Кто сейчас командир авроры

Кто сейчас командир авроры ЮнАрмия

Судьба знаменитого крейсера «Аврора», в последнее время казавшаяся довольно туманной, определена. Директор Центрального военно-морского музея ВМФ Александр Петров заявил, что в ближайшее время корабль ждет ремонт, который займет от года до полутора лет, после чего «Аврора» вернется на место своей «вечной стоянки» в привычном качестве музея, причем его экспозиция будет значительно расширена, а интерьеры приближены к историческим.

Правда, свой ход кораблю не вернут — эксперты сочли эту задачу технически сложной и не имеющей практического смысла. Тем более, что для самостоятельного передвижения «Авроре» нужен экипаж в составе 150 человек.

Крейсер «Аврора».

Но, судя по изменению отношения к крейсеру у нового руководства Минобороны, никаких скандальных VIP-вечеринок на «Авроре» более не будет, и корабль-музей будет поддерживаться в достойном его статуса состоянии.

Крейсеру «Аврора» была уготована участь стать одним из самых известных кораблей в истории отечественного военно-морского флота. Ирония судьбы заключается в том, что этот крейсер — далеко не самое удачное детище отечественных кораблестроителей.

Проект, по которому строились «Аврора» и две её «сестры» («Диана» и «Паллада»), создавался в большой спешке. А в таких условиях, давно известно, ничего хорошего не получается.

В конце XIX-начале XX века Российская империя активно заказывала строительство военных кораблей на иностранных судоверфях. Так, например, был создан легендарный «Варяг», построенный в Филадельфии.

Кто сейчас командир авроры

Однако в условиях нового витка гонки военно-морских вооружений было принято решение поручить строительство новых крейсеров и отечественным судоверфям.

По указанию адмирала Николая Чихачёва, управляющего Морским министерством, Морской технический комитет 2 марта 1894 года объявил конкурс на лучший проект стального быстроходного бронепалубного океанского крейсера: «истребителя торговли». Победителями были признаны три проекта, однако ни один из них реализован не был.

В 1895 году, реагируя на усиление ВМС Германской империи на Балтике, военное руководство России поставило задачу постройки трёх крейсеров для уравнения «наших морских сил с германскими и с силами прилегающих к Балтике второстепенных государств».

Наряд на проектирование и постройку новых крейсеров был 7 апреля 1895 года выдан Главным управлением кораблестроения и снабжений Морского министерства Балтийскому заводу.

Андреевский флаг с советскими орденами

Летом 1944 года, сразу после снятия блокады Ленинграда, исполнительный комитет городского Совета депутатов трудящихся принял постановление, по которому «Аврору» надлежало установить у Петроградской набережной в качестве музея-памятника истории флота и учебной базы Нахимовского училища.

Крейсер «Аврора».

В 1948 году крейсер «Аврора» был установлен на постоянную стоянку у Нахимовского училища на Большую Невку. Базой училища крейсер оставался до 1960 года, когда решением Совета министров СССР был включён в число памятников, охраняемых государством.

Пережив политические потрясения конца XX века, «Аврора» и сегодня занимает место на своей вечной стоянке. Над ней красуется, вне всяких сомнений, уникальный стяг: Андреевский флаг, украшенный орденами Красного Знамени и Октябрьской революции. Пожалуй, это лучшее описание долгой и бурной истории знаменитого корабля.

«Дашка» и «Палашка»

К тому времени «Диана» и «Паллада» уже несли боевую вахту. 17 октября 1902 года крейсер «Диана» вышел из Кронштадта на Дальний Восток в составе эскадры под командованием контр-адмирала Эвальда Штакельберга. В 1903 году «Диана» поступила в распоряжение российского посланника в Корее Александра Павлова.

Русско-японская война застала «Диану» во время дежурства на внешнем рейде Порт-Артура. Крейсер не получил серьёзных повреждений в первые месяцы войны и 28 июля 1904 года принял участие в бою в Жёлтом море между русской 1 эскадрой флота Тихого океана и Объединённым флотом Японии.

«Диана» получила серьёзные повреждения и вынуждена была уйти в порт Сайгон, где корабль интернировали местные власти. Таким образом, участие крейсера в русско-японской войне завершилось.

«Паллада» прибыла на Дальний Восток вместе с «Дианой». Генерал-адъютант Евгений Алексеев, наместник на Дальнем Востоке, осмотрев корабли, направил в столицу следующий отчёт: «Крейсера 1-го ранга „Диана“ и „Паллада“, выстроенные на казённой верфи в С.-Петербурге, значительно отстали от своих иностранных аналогов по всем частям как в отношении хода и артиллерии, так и законченности и обдуманности проекта, а также и выполнения работ».

Про Юнармию:  Беспилотник это что такое простыми словами

Крейсер «Паллада».

Крейсер «Паллада». Фото: Public Domain

Русские матросы именовали новые крейсера «Дашкой» и «Палашкой». Если «Дашка» во время русско-японской войны отделалась интернированием, то «Палашке» пришлось куда хуже. 8 февраля 1904 года крейсер был торпедирован японским миноносцем на внешнем рейде Порт-Артура. К апрелю «Палладу» удалось вернуть в строй, и она вместе с «Дианой» приняла участие в бою в Жёлтом море. В отличие от «сестры» «Паллада» после проигранного русскими сражения вернулась в Порт-Артур.

Имя от императора

За свою более чем вековую историю в жизни крейсера «Аврора» было очень много интереснейших событий, которые чаще всего оставались в тени его «революционного статуса».

«Аврора» была заложена в 1897 году, и относилась к типу бронепалубных крейсеров «Диана». «Сестрами» «Авроры» были «Диана» и «Паллада». Все корабли этого типа были названы в честь древнеримских богинь и, одновременно, в честь парусных фрегатов, ранее входивших в состав Русского флота.

Предшественник крейсера, парусный фрегат «Аврора», совершил два кругосветных путешествия и отличился при обороне Петропавловска-Камчатского в годы Крымской войны.

Кто сейчас командир авроры

Крейсер «Аврора» был официально заложен одновременно с «Дианой» и «Палладой», но строительство его шло значительно сложнее — в состав флота он вошел в 1903 году, на два года позднее других кораблей своего типа.

Будущий «корабль революции» получил имя «Аврора» от последнего русского императора Николая Второго. Название это монарх выбрал из одиннадцати предложенных ему вариантов.

Уже в советские времена, когда крейсер обрел революционный статус, к его наименованию часто добавляли эпитет «грозный». Между тем, даже в момент постройки «Аврора» уступала иностранным аналогам мощностью машин и орудий. Флотская шутка того времени гласила — от парохода «Аврора» отличается только низкой скоростью и некоторым количество маломощных пушек.

Кто сейчас командир авроры

Честь флага

Свой последний дальний поход «Аврора совершила летом 1930 года вокруг Скандинавского полуострова. Судно уже не могло совершать длительные плавания — сказывался возраст. Новый капитальный ремонт стоил слишком дорого, и был нецелесообразен. Некоторые исследователи полагают, что в 1941 году «Аврора» и вовсе могла быть исключена из состава флота — ее, по традиции, должен был сменить новейший корабль с тем же именем. Однако в эти планы вмешалась Великая Отечественная война.

Когда гитлеровцы приблизились к Ленинграду, из орудий, снятых с «Авроры», была сформирована батарея «А», которая в начале сентября 1941 года в полном окружении сдерживала атаки противника.

Оставшаяся на судне команда со средствами ПВО участвовала в отражении атак авиации противника. В сентябре 1941 года экипажем «Авроры» был уничтожен самолет противника.

Воздушные атаки и артиллерийские обстрелы «Авроры» продолжались даже тогда, когда с судна был снято и вооружение, и экипаж. Крейсер все это время не спускал своего флага, что вызывало ярость у нацистов.

Крейсер «Аврора». 1944 год.

Крейсер «Аврора». 1944 год. Фото: www.russianlook.com

Постройка «Авроры» задержалась на два года

Это был первый опыт отечественного судостроения в серийном создании кораблей такого класса. В связи с этим на этапе проектирования за образец брались аналогичные британские крейсера, в частности, «Тэлбот».

Британский крейсер «Тэлбот».

Британский крейсер «Тэлбот». Фото: Public Domain

Доработка проекта продолжалась до конца 1897 года. Имя крейсерам из предложенных вариантов выбирал лично император Николай II. Царь выбрал названия «Диана», «Паллада» и «Аврора». Крейсера были названы в честь древнеримских богинь и одновременно — в честь парусных фрегатов, ранее входивших в состав русского флота.

Закладка судов состоялась в один день: 23 мая 1897 года. На Галерном островке заложили «Палладу» и «Диану», в Новом Адмиралтействе — «Аврору». Торжественную закладку проводил великий князь Алексей Александрович, главный начальник флота и морского ведомства.

Несмотря на то, что строительство было начато одновременно, в строй корабли вошли в разное время. Крейсер «Диана» был спущен на воду 12 октября 1899 года, а вступил в строй 23 декабря 1901. Работы по «Палладе» велись примерно в те же сроки, а вот «Аврора» отставала от «сестёр» примерно на два года.

Чтобы не допустить перегрузки крейсеров, артиллерийское вооружение сократили и уменьшили калибр. Во время ходовых испытаний «Дианы» и «Паллады» выяснилось, что оба крейсера не могут достичь проектной скорости, несмотря на превышение индикаторной мощности машин над проектной.

Недостатки «Дианы» и «Паллады» пытались исправить на «Авроре», вошедшей в состав флота в июне 1903 года, но не слишком в этом преуспели.

Бронепалубный крейсер «Диана» на Малом Кронштадтском рейде.

Бронепалубный крейсер «Диана» на Малом Кронштадтском рейде. Фото: Public Domain

«Палладу» превратили в «Цугару», а затем утопили к юбилею

8 декабря 1904 года крейсер попал под огонь японской осадной артиллерии и затонул во внешней гавани Порт-Артура.

Про Юнармию:  Изучение культурной типологии с разных точек зрения, с учетом как линейной, так и локальной перспективы, и определение основных исторических типов культуры на основе историко-культурной типологии

После окончания войны практичные японцы подняли крейсер, введя его в состав своего флота в качестве учебного корабля под именем «Цугару». 

Русское командование не предприняло попыток выкупа «Паллады», как это было с «Варягом». До 1920 года на «Цугару» шла подготовка офицеров для японских ВМС, после чего судно переоборудовали в минный заградитель. В 1922 году «Цугару» окончательно был исключён из списков флота.

Закончил свою историю бывший русский крейсер в качестве мишени: в мае 1924 года японцы показательно потопили его в рамках празднования двадцатилетия победы в Цусимском сражении.

«Паллада» под обстрелом в гавани Порт-Артура.

«Паллада» под обстрелом в гавани Порт-Артура. Фото: Public Domain

Последняя битва «Авроры»

«Авроре» повезло больше: хотя культа вокруг «крейсера революции» ещё не сложилось, комиссия сочла, что состояние судна позволяет переоборудовать его в учебный корабль.

В итоге с февраля 1923 года на «Авроре» стали готовить командиров флота. Так же, как на пленённой «Палладе» готовили японских офицеров.

2 ноября 1927 года — к годовщине Октябрьской революции — «Аврору» наградили орденом Красного Знамени. 7 ноября на крейсере был в торжественной обстановке поднят Краснознамённый военно-морской флаг, а на щите носового орудия прикрепили бронзовую мемориальную табличку.

В статусе учебного корабля «Аврора» совершила несколько дальних походов, последним из которых стало плавание вокруг Скандинавского полуострова, благополучно завершившееся в августе 1930 года.

В годы Великой Отечественной войны из орудий, снятых с «Авроры», была сформирована батарея «А», которая в начале сентября 1941 года в полном окружении сдерживала атаки противника на Ленинград.

Оставшаяся на судне команда со средствами ПВО участвовала в отражении атак авиации противника. В сентябре 1941 года экипажем «Авроры» был уничтожен самолёт противника.

Воздушные атаки и артиллерийские обстрелы «Авроры» продолжались даже тогда, когда с судна было снято и вооружение, и экипаж. Крейсер всё это время не спускал своего флага, что вызывало ярость у нацистов.

Кто сейчас командир авроры

Орден с «Авророй»

В 1967 году в истории «Авроры» произошло еще одно уникальное событие — крейсер стал единственным на флоте дважды орденоносным кораблем. Орден Красного Знамени «Аврора» получила к 10-летию Октябрьской революции, а к 50-летию Октября крейсер наградили орденом Октябрьской революции.

В августе 1984 года крейсер вновь был поставлен на капитальный ремонт, завершенный в 1987 году, к 70-летию революции. Днище судна было фактически построено заново, так как настоящая подводная часть крейсера находилась в критическом состоянии. Именно эта часть ремонта вызвала горячие споры и даже заставила говорить о корабле как о «новоделе».

Как бы то ни было, крейсер «Аврора» занял прочное место в истории нашей страны, став героем фильмов, песен и народного фольклора.

Апельсины из Италии

На Родину «Аврора» вернулась лишь в феврале 1906 года, после окончания русско-японской войны и в разгар первой русской революции.

Крейсер «Аврора» на испытаниях 14 июня 1903 года.

Крейсер «Аврора» на испытаниях 14 июня 1903 года. Фото: Commons.wikimedia.org

В 1910 году с «Авророй» и ее экипажем произошла поистине уникальная история. Во время заграничного плавания крейсер зашел в итальянский порт Мессина. «Аврора» должна была торжественно получить золотую медаль в честь русских моряков, спасавших жителей города при землетрясении 1908 года. Однако в первую же ночь визита в городе вспыхнул сильнейший пожар, и уже моряки самой «Авроры» отправились спасать итальянцев от нового бедствия. Причем аварийная партия с русского корабля прибыла значительно быстрее местной пожарной команды. За это благодарные итальянцы наградили экипаж «Авроры» апельсинами и лимонами.

Кстати, через восемь дней после этого, находясь в испанской Малаге, матросам крейсера снова пришлось тушить пожар на берегу.

Кто сейчас командир авроры

Несостоявшийся «утопленник»

Перед Первой Мировой войной «Аврора» выступала в качестве учебного судна для будущих офицеров флота. В начале войны она участвовала в военных операциях, в 1916 году была отправлена на плановый капитальный ремонт. Командир крейсера, капитан 1-го ранга Михаил Никольский выступал категорически против этого, считая, что во время стоянки экипаж подвергнется вредной «революционной агитации». Никольский, сторонник жесткого порядка и железной дисциплины, пользовался нелюбовью как у матросов, так и у офицерского состава. Но в своем прогнозе капитан Никольский не ошибся — в феврале 1917 года команда поддержит революцию, а сам командир «Авроры», лично расстреливавший матросов, которых считал «агитаторами и подстрекателями», будет застрелен 28 февраля 1917 года.

К лету 1917 года основу экипажа «Авроры» составили большевики, которые подчинили себе и офицерский состав судна. Так, например, накануне Октябрьского восстания «Авроре» было дано задание очистить Николаевский мост от юнкеров. Командир корабля лейтенант Н.А.Эриксон был не в восторге от этой идеи, но судно к мосту привел лично, чтобы оно не село на мель.

Про Юнармию:  Которая занимается патриотическим воспитанием в России и Поддержкой, воспитанием и патриотизмом

Крейсер «Аврора»

Крейсер «Аврора» Фото: www.russianlook.com

Холостой выстрел «Авроры» в сторону Зимнего дворца 25 октября 1917 года произвел комендор Евдоким Огнев. После взятия Зимнего дворца Огнев, как и многие другие матросы «Авроры», будет поддерживать революционный порядок в Петрограде, а весной 1918 года погибнет в боях с белогвардейцами на Дону.

Летом 1918 года, во время наступления белой армии Юденича на Петроград, так и не отремонтированный до конца крейсер планировали затопить в Кронштадте, чтобы закрыть путь кораблям интервентов, однако такого приказа так и не последовало.

После окончания Гражданской войны «Аврора» прошла ремонт и вошла в состав флота уже в привычном качестве учебного судна.

В роли «Варяга»

Летом 1944 года, сразу после снятия блокады Ленинграда, исполнительный комитет городского Совета депутатов трудящихся принял постановление, по которому «Аврору» надлежало установить у Петроградской набережной в качестве музея-памятника истории флота и учебного базы Нахимовского училища.

Однако новая жизнь в качестве музея началась для «Авроры» со съемок в кино. Осенью 1945 года в Советском Союзе начали снимать фильм о другом легендарном крейсере — «Варяге». Роль «Варяга» досталась «Авроре», на которой для этого установили дополнительное оборудование, в том числе четвертую, фальшивую трубу.

Фрагмент картины «Крейсер Варяг» кисти Петра Мальцева.

В 1948 году крейсер «Аврора» был установлен на постоянную стоянку у Нахимовского училища на Большую Невку. Базой училища крейсер оставался до 1960 года, когда решением Совета Министров СССР был включен в число памятников, охраняемых государством.

«Проститутка», уцелевшая при Цусиме

Именно в составе 2-й Тихоокеанской эскадры крейсер «Аврора» принял «боевое крещение» в сражении при Цусиме: с «Авроры» шесть раз сбивался флаг, но он неизменно поднимался вновь. Крейсер оказался в числе тех русских кораблей, которые не достались противнику и не затонули, а вышли из сражения только после его завершения. Среди погибших в этом бою моряков был и его командир — капитан 1 ранга Е.Р.Егорьев.

После Цусимы «Аврора» в составе уцелевшей эскадры ушла в Манилу, где ввиду повреждений вынуждена была встать на ремонт, разрешение на который было получено от контролировавшего Филиппины правительства США только в обмен на отказ от дальнейшего участия в войне. Такой отказ был санкционирован лично Николаем Вторым.

Металлолом для диктатуры пролетариата

В 1906 году «Аврора» и «Диана» возвратились на Балтику, где подверглись ремонту и модернизации.

В годы Первой мировой войны оба крейсера решали аналогичные задачи: участвовали в набеговых операциях на коммуникации противника, несли дозорную службу, прикрывали минно-заградительные действия лёгких сил флота.

В 1917 году и на «Авроре», и на «Диане» произошли революционные выступления матросов. Залп «Авроры» по Зимнему дворцу вошёл в историю как сигнал к началу Октябрьской революции, что превратило крейсер в один из главных символов XX века.

«Аврора» и «Диана» вошли в состав Красного Балтийского флота. Однако как боевые единицы серьёзной ценности они уже не представляли. Оба крейсера, несовершенные уже к моменту создания, безнадёжно устарели. Начало Гражданской войны отложило принятие окончательного решения по их судьбе. Сняв артиллерию и боезапас, крейсера поставили на долговременное хранение в Кронштадте. Экипажи «Авроры» и «Дианы» в составе частей Красной Армии ушли на фронт.

В 1922 году комиссия, изучив состояние судов, вынесла вердикт: «Диану» нужно отправлять на металлолом. Осенью 1922 года крейсер был отбуксирован в Германию для разборки.

Крейсер «Аврора» на ремонте в Кронштадте.

Крейсер «Аврора» на ремонте в Кронштадте. Фото: Public Domain

«Аврора» не уронила чести в Цусимском сражении

«Аврору», испытания которой были завершены летом 1903 года, планировали срочно отправить на Дальний Восток. Но в процессе перехода у крейсера возник целый ряд неисправностей, и в апреле 1904 года «Аврора» возвратилась на базу в Либаве.

Кто сейчас командир авроры

В октябре 1904 года «Аврору» включили в состав Второй Тихоокеанской эскадры вице-адмирала Рожественского. Флотоводец дал крейсеру нелестное прозвище «Подзаборная проститутка», но в Цусимском сражении «Аврора» постояла за свою честь. С крейсера шесть раз сбивали флаг, но он неизменно поднимался вновь. Крейсер оказался в числе тех кораблей, которые не достались противнику и не затонули, а вышли из сражения только после его завершения. Среди погибших в этом бою моряков был и его командир: капитан 1 ранга Е. Р. Егорьев.

После Цусимы «Аврора» в составе уцелевшей эскадры ушла в Манилу, где ввиду повреждений вынуждена была встать на ремонт, разрешение на который было получено от контролировавшего Филиппины правительства США только в обмен на отказ от дальнейшего участия в войне.

Крейсер «Аврора». Кампания 1902 года.

Оцените статью
ЮнАрмия