- Поиск ответов на кроссворды и сканворды
- Альтернативные вопросы в кроссвордах для слова битник
- Черты молодежного авангарда 1960-1970-х годов
- Холден Колфилд как предтеча молодежного авангарда 1960-1970-х годов
- ИсторияПравить
- Символика хиппиПравить
- Лозунги хиппи 1960-х
- КоммуныПравить
- Хиппи и наркотикиПравить
- Хиппи и политикаПравить
- Хиппи в СССРПравить
- ФестивалиПравить
- В произведениях культурыПравить
- СсылкиПравить
- Коротко о движенииПравить
- Международное студенческое движениеПравить
- Пик подъема и спад
- Предшественники студенческого движения в ГерманииПравить
Поиск ответов на кроссворды и сканворды
Ответ на вопрос «Представитель анархического движения молодёжи, выражающей протест против буржуазной морали нарушением существующих норм человеческого общежития «, 6 (шесть) букв: битник
Альтернативные вопросы в кроссвордах для слова битник
Он оказался известным в Москве художником-концептуалистом, а когда мы увидели пару его работ—объявления, какие висят на столбах и заборах всех городов — на тетрадных листочках в клеточку и с отрывными телефонами—мы поняли, что он тоже битник, и признали за своего.
Так что когда все вдруг разъехались, я остался один, а этот сумасшедший юный битник пел мне песни, но все чего я хотел, это спать — Однако надо было быть на высоте, чтобы не разочаровать его доверчивое сердце.
Злой битник всегда был в свитере, очках и бородке, любил шумовую музыкуджаст и насмехался над сталинистами.
Сталина и сам Глава очень сильно ненавидел и понемногу выпускал из покойника кишки, но одно дело Сталин, а другое — сталинист: эдак злой битник и до нашей культуры доберется, подточит ядовитыми насмешками ствол нашей культуры, и вообще.
Здесь опять же была подначка умных референтов: злой битник, конечно, имел зуб на родину за репрессированных родителей, и хотя никто не отрицает, что виноваг во всем культ личности, но все-таки яблочко-то от яблони недалеко падает.
И тут уж старый битник начинал витийствовать, начинал учить и без того ученый арбатский подзаборный сброд презирать общество, ненавидеть монополистов и любить спонтанную поэзию.
Ответ на вопрос «Представитель анархического движения молодежи, выражающей протест против буржуазной морали нарушением существующих норм человеческого общежития (в 50-е-60-е годы XX в. главным образом в США и Великобритании) «, 6 (шесть) букв: битник
Ответ на вопрос «Индивид из «разбитого поколения» — молодежного движения 50-60 годов, провозгласившую добровольную бедность, бродяжничество, эротическую свободу «, 6 (шесть) букв: битник
Молодёжный аванга́рд 1960—1970-х годо́в ( с «передовой отряд») — общественное новаторское, радикальное движение молодых людей от 18 до 30 лет, которые обостренно восприняли новые формы капиталистической эксплуатации и выступали за искоренение недостатков общества потребления в 1960-1970-х годах.
Ускорившееся экономическое развитие США после Второй мировой войны привело к небывалому экономическому буму, который иногда называют «золотым веком капитализма».
США переживали время экономического процветания и относительного социального благополучия. Рост обеспеченного среднего класса способствовал формированию и окончательному закреплению философии потребления, которая стремилась к первоочередному материальному улучшению жизни.
Черты молодежного авангарда 1960-1970-х годов
«Нас не любят — нам только покупают игрушки», «Нельзя влюбиться в прирост промышленного производства», «Наш мир — не для продажи!» — типичные лозунги на плакатах митингующих. Острые социальные вопросы, нежелание служить в армии, Вьетнамская война постепенно политизировали молодых людей и заставляли их включиться в рабочие протесты, переходящие в стадию революционных инициатив.
Холден Колфилд как предтеча молодежного авангарда 1960-1970-х годов
Профессор Московского государственного университета, доктор филологических наук Микеладзе Н.Э. называет Холдена Колфилда — главного героя романа Джерома Д. Сэлинджера «Над пропастью во ржи» — предтечей молодежного авангарда 1960–1970-х годов. Роман Сэлинджера был опубликован в 1951 году, за десятилетие до начала молодежных бунтарских выступлений. Таким образом, образ Колфилда рассматривается профессором Микеладзе и ее коллегами-исследователями как реакция Сэлинджера на актуальную американскую общественно-политическую среду 1940-50-х годов, которая в перспективе воплотилась в представителях молодежного авангарда.
— «Над пропастью во ржи», Джером Д. Сэлинджер
Молодежь авангарда протестует против материалистического отношения к жизни, капиталистического прогресса и цели потребления как жизнеполагающей, не приносящей духовного или интеллектуального развития, и это ощущение передалось от героя Сэлинджера.
То, что больше всего угнетает Холдена и о чем он судит вполне «по-взрослому», заключается в ощущении безысходности, обреченности всех его попыток построить свою жизнь в соответствии с возвышенным гуманистическим идеалом
Молодежный авангард 1950–60-х годов определил политическую самоидентификацию молодежи посредством участия в протестном движении как одну из наиболее заметных тенденций социальной жизни многих стран мира. Подростковые мятежи в США, Западной Европе, России и странах арабского мира с того времени становятся первыми этапами гражданского неповиновения и трансформируются в массовые революционные волнения, которые охватывают все социальные слои населения. Они все еще продолжают оказывать влияние на ход мировой истории.
C девиантным поведением связывают не только нарушения правовых норм, но и различные виды социальной патологии, например бродяжничество, безработицу и нищета. Психологи констатируют негативные последствия девиантного поведения, среди которых преступления, требующие пресечения на законодательном уровне социальной ответственности человека.
Американский социолог Иммануил Валлерстайн отмечал:
- ↑ 1 2 3 4 Молодежное движение в США: история и современные проблемы. (недоступная ссылка)
- . Дата обращения: 1 ноября 2017. Архивировано 7 октября 2017 года.
- Культура молодежного протеста и американский кинематограф. 1960–1970-е годы. Дата обращения: 1 ноября 2017. Архивировано 3 декабря 2017 года.
- Новиков М.А.; Новиков М.А.. Молодежные бунты 60-х гг. XX в. и становление государственной молодежной политики. — Государственное управление. Электронный вестник. Выпуск № 32., июнь 2012.
- Морозова, Е.А. Исследование девиантного поведения как феномена провокативности. Дата обращения: 1 ноября 2017. Архивировано 21 мая 2015 года.
- Павел Бурмистров, Дар Жутаев, Дмитрий Великовский, Руслан Хестанов, Григорий Тарасевич. 1968: год великого перелома. Эксперт Online. Дата обращения: 1 ноября 2017. Архивировано 4 января 2014 года.
Хи́ппи (англ. или hippy) — философия и субкультура, изначально возникшая в 1960-х годах в США.
Расцвет движения пришёлся на конец 1960-х — начало 1970-х годов. Первоначально хиппи выступали против пуританской морали некоторых протестантских церквей, а также пропагандировали стремление вернуться к природной чистоте через любовь и пацифизм. Один из самых известных лозунгов хиппи: «Make love, not war!», что означает: «Занимайтесь любовью, а не войной!».
Обычно считается, что хиппи верят в следующие положения:
- человек должен быть свободным;
- достичь свободы можно, лишь изменив внутренний строй души;
- поступки внутренне раскованного человека определяются стремлением оберегать свою свободу, как величайшую драгоценность;
- красота и свобода тождественны друг другу, и реализация того и другого — чисто духовная проблема;
- все, кто разделяют сказанное выше, образуют духовную общину;
- духовная община — идеальная форма общежития.
Тем не менее, у хиппи не существует чётко сформулированного символа веры, который уже в силу своей точной формулировки был бы противоречием в определении.
ИсторияПравить
В 1940—1950-х годах в США среди представителей «бит-поколения» существовал термин хипстеры, обозначавший джазовых музыкантов, а затем и богемную контркультуру, которая формировалась вокруг них. Культура хиппи в 1960-х годах развилась из бит-культуры 1950-х параллельно развитию рок-н-ролла из джаза. Одним из передовых и известных сообществ хиппи было сообщество «Весёлые проказники», о котором Том Вулф пишет в книге «Электропрохладительный кислотный тест».
Первое использование слова «хиппи» зафиксировано в передаче одного из нью-йоркских телеканалов, где этим словом была названа группа молодых людей в майках, джинсах и с длинными волосами, протестующих против вьетнамской войны. В то время было популярным сленговое выражение «to be hip», означавшее «быть в курсе», «быть „мировым“», а нью-йоркские сторонники контркультуры из Гринвич-Виллиджа назывались «hips».
Пик популярности движения пришёлся на 1967 год (так называемое «лето любви»), когда были выпущены неофициальные гимны хиппи — «San Francisco (Be Sure to Wear Flowers in Your Hair)» (автор — Джон Филлипс из The Mamas & the Papas, исполнялась певцом Скоттом Маккензи), «All You Need Is Love» и «She’s Leaving Home» The Beatles. Музыкальной проекцией движения стала психоделическая музыка. В 1967 году в Нью-Йорке состоялась премьера психоделического мюзикла «Волосы», участники которого появлялись на сцене обнажёнными: с движением хиппи связана популяризация нудизма.
Несмотря на закат хиппи-движения в мировом масштабе, его представителей до сих пор можно найти во многих странах мира. Некоторые идеи хиппи, казавшиеся в 1970-е годы консервативным обывателям утопическими, вошли в менталитет современного человека.
Символика хиппиПравить
Одним из символов движения хиппи считается старый микроавтобус, обычно «Фольксваген», который хиппи традиционно раскрашивали в стиле «Flower Power» (на фото представлен микроавтобус Barkas B 1000). На таких микроавтобусах группы хиппи любили ездить по небольшим консервативным американским городкам и шокировать их обитателей разными выходками.
Символ Инь и ян, используемый и популяризируемый хиппи
Культура «хиппи» имеет свою символику, признаки принадлежности и атрибуты. Для представителей движения хиппи, в соответствии с их миропониманием, характерно внедрение в костюм этнических элементов: бус, плетённых из бисера или ниток, браслетов («фенечек») и прочее, а также использование текстиля, окрашенного в технике «тай-дай» (или иначе — «сибори»).
Примером могут служить так называемые фенечки. Эти украшения имеют сложную символику. Фенечки разных цветов и разных узоров обозначают разные пожелания, изъявления собственных музыкальных предпочтений, жизненной позиции и т. п. Так, чёрно-жёлтая полосатая фенечка означает пожелание хорошего автостопа, а красно-жёлтая — признание в любви. Следует отметить тем не менее, что эта символика трактуется в разных местах и тусовках произвольно и совершенно по-разному, и «хиппи со стажем» не придают ей никакого значения. Распространённые тексты типа «Значения цветов в фенечках» считаются уделом так называемых «пионеров» (то есть начинающих) и в среде опытных, как правило, вызывают ироническую реакцию. Однако, несколько устоявшихся значений используются в одном смысле в большинстве компаний — черный+синий с графическим узором (гомосексуальность), желтый+зелёный+синий со строгим чередованием последовательности (пацифизм) и однотонный красный (признание в любви). Джинсы стали «фирменной» одеждой хиппи.
Лозунги хиппи 1960-х
- «Make love, not war» («Занимайтесь любовью, а не воюйте!».)
- «Off The Pig!» («Выключи свинью!») (игра слов — «свиньёй» назывался пулемёт M60, немаловажный атрибут и символ Вьетнамской войны)
- «All You Need Is Love!» («Всё, что тебе нужно, — это любовь!») (название песни The Beatles)
- «Hell No, We Won’t Go!» («Ни черта мы не уйдём!»)
- «Give Peace A Chance» («Дайте миру шанс») (название песни Джона Леннона)
- «Love Is Love» («Любовь это любовь»)
КоммуныПравить
Коммуны (общины) хиппи — главная форма их самоорганизации, где хиппи могут жить на собственный лад при поддержке общества и где соседи терпимо относятся к ним. Обычно это незаселённые и пустующие дома (самовольное вселение, т. н. сквоттерство) в городах, либо усадьбы в лесах вдали от цивилизации.
Наиболее известные коммуны:
В настоящий момент многонациональные коммуны хиппи имеются на Ибице в Хорватии, в Черногории, Греции, Турции, Индии (особенно в Гоа), Марокко, Тунисе, Индонезии (особенно на Бали), Камбодже, Вьетнаме, Таиланде, Перу, Эквадоре, Коста-Рике и др. Общины бывших хиппи, построенные на принципах коммуны, сохранились и в США, где, собственно, движение детей-цветов пережило свой истинный расцвет. В остальном же хиппи обратились к более традиционной практике сквотов и тусовок на хипповском флэте или «рэйнбоу-клубе».
Хиппи и наркотикиПравить
Согласно первой интерпретации, тот, кто не вполне принял и усвоил опыт психоделических трипов, остается чужд «ви́дению» и, следовательно, не способен признать истинность идеологии хиппи. Затем, с той же точки зрения, любой, прибегнувший к психоделикам по необходимости, обретает «видение» в его идеологически фиксированной форме. Неудачный или катастрофический опыт галлюцинаций в таких случаях объясняется какими-либо обстоятельствами: «видение» было истинным, но новичок оказался неподготовленным к его правильному пониманию, или был слишком тесно связан с «обычным миром», или находился в неподходящем окружении, помешавшем «правильному» воздействию психоделика.
Согласно другому, более распространённому мнению, приём психоделиков не является идеологическим императивом: психоделики — только одно из средств, помогающих разрушить границы привычного восприятия, но сами они не преображают личность: «Хотя „кислота“ не имеет ценности сама по себе, не делает вас ни святым, ни добрым, ни мудрым, а всего лишь одурманенным, её можно использовать достойным образом. Она может быть воспитательным средством — с её помощью можно кое-чему научиться». С этой точки зрения, помимо психоделиков, существуют и другие способы достижения «ви́дения»: медитация, восточные культы и до некоторой степени «западная» религия.
В соответствии с такой интерпретацией нет никаких гарантий насчёт того, что именно человек обретет под действием галлюциногена: «видение» ли, которое лежит в основе исповедуемой идеологии, или «видения», совершенно не совместимые с этой идеологией.
Хиппи и политикаПравить
Мемориальный знак мира в Арколе, штат Иллинойс, США. По кругу написано: «Посвящается хиппи и хиппи в глубине души. Мир и любовь». Bob Moomaw — создатель мемориала, Gus Kelsey отреставрировал знак после его смерти (см. ссылки)
Если под политикой понимать выборы, заседания, голосования и продвижения по службе, то хиппи изначально аполитичны. Живя вне «цивильного» общества, в мире, основанном на любви, дружбе и взаимопомощи, хиппи предпочитают менять мир своим творчеством, в том числе творчеством социальным.
Идея революции сознания в чём-то продолжает идеи рюкзачной революции битников — вместо изнурительных политических дебатов и вооружённых столкновений предлагается уход из дома и общества, чтобы жить среди людей, придерживающихся твоих убеждений.
Опыт театральной герильи Эбби Хоффмана можно сравнить с «Маршем Любви» в советской Москве, когда советские хиппи вышли на улицу голышом, но были задержаны милицией. Советские хиппи были культурно связаны с диссидентской средой. Многие были недовольны коммунистическим режимом и его идеологией, другие просто хотели жить вне политизированного строя.
Хиппи в СССРПравить
Появившись на исходе «хрущёвской оттепели», субкультура хиппи в СССР, известная под самоназванием «Система», была распространена среди весьма немногочисленных представителей молодёжи.
Представителей субкультуры хиппи (в просторечии — хиппари, хиппаны, хиппанутые) в конце 1960-х — 1970-х годах легко можно было отыскать почти в каждом крупном городе СССР, на так называемых «тусовках» (или «тусовочных местах»). К примеру, в Москве — «Фрунзенский садик» (улица Знаменка), «Пушка» (площадь Пушкина), Арбат или «Гоголя» (Гоголевский бульвар), в Ленинграде — «Сайгон» (кофейня на Невском), «Казань» (площадь перед Казанским собором), в Киеве — Андреевский спуск, а также в Минске, Риге, Вильнюсе, Таллине, Баку, Ташкенте, Алма-Ате, Свердловске, Новосибирске, в Крыму и в других местах. Приехавший в город иногородний «пипл», отправившись вечером на место тусовки, мог всегда рассчитывать на обретение там новых друзей и «вписки» (размещения на временное проживание, у кого-либо из знакомых).
При этом, о существовании представителей «хиппи» не только за границей, но и в СССР можно было узнать только из критических статей в центральной прессе начала 1970-х.
В массовом сознании слово «хиппи» СМИ формировало (и, далее, это вызывало ассоциации) скорее негативные — «хиппи» воспринимался как неопрятно одетый молодой человек с длинными волосами, бездельник, выпивоха и наркоман, часто аполитичный и безыдейный, — противопоставление культивировавшемуся тогда образу советского человека, «строителя коммунизма» — опрятно одетого и коротко подстриженного, целеустремлённого, обладающего чёткими политическими воззрениями по поводу линии партии.
Вот коротенький пример диалога, избыточно перенасыщенного сленгом хиппи среза примерно конца 1980-х годов:
Некий мэн вписывается к такой же некой гёрле. Та ему говорит:
— Поскольку бэд у меня один, а на граунде найтать ты колданёшься, придётся нам на нём вдвоём плэйсоваться. Только ты меня, чур, на фак меня не подписывай?Мэн (устало): — Лет ит би. — говорит мэн, усталый и замёрзший. — А вообще, ты, подписываешься?Гёрла: — Ну вот, сразу и подписал!
В настоящее время в России существует несколько творческих объединений хиппи:
- Арт-группа «Фризия» (старейшая в Москве, художники).
- Творческое объединение «Антилир» (Москва).
- Ассоциация музыкантов «Время Ч» (Москва).
- «Коммуна на Пражской», Москва (занимающаяся сетевым хиповым домом, она же fnb-хиппи-группа Magic hat).
Хиппи входят в состав fnb-групп Челябинска, Владивостока, Питера, Москвы и др.
Существенным элементом, сохраняющим связь людей внутри контркультуры, являются также традиционные собрания хиппи. Одно из самых крупных в настоящее время в России — это «российская Радуга», возникшая в начале 1990-х по мотивам традиции Rainbow Gathering, появившейся в конце 1960-х и восходящей к американским хиппи. Ещё пример массового стихийного собрания — летнее собрание неформалов вблизи водопада Шипот на Украине. Традиционными стали также ежегодные встречи хиппи в Москве 1 апреля «на Гоголях», и 1 июня — в Царицынском парке.
В настоящее время тусовки на улицах не имеют такого значения, как в былые времена, и являются скорее временным прибежищем для совсем молодых хиппи. Кроме того, они сильно дифференцированы и разбавлены представителями иных контркультур, включая всевозможных готов, эмо, байкеров и прочих. Сейчас же жизнь современного состояния субкультуры — это круг близких друзей или «неформальные» кафе/клубы как места встречи. Также большое значение играют интернет-сообщества, в частности, ЖЖ (ранее — фидо-конференции, в частности, знаменитая фидошная эха Hippy.Talks, видимая в иерархии Релкома как fido7.hippy.talks). Такое перенесение акцентов хиппи-культуры с уличных тусовок в сеть вызвало к жизни термин киберхиппи.
Фестиваль «Hippiefest», организованный Кантри Джо Макдональдом, — весна/лето 2007 года.
Символика и культура хиппи послужили основой для многих других отечественных молодёжных субкультур (разговорные языки готов и рэперов, например, представляют собой творчески искажённый хипповый жаргон). Ролевики носят фенечки (иногда с «закосом» под «олдовых хиппи»), придавая им порой совершенно иной, нежели подразумевают традиции хиппи, смысл и ценность.
ФестивалиПравить
- Matala Beach Festival (Матала, Крит, Греция, с 1960)
- Монтерей (США, 1967)
- Вудсток (США, 1969)
- Rainbow Gathering (США, с начала 70-х)
- Подольский рок-фестиваль (СССР, 1987)
- Российская Радуга (Россия, с 1990)
- Шипот (Украина, с 1993)
- Пустые холмы (Россия, с 2003)
В произведениях культурыПравить
- «Иисус Христос — суперзвезда» — рок-опера (1970)
- «Хиппаны» — песня группы ДДТ (1984)
- «В кайф — и больше ничего (Хиппарь)» — песня группы Выход (1982)
- «Клёвые хиппари» — песня группы Василия Шумова (1993)
- «Мышка (Колыбельная хиппи)» — песня группы Чиж & Co (1993)
- «Hippies» — альбом группы гаражного рока Harlem (2010)
- «Мистерия хиппи» — песня Владимира Высоцкого
- «F’d Up World» — песня The Pretty Reckless (2014)
- «60’s» — песня Алекши Новича (2021)
- «Отягощённые злом, или Сорок лет спустя» — научно-фантастический роман братьев Стругацких (1988, критический взгляд)
- Внутренний порок (Inherent Vice) — роман Томаса Пинчона (2009)
- «Уходили из дома. Дневник хиппи» — книга Геннадия Авраменко (2010)
- «Штурмуя небеса. ЛСД и американская мечта» — книга Джея Стивенса (2003)
- «Замок из стекла» — книга Джаннетт Уоллс (2000)
- «Просто дети» — книга Патти Смит (2010)
- «Хиппи» — Паоло Коэльо (2018)
- Страх и отвращение в Лас-Вегасе (1971) — роман Хантера Стоктона Томпсона, яркого представителя бит-поколения и поколения хиппи
- «Хиппи на дороге» (1970) — книга британского писателя Джеймса Хедли Чейза.
- на сленге русских хиппи — «хаер» (англ. )
- Щепанская Т. Б. Символика молодёжной субкультуры. Опыт исследования системы, 1986—1989 гг. — СПб.: Наука, 1993. ISBN 5-02-027379-1
- Щепанская Т. Б. Система: тексты и традиции субкультуры. — М.: ОГИ, 2004. ISBN 5-94282-108-9
- Краткое описание книги (недоступная ссылка)
- Хиппи, панки, ПТУшники: ветеран КГБ вспомнил методы борьбы. Как боролись с идеологическими диверсиями во времена СССР
- Ф. Рожанский, «Сленг хиппи»
- Харатьян, Кирилл. Прогулка по аску // «Коммерсантъ-Власть» : журнал. — 2001. — 30 января ().
- АПРЕЛЬ СЕМИДЕСЯТОГО. НОВОСТЬ ДНЯ. web.archive.org (12 апреля 2010). Дата обращения: 20 августа 2020.
- Антивоенная демонстрация во дворе МГУ на Моховой. Дата обращения: 7 марта 2016. Архивировано из оригинала 7 мая 2017 года.
- Ирина Гордеева. . История российского пацифизма позднего советского времени в биографии Юрия Попова (1954—1999). // akrateia.info (17 января 2020). — «В период позднего социализма в странах Восточной Европы возникло низовое, независимое движение за мир, которое стало одним из новых социальных движений, направленных на защиту международного мира и продвижения в обществе ценностей ненасилия. В 1982 году, когда заявили о своём существовании группы «За установление доверия между СССР и США» (Группа Доверия) и «Свободная инициатива», такое движение появилось и в СССР.» Дата обращения: 2 октября 2022. Архивировано 9 Jan 2022 года.
- Roskilde-2009. День 2: Привет, хиппи! Fuck Oasis!
- Фестиваль искусств «Игра в бисер»
СсылкиПравить
- Молодёжная субкультура хиппи. Истоки, генезис, закат
- Хиппи.ру
- Портал хиппи
- Хиппи в СССР
- Первая публикация о субкультуре отечественных хиппи в советской печати
- Российский фестиваль хиппи «Пустые холмы»
- А. Мадисон ЛЕВЫЙ ЛЕВ: Толстой как хиппи, панк и анархист
- Коммунизм по-американски («Новые хиппи» в общине США учат жить на 103 доллара в месяц и делиться женами) // Лента.ру, 27 августа 2015
- Марихуана и движение хиппи: растения и энтеогены
Немецкое студенческое движение в 1960-х годах являлось многослойным политическим движением, занимавшееся радикальной критикой и борьбой с режимом ФРГ в 1950-60-е годы.
Оно представляло собой часть международного студенческого движения, появившегося в США, находящееся под сильным влиянием Франкфуртской школы. Оно считало себя эмансипационным и по большей части антиавторитарным, то есть выступало против «господства людей над людьми». Также преобладали антикапиталистические позиции. При этом движение решительно отвергало существующие системы коммунизма, но были в нём и симпатизирующие тем или иным моделям социализма. Другой характерной чертой было осуждение прихода к власти в ФРГ «поколения палачей» из Третьего рейха, а также борьба с лицемерной сексуальной моралью 1950-х годов.
Немецкое студенческое движение тесно связано с историей Германии до и после Второй мировой войны. Несмотря на схожесть с другими студенческими движениями мира, немецкое движение исходило из своей непосредственной ситуации. Это относится в первую очередь к критике переосмысления национал-социалистического прошлого Германии, ставшего одной из главных причин возникновения и распространения движения, а также объектом его борьбы. В то же время в США антифашизм и критика капитализма не играли особой роли, в отличие от антирасистского движения за гражданские права. Во Франции же особенным было участие рабочих в событиях мая 1968 года.
Немецкое студенческое движение появилось в 1961 году, после того, как произошло отделение Социалистического союза немецких студентов (ССНС) от Социал-демократической партии Германии (СДПГ). Конец движения приходится на 1969 год, и основной причиной распада является разделение студенческого движения на борющиеся друг с другом группировки и течения после того, как в 1967 году полицейскими был застрелен студент Бенно Онезорг. Кроме того, к тому времени в ходе всеобщей постматериалистической эмансипационной переоценки идеалов в германском обществе из чисто студенческого движения появилось другое движение, охватывающее другие круги населения, и после образования Большой коалиции 1966 года выступающее как «внепарламентская оппозиция», чья радикальность переходила далеко за границы всеобщей переоценки идеалов, и поэтому была неспособна солидаризировать большинство населения.
Коротко о движенииПравить
Студенческое движение США, Франции и других западноевропейских стран (вплоть до Турции) находилось на пике своей деятельности в 1968 году.
Центры студенческого движения в Германии были заметны во многих университетах, особенно основанная в 1963 году группа «Подрывное действие» и «Коммуна I». В 1966/67 годах после восстановления страны в 1950-е годы и формирования Большой коалиции (без влиятельной оппозиции в бундестаге) под руководством Социалистического союза немецких студентов (ССНС) возникла Внепарламентская оппозиция.
Решающим фактором для этой оппозиции, мобилизовавшим большие массы студентов, было убийство полицейскими студента Бенно Онезорга 2 июня 1967 года на демонстрации против визита иранского шаха Мохаммеда Реза Пехлеви в Берлин. Бульварная пресса (прежде всего «Бильд-Цайтунг»), усилила противоречия своими поляризованными сообщениями о происшедшем.
11 апреля 1968 года лидер студенческого движения Руди Дучке получил смертельно опасное ранение при попытке его убийства. Вслед за этим во многих западногерманских городах прошли демонстрации протеста, часть которых перешла в уличные побоища с полицией, напоминавшие гражданскую войну. В этих «пасхальных беспорядках» были убиты 2 человека в Мюнхене и около 400 человек по всей стране получили увечья. Покушение на Дучке и события мая 1968 года во Франции усилили начавшуюся радикализацию движения, которое в то же время всё больше стало разделяться на течения.
После движения 1968 года Андреас Баадер и Ульрика Майнхоф основали террористическую организацию «Фракция Красной Армии» (нем. Rote Armee Fraktion, RAF). В то же время значительная часть студенческого движения обратилась в сторону СДПГ с её тогдашним руководителем Вилли Брандтом. Другими следствиями движения 1968 года можно назвать «Зелёных» и другие движения за гражданские права типа движения геев. Однако охрана окружающей среды, защита животного мира и женское движение имеют давнюю традицию, уходящую корнями во времена правления кайзера Вильгельма и не являющуюся детищем 1960-х годов.
Международное студенческое движениеПравить
Джером Д. Сэлинджер в 1951 году написал книгу «Над пропастью во ржи», Джон Леннон пел в 1968 году о революции. Между этими явлениями в обществе произошли изменения, политические, культурные и социологические аспекты которых тесно переплетались.
После войны в Западной Европе происходило восстановление экономики и инфраструктуры, и с начала 1950-х годов начался резкий подъём экономики и благосостояния. При этом преступления национал-социализма в Германии были почти забыты. Однако интернационалистски настроенное молодое поколение всё больше стремилось к своим идеалам, к чему-то большему, чем обычная материальная обеспеченность. В 1950-е годы в Европе была популярна философия экзистенциализма, особенно работы Жана-Поля Сартра. Это была философия нового мышления, отвергавшая старые мировоззрения вроде религии. В центре внимания стоял индивид в необозримом и бессмысленном мире. Его разум был тем, что создавалось самим человеком, например через построение своей жизни или, совместно с другими, построение общества.
В США бит-поколение литераторов Джека Керуака, Уильяма Берроуза и Аллена Гинзберга в конце 1940-х годов сформировали свои взгляды на послевоенное общество, в которых пропагандировалась новая индивидуальная свобода от общественных норм.
Это время также известно как время культурных перемен, например в искусстве (Йозеф Бойс, Флуксус, поп-арт), а также в поп-культуре и молодёжной культуре (джинсы, затем брюки-дудочки и длинные волосы). В музыке возникли жанры «рок» и «поп». Для германской молодёжи музыкальным эталоном был Beat-Club.
В кинематографе такие режиссёры, как Годар или Райнер Вернер Фассбиндер создали «Новую волну» и авторское кино как ответ на кино 1950-х годов (национальное кино). Их работы также были выражением изменённого мировоззрения и смены поколений.
Пик подъема и спад
Разобщённые одиночные протесты параллельно существовавших мировых студенческих движений достигли своего максимального накала между 1966 и 1969 годами. Эти движения критиковали:
- войну во Вьетнаме
- структуру высшего образования (требование демократизации вузов)
- представительную демократию (главный объект борьбы внепарламентской оппозиции)
- власть экономики и её последствия для общества
- технократию
- роль экспертов и авторитарной власти
- независимость правосудия
- ущемление прав женщин в обществе
- влияние СМИ на общество
- гонку вооружений в холодной войне
- общество потребления и связанное с ним загрязнение окружающей среды
- устаревшие соглашения, нормы и ценности, например о сексуальности или т. н. «вторичные ценности».
Во всём мире шёл протест против «истеблишмента», против конформизма, старшего поколения и его веры в прогресс, против всего лицемерного — например, против политики тогдашнего президента США Линдона Б. Джонсона и с 1969 года Ричарда Никсона и в Германии против «Большой коалиции» при федеральном канцлере Курте Георге Кизингере (от партии ХДС).
Сам протест стал культурным явлением после того, как звезды типа Джоан Баез (Joan Baez) пели на демонстрациях Free Speech Movement или такие режиссёры, как Микеланджело Антониони, создавали кинопамятники типа «Забриски-пойнт».
- в Японии появляется студенческое движение «Дзенгакурен».
- во Франции майские беспорядки перерастают во всеобщую забастовку.
- в Италии весь 1968-й год происходят протесты студентов и братания с бастующими рабочими, например на заводе «Фиат», а по всей стране проходят университетские забастовки и беспорядки.
- в Испании в 1969 году после студенческих протестов Франко вводит чрезвычайное положение.
- в Мексике происходит массовое убийство студентов (резня Тлателолко).
- в США действовало движение за гражданские права (англ. Free Speech Movement), движение против вьетнамской войны и субкультура хиппи и йиппи (англ. Youth International Party), перешедших в протестное движение 1968 года. Это движение продолжают в радикальной форме «Чёрные пантеры» и уэзермены.
- в Турции члены Турецкой рабочей партии (тур. Türkiye Isci Partisi — TIKP) во главе с Денизом Гезмишем (который тогда сам был студентом) оккупируют Стамбульский университет. Социалистические студенческие организации требовали более широких прав для университетов, реформу высшего образования и отказ от сотрудничества Турции с американским империализмом. Некоторые группы требовали проведения культурной революции наподобие Великой пролетарской культурной революции в Китае.
В странах Восточного блока также происходили, на первый взгляд, похожие события:
- в Польше в марте 1968 года произошли «мартовские беспорядки» в ответ на запрет постановки пьесы «Праздник мертвых» Адама Мицкевича и на антисионистскую поддержку арабских государств правительствами Восточного блока в Шестидневной войне.
- в тогдашней Чехословакии социал-реформисты, в первую очередь артисты (англ. Plastic People of the Universe), студенты и интеллектуалы требовали «социализма с человеческим лицом», что стало началом Пражской весны, которая была жестоко подавлена Советским Союзом, подобно Венгерскому восстанию 1956 года.
- в СССР в 1968 году существовало подобное протестное движение, действовавшее в более тяжёлых условиях и оказавшее гораздо меньшее влияние на общество, чем в Западной Европе.
В Китайской Народной Республике с 1966 года шла культурная революция. Но эта революция началась сверху и преследовала другие цели, поэтому её лишь условно можно сравнивать со студенческим движением в Европе, но для многих западных студентов эта Культурная революция служила примером для подражания.
В мировом студенческом движении в 1960-е годы участвовало не большинство студентов (кроме студентов в движении принимали участие школьники и рабочие), а меньшинство, которое от простого протеста против старшего поколения перешли к смене социальной и культурной парадигмы, ставшей в 1970-е годы частью мейнстрима (переоценка идеалов, мода, музыка, политический дискурс).
Перемещение (для получения образования или в результате политических преследований на родине, например, как это было в случаях Боливара Эчеверии и Бахмана Нируманда) и обмен опытом между левыми разных стран вели к интернационализации антиимпериалистического движения.
Подобно РАФ в Германии, в других странах как следствие движения 1968 года возникли леворадикальные организации: «Красные бригады» в Италии, «Японская красная армия», Симбионистская армия освобождения в США и др.
Предшественники студенческого движения в ГерманииПравить
История движения внепарламентской оппозиции начинается не в 1968 году. Уже в 1958 году происходили акции протеста против вооружения бундесвера атомным оружием («Борьба против атомной смерти»). На предшественников студенческого движения повлияла политизация общественности и внутренние социальные противоречия, особенно обостряющийся конфликт поколений. Но это движение следует отделять от движения 1968 года. Это различие характеризуется разницей между отсутствием идеологий во время до 1968 года и взрывом псевдонаучных и радикальных представлений 1968 года.
Родительское поколение, радикально откинувшее ценности нацистского времени и желающее жить буржуазно-цивильной, демократически-либеральной жизнью (поколение «гитлерюгенд»), заботилось лишь о материальном обеспечении, просто закрыв глаза на своё недавнее прошлое. Многие без всякого перерыва после 1945 года продолжали свою карьеру, начавшуюся ещё в Третьем рейхе. Многие судебные процессы над нацистскими преступниками большому количеству людей казались неудовлетворительными. Также в кино и литературе («Убийцы среди нас», «Государство СС») ещё до 1968 года критично излагалась тема нацистского прошлого. То, что критическое осмысление прошлого началось лишь в 1968 году, является «мифом 1968».