Балтике формировался специальный отряд кораблей. Морское министерство намеревалось включить в этот отряд и «Аврору», для чего было приказано завершить испытания как можно скорее.

16 июня 1903 года «Аврора» официально вошла в состав Российского императорского флота и практически сразу была включена в состав отряда контр-адмирала Вирениуса, сосредотачивавшийся на Средиземном море для скорейшего следования в Порт-Артур.

25 сентября 1903 года «Аврора» под командованием капитана 1-го ранга Сухотина покинула Большой Кронштадский рейд, отправившись на соединение с отрядом Вирениуса.

Когда Cruiser Aurora и Cruiser Aurora были спущены на воду

В этом походе у «Авроры» возникла масса технических неисправностей, в том числе очередные проблемы с машинами, вызвавшие крайнее недовольство у командования. Находясь в Суэце, экипаж вынужден был устранять проблемы с рулевым приводом. В Джибути 31 января 1904 года «Аврору» застало известие о начале войны с Японией, а 2 февраля — высочайшее повеление о возвращении в Россию.

До русской военной базы в Либаве «Аврора» добралась 5 апреля 1904 года, на чём и завершился её первый поход.

Судовой священник «Авроры» погиб от «дружеского огня»

Военная ситуация для России складывалась неблагоприятно, и русское командование приняло решение о формировании Второй Тихоокеанской эскадры, которой предстояло пройти через три океана и изменить ситуацию на морском театре военных действий.

На «Авроре» были проведены работы по устранению технических недостатков и усилению средств вооружения. Новым командиром «Авроры» стал капитан 1-го ранга Евгений Егорьев.

Когда Cruiser Aurora и Cruiser Aurora были спущены на воду

2 октября 1904 года Вторая Тихоокеанская эскадра четырьмя отдельными эшелонами вышла из Либавы для следования на Дальний Восток. «Аврора» возглавила третий эшелон кораблей в составе миноносцев «Безупречный» и «Бодрый», ледокола «Ермак», транспортов «Анадырь», «Камчатка» и «Малайя». 7 октября русские корабли были разделены на небольшие отряды. «Аврора» попала в 4-й отряд под командованием контр-адмирала Оскара Энквиста и должна была двигаться вместе с крейсером «Дмитрий Донской» и транспортом «Камчатка».

Напряжение, царившее на русских судах, привело к тому, что в Северном море, у берегов Великобритании, русская эскадра приняла рыболовецкие корабли за вражеские миноносцы. В поднявшемся хаосе русские моряки обстреляли не только рыбаков, но и друг друга.

В результате такого «дружеского огня» «Аврора» получила повреждения, а судовой священник отец Анастасий был смертельно ранен.

Рекордсмены по погрузке угля

Дальнейший поход проходил достаточно спокойно. Команда на «Авроре» подобралась сплочённая, чему немало способствовал её командир.

Старший судовой врач Кравченко писал в своём дневнике: «Первое впечатление от «Авроры» самое благоприятное. Команда весёлая, бодрая, смотрит прямо в глаза, а не исподлобья, по палубе не ходит, а прямо летает, исполняя приказания. Всё это отрадно видеть. На первых же порах меня поразило обилие угля. Много его на верхней палубе, а в батарейной палубе ещё больше; три четверти кают-компании завалены им. Духота поэтому нестерпимая, но офицерство и не думает унывать и не только не жалуется на неудобства, а напротив, с гордостью сообщает мне, что до сих пор их крейсер по погрузке был первым, брал первые премии и вообще на очень хорошем счету у адмирала».

Когда Cruiser Aurora и Cruiser Aurora были спущены на воду

Досуг на «Авроре» обеспечивала самодеятельная театральная труппа из моряков и офицеров, чьи постановки высоко ценили и моряки с других кораблей.

Экипаж «Авроры» был очень силён и в вопросе погрузки угля. Так, 3 ноября на «Аврору» в условиях нестерпимой жары погрузили 1300 тонн угля с темпом 71 тонна в час, что было лучшим результатом на всей эскадре. А в последних числах декабря 1904 года при новой загрузке топлива моряки «Авроры» побили свой же рекорд, показав результат 84,8 тонны угля в час.

Если настроения команды и её подготовка тревоги у капитана Егорьева не вызывали, то вот о самом корабле этого сказать было нельзя. Лазарет и операционная устроены были так скверно, что ими в тропиках совершенно нельзя было пользоваться. Пришлось приспособлять новые помещения, устраивать возможную защиту их от артиллерийского огня. Вся провизия была сосредоточена почти в одном месте, а потому в случае затопления этой части судна 600 человек остались бы без еды. Многое в этом роде пришлось исправить. На верхней палубе пришлось устроить из запасных булливиновских противоминных сетей защиту от попаданий деревянных осколков мачт и траверзы из таких же сетей с матросскими койками для защиты прислуги орудий. Выломаны и убраны внутренние деревянные щиты бортов, могущие дать массу осколков», — писал командир «Авроры» в марте 1905 года, когда встреча с неприятелем уже близилась.

Капитан «Авроры» погиб одним из первых

1 мая 1905 года Вторая Тихоокеанская эскадра после некоторой реорганизации и кратких приготовлений оставила берега Аннама и направилась во Владивосток. «Аврора» заняла своё место с правой наружной стороны колонны транспортов в кильватер крейсеру «Олег». 10 мая при полном штиле состоялась последняя угольная погрузка, уголь принимался с расчётом иметь ко входу в Корейский пролив запас, которого должно было хватить до Владивостока. Вскоре после отделения транспортов крейсера «Олег», «Аврора», «Дмитрий Донской» и «Владимир Мономах» вместе с третьим броненосным отрядом составили левую кильватерную колонну.

В ночь на 14 мая 1905 года русская эскадра вошла в Корейский пролив, где её уже ждали японские корабли.

Когда Cruiser Aurora и Cruiser Aurora были спущены на воду

Для «Авроры» Цусимское сражение началось с перестрелки с японскими кораблями в 11:14. В начале боя «Аврора» поддержала огнём крейсер «Владимир Мономах», который вёл перестрелку с японским крейсером-разведчиком «Идзуми», заставив последний отойти.

С появлением третьего и четвёртого японских отрядов, которые предприняли атаку на русские транспорты, «Аврора», прикрывавшая транспортные суда, оказалась под мощным огнём противника. Крейсер получил первые повреждения.

Но по-настоящему тяжело экипажу «Авроры» пришлось около трёх часов дня, когда японские корабли сумели подойти на близкое расстояние и поставить русские крейсеры под перекрёстный огонь.  Повреждения следовали одно за другим, в результате одного из попаданий начался пожар в опасной близости от бомбового погреба, чреватый взрывом боезапаса. Лишь благодаря самоотверженности моряков «Авроры» катастрофу удалось предотвратить.

В 15:12 75-миллиметровый снаряд попал в трап переднего мостика. Его осколки и обломки трапа попали через смотровую щель в рубку и, отразившись от её купола, разлетелись в разные стороны, ранив всех находившихся в рубке. Командир «Авроры», капитан 1-го ранга Евгений Романович Егорьев, получил смертельное ранение в голову и вскоре скончался. Командование кораблём принял один из старших офицеров.

Когда Cruiser Aurora и Cruiser Aurora были спущены на воду

Оцените статью
ЮнАрмия