История России 9 класс Арсентьев Глава 2. Культурное пространство империи в первой половине XIX в.: наука и образование: XIX век — золотой век русской культуры. Естественно-математические науки. Русские путешественники. Реформы Александра I в области образования. Образовательная политика Николая I. Материал для самостоятельной работы и проектной деятельности учащихся.
О Г Л А В Л Е Н И Е Вернуться к списку тем учебника
- История России (Арсентьев)
- XIX век — золотой век русской культуры
- Естественно-математические науки
- Русские путешественники
- Реформы Александра I в области образования
- Образовательная политика Николая I
- Вопросы и задания для работы с текстом параграфа
- Образование в России
- Научные открытия
- Русская литература и журналистика
- Архитектурные направления
- Скульптура и живопись
- Музыка и театр
- Просвещение
- Книгопечатание и книготорговля
- Изобразительное искусство
История России (Арсентьев)
Какие успехи были достигнуты в сфере науки и образования в России в первой половине XIX в.?
XIX век — золотой век русской культуры
Первая половина XIX в. по праву считается золотым веком русской культуры. Её развитие проходило под влиянием многих событий мирового значения, из которых наиболее мощными были Отечественная война 1812 г. и Заграничные походы русской армии. Литературный критик В. Г. Белинский писал, что именно с этого рубежа «начиналась новая жизнь для России», связанная главным образом с развитием в обществе «гражданственности и образования». «Гроза двенадцатого года» привела к росту национального самосознания, вызвала к жизни небывалый патриотический подъём.
На состоянии образования и культуры позитивно отразились и глубокие перемены, начавшиеся в экономике страны, в первую очередь промышленный переворот. Теснейшим образом он был связан с развитием российской науки и техники.
В области гуманитарных наук рост национального самосознания привёл к усилению интереса к отечественной истории. Большим событием культурной жизни была «История государства Российского» Н. М. Карамзина, первые 8 томов которой вышли в свет в 1816 г. Её автор стал первым отечественным историком, труды которого читали не только специалисты, но и широкая аудитория. Карамзин выступил с инициативой установить памятники-мемориалы замечательным людям: героям-киевлянам и владимирцам, защищавшим Русь в годы монгольского нашествия, а также К. Минину и Д. М. Пожарскому. Он предлагал собирать и записывать «устную историю» — воспоминания современников и участников событий.
Внимание общественности привлекала научная деятельность крупнейших историков, профессоров Московского университета Т. Н. Грановского и М. П. Погодина. Изучавший историю французской революции XVIII в. Грановский отмечал, что её лозунг «Свобода! Равенство! Братство!» является «высшим идеалом человечества». История разных стран и народов представлялась ему единым для всех путём к свободе. Погодин в научных трудах по истории Древней Руси, а также на страницах издававшихся им журналов «Московский вестник» и «Москвитянин» отстаивал идеи единения славянских народов.
В первой половине столетия начал свою плодотворную научную деятельность крупнейший российский историк С. М. Соловьёв.
Естественно-математические науки
Подлинный переворот в научных представлениях о природе пространства совершил в 1826 г. профессор Казанского университета Н. И. Лобачевский. Он создал новую геометрическую систему, названную неевклидовой геометрией. Это крупнейшее открытие стало основой математической базы современной физики. В 1802 г. петербургский профессор В. В. Петров продемонстрировал явление вольтовой дуги, а позже высказал идею о её применении для сварки металлов. Российский исследователь П. Л. Шиллинг сконструировал и испытал в 1832 г. первую линию электромагнитного телеграфа. Б. С. Якоби в 1834 г. изобрёл электродвигатель с вращающимся рабочим валом, а в 1838 г. — гальванопластику. Он первым в мире построил подземную кабельную телеграфную линию (связала Петербург с Царским Селом, имела длину 25 км). Крупнейший русский инженер и металлург П. П. Аносов изучал и внедрял в жизнь приёмы выплавки стали. В 1831 г. он первым в России применил микроскоп для исследования структуры стали, а в 1841 г. раскрыл давно утраченный секрет изготовления булатной стали.
В 1830-х гг. российские механики, крепостные заводчиков Демидовых — отец и сын Черепановы построили первый в России паровоз и железную дорогу.
Расширялись и познания в области медицины. Многим Россия обязана выдающемуся деятелю Н. И. Пирогову, профессору Медико-хирургической академии. Н. И. Пирогов стал основоположником военно-полевой хирургии. В годы Крымской войны он впервые применил наркоз во время операции прямо на поле боя, использовал для лечения переломов неподвижную гипсовую повязку. Благодаря великому хирургу тысячи раненых остались живы, многие вернулись в строй.
В 1839 г. начала работать Пулковская обсерватория под Петербургом (построенная всего за четыре года) — одна из самых крупных и хорошо оснащённых для своего времени. Здесь немало открытий сделал один из крупнейших русских астрономов В. Я. Струве.
Авторитет российской науки был столь высок, что крупнейшие предприниматели считали честью оказывать ей материальную поддержку. С 1832 г. Академия наук ежегодно присуждала премии за наиболее важные научные открытия и изобретения. Премии назывались «демидовские» по имени мецената П. Н. Демидова, одного из самых богатых российских промышленников, который пожертвовал на эти цели значительные суммы. Большие средства на развитие отечественной науки выделяло и правительство.
Русские путешественники
В первой половине XIX в. Россия реализовала свою давнюю мечту — её корабли вышли в Мировой океан. В 1803 г. по указанию Александра I экипажи кораблей «Надежда» и «Нева» исследовали северную часть Тихого океана. Это была первая русская кругосветная экспедиция, продолжавшаяся три года. Её возглавил член-корреспондент Петербургской академии наук И. Ф. Крузенштерн — крупнейший мореплаватель и учёный-географ. В ходе плавания впервые было нанесено на карту более тысячи километров побережья острова Сахалин. Много интересных наблюдений оставили участники экспедиции не только о Дальнем Востоке, но и об островах центральной части Тихого океана, Аляске и Алеутских островах.
В 1819 г. ученику Крузенштерна Ф. Ф. Беллинсгаузену было поручено возглавить вторую кругосветную экспедицию на шлюпах «Восток» и «Мирный». Главной её целью являлось «приобретение полнейших познаний о нашем земном шаре» и «открытие возможной близости Антарктического полюса». В 1820 г. участниками экспедиции был открыт никому до этого не известный материк Антарктида. Продолжая плавание, русские путешественники открыли группу островов в архипелаге Туамоту, названную островами Россиян. Каждый из них по отдельности получил имя известного военного и морского деятеля нашей страны (Кутузова, Раевского, Барклая де Толли, Витгенштейна, Ермолова и др.).
Выдающийся мореплаватель и дипломат Е. В. Путятин в 1822—1825 гг. совершил ещё одно кругосветное путешествие и оставил потомкам описание увиденного. В 1855 г. на фрегате «Паллада» он отплыл во главе дипломатической миссии в Японию. Путятину удалось заключить договор с Японией, он стал одним из первых русских людей, кому удалось побывать в закрытой для европейцев Японии.
В 1845 г. указом Николая I было образовано Русское географическое общество. Оно должно было «собирать, обрабатывать и распространять в России географические, этнографические и статистические сведения вообще и в особенности о самой России, а также распространять достоверные сведения о России в других странах». Важнейшим направлением деятельности общества стала поддержка учёных-географов, организация исследовательских экспедиций в разные уголки России и мира.
Реформы Александра I в области образования
В начале XIX в. в России окончательно сложилась система высшего, среднего и начального образования. В 1802 г. для управления ею было создано Министерство народного просвещения.
Проведённая в начале века реформа привела к созданию в каждом губернском городе гимназии, а в каждом уездном городе уездного училища. Приходские училища создавались в сельской местности. В них принимались дети «всякого состояния», без различия «полу и лет». Правда, несмотря на провозглашённую «непрерывность» образования, для детей крепостных были доступны только приходские училища. В гимназии путь им был заказан.
В 1811 г. для детей дворян был открыт Александровский (Царскосельский) лицей, в котором обучались представители высшего общества (в их числе А. С. Пушкин и др.). Этот первый в России лицей стал не только самым престижным учебным заведением, но и центром свободомыслия.
Большое внимание правительство уделяло развитию высшего образования. В первые два десятилетия XIX в. были открыты пять новых университетов: Дерптский, Казанский, Харьковский, Виленский, Петербургский. По мере роста сети училищ и гимназий возникла потребность в подготовке большего числа учителей, появились первые педагогические вузы (в Москве и Петербурге). Вышедший в 1804 г. университетский устав регулировал деятельность университетов. Он же определил, что педагогические институты для подготовки учителей должны быть открыты при каждом университете.
Образовательная политика Николая I
В 1820—1850-е гг. отношение правительства к нуждам образования несколько изменилось. Оно стало уделять больше внимания формированию нравственности, основанной на религиозных началах.
При Николае I сохранились все типы школ, но каждый из них стал сословно-обособленным. Приходские одно- и двухгодичные училища предназначались только для детей из «низов». В них обучали Закону Божьему, грамоте и арифметике. Уездные трёхгодичные училища предназначались для детей купцов, ремесленников, мещан. Здесь изучали русский язык, арифметику, геометрию, историю и географию. В семиклассные гимназии могли поступать дети дворян, чиновников, купцов первой гильдии. Детям крепостных крестьян обучение в гимназиях и университетах было запрещено, что повторил указ 1827 г.
Однако, несмотря на то что образование было сословным, число учебных заведений на протяжении правления Александра I и Николая I неуклонно расширялось. Если в начале XIX в. в стране существовало всего 158 училищ, то к середине XIX в. около 130 начальных школ было уже в каждой губернии.
Увеличивалось и число высших учебных заведений. В 1833 г. был открыт университет в Киеве. Особенно быстрыми темпами развивались ведомственные школы (для обучения растущих штатов государственных чиновников), начали работать технические вузы: Петербургский практический технологический институт (1828), Московское ремесленное училище (1830).
Несмотря на то что цензура бдительно следила за тем, чтобы в выпускаемых книгах, газетах и журналах не содержалось «крамольных мыслей», тиражи разнообразной литературы росли. В 1840-е гг. широкую известность получили книги издательства А. Ф. Смирдина, выпустившего в свет более 70 собраний сочинений крупнейших русских писателей. Эти книги стоили недорого и были доступны самым широким слоям населения.
В большинстве губернских и уездных городов по инициативе общественности создавались библиотеки. В 1852 г. для широкой публики был открыт Эрмитаж, ранее существовавший как дворцовый музей. С 1856 г. начал собирать получившую в дальнейшем мировую известность коллекцию русской живописи меценат П. М. Третьяков.
ИСТОРИЯ В ЛИЦАХ: СОВРЕМЕННИКИ
Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен (1778-1852). Выдающийся русский мореплаватель, адмирал. Участвовал в 1803—1806 гг. в первом русском кругосветном плавании. Руководил экспедицией, открывшей в 1820 г. шестой материк — Антарктиду. Его именем названо море, мыс, острова в Антарктике.
Жюль Себастьен-Сезар Дюмон-Дюрвиль (1790-1842). Французский путешественник и первооткрыватель. В 1826—1828 гг. совершил кругосветное плавание, а в 1837—1840 гг. осуществил экспедицию в Антарктику, где открыл ряд островов. Именем Дюрвиля названо море в Антарктике.
Патриотический подъём, вызванный событиями 1812 г., перемены в экономике стали причинами обновления духовной жизни страны, крупных успехов российских учёных, способствовали развитию системы образования и просвещения народа.
Вопросы и задания для работы с текстом параграфа
- Назовите события, оказавшие определяющее воздействие на развитие русской науки и культуры в первой половине XIX в.
- Какие достижения отечественной науки вы считаете главными? Свой ответ аргументируйте.
- Какую роль в развитии общественной мысли играли труды историков?
- Какое значение для развития науки имела экспедиция И. Ф. Крузенштерна?
- Сформулируйте главную цель деятельности Русского географического общества.
- Докажите, опираясь на текст параграфа, что образование в России в первой половине XIX в. имело сословный характер.
Работаем с картой
- Покажите на карте города России, в которых к середине XIX в. существовали университеты.
- Покажите на карте маршруты русских мореплавателей и путешественников первой половины XIX в. и территории, отрытые ими.
Думаем, сравниваем, размышляем
1. Чем вы можете объяснить усиление материальной поддержки науки со стороны предпринимателей? На конкретных примерах покажите, как открытия и изобретения учёных первой половины XIX в. были связаны с потребностями экономики России. 2. Охарактеризуйте систему учебных заведений в России в первой половине XIX в. 3. Используя дополнительные материалы, составьте биографический портрет одного из русских учёных первой половины XIX в., расскажите о его открытиях. 4. Используя сеть Интернет, выясните, какие выдающиеся деятели науки и культуры обучались в Царскосельском лицее. 5. Узнайте, почему издательство А. Ф. Смирдина было очень популярным не только среди читателей, но и среди писателей и поэтов.
История России 9 класс Арсентьев Глава 2. Культурное пространство империи в первой половине XIX в.: наука и образование: XIX век — золотой век русской культуры. Естественно-математические науки. Русские путешественники. Реформы Александра I в области образования. Образовательная политика Николая I. Цитаты из учебника использованы в учебных целях.
В первой половине XIX века в Российской империи еще сохранялись крепостнические устои. Вместе с тем народ был воодушевлен победой в 1812 году. В массах преобладал патриотический настрой. Это наложило определенный отпечаток на развитие культуры. Она продолжала развиваться в европейском направлении, но в то же время стремилась сохранить национальные традиции. Деятели культуры в своих работах и дальше опирались на предшествующие достижения.
Образование в России
В начале XIX века в Российской империи подавляющее количество людей оставались безграмотными. Правительство занималось расширением системы образовательных учреждений. В 1804 году создано 6 учебных округов. Структура учебных заведений была следующая:
- Низшая ступень. 1-годичные церковно-приходские школы. Открыты для детей всех сословий.
- Средняя ступень. Уездные училища, гимназии. Принимали всех детей, кроме крепостных.
- Высшая ступень. Университеты в Санкт-Петербурге, Москве, Казани, Харькове, Вильно.
В 1815 году в Москве открылось армянское училище. Его основала семья Лазаревых, имеющая армянское происхождение. В 1827 году заведение преобразовалось в Лазаревский институт восточных языков.
Постепенно открывались специализированные вузы. Следует выделить:
- Педагогические институты.
- Лесной институт.
- Петербургский технологический институт.
- Московское техническое училище.
- Инженерные и артиллерийские академии.
Благодаря появлению специализированных учебных заведений молодые люди перестали ездить за границу. Отечественные вузы давали качественное образование. Хотя не все сословия имели возможность поступить в институты, но все же низшую и среднюю ступень мог освоить каждый желающий. Благодаря этому увеличилось количество грамотных людей среди купцов, мещан, ремесленников.
Во время правления Николая I требования к учащимся и преподавателям ужесточились. С 40-х годов преподавать философию могли только духовники. Все учащиеся делились на группы по социальному положению. Обучение в университетах стало платным.
Научные открытия
В первой половине XIX века отечественные ученые сделали множество открытий:
- Химия. Н. Зинин положил начало производству синтетических красителей. П. Аносов нашел метод изготовления высококачественной стали.
- Математика. Н. Лобачевский создал неевклидовую геометрию.
- Физика. Б. Якоби создал гальванотехнику, электродвигатель. В. Петров нашел способ освещения улиц, подробно исследовал электродугу.
- Техника. Черепановы создали первый отечественный паровоз, а также построили 3,5 км Нижнетагильской заводской железной дороги (1833-1834).
- История. Н. Карамзин выпустил 8 томов «Истории государства Российского». Профессор Т. Грановский написал исторические работы.
- География. Исследовательские экспедиции позволили составить и уточнить множество карт. Были подробно изучены сухопутные и водные регионы страны. В 1803-1806 гг. кругосветное путешествие совершили Лисянский и Крузенштерн. В 1811 Головнин привез данные о Курильских островах. В 1819-1821 гг. Лазарев и Беллинсгаузен совершили антарктическую кругосветную экспедицию, в ходе которой открыли Антарктиду. Невельской изучал низовья Амура. А Литке исследовал Камчатку, Ледовитый океан, берега Южной Америки.
- Медицина. Н. Пирогов положил начало военно-полевой хирургии. Первым сделал операцию под наркозом в полевых условиях.
- Астрономия. В. Струве основал под Санкт-Петербургом Пулковскую обсерваторию.
Русская литература и журналистика
В начале XIX века в литературе наблюдалась быстрая смена направлений, стиля. В первых годах нового столетия еще преобладал сентиментализм. Его яркими представителями оставались Н. Карамзин и Г. Державин. Далее начал развиваться романтизм. В этом стиле писали поэты-декабристы, В. Жуковский.
Во второй четверти в литературной среде распространился реализм. Это направление выбрали А. Пушкин, М. Лермонтов, Н. Гоголь. Особенности критического реализма:
- Патриотизм. В произведениях прослеживалась любовь к стране, русскому народу.
- Гуманизм. Авторы сопереживали своим героям, защищали права человека, показывали его борьбу, стремление к лучшей жизни.
- Идейность. Произведения затрагивали наболевшие вопросы. Авторы пытались дать на них ответы.
- Художественность. Писатели мастерски использовали средства изображения.
- Обобщение. Авторы центральной фигурой делали типического героя в типических обстоятельствах. Каждый в нем мог увидеть схожесть со своей жизнью.
Большой вклад в литературное развитие сделал критик В. Белинский. А вот гением в книгоиздательстве считается А. Смирдин. 30-40-е гг. даже назвали «смирдинским периодом» в истории книгопечатания. Смирдин реформировал эту отрасль, выстроил торговлю книгами на принципах буржуазного бизнеса.
В XIX веке увеличилось количество издаваемых газет и журналов. Н. Карамзин основал общественно-политический журнал «Вестник Европы». Ф. Булгарин издавал газету охранительного направления «Северная пчела». Большой популярностью пользовался журнал «Современник», которым сначала занимался Пушкин, а после его смерти Некрасов и Панаев. С охранительным направлением активно боролся журнал «Отечественные записки». Занимались им Краевский (издатель) и Белинский (редактор).
Архитектурные направления
В начале XIX века преобладал высокий классицизм, получивший второе название «русский ампир». Ему присущи:
- монументальность;
- симметрия;
- торжественность;
- античные элементы.
В этом стиле Захаров построил Адмиралтейство в Санкт-Петербурге. Воронихин создал Казанский собор в Санкт-Петербурге, Горный институт. Стасову принадлежит идея Московских и Нарвских триумфальных ворот в Санкт-Петербурге. К. Росси построил Александринский театр, ансамбли Дворцовой площади. Архитекторы О. Бове, Д. Жилярди, А. Григорьев в своих работах умело сочетали высокий классицизм с московскими традициями. Примером служат здания Большого и Малого театров.
После 30-х гг. классицизм постепенно уступает место эклектике, которой присуще смешение стилей. В этом направлении работал К. Тон, создавший Оружейную палату, Большой Кремлёвский дворец, храм Христа Спасителя. А. Брюллов в стиле эклектики построил Пулковскую обсерваторию. А. Штакеншнейдер создал Мариинский дворец, резиденцию князей Белосельских-Белозерских.
Скульптура и живопись
Среди скульпторов в начале XIX века особо популярна патриотическая тема. В работах идет прославление героев, поднятие боевого духа народа. И. Мартос создал памятник Минину и Пожарскому, установленный на Красной площади. Б. Орловскому принадлежат памятники Кутузову и Барклаю-де-Толли, установленные в Санкт-Петербурге. Отдельного внимания заслуживают работы П. Клодта. Ему принадлежит конная статуя Николая I (Санкт-Петербург), группа «Укрощение коня» (Аничков мост).
В первом десятилетии XIX века в живописи преобладал классицизм, получивший второе название «академизм». В стиле романтизма работали:
- В. Тропинин: «Гитарист», «Кружевница», портрет Пушкина.
- О. Кипренский: портреты Пушкина, Жуковского.
- С. Щедрин: пейзажи.
Живописцы, работавшие в бытовом жанре, в своих работах показывали повседневную жизнь русского народа. Они соединяли воедино элементы портрета, пейзажа и бытовой картины. В таком жанре писали А. Венецианов, Ф. Алексеев, А. Плахов, Г. Сорока.
В середине XIX века самым известным живописцем стал К. Брюллов. В своих работах он сочетал элементы романтизма, классицизма и реализма. Лучшие картины: «Всадница», «Последний день Помпеи». Еще одним великим художником XIX века был А. Иванов. Больше двух десятилетий он создавал полотно «Явление Христа народу». В это же время начал зарождаться критический реализм. Его основателем стал П. Федотов, автор картин «Завтрак аристократа», «Сватовство майора».
Музыка и театр
В XIX веке в России началось формирование национальной музыкальной школы. Историческую оперу основал М. Глинка. Лучшие его работы: «Руслан и Людмила», «Жизнь за царя». В реалистическом направлении работал А. Даргомыжский. Ему принадлежат оперы «Каменный гость», «Русалка». Огромный вклад в развитие бытового романса сделали А. Алябьев, А. Варламов, А. Гурилев.
В театре выделилось два направления: драматическое и оперно-балетное. В 1824 году Петровский театр дал начало Малому и Большому театрам. В первом ставили драму, а во втором – репертуар из балетов, опер. В 1832 году в Санкт-Петербурге открылся Александринский театр. В XIX веке к лучшему изменилась игра актеров. Они стали вести себя на сцене более естественно. Известные актеры того времени: М. Щепкин, Е. Семенова, А. Мартынов, П. Мочалов, В. Каратыгин.
- Взрослым: Skillbox, Geekbrains, Хекслет, Eduson, XYZ, Яндекс.
- 8-11 класс: Умскул, Лектариум, Годограф, Знанио.
- До 7 класса: Алгоритмика, Кодланд, Реботика.
- Английский: Инглекс, Puzzle, Novakid.
Первая
половина XIX в. была отмечена значительным
прогрессом русской культуры,
сопровождавшимся развитием просвещения,
науки, литературы и искусства. В нем
отразились и рост самосознания народа,
и новые демократические начала,
утверждавшиеся в русской жизни в эти
годы. Культурное влияние все шире
проникало в самые различные слои
общества, входя в тесный контакт с
действительностью и соответствуя
практическим требованиям общественной
жизни.
Социально-экономическое
развитие русского общества в первой
половине XIX в. настоятельно требовало
коренных изменений в области народного
просвещения. В годы царствования
Александра I была создана система
образования, включавшая на начальной
ступени приходские одноклассные школы
и двухклассные уездные училища, далее
следовали четырехклассные гимназии и,
наконец, в основу высшего образования
было положено обучение в университетах
и немногочисленных технических учебных
заведениях.
Центральными
звеньями этой системы были российские
университеты (Московский, Петербургский,
Казанский, Дерптский и др.). Наряду с
ними существовали и сословные дворянские
учебные заведения — лицеи, самым известным
из которых был Царскосельский лицей.
Военное образование дети дворян получали
в кадетских корпусах.
В эти годы
образование в России сделало существенный
шаг вперед. Если в XVIII в, оно оставалось
привилегией высших дворянских кругов,
то уже в первой четверти XIX в. получило
широкое распространение в дворянской
среде, а позднее и среди купечества,
мещанства, ремесленников.
Заметно
выросло в стране число библиотек, среди
которых появилось много частных. Все
больший интерес у читающей публики
стали вызывать газеты и журналы, издание
которых заметно расширилось («Северная
пчела», «Губернские ведомости»,
«Вестник Европы», «Сын отечества»
и др.).
В первой
половине XIX в. русская наука достигла
значительных успехов. Успешно изучалась
русская история. Впервые образованный
читатель получил обширную, написанную
литературным языком 12-томная «История
государства Российского», созданную
в 1816-1829 гг. Н.М.Карамзиным. Заметный вклад
в отечественную медиевистику внес
Т.Н.Грановский, лекции которого в
Московском университете имели большой
общественный резонанс.
Значительных
успехов добились русские филологи,
А.X.Востоков стал основателем русской
палеографии, в тесном содружестве
работали русские и чешские славяноведы.
В первой
половине XIX в. русские моряки совершили
около 40 кругосветных путешествий, начало
которым положили экспедиции И.Ф.Крузенштерна
и Ю.Ф.Лисянского на парусниках «Надежда»
и «Нева» (1803-1806). Предпринятая в
1819-1821 гг. Ф.Ф.Беллинсгаузеном и М.П.Лазаревым
экспедиция к Южному полюсу на шлюпах
«Восток» и «Мирный» открыла
Антарктиду. В 1845 г. начало работать
Русское географическое общество,
В 1839 г.
благодаря усилиям В.Я.Струве открылась
знаменитая образцовая астрономическая
обсерватория в Пулково (под Петербургом),
оборудованная крупнейшим телескопом.
Мировую
известность получили работы отечественных
математиков: В.Я.Буняковского,
М.В.Остроградского. Существенным вкладом
в развитие математики было создание
Н.И.Лобачевским так называемой неевклидовой
геометрии.
Успешно
работали в области электричества русские
физики. В.В.Петров открыл электрическую
дугу (1802), имевшую большое практическое
значение, занимался проблемами
электролиза. Работы Э.X.Ленца были
посвящены вопросам превращения тепловой
энергии в электрическую, П.Л.Шиллинг
явился создателем электромагнитного
телеграфа (1828-1832). Впоследствии в 1839 г.
другой русский физик Б.С.Якоби соединил
подземным кабелем столицу с Царским
Селом. Якоби также много и успешно
работал над созданием электрического
двигателя, лодка с таким двигателем
прошла испытание на Неве. В мастерской
Якоби использовалось еще одно его
открытие — гальванопластика, изготавливалась
скульптура, медные барельефы, которыми,
в частности, был украшен Исаакиевский
собор в Петербурге.
Над изучением
структуры металлов трудился металлург
П.П.Аносов, химик Н.Н.Зинин сумел получить
анилиновые красители из бензола, мировой
известностью пользовались биологи
К.Бэр и К.Рулье. Русские медики начали
использовать наркоз при операциях
(Н.И.Пирогов применил обезболивающие
средства и антисептики в полевых
условиях), работали в области переливания
крови (А.М.Филомафитский).
Значительными
были достижения и в области техники. Ее
развитие способствовало промышленному
перевороту в России. В 1834 г. на Выйском
заводе (Урал), крепостные механики отец
и сын Е.А. и М.Е.Черепановы построили
одну из первых в мире железных дорог, а
уже в 1837 г. первые составы пошли по
железной дороге Петербург — Царское
Село. Первые пароходы на Неве появились
в 1815 г., а в 1817-1821 гг. они стали плавать
по Каме и Волге.
Русская
литература первой половины XIX в. — одно
из наиболее ярких явлений в истории
мировой культуры. На рубеже XVIII-XIX вв.
классицизм с его риторикой и «высоким
штилем» постепенно вытеснялся новым
литературным течением — сентиментализмом.
Основоположником этого направления в
русской словесности был Н.М.Карамзин.
Его произведения, открывая современникам
мир человеческих чувств, пользовались
огромным успехом. Творчество Н.М.Карамзина
сыграло большую роль в развитии русского
литературного языка. Именно Н.М.Карамзин,
по выражению В.Г.Белинского, преобразовал
русский язык, совлекши его с ходуль
латинской конструкции и тяжелой
славянщины и приблизил к живой,
естественной, разговорной русской
речи».
Отечественная
война 1812 г., порожденный ею подъем
национального самосознания вызвал к
жизни такое литературное течение как
романтизм. Одним из его наиболее
выдающихся представителей в русской
литературе стал В.А.Жуковский. В своих
произведениях В.А.Жуковский часто
обращался к сюжетам, навеянным народным
творчеством, перелагая стихами легенды
и сказки. Активная переводческая
деятельность В.А.Жуковского знакомила
русское общество с шедеврами мировой
литературы — творчеством Гомера, Фирдоуси,
Шиллера, Байрона и др. Высоким гражданским
пафосом был пронизан революционный
романтизм поэтов — декабристов К.Ф.Рылеева,
В.К.Кюхельбекера.
Свое яркое
воплощение это течение нашло в
произведениях Н.В.Гоголя. Его творчество
наложило огромный отпечаток на дальнейшее
развитие отечественной литературы.
Сильное влияние Н.В.Гоголя испытали
начавшие свою литературную деятельность
в 40-е годы XIX в. Ф.М.Достоевский,
М.Е.Салтыков-Щедрин, Н.А.Некрасов,
И.С.Тургенев, И.А.Гончаров, чьи имена
являются гордостью отечественной и
мировой культуры. Крупным событием
литературной жизни конца 30 — начала 40-х
годов стала короткая творческая
деятельность А.В.Кольцова, поэзия
которого восходила к народной песне.
Глубоким чувством Родины была насыщена
философско-романтическая лирика
выдающегося поэта-мыслителя Ф.И.Тютчева.
Шедеврами русского национального гения
стали элегии Е.А.Баратынского.
Значительным
явлением культурной жизни России первой
половины XIX в. стал театр. Популярность
театрального искусства росла. Крепостной
театр сменялся «вольным» —
государственным и частным. Впрочем,
государственные театры появились в
столичных городах еще в XVIII в. В частности,
в Петербурге в начале XIX в. их было
несколько — дворцовый театр в Эрмитаже,
Большой и Малый театры. В 1827 г. в столице
открылся цирк, где ставились не только
цирковые представления, но и драматические
спектакли. В 1832 г. в Петербурге по проекту
К.И.Росси было построено здание
драматического театра, оборудованного
по последнему слову театральной техники.
В честь жены Николая I Александры
Федоровны он стал именоваться
Александрийским (ныне — театр им.
А.С.Пушкина). В 1833 г. завершилось
строительство Михайловского театра
(ныне — Малый театр оперы и балета). Свое
наименование он получил в честь брата
Николая I — великого князя Михаила
Павловича. В Москве в 1806 г. открылся
Малый театр, а в 1825 г. завершилось
строительство Большого театра.
С большим
успехом шли на сцене такие драматические
произведения как «Горе от ума»
А.С.Грибоедова, «Ревизор» Н.В.Гоголя
и др. В начале 50-х годов XIX в. появились
первые пьесы А.Н.Островского. В 20-40-е
годы в Москве демонстрировал свое
многогранное дарование выдающийся
русский актер М.С.Щепкин, друг А.И.Герцена
и Н.В.Гоголя. Большим успехом у публики
пользовались и другие замечательные
артисты — В.А.Каратыгин — премьер столичной
сцены, П.С.Мочалов, царивший на сцене
Московскаго драматического театра и
др.
Значительных
успехов в первой половине XIX в. добился
балетный театр, чья история в тот период
во многом была связана с именами
знаменитых французских постановщиков
Дидло и Перро. В 1815 г. на сцене Большого
театра Петербурга дебютировала
замечательная русская танцовщица
А.И.Истомина.
Первая
половина XIX в. стала временем формирования
в России национальной музыкальной
школы. В этот же период создается русская
национальная опера. Огромный вклад в
развитие музыкального искусства внесло
творчество М.И.Глинки. Созданные им
оперы «Жизнь за царя» (у нас она по
понятным причинам долгое время именовалась
«Иван Сусанин»), «Руслан и Людмила»
поставили М.И.Глинку в один ряд с
крупнейшими композиторами мира. В своем
оперном и симфоническом творчестве
М.И.Глинка явился основоположником
русской классической музыки. К числу
талантливейших композиторов первой
половины XIX в. относились А.А.Алябьев —
автор более чем 200 романсов и песен,
А.Н.Верстовский. Крупным явлением в
истории русского музыкального искусства
стало творчество А.С.Даргомыжского.
Большой успех имели его вокальные
произведения — в особенности романсы.
По мотивам песен и обрядов была создана
его опера «Русалка» — лирическая
музыкальная драма. В сокровищницу
русского музыкального искусства вошла
опера А.С.Даргомыжского «Каменный
гость», написанная на текст А.С.Пушкина.
Живопись.
Направления в русской живописи XIX
Культурная
жизнь России в первой половине XIX в.
характеризовалась интенсивным развитием
изобразительного искусства. Возникший
в русской живописи еще в XVIII в. классицизм
провозгласил образцом для подражания
античное искусство. Во второй четверти
XIX в. он выражается в академизме, принятом
Академией художеств как единственная
художественная школа. Консервируя
классические формы, академизм выводил
их на уровень непреложного закона и
являлся «правительственным направлением»
в изобразительном искусстве. Представителями
академизма являлись Ф.А.Бруни, И.П.Мартос,
Ф.И.Толстой.
С начала
XIX в. в русском изобразительном искусстве
развивается такое направление, как
сентиментализм. Впрочем, элементы
сентиментализма в творчестве русских
мастеров обычно сочетались с элементами
классицизма или романтизма. Наиболее
полно черты сентиментализма воплотились
в работах замечательного художника
А.Г.Венецианова, с любовью писавшего
среднерусские деревенские пейзажи,
портреты крестьян. Романтическое
направление живописи воплотилось в
творчестве К.П.Брюллова — пожалуй,
наиболее известного русского художника
первой половины XIX в. Его картина
«Последний день Помпеи» вызвала
восторг современников и принесла
К.П.Брюллову европейскую славу. Ярким
представителем романтического течения
являлся О.А.Кипренский. Прожив недолгую,
но исключительно насыщенную творческую
жизнь, в своих картинах он сумел выразить
такие лучшие человеческие чувства и
идеи, как патриотизм, гуманизм,
свободолюбие. 30-40-е годы XIX в. стали
временем зарождения в русской живописи
нового направления — реализма. Одним из
его основоположников стал П.А.Федотов.
Персонажами П.А.Федотова были не герои
древности, а простые люди. Он стал первым
художником, поднявшим тему «маленького
человека», ставшую впоследствии
традиционной для русского искусства.
Значительным
явлением художественной жизни России
первой половины XIX в. стало творчество
А.А.Иванова, выдающегося мариниста
И.К.Айвазовского. А.А.Иванов многие годы
посвятил работе над гигантским полотном
«Явление Христа народу», вложив в
него глубокое философско-этическое
содержание. Благородные идеи добра и
справедливости, нетерпимости к насилию
и порокам, вдохновлявшие русских
художников в первой половине XIX в.,
оказали сильное влияние на развитие
отечественного изобразительного
искусства и в последующие десятилетия.
Развитие
русского градостроительства в первой
половине XIX в. стимулировало творческий
поиск русских архитекторов. Главное
внимание по-прежнему уделялось
строительству в Петербурге. Именно в
этот период складывается традиционный
для него классический облик. В стиле
зрелого классицизма в городе создается
ряд монументальных ансамблей. В центре
столицы, на Дворцовой площади К.И.Росси
возводит здание Генерального штаба
(1819-1829), несколько позднее по проекту
О.Монферрана здесь устанавливается
Александровская колонна (1830-1834), а в
1837-1843 гг. А.П.Брюллов строит здание Штаба
гвардейского корпуса. Тот же Росси в
1829-18Э4 гг. создает здания Сената и Синода,
Михайловский дворец (1819-1825), Александрийский
театр и застраивает целую улицу
(Театральная, ныне ул. Зодчего Росси). В
первое десятилетие XIX в. в Петербурге
строится Смольный институт (Д.Кваренги),
здание Биржи с Ростральными колоннами
(Тома-де-Томон), Казанский собор
(А.Н.Воронихин). В последующие годы
возводятся Исаакиевский собор
(О.Монферран), Главное Адмиралтейство
(А.Д.Захаров).
Шло каменное
строительство и в других городах империи.
После пожара 1812 г. быстро восстанавливалась
Москва. В губернских и уездных городах
наряду с каменными зданиями стали
строиться и частные крупные каменные
дома.
Характерными чертами культуры первой половины XIX в. были: ее демократизация; увеличение числа деятелей культуры из непривилегированных сословий; тесное взаимодействие русской культуры с мировой, в первую очередь с европейской; начало мирового признания лучших достижений русской культуры.
Просвещение
В начале века, с образованием Министерства народного просвещения, в России впервые создается единая государственная система народного образования. Вся страна была разделена на 6 учебных округов, в каждом из которых предполагалось иметь университет. Было создано четыре типа учебных заведений. Начальное образование дети получали в одноклассных школах, которые создавались при церковных приходах (отсюда и их название — приходские), а также в двухгодичных уездных училищах (они создавались в уездных городах).
В приходских школах чтению, письму, арифметике и Закону Божию учились, как правило, дети крестьян; в уездных училищах начальное образование получали преимущественно дети купцов, мещан, мелких чиновников. Дворянские дети первоначальное образование обычно получали дома под руководством иностранцев — французов или немцев.
В губернских городах создавались средние учебные заведения — гимназии с четырехлетним сроком обучения — для детей дворян и чиновников. Окончание гимназии давало право поступления в высшие учебные заведения — университеты.
Кроме действовавшего с 1755 г. Московского, в первой четверти XIX в. были открыты Дерптский, Виленский, Казанский, Харьковский и Петербургский университеты. По уровню даваемых Знаний близко к университетам стояли лицеи — Царскосельский под Петербургом и Демидовский в Ярославле.
Это были привилегированные учебные заведения, предназначенные исключительно для детей дворян, готовившие молодых людей к государственной службе.
Однако во второй четверти XIX в. по новому уставу учебных заведений каждый тип школы становился сословно обособленным. Так, приходские одноклассные школы предназначались для детей «самых низших состояний», трехклассные уездные училища — для детей «купцов, ремесленников и других городских обывателей». Для детей дворян, чиновников, крупных купцов были предназначены семилетние гимназии, окончание которых давало право поступления в университеты и другие высшие учебные заведения.
Книгопечатание и книготорговля
Во второй четверти XIX в. в стране увеличилось число образованных людей. Этому во многом способствовал рост печати, расширение книготорговли, открытие публичных библиотек. Несмотря на ограничительные меры и строгость цензуры, росло число издаваемых книг, открывались новые газеты и журналы. В конце 50-х гг. в России ежегодно издавалось около 2 тысяч книг. Число же периодических изданий за полвека увеличилось более чем в 3,5 раза.
Большое значение в развитии русской национальной культуры и духовной жизни, в развитии общественной мысли и осознании окружающей действительности имела литература. На рубеже XVIII—XIX вв. классицизм уступил место сентиментализму. В конце своего творческого пути к этому направлению пришел Г. Державин. Основоположником сентиментализма в русской литературе был Н. Карамзин («Бедная Лиза»). Однако сентиментализм просуществовал недолго. Война 1812 г. вызвала к жизни новое направление — романтизм. Наиболее видным представителем раннего романтизма был В. Жуковский (баллады «Людмила», «Светлана»). Отдал дань романтизму и А. Пушкин (поэма «Цыганы»). Но и романтизм как ведущее литературное направление был не долог. На смену ему пришел реализм, представителями которого были А. Грибоедов (комедия «Горе от ума») и И. Крылов. Утверждение этого направления в 30-е годы связано с именами А. Пушкина, М. Лермонтова, Н. Гоголя. Основоположником реализма, который прочно утвердился в русской литературе, по праву считается А. Пушкин («Вольность», «Евгений Онегин», «Борис Годунов», «Капитанская дочка» и др.).
И. А. Крылов, А. С. Пушкин, В. А. Жуковский, Н. И. Гнедич. Худ. Г. Чернецов
Пушкин создал классические образцы литературы всех жанров, существующих и поныне: рассказ и поэму, повесть и трагедию, лирику и роман, сказку и публицистику, рецензию и эпиграмму, очерк и путевые записки. «Он у нас — начало всех начал»,—верно сказал о нем Горький. Пушкин был вольнолюбец. Он часто повторял слова М. Ломоносова: «Не только царю, но и самому Господу Богу холопом быть не хочу!»
Эпоха правления Николая I, несмотря на политическую реакцию, не была временем духовной спячки. Она стала поистине «золотым веком» русской художественной литературы. Во второй четверти XIX в. писали Пушкин, Лермонтов и Гоголь. В это время начинают свое творчество И. Тургенев, Ф. Достоевский и Л. Толстой.
Литература в условиях отсутствия свободы слова и печати имела особое значение. Она была ведущей областью духовной жизни в России. «Литература у народа, не имеющего политической свободы,— писал А. Герцен,— единственная трибуна, с высоты которой он заставляет услышать крик своего возмущения и своей совести». Именно в XIX в. появляется такая профессия, как писатель.
Утверждение гуманизма, гражданственности и народности в качестве традиционных черт русской литературы неразрывно связано с творчеством Пушкина, Лермонтова, Гоголя. К реалистическому направлению принадлежали вступившие в литературу в 40—50-е гг. Н. Некрасов, Ф. Достоевский, И. Тургенев, Л. Толстой.
Изобразительное искусство
В изобразительном искусстве в первой половине XIX в. также происходит последовательная смена трех основных направлений: классицизм постепенно сменяется романтизмом, а затем уступает место реализму. Крупнейшими представителями классицизма были архитекторы А. Воронихин (Казанский собор в Петербурге), А. Захаров (Адмиралтейство), К. Росси (ансамбль Дворцовой площади и др.), О. Бове (ансамбль Театральной площади и Манеж в Москве), скульптор И. Мартос (памятник Минину и Пожарскому в Москве). Все эти памятники русского классицизма по праву входят в число мировых шедевров.
Карл Павлович Брюллов
Хотя в первой половине XIX в. официальным стилем живописи продолжал оставаться классицизм, выражавшийся в преобладании религиозной и мифологической тематики, в портретах О. Кипренского и В. Тропинина, в живописи К. Брюллова, А. Иванова преобладает романтическая теплота и мягкость. Подлинным шедевром русской романтической живописи стало полотно Брюллова «Последний день Помпеи». Кисти О. Кипренского принадлежит лучший прижизненный портрет А. Пушкина. Написанный с натуры в 1827 г. по заказу А. Дельвига, лицейского товарища Пушкина, портрет этот не только исторически конкретен, но в нем чувствуется стремление художника дать собирательный образ идеальной творческой личности. Не случайно сам Пушкин, увидев этот портрет законченным, заметил:
Себя как в зеркале я вижу,Но это зеркало мне льстит.
Александр Сергеевич Пушкин. Худ. О. Кипренский
Бытовые сельские идиллические картины А. Венецианова («На пашне», «Утро помещицы») стали шагом к развитию реалистической живописи, которую представлял П. Федотов («Свежий кавалер», «Сватовство майора»).
В начале XIX в. замечается оживление русской музыкальной жизни. В 1802 г. открывается первое «Филармоническое общество». Многие вельможи и богатые помещики заводят оркестры из крепостных. Открываются музыкальные магазины. Композиторы все чаще стали обращаться к героико-историческим сюжетам и народным мелодиям. Получает развитие и русская опера (композиторы Кавос, Верстовский). Однако реализм и народность в русской опере связаны с именем М. Глинки (оперы «Жизнь за царя», «Руслан и Людмила»), который по праву считается не только создателем национального направления русской музыки, но и основоположником национальной русской оперы. Последователем Глинки был другой выдающийся русский композитор А. Даргомыжский (опера «Русалка» и др.).
Михаил Иванович Глинка, композитор, основоположник русской классической музыки
В первой половине XIX в. русская культура развивается в постоянном взаимодействии с культурой Западной Европы. Более того, она начала оказывать влияние на культуру других народов.
К середине XIX в. завершается в основных чертах процесс формирования национальной культуры (русский литературный язык, музыка, театр, живопись и др.). Главным направлением в художественной культуре утверждается реализм, с присущим ему демократизмом.
В 1836 г. Н. Гоголь опубликовал комедию «Ревизор» — нечто вроде, по определению Герцена, «полного курса патологической анатомии русского чиновника». В иронической, даже забавной форме Гоголь вскрыл порочность николаевской бюрократии. Сам Николай I после премьеры «Ревизора» признал: «Всем досталось, а мне — более всех».