19-летний срочник с «Авроры» упал в реку. Спасатели ищут его тело — кадры с места происшествия

Крейсер «Аврора» стал одним из главных символов Санкт-Петербурга, а история его службы овеяна мифами и легендами.

Русский флотоводец, адмирал З. П. Рожественский любил нестандартный подход к стандартным процессам. Среди любимейших причуд адмирала была забавлявшая матросов привычка самовольно раздавать «клички» боевым кораблям, находящимся в его ведении.

Так, броненосец «Сисой Великий» стал «Инвалидным убежищем», яхта «Светлана» — «Горничной», крейсер «Адмирал Нахимов» был назван «Идиотом», а «Аврора» удостоилась титула «Проститутка Подзаборная». Мы за Рожественского не отвечаем, но знал бы он, что за корабль называл!

Продолжение истории после рекламы

В Санкт-Петербурге спасатели нашли тело пропавшего матроса крейсера «Аврора» Вячеслава Демиденко. Об этом пишет «Фонтанка».

По информации издания, его обнаружили под Сампсониевским мостом через Большую Невку, который соединяет правый берег Невы и Петроградский остров.

Известно, что Демиденко пропал в районе указанного моста 11 августа, когда шел в строю от Военно-медицинской академии к крейсеру. Юноша был призван месяц назад в Калининграде, в Северной столице его определили в матросы, он занимал должность стрелка отделения охраны.

Мать погибшего выразила уверенность в том, что произошел несчастный случай — она заявила, что у сына были отличные показатели по здоровью, в том числе психологическому. Военное следствие возбудило дело по статье 110 («Доведение до самоубийства») УК РФ.

При этом источники «Фонтанки» утверждают, что причиной случившегося стало желание молодого человека продемонстрировать сослуживцам свою удаль.

В январе сообщалось, что в воинской части в подмосковной деревне Троице-Сельцо солдат застрелил сослуживца в комнате вооружения. По данным СМИ, к гибели юноши привело нарушение правил обращения с оружием. Контрактник случайно выстрелил в находившегося рядом солдата.

Спасатели уже несколько часов обследуют дно реки, но пока безрезультатно

Сотрудники чрезвычайных служб Санкт-Петербурга ищут в реке тело утонувшего солдата-срочника. Вызов в службу 112 поступил утром в эту пятницу, около 8 часов. По данным «Фонтанки», солдаты шли строем по переправе и внезапно один из них — 19-летний уроженец Калининграда Вячеслав Демиденко — оказался в воде.

К полудню 12 августа катер с водолазами прошел Гренадерский мост и ушел за Кантемировский

Судно идет медленно по фарватеру и, видимо, эхолотом проверяет дно

Мать солдата уверена, что это был несчастный случай. Она рассказала, что в ходе прохождения профосмотра у Вячеслава был один из лучших показателей, психологический тест на стрессоустойчивость 1-й категории и не было конфликтов с сослуживцами. Все сослуживцы отзываются о Вячеславе только положительно. Командир тоже говорит, что он был замечательный парень.

До того как пойти в армию, Демиденко получил образование при Балтийском федеральном университете имени Иммануила Канта, (поступил после 9 класса, получал техническое образование) учился хорошо, сам писал диплом и защитил его на отлично

Военное следствие возбудило уголовное дело по статье «Доведение до самоубийства».

23 февраля 2023, 11:30Кто должен отвечать за внезапные смерти и суициды в армии? Объясняет юрист14 августа 2022, 16:18Тело матроса «Авроры» нашли под тем же мостом, с которого он упал

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

Вечером 25 октября 1917 года с крейсера «Аврора» прозвучал выстрел, ставший сигналом к штурму красногвардейцами Зимнего дворца. Стрелявшим был матрос Евдоким Огнев. Как сложилась его дальнейшая судьба?

С Дона на Балтику

Евдоким Огнев родился в 1887 году в селе Старая Криуша Воронежской губернии. Семья в поисках лучшей жизни часто переезжала с места на место. После всех скитаний они осели в Области Войска Донского. Маленький Евдоким рост активным, бойким и смышленым ребенком. Его сестра Мария Павловна вспоминала, что вместе с друзьями он целыми днями пропадал на реке, где устраивал импровизированные морские бои на плотах. Во всех играх будущий моряк всегда был командиром. В 1909 году, в возрасте 22 лет, Огнев попал на службу в Балтийский флот. Новобранец проявил себя хорошо, поэтому спустя два года был направлен на обучение в школу комендоров — матросов-артиллеристов. После ее окончания он попал на легендарный крейсер «Аврора». По воспоминаниям сослуживцев, Огнев приветствовал Февральскую революцию и участвовал в освобождении политических заключенных из тюрем. Но главное событие его жизни было еще впереди. Звездный час Огнева наступил вечером 25 октября 1917 года — в разгар революционных событий.

В ночь с 24 на 25 октября крейсер «Аврора» вошел в акваторию Петрограда и встал на якорь неподалеку от Зимнего дворца. В этот момент отряды Красной гвардии продолжали захватывать ключевые точки города. К утру столица была в руках восставших. Засевшему в Зимнем дворце Временному правительству было предложено сдаться до девяти вечера 25 октября, в противном случае восставшие обещали пойти на штурм. В революционном комитете решили, что сигналом станет выстрел «Авроры». Морякам, в свою очередь, было велено наблюдать за Петропавловской крепостью: по воспоминаниям первого комиссара корабля Александра Белышева, в случае отклонения ультиматума над ней должен был загореться огонь. Сделать выстрел доверили Евдокиму Павловичу. Во тьме октябрьского вечера он внимательно глядел в сторону крепости. К 21:00 команда заняла свои места, но сигнала к выстрелу не было. Огонь над крепостью не зажегся ни в 21:15, ни в 21:30. Напряжение на «Авроре» нарастало. Отмашка была дана лишь в 21:40. Комендор Огнев спустил курок — Петроград тотчас содрогнулся от грохота шестидюймовой пушки. Спустя несколько часов дворец был взят, а временное правительство арестовано.

Про Юнармию:  Почему мы так любим смотреть фильмы про войну? Ответы на вопросы по поводу просмотра фильмов про Великую Отечественную битву

С корабля на поезд

После штурма Зимнего Огнев еще несколько недель пробыл на «Авроре». Но умелые артиллеристы были нужны и на суше. В конце ноября комендор попросился на фронт. Командование пошло навстречу и доверило ему целый «сухопутный крейсер» — бронепоезд «Смерть Каледину». Ощетинившийся пушками состав принимал участие в подавлении антибольшевистских очагов. Не обходилось и без трудностей. Так, под станцией Никитовка поезд попал в засаду и подвергся мощной артиллерийской атаке. Огнев быстро сориентировался, и в течение нескольких минут «Смерть Каледину» уничтожил нападавших. Но на бронепоезде Евдоким Павлович долго не пробыл. Он присоединился к Сальской группе войск, где возглавил кавалерийский взвод.

Роковой апрель 18-го

В середине апреля небольшой отряд Огнева, насчитывавший 78 сабель, занял хутор Казачий Хомутец. 19 апреля при большом скоплении местных жителей состоялся митинг. Огнев выступил с пламенной речью и призвал казаков встать на сторону советской власти. Между тем соседний хутор Веселое продолжали удерживать белые. Они прислали в Казачий Хомутец парламентариев и предложили закончить дело миром. Огнев не знал, что таким образом противник пытался выиграть время до подхода подкрепления. На рассвете следующего дня несколько сотен белогвардейцев окружили Казачий Хомутец. Нужно было немедленно отступать. Огнев понимал, что для этого пришлось бы бросить раненых и обоз. Евдоким Павлович приказал основным силам отряда отходить, а сам остался прикрывать отступление товарищей. Первую атаку Огневу удалось отбить, но патроны были на исходе. Из группы прикрытия в живых к тому моменту остались трое: сам комендор, его ординарец и примкнувший к ним местный казак. Троица вскочила на коней и помчалась прочь, попутно отстреливаясь. У скифского кургана казак остановился, слез с коня и выстрелил в спину Огневу. Смерть Евдокима Павловича наступила мгновенно. Похоронили моряка и кавалериста в том кургане, рядом с которым его настигла пуля. В 1966 году останки Огнева торжественно перезахоронили в Казачьем Хомутце. А спустя четыре года его имя увековечили в названии одной из улиц Ленинграда.

Корреспондент «КН» выяснил судьбу нашего земляка Дионисия Лаптиева, машиниста легендарного крейсера «Аврора» и непосредственного

История одной фотографии

Во время одной из командировок в редакции газеты Гулькевичского района среди вороха архивных фотоснимков обратил внимание на черно-белую карточку с изображением неказистого надгробия с надписью: «Лаптиев Д. П. Машинист крейсера «Аврора». Фотографии нет, даты не указаны.

Старая фотография, давшая толчок к поиску машиниста «Авроры»

Выяснить сразу, где был сделан снимок, не удалось, тогда решил провести собственное расследование и к 100-летию Октября найти этот памятник, узнать, что это был за человек.

В расследовании помогла журналистская удача. От давнего друга нашей газеты, краеведа-общественника Геннадия Таранкова из соседнего Кавказского района узнал, что машинист крейсера «Аврора» Дионисий Павлович Лаптиев жил на хуторе Лосево, где и был похоронен. Кроме того, до сих пор здравствует его приемный внук, который может рассказать много интересного!

Журналистские пути-дороги привели на хутор Лосево. Вместе с моим проводником Геннадием Таранковым отправляемся на местное кладбище, без труда находим захоронение. Оно разительно отличается от невзрачного надгробия, что я видел на старом снимке. С добротного, сделанного из гранитной крошки памятника смотрит фотография морячка с молодцевато закрученными, по дореволюционной моде усами, появились даты рождения и смерти: «2 декабря 1888 года – 5 июля 1956 года».

На хуторе Лосево осталось всего два человека, которые лично знали «деда Лаптея», как звали Дионисия Павловича хуторяне. Один из них, 77-летний Александр Попов, согласился встретиться с корреспондентом краевой газеты. Выяснились загадочные обстоятельства жизни этого удивительного человека.

Крейсер «Аврора» спущен на воду в мае 1900 года в присутствии императора Николая Второго.

В мае 1905 года «Аврора» приняла участие в Цусимском сражении, в ходе которого получила значительные повреждения и отправлена на ремонт в Кронштадт.

Ко времени начала Октябрьской революции ремонт был завершен, но большевики сделали так, чтобы крейсер остался в Санкт-Петербурге.

25 октября (по старому стилю) 1917 года крейсер дал свой знаменитый залп по Зимнему дворцу, деморализовавший его защитников и давший сигнал к началу штурма императорской резиденции.

В ноябре 1948 года крейсер переведен к окончательному месту стоянки на Большой Невке, на нем создали музей.

В 1960 году «Аврора» награждена орденом Октябрьской революции, на котором сама же и изображена.

Как вспоминает Александр Николаевич, дед никогда не рассказывал, что служил на крейсере «Аврора». Наверное, на то были причины, которые он унес с собой:

– Дионисий Дмитриевич Лаптиев родом из села Новотроицкое Воронежской области. В 30-е годы, во время сталинских репрессий, он бежал на Кубань. Долго скрывался в плавнях, пока не обосновался на хуторе Лосево, где работал в местном колхозе механиком. В 1939 году из Новотроицкого Лаптиев забрал свою жену и семью, – рассказывает Александр Попов.

Про Юнармию:  Икона спецназа. История крапового берета
Памятник Дионисию Лаптиеву на хуторе Лосево

По его словам, слава к «Деду Лаптею», как звали его хуторяне, пришла уже после смерти. На родине, в селе Новотроицком, накануне 49-летия Октябрьской революции вспомнили, что их земляк служил на «Авроре». А то, что он жил и похоронен на хуторе Лосево, узнали от Александра Попова, который приезжал на родину, в Воронежскую область.

Вот тут-то и завертелось вокруг имени простого авроровца Дионисия Лаптиева всеобщее признание. Его именем назвали улицу в родном селе Новотроицком, на хуторе Лосево установили памятник на месте его скромной могилы, в хуторском музее появился стенд, посвященный матросу-революционеру.

За что попал в немилость?

Портрет Дионисия Лаптиева находится в галерее членов команды на крейсере «Аврора». Краевед Геннадий Таранков предоставил в распоряжение редакции «КН» электронную копию пожелтевшей от времени публикации в газете «Прикубанская искра» от 1966 года, которая хранится в хуторском музее.

Один из экспонатов в хуторском музее, посвященный жизни авроровца

Вот что писал о Дионисии Лаптиеве старший научный сотрудник корабельного музея на крейсере «Аврора», капитан 1-го ранга Г. Бартев: «В 1911 году на флот был призван новобранец из Богучарского уезда Воронежской области. После обучения в Кронштадте он определен на крейсер «Аврора», где и прошла вся его военно-морская служба вплоть до демобилизации в 1918 году. Д. П. Лаптиев вместе с командой крейсера участвовал во многих революционных событиях. Он слушал В. И. Ленина во время встречи 3 апреля 1917 года на Финляндском вокзале, вместе с командой крейсера был в числе штурмовавших Зимний дворец».

После увольнения в запас Дионисий Лаптиев вернулся на родину. Работал председателем сельсовета, затем – кузнецом, принимал активное участие в становлении советской власти в селе.

О том, почему бесстрашному авроровцу, активному стороннику советской власти пришлось бежать из родного села, скрываться в кубанских плавнях, а потом жить в страхе, остается только догадываться. Скорее всего, он попал под репрессивный каток, когда уничтожались старые большевики, не согласные со Сталиным и его методами управления страной.

Немаловажным в этой истории остается и тот факт, что свои документы, как вспоминают его родственники, Дионисий Лаптиев спрятал так надежно, что потом сам их не смог найти. Всю жизнь он даже не получал пенсию. И только счастливая случайность пролила свет на необычную жизнь этого человека.

В музейной комнате хутора Лосево, где жил и похоронен машинист крейсера «Аврора» Дионисий Павлович Лаптиев, была экспозиция, посвященная легендарному авроровцу. Сейчас ведется капитальный ремонт помещения, экспонаты пока не доступны для посетителей. Хуторская общественность внимательно следит за ходом ремонта и надеется, что скоро здесь вновь появится уголок, посвященный легендарному авроровцу, который прожил загадочную жизнь.

Боевая слава

Многим современникам «Аврора» известна лишь неоднозначным фактом своей флотской биографии, как корабль, чьи орудия дали сигнал к штурму Зимнего дворца. А ведь крейсер участвовал ни много, ни мало в четырех войнах и двух революциях. Сам император Николай Второй после Цусимского боя телеграфировал экипажу:

«Сердечно благодарю вас, командиров, офицеров и команду крейсеров «Олега», «Авроры» и «Жемчуга» за их безответную, честную службу в тяжелом бою. Да утешит вас всех сознание свято исполненного долга. Николай Второй».

В 1968 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР крейсер «Аврора» за выдающиеся заслуги моряков-авроровцев в Великой Октябрьской социалистической революции и защите ее завоеваний, плодотворную работу по пропаганде боевых и революционных традиций и в связи с 50-летием Советских Вооруженных Сил был награжден орденом Октябрьской Революции, а в суровые годы Великой Отечественной войны моряки «Авроры» принимали активное участие в героической обороне Ленинграда на Дудергофских высотах, о чем повествует одна из картин, выставленных в музее на «Авроре».

Взрывы и пьяные матросы

А куда же без мифов об алкоголе и его последствиях? В последнее время из различных источников появляется любопытная информация об участии нетрезвых революционных матросов «Авроры» во взрыве форта «Павел» в 1923 году. Поговаривают даже, что пьяные матросы устроили пожар на расположенном там минном складе.

В июле 1923 года сюда приплыли на шлюпке несколько моряков с линкора «Парижская Коммуна» (бывший «Севастополь»). Закончился «отдых» моряков большим пожаром.

Курсанты с крейсера «Аврора» пытались потушить горящую мину, подожжённую моряками с «Парижской коммуны».

На форте грохотало несколько дней, и, говорят, во всём Кронштадте не осталось ни одного целого стекла. По словам одного из членов нынешней команды крейсера, во время пожара погибли четыре матроса, а многие были награждены медалями за героическую помощь в тушении.

Авторы брошюры «Форты Кронштадта» одними из первых озвучили версию причины взрыва. В советских книгах этот вопрос обходили стороной, оставалось думать, что виновата злобная контрреволюция.

Про Юнармию:  В анонсе представлены жанровые виды заметки

Исторический выстрел

Залп, ставший сигналом к штурму Зимнего дворца 25 октября 1917 года – одна из наиболее красочных легенд о крейсере. Поговаривают, что взошедшую на корабль красавицу, несмотря на общеизвестную присказку о женщине на корабле, моряки не только не прогнали, но и не посмели ослушаться. Бледнолицая, высокая и стройная девушка неземной красоты отдала приказ «Пли!», а затем исчезла из поля зрения. На настоящий момент доподлинно неизвестно, кто же осмелился стать призраком «Авроры», но большинство историков склоняется к версии, что им была известная журналистка, советская писательница и революционерка Лариса Рейснер.

Говорят, что на «Аврору» её послали не случайно, чисто психологически рассчитали, что такой красивой женщине ни один матрос не откажет.

Да и выстрел, по сведениям историков, был произведен в 21:40, в то время как штурм начался уже после полуночи, что, увы, не подтверждает теорию сигнальной функции «Авроры» в захвате. Тем не менее, Крейсер «Аврора» изображён на ордене Октябрьской Революции, которым сам же и награждён в 1967 году.

Революционный нрав корабля

Не единым выстрелом славен мятежный корабль. Еще за несколько лет до исторических событий 1917 года, в 1905, разоруженная «Аврора» стояла в манильском порту под контролем американцев после Цусимского сражения. Филиппинские острова оказались тюрьмой для чудом уцелевших матросов, вынужденных питаться гнилой пищей, не имевших возможности связаться с родными, охваченных назревающей вспышкой гнева.

На мачте успели поднять международный сигнал, символизирующий начавшийся бунт, что повлекло прибытие на борт местной полиции и портовых чиновников.

Авроровцы выдвинули свой ультиматум – улучшение питания и немедленная раздача адресованных матросам писем.

Условия были приняты американцами, но незамедлительно повлекли за собой новую вспышку мятежа – вскрытые конверты и прочитанные письма, наконец, оповестили моряков об ужасах «кровавого воскресенья».

По возвращении в Россию, большинство матросов было списано с корабля – таким образом царское правительство стремилось разъединить сложившиеся боевые экипажи во избежание революционных настроений. Попытки не увенчались успехом, и в будущем именно моряки, в том числе и новобранцы, составили революционный костяк России.

Корабль или макет

Считается, что «Аврора» — единственный отечественный корабль, сохранивший свой первозданный облик до наших дней.

Легендарный крейсер был поставлен на «вечную стоянку» напротив гостиницы «Санкт-Петербург», однако, это уже на половину не тот корабль, о котором не смолкает молва: само судно было отбуксировано в поселок Ручьи у прибрежной полосы Финского залива, распилено на части, затоплено и растащено патриотами 80-х.

При реконструкции в 1984 году была заменена большая часть основной части и надстроек незабвенной «Авроры», у нынешнего корабля-музея на новом корпусе применена технология сварных швов вместо заклепок, отличавших оригинал. Батареи, в которые вошли снятые с крейсера орудия, погибли на Дудергофских высотах, еще одно орудие было установлено на бронепоезде «Балтиец».

Об историческом орудии, возвестившем «новую эру пролетарской революции», старший мичман, хитро подмигнув нам, сказал: «Почитайте внимательно табличку на щите, там написано, что из носового орудия крейсера был произведен исторический выстрел. А про то, что стреляли конкретно из этого орудия – не сказано нигде».

Звездная жизнь крейсера

Каждый школьник, собирающийся посетить Санкт-Петербург, обязательно стремится побывать на легендарном корабле, служившим верой и правдой в стольких сражениях и являющимся ныне филиалом Центрального военно-морского музея.

На самом деле, помимо боевых заслуг и экскурсионных программ, не обошла «Аврору» и стезя шоу-бизнеса: в 1946 году крейсер сыграл роль не менее известного собрата «Варяга» в одноименном фильме. Для соответствия «гримерам» пришлось поработать: на корабле установили фальшивую четвертую трубу и несколько орудий, выстроили командирский балкон на корме и переделали носовую часть.

Эти два корабля совершенно не похожи друг на друга, но для невзыскательного зрителя «подделка» прошла незаметно.

Параллельно корпус «Авроры» был усилен бетоном, а это уже означало, что восстановлению корабль не подлежит, что определило дальнейшую судьбу судна.

Появление легенды

Вопреки патриотической роли корабля в истории страны, бытует мнение, что знаменитый крейсер был построен заграницей. На самом деле, чудо кораблестроения возникло там же, где и окончило свой славный путь – в Санкт-Петербурге.

К разработке проекта приступили еще в 1895 году, но только в июле 1897 года был подписан контракт с Обществом Франко-русских заводов на изготовление машин, котлов и всех механизмов, перечисленных в спецификации.

Столь поздние сроки достижения соглашения были обусловлены нежеланием руководства делиться чертежами с Балтийским заводом, и в течение последующих шести лет над созданием «Авроры» трудились Адмиралтейский Ижорский и Александровский чугунолитейный заводы, Завод Я. С. Пульмана, Обуховский, Металлический завод и Мотовилихинские пушечные заводы г. Пермь.

Всего в непосредственном руководстве постройкой крейсера с сентября 1896 года и до окончания ходовых испытаний, то есть почти за восемь лет, было занято четверо строителей корабля, офицеров Корпуса корабельных инженеров. К сожалению, до сих пор неизвестен автор проекта крейсера — в разных источниках называют две фамилии: К.М.Токаревского и Де Грофе, а официально строительство произведено на заводе «Новое Адмиралтейство», под руководством общества франко-русских заводов.

Оцените статью
ЮнАрмия