Ирина Рахимова
Урок мужества с презентацией «Оборона Москвы» (к 75-й годовщине начала контрнаступления Красной Армии под Москвой)
Урок мужества с презентацией (к 75-й годовщине начала контрнаступления Красной Армии под Москвой
5-6 декабря 1941 года произошло значимое событие в ходе Великой Отечественной войны — началось контрнаступление Красной Армии под Москвой, которое не позволило немецкому командованию осуществить зловещие планы по захвату и уничтожению нашей столицы. Случилось это 75 лет назад.
Эта дата не должна пройти мимо внимания подрастающего поколения, и поэтому в нашем детском саду прошли дни мужества и воинской славы, посвященные подвигу русского воинства в ходе войны против фашизма.
Мною была подготовлена презентация для детей старшего дошкольного возраста и содержательная беседа с детьми, которая позволила решить ряд задач по патриотическому воспитанию дошкольников.
Предлагаю вашему вниманию конспект урока мужества и презентацию «Оборона Москвы. 75-я годовщина начала контрнаступления под Москвой»
Цель – обогатить духовный мир детей через обращение к героическому прошлому нашей страны.
1. Воспитательная – воспитывать уважение к защитникам Родины на основе конкретных исторических фактов, доступных детям и вызывающих у них гордость за свой народ и любовь к Родине.
2. Образовательная – закрепить умение отвечать полным предложением на поставленный вопрос.
3. Развивающая – развивать речь, мышление, поддерживать инициативу детей.
1 слайд
Ребята! Сегодня мы собрались вместе на уроке мужества, чтобы со всей страной, со всем российским народом в эти дни отметить 75-летие героической битвы под Москвой.
Вопрос: Как называлась война, которая длилась с 1941 по 1945 год в нашей стране?
Ответы детей: Великая Отечественная война.
Вопрос: Какая страна развязала эту войну?
Ответ детей: Фашистская Германия.
Вопрос: Что фашисты хотели сделать с нашим народом?
Ответ: уничтожить, захватить, убить всех русских людей.
2 слайд
Фашисты хотели сразу захватить нашу столицу.
Вопрос: Какой город является столицей России?
Да, ребята, и немцы думали, что если они захватят и уничтожат главный город России, то они быстро победят весь русский народ.
А. С. Пушкин писал:
Для сердца русского слилось,
Для каждого русского человека Москва – это гордость, величие. А фашисты хотели стереть с лица Земли нашу столицу, затопить ее водой, чтобы следов от нее не осталось.
3 слайд
Великая Отечественная война началась 22 июня 1941 года, и уже в сентябре 1941 года фашистские войска подошли близко к Москве.
4 слайд
С 20 октября Москва была объявлена на осадном положении. Это означало, что из столицы стали вывозить детей, женщин и стариков. Жители, оставшиеся в городе, начали строить укрепления, заграждения, рыли траншеи.
5 слайд
Днем и ночью работали московские заводы.
Вопрос: Что на них изготавливали?
Ответ детей: На заводах делали снаряды и оружие.
Вопрос: А кто же работал на заводах, если все мужчины ушли на фронт?
Ответ детей: Работали дети и женщины.
6 слайд
Между тем немецкая авиация бомбила город. От зажигательных бомб возникали пожары.
7 слайд
Москвичи дежурили на крышах домов, тушили зажигательные бомбы. С земли небо над Москвой постоянно охраняли зенитчики.
8 слайд
7 ноября на Красной площади нашей столицы прошел военный парад, и все солдаты, вся военная техника прямо с Красной площади уходили на фронт, чтобы защитить родной и любимый город. В те дни была написана «Песня защитников Москвы». Авторами песни стали композитов Б. Мокроусов и поэт Сурков. Послушайте эту песню. Бойцы Красной Армии шли в атаку на врага, воодушевленные словами этой песни.
Звучит «Песня защитников Москвы»
9 слайд
Командовать русской армией было поручено талантливейшему полководцу, смелому и решительному человеку – маршалу Г. К. Жукову.
10 слайд
Также командование на себя взяли не менее талантливые военные – маршал К. К. Рокоссовский, И. С. Конев.
11 слайд
Бои шли ожесточенные и кровопролитные. Фашистская армия была вдвое сильнее. Но это не помогло немцам осуществить свой коварный план. Во время битвы за Москву было совершено немало подвигов.
Вопрос: Что такое подвиг?
Ответ: Подвиг – это героический поступок, совершенный в трудных условиях.
Вопрос: Как называют человека, совершившего подвиг?
Ответ: Такого человека называют героем.
Очень важную роль в защите столицы сыграли наши военно-воздушные силы. Летчики Красной Армии проявляли чудеса мужества. Первый воздушный таран в небе над Москвой совершил Виктор Талалихин. Он атаковал вражеский бомбардировщик, уничтожил врага и сам героически погиб.
12 слайд
Совершил подвиг и летчик-истребитель Николай Гастелло. Он направил свой горящий самолет на колонну немецких войск и погиб, уничтожив сотни врагов.
13 слайд
15 ноября 1941 года морозным ясным утром фашисты двинулись на Москву. Они хотели окружить ее с севера и с юга. Упорные бои развернулись в районе города Волоколамска. 16 ноября 1941 года вошло в историю Великой Отечественной войны как день незабываемого подвига, совершенного нашими воинами в районе разъезда Дубосеково. 28 солдат-красноармейцев под командованием генерала Панфилова гранатами, бутылками с зажигательной смесью, огнем из противотанковых орудий подбили 14 вражеских танков! Все панфиловцы погибли, но танки к Москве не прошли.
14 слайд
Один из героев-панфиловцев, Василий Клочков произнес: «Велика Россия, а отступать некуда – позади Москва!» — эти слова стали символом московской битвы.
15 слайд
В декабре 1941 года стояли трескучие морозы, всюду лежал глубокий снег. Немецкие войска были плохо обмундированы, не имели теплых шинелей и зимней обуви. Немцы не подготовились к ведению войны в зимних условиях! Ведь они рассчитывали на быструю победу, а ее-то и не случилось. 5-6 декабря началось контрнаступление Красной Армии, немцы были отброшены от Москвы!
16 слайд
В жесточайших боях под Москвой мы выстояли и победили! Но эта победа досталась дорогой ценой. Повсюду под Москвой стоят памятники павшим воинам. Они всегда будут напоминать нам о тех, кто отдал свою жизнь, героически сражаясь за Родину! Перед вами мемориал в память героям-панфиловцам под Волоколамском.
17 слайд
И этими героями мы будем гордиться всегда. Ведь они защитили Москву и подарили нам жизнь.
18 слайд
Красивы столицы кварталы,
Нам нынче Москву не узнать!
Но рядом когда-то стояла
Фашистская темная рать.
Кружили над полем вороны,
Желтел облетающий лес,
И линия обороны
Москвы проходила здесь.
Воронки, окопы, траншеи,
Разрывы мин и гранат.
Здесь жизней своих не жалея
Погибли сотни солдат.
Они отстояли столицу,
И мы не забудем их.
Мы подвигом будем гордиться бесстрашных дедов своих!
Публикации по теме:
Сценарий праздника «Битва под Москвой»
Тихо звучит музыка, за столом сидят взрослый и ребенок, рассматривают альбом с фотографиями. Звон колокола. Ребенок: Что это? Слышишь? Взрослый:.
Комплексное занятие для детей старшего дошкольного возраста, посвященное 75-й годовщине обороны Москвы
Комплексное занятие для детей старшего возраста, посвященное 75 годовщине Обороны Москвы Разработано Музыкальный руководитель Яценко Ольга.
Конспект занятия «Оборона Москвы»
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «ОБОРОНА МОСКВЫ» ВОСПИТАТЕЛЬ: БЕЛАНОВА Л. С. – высшая квалификационная категория.
Сценарий мероприятия, посвященного 75-летию контрнаступления советских войск под Москвой
Цели: Продолжаем знакомить старших дошкольников с историей своей страны, воспитываем чувство гордости за свою родину и свой народ, который.
Урок мужества для учащихся начальной школы
Помнят люди (урок памяти) Цели: 1) познакомить обучающихся с битвой за Сталинград; 2) способствовать воспитанию чувства уважения к людям.
Урок мужества для учащихся с ОВЗ на тему «Сталинградская битва: коренной перелом в войне»
Цели: 1. Показать всемирно-историческое значение разгрома фашистских армий под Сталинградом Проследить ход освободительных боев под Сталинградом.
Эссе «И снова все с начала»
В мае мы выпустили подготовительную группу, а в июне набрали вторую младшую. Как непривычно было видеть около себя таких малышей. Сначала.
Урок мужества на тему «Битва за Москву»
Цели и задачи мероприятия:
-нравственно-патриотическое воспитание школьников,
-привлечение внимания подрастающего поколения к героическим страницам истории своей Родины,
-формирование у детей гордости за свою Родину, её народ и ратную славу.
Область применения: проведение классного часа, посвященного годовщине Победы.
Формы и методы реализации: рассказ-беседа, сопровождаемый показом презентации
Необходимое материально- техническое обеспечение: презентация, выполненная в программе MS Power Point, мультимедийное оснащение.
Уважение к своей стране, к ее истории, традициям и богатой культуре является основой любого воспитания. Именно поэтому гражданско-патриотическое воспитание младших школьников — одно из важнейших направлений в работе педагога начальных классов. Именно оно должно стать той объединяющей силой, которая сможет вырастить поколение настоящих патриотов, любящих свою Родину не на словах, а на деле.
Патриотизм- это гордость за достижения родной страны, горечь за её неудачи и поражения, интерес и уважение к её историческому прошлому.
Огромную роль в решении этих задач играет обращение к тематике Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. В этот трудный период проявились лучшие черты народа, и победа в войне стала результатом мужества, героизма, стойкости советских людей.
Московская битва является одним из решающих сражений Великой Отечественной войны. Это была первая крупная победа советских войск над
фашистской Германией, был развеян миф о «непобедимости» германской армии, поднят дух советских людей в борьбе с врагом.
Одной из главных задач рассмотрения Московской битвы должно быть раскрытие великого подвига защитников нашей столицы. Важно, чтобы дети осознали ту огромную опасность, которую нёс фашизм всей стране, всему человечеству.
Одним из существенных аспектов темы является раскрытие тезиса: «Москву обороняла вся страна, Москва защищала всю страну». Учащимся надо показать, что победа под Москвой — это победа всего народа: и солдат, и полководцев и тех, кто самоотверженно трудился в тылу.
Для того, чтобы соединить представления о тех далёких событиях с непосредственным духовным опытом младших школьников, за неделю до
проведения классного часа учащимся было предложено побеседовать с родственниками о том, как жили их семьи во время войны; выяснить, участвовал ли кто-нибудь из членов семьи в обороне Москвы.
Во время показа презентации детям были заданы вопросы для уточнения правильного понимания услышанного. Например:
— Как вы думаете, почему именно Москву стремились завоевать фашисты?
-Зачем на улицах Москвы ставили противотанковые ежи?
-Как вы понимаете слова В.Клочкова ?
-В какой песне поётся о героях-панфиловцах?
-С какой целью был проведен парад на Красной площади 7 ноября 1941г.?
-Почему не удалось фашистским войскам захватить Москву? и т.д.
Очень важным при проведении подобного мероприятия является создание соответствующего эмоционального фона. С этой целью были использованы фрагменты записей музыки и песен военных лет.
Также эмоционально значимым стало творческое задание, подготовленное учащимися к классному часу. Ребята сочинили и оформили «Письма из XXI века», адресованные защитникам Москвы. Современные школьники очень трогательно, искренне благодарили павших героев и ветеранов, доживших до наших дней, за ясное небо над головой, за своё счастливое мирное детство. Благодаря этому яркому моменту классный час, посвященный битве за Москву, не превратился в формальное перечисление дат, имён, фактов и событий и способствовал тому, чтобы дети осознали себя частью родного города и всей страны.
к презентации «Битва за Москву».
В 2015 году наша страна отмечала великую дату: 75 лет со дня Победы над фашистской Германией.
Много войн пришлось испытать нашей стране за всю её историю, но самой страшной и самой долгой была Великая Отечественная война.
22 июня 1941 года войска фашистской Германии напали на нашу Родину.
Горькими были первые месяцы войны. Наши войска отступали, и через три месяца фашистские войска вплотную подошли к Москве. Фашисты были уверены в своей победе и даже заранее разработали план полного уничтожения Москвы. Предводитель фашистской армии Адольф Гитлер приказал: «Город должен быть окружен так, чтобы ни один русский солдат,
К счастью, этому жестокому плану не дано было сбыться! С самых первых дней войны москвичи стали готовиться к защите своего города. «Всё для фронта, всё для победы!» — вот девиз тех дней.
(Звучат первые куплеты песни «Священная война»)
Взрослые мужчины и совсем молодые юноши и девушки записывались в ряды Красной Армии и Народного Ополчения.
На заводах , вместо ушедших на фронт мужчин, к станкам встали женщины и подростки.Они трудились по 12 часов в сутки, обеспечивая столицу оружием и боеприпасами.
Москвичи помогали фронту кто чем мог: вязали теплые вещи, собирали посылки бойцам, ухаживали за ранеными в госпиталях.
Тысячи горожан, в основном женщины, невзирая на холод и дождь, строили оборонительные рубежи, копали траншеи, сооружали заграждения и баррикады, таскали мешки с песком. Работа была очень тяжелая, но никто не жаловался, не сдавался.
На улицах и площадях Москвы устанавливались противотанковые ежи ,
а в небе размещались аэростаты, которые преграждали путь вражеским самолетам.
Налёты на Москву начались с первого дня войны. Фашисты сбрасывали на город тысячи зажигательных бомб и фугасов. Чтобы защитить Москву от бомбежек, была создана система противовоздушной обороны.
Вокруг Москвы были размещены артиллерийские войска, которые сбивали вражеские самолеты на подлёте к столице.
Во время бомбёжек в городе объявлялась воздушная тревога. Люди уходили из квартир в бомбоубежища, где можно было укрыться от взрывов. Такими бомбоубежищами служили некоторые станции московского метро.
Мужественно защищали родной город москвичи, но все же основная тяжесть войны обрушилась на плечи воинов нашей армии.
Командующим фронтом, который прикрывал Москву, был назначен Георгий Константинович Жуков. Солдаты говорили «Где Жуков, там – победа!»
7 ноября 1941года в центре Москвы состоялся традиционный парад. Несмотря на то, что вражеские войска стояли совсем близко от Москвы, по Красной площади маршем шли ряды солдат и сразу с парада бойцы отправлялись на фронт.
В середине ноября фашисты предприняли очередную попытку наступления на Москву. В планах врага было окружить город танковыми войсками, а затем захватить его.
На одном из фронтов на пути фашистов встала стрелковая дивизия под командованием Ивана Васильевича Панфилова.
У разъезда Дубосеково 28 бойцов-панфиловцев приняли на себя удар 50 вражеских танков. Там один из бойцов- Василий Клочков произнес исторические слова: « Велика Россия, а отступать некуда — позади Москва!»
В критическую минуту боя политрук Клочков первым бросился со связкой гранат под вражеский танк, подорвал его и погиб смертью героя.
Этот бой длился всего 4 часа. 18 танков подбили герои-панфиловцы. Из 28 солдат в живых осталось только 4 человека. Но ценою жизни солдат, атака была отбита, танки не прошли к Москве.
Подвигов, подобных этому было совершено очень много, защищая столицу , люди не жалели ни сил, ни даже свои жизни!
И вот 5 декабря Сов. Армия перешла в контрнаступление и отбросила фашистские войска от Москвы.
Немецкая армия, которая считалась непобедимой, оказалась на грани уничтожения. Победа в битве под Москвой показала всему миру, что фашистов можно бить, а значит, их можно победить!
Укрепилась уверенность наших людей в Победе!
Но до окончательно разгрома фашистских войск нашим солдатам предстояло сражаться ещё долгих четыре года..
После войны в своей книге воспоминаний Г.К. Жуков написал:
«Когда меня спрашивают, что больше всего запомнилось из минувшей войны, я всегда отвечаю: «Битва за Москву». Выражая глубокую благодарность всем участникам битвы за Москву, оставшимся в живых, я склоняю голову перед светлой памятью тех, кто стоял насмерть, но не пропустил врага к сердцу нашей Родины, её столице, городу-герою Москве. Мы все в неоплатном долгу перед ними!»
Классный руководитель 9 Б класса: Виноградский А. Ю.
Екатерина Жданова
Конспект урока истории для обучающихся 9 класса «Битва за Москву»
Цель: подчеркнуть великое историческое значение победы советского народа в битве за Москву.
1. Образовательные: дать обучающимся представление об оборонительном периоде, разгроме немецких войск под Москвой; на примерах подвигов защитников Москвы показать мужество, стойкость, готовность погибнуть ради освобождения столицы; объяснить, почему защита Москвы волновала всю страну
2. Коррекционно-развивающие: развивать познавательные способности; составлять сообщение на заданную тему; давать полные и развернутые аргументированные ответы, работать над расширением словарного запаса, развивать память, внимание, мышление.
3. Воспитательные: воспитывать чувство восхищения народом, который проявил беззаветное служение Отечеству; объяснить, почему люди во все времена чтут героев, защищавших Отечество. Вызвать чувство восхищения мужеством и героическим подвигом всего русского народа.
генеральное наступление, эвакуировать, контрнаступление, Генштаб.
Оборудование: учебник истории, карта «Великая Отечественная война 1941-1945гг.», портрет Г. К. Жукова, презентация «Битва за Москву».
Тип урока :
1. Орг. момент.
2. Актуализация знаний. Проверка пройденного материала
3. Вводное слово учителя.
4. Сообщение темы урока. Запись числа в тетради.
5. Изучение нового материала.
6. Зрительная гимнастика.
7. Историческая справка, рассказ о подвиге Зои Космодемьянской.
8. Продолжение работы над темой урока.
9. Закрепление изученного материала. Самостоятельное выполнение кроссворда.
10. Подведение итогов урока. Домашнее задание.
Учитель: -Здравствуйте ребята. Садитесь. Все ли готово к уроку?
Обучающиеся приветствуют учителя
Учитель:Какую тему изучали на предыдущем уроке?
Обучающиеся : на прошлом уроке -мы изучали тему : «Начало Великой Отечественной войны»
Учитель:- Когда началась Великая Отечественная война?
Обучающиеся :- Великая Отечественная война началась 22 июня 1941 года
Учитель:-В чем заключался план «Барбаросса»?
Обучающиеся : — план «Барбаросса» заключался в том, что бы воспользоваться неподготовленностью противника и напасть на СССР, разбить армию на части, а затем уничтожить.
Вводное слово учителя по теме: — Первые месяцы войны для Красной Армии были неудачными. Она отступала по всему фронту. Советские бойцы вели кровопролитные бои. Немцы рвались к Москве.
Сообщение темы урока : Тема нашего сегодняшнего урока : «Битва за Москву». Запишите сегодняшнее число и тему урока в тетради
Изучение нового материала: -Немцы рвались к Москве. Операцию по захвату столицы Советского государства они назвали «Тайфун».
— Вы знаете что означает слово «тайфун»?
— Тайфун – это сильный ураган разрушительной силы.
В направлении Москвы была сосредоточена самая крупная группировка немецких войск под названием «Центр». Гитлеровская армия захватила Смоленск и Ельню. Советские войска особенно яростно боролись за Смоленск.
Сломить сопротивление гитлеровцы пытались несколько месяцев. Красная армия потеряла в боях 400 т. человек, немцы также несли потери.
Артиллерию впервые применили советские войска в бою за Смоленск.
Кто-то знает, что такое артиллерия?
Это род войск, основным вооружением которого являются артиллерийские орудия — огнестрельное оружие относительно крупного калибра: пушки, гаубицы, миномёты.
Реактивные установки солдаты называли «катюшами».
— Как вы думаете почему реактивные установки солдаты называли «Катюшами»?
— Ребята, есть несколько историй происхождения такого имени. Первая: реактивную установку стали называть по названию известной в то время песни «Катюша». Так же есть мнение, что название произошло от существующей легенды, будто прозвище «Катюша» произошло от имени девушки-партизанки, прославившейся уничтожением значительного количества гитлеровцев.
Чтобы противник не заметил их и не уничтожил, солдаты размещали «катюши» на грузовых автомобилях и перевозили в разные места.
«Катюши» наводили ужас и страх на противника, такого оружия у немцев не было.
Бои за Смоленск и Ельню задержали наступление немцев на Москву. Для Гитлера захват Москвы был главной задачей, поэтому группировка «Центр» получила подкрепление.
30 сентября 1941 г. фашистские войска начали генеральное наступление на Москву.
-Найдите в своих учебниках, что же означает генеральное наступление?
Обучающиеся : — генеральное наступление – главное наступление
Учитель:Немцы захватили Вязьму, Орел, Брянск и вплотную подошли к Москве.
Оборона города была поручена генералу армии Георгию Константиновичу Жукову.
Найдите в учебнике портрет Жукова, и прочтите краткую информацию о великом советском полководце.
Учитель: На помощь Москве стали перебрасывать части из Сибири и Дальнего Востока.
В городе объявили осадное положение.
— Что означает осадное положение, как вы думаете.
Осадное положение это — исключительное положение, в котором объявляется какая-либо местность, в видах охранения общественного порядка.
Было принято решение эвакуировать, т. е. переместить в безопасное место, часть населения.
Сталин Иосиф Виссарионович отдает приказ в случае прорыва немецких войск, уничтожить государственные объекты и московское метро.
В столице формируются отряды народного ополчения.
Кто же вступал в эти отряды, как вы думаете?
В отряды народного ополчения вступали те, кто не подлежит службе. Это старики и подростки ставшие на защиту Родины.
Здания школ и институтов превращают в штабы для записи добровольцев. Что такое штаб?
Штаб — это орган управления войсками, воинскими соединениями или подразделениями.
Зрительная гимнастика:- ваши глаза устали. Давайте дадим им немного отдохнуть. Массируем веки пальцами, моргаем быстро, затем медленно. Смотрим на дверь, потолок, окно, пол. (повтор 2 раза)
Историческая справка : — Ребята, я расскажу вам о подвиге, где показан пример личного мужества и героизма. Это не единственный наглядный пример героизма людей во время ВОВ. Так же вы можете прочесть о подвиге Александра Матросова, Виктора Талалихина.
Сегодня я рассказу вам о подвиге Зои Анатольевны Космодемьянской
Зоя Анатольевна родилась в семье педагогов, в 1923 году. Ее мечтой было поступление а Литературный институт, но ей была уготовлена другая судьба. Когда в 1941 году был объявлен набор добровольцев, Космодемьянская одна из первых отправилась на собеседование, и прошла его. На выполнении одного из заданий она была схвачена крестьянином и сдана немцам. Они истязали ее пытаясь узнать все военный секреты. 29 ноября 1941 года, Зою Анатольевну привели на казнь, где бесстрашная патриотка сказала речь, в которой призывала бороться с фашистами. Космодемьянскую повесили, тело ее было захоронено лишь через месяц местными жителями. (рассказ учителя)
Учитель:- Тысячи москвичей вышли на строительство оборонительных сооружений. Старики, женщины и подростки рыли окопы, делали насыпи, натягивали колючую проволоку, мешками с песком закрывали исторические памятники.
7 ноября в день празднования октябрьской революции на Красной площади проводили парад войск. В 1941 году Сталин парад не отменил. Бойцы Красной армии маршировали по красной площади, и отправлялись на фронт. Сообщения о параде передавались по радио, для поднятия боевого духа.
Немецкие войска прорвались близко к Москве. Подступы к столице защищала дивизия генерала Панфилова. Почти вся дивизия погибла, остались в живых 28 бойцов.
Решающие бои за Москву развернулись в конце ноября. Гитлеровцы фарсировали т. е. захватили канал «Москва- Волга». Группа армии «Центр» 2 месяца вела бои прорываясь к Москве. Немцы несли огромные потери, силы иссякли. Благодаря героизму защитников города наступление врага было остановлено. Советские войска перешли в контрнаступление т. е. переход от обороны к наступлению. К концу 1941 года фашисты были отброшены от Москвы. Весь Советский союз ликовал. Красная армия одержала победу. Война затягивалась, а фашисты боялись этого больше всего.
Учитель: Ребята, каждому из вас я раздам кроссворд, что бы проверить, насколько внимательно вы меня слушали
1. Главное наступление это?
2. Назовите фамилию маршала Советского союза, которому была поручена оборона Москвы.
3 огнестрельное оружие крупного калибра, пушки, гаубицы, монометы.
Учитель: -Ребята, какую тему урока мы изучали сегодня?
-Какие неизвестные ранее слова вы узнали?
Обучающиеся : — Битва под Москвой.
— Генеральное наступление, штаб, тайфун, артиллерия, осадное положение.
Учитель: Вам понравился урок?
Запишите домашнее задание, прочесть параграф, ответить на вопросы. урок окончен.
«Московская битва». Урок мужества
Цели проведения: воспитывать чувство патриотизма, гордости за свою страну; прививать чувство любви к Родине; расширять представления учащихся о военных годах, героизме народа; воспитывать уважительное отношение к старшему поколению.
— формирование у молодежи чувства любви к Родине и гордости за свою страну, уважительного отношения к славному военно-историческому прошлому;
— воспитание заботливого,бережного отношения к старшему поколению россиян,желание оказать ему необходимую помощь и поддержку;
— формирование у молодого поколения готовности к защите Отечества и службе к российской армии;
— доведение до молодежи боевых традиций Советской Армии, примеров мужества и героизма защитников Родины в годы ВОВ;
— сохранение памяти о минувших годах и героизме советского народа.
Москва! Ты в солдатской шинели
Прошла, не склонив головы!
И сколько б мы песен ни пели
Их мало для нашей Москвы.
Михаил Светлов
Битва под Москвой включала в себя два периода: оборонительный (30 сентября-5-декабря 1941 года.) и наступательный (5 декабря 1941г.-20 апреля 1942 года.)
5 декабря -важнейшая дата исторической Битвы под Москвой.
1-й ведущий: Фашистские захватчики решили стереть Москву с лица земли. На совещании в штабе группы армий “Центр” осенью 1941 года Гитлер заявил,что город должен быть окружен так,чтобы ни один русский солдат, ни один житель- будь то мужчина, женщина или ребенок-не мог его покинуть. Всякую попытку выхода надо подавлять силой. Гитлер надеялся затопить Москву и ее окрестности, навсегда закрыть от цивилизованного мира столицу советского народа.
2-й ведущий: План наступления на Москву получил название “Тайфун”- так как подчеркивалась сокрушительная сила готовившегося натиска. Против Западного, Резервного и Брянского фронтов, оборонявших московское направление, противник сосредоточил свыше 74 дивизий, из них 14 танковых и 8 моторизированных. Противник превосходил войска трех названных фронтов по численности личного в 1,4 раза, по танкам – в 1,7, по орудиям и миноментам – в 1,8 по самолетам — в 2 раза. Войсками командовали опытные гитлеровские генералы: БОК, КЛЮГЕ, Штраус, Гот и др.
Как подмосковной снежной равниной —
По городам по деревням, по душам —
“Тайфун” пополз коричневой лавиной,
И жизни гул звучал в столице глуше.
Земля застыла, прекратив круженье,
Слагались сводок мрачные преданья
Про то, как продолжал “Тайфун” движенье
И Апокалипсис готовил мирозданья.
Вороны каркали на горестных звонницах,
И в смертном кашле пушки заходились.
С разбитых фресок в мир скорбели лица
Святых России. Души их молимлись.
И словно Ярославна на Путивле
Россия скорбной женщиной стояла,
И в смертный бой на русских нивах стылых
Своих сынов любимых провожала.
И сердцем сердце заслонив отчизны,
Они в полях остались под Москвою:
За нас с тобой свои отдали жизни
И проросли зеленою травою.
Они застыли в серых монументах,
Но в сны друзей их память возвращает.
К ним май идет в салютах, маршах, лентах!
И мир, спасенный ими, расцветает!
3-й ведущий: 30 сентября 1941 г. Враг начал наступление на Москву, Гитлеровским армиям удалось в первых числах октября прорвать линию фронта, окружить часть советских войск в районах Брянска, Вязьмы и выйти на дальние подступы к Москве. У стен столицы создалось чрезвычайно опасное положение. Были подняты по боевой тревоге и срочно переброшены к Можайской линии оборонные запасные части, курсанты военных училищ, подразделения зенитной артиллерии ПВО. Вступив в тяжелые бои, они смогли задержать врага.
1-й ведущий: Советские части, окруженные западнее Вязьмы, не сложили оружие, стояли насмерть, сковав действия 28 фашистских дивизий и не позволив гитлеровцам развить наступление на Москву. Гитлеровское командование обрушило на советскую столицу сильные удары с воздуха,выделив для налетов на Москву лучшие авиационные эскадрильи. Самоотверженно защищали столицу летчики. В московском небе совершил первый в истории авиации ночной таран младший лейтенант Виктор Талалихин.
И вражьих пикировщиков орава,
И грохот бомб солдату нипочем,
Когда в груди живет и крепнет право
Любить Москву и зваться москвичом!
С. Смирнов
2-й ведущий: “В ночь на 7 августа 1941 года наши звукоуловители засекли фашистский бомбардировщик, пытавшийся прорваться к Москве с высоты 4500м. Навстречу фашистскому пирату вылетел летчик, Виктор Талалихин. На высоте 4 км Талалихин настиг врага и зашел ему в хвост. Первая пулеметная очередь — и правый мотор противника начинает дымить. Фашист делает крутой вираж и устремляется в бегство. К Москве он уже не прорвется. Но Талалихин не хочет отпустить врага живым. Он расстреливает его, пока есть боеприпасы, затем таранит его. Таран произошел в 23 часа 28 минут на высоте 2,5 км. От удара самолет Талалихина перевернулся. Фашистский самолет загорелся. Пылающая масса пронеслась мимо Талалихина. Снизу донесся взрыв. Талалихин сел на спокойную поверхность озера в 55 км от Москвы, быстро выбрался на берег и вернулся в свою часть”.
3-й ведущий: более 1300 фашистских самолетов было уничтожено во время налетов врага на Москву. Они овладели Калинином, Орлом, Брянском, Вязьмой, Можайском,вплотную приблизились к Туле, вели бои в 80-100 км от столицы.
Песня “Марш защитников Москвы”
Не высыхали слезы у России,
Но жил в глазах неистребимый блеск
И слышать было нам невыносимо,
Что гитлеровцам сдан уже Смоленск
2-й ведущий: В исключительно тяжелые для столицы дни проводилась напряженная работа по защите Москвы.
3-й ведущий: Из воспоминаний Г.К.Жукова:
“Когда мы говорим о героических подвигах, совершенных в битве за Москву, то подразумеваем не только действия нашей армии. То,что было достигнуто на Западном фронте в октябре,а затем в последующих сражениях,стало возможным только благодаря единству и общим усилиям войск и населения столицы и Московской области,той помощи,которую оказали армии и защитникам столицы вся страна,весь советский народ. Эта всенародная поддержка была воодушевляющей и надежной опорой наших побед в битве за Москву.”
1-й ведущий: Хотя враг находился совсем близко,в Москве 7-го ноября на Красной площади состоялся военный парад. Сразу же после парада воинские подразделения уходили на фронт защищать Москву.
Звучит песня “Эх, дорожка фронтовая!”
2-й ведущий: Парад окрылил фронтовиков и всех советских людей.Это был колоссальной силы удар по престижу гитлеровцев,кричавших о крахе Красной Армии, крахе Москвы и Советского государства. Если Москва торжественно отмечает Октябрьский праздник,когда в нескольких десятках километров стоят гитлеровские полчища, значит,страна непоколебима.
3-й ведущий: В середине ноября 1941 года гитлеровские войска возобновили наступление на Москву.
1-й ведущий: Защитники Москвы сражались за каждый обронительный рубеж. Бесчисленны примеры мужества и самоотверженности, проявленные ими на подступках Москвы. С исключительной стойкостью оборонялись на Волоколамском шоссе полки 319-й стрелковой дивизии генерала И.В.Панфилова.
2-й ведущий: Имя героя Советского Союза гвардии генерал-майора Ивана Васильевича Панфилова вошло в историю как имя одного из доблестных советских военачальников. Он провел в строю четверть века и прошел славный путь от солдата царской армии до генерала советсвкой гвардии. В годы Великой Отечественной войны- участник битвы за Москву.
Он нам оставил ценности все те,
Которые не купишь на прилавке.
И не достанешь в магазинной давке.
В подарок их подавно не дают.
Он нам оставил СОВЕСТЬ, ЧЕСТЬ и ТРУД.
2-й ведущий: Контрнаступление советских войск ошеломило гитлеровцев своей внезапностью и мощью. Немного найдется в истории примеров,когда после пятимесячной трудной обороны войска, не имея численного превосходства над противником,без паузы,без передышки прямо из обороны переходили в решительное наступление.
3-й ведущий: Благодаря дальновидности советского командования,мастерству и и решительным действиям войск, массовому героизму наших воинов хвалёная немецко-фашисткая армия впервые была обращена в бегство и отброшена от Москвы. Контрнаступление переросло в общее наступление на фронте в две тысячи километров и продолжалось до 20 апреля 1942 года.
1-й ведущий: в Москве у Кремлёвской стены есть могила Неизвестного солдата. Горитт вечный огонь. На каменной плите слова: “Имя твоё неизвестно,подвиг твой бессмртен”.
2-й ведущий: В декабре 1966 года, в 25-ю годовщину Московской битвы, у Кремлёвской стены были захоронены останки неизвестного солдата, павшего в боях за Москву в 1941 году и погребенного в братской могиле на 41-м километре Ленинградского шоссе.
3-й ведущий: Торжественное открытите мемориала состоялось 8 марта 1967 года. Факел,зажженный от Вечного огня на Марсовом поле в Ленинграде,был доставлен в Москву, и от него вспыхнул Вечный огонь на могиле Неизвестного солдата.Рядом замурованы капсулы с землёй городов-героев.
( тихая лирическая мелодия, на фоне которой 4-й ведущий рассказывает стихотворение)
Как было много тех героев,
Чьи неизвестны имена.
Навеки их взяла с собою,
В свой край, неведомый, война.
Они сражались беззаветно,
Патрон последний берегли,
Их имена приносит ветром,
Печальным ветром той войны.
Порой слышны, на поле боя,
Через десятки мирных лет:
“Прикрой меня! — прикрою Коля!”
И вспыхнет вдруг ракеты свет.
Сегодня мало кто заплачет
Придя к могилам той войны,
Но это все-таки не значит
Что позабыли Колю мы.
Мы помним, помним это горе.
Осталась в памяти война,
И Русское, родное, поле
Приносит ветром имена.
1-й ведущий: Памяти павших посвящается песня “Солдат”.