В день 100-летия режиссера вспоминаем, как создавался его легендарный фильм о войне.
В фильме Пырьева сюжет о тяготах войны был зарифмован с музыкальной мелодрамой, это был один из тех военных фильмов, задачей которых было отвлечь людей от тяжелой действительности и дать им надежду на будущее. Артиллерист-фронтовик Василий Кудряшов в исполнении Евгения Самойлова случайно знакомится с Варей Панковой – главную роль, как и в 5 предыдущих фильмах Пырьева, сыграла жена режиссера Марина Ладынина.
Кудряшов и его приятель-артиллерист Демидов получают из тыла посылку, собранную воспитанниками детского сада. В ней среди прочего они находят флягу коньяка и фото детей вместе с воспитательницей «тетей Варей». Во время короткой побывки в Москве артиллеристы решают навестить детский сад.
Но детей эвакуировали, и они находят только Варю. У них с Кудряшовым завязывается роман, буквально под огнем врага: оба поднимаются на крышу дома, где Варя дежурит во время бомбежки. И молодые люди обещают друг другу непременно встретиться «в шесть часов вечера после войны» на Каменном мосту у Кремля.
По замыслу сценариста Виктора Гусева этой встречи вообще не должно было случиться: Варя погибала во время бомбежки, а сцену свидания с женихом у Кремля переживала в своем воображении перед смертью. Концовку изменил Пырьев – он не мог отобрать у зрителя надежду на счастливый финал.
Мера условности изображаемых событий в фильме была очень высока: в особенно лирические моменты герои вдруг начинали изъясняться стихами, а их встреча в неопределенные день и час «после войны» была сродни чуду. Но таков был фирменный стиль Пырьева, изобретенный им особый жанр в советском кино того времени – музыкальные фильмы-фантазии, которые возвышали неприглядную действительность до статуса сбывшейся мечты.
Семейный и творческий тандем Марины Ладыниной и Ивана Пырьева принес обоим славу и признание, но вместе с тем Ладыниной было тесно в рамках назначенного супругом амплуа. Ей хотелось разноплановых ролей, как у другой советской кинозвезды того времени Любови Орловой, но она играла у Пырьева простецких сельских девушек и обжалованию это не подлежало.
В пику фильмам своего давнего приятеля и соперника Григория Александрова, привившего на местной почве большой голливудский стиль, Пырьев создавал народную музыкальную мелодраму, укорененную в самом патриархальном срезе общества – на селе, в колхозах. Именно такое искусство, по мнению Сталина, было необходимо народу, и он поощрял создание пырьевских музыкальных фантазий.
Сюжет картин тоже всегда строился по одной и той же схеме: два достойных человека встречаются и решают пожениться, но на пути к счастью постоянно возникают какие-то препятствия – от объективных до нелепых. Так было в «Свинарке и пастухе», в «Трактористах», в «Любимой девушке». Теперь та же история перекочевала в фильм о войне: между бравыми артиллеристами Кудряшовым и Демидовым поначалу разгорается даже соперничество из-за Вари.
В роли незадачливого соперника Пырьев уже не впервые задействовал Ивана Любезнова, первого мужа Ладыниной, ту же функцию актер уже исполнял в «Богатой невесте». Марина Ладынина скептически относилась к тому, что Пырьев снимает музыкальную мелодраму на военный сюжет:
«Приближалась победа, но все еще умирали люди, а мы играли такую слабую картину, там так много пения. Я считаю, что только творческая смелость режиссера могла допустить такой вокальный характер картины. А мы очень в этом сомневались».
Режиссер Иван Пырьев
О войне Пырьев знал не понаслышке – он воевал во время Первой мировой, был награжден двумя Георгиевскими крестами. Переболев тифом, он вернулся на фронт уже в Гражданскую – красноармейцем. В 1941-м Пырьев просился на фронт добровольцем, но его развернули буквально на полпути: согласно личному распоряжению Сталина всем членами съемочной группы фильма «Свинарка и пастух», запущенного в производство в первые дни войны, была присвоена бронь – фильм необходимо было доснять.
«Свинарка и пастух» вышла в прокат в 1941 году, а следом режиссер переработал военный фильм режиссера Ефима Дзигана о партизанах «Секретарь райкома» (1942). Но по-настоящему легендарной стала именно картина «В шесть часов вечера после войны», которая снималась в 1943 году.
Панорамы Москвы были воссозданы в павильонах киностудии в Ташкенте, куда была эвакуирована съемочная группа, но уже натурные съемки, по воспоминаниям актера Евгения Самойлова, снимались на освобожденной от немцев Истре. Ладынина вспоминала:
«Мы снимали фильм о победе, а война еще шла, и было что-то тревожное в нашем ожидании. Чтобы никто не мешал, работали по ночам. В павильоне было около 4 градусов мороза, вода холодная, студия не топилась по-настоящему, и когда обливали водой, дождь делали, то были добавочные костюмы, дублировались, чтобы переодеваться. Никто не жаловался, мы все были вместе и не испытывали горечи и одиночества, которые можно испытать сейчас. Общая вера в друг друга и общее желание победы были цементом нашей жизни».
Премьера фильма состоялась 16 ноября 1944 года. Убежденность Пырьева в том, что у фильма должен быть не трагический, а счастливый финал, оправдалась: в 1944 году в воюющей стране фильм «В шесть часов вечера после войны» посмотрели 26 миллионов зрителей.
В 1946 году Сталинской премии за фильм были удостоены Пырьев, исполнители главных ролей, композитор Тихон Хренников и умерший до окончания войны от гипертонического криза сценарист и поэт Виктор Гусев – посмертно.
В общей сложности за всю карьеру Пырьев и Ладынина получили 11 сталинских премий. Но в дальнейшем покровительство вождя и то, как Пырьев прославлял его на экране, сыграет в судьбе фильма «В шесть часов вечера после войны» важную роль: на волне хрущевской оттепели и борьбы с «культом личности» он был перемонтирован.
Так в судьбе военного фильма отразилась последующая история страны. Но в истории кино и в памяти людей «В шесть часов вечера после войны» навсегда останется легендарным фильмом, предсказавшим нашу Победу.
В шесть часов вечера после войны (драма, реж. Иван Пырьев, 1944 г.)
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
На телеканале «Россия» в День Победы состоятся две большие кинопремьеры
кино и сериалы
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
кино и сериалы, знаменитости, звезды, фильм, павел прилучный, тимур бекмамбетов, сергей пускепалис, калининград, дальний восток, россия, т-34, екатерина смирнова, тимофей трибунцев, дарья златопольская, парад победы, лев лещенко, лариса долина, хибла герзмава, николай басков, григорий лепс, дима билан (виктор белан), сергей безруков, михаил ножкин, дмитрий дюжев, олег газманов, стас михайлов, елена ваенга (хрулева), пелагея, валерия (алла перфилова), александр буйнов, хор имени пятницкого, ансамбль песни и пляски российской армии, дмитрий губерниев, бессмертный полк, александр петров (актер), виктор добронравов, что посмотреть
Культура, Кино и сериалы, Знаменитости, звезды, фильм, Павел Прилучный, Тимур Бекмамбетов, Сергей Пускепалис, Калининград, Дальний Восток, Россия, Т-34, Екатерина Смирнова, Тимофей Трибунцев, Дарья Златопольская, Парад Победы, Лев Лещенко, Лариса Долина, Хибла Герзмава, Николай Басков, Григорий Лепс, Дима Билан (Виктор Белан), Сергей Безруков, Михаил Ножкин, Дмитрий Дюжев, Олег Газманов, Стас Михайлов, Елена Ваенга (Хрулева), Пелагея, Валерия (Алла Перфилова), Александр Буйнов, хор имени Пятницкого, Ансамбль песни и пляски Российской армии, Дмитрий Губерниев, Бессмертный полк, Александр Петров (актер), Виктор Добронравов, что посмотреть
Днем покажут военную драму Сергея Коротаева «Через прицел». События в картине разворачиваются в 1943 году. Опытный стрелок капитан Брошин (Павел Баршак) после тяжелого ранения получает задание обучить снайперскому делу молодых курсанток.
Кадр из фильма «Через прицел».
1 из 2
Эпизод из фильма «Через прицел».
2 из 2
«Фильм «Через прицел» рассказывает о становлении и взрослении 20-летних девчонок, которые попадают на фронт и, конечно, совершенно не готовы к тому, с чем они там столкнутся», — говорит режиссер.
Они пытаются остаться «живыми» даже в таких страшных обстоятельствах: «между боями играют на баяне, танцуют, шутят, красят губы, наряжаются в платья, которые делают из простыней».
В работе над проектом участвовали историки и военные консультанты. Актеры занимались с профессиональным снайпером. Они научились обращаться с оружием, стрелять и бесшумно передвигаться.
Кроме Баршака, в фильме снимались Сергей Пускепалис, Константин Милованов, Василиса Семашкова, Полина Пушкарук, Мария Баева, Екатерина Смирнова, Александра Милешина и другие.
Вечером впервые на телеэкранах выйдет военная драма Тимура Бекмамбетова и Сергея Трофимова «Девятаев». Лента основана на реальных событиях — в центре история советского летчика Михаила Девятаева. Его образ воплотил Павел Прилучный.
Кадр из фильма «Девятаев».
Эпизод из фильма «Девятаев».
В годы Великой Отечественной войны Девятаев попал в плен, откуда «сбежал» угнав вражеский бомбардировщик. К тому же он доставил командованию важные сведения о смертоносном оружии, испытания которого близились к финалу.
«Очень важно рассказывать такие истории в кино. В фильме нашли отражение героические события, которые, возможно, не так широко известны зрителям», — считает продюсер Игорь Угольников.
Консультантом на съемочной площадке стал сын Михаила Девятаева Александр.
«Работа шла долго. Мы обсуждали каждый эпизод. У меня сохранился большой массив воспоминаний летчиков-истребителей, участников Великой Отечественной войны, многое происходило и с отцом, и мы использовали их», — рассказывает Александр Девятаев.
Также роли в фильме исполнили Павел Чинарев, Тимофей Трибунцев, Алексей Филимонов, Дмитрий Лысенков, Евгений Серзин, Олег Чугунов, Никита Кологривый, Дарья Златопольская.
Помимо двух громких премьер, в эфире телеканала «Россия» будут идти и другие передачи, посвященные Дню Победы. Праздничный телемарафон стартует в 8.00 из студии с Марией Ситтель, где вспомнят героев Великой войны и в прямом эфире покажут репортажи с улиц и площадей городов России.
Трансляция Парада Победы начнется в 10.00. «Сотни камер, создающие неповторимый эффект присутствия на главной площади страны, и уникальные съемки грандиозного действия с высоты птичьего полета», — говорится о предстоящем эфире в пресс-релизе.
В 12.30 на телеканале «Россия» зрители смогут посмотреть Большой праздничный концерт, посвященный Дню Победы. В нем примут участие Лев Лещенко, Лариса Долина, Николай Басков, Хибла Герзмава, Григорий Лепс, Дима Билан, Сергей Шакуров, Сергей Безруков, Михаил Ножкин, Дмитрий Дюжев, Олег Газманов, Стас Михайлов, Елена Ваенга, Пелагея, Валерия, Александр Буйнов, а также Русский народный хор имени М. Е. Пятницкого и Ансамбль песни и пляски Российской армии имени А. В. Александрова и другие. Ведущие – Мария Ситтель и Дмитрий Губерниев.
С 14.30 в прямом эфире — шествие «Бессмертный полк». Зрители смогут увидеть, как акция проходит в разных городах и поселках России — от Дальнего Востока до Калининграда.
Завершит праздничный марафон показ фильма Алексея Сидорова «Т-34» в 23.15. Герои фильма — советские танкисты. В ролях — Александр Петров, Виктор Добронравов, Ирина Старшенбаум, Винценц Кифер, Петр Скворцов, Семен Трескунов, Артем Быстров, Микаэл Джанибекян.
Наш «Первый Оскар»: как советский фильм покорил Голливуд