По следам героев. Как доберман Жора помогал волонтёрам в тайге

По следам героев. Как доберман Жора помогал волонтёрам в тайге ЮнАрмия

Фото предоставлено Кудымкарским краеведческим музеем

19 марта 2015 года исполнилось 50 лет, как в лесу, неподалеку от поселка Эрна приземлились космонавты Алексей Леонов и Павел Беляев. Чтобы послушать, как ищут космонавтов, кудымкарский летчик Виктор Храмцов специально затянул свой полет из Перми до Кудымкара. А отец горожанина Николая Федосеева сам отправился на поиски — на лыжах.

«Вижу, вот они – на елке!»

Бывший летчик, 77-летний Виктор Храмцов, о том, как искали космонавтов Леонова и Беляева, знает не из газет и радио. Он сам был свидетелем этого события. В качестве подтверждения показывает небольшой черный блокнотик — рабочую тетрадь командира воздушного судна. В тетради указан график его полетов за 1965 год, а в конце странички за 19 марта вынесена небольшая ремарка. В ней он описывает, как подслушивал переговоры летчиков, искавших космонавтов.

В день, когда Леонов с Беляевым вернулись на Землю, Виктор Спиридонович летел на самолете Як-12 из Перми в Кудымкар. Обычно, как он вспоминает, полет занимал 50 минут. Его путь в тот день затянулся на минут 20.

Фото Евгений Пикулев, «ПН»

— Хотелось послушать, как ищут космонавтов, — объясняет бывший летчик (на фото слева).

«Я такой-то квадрат обследую, а я такой-то», — обсуждали по радиосвязи военные.

— А потом вдруг раздался голос нашего пермского вертолетчика Васи Жунева: «Вижу, вот они — на елке!»

Виктор Храмцов, летчик

Впоследствии за свою зоркость Василий Жунев получил от ЦК комсомола фотоаппарат Киев, а от Минобороны – ружье-двустволку.

«Разбросал руки, как крылья, и полетел»

Корабль Восход-2 с космонавтами Алексеем Леоновым и Павлом Беляевым стартовал с Байконура утром 18 марта 1965 года. Во время полета Леонов, впервые в истории человечества, вышел из космического корабля в открытый космос. Космонавт был в скафандре. С кораблем его связывал фал, длина которого составляла 5,35 метра.

— Вышел на просторы космоса и сделал вначале движение одной рукой, затем другой, подвигал ногой. Все нормально. Все хорошо. Тогда разбросал руки, как крылья, и полетел. Очень приятные ощущения, — поделился своими ощущениями после полета Леонов с корреспондентами газеты Известия.

Журналистам Леонов рассказал, что Земля в космосе выглядит плоской, небо — черное-черное, звезды отливают красным, а солнце – «без ореола, как бы впаянное в черный бархат».

Кстати, то, как выглядят звезды, Леонов нарисовал в своем бортовом журнале. Писать и рисовать в невесомости оказалось не так уж трудно, надо было только, как замечает космонавт, карандаш потверже ставить на бумагу.

«Взял лыжи и отправился на поиски»

Посадка корабля Восход-2 должна была состояться в автоматическом режиме. Планируемое место посадки – степи Казахстана. Однако автоматика отказала. Командиру корабля Павлу Беляеву пришлось перевести корабль на ручное управление. В результате космонавты сели в заснеженной тайге, в 200 км от Перми на границе трех районов – Усольского, Кудымкарского и Косинского.

Николаю Федосееву тогда было 7 лет. Он жил в деревне Чураки Косинского района. О том, что где-то в их районе могли приземлиться космонавты, сообщили по радиоузлу.

— В сельсовете сразу же собрали охотников и поставили перед ними задачу – найти Леонова и Беляева, — рассказывает Николай Анатольевич. – Мой отец взял лыжи и вместе с другими охотниками отправился на поиски.

До места приземления космонавтов чураковские мужики шли больше суток. Когда, наконец, добрались, Леонова с Беляевым там уже не было.

— Они немножко опоздали. Их к тому времени эвакуировали, — объясняет Николай Федосеев.

На месте приземления оставался купол парашюта. И отец Николая в качестве сувенира взял с собой парашютные стропы. Сейчас они так и лежат в деревне.

Главе Косинского района Евгению Анфалову в 1965 году было пять лет. Он тоже рос в деревне Чураки. О приземлении космонавтов Евгений Васильевич ничего не помнит – маленький был. Но помнит парашютные стропы, которые домой привезли охотники.

— Потом эти стропы они в хозяйстве использовали как веревки, — замечает глава района.

Сами космонавты о своем приземлении рассказывали вот что.

— Приняла нас Земля мягко – корабль опустился между двумя большими елками, — цитировали в Известиях за 1965 год Павла Беляева. – Сели в глубокий снег. Он начал оседать под тяжестью корабля. Открыли люк. Вылезли, осмотрелись. Кругом большие деревья. Снег глубокий от 1,5 до 3 метров. По снегу заячьи и лисьи следы.

Кадр из кинофильма «Время Первых»

— На улице, наверное, было минус 25. Чтобы не замерзнуть, распороли ножом скафандры, вынули из оболочки и обернули вокруг тела теплоизоляционный материал, даже парашютными стропами обмотались, — вспоминает Алексей Леонов.

Позже, как добавляет Леонов, на пресс-конференции один иностранный журналист попытался выяснить значение брошенного им словечка. Под хохот присутствующих космонавт объяснил, что это означает успешное завершение важного дела.

«Посадить вертолет было невозможно»

Эвакуировать космонавтов из тайги сначала хотели на вертолете. Когда Василий Жунев их обнаружил, Москва запросила у него, сможет ли он взять космонавтов себе на борт. Вертолетчик не смог, поскольку в радиусе 10-15 км стоял сплошной лес. Посадить вертолет было невозможно.

Фото предоставлено Евгением Ермаковым

Раньше на месте приземления космонавтов была сплошная тайга.

Поэтому космонавтам сбросили с вертолета теплую одежду и продукты питания. А на следующий день в 9 км от места приземления спасатели, вырубив лес, подготовили площадку для посадки вертолета. После этого, на вертолете  космонавтов доставили в Пермь, аэропорт . Дорога, ведущая от аэропорта в город, позже была переименована в Шоссе Космонавтов.

— Командир корабля Павел Иванович Беляев в теплой летней куртке, унтах, шапке-ушанке, — вели репортаж из аэропорта корреспонденты Звезды. – Рядом с ним также тепло одетый Алексей Архипович Леонов – первый человек, который открыл дверь во Вселенную в прямом смысле слова.

«Блокнот сырой лежит рядом»

Спустя примерно пять лет на месте приземления космонавтов была установлена стела. Среди школьников и туристов стало популярным ходить на это место в походы.

Историк Артур Кривощеков вспоминает, что молодежь из Коми-Пермяцкого округа «рвалась туда». Там принимали в комсомол, давали клятвы.

— А еще там лежала шкатулка, в ней хранился блокнот. Все, кто приходил на место приземления космонавтов, оставляли в этом блокноте свои высказывания, ликования, пожелания, — рассказывает Артур Михайлович.

Фото предоставлено сообществом ВелоКудымкар

Был на месте приземления и сын чураковского охотника Николай Федосеев. Сначала будучи школьником. А теперь уже как охотник.

— В конце 90-х годов стелу кто-то разобрал, — печально замечает мужчина. — Она была сделана из цветного металла. Сейчас, правда, новый памятник поставили. Но место все равно не то. В прошлые годы я охотился в тех местах. Там лесорубы орудуют. Скоро от этой полянки ничего не останется. Вот тебе и история!

В августе 2014 года на месте приземления Леонова и Беляева побывали кудымкарские велосипедисты Владислав Ошмарин, Евгений Ермаков и Олег Тупицын (слева направо).

— На отвороте стоит вагончик лесозаготовителей, далее просека, на ней груженый КамАЗ, делянка рядом с памятным местом. Футляр с записным блокнотом сломан, блокнот сырой, лежит рядом, — написал после поездки в ВКонтаке Евгений Ермаков.

В краеведческом музее в Кудымкаре собрана целая папка газет и фотографий, посвященных полету Леонова и Беляева. Есть и такие флажки. Заведует фондами архива музея и демонстрирует экспонаты Ирина Седегова.

Редакция «ПН» благодарит Коми-Пермяцкий краеведческий музей за информацию, предоставленную из фондов музея для подготовки публикации.

8 июля 2016 г.

18 марта 1965 года стартовал космический корабль «Восход-2», космонавты которого должны были попробовать выйти в космос. Для осуществления советской лунной программы этот опыт был очень важен. Алексей Леонов и Павел Беляев с задачей справились, хотя и не по заданному сценарию. В довершение всего, не сработала автоматическая система посадки и космонавтам пришлось перейти на ручное управление — так и получилось, что корабль приземлился не в расчетном месте, а в глухой тайге на севере Пермской области.

Начались широкомасштабные поиски космонавтов. Борис Коноплёв, тогда — председатель облисполкома, рассказывал, что сразу, как узнал, поехал в аэропорт, сел в вертолет и отправился на север.

«Тайга, ничего не видно. Решили останавливаться в каждой деревне. В третьей по счету мальчишка говорит: «Я слышал, там взрыв был». Полетели в ту сторону. Через 10 минут полета видим на ели огромный оранжевый парашют, по нему и определили, что космонавты там. Вертолет завис над ними. Люк корабля был открыт. По рации, через Березники, связались с Галаншиным: «Космонавтов обнаружили, можем сейчас поднять их в вертолет». Тот связался с маршалом Устиновым. Передают: «Никакой самодеятельности! Их должен забрать специальный эвакуационный отряд»: категорически запретили что-нибудь предпринимать. У нас с собой было три комплекта зимнего летного оборудования, сбросили космонавтам. У летчика сумка с продуктами была — тоже сбросили, и топор. Они все нашли, кроме топора, снег был глубокий».

Спустя несколько часов к космонавтам спустили с вертолета лесоруба Василия Наседкина. Он им очень помог: разжёг костёр, разгрёб снег — ночевать в тайге, даже в марте, экстремальное приключение.

В перестроечное время было принято драматизировать те события: якобы космонавты без помощи сидели в тайге несколько суток, обернувшись в парашют. На самом деле, уже на следующее утро к ним на лыжах, через бурелом пробился отряд спасателей.

Павел Беляев и Алексей Леонов на аэродроме, март 1965 года

Ровно 55 лет назад, 19 марта 1965 года, на территории Прикамья совершил нештатную посадку космический корабль «Восход-2». Напоминая об этой дате, краевой архив опубликовал фотографии космонавтов Алексея Леонова и Павла Беляева.

Полет Леонова и Беляева — одно из знаковых событий в истории космонавтики. Именно во время него 18 марта 1965 года состоялся первый выход человека в открытый космос. А сутки спустя «Восход-2» приземлился в Усольском районе — неподалеку от истока реки Усолки, на территории Шемейного леспромхоза. Посадка была нештатной: на космическом корабле отказала автоматическая система ориентации. Павел Беляев вручную сориентировал корабль и включил тормозной двигатель. В результате «Восход-2» приземлился в лесу, где космонавты провели двое суток — в сильный мороз. На третий день до них добрались спасатели.

В архиве Прикамья немало фотографий, связанных с этим событием и приземлившимися космонавтами. Показываем часть из них — в том числе опубликованные сегодня.

Космонавты и их автографы

Летчиков-космонавтов встречали журналисты

На пермской земле с местными жителями

Торжественный выход космонавтов к встречающим в Перми

Неожиданный подарок — лапти

Газета «Мотовилихинский рабочий» рассказывает о визите космонавтов в Пермь три года спустя после знаменитого полета

Космонавт Алексей Леонов часто бывал в Перми (на фото — 1968 год)

Рисунок-автограф Алексея Леонова

Алексей Леонов в гостях у березниковских пионеров, 1977 год

На месте приземления космического корабля в Усольском районе установили обелиск, у которого побывал и Алексей Леонов (1983 год)

Ранее мы рассказывали о космической драме «Время первых» (6+), где показали подвиг Алексея Леонова и Павла Беляева. Мы посмотрели фильм с руководителем пермского отделения ветеранов Байконура.

Московские киноделы в очередной раз выбрали леса Пермского края местом для работы. Суровые пейзажи заставили «попотеть» создателей фильма «Время первых» ради нескольких кадров. Набравшись впечатлений, съемочная группа рассказала журналистам о том, каково снимать фильм о легендарных космонавтах Алексее Леонове и Павле Беляеве, история которых по воле судьбы затрагивает Пермский край.

Вчера, 4 марта, закончились съемки эпизода фильма «Время первых», проходившие в Пермском крае. Как говорит режиссер картины Дмитрий Киселев (снимал фильм «Елки», сериал «Лондонград». – Прим. авт.), мастера кино всегда выбирают место исходя из практичности, а не из соображений «географической достоверности». Однако для своей картины он перевез часть съемочной группы в леса Прикамья на три дня. «То, что мы приехали сюда – это, скорее, исключение из правил – в основном это заслуга оператора (Владимир Башта. – Прим. авт.), который раньше уже снимал здесь фильм «Географ глобус пропил» и сказал, что знает место, которое нам идеально подойдет», – рассказал Дмитрий Киселев.

В этот раз команде удалось работать недалеко от территории, где более полувека назад успешно приземлились советские космонавты Леонов и Беляев. А именно – вблизи поселка Усьва.

Про Юнармию:  Информация о тематическом партнерстве и сотрудничестве между Профессиональным союзом работников народного образования и науки Российской Федерации и ФГБОУ «МДЦ «Артек»

Помогал столичным киноделам в поездке по Пермскому краю представитель туристической компании Евгений Пугин, который ранее консультировал съемочную группу «Географа». Помощь местных жителей москвичи оценили. К слову, Дмитрий Киселев, как и его коллега Владимир Башта, уже не в первый раз работает в Пермском крае. В частности, он приезжал в краевой центр, чтобы снять эпизод новогодней комедии «Елки-2». «Мне очень нравится этот край. Здесь очень открытые и доброжелательные люди. Но самое главное, что им очень интересно – так, что глаза горят», – говорит Дмитрий Киселев.

Выбор места оправдал ожидание создателей картины – природа понравилось им в любом ее проявлении. «Всего мы здесь находились пять дней, а снимали – три, и все это время состояние тайги было разное, – рассказал режиссер. – Она могла быть снежной, или суровой, или очень гостеприимной и так далее. И продержаться в таких трудных условиях было довольно тяжело».

Камере необходимо было запечатлеть, как вертолет, искавший космонавтов в таежных лесах, «высматривает» место посадки Леонова и Беляева. «По истории, он сел в девяти километрах от космонавтов и им пришлось на лыжах добраться до спасателей», – рассказывает Владимир Башта. На роли героев СССР взяли местных актеров, которые должны были ходить по глубокому снегу по пояс, стрелять из ракетницы, а также кричать и «ругаться на Москву». А вот реальных исполнители Леонова и Беляева в леса не повезли. «Хотя Евгений (Евгений Миронов – исполнитель роли Леонова. – Прим. авт.)» очень хотел, но особого смысла в этом не было – мы здесь снимали пейзажи и красоту», – говорит Дмитрий Киселев.

Подъем у съемочной группы начинался в 6:00. Команда брала снаряжение и поднималась в гору, чтобы лучше снять полет вертолета. Особых форс-мажоров не было, говорят создатели. Но ранняя весна в лесу встречает гостей неприветливо, и работать в условиях суровой уральской красоты – испытание для многих. «Для неподготовленного человека это физически сложная зарядка, – признается режиссер. – На третий день я уже начал настраиваться на то состояние, что чувствовали герои фильма. Не было того комфортного павильонного состояния, когда ты сидишь и управляешь процессом. Здесь все пришлось почувствовать и пережить, так сказать, на своей шкуре. Это главная сложность и в то же время главное достоинство фильма».

При съемках посадить вертолет оказалось так же сложно, однако с пилотами была организована хорошая связь. «Мы стояли на «карнизе», на скале и снимали, а рядом параллельно летал восьмипропеллерный квадракоптер (летательный аппарат с камерой. – Прим. авт.) и фиксировал картинку», – рассказал режиссер.

Со слов создателей, технической составляющей в фильме будет не меньше, чем человеческой. Так, сама сцена приземления «Востока-2» будет позже воссоздана на компьютере при помощи самых современных визуальных технологий. В кинотеатрах картину хотят выпустить не только в 3D, но и специальную версию – так называемое 4D, где зритель будет ощущать тряску, горячий и холодный ветер.

«Фильм про космос, и самый главный спецэффект – это невесомость, – говорит Дмитрий Киселев. – Нарисовать красивый корабль в наши дни – не такая уж и сложная задача, а вот сделать достоверную невесомость с артистами, которые находятся в условиях маленькой капсулы в скафандрах почти в 30 кг (создатели использовали настоящую «спецодежду» космонавтов. – Прим. авт.) – это сложно. Я общался с космонавтами, которые живут на МКС годами, и они рассказывают, что, впервые сталкиваясь с этим явлением, ощущаешь, как будто тебя уносит море. В нашем фильме артист во всем этом снаряжении висит на тросах порядка восьми часов, еще и выполняет команды режиссера. Так что за спецэффекты у нас отвечают больше даже актеры».

Корреспондент 59.ru поинтересовался у режиссера, не будет ли «Время первых» ответом западным космическим драмам «Интерстеллар», «Гравитация» и «Марсианин». На это Дмитрий Киселев заметил, что все-таки отличие от западных картин состоит в том, что «Время первых» основано на реальных событиях. Правда, компромисс между художественностью и достоверностью искать все-таки пришлось – участники происходивших событий требовали реального отображения истории.

«Снять кино об этой истории стало возможно только из-за того, что раскрыты все архивы, – рассказал режиссер картины «Время первых». – Это не первая экранизация подвига команды экипажа «Восход-2», однако из-за недостатка информации режиссерам все время приходилось «додумывать» некоторые детали. Сейчас мы знаем столько подробностей, сколько никто никогда о фильме не знал. У нас будет доступ, в том числе, к эксклюзивным переговорам между Королевым, Беляевым и Леоновым до потери связи с космонавтами и разговоры с Брежневым. Нас консультирует конструктор корабля «Восток-2». В разговоре с ним меня поразило, каких инженерных высот удавалось достигать людям того времени в кратчайшие сроки. И на это мне бы хотелось акцентировать внимание на изобретениях в фильме».

События в картине будут рассказаны от лица главного героя – Алексея Леонова. До того момента, когда он окажется в космосе, зрителю поведают о ситуации в стране на тот момент, подготовке к полету. Однако непосредственно за подвигом Леонова и Беляева еще стоит подвиг большого количества людей. «Если бы один винтик, один переключатель не сработал бы, то ничего бы не было, – говорит режиссер. – Поэтому фильм называется «Время первых» – все были первым, а не кто-то один. Нельзя было подвести команду. Космонавты, которые принимали решения не в пользу своей жизни, а, скажем, в интересах страны, на самом деле старались на благо команды – просто стыдно было подвести людей, ведь до тебя все выигрывали, а почему ты должен проиграть?»

В мае создатели будут снимать всю «космическую» часть – для этого уже построен целый корабль. А сам фильм хотят успеть выпустить ко Дню космонавтики в 2017 году.

19 марта 1965 года благополучно приземлился космический корабль «Восход-2» с Алексеем Леоновым и Павлом Беляевым на борту. Изначально посадка корабля «Восход-2» должна была проходить в автоматическом режиме, но оборудование отказало, и командиру экипажа Павлу Беляеву впервые в истории пришлось сажать космический корабль вручную. В результате внештатной ситуации корабль «Восход-2» приземлился в нерасчетной точке, которая находилась приблизительно в 75 километрах северо-западнее Березников. Посадка произошла в заснеженной тайге в 200 км от Перми, далеко от населенных пунктов. Космонавты пробыли в лесу двое суток, пока их не обнаружили спасатели. Это произошло из-за того, что вертолет не мог приземлиться поблизости. Место посадки для вертолета было оборудовано на следующий день в 9 км от места, где приземлились космонавты. Космонавты и спасатели добирались до вертолета на лыжах. С помощью Ми-6 космонавты были доставлены в Большое Савино. Дорога, ведущая от аэропорта в город, позже была переименована в «шоссе Космонавтов».

Так выглядит настоящее место приземления космонавтов Алексея Леонова и Павла Беляева

В этом году исполнилось ровно 55 лет, как космический корабль «Восход-2» с Алексеем Леоновым и Павлом Беляевым приземлился в лесах Прикамья. К месту приземления космонавтов в августе будет проложен туристический маршрут и экотропа. Сейчас идет набор волонтеров. Принять участие в проекте может любой желающий.

Настоящее место приземления космонавтов представляет собой глухой лес и бездорожье. Ехать до него около 300 километров от Перми. Это недалеко от деревни Басим на границе Соликамского района и Усолья. Именно в этой глуши 19 марта 1965 года космонавты Павел Беляев и Алексей Леонов — первый человек, вышедший в открытый космос, — совершили посадку. Космонавты находились на месте посадки двое суток.

В 1968 году на месте приземления поставили стелу из титана. В 1990-е обелиск срезали охотники за цветным металлом. Взамен него в 2004 году на камском берегу при въезде в Усолье установили новый монумент по проекту Юрия Устинова. У подножия стелы сам Алексей Леонов оставил отпечаток своей руки. Но эта стела находится в ста километрах от настоящего места приземления.

Шестиметровую стелу из титана, установленную в 1968 году, украли вандалы

Сейчас место посадки космонавтов недоступно. До деревни Басим еще есть автомобильная дорога. Дальше идет лесная дорога, могут проехать только лесовозы. Последний километр до места приземления — это глухой лес. На месте посадки стоит черная гранитная плита с надписью: «Только такая гостеприимная земля, на которой живут люди с доброй душой, могла принять так мягко космический корабль, который шел к Земле со скоростью 8 километров в секунду. По своей духовности, энергии, внутреннему убеждению, по размаху души вы выше многих народов, процветающих в материальном благополучии. Вы живете красивой, русской, северной жизнью. Спасибо вам за это». Это цитата Алексея Леонова.

До места приземления в период дождей добраться очень затруднительно

К месту посадки ведет скромный указатель

В 2020 году до места приземления проложат туристический маршрут «Пермский космос». Этот проект предложил благотворительный фонд «Парма». Как рассказал 59.RU глава фонда Владимир Липнягов, идея родилась после выхода фильма «Время первых».

— Приземление космонавтов не так далеко от Перми — около 300 километров, и я решил съездить на это место, — рассказал Владимир Липнягов. — Но туда может добраться только подготовленный транспорт. Вообще эту идею я вынашивал три года. Мы туда поехали небольшой экспедицией. А там родилась идея: почему это место не сделать доступным.

Владимир Липнягов организовал к месту приземления космонавтов несколько экспедиций. После этого пермяк разработал проект туристического маршрута, подал его на конкурс президентских грантов и выиграл.

Сейчас общественники планируют благоустроить автомобильную дорогу, подготовить экотропу для туристов протяженностью 450 метров, поставить указатели на протяжении всего маршрута, построить кемпинг. Для этого в благотворительный фонд «Парма» идет набор волонтеров. Осталось всего несколько мест. Если вы готовы принять участие в строительстве маршрута как волонтер, то заполните анкету.

По словам Владимира Липнягова, волонтеров ждет не только работа, но и интересная экспедиция и организованный досуг: кинотеатр под открытым небом, где будут показы фильмов про космос, игры, песни у костра и так далее. В лесу палаточный волонтерский лагерь (со всеми удобствами) будет разбит две недели — с 10 по 23 августа.

— В итоге получится хороший маршрут выходного дня, — рассказал собеседник. — Туристы сначала едут в Усолье в Строгановские палаты, потом едут в Басим, где ночуют в гостинице, а утром они посещают место приземления космонавтов — это будет новый полноценный маршрут, интересный туристам.

В планах Владимира Липнягова установить новый памятник на месте посадки космонавтов. Владимир считает, что черная гранитная плита больше напоминает надгробие. Также на этом месте пермяк планирует установить макет капсулы космического корабля «Восход-2» в реальную величину.

— Где же истина? — ломал голову Двадцатый (позывной С. П. Королева). Он был человеком точных наук и поэтому неясностей не терпел. Такое сообщение, а тем более такое разночтение его совершенно не устраивало.

А в городке отмечали очередную победу в космосе. Все только еще начиналось, как к Беляеву вдруг постучали. На пороге стоял оперативный дежурный: «Королев срочно просит к себе».

К Главному Владимиру Сергеевичу попасть не удалось. Шло заседание комиссии. Задание он получил от его заместителя Шабанова: — С. П. просил срочно, очень просил и очень срочно, отбыть в район приземления «Восхода-2». Все необходимое для экспедиции уже приготовлено, я распорядился. Возьмите с собой еще человека четыре. С. П. назначил вас старшим. Летчики команду получили. Они готовят самолет. Как никогда Владимиру Сергеевичу все показалось понятным и ясным — прилететь на место приземления и доложить, что там происходит. Беляев не задал ни одного вопроса.

Зима шестьдесят пятого на Севере была снежной и холодной. В марте еще стояли пятнадцатиградусные морозы. Густой высокий лес сомкнул кроны над обгорелым аппаратом.

Про Юнармию:  Блицкриг был сорван. Ход и итоги Московской битвы Великой Отечественной войны

Двойной купол парашюта с широкими ярко-оранжевыми полосами накрыл с десяток сосен и елей, а белоснежные стропы, словно паутина, связали их между собой. Картина полнилась — загляденье! Подобного тайга никогда не видела.

Корабль мягко опустился в почти полутораметровый снег и оказался зажатым между сосной и березой. Сначала под его тяжестью треснула береза, затем и сосна повалилась набок. Люк, через который можно было выйти, оказался у самого ствола березы, и открыть его полностью поначалу не удавалось. Несмотря на это, «пришельцы из космоса» не пали духом. Павел, как всегда, серьезен, внимателен ко всему, Алексей — мотор, пружина Он не терял присутствия духа ни в каких обстоятельствах. Не пасовал и Павел Раскачивали, раскачивали космонавты крышку люка, пока наконец не сдвинули ее с опорных болтов и она неслышно нырнула в глубокий снег. Второй, запасной, люк зажали надломленная сосна, и об открытии его речи быть не могло.

На край обреза выбрался сначала Павел. Он спрыгнул я вслед за люком утонул в снегу. Кругом лес: ни конца, ни края, непроходимая тайга. «Был ли кто-нибудь в этих местах?» — подумал Беляев и огляделся. Тишина. Лишь поскрипывают от легкого ветра сухие ветви, да «Комар» (приводная радиостанция) попискивает, передавая невидимым ловцам сигналы в эфир.

Алексей почему-то застрял в корабле. Беляев, барахтаясь в сугробе в жестком, неудобном для таких «прогулок» скафандре, позвал Леонова: — Давай, Леша, вылезай. НАЗ (носимый аварийный запас) тащи с собой. — Помоги, Паша, не могу один. Ногу креслом зажало.

Павел как заботливый «марсианин», чуть перегнувшись через обрез люка, начал дергать Алексея за ногу. Леонову же в корабле без всякой теперь невесомости мешал ранец автономной системы жизнеобеспечения. Дергались, дергались они, как нога вдруг выскочила из ловушки, и Леонов завалился между креслом и стенкой корабля. Попробовал подняться — ни в какую. Зовет снова Беляева.

— Помоги, Пашенька, один с собой я не справлюсь, сил нет, — простонал он жалобно, в шутку, конечно. Хотя силы действительно убывали.

Павел, решивший было расчистить руками немного снег у корабля, притоптать его, повернулся к Леонову, взял снова его за ногу и начал:

— Где-то между Обью и Енисеем, наверное, мы, — высказал он догадку, а потом съязвил: — К-р-е-п-и-с-ь, Паша! Месяца через два приедут за нами на собаках. Во экзамен! На выживаемость.

Координаты свои космонавты определили минут через двадцать. Им потребовался для этого второй замер по солнцу. А вскоре заиграла поземка, началась пурга и загнала людей в корабль. Павел открыл НАЗ, пососали из тюбиков холодного борща, по котлетке съели да по кусочку черного хлеба. Теплее стало, как-то даже уютнее в этом круглом, обгоревшем со всех сторон «домике».

В пятом часу пополудни над лесом зарокотал самолет. Погудел, погудел, походил кругами над местом приземления и улетел, оставив людям добрую надежду. — Ил-14, — определил Беляев. — Угу, он, — поддержал Алексей.

Совсем стемнело, как над головой снова послышался, на этот раз глухой, протяжный, даже заунывный гул. Он то удалялся от космонавтов, то приближался — А это Ту, — ежась в скафандре от холода, сказал Леонов. Беляев зашевелился, достал пистолет. — Леша, надо пальнуть, может, услышат? — Давай.

Кресло Павла — у открытого люка, следующее — Леонова. Беляев вскоре уснул. Забылся и Алексей. Крепко, видно, вздремнул. Потому и не чувствовал, как начали застывать руки. Проснулся ночью, когда все тело проняло холодом. — Паша, Паш, — толкнул локтем Беляева. — Ну чего, Леша? — сонно спросил он. — Замерз я, руки окоченели. — Подуй хорошо на них, подыши, — заерзал Павел в кресле. — А я дышу одним холодом. — В голосе Леонова появилась обнадеживающая, ироническая нотка. — Надо спать, скорее время пройдет, — посоветовал друг. — Непоседа же ты, Леша.

А Алексей снова за свое: — Паша, так холодно ведь, может, утеплимся, а?

Павел зашевелился, спросил у Леонова:

— Чем ты утеплишься? Что ты в этой тайге найдешь?

— А корабль теперь для чего? — не унимался Леонов.

Космонавты содрали в корабле дедерон, нарезали лент из парашютных строп, а затем, помогая друг другу, сняли до пояса скафандры. Они обернулись дедероном, привязав ткань лентами, а потом снова натянули все на себя.

С трудом залезли в корабль. Опять в том же порядке легли в кресла: у обреза люка Беляев, за ним — Леонов. Павел уснул быстро — то ли нервная система у него была покрепче, то ли усталость одолела его больше. Алексей подремывал, глубокий сон не шел. Мороз все крепчал. Зато утих ветер, и пурга медленно оседала на хвою.

У Леонова руки совсем окоченели. Он уже не мог шевельнуть пальцами и почти не чувствовал их. Где-то в снегу валялись его перчатки, забытые во время «переодевания». Он начал толкать Павла в бок.

— Паша! А, Паша! — Ну? — буркнул Павел. — Я замерз. Руки окоченели, пусти меня, я перчатки поищу. — Только заснул, а ты тут. — Он нехотя поднялся с ложемента, а Леонов быстро и пружинисто, как тигр, выпрыгнул из шара. Перчатки лежали на припорошенном снегом гермошлеме.

Надев холоднющие, задубевшие на морозе, но все же спасительные космические краги, Алексей задрал вверх голову и долго смотрел на купол парашюта, хлопая перчатками по бедрам, чтобы скорее согрелись руки. Идея пришла ему блестящая. Он протаранил грудью несколько метров глубокого снега и ухватился за парашютную стропу. Повисая на ней, Леонов стягивал потихоньку шелковистую скользкую ткань.

Алексей хорошо разогрелся. У его ног собралась целая копна строп. Подпрыгнув в сотый, быть может, раз, он завалился на них и затих. Разбудил его гул самолета. Павел тоже проснулся. Над ними снова кружил «туполев». Часы в корабле показывали пять.

Королёвская бригада «разведки», так они себя потом поименуют, в пять утра пересаживалась в аэропорту Перми из большого самолета в обыкновенный вертолет. Владимир ничего не стал записывать на космодроме. Он все запомнил. Сначала Пермь — аэропорт. Затем Мертвая деревня — 160 километров. Еще несколько километров — место без названия, просто координаты: долгота, широта.

Через четыре часа после того, как обугленный шар с двумя космонавтами коснулся стерильно чистого и искристо-белого снега, десятки, может быть, сотни людей, коим положено было, узнали об этих координатах. И для них они оказались неожиданными. Как можно было подготовить оперативную эвакуацию космонавтов за те два с небольшим часа, когда Двадцатому стало известно об отказе автоматической системы посадки корабля? Где Кустанай, а где Пермь».

Королев после короткого совета распорядился: — Вам разрешена ручная посадка на восемнадцатом витке. Все будет хорошо. Мы вам верим.

Телетайпы, радиостанции, телефонные провода переориентировали ответственных за эвакуацию космонавтов, приземлившихся в совершенно не предусмотренном, труднодоступном и труднопроходимом лесном районе.

Журналисты из Кустаная в Пермь не полетели. От Москвы сюда гораздо ближе. Для освещения события сколотили новую группу.

Специалисты объяснили: можем опускать людей с вертолета, если лес не выше двадцати метров, а там все сорок. Но в этом был определенный риск. Пришлось дать отбой. По рации с самолета как раз сообщили, что космонавты там, в лесу, уже костер развели

— Лыжный отряд выходит минут через двадцать, — сказал он. — Три-четыре часа — и будет у цели. Медики пойдут первыми.

Беляев ни на чем не настаивал. Он прекрасно ориентировался в обстановке и понимал все с полуслова. Многие его знали, знали и то, что Двадцатый волнуется: несколько раз от него запрашивали обстановку. А Владимир, в свою очередь, видел, что меры принимаются самые энергичные. Беляеву сказали, что руководство по спасению космонавтов наряду с группой поиска взял на себя и Пермский обком партии, поэтому один из его секретарей со вчерашнего дня находится в Мертвой деревне. Ми-1 полярной авиации стоял в сторонке. Беляев увидел его, когда совсем рассвело, и решительно направился к пилоту. Он так же решительно спросил, подойдя вплотную к нему.

— От Анохина, — не моргнув карими глазами, сказал Беляев. — А как его имя? — спросил пилот — Сергей Николаевич. — Тогда летим, — сказал парень и полез на сиденье — Артемов, Волков, сюда давай, сюда, — чуть отбежав от вертолета, позвал своих помощников Беляев.

Отбрасывая по сторонам закипающие вихри снега, Ми-1 поднялся в серое, туманное небо.

Высадка началась минут через двадцать. Вниз полетела веревочная лестница. Сначала Беляев сбросил лыжи, пилу, топор, а затем спрыгнул сам Пелена снега, словно волна, накрыла его. За ним последовали Волков и Артемов

Вертолет улетел. Беляев сориентировался по компасу и подал команду.

Алексей Леонов, притерпевшись к холоду, мороза почти не чувствовал. Он подошел к люку корабля: — Я здесь, Паша. Чего звал? — У нас там кофе, кажется, остался. Не выпить ли?

Леонов полез в НАЗ и вытащил большую тубу кофе. — Последняя, — сообщил он. — Холодный будем пить.

Маленький, жиденький костерок он все же развел. Таявший снег никак не давал разойтись огню. Потом, когда протаяло до мха, дело пошло живей. В багряный цвет окрасился снег, густые тени деревьев обступили костер. Леонов нашел ветку потолще, уложил ее поближе к огню, а к ней приставил тубу. И сам подсел, погрелся, а потом начал звать Беляева: — Паша, иди сюда, здесь тепло, хорошо так! — Когда кофе согреется, тогда и приду, — ответил командир корабля. — А может, зарядочку перед кофеечком? — не унимался Алексей. — Давай, Паша, давай попрыгаем. — Он поднялся от костра и пошел тропкой, протоптанной к кораблю. За спиной у него что-то зашипело. Разогревшись н дав трещину внизу, туба, словно ракета, полетела к вершинам сосен, разбрызгивая вокруг остатки кофе. — Ну как, — спросил с усмешкой Леонов, — горячий кофе будем пить или холодный? — Я люблю горячий, — ответил Беляев и рассмеялся. Они потом до самой своей эвакуации уточняли: «Так какой кофе ты любишь больше: холодный или горячий?»

Владимир Беляев шел первым. За ним Владислав Волков, потом Сергей Артемов. Первые шаги, первые взмахи лыжных палок и первые провалы у молоденьких елок. Они оказались главным препятствием. На всем пути елочки создали сотни почти невидимых ниш. Лыжники через метр-другой влетали в них и, падая, захлебывались в снегу. Видел бы кто сверху, что творилось с людьми. Этот «тайный» наблюдатель вряд ли поверил бы, что все трое — перворазрядники по лыжному спорту. Вставал на лыжи один, падал другой, поднимался Волков, нырял в снег Артемов. За полчаса группа не преодолела и двухсот метров. Владислав, поднимаясь в который раз, надевая лыжи на свои унты, на которых они держались хуже, чем на сапогах, предостерег друзей: — В этих местах водятся рыси. Их здесь много. — Ну и что? — уточнил Артемов — А то, что они прыгают человеку на спину, грызут шею, так что подними воротник, Серега, — посоветовал Волков.

Беляев скрылся за очередной елкой. Лыжи он хорошо пригнал к своим сапогам, крепко затянув парусиновые ремни. Владимир несколько раз разгонялся, надеясь проскочить ниши у елочек, но не вышло — падал. Снег набивался за воротник куртки, в нос, уши, рот. Избрал другую тактику: стал объезжать ловушки. Двигаясь медленно, обходил и огромные участки поваленных деревьев, и чащи, сквозь которые даже с пилой и топором пути не было. На снегу оставались восьмерки, круги, всякие кривые; Беляев шел то на восток (именно туда ему было надо), то на север, то на юг. Досаднее всего становилось, когда с невероятным трудом пройденные двести-триста метров возвращали его назад, на собственный след.

Про Юнармию:  ВДЦ сменное расписание на 2022 и вдц смена

Давно болтается у пояса меховая куртка, шапка съехала на затылок и еле держится, потемнела от пота спина. А он все идет, продираясь сквозь заросли, делает зигзаги, обходя завалы, и идет, не едет, нет; лыжи ему нужны, лишь чтобы не проваливаться по грудь в снег.

На потной левой руке часы сползли к запястью, болтаются. Поначалу он возвращал их на старое место, теперь не стал, забыл о времени. От подбородка на шнурке свисает до живота компас. На него Беляев часто посматривает. Иногда закрадывается мысль: «Неужели промахнулся?» И следом самовнушение: «Вертолетчик не мог ошибиться. Он же говорил: «Видел белое с оранжевым — парашют».

Владимир потерял счет времени. Позади него по-прежнему оставались круги да восьмерки, которые он выписывал на снегу пятый час подряд. И вдруг Беляев услышал отдаленные, приглушенные расстоянием выстрелы, потом меж стволов сосен увидел шевелящихся людей. Их движения показались ему замедленными. Он ускорил шаг. Люди исчезли — померещилось? Снова послышались выстрелы. «Ребята стреляют, — обрадовался посланец Главного. — Это там, на востоке. Значит, уже скоро».

Встреча была неожиданной. Павел Беляев сидел верхом на аппарате и выразительно высказывался в адрес тех, кто летал над ними на самолете. Владимир стянул его за ногу на землю, тот не поверил глазам своим, ощупал невесть откуда взявшегося лыжника, узнал и удивленно произнес: — Ты что, с неба свалился?!

11 октября 2019 года Алексей Леонов умер. Ему было 85 лет. Этот текст о нем был опубликован в марте 2014 года.

«Меня поразила тишина. Тишина, необыкновенная тишина. И возможность услышать свое собственное дыхание и сокращение сердца. Я слышал, как бьется мое сердце, я слышал мое дыхание», — Алексей Леонов

18 марта 1965 года в 10 часов 00 минут по московскому времени с Байконура стартовал космический корабль «Восток». На его борту находились два советских космонавта: командир Павел Иванович Беляев и пилот Алексей Архипович Леонов. Через полтора часа один из них шагнул в бездну, избавился от крепкой оболочки корабля и вышел в открытый космос. С планетой Земля его связывал лишь фал длиной 5,5 метров. Так далеко от своей Родины не летал еще никто.

Подготовка

Прошло почти четыре года со дня полета Юрия Гагарина, весь мир был увлечен космической гонкой двух сверхдержав — СССР и США. Они отправили уже по несколько пилотируемых кораблей; в 1964 впервые на советском «Восходе» нового типа в космос отправились сразу три человека, теперь предстоял следующий принципиальный шаг — выход в открытый космос.

Обе державы, усиленно занимавшиеся космической программой, одновременно приходили к очевидным проблемам, требующим решения. Рано или поздно при планируемых длительных полетах потребуются профилактические и ремонтные работы снаружи корабля, кроме самих космонавтов выполнять их будет некому, следовательно, нужно было разработать безопасную и действенную систему их осуществления. В СССР этой проблемой занимался Королев, а главным специалистом-исполнителем стал молодой космонавт из первого отряда — Алексей Леонов. По программе разработали усовершенствованный вариант новейшего космического аппарата «Восход», шлюзовую систему и специальный защитный скафандр. К февралю 1965 года все было готово, оставался последний бросок.

Корабль

По следам героев. Как доберман Жора помогал волонтёрам в тайге

«Восход-2» стал усовершенствованной версией первого корабля, на котором в 1964 году впервые был совершен одновременный полет сразу трех космонавтов: Владимира Комарова, Константина Феоктистова и Бориса Егорова. В кабине было так тесно, что им пришлось лететь без скафандров, и в случае разгерметизации корабля им грозила неминуемая гибель. Вес «Востока-2» составлял почти 6 тонн, диаметр 2,5 метра, а высота почти 4,5 метра. Новый корабль приспособили для полета двух человек и оснастили уникальным надувным шлюзом для выхода в открытый космос «Волга» — там камера надувалась и готова была принять космонавта. Ее внешний диаметр 1,2 метра, внутренний всего 1 метр, а длина – 2,5 метра. При подготовке к посадке камера отстреливалась и корабль приземлялся без нее.

По следам героев. Как доберман Жора помогал волонтёрам в тайге

Стоит отметить, что полет «Восхода-2» со шлюзовой камерой и экипажем на борту был рискованным, так как предварительно проверить работу всех систем не удалось. 22 февраля 1965 года, меньше чем за месяц до полета Беляева и Леонова, беспилотный корабль «Космос-57» (копия «Востока-2») во время испытательного полета был взорван из-за ошибочной команды на самоуничтожение. Несмотря на это, Королев (главный конструктор всей программы) и Келдыш (Президент Академии Наук СССР), посоветовавшись с космонавтами, решили не отменять запланированный полет.

Доспехи

По следам героев. Как доберман Жора помогал волонтёрам в тайге

Первый скафандр для выхода в открытый космос назывался «Беркут» (к слову, все советские и российские скафандры носят имена хищных птиц: «Орлан», «Ястреб», «Сокол», «Кречет»), вместе с ранцем он весил 40 килограмм, что, конечно же, не имеет никакого значения в условиях невесомости, но дает представление о серьезности конструкции. Все системы были максимально простыми, но эффективными. Например, конструкторы решили обойтись без регенерационной установки для экономии места и выдыхаемый углекислый газ выпускался через клапан прямо в открытый космос.

Однако на тот момент в скафандре использовались несколько новейших технологий того времени: экранно-вакуумная изоляция из нескольких слоев металлизированной ткани защищала космонавта от перепадов температуры, а светофильтр на стекле шлема спасал его глаза от яркого солнечного света.

«Беркут» использовался всего один раз во время полета «Восхода-2» экипажем Беляева и Леонова и является на данный момент единственным универсальным скафандром, то есть предназначавшимся как для спасения пилотов при разгерметизации корабля, так и для выходов в открытый космос.

Угрозы

По следам героев. Как доберман Жора помогал волонтёрам в тайге

Вы все, конечно же, смотрели фильм «Гравитация», получивший 7 Оскаров, а потому должны иметь хорошее представление о всех опасностях, угрожающих космонавту в открытом космосе. Это опасность потерять связь с кораблем, опасность столкнуться с космическим мусором и, наконец, опасность истечения запасов кислорода до возвращения на корабль. Помимо этого существует и опасность перегрева или переохлаждения, а также поражения радиацией.

Леонов был привязан к кораблю прочным фалом длиной пять с половиной метров. В ходе полета, он неоднократно вытягивался на всю длину и снова подтягивался к кораблю, фиксируя все свои действия на кинокамеру. В 60-х еще не существовало ракетных ранцев (устройство для перемещения и маневрирования космонавта) позволяющих полностью свободно отделяться от корабля и возвращаться на него, так что тонкая крепкая веревка на двух металлических карабинах — это в буквальном смысле все, что связывало Леонова с жизнью и возможностью вернуться домой.

вероятность столкнуться с каким-либо космическим мусором, вращающимся на орбите Земли, в 1965 году была еще очень мала. До полета «Восхода-2» в космосе побывали всего лишь 11 пилотируемых кораблей и несколько спутников, при этом на довольно низких орбитах с относительно большой плотностью атмосферных газов, соответственно, большая часть мельчайших частиц краски, обломков и прочего мусора, остающегося после этих кораблей, вскоре сгорала, не успев причинить никому вреда. До формулирования  было еще далеко, и советская космическая программа не воспринимала эту опасность всерьез.

Скафандр «Беркут», разработанный специально для выхода в открытый космос и имевший полную автономность, имел запас всего в 1666 литров кислорода, а для поддержания необходимого давления газа и жизнедеятельности космонавта необходимо было тратить больше 30 литров в минуту. Таким образом, максимальное время пребывания вне корабля составляло всего лишь около 45 минут, и это на все про все: вход в шлюз, выход в открытый космос, пребывание в свободном полете, возвращение в шлюз и ожидание времени его закрытия. Общее время выхода Леонова составило 23 минуты 41 секунду (из них вне корабля 12 минут 9 секунд). Никакого запаса на исправление ошибок или спасение не предусматривалось.

Температурный режим и радиация

Леонов успел фактически чудом успеть завершить свой выход до попадания корабля в тень от Земли, где низкие температуры могли осложнить все его действия и привести к смерти. В кромешной тьме он бы не смог справиться с фалом и входом в шлюз. Нахождение на солнечной стороне в течение каких-то 12 минут заставляло его обливаться потом. «Терпения уже не было, по лицу пот тек не градом, а потоком, да такой едкий, что глаза жгло» — вспоминает Леонов. Что касается радиации, то тут ему относительно повезло. На апогее орбиты почти в 500 километрах над землей, «Восход-2» задевал только нижний край радиационно-опасной зоны, где излучение может составлять до 500 рентген/час (смертельная доза за несколько минут), кратковременное нахождение в ней и хорошее стечение обстоятельств не привели к страшным последствиям. По приземлении у Леонова зафиксировали дозу в 80 миллирад, что значительно превышает норму, но к повреждениям здоровья не приводит.

Полет

По следам героев. Как доберман Жора помогал волонтёрам в тайге

На первом же витке полета была надута шлюзовая камера. Оба члена экипажа заняли свои места и облачились в скафандры. На втором витке Леонов перелез в шлюзовую камеру, а командир плотно задраил за ним люк. В 11:28 из «Волги» стравили воздух — время пошло, теперь Леонов был полностью автономен. В 11:32 с пульта управления был открыт наружный люк, через две минуты в 11:34 Леонов покинул шлюз и отправился в открытый космос.

В момент выхода пульс космонавта составлял 164 удара в минуту. Леонов отдалился от корабля на метр, а затем снова вернулся. Тело свободно разворачивалось в пространстве. Через стекло своего шлема он смотрел на проплывающее прямо под ним Черное море, на корабли, плывущие по его темно-синей глади.

Он несколько раз повторил свой маневр отхода и подхода к кораблю, свободно вращаясь и раскинув руки, все это время разговаривая по радиостанции с командиром корабля и наземными службами. Над Волгой Беляев подключил телефон в скафандре Леонова к передачам Московского радио, по которому Левитан читал сообщение ТАСС о выходе человека в открытый космос. В это время весь мир с помощью телетрансляции с камер корабля мог видеть, как Леонов машет рукой всему человечеству прямо из открытого космоса.

Рекордный полет Леонова продолжался 12 минут и 9 секунд.

Непредвиденные обстоятельства

При подготовке к полету на земле были отработаны 3000 различных аварийных ситуаций и их решений. Но Леонов говорил, что по закону в космосе случится и 3001-ая, и ее тоже нужно будет решить. Так и произошло.

«Я молча, не докладывая на Землю (вот это мое было очень большое нарушение), принимаю решение и сбрасываю давление из скафандра практически в 2 раза, на 0,27 вместо 0,5. И у меня сразу руки встали на место, я смог работать в перчатках».

Но это порождало страшные последствия — из-за падения парциального давления кислорода он попадал в зону закипания азота (, известная у ныряльщиков). А нужно было спешить. Командир корабля Беляев, видя, что тень неумолимо приближается, и в полной темноте и при предельном минусе Леонову уже ничто не сможет помочь, торопил своего пилота.

Тогда Леонов в нарушение всех инструкций сделал последнюю отчаянную попытку — сбросил с помощью клапана давление в скафандре до предельного минимума, втолкнул кинокамеру в шлюз и, развернувшись вперед головой, втянулся внутрь на руках. Это удалось сделать лишь благодаря отличной физической подготовке — измотанный организм отдал последнюю энергию этому усилию. Внутри камеры Леонов с большим трудом развернулся, задраил люк и, наконец, отдал команду выровнять давление. В 11:52 в шлюзовую камеру начал поступать воздух — это и стало окончанием выхода Алексея Леонова в открытый космос.

Оцените статью
ЮнАрмия