11 октября 2019 года Алексей Леонов умер. Ему было 85 лет. Этот текст о нем был опубликован в марте 2014 года.
«Меня поразила тишина. Тишина, необыкновенная тишина. И возможность услышать свое собственное дыхание и сокращение сердца. Я слышал, как бьется мое сердце, я слышал мое дыхание», — Алексей Леонов
18 марта 1965 года в 10 часов 00 минут по московскому времени с Байконура стартовал космический корабль «Восток». На его борту находились два советских космонавта: командир Павел Иванович Беляев и пилот Алексей Архипович Леонов. Через полтора часа один из них шагнул в бездну, избавился от крепкой оболочки корабля и вышел в открытый космос. С планетой Земля его связывал лишь фал длиной 5,5 метров. Так далеко от своей Родины не летал еще никто.
ТАСС-ДОСЬЕ. 11 октября 2019 года о кончине космонавта Алексея Леонова. Он стал первым человеком, вышедшим в открытый космос. Это произошло 54 года назад, в ходе полета корабля «Восход-2» 18-19 марта 1965 года.
Для выхода в безвоздушное пространство специалистами ОКБ-1 (ныне — Ракетно-космическая корпорация «Энергия» им. С. П. Королева; г. Королев Московской обл.) трехместный корабль «Восход» был переоборудован в двухместный, чтобы освободить место для надевания скафандра и организации входа в шлюзовую камеру.
Скафандр для внекорабельной деятельности «Беркут» и шлюзовая камера «Волга» для выхода в космос были разработаны конструкторским бюро опытного завода номер 918 в подмосковном пос. Томилино (ныне — Научно-производственное предприятие «Звезда») под руководством главного конструктора Гая Северина (1926-2008). «Беркут» представлял собой скафандр вентиляционного типа, то есть не позволял регенерировать выдыхаемый космонавтом воздух, как в современных скафандрах, и был рассчитан на 20-30-минутное пребывание в космосе (общий вес — 100 кг). Шлюзовая камера в рабочем состоянии имела форму цилиндра длиной 2,5 м, внешним диаметром 1,2 м и внутренним — 1 м. Она была надувной и располагалась снаружи корпуса корабля. До выхода на орбиту камера в свернутом виде помещалась под обтекателем «Востока-2», а перед спуском на Землю основная ее часть отделялась от корабля. На случай нештатной ситуации в шлюзовой камере имелась резервная кислородная система, соединяемая со скафандром при помощи специального троса (7 м). Кроме того, на скафандре за спиной космонавта крепились дополнительные аварийные баллоны с кислородом общей емкостью около 4 л (их должно было хватить на 20 мин.).
- Полет и выход в космос
- Посадка, регистрация рекорда
- Без выходов конструирование в космосе невозможно
- Первая ступень для будущих дальних полетов
- В ЦПК по случаю юбилея откроют аллею космонавтов
- Кто еще «впервые» выходил после Леонова
- Ещё одна космическая победа СССР
- Двое в космосе
- Непредвиденные обстоятельства
- Подготовка
- Корабль
- ***
- Угрозы
- Возвращение домой
- Рассекречены дневники покорителей космоса
- Доспехи
Полет и выход в космос
Корабль «Восход-2» с Алексеем Леоновым (второй пилот) и Павлом Беляевым (командир) стартовал с космодрома Байконур 18 марта 1965 года (10:00 мск). Когда корабль совершал первый виток вокруг Земли, была надута шлюзовая камера, на втором витке начался выход Алексея Леонова в космос. Космонавт пять раз удалялся от корабля на расстояние до 5,35 м. Для подачи кислорода и связи с бортом «Восхода-2» (параметры орбиты — от 167 км до 475 км) использовался страховочный трос.
Выход не обошелся без нештатных ситуаций. Из-за разницы давления скафандр раздулся. Это препятствовало возвращению космонавта в шлюзовую камеру (диаметр люка был критически малым). Поэтому Леонов, рискуя жизнью, вынужден был стравливать в скафандре давление почти до критического (с 0,4 до 0,27 атмосфер). В нарушение инструкции космонавту пришлось входить в шлюзовую камеру головой вперед, а для закрытия за собой люка — переворачиваться в тесном пространстве (из рассказа Алексея Леонова в книге «Мировая пилотируемая космонавтика: История. Техника. Люди», 2005).
Общее время, проведенное Алексеем Леоновым в безвоздушном пространстве, составило 23 мин. 41 сек., из них 12 мин. 9 сек. — за пределами корабля (в свободном полете). На внешней поверхности корабля были установлены две телевизионные камеры, которые передавали изображение на Землю. Кроме того, сам космонавт вел съемку специальной кинокамерой С-97.
Общая продолжительность полета «Восхода-2» составила 1 сутки 2 часа 2 минуты.
Посадка, регистрация рекорда
При возвращении космонавтов на Землю 19 марта отказала автоматическая система ориентации корабля, и посадка проводилась вручную. Экипаж приземлился в нерасчетном районе — в 180 км севернее Перми, вдали от населенных пунктов. Космонавты были обнаружены через четыре часа в тайге, но из-за глубокого снега эвакуированы только спустя двое суток.
20 октября 1965 года Международная авиационная федерация (ФАИ) утвердила мировой рекорд продолжительности пребывания человека в космическом пространстве вне космического корабля — 12 мин. 9 сек. За первый в истории человечества выход в открытое космическое пространство ФАИ присудила Алексею Леонову свою высшую награду — Золотую медаль «Космос», а Павлу Беляеву были вручены диплом и медаль федерации.
Алексей Леонов рассказывает, как ему удалось выжить при выходе в открытый космос и почему он не кричал «Да здравствует коммунистическая партия Советского Союза!»
«60-е. Разгар холодной войны. Две супердержавы, СССР и США бьются за первенство в космической гонке. Пока СССР впереди, на очереди – выход человека в открытый космос» – таков анонс исторического фильма «Время первых», премьера которого состоялась 6 апреля. Фильм снял режиссер Дмитрий Киселев, а в главных ролях – Евгений Миронов и Константин Хабенский. Главный герой, космонавт Алексей Леонов, был консультантом картины. Фильм есть фильм. Что на самом деле случилось в момент выхода в открытый космос, рассказывает Алексей Леонов.
Перед стартом был договор, что я должен докладывать на землю обо всем, что я делаю, работать, как минер: гайку открутил – сказал: «открутил гайку», не пошла гайка – сказал: «не пошла». Но скафандр и на сегодняшний день ни в одной стране нельзя испытать на реальное воздействие окружающей среды. На тренировках я поднимался на высоту 60 километров, лежал в кресле, и задача была чисто психологического порядка: я должен поверить, что скафандр меня защитит на случай разгерметизации. Все. Если бы я вышел из кресла, я бы почувствовал деформацию, понял бы, где проблема и ничего не стоило бы скафандр перешить, тогда того чрезвычайного случая мы бы избежали.
Итак, в реальных условиях, на 8-й минуте я почувствовал, что фаланги пальцев вышли из перчаток, а ступни спокойно болтаются. Я сразу думаю: что же я буду делать? Через 5 минут я должен входить в корабль, а мне еще смотать фал (трос длиной около 5 метров), соединявший меня с кораблем, на фале установлено кольцо, а это кольцо я должен надеть на защелку, иначе я не войду в корабль. С такими перчатками, одной рукой я это сделать не могу. Я был в безопорном состоянии, держался только за счет правой руки.
И вот я болтаюсь, и одной рукой начинаю сматывать фал. Это была очень тяжелая физическая работа, а на дыхание и вентиляцию у меня всего 60 литров кислорода – как этим распорядиться?! Даже сейчас прошло столько лет, я не могу понять, как я это сделал, но кроме меня там никого не было.
В конце концов я взял в правую руку кинокамеру, сунул руку в шлюз, бросил туда камеру, схватился за леер, и тут возникла идея – идти в шлюз головой вперед. Когда я сбросил давление из скафандра, я почувствовал свободу, пошел внутрь шлюза, а там надо развернуться в любом случае. Важно было проверить как закрылся люк, не попало ли что туда. Люк мог отказать, так как при глубоком вакууме идет усиленная отдача смазочного материала и электродвигатель не работает. Был сделан специальный вороток, которым я должен был закрывать люк. Все-таки я развернулся, хотя было страшно тяжело, и все это время я молчал. Я слышал только слова командира Паши Беляева, который следил по датчикам, прикрепленным к моему лицу, за состоянием сердечно-сосудистой системы: «Леша, не торопись!»
Когда я приземлился, то Сергей Королев первым делом спросил меня: «Почему ты не доложил о том, что произошло? Почему ты сам перешел на давление, которое загоняло тебя в зону закипания азота?»
Я спокойно говорю: «Засекайте время, я вам расскажу. У меня проблемы со скафандром, что бы вы стали делать? Вы бы создали комиссию, это уже минут пять, раз создали комиссию, то надо избрать председателя. А время идет, у меня 30 минут жизни – или в одну сторону, или в другую. Вы бы меня начали спрашивать, потом совещаться, вышли бы с докладом, вынесли решение, а я уже умер. Я просил вас засечь время, смотрите, я уже умер!
А что бы я кричал перед смертью? Я бы не кричал «Да здравствует коммунистическая партия Советского Союза!», так как у людей, когда наступает состояние гипотермии, нарушается функция речи. Человек не понимает, что делает, и доходить до этого было не в нашу пользу, поэтому я и молчал. Единственное, что вы могли бы мне сказать – сбросить давление и перейти на второй уровень, а я это знаю, я этому научен».
И тут Сергей Павлович говорит: «Леша прав».
Фото Марии Темновой
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
11 октября 2019 года стало известно о кончине космонавта Алексея Леонова. Он стал первым человеком, вышедшим в открытый космос. Это произошло 54 года назад, в ходе полета корабля «Восход-2» 18-19 марта 1965 года.
Полет и выход в космос
Корабль «Восход-2» с Алексеем Леоновым (второй пилот) и Павлом Беляевым (командир) стартовал с космодрома Байконур 18 марта 1965 года (10:00 мск). Когда корабль совершал первый виток вокруг Земли, была надута шлюзовая камера, на втором витке начался выход Алексея Леонова в космос. Космонавт пять раз удалялся от корабля на расстояние до 5,35 м. Для подачи кислорода и связи с бортом «Восхода-2» (параметры орбиты — от 167 км до 475 км) использовался страховочный трос.
Посадка, регистрация рекорда
20 октября 1965 года Международная авиационная федерация (ФАИ) утвердила мировой рекорд продолжительности пребывания человека в космическом пространстве вне космического корабля — 12 мин. 9 сек. За первый в истории человечества выход в открытое космическое пространство ФАИ присудила Алексею Леонову свою высшую награду — Золотую медаль «Космос», а Павлу Беляеву были вручены диплом и медаль федерации.
Умер космонавт Алексей Леонов
Биография космонавта Алексея Леонова
МОСКВА, 18 марта. /ТАСС/. Первый в истории выход в открытый космос состоялся 50 лет назад — 18 марта 1965 года. Его выполнил с борта космического корабля «Восход-2» советский космонавт Алексей Леонов, в прошлом году отметивший 80-летие. ТАСС сообщил об этом первым.
Выход из космического аппарата стал очередным прорывным шагом в освоении космоса наряду с запуском первого искусственного спутника и полетом Юрия Гагарина. По мнению специалистов, выход в космос доказал новые возможности работы на орбите и заложил основы будущих дальних космических полетов.
Без выходов конструирование в космосе невозможно
Без выходов в космос люди не построили бы орбитальные станции, отметил в беседе с корр.ТАСС первый замдиректора ЦНИИмаш по пилотируемым программам летчик-космонавт Сергей Крикалев.
«У нас на первой стыковке двух элементов Международной космической станции (МКС) — российского и американского — была работа в открытом космосе, связанная со стыковкой кабелей. Вся сборка МКС ведется с помощью выходов», — сказал Крикалев. «Без выходов в космос были бы только ограниченные шаги, которые можно делать внутри аппарата. Как только ты выходишь в космос, появляется возможность сборки конструкции, создания чего-то нового, это реальный шаг вперед», — пояснил космонавт.
Крикалев считает, что первый выход стоит в одном ряду с запуском первого спутника, полетом Гагарина, высадкой на Луну. «Выход Леонова позволил нам перейти на новый этап освоения космоса», — подчеркнул он.
Первый замдиректора ЦНИИмаш считает, что внекорабельная деятельность — это преодоление себя. «Впечатлений очень много от выхода и, несмотря на то, что физически это очень тяжелая работа, многие космонавты все равно стремятся к этим выходам, потому что это дает другой опыт, другие возможности, ты становишься другим», — рассказал он.
В свою очередь, начальник Центра подготовки космонавтов (ЦПК) Юрий Лончаков отметил, что выход в открытый космос — это рискованная задача. «Чтобы выйти в космос, надо очень много тренироваться и трудиться. Работать 6 часов в открытом пространстве, да еще и под давлением в 0,4 атмосферы — это огромные физические и психологические нагрузки», — отметил он. «Для меня выход в космос — это, с одной стороны, восторг, с другой — задача, которую надо выполнить, потому что за этой задачей лежит труд тысяч людей, которые находятся на Земле», — добавил Лончаков.
Первая ступень для будущих дальних полетов
Первый выход в космос доказал возможность подготовить человека к «новой жизни», к деятельности в агрессивной для всего живого среде, считает директор Института медико- биологических проблем РАН Игорь Ушаков. «Человек в космосе сам стал отдельной планетой в пространстве. Началась новая эпоха — эпоха внекорабельной деятельности. А это — первая важная ступень для будущих межпланетных полетов», — отметил Ушаков.
В ЦПК по случаю юбилея откроют аллею космонавтов
Как сообщил Лончаков, сегодня в центре подготовки космонавтов (ЦПК) состоится открытие аллеи, посвященной первому выходу в космос. В мероприятии поучаствует и сам Леонов.
«Кроме того, 20 марта мы с группой космонавтов во главе с Алексеем Леоновым прилетим в Вологду, на родину Павла Беляева (командир корабля «Восход-2″, летавший вместе с Леоновым, — прим.ТАСС). Там мы тоже проведем ряд праздничных мероприятий», — рассказал начальник ЦПК.
Еще Леонов откроет сегодня Аллею космонавтов в подмосковном Красногорске. В мероприятии примет участие актер Евгений Миронов, который презентует новый фильм, где он сыграл Леонова.
В четверг в Музее космонавтики состоится встреча с Леоновым, откроется выставка, посвященная работе вне космического корабля, а также пройдет международная акция «50 лет: 733 выхода в открытый космос»: в небо отпустят 733 воздушных шарика, первый — самый большой красного цвета — запустит сам Алексей Леонов.
Кто еще «впервые» выходил после Леонова
Общее время выхода Леонова в 1965 году составило 23 минуты, в открытом космосе он провел 12 минут.
Через три месяца — 3 июня 1965 года — с борта корабля «Джемини IV» первый выход в космос совершил американский астронавт Эдвард Уайт. Общее время выхода составило 36 минут.
В 1971 году состоялся первый выход в космос в межпланетном пространстве. Его выполнил астронавт Альфред Уорден, когда с Луны возвращался «Аполлон-15».
Первой женщиной в открытом космосе стала Светлана Савицкая. Она вышла из орбитальньой станции «Салют-7» 25 июля 1984 года. Первой американкой, побывавшей в открытом космосе, стала Кэтрин Салливэн — 11 октября 1984 года она вышла с борта «Челленджера».
Европейский астронавт впервые вышел в открытый космос 9 декабря 1988 года. Им стал француз Жан-Лу Кретьен в ходе полета на советской космической станции «Мир».
Первым китайцем в открытом космосе стал тайконавт Чжай Чжиган, выполнивший выход во время полёта на корабле «Шэньчжоу-7» в сентябре 2008 года.
К 50-летию выхода в открытый космос Алексея Леонова 18 марта. Досье
О проблемах, возникших во время легендарного полёта Алексея Леонова, в советской время не распространялись.
Вышедший незадолго до Дня космонавтики фильм «Время первых» с Евгением Мироновым в главной роли быстро стал лидером проката. Еще бы, кинематографисты выбрали беспроигрышную тему — драматичную и героическую историю первого выхода человека в открытый космос. Тогда, в марте 1965 года, Алексей Леонов по возвращении на Землю доложил, что полет прошел успешно. Однако спустя пятьдесят с лишним лет можно признать: советский летчик-космонавт имел все шансы в буквальном смысле сгореть в гонке с американцами, так много было сбоев и опасностей.
Изначально предполагалось, что Алексей Леонов отправится на орбиту и совершит первый в истории человечества выход в открытый космос в рамках миссии «Восток-11», на таком же корабле, на котором летали Юрий Гагарин, Валентина Терешкова и Герман Титов. Однако подготовка затянулась. Судьбоносный старт произошел спустя полтора года после запланированной даты, 18 марта 1965 года. Напарником Леонова и командиром корабля стал Павел Беляев.
На корабле «Восход», который сменил «Востоки», была установлена шлюзовая камера цилиндрической формы. Три изолированные надувные секции должны были выполнить свое предназначение, даже если две из них вышли бы из строя. Обеспечить нормальную жизнедеятельность космонавта в открытом космосе должен был скафандр «Беркут» весом 20 кг и идущий с ним в комплекте ранец весом 21 кг. На корабле было два скафандра, чтобы командир при необходимости мог оказать помощь тому, кто вышел в космическое пространство. Также предполагалось, что, если шлюз не отстрелится автоматически перед возвращением на Землю, космонавты в скафандрах высунутся в люк и обрежут его вручную.
Алексей Леонов вплыл в шлюзовую камеру, когда корабль находился на втором витке. Шаг за борт «Восхода» произошел в 11 часов 34 минуты 51 секунду. С кораблем его соединяла «пуповина» длиной около 5,5 метров. За 23 минуты космонавт пять раз отходил от люка и возвращался к нему, занимаясь наблюдениями и экспериментами, а Беляев следил за напарником с помощью телекамеры и телеметрического оборудования.
Тренировки в барокамере на Земле проходили успешно, а вот на орбите дали о себе знать конструкторские недоработки. Из-за разницы давлений скафандр сильно раздулся и не давал нормально двигаться. Космонавт решил было связаться с Центром управления полетами и запросить инструкций, но подумал, что в этот момент он — единственный человек на Земле, когда-либо сталкивавшийся с подобной проблемой, и решать ее придется самостоятельно. Чтобы вернуться в шлюз, Алексей Леонов с ювелирной осторожностью стравил давление до аварийного и буквально протиснулся в люк.
Еще одной проблемой стала невозможность согнуть ноги без опоры и попасть в обрез люка. Из-за этого, вопреки инструкции, Леонов протиснулся в шлюз не ногами, а головой вперед. Внутри ему пришлось разворачиваться, так как крышка внутреннего люка открывалась внутрь и «съедала» треть объема.
КСТАТИ: На съемках фильма «Время первых» были построены точные макеты космического корабля, на котором был совершен исторический полет. Исполнитель главной роли Евгений Миронов, которого консультировал Алексей Леонов, решил повторить его трюк и развернуться в цилиндрическом шлюзе диаметром один метр, будучи облаченным в скафандр с шириной в плечах в 68 см. Как ни старался актер, но, в отличие от своего героя, кувыркнуться ему не удалось.
Оказавшись в отсеке, космонавт снова нарушил инструкции, открыв шлем до того, как завершилась проверка герметичности. Сделал это Леонов из-за того, что пот заливал ему глаза. Дело в том, что конструкторы поместили светофильтр на внутреннюю сторону шлема, и он очень сильно нагревался. Сейчас такие защитные фильтры устанавливают только на внешней стороне.
Только адреналин в крови прогорел, как возникли новые нештатные ситуации. При возвращении на Землю не сработала система ориентации на Солнце, и тормозная двигательная установка не включилась. Посадка должна была автоматически начаться на 17-м витке, но программа отказала. Леонову и Беляеву нужно было идти на восемнадцатый виток и выводить «Восход» на посадку в ручном режиме. Тут выяснилось, что пристегнутым в кресле космонавтам невозможно заглянуть в иллюминатор и сориентироваться по положению к Земле. Это привело к потере точности.
Во время снижения космонавтам пришлось испытать на себе перегрузку в 10G, а это предел человеческих возможностей. Дело в том, что орбитальный модуль при спуске не отделился от посадочного, как задумывалось. Капсула с Беляевым и Леоновым начала бешено вращаться. Стабилизировать ее движение удалось только после того, как сгорел кабель, соединяющий модули.
Все передряги привели к тому, что посадка состоялась далеко от расчетного места — в глухом лесу почти в 200 километрах к северу от Перми. Космонавты ночевали в тайге при 30-градусном морозе, отогреваясь у костра. Когда их обнаружили, спасатели десантировались в мелколесье в нескольких километрах от экипажа и расчистили посадочную площадку. Леонову и Беляеву пришлось еще пробежаться на лыжах до вертолета. 21 марта они прибыли в Пермь и официально доложили о завершении полета.
КСТАТИ: В мае 2017 года дважды Герою Советского Союза Алексею Леонову исполнится 83 года. Он много времени уделяет рисованию, создает портреты своих коллег и пейзажи. Недавно его уникальная работа, рисунок, созданный на борту корабля «Восход», стал центром экспозиции в лондонском Музее науки вместе с сотнями артефактов, посвященных космонавтике.
Бывший напарник Леонова, герой Великой Отечественной войны и участник войны с Японией Павел Беляев, после возвращения на Землю продолжал готовиться к новым космическим полетам. Он собирался участвовать в облете Луны, однако был отстранен по состоянию здоровья и стал старшим инструктором в отряде космонавтов. Скончался в 1970 году после продолжительной болезни.
Ещё одна космическая победа СССР
Первый выход человека в открытый космос 18 марта 1965 года стал ещё одной победой Советского Союза в космической гонке с США. Её почти что вырвали из рук американцев — сроки подготовки и испытаний свели до минимально возможных. И не зря: всего через 2,5 месяца американский астронавт Эдвард Хиггинс Уайт повторил подвиг космонавта Алексея Леонова.
Основные подробности полета Алексея Леонова и Павла Беляева известны. Но некоторые детали проясняют рассекреченные документы, которые «Роскосмос» опубликовал к 55-летнему юбилею этого события: это и отчеты, и протоколы совещания руководителей ОКБ-1 под началом академика С. П. Королёва, и приказы Госкомитета по оборонной технике СССР, и планы и задачи космонавтов, методики их подготовки, а главное — бортовой журнал космического корабля «Восход-2», заполненный членами экипажа.
А. Леонов и П. Беляев. (roscosmos.ru)
Сборка «Восхода-2». (roscosmos.ru)
План выхода корабля на орбиту. (roscosmos.ru)
Экипаж — 2 человека (командир и второй лётчик-космонавт)
Вес: 5685 кг
Плановая длительность полёта — 1 сутки (фактически получилось на 2 часа и 2 минуты дольше)
Плановое время пребывания космонавта в открытом космосе — 10−15 минут
Диаметр люка шлюза — 650 мм
Пройденное расстояние — 717 300 км
Планируемая высота — 400 км (фактически корабль достиг 495 км)
В 10:00 ракета-носитель оторвалась от стартовой площадки космодрома Байконур. Сразу же после успешного выхода корабля на орбиту космонавты начали готовиться к выполнению главной части миссии. Уже в 11:32 люк шлюза открылся, и Алексей Леонов покинул борт «Восхода-2». «Человек вышел в космическое пространство! Находится в свободном плавании!», — передал сообщение Беляев. Леонов несколько раз отдалялся от корабля на 5 м — максимальная длина фала, который связывал его с бортом. В эти минуты «Восход-2» летел над территорией СССР. Через 16 минут космонавт вернулся на корабль. Ещё один триумф советской космонавтики!
В шлюзе корабля было вмонтировано две 16-миллиметровые кинокамеры — они снимали вход и выход Леонова из шлюза. Две телекамеры космического судна снимали уникальные кадры происходящего за бортом. Снимал и сам Леонов, а затем снял камеру с корпуса «Восхода-2» и забрал на корабль.
Леонов в открытом космосе. (roscosmos.ru)
Леонов за бортом «Восхода-2». (roscosmos.ru)
Двое в космосе
Судя по отчёту Королёва, большая часть систем корабля сработала нормально, в том числе система ручного управления, которая спасла экипаж. Однако несмотря на многочисленные испытания, всё отработать и предусмотреть невозможно, особенно если речь идёт о новой технике и космических условиях. В ходе полёта произошло несколько нештатных ситуаций, в том числе несущих смертельную опасность. К примеру, из-за увеличения давления внутри скафандра во время выхода Леонова в космос он с трудом смог вернуться и пройти через люк, стравив часть кислорода. Кроме того, у космонавта поднялись температура, давление, и началась тахикардия. Но в конечном итоге всё обошлось.
Другая серьёзная проблема возникла на заключительном этапе полёта. Когда пришло время возвращаться на Землю, по непонятной причине отказала автоматическая система солнечного ориентирования корабля. Пришлось включать ручное управление, самостоятельно ориентировать судно и включать тормозную двигательную установку. Снизив скорость, корабль спустился с орбиты. Всё это сделал Беляев, и тоже впервые в мире. До того посадкой космического корабля управляли автоматизированные системы. Почти чудом избежав риска улететь в космос, «Восход-2» вошёл в атмосферу Земли, а затем приземлился в глухой тайге в 180 км от Перми. Произошло это 19 марта в 12 часов 02 минуты по московскому времени. На следующий день до космонавтов добрались спасатели.
Газеты 19 и 20 марта пестрели заголовками о полёте. (litfund.ru)
Марка в память полёта. (roscosmos.ru)
Конечно, по возвращении космонавты сдали Королёву бортовой журнал. В нём зафиксированы важные технические расчеты и все действия экипажа, даже «записи в б/журнал». Леонов и Беляев проводили технические и медицинские эксперименты (например, измеряли способность глаза воспринимать цвета в космосе и брали вестибулярные пробы), определяли местоположение корабля, фотографировали планету и космическое пространство Космонавты вели переговоры с Землёй (в том числе и с Юрием Гагариным), говорили с членами правительства, выходили на телевизионную связь, фотографировали планету и космическое пространство, а также передавали в эфир приветствия народам Африки, СССР, Кремлю, даже капиталистической Европе и США передали «дружеские приветствия» и пожелали «мира и благополучия».
Не забывали, конечно, и о естественных потребностях. Например, принимать пищу. Всё как полагается: завтрак, обед и ужин. Но и это не всё. Реже всего мы представляем космонавтов спящими, но именно так они должны были провести значительную часть времени в космосе. Для компенсации перегрузок и переутомления необходимы были ежечасные перерывы на 15−20-минутный сон. Большие разделы с надписями «СОН» то и дело появляются в полётном задании в бортовом журнале космических путешественников. Но в напряжённом и очень насыщенном событиями полёте «Восхода-2» космонавтам, по словам Леонова, поспать так и не удалось.
Титульный лист бортового журнала. (roscosmos.ru)
Полётное задание: первые сутки. (roscosmos.ru)
Страница полётного задания. (roscosmos.ru)
Окончание полётного задания. (roscosmos.ru)
Материал исследовательской части. (roscosmos.ru)
Непредвиденные обстоятельства
При подготовке к полету на земле были отработаны 3000 различных аварийных ситуаций и их решений. Но Леонов говорил, что по закону в космосе случится и 3001-ая, и ее тоже нужно будет решить. Так и произошло.
«Я молча, не докладывая на Землю (вот это мое было очень большое нарушение), принимаю решение и сбрасываю давление из скафандра практически в 2 раза, на 0,27 вместо 0,5. И у меня сразу руки встали на место, я смог работать в перчатках».
Но это порождало страшные последствия — из-за падения парциального давления кислорода он попадал в зону закипания азота (, известная у ныряльщиков). А нужно было спешить. Командир корабля Беляев, видя, что тень неумолимо приближается, и в полной темноте и при предельном минусе Леонову уже ничто не сможет помочь, торопил своего пилота.
Тогда Леонов в нарушение всех инструкций сделал последнюю отчаянную попытку — сбросил с помощью клапана давление в скафандре до предельного минимума, втолкнул кинокамеру в шлюз и, развернувшись вперед головой, втянулся внутрь на руках. Это удалось сделать лишь благодаря отличной физической подготовке — измотанный организм отдал последнюю энергию этому усилию. Внутри камеры Леонов с большим трудом развернулся, задраил люк и, наконец, отдал команду выровнять давление. В 11:52 в шлюзовую камеру начал поступать воздух — это и стало окончанием выхода Алексея Леонова в открытый космос.
Подготовка
Прошло почти четыре года со дня полета Юрия Гагарина, весь мир был увлечен космической гонкой двух сверхдержав — СССР и США. Они отправили уже по несколько пилотируемых кораблей; в 1964 впервые на советском «Восходе» нового типа в космос отправились сразу три человека, теперь предстоял следующий принципиальный шаг — выход в открытый космос.
Обе державы, усиленно занимавшиеся космической программой, одновременно приходили к очевидным проблемам, требующим решения. Рано или поздно при планируемых длительных полетах потребуются профилактические и ремонтные работы снаружи корабля, кроме самих космонавтов выполнять их будет некому, следовательно, нужно было разработать безопасную и действенную систему их осуществления. В СССР этой проблемой занимался Королев, а главным специалистом-исполнителем стал молодой космонавт из первого отряда — Алексей Леонов. По программе разработали усовершенствованный вариант новейшего космического аппарата «Восход», шлюзовую систему и специальный защитный скафандр. К февралю 1965 года все было готово, оставался последний бросок.
Корабль
«Восход-2» стал усовершенствованной версией первого корабля, на котором в 1964 году впервые был совершен одновременный полет сразу трех космонавтов: Владимира Комарова, Константина Феоктистова и Бориса Егорова. В кабине было так тесно, что им пришлось лететь без скафандров, и в случае разгерметизации корабля им грозила неминуемая гибель. Вес «Востока-2» составлял почти 6 тонн, диаметр 2,5 метра, а высота почти 4,5 метра. Новый корабль приспособили для полета двух человек и оснастили уникальным надувным шлюзом для выхода в открытый космос «Волга» — там камера надувалась и готова была принять космонавта. Ее внешний диаметр 1,2 метра, внутренний всего 1 метр, а длина – 2,5 метра. При подготовке к посадке камера отстреливалась и корабль приземлялся без нее.
Стоит отметить, что полет «Восхода-2» со шлюзовой камерой и экипажем на борту был рискованным, так как предварительно проверить работу всех систем не удалось. 22 февраля 1965 года, меньше чем за месяц до полета Беляева и Леонова, беспилотный корабль «Космос-57» (копия «Востока-2») во время испытательного полета был взорван из-за ошибочной команды на самоуничтожение. Несмотря на это, Королев (главный конструктор всей программы) и Келдыш (Президент Академии Наук СССР), посоветовавшись с космонавтами, решили не отменять запланированный полет.
На первом же витке полета была надута шлюзовая камера. Оба члена экипажа заняли свои места и облачились в скафандры. На втором витке Леонов перелез в шлюзовую камеру, а командир плотно задраил за ним люк. В 11:28 из «Волги» стравили воздух — время пошло, теперь Леонов был полностью автономен. В 11:32 с пульта управления был открыт наружный люк, через две минуты в 11:34 Леонов покинул шлюз и отправился в открытый космос.
В момент выхода пульс космонавта составлял 164 удара в минуту. Леонов отдалился от корабля на метр, а затем снова вернулся. Тело свободно разворачивалось в пространстве. Через стекло своего шлема он смотрел на проплывающее прямо под ним Черное море, на корабли, плывущие по его темно-синей глади.
Он несколько раз повторил свой маневр отхода и подхода к кораблю, свободно вращаясь и раскинув руки, все это время разговаривая по радиостанции с командиром корабля и наземными службами. Над Волгой Беляев подключил телефон в скафандре Леонова к передачам Московского радио, по которому Левитан читал сообщение ТАСС о выходе человека в открытый космос. В это время весь мир с помощью телетрансляции с камер корабля мог видеть, как Леонов машет рукой всему человечеству прямо из открытого космоса.
Рекордный полет Леонова продолжался 12 минут и 9 секунд.
***
П. Беляев и А. Леонов
20 октября 1965 года Международная авиационная федерация (FAI) отметила рекорд пребывания человека в открытом космическом пространстве вне корабля — 12 минут и 9 секунд. Алексей Леонов получил высшую награду FAI — золотую медаль «Космос» за первый выход в открытое космическое пространство в истории человечества. Командир экипажа Павел Беляев также получил медаль и диплом.
Леонов стал пятнадцатым человеком в космосе, и первым человеком, совершившим следующий принципиальный шаг после Гагарина. Остаться один на один с бездной, самым враждебным пространством для человека, посмотреть на звезды лишь через тонкое стекло шлема, услышать стук своего сердца в абсолютной тишине и вернуться назад — это настоящий подвиг. Подвиг, за которым стояли тысячи ученых, инженеров, рабочих и миллионы простых людей, но совершил его один человек — Алексей Леонов.
Угрозы
Вы все, конечно же, смотрели фильм «Гравитация», получивший 7 Оскаров, а потому должны иметь хорошее представление о всех опасностях, угрожающих космонавту в открытом космосе. Это опасность потерять связь с кораблем, опасность столкнуться с космическим мусором и, наконец, опасность истечения запасов кислорода до возвращения на корабль. Помимо этого существует и опасность перегрева или переохлаждения, а также поражения радиацией.
Леонов был привязан к кораблю прочным фалом длиной пять с половиной метров. В ходе полета, он неоднократно вытягивался на всю длину и снова подтягивался к кораблю, фиксируя все свои действия на кинокамеру. В 60-х еще не существовало ракетных ранцев (устройство для перемещения и маневрирования космонавта) позволяющих полностью свободно отделяться от корабля и возвращаться на него, так что тонкая крепкая веревка на двух металлических карабинах — это в буквальном смысле все, что связывало Леонова с жизнью и возможностью вернуться домой.
вероятность столкнуться с каким-либо космическим мусором, вращающимся на орбите Земли, в 1965 году была еще очень мала. До полета «Восхода-2» в космосе побывали всего лишь 11 пилотируемых кораблей и несколько спутников, при этом на довольно низких орбитах с относительно большой плотностью атмосферных газов, соответственно, большая часть мельчайших частиц краски, обломков и прочего мусора, остающегося после этих кораблей, вскоре сгорала, не успев причинить никому вреда. До формулирования было еще далеко, и советская космическая программа не воспринимала эту опасность всерьез.
Скафандр «Беркут», разработанный специально для выхода в открытый космос и имевший полную автономность, имел запас всего в 1666 литров кислорода, а для поддержания необходимого давления газа и жизнедеятельности космонавта необходимо было тратить больше 30 литров в минуту. Таким образом, максимальное время пребывания вне корабля составляло всего лишь около 45 минут, и это на все про все: вход в шлюз, выход в открытый космос, пребывание в свободном полете, возвращение в шлюз и ожидание времени его закрытия. Общее время выхода Леонова составило 23 минуты 41 секунду (из них вне корабля 12 минут 9 секунд). Никакого запаса на исправление ошибок или спасение не предусматривалось.
Температурный режим и радиация
Леонов успел фактически чудом успеть завершить свой выход до попадания корабля в тень от Земли, где низкие температуры могли осложнить все его действия и привести к смерти. В кромешной тьме он бы не смог справиться с фалом и входом в шлюз. Нахождение на солнечной стороне в течение каких-то 12 минут заставляло его обливаться потом. «Терпения уже не было, по лицу пот тек не градом, а потоком, да такой едкий, что глаза жгло» — вспоминает Леонов. Что касается радиации, то тут ему относительно повезло. На апогее орбиты почти в 500 километрах над землей, «Восход-2» задевал только нижний край радиационно-опасной зоны, где излучение может составлять до 500 рентген/час (смертельная доза за несколько минут), кратковременное нахождение в ней и хорошее стечение обстоятельств не привели к страшным последствиям. По приземлении у Леонова зафиксировали дозу в 80 миллирад, что значительно превышает норму, но к повреждениям здоровья не приводит.
Возвращение домой
Борьба Леонова за жизнь была завершена; люк за его спиной захлопнулся, отделив тесный светлый уютный мирок кабины «Восхода-2» от темного бесконечного холода космического пространства. Но тут возникла другая проблема. Начало повышаться парциальное давление кислорода в кабине, оно дошло уже до 460 мм и продолжало расти, — и это при норме в 160 мм. Малейшая искра в электросхемах приборов могла привезти к взрыву. Позднее выяснилось, что из-за того, что долгое время «Восход-2» был стабилизирован относительно Солнца, он нагревался неравномерно (с одной стороны +150°С, а с другой -140°С), что привело к незначительной деформации корпуса. Датчики закрытия люка сработали, но осталась небольшая щель, из которой улетучивался воздух. Система автоматики исправно обеспечивала жизнеобеспечение космонавтов, подавая в кабину кислород. Разобраться самостоятельно с этим экипаж был не в силах, и космонавтам оставалось лишь с ужасом наблюдать за показаниями приборов. Когда общее давление достигло 920 мм, люк под его напором захлопнулся, и угроза миновала — вскоре атмосфера внутри кабины нормализовалась.
Но и на этом беды космонавтов не закончились. В штатном режиме корабль должен был начать программу посадки после 17-ого витка, но тормозная двигательная установка не сработала в автоматическом режиме, и корабль продолжал с бешеной скоростью нестись по орбите. Сажать корабль пришлось в ручном режиме, Беляков сориентировал его в правильное положение и направил в безлюдную местность в тайге в районе Соликамска. Больше всего тогда командир боялся попасть в густонаселенный район и задеть линии электропередач или дома. Был также риск залететь на недружественную на тот момент территорию Китая, но всего этого удалось избежать. После включения тормозных двигателей и торможения в атмосфере потянулись мучительные секунды ожидания. Но все обошлось: парашютная система сработала в штатном режиме, и «Восход-2» приземлился в 30 километрах юго-западнее города Березники в Пермской области. Командир блестяще справился с задачей, отклонившись от расчетной точки всего на 80 км с учетом того, что корабль летел со скоростью около 30 000 км/ч.
С вертолета очень быстро обнаружили красные парашюты, повисшие на верхушках деревьев, но вот найти место для посадки и вытащить удачно приземлившийся экипаж не было никакой возможности. Двое суток Беляев и Леонов просидели в заснеженной тайге, ожидая прибытия помощи. Не вылезая из скафандров, они закутались в теплоизоляционную обшивку, обмотались стропами парашютов, развели костер, но в первую ночь согреться не удалось. Наутро им сбросили продукты и теплые вещи (пилоты сняли куртки со своих плеч), на канатах спустили группу с врачом, которая, добравшись до приземлившихся космонавтов, смогла обеспечить им лучшие условия. Все это время неподалеку вырубали площадку для приземления эвакуационного вертолета, куда космонавты могли добраться на лыжах. Уже 21 марта Беляев и Леонов были в Перми, откуда доложили об удачном завершении полета лично генсеку КПСС Леониду Брежневу, а 23 марта героев встречала Москва.
Рассекречены дневники покорителей космоса
О нештатных ситуациях знаменитый исследователь почти не упоминал
Почему во время первого выхода в открытый космос Алексей Леонов не делал фотографии? Что рисовал ему на руке напарник, командир корабля «Восход-2» Павел Беляев? Какой тайный смысл скрывали позывные «Роза» и «Табак»? Бортовой журнал исторического полета, состоявшегося 55 лет назад, 18 марта 1965 года, впервые рассекретила госкорпорация Роскосмос.
Всем сегодня известны самые драматические моменты того выхода Алексея Архиповича Леонова: подскочила температура, участилось дыхание, раздулся от возросшего давления скафандр, что очень мешало вернуться назад в шлюз. Но интересно окунуться и в документы, где отражен весь ход подготовки полета, в журнал, который заполняли космонавты, находясь в сотнях километрах от Земли.
На самом деле эти романтические высказывания скрывали вполне практический смысл. Как следует из Постановления ЦК КПСС и Совета Министров от 3 декабря 1963 года, корабль «Восход-2», из которого следовало выйти в открытый космос Леонову, «готовился для отработки методик сборки на орбите космического комплекса «Союз»». Назначений у него могло быть несколько — от объекта военного назначения до системы для путешествия к планетам Солнечной системы. Главное, что и тот, и другой требовал умения космонавтов работать в открытом космосе.
Все было выполнено в срок. Для полета на «Восходе-2» были выбраны два опытных летчика — Павел Беляев и Алексей Леонов, которые должны были пробыть на орбите одни сутки с выходом в открытый космос в конце первого витка вокруг Земли на 10-15 минут.
В бортовом журнале, заполненном аккуратным почерком самими героями, мы читаем четкий график работ, обозначение возможных радиосигналов. Так плохое самочувствие они условились обозначать для Центра подготовки космонавтов «Тюльпан», рвоту закодировали «Розой», отказ продолжать полет в связи с сильнейшим недомоганием — «Ромашкой», а запредельный уровень радиации — «Табаком» и т.д.
Зато есть очень интересные отчеты о неврологических исследованиях, во время которых космонавты должны были дотрагиваться друг до друга тупыми и острыми предметами (чтобы напарник, который сидел с закрытыми глазами мог определить болевое и тактильное раздражение), как Павел Беляев угадывал цифры «8,4,3», которые рисовал ему на руке ручкой Леонов, как Леонов, тоже с закрытыми глазами, должен был определить, что Беляев вложил ему в руку объектив и зажим. А вот — отчет о вестибулярных пробах, когда космонавты по-очереди рисовали спирали, закрученные влево и вправо, горизонтальные и вертикальные полоски.
Опубликован в газете «Московский комсомолец» №28220 от 19 марта 2020
Заголовок в газете:
Не нашел «Грушу», начинается «Роза»
Доспехи
Первый скафандр для выхода в открытый космос назывался «Беркут» (к слову, все советские и российские скафандры носят имена хищных птиц: «Орлан», «Ястреб», «Сокол», «Кречет»), вместе с ранцем он весил 40 килограмм, что, конечно же, не имеет никакого значения в условиях невесомости, но дает представление о серьезности конструкции. Все системы были максимально простыми, но эффективными. Например, конструкторы решили обойтись без регенерационной установки для экономии места и выдыхаемый углекислый газ выпускался через клапан прямо в открытый космос.
Однако на тот момент в скафандре использовались несколько новейших технологий того времени: экранно-вакуумная изоляция из нескольких слоев металлизированной ткани защищала космонавта от перепадов температуры, а светофильтр на стекле шлема спасал его глаза от яркого солнечного света.
«Беркут» использовался всего один раз во время полета «Восхода-2» экипажем Беляева и Леонова и является на данный момент единственным универсальным скафандром, то есть предназначавшимся как для спасения пилотов при разгерметизации корабля, так и для выходов в открытый космос.