- Заметка как жанр
- Корреспонденция как жанр
- Интервью как жанр
- Репортаж как жанр
- Отчет как жанр
- Информационные
- Аналитические жанры
- Художественно-публицистические жанры
- Как отличить один от другого?
- Кратко и понятно по учебникам Кима, Тертычного, Распоповой
- Что такое аналитическая журналистика (по учебникам Тертычного, Лазутиной и Распоповой)
- Виды и функции
Заметка как жанр
Заметка – это один из самых небольших
по размеру материалов и при этом один из наиболее используемых. В
ней оперативно, кратко, точно и ясно излагается новость.
Часто заметка становится предтечей
другого, более развернутого материала (статьи или очерка).
В заметке не излагается авторская
позиция, его эмоции, ход сбора информации – только голые факты:
события, герои, даты и т.д.
,
собственно, и сообщает о событии. Ее структура следует логике
восприятия информации. Сначала аудитории нужно сказать, что
произошло, затем где, когда и почему.
дает краткую информацию о каком-либо большом тексте (статье, научном
труде, книге).
– это сообщение о смерти определенной персоны, содержащее, как
правило, краткую биографию, информацию о заслугах и достижениях
почившего. В таких материалах может присутствовать информация о
причине смерти, месте и времени прощания с умершим, а также месте и
времени похорон. В конце некролога приводятся слова с выражением
скорби, прощальные слова, обращенные к ушедшему из жизни.
Главные требования к заметке –
оперативность, актуальность и краткость.
Корреспонденция как жанр
Корреспонденция – это материал
большего объема, чем заметка. В нем новостная информация подается в
развернутом виде. Так, например, какое-либо событие освещается с
приведением подробностей, деталей. В корреспонденции могут
присутствовать элементы оценки, прогноза и т.д. Вместе с тем она не
претендует на глубокий анализ, на сопоставление фактов и т.д.
Интервью как жанр
Интервью – это материал, полученный
журналистом непосредственно от человека – источника информации с
помощью задаваемых ему вопросов. Изложение сведений, мнений,
комментариев ведется от имени интервьюируемого, а не от имени
журналиста.
Обычно к интервью прибегают в тех
случаях, когда аудитории важны слова конкретной, значимой для нее
персоны.
Интервью может быть нескольких типов:
индивидуальным и коллективным, очным и заочным, анкетированием, типа
«вопрос-ответ».
При использовании формы коллективного
интервью журналист приводит мнения нескольких человек.
К заочному (или дистантному) интервью
прибегают в тех случаях, когда интервьюируемый находится в удаленном
месте с большой временной разницей, если человек не может обозначить
точно время для встречи с журналистом и т.д. Удобная форма заочного
интервью – интернет-интервью, когда вопросы и ответы пересылаются по
электронной почте.
Анкетирование производится с помощью
опроса значительного количества целевой аудитории согласно
специально сформулированных вопросов.
«Вопрос-ответ» – это материал, в
котором обычно содержится вопрос целевой аудитории и ответ
журналиста или специалиста в какой-то конкретной области.
Репортаж как жанр
Понятие «репортаж» происходит от
латинского слова «» – передавать,
сообщать. Репортаж описывает происходящее динамично, в настоящем
времени. Аудитория смотрит на происшествие глазами очевидца и как бы
сама присутствует на месте события (на стадионе, в зале суда, в
эпицентре стихийного бедствия и т.д.).
Цель репортажа – наглядно
информировать, но не комментировать или объяснять. При этом в
репортаже могут приводиться авторски
ереживания, вызванные
знакомством с событием и усиливающие эффект присутствия, эффект
сопричастности зрителей или читателей. На создание эффекта
присутствия также играет и приведение большого количества
фактических деталей, подробностей обстановки.
Это старейший жанр журналистики,
давший даже одно из названий профессии – «репортер».
Отчет как жанр
Отчет – это материал, описывающий
результаты, итоги прошедшего события или излагающий принятые решения
на каком-либо мероприятии. Обычно публикуются отчеты о съездах,
конференциях, собраниях и т.д.
Отчет является достаточно формальным,
строгим документом и, соответственно, требует документальной
точности. В нем может быть много имен, должностей, цифр, цитат, и
все они должны быть досконально проверены.
Не опоздай к началу занятий!
Жанр журналистики – это форма представления материала в журналистском тексте. В каждом жанре есть свои специфические структурно-семантические признаки. Определение жанра – важнейший компонент для создания журналистом (настоящим или будущим) текста. Именно от него зависит то, как предстоит раскрыть тему и какие средства для это использовать.
В статье вашему вниманию представляются классификации А. А. Тертычного, Е. В. Черниковой, В. Л. Цвик, Г. В. Лазутиной, М. Н. Кима, С. Г. Распоповой.
Информационные
Все жанры в этом виде объединены одной целью – рассказ об определенном событии. Здесь нужно быстро отреагировать на произошедшее. Главные принципы – объективность, достоверность, точность. Жанры отвечают на вопросы: «Что? Где? Когда?»
М. Н. Ким относит к информационным жанрам заметку, отчет, интервью, репортаж.
- Заметка – раскрывает основной смысл события, имеет небольшой объем. Автор выделяет обычную и хроникальную заметку.
- Отчет – это рассказ об общественно-значимом мероприятии (совещание, конференция, собрание). Отчет может быть также аналитическим жанром, а его информационный вариант характеризуется отсутствием анализа высказываний участников события, журналист лишь фиксирует их слова.
- Интервью – это беседа с одним или несколькими лицами, раскрывающая мнение респондентов о конкретном событии. Интервью также может быть аналитическим, тогда упор делается на показ явления, выяснение его причин. Автор выделяет интервью-диалог, интервью-монолог, портретное интервью, социологическое (опрос, анкета).
- Репортаж – это рассказ о событии с непосредственным наблюдением журналиста за происходящим, отличается документальностью, актуальностью, оперативностью, наглядностью и достоверностью. Автор выделяет событийный, проблемный (аналитический) и познавательно-тематический репортаж.
А. А. Тертычный среди информационных жанров выделяет заметку, корреспонденцию, отчет, интервью, блиц-опрос, вопрос-ответ, репортаж, некролог. Поскольку большинству терминов мы уже дали объяснение, остановимся на том, чего еще не упомянули.
- Блиц-опрос – это получение ответа на один или несколько вопросов от большого количества людей.
- Вопрос-ответ – это два текста разных авторов, объединенных одной тематикой под одной рубрикой. Первая часть содержит вопрос, проблему, а вторая – разъяснение по этому вопросу.
- Некролог – извещение о смерти человека.
Е. В. Черникова в качестве новостных жанров выделяет заметку, репортаж, информационное интервью.
Г. В. Лазутина и С. С. Распопова считают информационными жанрами заметку (краткая новостная, расширенная новостная), репортаж, критическая заметка («острый сигнал»).
Критическая заметка – рассказ о негативном факте действительности, предупреждающий о неблагоприятных последствиях и побуждающий к изменениям.
В. Л. Цвик рассматривает тележурналистику, критериями информационных произведений на телевидении он называет близость, своевременность, известность, воздействие на аудиторию, масштабность, конфликт, необычность, персонификацию (показ через человека). Информационные жанры на ТВ – информационное сообщение/видеосюжет (соотносится с заметкой и бывает хроникальным и авторским), отчет, выступление, прямое включение, интервью (протокольное, информационное, анкета), репортаж, специальный репортаж, спортивный репортаж
- Выступление – это обращение человека к аудитории, когда говорящий является основным (или единственным) объектом показа.
- Прямые включения – это рассказ непосредственно с места события.
- Спортивный репортаж – это словесное сопровождение прямой трансляции спортивного состязания.
Аналитические жанры
Многие исследователи в области журналистики уже не одно десятилетие говорят о том, что проблема определения жанра находится в центре напряженного внимания науки. Эта проблема возникла из-за спорных вопросов о теории и природе жанра, его границах и перспективах. Поэтому объективная характеристика аналитических программ должна включать в себя несколько точек зрения на типологию журналистских жанров.
Аналитические жанры также, как и все остальные журналистские жанры, связаны с повесткой дня, актуальными событиями. Однако есть существенное отличие в подходах: аналитические жанры ставят перед собой цель понять, почему произошло какое-то событие или явление, а иногда и спрогнозировать, что произойдет дальше. Аналитическое произведение гораздо глубже и основательнее, чем информационное.
- Корреспонденция – это текст, в котором на конкретном примере раскрывается значимое для общества явление или проблема.
- Статья – это исследование совокупности ситуации для выхода на крупномасштабную проблему или тенденцию, актуальную для страны или даже для всего мира. По тематике выделяются общественно-политические статьи, теоретические (популяризация теорий или положений), проблемные (обсуждение значимых проблем, поиск выхода из кризисных ситуаций), полемические (реакция на выступление оппонентов, развенчание их точки зрения и доказывание собственной).
- Рецензия – это аргументированная оценка и анализ произведения науки или искусства для ответа на главный вопрос, заслуживает ли оно внимания аудитории. Разновидности рецензии – теоретическая (на научное произведение) и художественная (на художественное произведение).
Письмо – открытое обращение к лицу или группе по поводу острой, но нерешаемой в данный момент проблемы.
Обозрение – объемная картина, фиксирующая новые проблемы, тенденции за определенный период.
- Специальный репортаж – это р-ж, который выходит за рамки информационного репортажа, близок к очерку или к расследованию по глубине раскрытия темы. У него существенно больше хронометраж, серьезнее и глобальнее объект журналистского исследования.
- Ток-шоу – это разговорная программа с участием приглашенных гостей и аудитории, где обсуждается вопрос, на который в итоге программы дается ответ.
- Пресс-конференция – вид интервью, где большое количество интервьюеров отвечают на вопросы схожей тематики.
- Брифинг – краткое совещание официальных лиц с представителями прессы по определенному вопросу.
Художественно-публицистические жанры
Художественно-публицистические жанры находятся на границе журналистики и литературы. От журналистики они взяли необходимость выбора актуальной темы, от литературы – более широкие возможности использования изобразительно-выразительных средств. Общие признаки – публицистичность и художественность.
М. Н. Ким относит к художественно-публицистическим жанрам очерк, эссе, обозрение, памфлет, фельетон.
- Обозрение – это описание совокупности фактов современной действительности для создания целостной и наглядной картины современности. Выделяют информационно-публицистическое, публицистическое и художественно-публицистическое обозрение.
- Очерк – это рассказ о частных фактах с использованием элементов различных жанров для общего вывода к глобальному вопросу, требующему ответа на настоящий момент. Различают художественно-выразительный (впечатления от события), художественно-публицистический (создание образа человека и трактовка его судьбы), исследовательский (рассмотрение социально-важной проблемы), путевой (описание путешествия).
А. А. Тертычный считает публицистическими жанры очерка (портретный, проблемный, путевой), фельетона, памфлета, пародии, сатирического комментария, житейской истории, легенды, эпиграфа, эпитафии, анекдота, шутки.
- Фельетон – это художественный текст, осмеивающий негативные общественные явления.
- Памфлет – это сатирическое произведение, не просто осмеивающее негативные явления, но и ставящее цель уничтожить противника морально.
- Пародия – это подражание действиям и словам различных известных людей, традициям и обычаям для создания модели явления, не всегда пародия стремится к осмеянию.
- Житейская история – это описание эпизода из жизни человека с целью погружения аудитории в атмосферу бытия героя.
- Легенда – это история, основанная на существующем факте, но дополненная вымышленными событиями, служит для развлечения и воспитания аудитории.
- Эпиграф – это краткий фрагмент, предваряющий тексты других жанров (часто также публицистических), в котором выражается мысль, настроение основной части.
- Эпитафия – это напоминание о достоинствах умершего человека с точки зрения его роли в обществе.
- Анекдот – это краткий юмористический рассказ.
- Шутка – это рассказ, предназначенный для развлечения или разыгрывания аудитории.
Е. В. Черникова считает художественно-публицистическими жанрами очерк, зарисовку, фельетон, памфлет, эссе.
- Зарисовка – это случай из повседневной жизни, который показывает типичное состояние общества и социальной среды.
- Эссе – это рассуждения о «вечных», не теряющих актуальность проблемах с примерами из окружающей действительности.
Г. В. Лазутина и С. С. Распопова называют публицистику «очерковой журналистикой» и выделяют собственно очерк, а также зарисовку, житейскую историю, эссе.
В. Л. Цвик выделяет в теле-публицистике жанры очерка, зарисовки, эссе, фельетона, памфлета. Особо автор подчеркивает, что к сатирическим жанрам (памфлет, фельетон) относятся только документальные программы, то есть снятые журналистами для телеэкрана.
Как отличить один от другого?
Советская школа журналистики предлагала определять жанр по функциональному критерию. В соответствии с этой точкой зрения, существовали только информационные, аналитические и художественно-публицистические жанры. Этот подход к изучению жанровой природы журналистских материалов со временем дополнился уточняющими критериями оценки: предметом познания, способом отражения объекта, характером литературно-изобразительных средств и т.д. Использование большого количества критериев постепенно привело к усложнению и размыванию границ жанровой типологии. Чтобы самостоятельно разобраться в жанрах журналистики, предлагаем запомнить и применять содержимое данной таблицы:
На сегодняшний день популярные учебные пособия предлагают множество попыток разобраться с основными теоретическими вопросами жанровой классификации журналистики. Принимая во внимание ограниченный объём нашей работы, мы перечислили только несколько из них.
Жанров в журналистике очень много, это даже не все, что есть. Чтобы в этом убедиться, прочитайте наши статьи о жанрах публичной и деловой коммуникации. Они обладают разной актуальностью и популярностью, разными возможностями, однако каждый журналист может найти свою собственную сферу. Тем более, что современная журналистика тяготеет к объединению жанров, форм, элементов. Не стоит бояться, что придется всю жизнь писать новости, если этого очень не хочется. Вы всегда сможете найти иной путь.
Кратко и понятно по учебникам Кима, Тертычного, Распоповой
В современной журналистике, с появлением большого количества каналов распространения информации, возникло большое количество самых различных информационных жанров, каждый из которых нужен для того, чтобы более чётко, в зависимости от особенности ситуации, донести нужную информацию до людей. Каждый из жанров содержит в себе свои исключительные черты, которые определяют форму повествования текста.
Заметка – краткий и довольно распространенный жанр в журналистике. В нём содержится только «чистая» информация, без различных предисловий, мнений автора и т.д. Используется для того, чтобы наиболее кратко и ясно изложить суть какого-либо случившегося явления. Новостная заметка – одна из самых популярных форм представления информации в современной журналистике. Путём описания происходящих явлений, отражения основных моментов события, журналисты формируют краткие и насыщенные информацией статьи, которые за кратчайшее время позволят читателям узнать какую-либо новость.
Классическая заметка состоит, в среднем, из 25-45 слов, из неё читатель может узнать только самую суть события. Если журналист хочет, чтобы у его читателя возникли какие-либо позитивные эмоции от прочтения, то заметка является не самым лучшим выбором для подачи материала.
Жанровое определение «заметка» соотносится с типом материала, отличающегося небольшими (с точки зрения устоявшихся в журналистике соответствующих представлений об объеме публикаций) размерами, в котором излагаются результаты определенного изучения предмета выступления (знакомства с этим предметом). В таких материалах если и упоминается о том, из какого источника почерпнута информация, то очень кратко; обычно не рассказывается о глубине этого изучения, о том, какими методами была получена информация о предмете. (Тертычный А.А., «Жанры периодической печати»)
Интервью – беседа с каким-либо лицом, представляющим интерес для аудитории. В последнее время данный жанр в журналистике начал популяризироваться. Интервью предполагает ответы (развернутые или неразвернутые) на заранее подготовленные журналистом вопросы. Подробнее о сути, видах и признаках жанра Вы можете узнать из этой статьи.
Вопросы для интервью представляют наибольшую важность для успеха журналисткой работы. Вопросы должны быть краткими, развернутыми, их нужно задавать по одному. Их не принято обсуждать заранее. Все они должны следовать логическому подходу к освещению события или явления: Что? Где? Когда? В информационном интервью важно не раскрытие героя, а факт из первых рук. Человек выступает источником информации о произошедшем событии. Например, пожарный рассказывает о том, как протекает тушение пожара.
«Выделение жанра «интервью» произошло в результате того, что ряд публикаций, в ходе создания которых (при сборе материала) был применен метод интервью, фиксирует собой реальный процесс интервьюирования или же специально строится в вопросно-ответной форме (форме интервью)». (А.А. Тертычный)
Стоит заметить, что репортаж часто проводится вместе с видеоматериалом, для того чтобы зритель сам смог глазами увидеть все происходящие события.
«Репортаж является одним из наиболее излюбленных жанров отечественных журналистов. История российской журналистики помнит десятки имен выдающихся репортеров и прежде всего имя В.А. Гиляровского («дядюшки Гиляя», «короля репортеров»), прославившегося в конце XIX – начале XX в. своими талантливыми рассказами о мрачных трущобах московского Хитрова рынка, о страшном событии на Ходынском поле, о жизни рабочего люда на промышленных предприятиях Москвы и т.д.» (А.А. Тертычный)
Подробнее о признаках, видах и сути этого жанра мы уже написали здесь.
Беседа – жанр похож на интервью, однако в беседе оба участника принимают непосредственное участие в разговоре. Если интервью предполагает под собой, в классическом понимании, форму вопрос-ответ, то беседа – обмен информацией между собеседниками в процессе обсуждения какого-либо вопроса.
Сейчас многие интервью смешаны с беседой, журналист и задаёт вопросы и сам общается с гостем на заданную тему, такая форма позволяет наиболее полным образом раскрыть саму сущность обсуждаемого вопроса.
Отчёт – обзорный жанр журналистики, представляет собой выжимку из какого-либо массового мероприятия. Главная задача журналиста в отчёте – точно передать информацию, суть происходящего на конференции, собрании, съезде и т.д.
Существует несколько видов отчёта:
- один направлен на отражение какой-либо специфической тематики в рамках массового мероприятия;
- другой вид – отражение хронологии событий;
- последний вид – отражение хронологии событий вместе с аналитикой от журналиста.
Что такое аналитическая журналистика (по учебникам Тертычного, Лазутиной и Распоповой)
В конце 20 — начале 21 века в России происходят кардинальные изменения в социальной и государственной системе. Этот переворот отразился и на отечественной журналистике. На смену идеологическому формату журналистики пришли гласность и свобода слова. Теперь люди требовали не просто голые факты о том, что раньше говорить запрещалось, а их интерпретацию. В связи с этим журналистика мнений заняла лидирующие позиции.
Современной периодической печати характерна определенная система жанров. Наиболее полная и точная ее характеристика аналитических жанров в журналистике представлена А. А. Тертычным в учебном пособии «Жанры периодической печати». Так, например, среди основных жанров он выделяет:
- корреспонденция: содержит информацию о событии, явлении, сопровождаемую истолкованием;
- статья: король аналитических жанров, цель которого заключается в обосновании суждений по поводу общественно-значимого события;
- обозрение: рассмотрение определенного комплекса фактов, подводящее к определенной идее;
- обзор: описание, подведение итогов, изучение особого рода информации — версии: базируется на неполных доказательствах и определяется как домысел;
- расследование: журналистское исследование действительности, цель которого состоит в определении корней, первопричин того или иного «кричащего» негативного явления
Аналитические жанры, как и новостные, имеют основные жанрообразующие факторы.
- Первый — предмет отображения: в материалах освещается первичная и вторичная реальность.
- Целевая установка отображения предмета — второй фактор. Каждый жанр имеет свою определенную задачу, которая в первую очередь исходит из интерпретации события.
- Третий фактор — метод постижения реальности: теоретический анализ с выявлением взаимосвязей предмета, причин, следствий, их оценке, прогнозе на дальнейшее развитие развитие.
Виды и функции
Всю систему жанров аналитической журналистики подразделяют на вида.
- К первой группе относятся проблемно-аналитические жанры, первичная функция которых заключается в исследовании актуальных и злободневных проблем. Кроме того, эта группа жанров объясняет общественную значимость проблемы, дает рекомендации, прогнозы и выводы.
- К другому виду относятся информационно-аналитические жанры. Это синтез информационной и аналитической публицистики, поэтому материалы этой группы выполняют как новостную функцию (в основе — информационный повод, информация социально-политического содержания), так и аналитическую (глубокое исследование предмета, представленное аудитории в развлекательной форме).
Журналист-аналитик, приступивший к работе над материалом, всегда отталкивается от основных требований к жанру. Работа с текстом аналитического формата предполагает обязательную аргументацию сделанных автором выводов и дальнейшее прогнозирование той или иной ситуации. Для реализации этих задач профессиональный журналист должен владеть основными методами работы с информацией:
- Эмпирические (наблюдение, интервью, проработка мнений, анкетирование , эксперимент);
- Теоретические (истолкование данных, проработка документов, интерпретация, прогнозирование, аргументация и контент-анализ);
Аналитическая журналистика требует от автора умения мыслить логически и соответствующе выстраивать свои рассуждения.
Особенность аналитической журналистики заключается в рационально-познавательном методе отображения действительности, а также в задаче, которая стоит перед автором текста: разъяснять значение основных общественно-политических событий, выступать против ложных установок, обосновывать правильные ответы на неоднозначные вопросы и способствовать истолкованию современной действительности.
Аналитическая журналистика — это своеобразный ответ на запросы общества, требующего осмысления происходящих в современном мире процессов. У читателя появилась возможность установления причин того или иного события, его ценности и путей решения.
Основная платформа, где можно ознакомиться с качественными аналитическими материалами — это, безусловно, качественная пресса (Аргументы и факты, Коммерсантъ, Медуза).