Юный репортер и программа «Южный журналист»рабочая программы

Обоснование необходимости разработки программы.

В воспитании и образовании молодого поколения особую, ни с чем несравнимую роль играют средства массовой информации. Они не только становятся «окном в мир» для ребят, но и серьезно воздействуют на их жизненные идеалы и ценности: как источник социальной информации определяют, формируют не только видение мира и восприятие других людей, но и отношение к обществу. Главная же задача образовательного процесса – социализация личности, превращение ее в элемент общественных отношений. Поэтому сосуществование образовательной системы и детского СМИ должно быть плодотворным, а их взаимодействие является мощным фактором социального развития подрастающего поколения.

Описание новизны, актуальности программы.

Актуальность кружка «Юный журналист» связана и возрастает именно с решением такого блока задач общеобразовательного учреждения, как социально-творческое развитие личности, социализация и личностное становление детей и подростков в условиях современной разобщенности юных и взрослых членов общества.

Пресса, которая выпускается ребятами, дает им возможность определиться в сфере массовой коммуникации, реализоваться в интересном деле, утвердить свои успехи в общественном мнении, включает их в систему новых отношений, помогающую выявить свои способности, определиться в мире профессий. Занятия журналистикой развивают нестандартное мышление, способность к творческому восприятию и отражению мира, формируют активную и независимую жизненную позицию.

Умение интересно рассказывать и писать не приходит само собой. Этому умению нужно учиться. Введение данного факультативного курса общеобразовательного учреждения обусловлено тем, что определенный круг обучающихся стремится развить в себе эти умения, развить способности, необходимые для занятий журналистикой. Кружок «Юный журналист» ориентирован на то, чтобы обучающиеся попробовали себя в роли журналистов. Кроме того, занятия по данной программе направлены на развитие и становление личности обучающегося, его самореализацию и свободное самовыражение, раскрытие литературного таланта, экспериментальный поиск, развитие фантазии и способности мыслить гибко и четко, укрепление связей с ближайшим социальным окружением (родителями, педагогами).

Тип и вид групп.

Программа кружка «Юный журналист» рассчитана на обучающихся 8-11-х классов, заинтересованных в изучении основ журналистики и овладении практическими навыками работы, и ориентирована на применение широкого комплекса знаний по ранее изученным учебным дисциплинам, таким, как литература, русский язык, история.

Сроки реализации программы.

Срок реализации – 1  год

Учащиеся  8-11  классов (14-18 лет)

Количество детей в группе – 14 человек

Планирование рассчитано на 72  часа в учебный год.

Занятия проходят 1  раз в неделю:

вторник – 2 часа;

(всего в неделю –2 часа).

Знакомство с целями и задачами программы. Составление плана работы в кружке. Инструктаж по технике безопасности.

Журналистика в России.

Журналистика в России. Возникновение журналистики в России. «Куранты», «Петровские ведомости», «Всякая всячина» Екатерины II, «Трутень», «Московские ведомости», Краткий обзор журналов XIX века. Состояние современной журналистики в России.

Журналистское произведение. Рождение журналистского произведения, социальный заказ, приверженность определенной теме, Замысел произведения, структура, проблемная сторона замысла. Накопление материала, планирование и конкретизация идеи.

Журналистика как профессия.

Журналистика как профессия. Место и роль журналистики в современном обществе. Основные типы информации. Функции журналистики (Коммуникативная, организаторская, регулятивная, рекреационная и др.). Права и обязанности журналистов, регламентируемые  Законом о СМИ. Этика журналиста.

Типы речи. Повествование, описание, рассуждение. Особенности и различие типов речи.

Понятие о стилях речи. Научный, художественный, официально-деловой, публицистический стили. Сходство и различие художественного и публицистического стилей. Особенности публицистического стиля – лексические, фразеологические, синтаксические, изобразительно-выразительные средства.

Публицистический стиль. Сходство и различие художественного и публицистического стилей. Особенности публицистического стиля – лексические, фразеологические, синтаксические, изобразительно-выразительные средства.

Методы сбора информации.

Методы сбора первичной информации, факторы, влияющие на выбор методов. Традиционные и нетрадиционные методы. Наблюдение и эксперимент как метод сбора первичной информации. Эксперимент как метод и жанр журналистики.

Интервью как метод сбора информации.

Интервью как метод сбора информации. Проблемы, которые могут возникнуть при интервьюировании, пути их решения.

Литературное редактирование текста.

Понятие литературного редактирования, Основные виды речевых ошибок. Плеоназм и неправильное употребление фразеологизмов.

Типология периодических изданий. Газета и журнал как тип изданий.

Понятие о типе средства массовой информации, основные типологообразующие факторы. Различие печатных и аудиовизуальных СМИ. Газета как тип издания Журнал как тип издания. Различие газеты и журнала. Основные типологические признаки газеты и журнала.

Как делается газета.

Технологический цикл выпуска газеты. Основные характеристики газеты: формат, объем, тираж, шрифт, текст, понятие о газетном дизайне, модели газеты.

Заголовок и лид в газете.

Заголовок и лид в газете. Заголовок и заголовочный комплекс, информационные свойства заголовка, его функции. Способы создания заголовков. Понятие о лиде, его различные виды.

Понятие о жанре. Жанрообразующие факторы.

Понятие о жанре. Жанрообразующие факторы. Проблемы жанроразграничения, различные теории жанров журналистики.

Информационные жанры. Общая характеристика. Особенности информационных жанров, их отличительные признаки.

3аметка как жанр.

Заметка — простейшая форма оперативного газетного сообщения. Событийный повод для написания заметки. Сжатость изложения, высокая оперативность. Способы подачи краткой информации в газете и журнале: тематические, политематические, хроникальные подборки. «Перевёрнутая пирамида».

Интервью как жанр.

Интервью. Интервью как универсальный метод получения информации. Виды интервью: интервью-монолог, интервью-сообщение, интервью-диалог, интервью-зарисовка, интервью-мнение, анкета, опрос. Логика интервью. Моделирование ситуации.

Метод наблюдения. Фиксация в тексте его хода и результатов. Критерий отбора события для репортажа, предметная основа жанра. Оперативность, динамичность, наглядность, активно действующее авторское «я», внимание к детали и подробности. Событийный репортаж (оперативность, хронологичность), познавательный репортаж (в основе тема, а не событие), спортивный репортаж.

Отчет. Виды отчетов. Особенности отчетов.

Аналитические жанры, их особенности.

Аналитические жанры, их особенности. Назначение и функции аналитических жанров, их отличие от информационных жанров. Основные виды жанров.

Про Юнармию:  Рвсн факультеты

Виды статей, трансформация жанра.

Статья — жанр, предназначенный для анализа актуальных, общественно-значимых процессов, ситуаций, явлений и управляющих ими закономерностей. Функции и задачи статьи. Проблемная, общеисследовательская, полемическая, историческая.

Рецензия Предмет рецензии. Цели и задачи рецензента. Логический план рецензии. Гранд- рецензии и мини-рецензии.

Обзор и обозрение.

Обзор и обозрение. Общий обзор, обзор-презентация, информационный обзор.

Метод обозрения, стиль. Общее обозрение. Тематическое обозрение.

Художественно-публицистические жанры. Их особенности, отличия от аналитических. Образность. Очерк. Жанровое разнообразие.

Образность, типизация, насыщенность литературно-художественными средствами, языковые и стилистические особенности. Эмоциональная выразительность.

Зарисовка. Задачи зарисовки. Место зарисовки в газете.

Подведение итогов работы кружка.

Подведение итогов работы кружка. Обсуждение достигнутого, планирование дальнейшей деятельности.

Формы, методы, способы и средства реализации программы.

Обучение строится на основе процессов исследования, анализа, синтеза, проектирования. Ребята в процессе совместной деятельности  учатся ставить   перед собой цель, идти  к намеченной цели, видеть перспективу развития.

В процессе  работы по выпуску школьной газеты у ребят возрастает мотивация  к обучению.  Учащиеся  совершенствуют навыки литературного творчества, получают первый журналистский опыт, повышают грамотность. Кроме того, ребята приобретают  знания и умения по составлению текстов, планированию и макетированию газеты; демонстрируют  уровень компьютерной грамотности, коммуникативной культуры.

Программа включает в себя вопросы речевого этикета, что позволит ребятам научиться правильно,  использовать речевые этикетные формулы, умело выстраивать общение в любой ситуации.

В работе используются технологии личностно-ориентированного обучения. Организация занятий должна соответствовать принципам доступности, индивидуальности, результативности.

Основные формы и методы организации учебно-познавательной деятельности учащихся: лекции; семинарские занятия;  практические занятия (написание статей различных жанров, редактирование текстов, корректировка); ролевые игры; тренинги.

Требования к уровню подготовки обучающихся.

Учащиеся должны знать:

Учащиеся должны уметь:

Учебные пособия и иллюстративный материал:

Методические рекомендации к проведению занятий:

Занятия в кружке «Юный журналист» могут строиться по алгоритму:

  • Гринина-Земская А.М. Сочинения в газетных жанрах. Волгоград, 2002.
  • Журбина Е.И. Теория и практика художественно-публицистических, жанров. — М., 1969.
  • Калганова Т.А. Сочинения различных жанров. М.: Просвещение, 2002.
  • Корконосенко С. Г. Основы журналистики. Москва. 2002.
  • Ладыженская Т.А. Теория и практика сочинений различных жанров. М., 1997.
  • Ладыженская Т.А. и Зепалова Т. С. Развивайте дар слова. М., 1990.
  • Лозовский Б.Н. Искусство разговаривать и получать информацию. М., 1993.
  • Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики: Учебное пособие. М.: Изд-во МГУ, 1995.

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 84 г.Челябинска»

Возраст учащихся: 14–17 лет

Срок реализации программы: 1 год

Гашова Анастасия Васильевна,

педагог дополнительного образования

Раздел 1. Комплекс основных характеристик Программы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Юные журналисты»нормативный документ, созданный педагогом дополнительного образования, в котором отражается комплекс основных характеристик дополнительного образования детей (объём, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, иных компонентов, а также оценочных и  методических материалов.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Юные журналисты» составлена на основе ст. 2 п. 9 Федерального закона «Об образовании в РФ» от 29.12. 2012г. № 273-ФЗ, в соответствии с рекомендациями Министерства образования и науки РФ «О направлении рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ» от 18.11.2015 г. № 09-3242 и с учетом возрастных особенностей учащихся начальной школы.

дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы социально-педагогической направленности «Основы журналистики» (далее Программа) муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средней общеобразовательной школы № 84 г.Челябинска» (далее МАОУ «СОШ № 84 г. Челябинска») обусловлена рядом следующих объективно существующих обстоятельств.

Во-первых, содержание современных и действующих нормативно — правовых документов и инструктивно-методических материалов, сформированных на федеральном, региональном и муниципальном уровнях управления в сфере дополнительного образования, выражает потребность в реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы физкультурно-спортивной направленности «Основы журналистики» в МАОУ «СОШ № 84 г. Челябинска» и подтверждает ее важность.

Актуальность данного курса состоит в его социальной направленности на формирование активной жизненной позиции в процессе коммуникативного общения. Учащимся предлагается узнать основы журналистского дела, познакомиться с основными жанрами журналистики, побывать в роли журналистов, проявить коммуникативные качества и творческие способности. Для изучения данного курса необходимо изучить понятия журналистика, журналист, корреспондент, репортер, газета, рубрика, газетная статья и показать учащимся процесс создания газетного материала от начала до конца в его основных стадиях.

К таким документам и материалам федерального, регионального и муниципального  уровней относятся следующие:

1. Федеральные документы и материалы

1.1. Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29.12. 2012г. №273-ФЗ.

1.2. Распоряжения Правительства РФ:

— «Концепция развития дополнительного образования детей» от 04.09.2014 г. № 1726-р.

1.3. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ:

— «Об утверждении САНПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010 г. № 189;

— «Об утверждении САНПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» от 04.07. 2014г. № 41.

1.4. Приказы Министерства образования и науки РФ:

— «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников» от 28.12.2010г. № 2106;

— «Об утверждения перечня организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» от 09.06.2016 г. № 699.

1.5. Приказ Министерства просвещения РФ «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» от 09.11.2018 г. № 196.

1.6. Приказ Росстата «Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за дополнительным образованием и спортивной подготовкой детей» от 13.09.2016 № 501

Про Юнармию:  Гимназия 2 нижневартовск официальный сайт

1.7. Письма Министерства образования и науки РФ:

— «О направлении рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ» от 18.11.2015 г. № 09-3242,

— «О направлении методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности» от 18.08.2017 г. № 09-1672.

2. Региональные документы и материалы

2.1. Закон Челябинской области «Об образовании в Челябинской области» от 29.08.2013 г. № 515-ЗО.

2.2.  Письма Министерства образования и науки Челябинской области:

— «О разработке рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин в общеобразовательных учреждениях Челябинской области» от 31.07.2009 г. № 103/3404;

— «О направлении методических рекомендаций по вопросам организации текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся» от 20.06.2016 № 03/5409;

— «О направлении методических рекомендаций по формированию и реализации рабочих программ курсов внеурочной деятельности и дополнительных общеразвивающих программ» от 29.08.2017 г. № 1213/7933/1.

3. Муниципальные документы:

3.1. Распоряжение Первого заместителя Главы Администрации города Челябинска «О создании муниципального автономного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 84 г. Челябинска» от 28.06.2011 г. № 4019-к.

3.2. Приказ Комитета по делам образования  города Челябинска  «О внесении изменений № 6 в Устав МАОУ СОШ № 84 г. Челябинска»  от 05.11. 2015 г. № 1671-у;

3.3. Письмо Комитета по делам образования города Челябинска «О локальных нормативных актах образовательной организации» от 11.04.2016 г. № 16-05/1890.

Во-вторых, анализ теоретико-методических работ по дополнительному образованию детей, раскрывающих особенности дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ социально-педагогической направленности, позволил определить место данной Программы в системе с другими программами дополнительного образования детей. Следует отметить работы Кузнецова  М. А, ,  Э.Б Найминовой,  ., которые привлекли наше внимание.

В-третьих, характеристика педагогической практики, её состояния и потребностей, подтверждает значимость дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы социально-педагогической направленности «Юные журналисты».

Данная Программа выполняет две основные функции. Информационно-методическая функция позволят всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, задачах, содержании и планируемых результатах дополнительного образования учащихся. Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов дополнительного образования детей, структурирование учебного материала, определение его колическтвенных и качественных характеристик, в том числе для содержательного наполнения аттестации учащихся.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Юные журналисты» содержит два раздела: раздел 1 «Комплекс основных характеристик Программы», включающий пояснительную записку, цель и задачи Программы,        содержание Программы и планируемые результаты; раздел 2 «Комплекс организационно-педагогических условий», включающий календарный учебный график, учебный план с формами аттестации учащихся, учебно-методический комплекс, материально-технические и кадровые условия реализации Программы, а также оценочные материалы.

Ведущими принципами дополнительного образования детей по общей физической подготовке являются доступность учебного материала,  преемственность, наглядность, сбалансированность теории и практики, систематичность и последовательность.

В дополнительном образовании детей применяются следующие группы методов:  словесные (рассказ, беседа); наглядные (иллюстрация, демонстрация, использование цифровых образовательных ресурсов); практические (написание статей, очерков, создание газетных колонок).

В течение всего периода обучения учащихся проводятся различные виды контроля: текущий, тематический, итоговый. Тестовые задания направлены на проверку уровня освоения детей, отслеживание динамики изменений их показателей в течение года.

1.2.        Цели и задачи Программы

Дополнительное образование детей 15-17 лет в МАОУ «СОШ № 84 г. Челябинска»  на удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени.

Достижение поставленных целей дополнительного образование учащихся начальных классов МАОУ «СОШ № 84 г. Челябинска» обеспечивается решением следующих , направленных на:

достаточно универсально и служит ориентиром для педагога дополнительного образования в условиях вариативности начального общего образования – с одной стороны и его стандартизации – с другой.

Раздел 1. О ЧЁМ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ ЖУРНАЛИСТ, ЧТОБЫ ИЗБЕЖАТЬ НЕНУЖНЫХ ПРОБЛЕМ (12 часов)        Знакомство с журналистикой. Журналистика как профессия и общественная деятельность. Микромир редакции. Официальные лица. Права и обязанности журналиста

Профессиональные качества журналиста. Основы профессиональной культуры, этики журналиста. Виды и типы СМИ. СМИ и экология, религия, этнография, социальные проблемы и т.д. Влияние профессии на здоровье.

Раздел 2. ПРОФЕССИЯ – РЕПОРТЁР (9 часов)

Как находить нужную информацию?

Раздел 3.  ИНФОРМАЦИЯ (9 часов)

Раздел 4. ИНТЕРВЬЮ (4 часов)

Социология как составная часть журналистских знаний .Правила составления анкеты. Её виды. Правила проведения опроса. Методики опроса: мониторинг, документ. Рейтинг.

Раздел 5. РЕПОРТАЖ (15 часов)

Тема для репортажа – актуальное событие, заметка, интересные люди, по следам исторического события, собственное участие. Конкурс личных репортажейМастер-класс, подготовленный действующей редколлегией школьной газеты.

Раздел 6. ПУБЛИЦИСТИЧЕСКАЯ СТАТЬЯ (18 часов)

Формат издания и количество колонок. Виды формата и постоянные элементы издания (полоса, колонтитул и др.). Колонтитул и его роль в издании. Композиция издания: вертикальная и горизонтальная. Шрифтовое оформление, типичные ошибки при использовании шрифтов. Дизайн издания как первооснова его макета. Художественное оформление. Типология издания: периодичность выпуска, тираж, объем, формат, адресность. Понятие «выходные данные».

Эссе. Сбор материалов. Интервью. Работа по систематизации. План очерка. Лирические отступления. Композиция очерка. Типы авторского повествования.

Раздел 8. НЕТ ГАЗЕТЫ БЕЗ ЧИТАТЕЛЕЙ (4 часов)

Кем является Читатель? Какие бывают читатели газет. Встречи с читателями. Социологические исследования. Анализ работы.

Раздел 9. ПЕЧАТНАЯ ФОТОГРАФИЯ (18 часов)

Фотоинвентарь и его использование. Снимок – символ. Авторские права. Общее понятие о редактировании. Редакторская правка. Цели правки и её виды: сокращение, «рубка хвоста», переделка и т.п. Требования к авторскому материалу.

Про Юнармию:  Флаг города сочи

Раздел 10. КТО И ЗА ЧТО ОТВЕЧАЕТ В РЕДАКЦИИ (4 часов)

Авторство и соавторство при создании некоторых статей. Утверждение редакционной коллегии.

Раздел 11. ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ В РЕДАКЦИИ (25 часов)

Определение названия, тематики, идеи, задач номера. Выбор композиции газеты. Оформление газеты. Распределение обязанностей. Кто и за что  отвечает в редакции.

Функции редакционной коллегии.

Раздел 12. ПРОЕКТ ГРАФИЧЕСКОГО ОФОРМЛЕНИЯ И СОДЕРЖАНИЯ ПЕЧАТНОГО ИЗДАНИЯ (4 часов)

Что такое газета (история, назначение). Композиция газеты. Рубрики в газете: постоянные, приуроченные к знаменательным датам.

Раздел 14. РЕЗЮМЕ КУРСА (4 час)

Мастер-класс, подготовленный действующей редколлегией школьной газеты по созданию выпуска школьной газеты. Работа с рубриками. Защита макета газеты. Печать издания. Защита проектов «Моя редакция» или «Моя газета»

Планируемым результатом обучения по программе будет освоение учащимися указанными в данной программе как теоретических, так и практических знаний, умений и навыков журналистской деятельности, а именно личностных, метапредметных и предметных результатов.

Предметные результаты включают:

— журналистика как форма информационной деятельности;

— журналистика как профессия и ее возможное влияние на здоровье;

— информационный рынок;

— роль журналиста в становлении общественного мнения;

— создание журналистского текста;

— основные газетные жанры;

— редакционный коллектив;

— структура газетного номера;

— иллюстрация в газете;

— макетирование и верстка газеты.

— навыки анализа текста как конечного результата журналистской деятельности;

— создание текста в различных жанрах;

— поиск информации в различных источниках;

— первичные навыки макетирования газеты и создание номера;

— умение редактировать текст;

— умение работать в различных текстовых редакторах;

— приобретение навыков работы с научной и справочной литературой;

— развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

— развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми;

— развитие волевых качеств: целеустремленности, настойчивости, решительности и т.д.

Метапредметные результаты включают:

— овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи деятельности, поиска средств её осуществления;

— формирование умения планировать, контролировать и оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

— определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

— готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества в

Личностные результаты включают:

— умение излагать собственную мысль;

— аргументировать свою точку зрения;

— навыки ведения дискуссии;

— навыки грамотной устной и письменной речи.

Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий

2.1. Календарный учебный график

  • Кройчик Л. Система журналистских жанров // Основы творческой деятельности журналиста / Под ред. С. Корконосенко. – СПб., 2000.
  • Тертычный А. Аналитическая журналистика. – М.,1998.
  • Тертычный А. Жанры периодической печати. – М., 2008.
  • — Рэндалл Д. Универсальный журналист. – М., 2000.
  • — Смелкова З., Ассуирова Л. и др. Риторические основы журналистики. Работа над жанрами газеты. – М. 2002.
  • — Ученова В. У истоков публицистики.  – М., 1989.
  • — Шостак М. Репортер: профессионализм и этика. – М., 2002.
  • — Эпштейн М. Парадоксы новизны. – М., 1987.

Литература для учащихся

  • — Виленский М. Как написать фельетон. – М., 1982.
  • — Грабельников А. Работа журналиста в прессе. – М., 2001.
  • — Журбина Е. Искусство фельетона. – М., 1965.
  • — Канторович В. Заметки писателя о современном очерке. – М., 1973.
  • — Литературный энциклопедический словарь. – М., 1987.
  • — Лукина М. Технология интервью. – М.,  2003.
  • — Стилистика газетных жанров / Под ред. Д.Э. Розенталя. – М., 1981.
  • — Тепляшина А. Сатирические жанры современной публицистики. –СПб., 2000.
  • — Черепахов М. Работа над очерком. – М., 1966.
  • — Черникова Е. Основы творческой деятельности журналистам. – М., 2005.

Перечень используемых цифровых образовательных ресурсов

1. http: //journ.ucoz.ru/forum (форум сайта Журфак-PRO)

2. Шибаева Л. Жанры в теории и практике журналистики //http://www.relga.rsu.ru/n47/jur47.htm

3.http: //journ.ucoz.ru/forum (форум сайта Журфак-PRO)

4. Лямзина Т. Жанр эссе. К проблеме формирования теории //

Гашова Анастасия Васильевна – педагог дополнительного образования, учитель русского языка и литературы первой профессиональной категории.

Методические разработки, презентации и конспекты

Забайкальский край Борзинский район г. Борзя

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 43

Составитель: А.Г. Чернюк,

2022 — 2023 г.

Срок реализации – 1  год

Учащиеся  8-11  классов (14-18 лет)

Планирование рассчитано на 72  часа в учебный год

Занятия проходят 1  раз в неделю:

Журналистика как профессия. Место и роль журналистики в современном обществе. Основные типы информации. Функции журналистики (Коммуникативная, организаторская, регулятивная, рекреационная и др.). Права и обязанности журналистов, регламентируемые  Законом о СМИ. Этика журналиста.

Программа включает в себя вопросы речевого этикета, что позволит ребятам научиться правильно,  использовать речевые этикетные формулы, умело выстраивать общение в любой ситуации.

Основные формы и методы организации учебно-познавательной деятельности учащихся: лекции; семинарские занятия;  практические занятия (написание статей различных жанров, редактирование текстов, корректировка); ролевые игры; тренинги.

  • Сочинения в газетных жанрах. Волгоград, 2002.
  • Журбина Е.И. Теория и практика художественно-публицистических, жанров. — М., 1969.
  • Сочинения различных жанров. М.: Просвещение, 2002.
  • Корконосенко С. Г. Основы журналистики. Москва. 2002.
  • Теория и практика сочинений различных жанров. М., 1997.
  • Ладыженская Т.А. и Зепалова Т. С. Развивайте дар слова. М., 1990.
  • Искусство разговаривать и получать информацию. М., 1993.
  • Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики: Учебное пособие. М.: Изд-во МГУ, 1995.
Оцените статью
ЮнАрмия