Алексей леонов стал первым человеком совершившим выход в открытый космос 1965 г

Алексей леонов стал первым человеком совершившим выход в открытый космос 1965 г ЮнАрмия

Слава его была всенародной. А подвиг — великим, как и у Юрия Гагарина. Сегодня, 18 марта, исполняется 55 лет выходу Алексея Леонова в открытый космос — «Известия» вспоминают, как это было.

18 марта исполнилось 40 лет со дня первого выхода человека в открытый космос. Его совершил советский космонавт Алексей Леонов (позывные «Алмаз-2»), полет которого вместе с Павлом Беляевым (позывные «Алмаз-1») на космическом корабле «Восход-2» продолжался чуть более суток. В открытом космосе Леонов пробыл всего 12 минут и 9 секунд, однако в истории космонавтики это событие стоит на втором месте по важности после подвига Юрия Гагарина. При этом в отечественной практике полет «Восхода-2» считается одним из самых сложных и напряженных. Он был настолько драматичен, что с тех пор космонавты не берут позывные с названиями камней.

11 октября 2019 года Алексей Леонов умер. Ему было 85 лет. Этот текст о нем был опубликован в марте 2014 года.

«Меня поразила тишина. Тишина, необыкновенная тишина. И возможность услышать свое собственное дыхание и сокращение сердца. Я слышал, как бьется мое сердце, я слышал мое дыхание», — Алексей Леонов

18 марта 1965 года в 10 часов 00 минут по московскому времени с Байконура стартовал космический корабль «Восток». На его борту находились два советских космонавта: командир Павел Иванович Беляев и пилот Алексей Архипович Леонов. Через полтора часа один из них шагнул в бездну, избавился от крепкой оболочки корабля и вышел в открытый космос. С планетой Земля его связывал лишь фал длиной 5,5 метров. Так далеко от своей Родины не летал еще никто.

История — странная штука: создается впечатление, что в последние лет 100 человечество внезапно решило набрать темп развития, а некоторые достижения даже спустя десятилетия выглядят почти невозможными. Восемнадцатого марта исполняется 58 лет с момента первого выхода человека в отрытый космос. Это значимое событие, в очередной раз доказавшее, что нам — человечеству — многое под силу.

Миссия заняла чуть больше суток: пилотируемый корабль «Восход-2» был запущен с космодрома «Байконур» утром 18 марта 1965 года, космонавты вернулись на Землю утром следующего дня. На борту «Восхода-2» находились Алексей Леонов и Павел Беляев, которым предстояло выполнить сложную миссию.

Для обеспечения выхода в открытый космос использовались «надувной» шлюз «Волга» и скафандр «Беркут». Камера была разработана исходя из характеристик корабля: аппаратуру кабины требовалось защитить от безвоздушного пространства (то есть полная разгерметизация не вариант), «жесткий» шлюз установить было некуда. Работу «Волги» проверили незадолго до запуска «Восхода-2» — на автоматическом корабле «Космос-57».

«Беркут», в свою очередь, также разрабатывали под пилотируемый полет с выходом в открытый космос. Это был скафандр мягкого типа, который доработали после возникших позже «нюансов» (сам «Беркут» использовали лишь раз).

«Восход-2» стартовал в десять утра по московскому времени, а уже в 11:32:31 Беляев подал команду открыть люк шлюзовой камеры, и спустя пару минут Алексей Леонов стал первым в истории человеком, вышедшим в открытый космос. На внешней оболочке корабля были установлены телекамеры, фиксировавшие процесс и передававшие сигнал на приемные станции — здесь его записывали на пленку.

Вне корабля Леонов, прикрепленный к кораблю гибким фалом длиной 5,35 метра, находился чуть более 12 минут. Конструкция скафандра показала слабую сторону: из-за разницы давлений (разные источники сообщают о 0,35, 0,4 и 0,5 атмосферы внутри и вакуума снаружи) «Беркут» раздулся. Это сильно затрудняло движения космонавта, а также возвращение в шлюз: Леонов попросту не помещался в проем.

Чтобы оказаться внутри, космонавт нарушил несколько правил: возвращался вперед головой и снизил давление в скафандре до 0,27 атмосферы без разрешения этих действий с Земли. На все потребовалось больше времени, чем было запланировано, общая продолжительность первого выхода составила 23 минуты 41 секунду при запасе кислорода на 30 минут. Леонов смог вернуться на корабль, космонавты успешно приземлились, но в нерасчетной местности.

Потребовались значительные усилия, чтобы эвакуировать Леонова и Беляева, однако миссия доказала: все возможно.

Может показаться, что состоявшийся в марте 1965 года полет и первый выход человека в космос — сплошная романтика. Это, конечно же, не так: за всем стоял труд огромного числа советских инженеров, а также воля космонавтов, в очередной раз шагнувших в неизвестность — в прямом смысле этого слова. Во время полета корабля «Восход-2» возникло немало опасных ситуаций, которые могли завершиться трагедией, что лишь добавляет этой миссии значимости. Рекомендуем, если вы вдруг пропустили, посмотреть фильм «Время первых» 2017 года, который грамотно и действительно качественно рассказывает эту историю.

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

18 марта 1965 года советский космонавт Алексей Леонов стал первым человеком, вышедшим в открытый космос. Чтобы он смог покинуть пределы космического корабля «Восход-2», конструкторы усовершенствовали устройство скафандра и разработали специальную шлюзовую камеру. Нововведения инженеров и хронология героического полета — в инфографике «Ленты.ру».

«Человек вышел в космическое пространство!» — сообщил землянам командир корабля Павел Беляев. «Восход-2» находился над Черным морем. По словам Леонова, он даже смог разглядеть судно на волнах. Когда космонавты пролетали над Волгой, Беляев включил Леонову радиотрансляцию: Юрий Левитан читал сообщение ТАСС о первом выходе человека в космос. «Когда мы приземлились, нас нашли не сразу», — рассказал позже Алексей Леонов. Приключения космонавтов продолжились на Земле.

Шлюзовая камера

Корабль «Восход-2» был обновленной версией «Восхода-1», усовершенствованной для выхода в космос. Новый аппарат вмещал не троих, а двоих космонавтов, зато одетых в скафандры. Это было необходимо, ведь во время открытия шлюзовой камеры происходила разгерметизация корабля. Изначально рассматривалось несколько вариантов выхода в космос. Один из основных предусматривал использование специального люка, однако это привело бы к большим потерям воздуха, и от идеи отказались.

Таким образом, шлюзовая камера служит промежуточным звеном между кораблем и открытым космосом, снижая риск разгерметизации. После завершения миссии в космосе камеру полагалось отсоединить от корабля (отстрелить), чтобы сохранить баллистические свойства капсулы с космонавтами при возвращении на Землю. В случае если бы отстрелить камеру не удалось, космонавтам пришлось бы отрезать ее от люка вручную.

Скафандр

Костюм для первого выхода человека в космос разработали в научно-производственном объединении «Звезда». Он получил название «Беркут». В отличие от скафандров СК-1, применявшихся в предыдущих полетах, новый костюм должен был обладать мощными системами жизнеобеспечения, терморегуляции, защиты от солнечной радиации и космического холода.Верхний комбинезон «Беркута», перчатки и обувь состояли из многослойного металлизированного материала (нескольких слоев пластиковой пленки, покрытой алюминием). Этот материал был очень прочным и образовывал жесткую герметичную оболочку, не боялся низких и высоких температур и их перепадов.

Первым американцем, вышедшим в открытый космос, стал летчик-испытатель ВВС США Эдвард Уайт. Он 3 июня 1965 года в ходе экспедиции Gemini 4 пробыл в открытом космосе 22 минуты.

Однако скафандр новой конструкции весил почти 100 килограммов, что было значительно больше 30-килограммового СК-1. Утяжеляла его и система жизнеобеспечения: в ранце на спине располагалось устройство вентиляции, пара двухлитровых баллонов с кислородом и манометр для измерения давления. В шлюзовой камере находился запасной баллон кислорода, соединявшийся со скафандром при помощи шланга. Также скафандр поменял свой цвет с оранжевого на белый — он лучше отражает солнечные лучи, а на шлеме появились светофильтры для защиты от яркого солнечного света.

Увеличившаяся более чем в три раза масса нового скафандра почти не влияла на ограничение подвижности космонавта, в отличие от жесткой герметичной оболочки. «Для того, например, чтобы сжать кисть руки в перчатке, требовалось усилие в 25 килограммов», — вспоминал Леонов.

Алексей леонов стал первым человеком совершившим выход в открытый космос 1965 г

18 марта 2023 17:02

Прошло ровно 58 лет с того момента, как в открытый космос вышел первый человек. Им стал наш космонавт Алексей Леонов, чей космический полет был совершен в паре с Павлом Беляевым. 18 марта 1965 года он совершил настоящий подвиг, сравнимый лишь с полетом Юрия Гагарина.

Леонова по праву можно назвать настоящим первооткрывателем космического пространства — его шаг в «пустоту» стал огромным шагом для всего человечества.

Сегодня, в годовщину этого памятного события, ФАН предлагает своим читателям вместе вспомнить о нем.

Подготовка корабля

Советские ученые проделали гигантскую работу для того, чтобы Алексей Леонов смог выйти в открытый космос. Задача усложнялась тем, что параллельно с советской миссией готовилась американская — в условиях космической гонки ученые и инженеры работали в условиях жесточайшего цейтнота, вновь, как и с Гагариным, корабль пришлось запускать не до конца готовым. Однако «Восток-2» уже не был тем экспериментальным космическим судном, которое пилотировал первый человек, отправившийся в космос. Корабль был надежен, однако его следовало переделать так, чтобы он был пригоден для выхода пилота в космическое пространство.

Для этого в «Восток-2» сделали специальный отсек, в котором находилась гибкая (надувная) шлюзовая камера «Волга». Без нее корабль при открытии люка просто оказался бы разгерметизированным, и весь экипаж мог погибнуть — именно такому риску оказалась подвергнута последовавшая через три месяца американская миссия, целью которой было повторение подвига Леонова. Работу «Волги» проверили незадолго до запуска «Восхода-2» — на автоматическом корабле «Космос-57». Помимо прочих полезных конструкций, в шлюзе размещались две кинокамеры для съемки всего процесса и системы освещения.

Миссия

Вылет «Восход-2» состоялся в 10 утра 18 марта с космонавтами Алексеем Леоновым и Павлом Беляевым на борту. Выйдя на орбиту, они надули шлюз и подготовили скафандр мягкого типа «Беркут». Уже в 11 часов 32 минуты Беляев подал команду поднять люк шлюзовой камеры, и спустя пару минут Алексей Леонов вышел в открытый космос. На внешней оболочке «Востока-2» были установлены телекамеры, фиксировавшие процесс и передававшие сигнал на приемные станции, где его уже записывали на пленку.

Чтобы Леонов не улетел в космическое пространство, его прикрепили к кораблю гибким фалом длиной в 5,35 метра. Как вспоминает сам космонавт, через короткое время нахождения в открытом космосе его гибкий скафандр сильно раздулся из-за разницы в давлении, в результате чего ему было крайне сложно пользоваться собственными пальцами — они буквально «вышли» из перчатки, ставшей крайне большой для них.

В результате Леонову пришлось снизить давление в скафандре до 0,27 атмосфер (при нормальном уровне в 0,4 — 0,5), чтобы просто вернуться на корабль, поскольку размеры скафандра не позволяли протиснуться ему в проем шлюза. Это создавало для него дополнительные риски: по словам самого космонавта, у него в крови начал постепенно закипать азот. Если бы Леонов спустил давление еще сильнее или пробыл бы в таком состоянии чуть дольше, миссия могла закончиться его гибелью.

Про Юнармию:  Забайкальский край

Всего космонавт провел в открытом космосе 23 минуты 41 секунду при запасе кислорода на полчаса. Однако вскоре после закрытия люка корабля экипаж заметил нарастание парциального давления кислорода в кабине. Оно возросло настолько, что даже малейшая искра могла привести к взрыву и уничтожению корабля вместе с людьми на нем. Именно так погиб экипаж американского корабля «Аполлон-1».

Впоследствии, после срабатывания аварийных механизмов, давление пришло в норму, и «Восток-2» приступил к снижению. После ряда внештатных ситуаций космонавтам все-таки удалось приземлиться, однако место, где они это сделали, оказалось настолько удаленным от населенных пунктов, что властям СССР пришлось устраивать целую спасательную операцию. Спустя двое суток, проведенных в лесу, Леонов и Беляев были эвакуированы на вертолете. Впоследствии оба были отмечены советской властью званиями и наградами.

Отражение в культуре

Самым ярким высказыванием на тему первого выхода человека в открытый космос стала картина режиссера Дмитрия Киселева «Время первых», где роль Леонова исполнил Евгений Миронов, а Беляева — Константин Хабенский. Фильм получил хорошие отзывы кинокритиков и был благосклонно принят зрителями.

Российские СМИ писали, что «Время первых» поражает сочетанием голливудских спецэффектов и «родных» актеров, что еще совсем недавно сложно было представить. Среди журналистов даже звучали предложения «писать по «Времени первых» учебник для российских кинематографических вузов и школ». В то же время, некоторые критики отмечают, что фигура Беляева оказалась «чересчур пессимистичной», а его роль в миссии по сравнению с реальным прототипом — занижена.

Так или иначе, но в целом фильм сумел отразить самое важное — историчность событий, в которых довелось поучаствовать Леонову и Беляеву. Обоих пионеров космоса можно назвать настоящими героями — и это не фигура речи.

Ранее ФАН писал про подвиг и жизнь Юрия Гагарина в честь 89 лет со дня его рождения.

На старт! Внимание! Марш!

Алексей леонов стал первым человеком совершившим выход в открытый космос 1965 г

ЛЕОНОВ ВЫХОДИТ В ОТКРЫТЫЙ КОСМОС, фото из архива РГАНТД

Первыми осуществить выход человека в открытый космос планировали США. Старт американского корабля в рамках этой миссии был назначен на 28 апреля 1965 года. Однако Советский Союз сумел опередить их. 18 марта того же года в 10 часов утра по московскому времени с космодрома «Байконур» стартовал космический корабль «Восход-2», на котором находились командир экипажа подполковник Павел Иванович Беляев и второй пилот майор Алексей Архипович Леонов.

Экипаж корабля подбирался с особой тщательностью. Беляев был самым опытным лётчиком в первом отряде космонавтов, а Леонов лучше всех переносил тренировки в барокамере и центрифуге, а также больше других подходил по морально-психологическим данным. Причем следует отметить, что участие Беляева в полете первоначально не планировалось — по состоянию здоровья он был на грани отчисления. Его включили позже, по настоянию Гагарина.

Первая неприятность произошла перед стартом. Рано утром 17 марта ракету и корабль установили на стартовой площадке. Рядом с кораблем на лебедке, зафиксированной при помощи защелки, подвесили двухметровый шлюз в наддутом состоянии. Таким образом в течение суток его проверяли на герметичность. Солдат, оставленный для охраны «объекта», от нечего делать шлепал пальцем по защелке. После очередного удара защелка выскочила, шлюз упал и разорвался. Запасного не было, и на корабль в срочном порядке поставили тот, на котором космонавты тренировались.

Сам старт прошел без осложнений. Как вспоминают его участники на Земле, первые 40 секунд полета казались особенно долгими — в случае аварии на этой стадии спасение экипажа почти невозможно. Но корабль вышел на заданную орбиту, достигнув высоты в 497,7 километра. До этого ни один пилотируемый космический аппарат так высоко не летал.

Как только «Восход-2» перешел в свободный полет, Леонов вместе с Беляевым стал готовиться к эксперименту. В начале второго витка была произведена полная разгерметизация шлюзовой камеры, а через шесть минут, в 11:34, Леонов вышел из нее в космическое пространство.

Триумфатор

23 марта их встречала столица. Врачи разрешили героям участие в многолюдных митингах. Леонов любил и умел поговорить, публичности не боялся. «Когда я выходил из шлюза, то ощутил мощный поток света и тепла, напоминающий электросварку. Надо мной было черное небо и яркие немигающие звезды. Солнце представлялось мне как раскаленный огненный диск», — так образно и бойко он рассуждал с трибуны Мавзолея.

Встреча экипажа космического корабля «Восход-2» Алексея Леонова и Павла Беляева в Москве, 23 марта 1965 года

Резонанс этого полета сравним только с гагаринским. Американцы уже несколько месяцев готовились к выходу в открытый космос, но Королёв снова сыграл на опережение. Американский астронавт вышел в «свободный полет» ровно на три месяца позже Леонова.

Автор — заместитель главного редактора журнала «Историк»

Корабль

Алексей леонов стал первым человеком совершившим выход в открытый космос 1965 г

«Восход-2» стал усовершенствованной версией первого корабля, на котором в 1964 году впервые был совершен одновременный полет сразу трех космонавтов: Владимира Комарова, Константина Феоктистова и Бориса Егорова. В кабине было так тесно, что им пришлось лететь без скафандров, и в случае разгерметизации корабля им грозила неминуемая гибель. Вес «Востока-2» составлял почти 6 тонн, диаметр 2,5 метра, а высота почти 4,5 метра. Новый корабль приспособили для полета двух человек и оснастили уникальным надувным шлюзом для выхода в открытый космос «Волга» — там камера надувалась и готова была принять космонавта. Ее внешний диаметр 1,2 метра, внутренний всего 1 метр, а длина – 2,5 метра. При подготовке к посадке камера отстреливалась и корабль приземлялся без нее.

Алексей леонов стал первым человеком совершившим выход в открытый космос 1965 г

Стоит отметить, что полет «Восхода-2» со шлюзовой камерой и экипажем на борту был рискованным, так как предварительно проверить работу всех систем не удалось. 22 февраля 1965 года, меньше чем за месяц до полета Беляева и Леонова, беспилотный корабль «Космос-57» (копия «Востока-2») во время испытательного полета был взорван из-за ошибочной команды на самоуничтожение. Несмотря на это, Королев (главный конструктор всей программы) и Келдыш (Президент Академии Наук СССР), посоветовавшись с космонавтами, решили не отменять запланированный полет.

Угрозы

Алексей леонов стал первым человеком совершившим выход в открытый космос 1965 г

Вы все, конечно же, смотрели фильм «Гравитация», получивший 7 Оскаров, а потому должны иметь хорошее представление о всех опасностях, угрожающих космонавту в открытом космосе. Это опасность потерять связь с кораблем, опасность столкнуться с космическим мусором и, наконец, опасность истечения запасов кислорода до возвращения на корабль. Помимо этого существует и опасность перегрева или переохлаждения, а также поражения радиацией.

Леонов был привязан к кораблю прочным фалом длиной пять с половиной метров. В ходе полета, он неоднократно вытягивался на всю длину и снова подтягивался к кораблю, фиксируя все свои действия на кинокамеру. В 60-х еще не существовало ракетных ранцев (устройство для перемещения и маневрирования космонавта) позволяющих полностью свободно отделяться от корабля и возвращаться на него, так что тонкая крепкая веревка на двух металлических карабинах — это в буквальном смысле все, что связывало Леонова с жизнью и возможностью вернуться домой.

вероятность столкнуться с каким-либо космическим мусором, вращающимся на орбите Земли, в 1965 году была еще очень мала. До полета «Восхода-2» в космосе побывали всего лишь 11 пилотируемых кораблей и несколько спутников, при этом на довольно низких орбитах с относительно большой плотностью атмосферных газов, соответственно, большая часть мельчайших частиц краски, обломков и прочего мусора, остающегося после этих кораблей, вскоре сгорала, не успев причинить никому вреда. До формулирования  было еще далеко, и советская космическая программа не воспринимала эту опасность всерьез.

Скафандр «Беркут», разработанный специально для выхода в открытый космос и имевший полную автономность, имел запас всего в 1666 литров кислорода, а для поддержания необходимого давления газа и жизнедеятельности космонавта необходимо было тратить больше 30 литров в минуту. Таким образом, максимальное время пребывания вне корабля составляло всего лишь около 45 минут, и это на все про все: вход в шлюз, выход в открытый космос, пребывание в свободном полете, возвращение в шлюз и ожидание времени его закрытия. Общее время выхода Леонова составило 23 минуты 41 секунду (из них вне корабля 12 минут 9 секунд). Никакого запаса на исправление ошибок или спасение не предусматривалось.

Температурный режим и радиация

Леонов успел фактически чудом успеть завершить свой выход до попадания корабля в тень от Земли, где низкие температуры могли осложнить все его действия и привести к смерти. В кромешной тьме он бы не смог справиться с фалом и входом в шлюз. Нахождение на солнечной стороне в течение каких-то 12 минут заставляло его обливаться потом. «Терпения уже не было, по лицу пот тек не градом, а потоком, да такой едкий, что глаза жгло» — вспоминает Леонов. Что касается радиации, то тут ему относительно повезло. На апогее орбиты почти в 500 километрах над землей, «Восход-2» задевал только нижний край радиационно-опасной зоны, где излучение может составлять до 500 рентген/час (смертельная доза за несколько минут), кратковременное нахождение в ней и хорошее стечение обстоятельств не привели к страшным последствиям. По приземлении у Леонова зафиксировали дозу в 80 миллирад, что значительно превышает норму, но к повреждениям здоровья не приводит.

Через Вселенную

18 марта 1965 года космический корабль «Восход-2» вышел на орбиту. В 11 часов 34 минуты 51 секунду по московскому времени Леонов благополучно, как на тренировке, вышел в безвоздушное пространство. С кораблем его связывал фал длиной 5,35 метра. Беляев передал в центр управления полетом: «Внимание! Человек вышел в космическое пространство!» В это время они пролетали над Черным морем.

За действиями Леонова в прямом эфире на экране наблюдали и Королев, и Гагарин, и Каманин. Вот он на пять метров отдалился от корабля. Все кувырки и повороты Леонова в открытом космосе в автоматическом режиме снимали на камеру. Чувствовал он себя в первые минуты хорошо, на эмоциональном подъеме. «В меня что-то поперло. Звезды были и слева, и справа, и вверху, и внизу. И я находился среди звезд. Постепенно всё успокоилось, и я понял, что я сам — частица этого гигантского мира, где живет человек, как песчинка», — так он вспоминал свои впечатления от тех первых секунд в космосе.

Летчик-космонавт СССР Алексей Леонов совершает первый в истории космонавтики выход в открытый космос, 18 марта 1965 года

Это была работа за пределами нервных и физических возможностей человека. Пульс скакнул до 190. Скафандр наполовину заполнился потом. К счастью, всё завершилось благополучно. Но спокойно отдышаться в корабле Леонову не удалось. Нештатным (а говоря попросту — крайне опасным) оказалось и возвращение на Землю. Отказала техника — и космонавты не смогли посадить свой «Восход» в автоматическом режиме. Пришлось сделать дополнительный виток вокруг Земли, во время которого Беляев перевел систему управления в ручной режим.

Про Юнармию:  Как стать доминой

Командир корабля «Восход-2» Павел Беляев (справа) и пилот Алексей Леонов устанавливают связь с космодромом на месте приземления в тайге Пермского края, 21 марта 1965 года

В истории мировой космонавтики спуска в отсутствие автоматики еще не было — ни у наших, ни у американцев. К счастью, тормозной двигатель включился благополучно — и они приземлились. Но не там, где их ждали — не в казахской степи, а в Пермской области, в глухом заснеженном лесу. Больше всего Беляев опасался приземления в населенном пункте — могли бы быть жертвы. Но положение, в которое они попали, вызывало тревогу.

Четыре часа центр управления полетами ничего не знал о судьбе космонавтов. Где они? Живы ли? Поисковая экспедиция долго не могла ответить на эти вопросы. На морозе они попытались разжечь костер. Неподалеку выли волки. Наконец, яркий парашют космонавтов, развешенный на дереве, заметил вертолетчик. Вскоре героям сбросили еду, одежду, оружие и даже коньяк. Первым делом Леонов и Беляев разогрели воду и на скорую руку помылись, после космического полета об этом мечталось острее всего.

Можно было поднять космонавтов в вертолет по веревочной лестнице. Но начальство сочло это напрасным риском, ведь Леонов и Беляев были переутомлены после полета. Каманин бушевал на чиновников-перестраховщиков: неужели наши богатыри не справятся с таким простым заданием, да для них подняться по веревочной лестнице — как для обыкновенного человека встать с кресла. Но врачи подтвердили правоту «осторожных» бюрократов.

Экипаж космического корабля «Восход-2» Алексей Леонов и Павел Беляев во время встречи в аэропорту города Перми, 21 марта 1965 года

Пришлось им вторую ночь провести в тайге, ожидая, пока лесорубы и строители соорудят посадочную площадку. На следующий день, после нескольких часов глубокого сна, Леонов и Беляев вошли в вертолет с полным соблюдением правил безопасности.

Полет

Алексей леонов стал первым человеком совершившим выход в открытый космос 1965 г

На первом же витке полета была надута шлюзовая камера. Оба члена экипажа заняли свои места и облачились в скафандры. На втором витке Леонов перелез в шлюзовую камеру, а командир плотно задраил за ним люк. В 11:28 из «Волги» стравили воздух — время пошло, теперь Леонов был полностью автономен. В 11:32 с пульта управления был открыт наружный люк, через две минуты в 11:34 Леонов покинул шлюз и отправился в открытый космос.

В момент выхода пульс космонавта составлял 164 удара в минуту. Леонов отдалился от корабля на метр, а затем снова вернулся. Тело свободно разворачивалось в пространстве. Через стекло своего шлема он смотрел на проплывающее прямо под ним Черное море, на корабли, плывущие по его темно-синей глади.

Он несколько раз повторил свой маневр отхода и подхода к кораблю, свободно вращаясь и раскинув руки, все это время разговаривая по радиостанции с командиром корабля и наземными службами. Над Волгой Беляев подключил телефон в скафандре Леонова к передачам Московского радио, по которому Левитан читал сообщение ТАСС о выходе человека в открытый космос. В это время весь мир с помощью телетрансляции с камер корабля мог видеть, как Леонов машет рукой всему человечеству прямо из открытого космоса.

Рекордный полет Леонова продолжался 12 минут и 9 секунд.

Реальность подвига

О необходимости работы человека в открытом космосе писал еще Константин Циолковский. В середине 1920-х он размышлял и о скафандрах, и о системе шлюзования. Воплотивший идеи «калужского мечтателя» в жизнь главный конструктор Сергей Королёв понимал, что ничего опаснее, чем выход в открытый космос, в работе космонавтов, пожалуй, нет. Королев считал этот эксперимент основой космической программы на много лет вперед. Человек должен научиться не только выживать, но и действовать в открытом космосе, в том числе — проявлять инициативу в критических ситуациях.

Решиться на это опасное предприятие долгое время не могли ни в СССР, ни в США. Не было ни подходящего скафандра, ни гарантии, что человек сохранит связь с кораблем и благополучно туда вернется.

Главный конструктор Сергей Королев и Мстислав Келдыш

Но советский конструктор был верен своему кредо: превращать фантастику в чертежи, а чертежи — в реальность, о которой торжественно сообщали всему миру наши дикторы — Юрий Левитан и Виктор Балашов.

Полет Беляева и Леонова, разумеется, стал одним из самых обсуждаемых событий 1965 года. Что писали о подвиге космонавтов тогдашние «Известия» — в «Известиях» сегодняшних

«Американские информационные агентства АП и ЮПИ прервали свои обычные передачи, чтобы передать как самую срочную новость сообщение о выходе на орбиту советского космического корабля «Восход-2», пилотируемого летчиками-космонавтами Павлом Беляевым и Алексеем Леоновым»

«Человек в космосе вышел из корабля. Миллионы телезрителей видели подвиг Алексея Леонова собственными глазами»

«Всё просто, если не считать того, что человек, которому нужно тепло, нужно давление на все точки тела, нужен кислород, чтобы дышать, окажется там, где царствует смертельный холод, где такая пустота, что всё живое в ней мгновенно гибнет, где нет животворящего кислорода»

«Для того, чтобы совершать межпланетные полеты, человек обязательно должен научиться работать в космическом пространстве. При этом он должен смело покидать космический корабль»

«Формидабле!» («Потрясающе!») — восторженно восклицают кубинцы, говоря о полете советских космонавтов Беляева и Леонова»

«Прошу передать мои личные поздравления космонавтам Павлу Беляеву и Алексею Леонову, а также группе советских ученых и инженеров, которые сделали возможным этот исторический подвиг» (Генеральный секретарь ООН У Тан)

Непредвиденные обстоятельства

При подготовке к полету на земле были отработаны 3000 различных аварийных ситуаций и их решений. Но Леонов говорил, что по закону в космосе случится и 3001-ая, и ее тоже нужно будет решить. Так и произошло.

«Я молча, не докладывая на Землю (вот это мое было очень большое нарушение), принимаю решение и сбрасываю давление из скафандра практически в 2 раза, на 0,27 вместо 0,5. И у меня сразу руки встали на место, я смог работать в перчатках».

Но это порождало страшные последствия — из-за падения парциального давления кислорода он попадал в зону закипания азота (, известная у ныряльщиков). А нужно было спешить. Командир корабля Беляев, видя, что тень неумолимо приближается, и в полной темноте и при предельном минусе Леонову уже ничто не сможет помочь, торопил своего пилота.

Тогда Леонов в нарушение всех инструкций сделал последнюю отчаянную попытку — сбросил с помощью клапана давление в скафандре до предельного минимума, втолкнул кинокамеру в шлюз и, развернувшись вперед головой, втянулся внутрь на руках. Это удалось сделать лишь благодаря отличной физической подготовке — измотанный организм отдал последнюю энергию этому усилию. Внутри камеры Леонов с большим трудом развернулся, задраил люк и, наконец, отдал команду выровнять давление. В 11:52 в шлюзовую камеру начал поступать воздух — это и стало окончанием выхода Алексея Леонова в открытый космос.

Открытый космос

Выход в открытый космос через шлюз не вызвал затруднений — он начался над Черным морем, а закончился над Сахалином. Беляев поддерживал с напарником непрерывную связь, следя за его работой с помощью телекамеры. Леонов плавно парил в космосе, несколько раз переворачивался, приближался к кораблю и удалялся на полную длину фала — около пяти метров. Дальше последовал короткий доклад на Землю: «Все сделано по плану. «Алмаз-2″ готовится к входу».

И тут возникли непредвиденные обстоятельства. Инструкция предписывала возвращаться в шлюз ногами вперед. Леонов подтянулся к обрезу люка, но втиснуться в шлюз не смог. Как оказалось, его скафандр непомерно раздулся от избыточного давления и стал более жестким, сковав движения. Возвращение становилось невозможным.

«Алмаз-1″: Леша, снять крышку с объектива кинокамеры! Снять крышку с объектива кинокамеры!»Алмаз-2″: Снял, снял крышку!»Алмаз-1″: Понятно!»Алмаз-2″: Вижу, вижу небо! Землю!»Алмаз-1»: Человек вышел в космическое пространство! Человек вышел в космическое пространство! Находится в свободном плавании!

Во время этого разворота нагрузка увеличилась максимально, вспоминает Леонов. Пульс дошел до 190, температура тела подскочила настолько, что до теплового удара оставались доли градуса. Космонавт потел так, что ноги в скафандре хлюпали. Едва крышка люка закрылась, Леонов вновь нарушил инструкцию и снял гермошлем, не дожидаясь подтверждения о полной герметизации. За полтора часа эксперимента он потерял шесть килограммов.

С момента открытия люка шлюза и до его закрытия Алексей Леонов находился в открытом космосе 23 минуты и 41 секунду. Но чистое время пребывания в нем считается с момента появления космонавта из шлюзовой камеры до входа обратно. Поэтому официально зарегистрированное время нахождения Леонова в открытом пространстве составляет 12 минут и 9 секунд.

Доспехи

Алексей леонов стал первым человеком совершившим выход в открытый космос 1965 г

Первый скафандр для выхода в открытый космос назывался «Беркут» (к слову, все советские и российские скафандры носят имена хищных птиц: «Орлан», «Ястреб», «Сокол», «Кречет»), вместе с ранцем он весил 40 килограмм, что, конечно же, не имеет никакого значения в условиях невесомости, но дает представление о серьезности конструкции. Все системы были максимально простыми, но эффективными. Например, конструкторы решили обойтись без регенерационной установки для экономии места и выдыхаемый углекислый газ выпускался через клапан прямо в открытый космос.

Однако на тот момент в скафандре использовались несколько новейших технологий того времени: экранно-вакуумная изоляция из нескольких слоев металлизированной ткани защищала космонавта от перепадов температуры, а светофильтр на стекле шлема спасал его глаза от яркого солнечного света.

«Беркут» использовался всего один раз во время полета «Восхода-2» экипажем Беляева и Леонова и является на данный момент единственным универсальным скафандром, то есть предназначавшимся как для спасения пилотов при разгерметизации корабля, так и для выходов в открытый космос.

Возвращение

Алексей леонов стал первым человеком совершившим выход в открытый космос 1965 г

ЛЕОНОВ И БЕЛЯЕВ НА ПЕРРОНЕ МОСКОВСКОГО ВОКЗАЛА В ЛЕНИНГРАДЕ, фото Павла Маркина

После возвращения в кабину Леонов вместе с Беляевым продолжал выполнять эксперименты, запланированные программой полета. Но череда трагических случайностей только начиналась. На 13-м витке резко упало давление в баллонах наддува кабины корабля — с 75 до 25 атмосфер. Дальнейшее падение могло привести к полной разгерметизации, но этого удалось избежать.

Спуск корабля по плану должен был проходить в автоматическом режиме. Перед этим было необходимо отсоединить шлюзовую камеру. Экипаж пристегнулся и произвел необходимые действия. Однако при отстреле трубы произошел неожиданно сильный удар, который закрутил корабль в двух плоскостях. Это привело к нерасчетным угловым ускорениям, которые вывели из строя системы ориентации и автоматической стабилизации. В свою очередь, из-за этого не произошло автоматического включения тормозного двигателя.

Корабль было решено сажать вручную. Но тут оказалось, что содержание кислорода в кабине превышено шестикратно. Малейшая искра в контактах могла вызвать пожар и взрыв. Космонавтам повезло: ничего не искрило. Но аварии продолжались: сработал клапан разгерметизации. Повезло снова — Леонов и Беляев были в скафандрах.

19 марта в 11:19, в конце 18-го витка, Беляев вручную включил систему ориентации и ввел в действие тормозную двигательную установку. Он стал первым человеком в мире, которому пришлось сажать космический корабль без помощи автоматики. Беляев практически вслепую вывел «Восход-2» на нужную траекторию. Уточняя точность ориентации корабля, космонавты опоздали с включением двигателя на 45 секунд и еле вписались в посадочное окно. Сам спуск, хотя и проходил в ручном режиме, был практически неуправляемым. О том, чтобы приземлиться в заданном районе, то есть в казахской степи, не могло быть и речи.

Про Юнармию:  Расскажите вкратце о возникновении державы турок-османов и краткое повествование, основные понятия, даты, исторические личности

При спуске произошло новое ЧП: при расстыковке кабины с двигателем не отсоединился один из тросов, и корабль стал вращаться, как гантель. В конце концов трос сгорел в плотных слоях атмосферы, и на высоте около 7 километров кабина стабилизировалась. В это время произошел отстрел парашюта.

В полутора метрах от земли на спускаемом аппарате сработала система мягкой посадки, выстрелив вниз реактивную струю. Скорость падения снизилась до 2-3 метров в секунду, и 19 марта 1965 года в 12:02 корабль с «Алмазами» на борту плавно приземлился в глухой прикамской тайге.

***

Алексей леонов стал первым человеком совершившим выход в открытый космос 1965 г

П. Беляев и А. Леонов

20 октября 1965 года Международная авиационная федерация (FAI) отметила рекорд пребывания человека в открытом космическом пространстве вне корабля — 12 минут и 9 секунд. Алексей Леонов получил высшую награду FAI — золотую медаль «Космос» за первый выход в открытое космическое пространство в истории человечества. Командир экипажа Павел Беляев также получил медаль и диплом.

Леонов стал пятнадцатым человеком в космосе, и первым человеком, совершившим следующий принципиальный шаг после Гагарина. Остаться один на один с бездной, самым враждебным пространством для человека, посмотреть на звезды лишь через тонкое стекло шлема, услышать стук своего сердца в абсолютной тишине и вернуться назад — это настоящий подвиг. Подвиг, за которым стояли тысячи ученых, инженеров, рабочих и миллионы простых людей, но совершил его один человек — Алексей Леонов.

Прошло почти четыре года со дня полета Юрия Гагарина, весь мир был увлечен космической гонкой двух сверхдержав — СССР и США. Они отправили уже по несколько пилотируемых кораблей; в 1964 впервые на советском «Восходе» нового типа в космос отправились сразу три человека, теперь предстоял следующий принципиальный шаг — выход в открытый космос.

Обе державы, усиленно занимавшиеся космической программой, одновременно приходили к очевидным проблемам, требующим решения. Рано или поздно при планируемых длительных полетах потребуются профилактические и ремонтные работы снаружи корабля, кроме самих космонавтов выполнять их будет некому, следовательно, нужно было разработать безопасную и действенную систему их осуществления. В СССР этой проблемой занимался Королев, а главным специалистом-исполнителем стал молодой космонавт из первого отряда — Алексей Леонов. По программе разработали усовершенствованный вариант новейшего космического аппарата «Восход», шлюзовую систему и специальный защитный скафандр. К февралю 1965 года все было готово, оставался последний бросок.

Уральские морозы

Алексей леонов стал первым человеком совершившим выход в открытый космос 1965 г

БЕЛЯЕВ И ЛЕОНОВ НА ПЕРВОЙ ПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИИ В ПЕРМИ, фото из архива РГАНТД

Приземление оказалось не очень удачным — «Восход-2» зажало между двух деревьев. Крышку выходного люка придавило стволом, который не позволял ей открыться до конца, а запасной люк оказался заклинен намертво. При этом открыть люки космонавты должны были сразу же после посадки, иначе за счет передачи тепла от нагревшегося корпуса внутрь температура в кабине за 10-15 минут поднялась бы до 200 градусов. Но после многократных усилий Леонову и Беляеву всё же удалось открыть люк и выбраться из корабля.

Как выяснилось позже, они приземлились в 180 километрах к северо-западу от Перми, а до ближайшей деревни было 15 километров. При этом место посадки окружал сплошной таежный лес высотой до 20 метров, а глубина снега достигала полутора метров. Вспотевшие космонавты быстро замерзли на уральском морозе. Они набили скафандры содранной со стен кабины обивкой и развели костер.

Сразу же после приземления для поисков корабля в воздух были подняты четыре самолёта «Ан-2» и военные вертолёты. С разных сторон в тайгу ринулись группы лыжников-добровольцев. Позднее даже пришлось создавать специальные отряды для розыска потерявшихся «поисковиков».

20 марта к двум часам дня к «Алмазам» на лыжах дошел глава отряда военных спасателей, которые тем временем вырубали площадку для приземления вертолетов в нескольких километрах от «Восхода». На следующий день все трое вышли к ней, и 21 марта Леонов с Белявым были доставлены в Пермь, где их наконец встретили как героев. Через два дня, выступая на митинге в Москве, Беляев скажет: «Большое впечатление произвели на нас просторы и богатства природы пермского края».

Позже, на государственной комиссии после полета, Леонов сделает самый короткий в истории космонавтики доклад: «В открытом космосе жить и работать можно».

Через десять лет дважды Герой Советского Союза Алексей Леонов снова полетел в космос, на этот раз в качестве командира космического корабля «Союз-19». Его имя носит кратер на Луне, которую он чуть не облетел. Этому помешало свертывание советской лунной программы после того, как обратную сторону спутника Земли увидели американцы. Но это уже совсем другая история.

При написании статьи использованы материалы Российского государственного архива научно-технической документации и сайта «Культурное наследие Прикамья».

Требуется художник!

Алексей Леонов входил в первый, гагаринский, состав отряда космонавтов. Считался одним из лучших по всем показателям, но полета ему до поры до времени не доставалось. А ведь ему уже шел тридцатый год.

В Леонове Королев увидел человека, который должен первым взглянуть на Землю в свободном полете, а не через иллюминатор. И тут сказалось, что первооткрыватели космоса были не только конструкторами, но и романтиками. Королев говорил, что первым увидеть нашу галактику из открытого космоса должен не только летчик, но и художник. Картины Леонова ему нравились.

Летчик-космонавт СССР Юрий Гагарин, космонавты-слушатели Алексей Леонов, Павел Беляев и летчик-космонавт СССР Владимир Комаров перед полетом космического корабля «Восход-2», 17 марта 1965 года

Вторил академику и генерал-полковник авиации Николай Каманин, «летный папа» первых космонавтов. Он писал в дневнике:

«Предстоящий эксперимент явится крупнейшим нашим достижением в освоении космоса после полета Гагарина. Для первого выхода в космос подготовлены Алексей Леонов и Евгений Хрунов (последний в составе дублирующего экипажа). Оба они отличные космонавты, а Леонов, кроме того, художник. Он, безусловно, лучше других прочувствует все своеобразие и красоту этого эксперимента и сумеет передать свои ощущения и наблюдения после возвращения на Землю»

Возвращение домой

Алексей леонов стал первым человеком совершившим выход в открытый космос 1965 г

Борьба Леонова за жизнь была завершена; люк за его спиной захлопнулся, отделив тесный светлый уютный мирок кабины «Восхода-2» от темного бесконечного холода космического пространства. Но тут возникла другая проблема. Начало повышаться парциальное давление кислорода в кабине, оно дошло уже до 460 мм и продолжало расти, — и это при норме в 160 мм. Малейшая искра в электросхемах приборов могла привезти к взрыву. Позднее выяснилось, что из-за того, что долгое время «Восход-2» был стабилизирован относительно Солнца, он нагревался неравномерно (с одной стороны +150°С, а с другой -140°С), что привело к незначительной деформации корпуса. Датчики закрытия люка сработали, но осталась небольшая щель, из которой улетучивался воздух. Система автоматики исправно обеспечивала жизнеобеспечение космонавтов, подавая в кабину кислород. Разобраться самостоятельно с этим экипаж был не в силах, и космонавтам оставалось лишь с ужасом наблюдать за показаниями приборов. Когда общее давление достигло 920 мм, люк под его напором захлопнулся, и угроза миновала — вскоре атмосфера внутри кабины нормализовалась.

Но и на этом беды космонавтов не закончились. В штатном режиме корабль должен был начать программу посадки после 17-ого витка, но тормозная двигательная установка не сработала в автоматическом режиме, и корабль продолжал с бешеной скоростью нестись по орбите. Сажать корабль пришлось в ручном режиме, Беляков сориентировал его в правильное положение и направил в безлюдную местность в тайге в районе Соликамска. Больше всего тогда командир боялся попасть в густонаселенный район и задеть линии электропередач или дома. Был также риск залететь на недружественную на тот момент территорию Китая, но всего этого удалось избежать. После включения тормозных двигателей и торможения в атмосфере потянулись мучительные секунды ожидания. Но все обошлось: парашютная система сработала в штатном режиме, и «Восход-2» приземлился в 30 километрах юго-западнее города Березники в Пермской области. Командир блестяще справился с задачей, отклонившись от расчетной точки всего на 80 км с учетом того, что корабль летел со скоростью около 30 000 км/ч.

С вертолета очень быстро обнаружили красные парашюты, повисшие на верхушках деревьев, но вот найти место для посадки и вытащить удачно приземлившийся экипаж не было никакой возможности. Двое суток Беляев и Леонов просидели в заснеженной тайге, ожидая прибытия помощи. Не вылезая из скафандров, они закутались в теплоизоляционную обшивку, обмотались стропами парашютов, развели костер, но в первую ночь согреться не удалось. Наутро им сбросили продукты и теплые вещи (пилоты сняли куртки со своих плеч), на канатах спустили группу с врачом, которая, добравшись до приземлившихся космонавтов, смогла обеспечить им лучшие условия. Все это время неподалеку вырубали площадку для приземления эвакуационного вертолета, куда космонавты могли добраться на лыжах. Уже 21 марта Беляев и Леонов были в Перми, откуда доложили об удачном завершении полета лично генсеку КПСС Леониду Брежневу, а 23 марта героев встречала Москва.

«Восход» и «Беркут»

Специально для операции «Выход» был разработан космический корабль «Восход-2», и Леонов первым активно «обживал» эту машину на Земле. На корабле была установлена надувная шлюзовая камера «Волга». Именно через нее он и должен был выйти в открытый космос. Тренировки шли на борту реактивного Ту-104 — внутри самолета установили точную копию «Восхода» — и Леонов «выплывал» из нее в условиях искусственной невесомости. Для выхода в открытый космос на предприятии «Звезда» создали мягкий скафандр «Беркут». В ранце размещались три кислородных баллона. После того как Леонов испытал его в космосе, прислушавшись к его замечаниям, ученые создали более совершенную модель, «Ястреб».

Космонавт Алексей Леонов во время передачи в дар Третьяковской галерее своей картины «Алексей Леонов, «Восход-2», 18 марта 1965 года. Первый выход в космос»

Разумеется, всё держалось в строгом секрете. Состав экипажей огласили за два дня до полета: основной — подполковник Павел Беляев (командир корабля) и майор Алексей Леонов (второй пилот, выходящий в космос); запасные — майор Дмитрий Заикин и майор Евгений Хрунов.

Последнее наставление Королева запомнилось Алексею Архиповичу на всю жизнь: «Ты там на рожон не лезь. Не мудри. Просто выйди из корабля, помаши нам рукой и — назад». Сергей Павлович считал, что нужно немного охладить Леонова, который вообще-то любил рискнуть.

Оцените статью
ЮнАрмия