1. Как было понятно из предыдущего рассказа, в Шатуру я приехал на электричке, после четырёхчасовой поездки по Рязановской ветке, в несколько утомленном состоянии. Город я в итоге обошёл довольно подробно, но из-за усталости не погрузился в него полноценно, всей душой. Встретил меня позднесоветский вокзал. Его брата-близнеца я видел в Кашине Тверской области:
2. Железнодорожный и соседствующий с ним автовокзал расположены в западной части города. Сегодня это преимущественно современный спальный район, а когда-то на этом месте находилась деревня Тарбеиха — старейший населённый пункт на территории нынешней Шатуры. Мы сразу попадаем на главную магистраль — проспект Ильича. В глаза бросается, что многие дома украшены геометрическими узорами. Причём все подряд — от хрущёвских пятиэтажек до довоенных кирпичных домов.
3. Местами настолько удачно, что их вполне можно подать в качестве произведений современного искусства:
4. Очевидно, традицию заложили ещё в советское время. Панно на двух пятиэтажках на центральном проспекте напоминают о том, чему город обязан своим появлением. Шатурская ГРЭС имеет огромное значение не только физическое, но и символическое. Это первая электростанция, построенная по плану ГОЭЛРО. Если, конечно, вынести за скобки те, что были созданы до революции.
5. Хоть памятники Ленину и стоят почти повсюду в России и много где на территории б.СССР, Шатура гораздо больше других (и заметно больше Ленинграда) имеет право называться городом Ленина. От эпохи правления вождя мирового пролетариата материального наследия осталось не слишком много — в те годы решались задачи в основном глобальные, геополитические, не до строек было. Но Шатура родилась именно тогда.
6. Именно Ильич дал добро на постройку электростанции, и костяк города был создан в основном при нём. Будь он Петром I, его бы по доброй традиции назвали основателем города. Так что Шатура — одно из немногих мест, где памятник Ленину имеет вполне обоснованное локальное, а не глобально-идеологическое, значение. И здесь он что надо! Старый (1937), нетиповой, с монументальным постаментом:
7. В Шатуре, по-моему, собрались все возможные жанры легальной советской настенной живописи:
8. Памятник ликвидаторам радиационных катастроф:
9. И жертвам политических репрессий:
10. Не сказать, что Шатура — город совсем уж старомодный и переносит в прошлое, как какая-нибудь Сегежа, например. Всё же область Московская, и примет современности тут полным полно. Но, тем не менее, всяческих артефактов и образов из детства тут хватает:
11. Вот, например, позднесоветский провинциальный шик бывшего ресторана «Шатура». Вообще побродить по городу оказалось достаточно приятно, легко и ненавязчиво. Интересная для осмотра часть не слишком размазана в пространстве, не перенасыщена, но в то же время тут есть, на что посмотреть.
12. Памятник воинам-шатурянам, погибшим в Великой Отечественной войне, с вечным огнём:
13. Может показаться, что в Шатуре одни хрущёвки да брежневки. Но это всё в районе вокзала. При движении на восток, в сторону ГРЭС, застройка начинает «стареть». Хватает тут и весьма представительных сталинок, но не ради них стоит ехать в Шатуру.
14. Об этом чуть позже. Сначала заглянем на главную площадь города. Она представляет собой широкое дорожное кольцо, внутри которого — сквер с четырьмя фонтанами и показанным выше памятником Ленину. Тут достаточно уютно.
15. Доску почёта тут сильно упростили, сделав её в виде одного большого плаката:
17. Стела, обозначающая, что прилегающая улица названа в честь Героя СССР лётчика А.П. Савушкина. Такими же стелами украшены и другие улицы Шатуры, названные в честь участников войны:
18. На площадь смотрит районный дом культуры — весьма респектабельный образец конструктивизма, не уступающий, например, главным достопримечательностям Иваново. Но даже качественный, но классический конструктивизм тут не главное.
19. Самое интересное в Шатуре расположено к востоку и к северо-востоку от площади Ленина. Это тихие утопающие в зелени малоэтажные кварталы, в стороне от магистральных дорог. Транзитом сюда не заедешь. Тут в 20-е годы был построен настоящий город-сад для высшего инженерного и руководящего состава ГРЭС. Часть их занимают деревянные коттеджи:
20. Их тут довольно много, привожу фото лишь нескольких. Стиль необычный. По концепции очень похоже на Дубну, только построено лет на тридцать раньше. Если там — этакий элитный сталианс, то тут скорее — веяния конструктивизма, наложенные на необходимость создать нечто частное и статусное и на ещё не отмершие традиции русского деревянного зодчества.
21. В любом случае, стройка была показательная. Для энергетиков тут старались не хуже, чем для дубненских физиков-ядерщиков. К проектированию будущего города и самой электростанции здесь привлекли известных советских архитекторов братьев Весниных, считающихся главными идеологами конструктивизма в СССР.
22. Но Шатура не была бы столь ценной, если бы радовала только непривычными деревянными коттеджами. Даже больший интерес тут представляют кирпичные дома той же эпохи, расположенные буквально на соседних улицах. Среди них тоже есть коттеджи, видимо, для ещё более высокопоставленных работников ГРЭС. Но самое интересное с точки зрения стороннего наблюдателя здесь — два дома блокированной застройки. По-современному — таунхауса:
23. Это два практически идентичных здания, расположенных в паре кварталов друг от друга. Они выполнены в форме буквы П и имеют по 28 двухуровневых квартир, каждая из которых — с отдельным входом с улицы:
24. Для советской эпохи редкость невообразимая. Вдобавок, сочетание красного кирпича, деталей и элементов декора делают их вид прямо-таки европейским. С иных ракурсов они бы и в Брюгге не затерялись:
25. Другое дело, что из-за окружающей действительности таких ракурсов найти непросто. С большинства углов обзора прелесть этих домов съедается картинами привычного провинциального быта, и их уникальность и красоту можно просто не заметить:
26. Но и другие кирпичные дома 20-х и 30-х годов не сильно уступают:
27. Среди которых, конечно, отдельную роль играют коттеджи. Вот тут вполне можно представить, что это фото сделано где-нибудь в Европе. Символ под правым окном, кстати, в виде чего-то типа еловой ветки, встречается на многих из этих домов. Что бы это было?
28. Городские бани, из той же эпохи:
29. На этом фоне даже столичного уровня конструктивизм так не впечатляет.
30. А уж тем более прекрасные, но столь привычные сталинки:
31. И ладно бы всего этого тут было по пальцам пересчитать, но ведь достаточно много оригинальной и нерядовой раннесоветской архитектуры по всему городу разбросано!
32. Последние кадры сняты на Комсомольской площади. Это по проспекту Ильича мы уже практически к ГРЭС подошли. Чем ближе к ней, тем мощнее коктейль из конструктивизма и сталинок.
33. Здесь же, в здании бывшей конторы торфотреста, — местный краеведческий музей. Перед ним — памятник женщинам-торфяницам. ГРЭС ведь неспроста построили именно тут. Это сейчас она работает на газе, а без малого век её топливом был торф, которого в болотах вокруг Шатуры с избытком. Для нужд электростанции его добывали по всем окрестностям и по огромной сети узкоколеек свозили сюда. В частности, Рязановская ветка, ради которой я тут и оказался, тоже создавалась именно для его транспортировки. Во время войны, когда мужчины ушли на фронт, а бесперебойная работа Шатурской ГРЭС, снабжавшей энергией Москву, стала критически важной, добывать торф пошли женщины, старики и дети.
34. Ещё один памятник у музея — сотрудникам Шатурторфа, погибшим во время войны:
35. Единственное, что портит вид, — руины кинотеатра «Мир». Когда-то было роскошное сталинское здание по типовому проекту, другие исполнения которого мы видели в Москве (к/т Победа, а также Троицк). Даже не представляю, как его довели до такого, учитывая более-менее сносное состояние других построек той же эпохи в городе.
36. Подходим к ГРЭС. И здесь Шатура радует исторической застройкой, на этот раз — промышленной. До того, как была введена нынешняя мощная электростанция, здесь появилась её малая, опытная предшественница:
37. Она пущена в эксплуатацию в 1920-м. Её стильное кирпичное здание, вероятно, самое старое в городе. Ныне используется всяческими муниципальными организациями. На всех картах тут отмечен музей ГРЭС, но вроде как он не работает.
38. Памятный знак на её стене. Именно это кирпичное здание — первая электрическая станция в СССР:
39. Рядом — действующая городская подстанция:
40. Ныне эксплуатируемая «большая» ГРЭС запущена в 1925-м и находится на берегу озера Чёрное на восточной окраине Шатуры. Как видно, проект был грандиозный для тех лет. Целых две электростанции и построенный с нуля по передовым проектам город. Но ГРЭС отплатила сполна, бесперебойно обеспечивая Москву энергией во время войны, когда многие другие мощности были выведены из строя. Немцы, само собой, её пытались бомбить, но противовоздушная оборона и маскировка сделали своё дело, и ГРЭС проработала всю войну.
41. Памятник ударникам в сквере близ ГРЭС. Явно не хватает обустроенной набережной у озера напротив электростанции. Вид бы был интересный. Он и сейчас есть, только открывается с грязной замусоренной тропинки с пепелищами мангалов. В окрестностях Шатуры вообще расположена целая россыпь озёр, так что для рыбаков и любителей природы тут раздолье.
42. Снова попадаются кирпичные и деревянные особняки первых лет Шатуры.
43. Эта её часть буквально дышит передовой историей раннего СССР, которую не почувствуешь в рядовом городе.
44. Несколько портят вид пара новых домов, которые воткнули посреди исторической застройки:
45. Городской парк им. Гагарина недавно реконструирован, но не в модной хипстерско-урбанистической стилистике, а в классическом исполнении:
46. Фонтаны, кафе, аттракционы, пруд, сцена, какие-то инсталляции, местами весьма странные:
47. Ещё одна классная особенность Шатуры — повсеместные сосны. На улицах, во дворах, в парках. Порой складывается ощущение, что город находится в сосновом лесу. У нас так редко делают, хотя это очень красиво. Только та же самая Дубна вспоминается.
48. В парке в музейном качестве установлен узкоколейный тепловоз ТУ7 с торфовозным вагоном. Это одно из немногих живых напоминаний о некогда громадной сети железных дорог узкой колеи, по которым со всех окрестностей Шатуры свозили торф на ГРЭС:
49. Бассейн с дельфинчиками:
50. Перед входом в парк — аллея Героев и зенитка. По описанным выше причинам, войска ПВО для Шатуры во время войны играли особою роль. Главной и основной задачей было не допустить попадание бомб на ГРЭС, с чем они успешно справились:
51. Геометрическими узорами украсили даже довоенные кирпичные дома:
52. Возвращаемся в западную часть, на спальные окраины. Они тут довольно внушительные, с немалой этажностью. Благоустройство среднее: видно, что хоть область и Московская, а уже больше 100 километров от МКАД. Много машин с рязанскими и владимирскими номерами. Видимо, их здесь привлекает прямая электричка до столицы и близость к родине.
53. Тут есть свои достопримечательности. Например, памятник маршалу морской авиации И.И. Борзову, уроженцу нынешнего Шатурского района:
54. Нестандартный знак «Я люблю Шатуру». Стандартные тоже встречались, причём не в единственном числе:
55. И, по-моему, единственная в Шатуре церковь. За временной деревянной уже достаточно давно строится капитальная кирпичная:
56. Около церкви — памятник воинам-интернационалистам в виде колонны и ангела:
57. Среди жилых кварталов — ещё один памятник утерянному узкоколейному царству, на сей раз даже в виде паровоза:
58. Городской дворец спорта. Похожие видели в Апрелевке и Талдоме. Видать, по какой-то централизованной областной программе их устанавливали по всему Подмосковью:
59. Вот и город кончается. Я добрёл до въездной стелы. Она примечательна тем, что дополнена опорой ЛЭП т.н. шатурского типа. Только, боюсь, многие проезжая мимо даже не обратят внимания, что на ней нет проводов и она выступает в качестве памятника:
Шатура, как оказалось, город с довольно узнаваемым и необычным лицом. Недолгий и бурный период правления Ленина и без того немного материальных следов оставил, а уж таких цельных и представительных — и вовсе по пальцам пересчитать. Несмотря на очевидную ценность застройки старой Шатуры, она вряд ли в обозримом будущем получит признание своих архитектурных памятников. Как-то укоренилось у нас, что советская эпоха культурную среду только ломала, но никак не создавала. Жалко будет, если вся эта красота так и останется недооценённой и обветшает под влиянием времени. В связи со сказанным, могу порекомендовать поехать сюда тем, кто ценит советское наследие, а уж тем более его уникальную составляющую первых двух десятилетий СССР. Остальным, вероятно, тут будет не слишком интересно.