Изучая историю Малой Азии времен крестовых походов для составления таймлайна АИ в которой в битве при Хаттине крестоносцы победили Салладина.
Как оказалось государства крестоносцев естественно оказали влияние на судьбу региона но она не была решающей.
Единственное государство которое в РИ существовало все это время была Киликия
В то время в регионе существовали следующие государства крестоносцев.
Графство Эдесское, первое государство крестоносцев на Востоке.1098-1144
Княжество Антиохии 1098-1268
Графство Триполи 1109-1289
Иерусалимское королевство, просуществовало вплоть до падения Акры в 1291 году. В подчинении у королевства находилось несколько вассальных сеньорий, в том числе четыре наиболее крупные:
Графство Яффы и Аскалона
Трансиордания — сеньория Крака, Монреаля и Сент-Авраама
Во время 3-го крестового похода король Ричард Львиное Сердце завоевал Кипр. Так было основано Кипрское королевство, которым до 1489 года управляли потомки смещенных королей Иерусалима.
Примерно в одно время с началом крестовых походов турки сельджуки завоевали все византийские города Малой Азии и вышли к босфору и Дарданелам. В 1077 году сельджукский военачальник Сулейман ибн Кутулмыш объявил себя султаном и был создан Конийский Султанат, другое название Румский Султанат. После смерти последнего султана Великой империи Сельджуков, Тугрула III, в 1194, Румский султанат стал единственными правящими представителями династии.
В это же время набирало силу княжество Рубенидов.
С приходом к власти Левона II (1187—1219)
вековая борьба армян увенчалась успехом—армянское государство овладело побережьем Средиземного моря от Александретты до Селевкии и стало, таким образом, одним из сильных государств Ближнего Востока. Этот факт вынуждены были признать как Византия, так и латинские княжества и другие государства, которые признали Левона II царем Киликии. Это признание было символически подтверждено тем, что византийский император Алексей III и германский император Генрих VI в 1196 и 1198 годах выслали Левону II царскую корону.
Таким образом в регионе определились основные игроки
И государства крестоносцев в нашей АИ согранившие свою территориальную целостность.
В РИ именно потеря Иерусалима была причиной третьего Крестового похода. Естественно предположить что в АИ этот крестовый поход не состоялся.
Последствия для Европы будут грандиозными.
Ричард не захватит Кипр, который останется во власти Исаака Комнина. У самого Ричарда не будет многолетнего отсутствия в Англии, и в Англии никогда не будет Иоанна Беззмельного.
Филип французский скорее всего не рискнет воевать с Ричадом.
Болгары и сербы не соберут под влиянием Фридриха Барбароссы армию которая существенно ослабит Византию. И в конечном итоге сам Фридрих не утонет при переходе через горную реку Салеф.
Меня в данной ситуации интересуют события на ближнем востоке.
Не мог такой талантливый полководец как Салладин оставить попытки вытеснить крестоносцев, тем более что они занимали прибрежную зону и в их руках были практически все порты. Но для нас очень важно сохранить крестоносцев. Так как в то время в регионе появилась новая сила государство мамлюков. В 1250 командная верхушка М. свергла Туран-шаха (последнего султана из династии Айюбидов) и захватила власть в Египте.
Я не строю иллюзий в отношении возможностей крестоносцев противостоять мамлюкам самостоятельно, но осложнить им жизнь вполне возможно.
Среди королей Иерусалима была фигура Конрада I Монферратского.
Это был выдающийся полководец. Осмелюсь предположить что в нашей АИ Конрад заключил договор с армянским царем Левоном II, который неукоснительно соблюдался до нашествия монголов.
В 1243 армянский царь Хетум I заключил договор с монгольским полководцем Бачу Нуином.
В 1246 было образовано государство под названием Западное Ильханство.
Крестоносцы обессиленные постоянными войнами с мамлюками вынужденно подписали аналогичный договор в 1253 году с Хулагу-ханом.
В 1258 г. монголы завоевали Месопотамию и двинулись на Сирию; с присоединившимися к ним армянами и крестоносцами они одержали ряд побед над сельджуками и мамелюками, в результате чего часть Сирии, с городом Алеппо, перешла к Киликии.
В РИ в 1260 году в сражении при Айн-Джалуте (около совр. г. Бейсана) войска М. разгромили монголов.
В нашей АИ мы вводим в эту битву крестоносцев которые и изменили ход битвы в пользу монголов. После этой битвы государство мамлюков больше не представляло как раньше грозной силы.
в 1262 г. началась вооруженная борьба между Золотой Ордой и Западным Ильханством за захват Закавказья и других территорий.
Воспользовавшись этими обстоятельствами, египетские мамелюки осенью 1266 г. совершили поход на Киликию. В сражении у местечка Мари около Черных гор объдиненная армия армянского царства и крестоносцев нанесло сокрушительное поражение мамелюкам. На этом набеги М. прекратились
В нашей АИ тоже возникла Османская империрия на обломках Румского султаната сельджуков, также в 1453 году был взят Константинополь, но имея в тылу сильное армянское государство Киликию так и не смогли добиться того могущества которое было в РИ. Экспансия в Европу была остановлев битве при Косово в 1389 году.
Жду уничтожающей критики
Битва при Хаттине
Несомненно что одной из поворотных точек истории стала битва при Хаттине, где Салладин разгромил крестоносцев.
Последствия поражения в Хаттинской битве можно, не боясь преувеличения, назвать катастрофическими для королевства Иерусалимского и для веры христианской в целом. Непосредственный результат Хаттина – к мусульманам перешли Иерусалим, Акра, Бейрут, Сидон, Аскалон, Газа, Яффа, Тивериада и ещё много городов и замков.
Если бы христиане победили, или вообще не было бы сражения, многие узловые точки истории выглядели бы совершенно по-другому. Слишком смело, конечно, предполагать, что Иерусалимское королевство могло просуществовать до нашего времени, но век его был бы определённо дольше, чем в реальности. Третий крестовый поход выглядел бы совершенно иначе (или вообще не состоялся), не было бы ссоры на стенах Аккры, повлиявшей в большой мере на расстановку сил в Европе в конце XII века.
Что же произошло?
С одной стороны Салладин
аль-Малик ан-Насир Сала́х ад-Дунийа ва-д-Дин Абу-л-Музаффар Юсуф ибн Айюб
В Европе известен именно как Саладин, хотя это даже не имя. Салах ад-Дин — это лакаб — почётное прозвище, означающее «благочестие веры». Собственное имя этого правителя — Юсуф ибн Айюб (Юсуф, сын Айюба).
С другой стороны Иерусалимское королевство
Материалов, рассказывающих об этом событии, существует достаточно. Можно найти как работы историков, так и воспоминания тех, кто находился в Королевстве Иерусалимском в 1187-м году, и даже записки участников знаменитого сражения. Весьма занимательное чтение – об одних и тех же событиях разные авторы рассказывают совершенно разные истории, противоречат друг другу до такой степени, что сложно понять, в чьих словах есть хотя бы крупица правды.
Оно и неудивительно, к этому времени знатные сеньоры Королевства были разделены на две враждебные партии, и каждый видел свою правду, а те, кто служил или симпатизировал тому или иному сеньору, эту ограниченную правду и записали. Нет сомнений в том, что перед и в ходе Хаттинской битвы вожди христианской армии совершили массу непростительных с военной точки зрения ошибок. Впрочем, ощущение такое возникает, что если бы всех их собрать вместе и устроить разборку на тему, вынесенную в заголовок, уже во второй-третьей фразе появилось бы слово «предательство». Это многое бы объяснило, только вот есть разные кандидаты на роль предателя, а серьёзных доказательств – ноль.
Попробуем по порядку.
Главные действующие лица: Ги де Лузиньян (1160-1194), король Иерусалима по праву супруги.
Амальрих де Лузиньян (1145-1205), коннетабль Королевства, старший брат короля. Раймунд (1140-1187), граф Триполи и князь Галилеи (последнее – по праву супруги). Фамилии не имеет, происходит из дома графов Тулузских. Жерар де Ридфор (1141-1189), Великий магистр Ордена тамплиеров. Балиан д’Ибелин, (1142-1193), сеньор Наблуса.
Теперь постараемся восстановить события, одно за другим.
В течение почти года (июль 1186 – май 1187) граф Раймунд Триполийский отказывался повиноваться королю, заключил сепаратный договор о ненападении с Саладином и давал официальные разрешения мусульманским отрядам проходить через его земли. Возможно, вёл какие-то сложные политические игры. Раймунд неоднократно встречался с Саладином, личные отношения – хорошие, возможно, даже приятельские. Правда, король Ги тоже заключил мирный договор с султаном.Киссон. 1 мая 1187-го Жерар де Ридфор атаковал превосходящий по силе отряд мусульман, находившийся в Галилее по договору с Раймундом Триполийским. Практически начал войну, притом не в самый благоприятный для христиан момент. Погибли около ста рыцарей тамплиеров и госпитальеров и примерно столько же сержантов – это много, военная мощь орденов серьёзно подорвана. Совершенно загадочным образом самому де Ридфору удалось спастись, ему и ещё двум рыцарям.
Вообще в Иерусалиме обычно околачивалось достаточно большое число паломников из Европы, среди них были и рыцари, и опытные воины простого звания. Но именно летом таких людей было совсем немного, пришлось вербовать кого попало. Это обстоятельство почти объективное, хотя и тут есть сомнения.
Двадцатикилометровый марш через пустыню однозначно и сильно подорвал боеспособность христианской армии. Все опытные командиры это понимали. Приказ на выступление отдал король. В качестве оправдания – несколько лет назад Ги де Лузиньян, будучи командующим армией, в похожей ситуации отсиделся в Сефории, чем вызвал неудовольствие тогдашнего короля Балдуина . Впрочем, в 1187-м короля уговорил (надавил?) Жерар де Ридфор. Его соображения: если предложение обороняться в Сефории исходит от Раймунда Триполийского – надо делать наоборот. Амальрих де Лузиньян, всё это понимал, мог повлиять на младшего брата, но не сделал ничего.
Подготовка к походу.
Лошади утром отказались пить. Выступление не было отложено. В обозе было много телег непонятно с чем, а воду погрузить просто забыли. Амальрих де Лузиньян – коннетабль (грубая, конечно, аналогия – первый заместитель министра обороны).
Привал в пустыне.
Христианская армия имела все шансы прорваться с ходу если не к Тивериаде, то к Тивериадскому озеру. Утром диспозиция и шансы сторон были бы совсем другими. Остановить умирающую от жажды армию в трёх километрах от озера, да ещё попасть при этом в окружение – кое-что значит. Варианты:
Приказ остановиться отдал король Ги, непонятно чем руководствуясь.
Король Ги отдал приказ по совету Раймунда Триполийского. Хотя приближённый графа Раймунда красочно описывает, как тот, увидев, что армия остановилась, натурально впал в отчаяние и сказал, что теперь всё кончено.
Король вынужден был остановить армию, так как арьергард уже остановился сам, без приказа (командующий – Балиан д’Ибелин). Впрочем, где-то проскользнуло, что остановился не весь арьергард, а только входившие в него тамплиеры (Великий магистр – Жерар де Ридфор).
Перебежчики. Перед сражением шесть рыцарей вместе с оруженосцами перебежали на сторону мусульман. Рыцари были вассалами графа Триполийского, что не делает ему чести, но в те времена сеньор не отвечал за политическое воспитание подданных.
Прорыв на север, к деревне Хаттин. Всем было понятно, что в стратегическом плане это ничего не даст, а главные силы Саладина обязательно ударят во фланг. Приказ отдал король Ги, кто на него при этом и как влиял – неизвестно.
Главные силы армии двинулись на прорыв походной колонной. Не только прорыв не удался, но именно из-за этого христианское войско начало стремительно терять управление. Этим отрядом командовал лично король Ги. Военный советник и ответственный за построение армии – его старший брат Амальрих.
Отряд Раймунда Триполийского прорвался и покинул поле сражения. Версии три:
Мусульмане расступились и дали уйти графу по предварительному сговору.
Мусульманская лёгкая пехота расступилась, убоявшись копыт рыцарской кавалерии. Граф Триполийский вместо того, чтобы воспользоваться случаем и ударить мусульманам в тыл, увёл свой отряд куда подальше.
После прорыва отряд Раймунда Триполийского был полностью обескровлен и небоеспособен. Сам граф получил тяжёлую рану, от которой вскоре и умер.
После неудачных попыток прорыва пехота сгрудилась на Северном Роге Хаттина, кавалерия – на Южном. Переломить ход сражения возможно, только соединив обе части армии. Пехотные командиры послали гонцов короля куда подальше. В распоряжении Ги де Лузиньяна – сильный отряд рыцарской кавалерии, этот род войск специально предназначен для прорыва вражеских рядов. Если коннетабль Амальрих не в силах построить светских рыцарей – рядом находятся как минимум три сотни тамплиеров и госпитальеров, у которых с дисциплиной вроде как должно быть получше. Триста опытных рыцарей – сила. Никто – ничего.
Дальше – разгром. Но тоже какой-то странный.
Рыцари в Европе, в то время и позже, вели сражения двумя способами. Первый – джентльменский. В таких случаях было принято противника щадить, было предпочтительнее взять его в плен, имея в виду последующий выкуп. На ином турнире погибало больше рыцарей, чем в такой битве.
Если сражение было решающим, или противники были непримиримыми врагами, командующий приказывал поднять красное знамя. Тогда лорды и сеньоры обязаны были лупить друг друга до смерти, невзирая на знатность и личные связи. Кстати, французская Орифламма имеет именно такое происхождение. На этом фоне название косметической фирмы выглядит, по крайней мере, двусмысленно.
Похоже, что битва при Хаттине проходила по джентльменским правилам. После целенаправленных поисков нашлись сведения об одном известном человеке, в этом сражении погибшем – епископе Аккры. Все остальные попали в плен. Кроме, конечно, рыцарей, входивших в отряд графа Триполийского и вовремя ускользнувшего Балиана д’Ибелина.
Правда, в плену не всем сладко пришлось. Саладин собственноручно убил Рено де Шатильона, бывшего его личным врагом, приказал казнить туркополов (мусульман-вероотступников), а тамплиерам и госпитальерам предоставил выбор – переход в ислам или тоже казнь. Несколько человек стали мусульманами, но большинство – две или три сотни – были казнены.
Как-то странно на этом фоне выглядит то, что самый главный из ненавидимых султаном рыцарей-монахов, Жерар де Ридфор, этой участи избежал, а через год вообще был отпущен на все четыре стороны в обмен на замок, который так и так вряд ли смог бы долго продержаться.
Кстати, остаётся загадкой, как удалось избежать плена Балиану д’Ибелину. Либо он покинул поле битвы задолго до развязки, либо вышел из окружения прямо через вражеские ряды. Его могли и пропустить, всё-таки друг Саладина.
Что случилось то случилось.
Это был конец христианского владычества в Иерусалиме, и начало конца ордена тамплиеров.
Битва при Хаттине (арабский : معركة حطين) произошла 4 июля 1187 г. между состояниями крестоносцев Леванта и силами султана Айюбидов Саладина (Салах ад-Дин). Он также известен как Битва при Рогах Хаттина из-за формы близлежащего потухшего вулкана Курон-Хаттин.
Мусульманские армии под командованием Саладина захватили или убили подавляющее большинство Силы крестоносцев, лишив их возможности вести войну. В результате битвы мусульмане снова стали выдающейся военной силой в Святой Земле, повторно завоевав Иерусалим и многие другие города, удерживаемые крестоносцами. Эти христианские поражения спровоцировали Третий крестовый поход, который начался через два года после битвы при Хаттине.
Местоположение
![]()
Рога Хаттина, 2005 г., вид с востока
Битва произошла около Тверии на территории современного Израиля. Поле битвы около города Хиттин имело в качестве главного географического объекта двойной холм («Рога Хаттина ») рядом с проходом через северные горы между Тверией и дорогой. от Акко на восток. Дорога Дарб аль-Хаварна, построенная римлянами, служила главным проходом с востока на запад между бродами Иордана, Галилейским морем и побережьем Средиземного моря.
Предыстория
Гай из Лузиньяна стал королем Иерусалима в 1186 году, по праву жены Сибиллы, после смерти сына Сибиллы Болдуин В.. Иерусалимское королевство в это время было разделено между «придворной фракцией» Гая, Сибиллы и относительными новичками в королевстве, такими как Рейнальд Шатийон, Жерар Ридфорский и рыцари-тамплиеры ; и «фракция дворян», возглавляемая Раймондом III из Триполи, который был регентом ребенка-короля Болдуина V и выступал против преемственности Гая. Раймонд III из Триполи поддержал иск сводной сестры Сибиллы Изабеллы и мужа Изабеллы Хамфри IV из Торони, и он привел конкурирующую фракцию к суду. Открытая война была предотвращена только тогда, когда Хамфри Торонский поклялся в верности Гаю, положив конец спору о престолонаследии. Мусульманский летописец Али ибн аль-Асир утверждал, что Раймонд находился в «состоянии открытого восстания» против Гая.
На фоне этих разделений Саладин стал визирем Египта. в 1169 году и взял Дамаск в 1174 году и Алеппо в 1183 году. Он контролировал весь южный и восточный фланги государств крестоносцев. Он объединил своих подданных под суннитским исламом и убедил их, что он будет вести священную войну, чтобы вытеснить христианских франков из Иерусалима. Саладин часто заключал стратегические перемирии с франками, когда возникла необходимость в решении политических проблем в мусульманском мире, и одно такое перемирие было заключено в 1185 году. Среди франков ходили слухи, что Раймонд III из Триполи заключил сделку с Саладином при что Саладин сделает его королем Иерусалима в обмен на мир. Этот слух повторил Ибн аль-Асир, но неясно, было ли это правдой. Раймонд III определенно не хотел вступать в битву с Саладином.
В 1187 году Рейнальд из Шатийона совершил набег на мусульманский караван, когда еще действовало перемирие с Саладином. Саладин поклялся убить Рейнальда за нарушение перемирия и послал своего сына аль-Афдаля ибн Салах ад-Дина и эмира Гёкбери совершить набег на франкские земли, окружающие Акко. Жерар де Ридфор и тамплиеры вступили в бой с Гёкбери в битве при Крессоне в мае, где потерпели сильное поражение. Тамплиеры потеряли около 150 рыцарей и 300 пехотинцев, которые составляли значительную часть вооруженных сил Иерусалима. Джонатан Филлипс заявляет, что «ущерб моральному духу франков и масштаб потерь не следует недооценивать, способствуя поражению при Хаттине».
В июле Саладин осадил Тверию, где Жена Раймонда III Эшива оказалась в ловушке. Несмотря на это, Раймонд утверждал, что Гай не должен вступать в бой с Саладином, и что Саладин не может удерживать Тверию, потому что его войска не выдержат так долго вдали от своих семей. рыцари-госпитальеры также посоветовали Гаю не провоцировать Саладина. Жерар де Ридфор посоветовал Гаю выступить против Саладина, и Гай последовал его совету. Норман Хаусли предполагает, что это произошло потому, что «умы обоих мужчин были настолько отравлены политическим конфликтом 1180-87 гг., Что они могли видеть только совет Раймонда, призванный принести им личную гибель», а также потому, что он потратил пожертвования Генриха II Английского на вызов армии и не хотел распускать ее без боя. Это была авантюра со стороны Гая, так как он оставил всего несколько рыцарей для защиты Иерусалима.
Осада Тверии
В конце мая Саладин собрал самую большую армию, которой он когда-либо командовал. Голанские высоты, около 40 000 человек, в том числе около 12 000 кавалеристов. Он проинспектировал свои силы в Телль-Аштара перед переходом через реку Иордан 30 июня. Саладин также неожиданно заключил союз с общиной друзов, базирующейся в Сарахмуле во главе с Джамал ад-Дином Хаджи., чей отец Карама был давним союзником Нур ад-Дина Занги. Город Сарахмул был разграблен крестоносцами несколько раз, и, согласно Джамал ад-Дину Хаджи, крестоносцы даже манипулировали ассасинами, чтобы убить трех его старших братьев. Армия Саладина была организована как центр и два крыла: Гёкбери командовал левой частью армии, сам Саладин командовал центром, а его племянник Аль-Музаффар Умар (Таки ад-Дин) — правым.
Армия крестоносцев сосредоточена в Ла Сафори ; он состоял примерно из 18 000–20 000 человек, в том числе 1 200 рыцарей из Иерусалима и Триполи и 50 из Антиохии. Хотя армия была меньше, чем армия Саладина, она все же была больше, чем обычно собираемые крестоносцами. Обычный сбор с тех, кто был обязан феодальной службе, был расширен в этом случае крайней угрозы, включив призыв к оружию всех трудоспособных мужчин в королевстве.
После примирения Раймонд и Гай встретились в Акре. с основной частью армии крестоносцев. Согласно некоторым европейским источникам, помимо рыцарей было еще большее количество легкой кавалерии и, возможно, 10000 пеших солдат, дополненных арбалетчиками из итальянского торгового флота, и большое количество наемников (включая туркополей ) нанят на деньги, подаренные королевству Генрихом II, королем Англии. Армейским штандартом была реликвия Истинного креста, которую нес епископ Акко, посланный от имени больного Патриарх Ираклий.
Когда мусульманские войска начали сооружать вторую мину для атаки цитадели 3 июля, Саладин получил известие, что Гай двинул франкскую армию на восток. Крестоносцы попались на удочку. Решение Ги покинуть Ла Сафори было результатом военного совета крестоносцев, состоявшегося в ночь на 2 июля. Записи об этой встрече предвзяты из-за личной вражды между франками, но, похоже, Раймонд утверждал, что поход из Акко в Тверию был именно тем, чего хотел Саладин, в то время как Ла Сафори была сильной позицией для защиты крестоносцев. Раймонд также утверждал, что Гаю не следует беспокоиться о Тверии, которую Раймонд держал лично и был готов отдать ради безопасности королевства. В ответ на этот аргумент и несмотря на их примирение (внутренняя политика суда остается сильной), Раймонд был обвинен в трусости Джерардом и Рейнальдом. Это побудило Гая принять решение о немедленной контратаке против Саладина в Тверии.
Движение войск в битву (Иерусалимское королевство крестоносцев выделено черным цветом, мусульманское — зеленым). Фонтейн — (Весна). Джебель — (Маунт). Тибериада — (Тверия). Тибериадское озеро — (Тивериадское озеро). Кафсарсет — (Кафр Сабт).
3 июля франкская армия двинулась в сторону Тверии, постоянно преследуемая мусульманскими лучниками. Они миновали источники Турана, которых было совершенно недостаточно для снабжения армии водой. В полдень Раймонд из Триполи решил, что армия не достигнет Тверии к ночи, и он и Гай согласились изменить курс марша и повернуть налево в направлении источников Кафр-Хаттина, всего в 6 милях (9,7 км от). Оттуда они могли отправиться в Тверию на следующий день. Мусульмане расположились между армией франков и водой, так что франки были вынуждены разбить лагерь на ночь на засушливом плато недалеко от деревни Мескена. Мусульмане окружили лагерь так плотно, что «кошка не могла сбежать». По словам Ибн аль-Асира, франки были «подавлены, измучены жаждой», в то время как люди Саладина ликовали в ожидании своей победы.
Всю ночь мусульмане еще больше деморализовали крестоносцев, молились, пели, били в барабаны, показывая символы и пение. Они подожгли сухую траву, отчего горло крестоносцев стало еще суше. Крестоносцы были истощены и деморализованы. У мусульманской армии, напротив, был караван верблюдов, который привез козьи шкуры с водой из Тивериадского озера (ныне известного как Галилейское море).
![]()
Битва при Хаттине (Гюстав Доре )
Утром 4 июля, крестоносцы были ослеплены дымом от пожаров, устроенных силами Саладина. Франки попали под огонь мусульманских конных лучников из дивизии под командованием Гёкбери, которые были пополнены 400 зарядами стрел, поднятых ночью. Рейнальд посоветовал Гаю сформировать боевые порядки и атаковать, что было предпринято братом Гая Амальриком. Раймонд возглавил первое подразделение с Раймондом Антиохийским, сыном Богемунда III Антиохийского, а Балиан и Джоселин III Эдессы сформировали арьергард.
Измученные жаждой и деморализованные, крестоносцы покинули лагерь и изменили направление к источникам Хаттина, но их рваный подход был атакован армией Саладина, которая заблокировала путь вперед и любое возможное отступление. Граф Раймонд бросил две атаки в попытке прорваться к водопроводу Тивериадского озера. Второй из них позволил ему добраться до озера и добраться до Тира.
После побега Раймонда положение Гая стало еще более безнадежным. Большая часть христианской пехоты фактически дезертировала, сбежав массой на Рога Хаттина, где они больше не играли роли в битве. Из-за жажды и ран многие были убиты на месте без сопротивления, а остальные были взяты в плен. Их положение было таким, что пятеро рыцарей Раймона подошли к мусульманским лидерам, чтобы просить их милосердно казнить их. Гай снова попытался поставить палатки, чтобы блокировать мусульманскую конницу. Христианские рыцари и конные сержанты были дезорганизованы, но продолжали сражаться.
Теперь крестоносцы были окружены и, несмотря на три отчаянных нападения на позиции Саладина, были разбиты и разбиты. Свидетельство очевидца дает 17-летний сын Саладина аль-Афдаль. Это цитирует мусульманский летописец Ибн аль-Асир:
Сдача крестоносцев
![]()
Современная интерпретация Саладина, принимающего капитуляцию Гая из Лузиньяна
Среди заключенных после битвы были Гай, его брат Амальрик II, Рейнальд де Шатийон, Вильгельм V Монферратский, Жерар де Ридфор, Хамфри IV из Торонца, Хью из Джабалы, Долина Ботрона, Хью Гибелет и другие бароны Иерусалимского королевства.
Гай из Лузиньяна и Рейнальд из Шатийона были доставлены в палатку Саладина. Саладин предложил Гаю выпить, что в мусульманской культуре было знаком того, что заключенный будет спасен, хотя Гай не знал об этом. Гай передал кубок Рейнальду, но Саладин выбил кубок из его рук, сказав: «Я не просил этого злого человека выпить, и он не спасет свою жизнь, сделав это». Затем он обвинил Рейнальда в нарушении перемирия. В некоторых сообщениях, таких как Баха ад ‘Дин, утверждается, что Саладин затем казнил самого Рейнальда одним ударом меча. Другие отмечают, что Саладин ударил Рейнальда, как знак своим телохранителям обезглавить его. Гай предполагал, что его также обезглавят, но Саладин заверил его, что «короли не убивают королей».
Последствия
Истинный Крест предположительно был исправлен. перевернутым на копье и отправлен в Дамаск.
Король крестоносцев, Ги Лузиньян, был доставлен в Дамаск как заключенный, получивший освобождение в 1188 году, в то время как другие знатные пленники были в конечном итоге выкуплены.
После казни Рейнальда из Шатийона Саладин приказал пощадить других плененных баронов и обращаться с ними гуманно. Все 200 взятых в плен рыцарей-тамплиеров и госпитальеров были казнены по приказу Саладина, за исключением Великого Магистра Храма. Казнили обезглавливанием. Святой Никасий, рыцарь-госпитальер, позже почитаемый как католик мученик, как говорят, был одной из жертв. Имад ад-Дин, секретарь Саладина, писал:
Саладин приказал обезглавить их, предпочтя оставить их мертвыми, а не в тюрьме. С ним была целая группа ученых и суфиев и определенное количество набожных людей и аскетов, каждый просил позволить ему убить одного из них, вытащил свой меч и закатал рукав. Саладин с радостным лицом сидел на своем возвышении, неверующие демонстрировали черное отчаяние.
Пленные туркополи (местные конные лучники, нанятые государствами крестоносцев) также были казнены на Приказы Саладина. Будучи номинально христианами, эти помощники считались ренегатами, предавшими ислам.
Остальные захваченные рыцари и солдаты были проданы в рабство, а один, как сообщается, был куплен в Дамаске в обмен на сандалии. Пленные франкские бароны высокого ранга содержались в Дамаске, и к ним относились хорошо. Некоторые из людей Саладина покинули армию после битвы, взяв с собой в рабство пленников-франков низшего ранга.
Королевство крестоносцев переходит к Саладину
В воскресенье, 5 июля, Саладин прошел шесть миль. (10 км) до Тверии, и графиня Эшива сдала цитадель крепости. Ей разрешили уехать в Триполи со всей ее семьей, последователями и имуществом. Раймонд Триполи, избежав битвы, умер от плеврита позже, в 1187 году.
Собрав армию в 20 000 человек, государства крестоносцев сократили гарнизоны своих замков и укрепленных поселений. Тяжелое поражение при Хаттине означало, что для защиты от сил Саладина было мало резервов. Только около 200 рыцарей избежали битвы. Важность поражения подтверждается тем фактом, что после этого 52 города и укрепления были захвачены войсками Саладина. К середине сентября Саладин захватил Акко, Наблус, Яффо, Торон, Сидон, Бейрут и Аскалон. Тир был спасен прибытием Конрада Монферратского, в результате осада Тира Саладином была отбита с большими потерями. Иерусалим защищали королева Сибилла, латинский патриарх Ираклий Иерусалимский и Балиан, которые впоследствии договорились о его сдаче Саладину 2 октября (см. Осада Иерусалима ).
Значение в истории крестовых походов
Согласно летописцу Эрнулу, известие о поражении, принесенном Риму Иосцием, архиепископом Тира, привело к смерти папы Урбана III от шока. преемник, Папа Григорий VIII, издал булл Audita tremendi, призывая к новому крестовому походу в течение нескольких дней после его избрания. В Англии и Франции десятина Саладина был принят для сбора средств для нового крестового похода. Последующий Третий крестовый поход начался только в 1189 году, но был очень успешной военной операцией, в результате которой были восстановлены многие христианские владения. Тем не менее, христианская власть над территории Святой Земли оставались уязвимыми в течение десятилетий до битвы при Ла Форби 1244 года, 57 лет спустя после битвы при Хаттине., который ознаменовал подлинный крах военной мощи крестоносцев в Outremer.
В популярной культуре
- Царство Небесное (фильм) кратко изображает сражение вместе с захватом Гая Лузиньяна и казнью Рейнальд из Шатийона Саладин
- Битва широко представлена в детском историческом романе Рыцарь-крестоносец Рональд Уэлч
Панорама
![]()
Панорама Рога Хаттина в 21 веке
О последовательности связанных кампаний, приведших к битве при Хаттине 3–4 июля 1187 г., см.:
Ссылки
- Отрывок из Хроника Эрнула в Интернет-средневековый справочник
- De Re Militari: Общество средневековой военной истории






